Научная статья на тему 'Белый аист ciconia ciconia охотится на овсянок Emberiza и других воробьиных в Намибии'

Белый аист ciconia ciconia охотится на овсянок Emberiza и других воробьиных в Намибии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Белый аист ciconia ciconia охотится на овсянок Emberiza и других воробьиных в Намибии»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1673: 4741-4745

Белый аист Ciconia ciconia охотится на овсянок Emberiza и других воробьиных в Намибии

Е.Б.Малашичев, Е.Е.Малашичева

Егор Борисович Малашичев, Елизавета Егоровна Малашичева. Кафедра зоологии позвоночных, биологический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб. 7/9, Санкт-Петербург,199034, Россия. E-mail: y.malashichev@spbu.ru

Поступила в редакцию 24 сентября 2018

Основная пища белых аистов Ciconia ciconia — прямокрылые и другие насекомые, прочие беспозвоночные (например, дождевые черви), а также позвоночные животные, которые являются более энергетически выгодной добычей. Из позвоночных аисты чаще всего добывают земноводных, реже змей и ящериц, в некоторых местностях большую долю в рационе могут составлять грызуны (Грищенко, Галчёнков 2011). Однако такой рацион возможен только в областях, где эти объекты представлены в изобилии. В южной Африке, где белые аисты проводят зиму, а молодые (в возрасте до 3 лет) особи из восточной популяции держатся круглый год (Там же), ситуация с пищевыми объектами может быть иной. Так, в долинах рек Хоаниб и Хоарусиб в северо-западной Намибии и прилегающих к пустыне Намиб горах и долинах в сухой сезон прямокрылые насекомые и грызуны малочисленны. Источниками воды служат относительно небольшие лужи, ямы, вырытые слонами Loxodonta africana и антилопами ориксами Oryx gazella в русле этих пересыхающих рек, а также искусственные водопои, представляющие собой небольшие бетонированные прудики, куда из скважины подкачивается вода. Такие водопои устраивают обычно в 20 км друг от друга, что примерно соответствует суточному переходу слонов от одного источника к другому. Искусственные водопои мелки, и в них встречаются лишь немногочисленные беспозвоночные, например, отдельные водные жуки, личинки двукрылых, а реки даже в сезон дождей без-рыбны. В этих условиях белые аисты, как оказалось, могут переходить на необычный корм.

Хотя аисты вне сезона дождей (зима в южном полушарии) обычно улетают в Восточную Европу, некоторые из них остаются в Намибии. Одна из таких молодых птиц была встречена нами у искусственного водопоя (18.993016° ю.ш., 13.157365° з.д.) между поселениями Сесфон-тейн (Sesfontain) и Пуррос (Purros) во время экспедиции по исследованию поведенческих латерализаций у хоботных и копытных в июле 2018 года. Здесь на утренней и вечерней зорях собирается особенно много птиц. Самыми многочисленными являются два вида горлиц:

Рис. 1. Охота белого аиста Ciconia ciconia на овсянок Emberiza capensis и E., у искусственного водопоя в районе Сесфонтейн-Пуррос, Дамаралэнд, Намибия. Отдельные кадры скоростной съёмки разных эпизодов охоты. Фото Е.Б.Малашичева.

Рис. 2. Охота черношейной цапли АЫеа ше1апосерЬа1а на капскую горлицу Оепа capensis у искусственного водоёма в Окакуйо, Национальный парк Этоша, Намибия. Фото А.Н.Гилёва.

капская Oena capensis и малая Streptopelia senegalensis, южноафриканские рябки Pterocles namaqua, овсянки капская Emberiza capensis и бледная E. impetuani и канареечные вьюрки: желтобрюхий Crithagra flaviventis и белогорлый С. albogularis. Водопой посещают также пара пегих воронов Corvus albus, африканские грифы Gyps africanus и уже

упомянутый белый аист. Птиц на зорях бывает так много, что они образуют несколько рядов вокруг воды. Вперёд к ней в первую очередь пробиваются более крупные птицы (горлицы и рябки), а мелкие воробьиные толпятся по периферии, образуя живое кольцо.

Белый аист постоянно держался на водопое, расхаживая по его бетонному борту, и выцеливал мелких птичек (овсянок и канареек) по периферии кольца, не затаиваясь (рис. 1). В условную «пятиминутку» наблюдений он ловил и проглатывал по 6 птиц, хватая их поперёк тела или за крылья, сидящих на земле или взлетающих. Одна из птиц вырвалась из клюва, но аист её всё равно удержал за крыло и, перехватив, проглотил. В дневные часы птиц меньше, и аист делал регулярные попытки (порой успешные) поймать пролетающих мимо птиц на лету. Однако наиболее интенсивная охота всё-таки ограничивается утренними и вечерними часами, так как в другое время нет такого большого скопления птиц у водопоя и аисту сложнее «попасть в цель». Гонимые к пруду жаждой, птицы после каждой атаки аиста взлетали вверх и тут же садились на небольшом от него расстоянии и пытались вновь пробиться к воде. Посещающие водопой грифы и пегие вороны не проявляли кормового интереса к мелким птицам.

