Научная статья на тему 'Белый аист ciconia ciconia в Ленинградской области'

Белый аист ciconia ciconia в Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
378
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Мальчевский А. С.

Второе издание. Первая публикация в 1983 г. Мальчевский А.С. 1983. Белый аист (Ciconia ciconia L.) в Ленинградской области// Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 14: 119-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Белый аист ciconia ciconia в Ленинградской области»

(на ордовикских известняках, перекрытых карбонатными моренными суглинками), где практически отсутствуют поверхностные водотоки и естественные водоёмы, гнёзд белых аистов не обнаружено.

Литература

Мальчевский А.С. 1983. Белый аист (Ciconia ciconia Ь.) в Ленинградской области // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 14: 119-124 [2-е изд.: Мальчевский А.С. 2007. Белый аист Ciconia ciconia в Ленинградской области // Рус. орнитол. журн. 16 (341): 83-].

Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480. Пчелинцев В.Г., Ильинский И.В. 2004. Кадастр гнёзд белого аиста (Ciconia ст-conia Ь.) в Ленинградской области // Птицы и млекопитающие Северо-Запада России. СПб.: 127-139.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 341: 83-87

Белый аист С1еоп1а с1соша в Ленинградской области

А. С. Мальчевский

Второе издание. Первая публикация в 1983*

О гнездовании белого аиста асота Ысота в пределах современных границ Ленинградской области до сих пор имелось лишь одно сообщение В.Л.Бианки (1923), который, ссылаясь на наблюдения Л.Брюна, писал, что в Санкт-Петербургской губернии аисты впервые появились в 1894 г. под Лугой. До этого в течение почти всего XIX столетия никаких данных о гнездовании этого вида не было (Бихнер 1884). В 1894 году белые аисты загнездились в районе озёр Череменецкое и Врево (Лужский р-н). После того как птиц начали специально привлекать на колёса, их стало больше. Однако впоследствии аисты отсюда исчезли, и до 1970-х годов никаких данных, свидетельствующих о том, что белые аисты гнездятся на территории Ленинградской области, не поступало. Имелись лишь сведения о залётах этих птиц в Сланцевский, Лужский, Гатчинский, Ломоносовский и Тосненский районы, а также под Ленинград и даже на Карельский перешеек в район Раковых озёр

* Мальчевский А.С. 1983. Белый аист (С1сои1а с1сои1а Ь.) в Ленинградской области // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 14: 119-124.

(Ри1копеп 1936) и Ладожское озеро (Носков и др. 1974). Большинство встреч было отмечено весной и в начале лета. Всего по области до 1970 г. было зарегистрировано более 50 встреч белого аиста.

Лишь в 1973 году стало известно, что белые аисты вновь загнезди-лись первоначально в Сланцевском, а затем в Лужском районах Ленинградской области. Гнездованию предшествовали частые залёты одиночных птиц и стай непосредственно в районы будущих поселений. Так, в окрестностях деревни Мерёво стая аистов, состоящая из 13 особей, была впервые отмечена 15 июля 1965. Эти птицы несколько дней кормились на окрестных полях, а затем улетели. Одиночные птицы и мелкие группы наблюдались здесь в дальнейшем почти ежегодно, вплоть до 1973 года, когда аисты снова стали прилетать партиями и преимущественно весной. Летом следующего года наблюдалась и первая попытка гнездования аистов в соседней деревне Заплотье.

Всего в Ленинградской области к настоящему времени автору известно 8 жилых гнёзд белого аиста. О трёх из них сообщил Б.В. Соколов, наблюдавший гнездование аистов в деревне Новоселье близ города Осьмино, а также в деревне Овсище Сланцевского района. Кроме того, гнездование аистов в последние годы было отмечено в деревне Щепы на границе Лужского района и Новгородской области и в деревнях Каменка и Подгородье Лужского района (сообщение А. В.Михайлова). В последнем из этих гнёзд, построенном в 1978 г., птенцов не было. Ещё два гнезда были обнаружены на юге области в деревнях Заплотье (1974) и Мерёво (1977) в 12-14 км к востоку от города Луги. В обоих случаях аистам первоначально не удалось вывести птенцов. По всей видимости, здесь гнездились молодые птицы, которые, как известно, далеко не всегда размножаются успешно. Они активно токовали, занимались строительством гнезда, долго около него находились, ночевали, но в середине июля — начале августа покинули район гнездования. В Заплотье гнездо так и осталось заброшенным, но к гнезду в Мерёво пара аистов возвратилась весной 1978 г., то есть на следующий сезон. Птицы поселились на том же дереве, заняв гнездо, недостроенное в прошлом году. Одновременно с этой гнездовой парой аистов в окрестностях деревни Мерёво в 1978 г. всё лето держались ещё 6 негнездившихся особей, у которых была заметна тенденция поддерживать пары внутри стаи.

