Научная статья на тему 'Белорусское образование в человеческом измерении'

Белорусское образование в человеческом измерении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / ОЦЕНКА / УРОВЕНЬ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котляров Игорь

В статье содержится анализ социологических исследований, проведенных Институтом социологии НАН Беларуси, подтверждающих, что национальная система образования по многим параметрам не уступает мировым стандартам и способна выполнить задачи, которые ставят перед ней государство и общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the sociological researches done at the Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Belarus, which prove that national education system is not inferior to world standards by many features and can fulfill the tasks set by the tate and society.

Текст научной работы на тему «Белорусское образование в человеческом измерении»

Белорусское образование в человеческом измерении

УДК 316. 74: 37.01 (476)

Резюме. В статье содержится анализ социологических исследований, проведенных Институтом социологии НАН Беларуси, подтверждающих, что национальная система образования по многим параметрам не уступает мировым стандартам и способна выполнить задачи, которые ставят перед ней государство и общество. Ключевые слова: образование, качество, оценка, уровень, инновации.

Национальное образование является одной из высших ценностей нашего народа. Республика сохранила все самое хорошее, что имела советская школа: традиции и кадры, подходы и отношение к делу. То, что лучшие белорусские умы иногда уезжают за границу, с одной стороны, плохо, так как государство не создало необходимых условий для работы квалифицированным специалистам, но, с другой, еще раз косвенно подтверждает достаточно высокий уровень отечественного образования. Так, например, по показателю «грамотность взрослого населения от 15 лет», который постоянно отслеживается в рамках Программы ООН по развитию человека, мы занимаем одну из ведущих позиций в общемировом рейтинге - 99,6%. Для сравнения: в Украине и России - по 99,4%.

В республике сформировалась развитая система образования, которая охватывает более трех миллионов человек -воспитанников дошкольных учреждений, учащихся школ, профессионально-технических училищ, средних специальных

Игорь Котляров,

директор Института социологии НАН Беларуси, доктор

социологических наук, профессор

учебных заведений, студентов вузов. В этом арсенале около десяти тысяч учебных заведений, где трудятся свыше двухсот тысяч педагогических работников. Количество вузов с 1940 г. выросло вдвое, число студентов - в 20 раз.

Однако некоторые «специалисты» подвергают белорусское образование резкой критике и утверждают, что оно находится в состоянии системного кризиса, утратило основные ориентиры, не научилось удовлетворять образовательные запросы общества и его граждан. Педагог в стране поставлен в такие условия, что он не способен эффективно выполнять миссию носителя разумного, доброго, вечного. Наблюдается крайне низкий престиж знаний. Многие школьники не видят особого смысла в получении серьезного образования. У большинства выпускников белорусских вузов полностью отсутствуют способности прогнозировать и работать в нестандартных условиях. Способы передачи знаний и компетенций немобильны и постоянно запаздывают.

С этим очень трудно, практически невозможно согласиться, хотя проблемы, и не простые, конечно, существуют.

Институт социологии НАН Беларуси предпринял попытку выявить эффективность национального образования, определить его качество на различных уровнях. Для этого было проведено репрезентативное социологическое исследование «Инновационное развитие образования в Республике Беларусь», в котором приняли участие широкие народные массы - обыватели, те, кто каждый день на себе чувствуют влияние образования, и эксперты, те, кто в определенной степени это влияние постоянно оказывают, - учителя, преподаватели, государственные служащие.

Опрошено 1564 человека из всех регионов страны. Почти три четверти из них (73,3%) окончили общеобразовательную школу, каждый пятый (20,4%) - высшее учебное заведение (причем 23,7% горожан и 10,8% сельчан). 18% респондентов относится к самой младшей возрастной группе - 16-24 года, чуть больше четверти (26,1%) - 25-39 лет, более половины (55,4%) - от 40 лет и старше. 54,6% опрашиваемых составили женщины, 45,4% - мужчины. Три четверти (74%) проживают в городах, 36% - в сельской местности. Такой разноплановый срез свидетельствует о высокой репрезентативности исследования и дает основание утверждать, что результаты опроса полностью соответствуют общественному мнению граждан Беларуси.