Вероятно, овсянки и другие воробьиные птицы не воспринимали белого аиста как действительно опасного хищника и после происходящей у них на виду поимки сородичей продолжали тесниться у воды. Судя по регулярному присутствию аиста у данного пруда в разные дни, именно такой лёгкий способ охоты, а не вода как таковая, привлекал его первостепенное внимание. По всей видимости, «шаговая» доступность нового корма позволила аисту комфортно проводить время в недостаточно кормных условиях пустыни.

Питание аиста птицами, тем более ловля их влёт, редко описывается в орнитологической литературе, вероятно, из-за мимолётности данного события (см. обзор редких случаев у: Berthold 2004). Нами такое поведение наблюдалось в течение нескольких дней многократно, что подтверждает не только потенциальную способность белого аиста ловить птиц влёт, но и возможность его перехода на такую подвижную и необычную добычу как на рутинный корм в соответствующих благоприятных обстоятельствах (дефицит источников воды и большое число мелких воробьиных, скапливающихся у водопоев).

Некоторые другие африканские аистообразные, такие как черно-шейная цапля Ardea melanocephala — известные охотники на птиц у водопоев (Kopij 2006; см. рис. 2), однако до сих пор упоминаний белого аиста в этом коротком списке орнитофагов не было.

Экспедиция в Намибию, где были произведены наблюдения, поддержана Российским Научным Фондом (проект № 14-14-00284п). Помощь в определении некоторых птиц оказал А.Н.Гилёв, он же представил фотографии охотящейся черношейной цапли.

Литература

Грищенко В.Н., Галчёнков Ю.Д. 2011. Белый аист Ciconia ciconia (Linnaeus, 1758) // Птицы России и сопредельных регионов: Пеликанообразные, Листообразные, Фла-мингоообразные. М.: 384-416. Berthold P. 2004. Aerial «flycatching»: non-predatory birds can catch small birds in flight // J. Ornithol. 145: 271-271.

Kopij G. 2006. Diet of the black-headed heron Ardea melanocephala during the breeding season in South African grasslands // Biologia 61, 2: 241-244.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск Ï673: 4745-4748

О хищничестве большого пёстрого дятла Dendrocopos major под Архангельском

В.А.Андреев

Валерий Аркадьевич Андреев. Северный (Арктический) федеральный университет. Набережная Северной Двины, д. 17, Архангельск, 1в3002, Россия. E-mail: vandreev@atnet.ru

Поступила в редакцию 25 сентября 2018

Хищничество большого пёстрого дятла Dendrocopos major, проявляющееся в похищении из гнёзд других птиц птенцов и яиц, наблюдали в разных регионах: Башкирии (Черных 1972), Северной Осетии (Комаров 1997), Карелии (Зимин, Артемьев 1998), Ленинградской и Псковской областях (Голованова, Пукинский 19вв; Гавлюк 197в; Митрофанов, Гавлюк 197в; Мальчевский, Пукинский 1983; Бардин 198в, 2009), в Московской области (Иноземцев 19в1), в Окском заповеднике (Иванчев 1991, 1995, 2000), на Южном Урале (Коровин 1984), в Германии (Ludescher 1973), Финляндии (Orell, Ojanen 1983) и др.

В синичниках, которые я вывешиваю на своём дачном участке в окрестностях Архангельска (в4°29'29" с.ш., 40°49'21" в.д.) на протяжении более 25 лет, постоянно селится большая синица Parus major. В мае 2018 года в одном из синичников, прикреплённом на берёзе на высоте 3.5 м, поселилась пара большой синицы (см. рисунок).

12 мая самка насиживала кладку из 10 яиц. При обследовании гнезда 3 июня в нём оказалось 10 птенцов.

10 июня 2018 около 10 ч 30 мин к синичнику подлетел большой пёстрый дятел и через квадратный леток (32x32 мм), просунув голову, быстро вытащил из гнезда птенца и улетел с ним. Высота синичника была небольшой: 23 см, а гнездо располагалось примерно на половине этой высоты. Таким образом, расстояние до птенцов было достаточно небольшим для того, чтобы дятел, просунув голову в леток, мог легко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.