Гнездящаяся пара появилась 28 апреля. Аисты сразу же приступили к достройке старого гнезда, которое было значительно увеличено в размерах. Гнездо располагалось на вершине крупной старой пихты, посаженной когда-то на территории бывшей помещичьей усадьбы. Вокруг неё также росли высокие деревья, с вершин которых хорошо просматривались окрестные поля, берега озера Мерёво и долина реки Луги. Аисты благополучно перенесли весенние заморозки, а также

снегопады, на несколько дней покрывшие толстым слоем снега поля Лужского района в начале мая 1978 г. Непогода, однако, не помешала откладке яиц. Уже с 10 мая в гнезде можно было постоянно видеть насиживавшую птицу. Вылупление 4 птенцов произошло в начале второй декады июня. Все птенцы в дальнейшем благополучно оставили гнездо. Когда птенцам исполнилось 1.5 месяца, они стали постоянно тренироваться в полёте: махать крыльями, подпрыгивая над гнездом. Первый их вылет из гнезда произошёл 18 августа в возрасте 9 недель. Во время кормёжек семья аистов держалась единой стаей и посещала преимущественно те поля, на которых производилась уборка урожая ржи, пшеницы, кукурузы. Иногда выводок кормился на лугах у озера и в пойме Луги. Стремление аистов посещать в первую очередь поля в момент их уборки следует, очевидно, объяснить тем, что в таких местах они с большей лёгкостью находят и ловят насекомых и грызунов, вынужденных перемещаться после сенокошения или других работ на соседние поля. На ночёвку весь выводок регулярно возвращался в гнездо. Оба родителя вплоть до отлёта ночевали на соседних деревьях, причём всегда на одних и тех же.

По вечерам во время пребывания птенцов на гнезде можно было слышать, правда очень редко, довольно громкий, различимый на расстоянии 80-100 м призывный голосовой сигнал голодных птенцов — продолжительное визгливое верещание, которое они издавали до конца пребывания их в гнездовом районе. Таким образом, в редуцированном состоянии голосовая реакция у белых аистов может проявляться не только в раннем возрасте. Нам приходилось её слышать даже у взрослых птиц во время активного дуэтного токования на гнезде.

Связь всей семьи аистов с гнездом (отдых, ночёвка) продолжалась до отлёта, то есть до 6 сентября. Необычайно поздний срок отлёта следует, видимо, связывать с затянувшейся ненастной погодой. В конце августа — начале сентября 1978 г. в Лужском районе не было ни одного ясного и тёплого дня, и аисты, очевидно, ждали «лётной погоды» — «потоков возвышения», возникающих при нагревании приземных слоёв воздуха, необходимых для парящее-планирующего полёта, которым они передвигаются на большие расстояния.

Новые данные о гнездовании белого аиста в Ленинградской области позволяют уточнить современную северо-восточную границу его ареала. Её нужно проводить сейчас по Лужскому и Сланцевскому районам Ленинградской области. Важно также отметить, что в новых районах обитания загнездившиеся аисты довольно часто не выводили птенцов. Причём в этом отношении существовала определённая закономерность: первому гнездованию в новом месте почти всегда предшествовали залёты аистов в районы их будущих поселений. Аисты, гнездившиеся впервые, во всех наблюдавшихся нами случаях птенцов не имели.

Лишь при возвращении их к гнезду на следующий год у них наблюдалось нормальное размножение, заканчивавшееся выведением птенцов. Всё это наводит на мысль о том, что новые районы у белого аиста осваиваются в основном молодыми, ранее не размножавшимися птицами, ещё не утвердившимися в своём гнездовом консерватизме. В новые места они, очевидно, попадают в результате дисперсии — разлёта от мест рождения, размах которого иногда бывает весьма значительным (Лебедева 1976). Этим, видимо, и объясняется малый процент возврата окольцованных птиц к местам своего рождения. Известны случаи смены мест гнездования и старых птиц, переселявшихся за сотни километров от мест своего прежнего гнездования (НогпЪе^ 1967). Таким образом, можно предположить, что в заселении новых мест аистами известную роль могут играть и старые особи, гнездившиеся ранее в других районах.