Оценка современного состояния отечественного образования

Существенный оптимизм вызывает тот факт, что многие белорусы понимают необходи-

В настоящее время многие люди стремятся получить высшее образование. Как вы думаете, зачем?

Чтобы иметь диплом для устройства на хорошую работу

Чтобы сделать карьеру

Потому что сегодня так принято

Чтобы получить специальные знания, стать хорошим специалистом

Чтобы не служить в армии

Чтобы получить новые знания, расширить свой кругозор и эрудицию

Чтобы повысить свой социальный статус, выйти за рамки своего окружения

Чтобы оказаться в культурной, образованной среде

Другое

Затрудняюсь ответить Нет ответа

Как вы считаете, какого уровня образования сегодня достаточно, чтобы хорошо устроиться в жизни?

Неполного среднего (9(8) классов)

Среднего общего (11(10) классов)

Профессионально-технического (ПТУ, какие-либо профессиональные курсы, например, парикмахеров)

Среднего специального (техникум, колледж)

Высшего Магистратуры Аспирантуры

Уровень образования значения не имеет

Затрудняюсь ответить Нет ответа

мость и важность совершенствования профессиональных знаний и навыков, осознают ценность образования как социального капитала, как ресурса личного и профессионального развития.

Почти каждый пятый опрошенный выразил желание продолжать обучение в будущем. В разрезе возрастных групп ситуация выглядит следующим образом. Учиться в дальнейшем планируют более

чем три четверти респондентов в возрасте 16-18 лет, более половины 19-24-летних, свыше четверти - 25-29 лет и чуть менее четверти - 30-39 лет.

Граждане Беларуси высоко ценят значимость образования для повышения собственных жизненных и профессиональных перспектив. Большинство опрошенных - около двух третей -считает необходимым обучение в вузе для того, чтобы получить интересную, перспективную работу. Еще четверть (24,4%) населения страны уверена, что диплом о высшем образовании нужен, чтобы получить специальные знания и стать хорошим профессионалом. Треть убеждена, что без него нет перспективы в жизни, нереально сделать хорошую карьеру. Правда, седьмая часть опрошенных склоняется к мысли о том, что молодые люди поступают в вузы, чтобы не служить в армии.

Почти половина населения страны полагает, что диплом о высшем образовании - это своеобразный поплавок, без которого ты во всех ситуациях окажешься на жизненном дне. Шестая часть считает, что для достижения определенных успехов достаточно окончить колледж или техникум. Пятая часть уверена, что уровень образования не играет никакой роли в жизни.

Осознание респондентами важности образования для благополучной жизни, успешной трудовой деятельности и реализации карьерных устремлений подтверждается также тем, что подавляющее большинство опрошенных - более 75% - заявили о намерении дать своим детям высшее образование. Причем это были представители различных социальных и возрастных групп: как жители села, так и города, как мужчины, так и женщины. Следует подчеркнуть, что в городе притязания на высшее образование

почти на 10 пунктов выше, чем в деревне. Только 5,6% респондентов хотели бы, чтобы их дети получили среднее специальное образование и окончили техникум или профессиональный колледж. Разница между желанием высшего и среднего специального образования по стране в целом составляет почти 70 пунктов. Удивительно, что только 3,7% родителей хотят, чтобы их дети стали высокопрофессиональными учеными и закончили магистратуру и аспирантуру, и только 0,6% считает, что достаточно аттестата о среднем образовании.