Появление белого аиста в Ленинградской области на гнездовье связано, несомненно, с общим процессом расселения этого вида в северо-восточном и восточном направлениях, на что уже обращалось внимание (Лебедева 1974). Интересно, что процесс освоения новых районов шёл параллельно с резким сокращением числа гнездящихся птиц на западе Европы (НогпЪе^ 1967; Лебедева 1974) при одновременном возрастании числа аистов, прилетающих на гнездование в восточные части ареала (Лебедева 1974), в частности, в прилегающие к Ленинградской области Эстонию (Вероман 1978) и Псковскую область (Мешков, Щеблыкина 1978).

Анализ данных литературы показывает, что в характере распределения гнездящихся аистов в европейской части ареала в последние десятилетия произошли существенные изменения: перераспределение особей внутри ареала и выселение части птиц за его пределы.

Мы вправе предположить, что по причине ежегодного расселения молодых птиц перемещения особей внутри ареала у белого аиста происходили постоянно, но в последнее время в связи с изменением экологической обстановки на определённых участках ареала эти перемещения приобрели направленный характер. Несмотря на свой внешний консерватизм, свойственный в основном старым птицам, белые аисты оказались достаточно пластичными в отношении территориального поведения. В целом как вид белый аист показал способность уходить от плохих условий и находить в постоянно меняющейся экологической обстановке новые благоприятные места для размножения. Нам кажется, что данный пример может служить хорошей иллюстрацией эволюционного значения явления дисперсии. Всё вышеизложенное даёт также основание критически относиться к прежнему представлению о существовании у белого аиста двух европейских популяций — западной и восточной.

Бианки В.Л. 1923. Четвёртое и последнее дополнение к «Списку птиц С.-Петербургской губернии» 1907 года и новые данные о более редких видах // Ежегодник Зоол. музея Акад. наук 24: 124-139.

Бихнер Е. 1884. Птицы С.-Петербургской губернии. Материалы, литература и критика // Тр. С.-Петерб. общ-ва естествоиспыт. 14, 2: 359-624.

Вероман Х. 1978. Результаты III международного учёта белых аистов в Эстонии в 1974 г. // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 11: 90-100. Лебедева М.И. 1974. Международный учёт белых аистов // Охота и охот. хоз-во 5: 18-19.

Лебедева М.И. 1976. Численность, миграции и экология аистов фауны СССР.

Автореф. дис. ... канд. биол. наук. М.: 1-24.

Мешков М.М., Щеблыкина Л.С. 1978. Результаты III международного учёта белых аистов на территории Псковской области в 1974 г. // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 11: 131-139.

Носков Г.А., Зимин Б.В., Резвый С.П. 1974. Миграции птиц на Ладожском озере // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 8: 3-50.

Putkonen T.A. 1936. Havaintoja lintujen kevaatmuutosta Ayrapaanjavella v. 1935 // Ornis fenn. 13, 2: 70-79.

Hornberg F. 1967. Der Weiss-Storch. Die Neue Brehm-Bucherei.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 341: 87-89

Состояние популяции и особенности биологии обыкновенной горлицы Streptopelia turtur на северо-востоке Украины

Н. П. Кныш

Кафедра зоологии, Педагогический университет,

ул. Роменская, д. 87, г. Сумы, 40002, Украина. E-mail: fizmat@sspu.sumy.ua Поступила в редакцию 22 декабря 2006

Материалы по обыкновенной горлице Streptopelia turtur собраны в 1965-2006 годах в лесостепной части Сумской области.

До начала 1980-х годов плотность населения вида в гнездовой период была высокой: дубрава вдоль внутренних опушек, зарастающие вырубки и посадки — 2-4 пары на 1 км маршрута, дубрава вдоль внешних опушек, молодые и средневозрастные субори — 1-2, полосы ольшаников и ивняков — 2-3, полезащитные и придорожные лесополосы — 0.2-0.5, сельские сады и кладбища - 0.5-1, парки в городе Сумы - 1-3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.