Оптимистичными выглядят оценки удовлетворенности белорусов полученным образованием. Им довольно большинство принявших участие в исследовании. Полностью удовлетворенными считают себя 20,6%, скорее удовлетворенными - 37,7% жителей страны. И это притом, что затруднились ответить или совсем не ответили на данный вопрос анкеты 19,8%. Не удовлетворены полученным образованием 21,9%, довольны - почти три четверти (72,9%). Причем чем выше уровень образования, тем выше уровень удовлетворенности. Среди граждан, окончивших вузы, полностью удовлетворены 35,3%, скорее удовлетворены - 44,1% респондентов. Парадоксально, но молодые парни и девушки с их высокими требованиями и запросами более довольны своим образованием, чем их старшие коллеги. Так, среди респондентов в возрасте 19-24 года полностью или скорее удовлетворены своим образованием 62,1%, в возрасте 25-29 лет - 65,3%, в то время как среди 44-49-летних и старше - соответственно -48,5 и 55,2%. Уровень удовлетворенности жителей города выше, чем селян, соответственно 50,5 и 42,0%.

В ходе опроса респондентам также предлагалось оценить качество отечественного образования в учебных заведениях разных типов. Оно, как утверждают многие эксперты, в целом находится на том же уровне, а по некоторым параметрам даже выше, чем в аналогичных учреждениях развитых государств. По мнению опрошенных, наиболее высокое качество образования в гимназиях и лицеях: свыше 25% охарактеризовали его как высокое и почти 50% - как скорее высокое; в государственных вузах страны - соответственно 30 и 40%. В последних качество учебных программ, их соответствие требованиям работодателей на 15 пунктов выше, чем в коммерческих, качество учебников и учебных пособий - на 32 пункта. Интересно отметить, что селяне высказали больше претензий к деятельности частных учебных заведений, чем жители города. Образование в техникумах и профессионально-технических колледжах считают высоким более 12% опрошенных, скорее высоким - почти 45%. Около 30% опрошенных убеждены, что отечественные аспирантура и магистратура дают своим слушателям образование высокого качества, как скорее высокое его охарактеризовал практически каждый четвертый. Однако почти каждый второй респондент не обладает необходимыми знаниями о деятельности этих структур. Что касается городских общеобразовательных школ, то почти 10% опрошенных определяет качество образования в них как высокое; более 40% - как скорее высокое. Наиболее низкая оценка дана уровню подготовки в отечественных частных вузах, профессионально-технических училищах и сельских школах.

Достаточность уровня образования для достижения жизненных целей

Уровень образования значения не имеет

Затрудняюсь ответить Аспирантуры

Магистратуры Высшего

Среднего специального (техникум, колледж)

13,5%

Профессионально-технического (ПТУ, какие-либо профессиональные курсы, например, парикмахеров)

Среднего общего (11(10) классов) Неполного среднего (9(8) классов)

Высоко оценивается респондентами и квалификация педагогов. Высокой в гимназиях и лицеях ее считают почти три четверти (71,5%) респондентов, низкой - 2,9%, в городских общеобразовательных школах - соответственно 71,4 и 5,1%. Что касается школьного учителя, то три четверти населения полностью удовлетворены его работой. И это притом, что шестая часть опрошенных затруднилась ответить.

Следует также отметить, что в гимназиях и лицеях самая высокая мотивация, лучшие материально-техническая база, качество учебников и учебных пособий, чем в городских общеобразовательных школах. В то же время положение в последних по всем изученным параметрам лучше, чем в сельских школах. Это детерминирует качество и работы, и результатов.

Респондентов также спрашивали о том, хватает ли им знаний, полученных в учебном заведении, для выполнения своих профессиональных обязанностей. Практически каждый третий дал на этот

вопрос утвердительный ответ, примерно четверть ответила, что им скорее хватает их профессиональной подготовки для работы.

Благодаря высокому качеству образования и уровню преподавателей, большинству граждан Беларуси - 60,8% -достаточно полученных в учебном заведении знаний для выполнения своих профессиональных обязанностей, не хватает - 15,5%. Остальные или затруднились ответить, или не ответили вообще. 72,6% респондентов с высшим образованием знаний достаточно, в то же время для людей с образованием ниже среднего этот показатель составляет 33,7%, с общим средним - 54,9%, со средним специальным - 69,3%. Несмотря на то что труд на селе менее квалифицирован, только 57,3% селян знаний хватает (не хватает - 10,8%). В городе эти цифры смотрятся куда более радужно - соответственно 62,1 и 17,1%. Среди возрастных групп наибольшую удовлетворенность выразили респонденты в самом работоспособном возрасте 30-39

Выскажите, пожалуйста, свое отношение к следующим нововведениям в сфере образования

Увеличение числа платных образовательных услуг Использование тестов для контроля знаний учащихся Сокращение сроков обучения в вузах

Использование системы централизованного тестирования при поступлении в вузы

Повышение минимального балла по централизованному тестированию, необходимого для поступления в вуз

Раздельный конкурс при поступлении в вузы для городских

и сельских абитуриентов

Отмена приема в вузы вне конкурса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Поддерживаю

и 40-49 лет - соответственно 70,5 и 68,3% (более 10% не ответили вообще), наименьшую - 50 лет и старше - 56,8%, а также те, которым еще учиться и учиться: 16-18 лет - 36,5% и 19-24 года - 58,9%.

Представляет интерес анализ ответов на данный вопрос различных социальных групп. Две трети (62,9%) респондентов с высшим образованием считает, что следует поступать в университет ради достойной работы, и треть (34,1%) - что

так принято. Из-за хорошего трудоустройства идут в вузы 59,4% горожан и 56,3% селян, а чтобы «откосить» от армии -соответственно - 15,3 и 8,7%.

Очень важна роль средств массовой информации и коммуникаций, друзей, соседей в выборе профессии и учебного заведения. СМИ играют заметную роль в развитии образования, способствуют формированию общественного мнения относительно той или иной профессии, помогают опреде-

Как бы вы оценили качество отечественного образования в учебных заведениях следующих типов

1,9%

Аспирантура 28,7% 24,4% 3,8%| 38,5%

1,9% 2

Магистратура 27,3% 25,1% 4,4% 38,8%

Частные вузы

Государственные вузы

Техникуиы, профессиональные колледжи

Профессионально-технические училища

Гимназии, лицеи

Городские общеобразовательные школы

35,7% 2,1%

3,1%

21,7%

25,1%

25,5% 7,2%

26,3%

2,1%

25,9% 43,8% 5,9%

8,5% 41,8% 21,7% 5,5%

20,4%

20,5%

5,1%

2,6%

2,5%

I

2,5%

I

1,7%

2,2%

I

2,0%

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2,0%

I

2,0%

I

1,7%

Сельские общеобразовательные школы

Высокое

Скорее высокое Скорее низкое

Низкое

Затрудняюсь ответить

Нет ответа

литься в ее выборе. Однако в последнее время все реже можно посмотреть телепередачу или прочитать статью, к примеру, о простом сельском учителе или преподавателе вуза. На выбор будущей профессии особое влияние оказывают родители. Как показывают социологические исследования, они ориентируют своих детей на получение:

■ качественного образования, которое позволит свободно выбрать сферу деятельности и добиться в ней успеха - 50,7%;

■ профессии, которая «кормит» - 34,2%;

■ диплома учебного заведения - 7,8%.

25,6% респондентов хотели бы, чтобы их дети работали в финансово-банковской отрасли, 25,2% - в ИКТ, 23,2% - в медицине, 22,9% - в сфере предпринимательства. Мониторинговые исследования показывают: только 6,4% родителей готовят своих детей для работы в сфере высшего образования, 5,3% - в сфере культуры и искусства, 3,9% - в сфере науки, 1,3% - в сфере среднего образования (общего или профессионального), 1,2% - в сельском хозяйстве. И с каждым годом разрыв между престижными и не совсем престижными профессиями увеличивается.

Инновации в образовании

Правительство, Министерство образования Республики Беларусь постоянно ищут новые методы повышения эффективности и качества национального образования, в связи с чем в эту сферу был внедрен ряд инноваций. Отношение к ним можно проследить по ответам на вопрос «Выскажите, пожалуйста, свое отношение к следующим нововведениям в сфере образования».

Особый спор как среди экспертов, так и среди респондентов и интервьюеров вызвала

15

24

15,2%

29,

12,2%

13,5%

8,6%

60

проблема использования тестов для контроля знаний учащихся и при поступлении в вузы. Одни утверждают, что результаты тестирования не отражают истинный уровень знаний, не показывают ход мыслительного процесса, стригут всех под одну гребенку. Другие убеждены, что альтернативы ему нет, что оно - важнейший инструмент отбора студентов вузов и обеспечения равного доступа к образованию, практически положило конец коррупции при приеме в университеты.

Тестирование надо применять, правда, в разных объемах, считают его и противники, и сторонники, но постоянно совершенствовать и использовать другие формы, например составление мотивационного эссе, профориентационный вывод относительно способности именно этого абитуриента работать по выбранной специальности и пр.

Уровень доверия жителей страны к государственным и частным вузам

Перед абитуриентами часто стоит вопрос: стоит ли доверять частным вузам и получать образование в таких заведениях? Будет ли оно качественным, полноценным, а диплом -востребованным и принятым будущими работодателями? Многие эксперты и респонденты придерживаются мнения, что при выборе вуза нужно отдавать предпочтение исключительно государственным учреждениям. Они убеждены, что только в них и качество обучения, и уровень профессорско-преподавательского состава соответствуют современным требованиям, а частные вузы -просто бизнес по тиражированию дипломов.

Согласно результатам опроса, две трети (66,8%) достаточно высоко оценивают уровень

подготовки студентов государственными вузами, а каждый десятый из них - 9,8% - считает его низким. Качество работы частных вузов расценивает как высокое 15,9% респондентов, скорее как высокое - 24,8, а как низкое - 21%.

Что касается качества учебных программ, материально-технической базы, квалификации профессорско-преподавательского состава и даже мотивации, то все эти составляющие в государственных вузах находятся на более высоком уровне, чем в частных учебных заведениях. Кроме того, в коммерческих институтах не платят стипендию, большинство из них не имеет общежитий, готовят там, как правило, гуманитариев - экономистов, юристов, бухгалтеров, чья подготовка обходится дешевле и рынок которыми переполнен. Бывали случаи, и не единичные, когда по самым разным причинам частные вузы прекращали свою деятельность, оставляя ни с чем своих студентов. Нередко дипломы их выпускников совершенно не котируются у работодателей. Широко практикуются варианты взимания денег по «прогрессивной» шкале, когда за каждый курс приходится платить все больше и больше, но почему и за что - совершенно непонятно.

Проблемы национального образования

В национальном образовании, как показали социологические исследования, есть проблемы, которые мешают сделать его более эффективным, более качественным. Одна из них - создание новых структурных подразделений как частных, так и государственных вузов, причем, как правило, платных. В них обучаются студенты, уровень подготовки которых значительно ниже среднего. В вузы «за уши» по различным

причинам, прежде всего материальным (для вузов), тащат молодых людей, явно не готовых к получению высшего образования. Как результат, знания, интеллект перестали пользоваться уважением в некоторых социальных слоях и группах белорусского общества. Оставляет желать лучшего и кадровая составляющая. В настоящее время более половины профессорско-преподавательского состава не имеет степени доктора или кандидата наук. Одна из причин подобного положения и в том, что в вузах зарплата, особенно доцентов и старших преподавателей, не привлекательна для инициативных и амбициозных молодых людей. Более того, сейчас в вузах обучаются почти все выпускники средних школ, в то время как в советское время учили лучших. Следует шире применять инновационные образовательные технологии, по-другому организовывать учебный процесс. А многие преподаватели привыкли жить и работать по-старому, не способны и не хотят ничего менять. С учетом высоких скоростей развития общественных отношений необходимо новое поколение педагогов, принципиально иное качество их подготовки. Если учитель не владеет в совершенстве, к примеру, компьютером, не использует в образовательном процессе информационные технологии и современные методики - это удар по его авторитету, удар по образованию в целом.

Но, как показывают опросы, все эти проблемы решаемы. Социологические исследования, проведенные Институтом социологии НАН Беларуси, показывают, что национальная система образования по многим параметрам не уступает мировым стандартам и способна выполнить задачи, которые ставят перед ней государство и общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.