Научная статья на тему 'Белорусский традиционный костюм и особенности его современной репрезентации'

Белорусский традиционный костюм и особенности его современной репрезентации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2436
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Леош Дарья Геннадьевна

В статье анализируется специфика бытования традиционного народного костюма в нехарактерных для его естественного существования условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Белорусский традиционный костюм и особенности его современной репрезентации»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО СОВРЕМЕННОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ Леош Д.Г.

Леош Дарья Геннадьевна — студент, кафедры межкультурных коммуникаций, факультет культурологии и социокультурной деятельности, Белорусский государственный университет культуры и искусств, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в статье анализируется специфика бытования традиционного народного

костюма в нехарактерных для его естественного существования условиях.

Ключевые слова: народный костюм, национальная культура, материальное культурное

наследие.

Народные костюмы любого народа являются прямым отражением его истории. Традиционный народный костюм - это не просто предметы одежды, которые можно использовать по своему усмотрению, это исторические артефакты, изучая которые можно прийти к лучшему пониманию условий жизни, культурных ценностей, этнических особенностей наших предков.

Костюм в Беларуси исторически складывался на протяжении многих столетий, в непосредственной связи с природно-климатическими, социально-экономическими условиями жизни, под влиянием этнических традиций и контактов с другими народами, изменений в быте и культуре. Без информации о древнем костюме нельзя проследить его эволюционное развитие. Народный костюм, как важная часть национальной культуры, сохраняет коллективную память и опыт народа, визуально и наиболее ярко отражает его этнические, социально-сословные, возрастные и региональные особенности. В истории общества костюм выполнял различные функции - различие по полу, возрасту, семейному положению, этнической и религиозной принадлежности, а также обрядовую.

Актуальность темы определяется принципиальной значимостью белорусского традиционного костюма как репрезентанта этноопределяющих особенностей и этнокультурных символов, который сохраняет свое основополагающее значение в развитии национальной культуры и создании визуального имиджа Беларуси.

Костюм - одно из проявлений материальной культуры, источник по изучению этнической истории народа, его культуры, связей с другими народами. Важно обращаться к истории, чтобы не потерять свою национальную память. В эпоху глобализации белорусам очень важно сохранить свою национальную самобытность.

Формирование белорусского традиционного костюма и его особенностей началось во времена средневековья. К концу XIX - началу XX веков его облик устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности. Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда). В качестве верхней одежды использовались кожухи из овчины, которые у зажиточных людей сверху обшивались дорогой тканью и украшались вышивкой и аппликациями. Основу женского народного костюма составляли: длинная белая льняная рубашка, украшенная вышивкой, суконная юбка - андарак, которая заменила старинную понёву, фартук, иногда безрукавка и пояс. Оплечье, ворот, рукава, иногда воротничок и подол рубахи вышивали геометрическими узорами из звёздочек, ромбов, квадратов, треугольников. Ансамбль завершал головной убор - венок, «скиндачок» (рушничок), капор или платок. Шею украшали бусы и ленты.

Являясь этноопределяющим признаком для всей Беларуси, костюм в разных регионах страны имел определённые особенности, создающие неповторимые колориты. Это архаичность и чистота линий на Западном Полесье, живописность на Восточном Полесье, гармоничная уравновешенность в Центральной Беларуси, некоторая торжественность в Наддвинье, динамичный силуэт в Понеманье, необычайное разнообразие и богатство декора в Поднепровье.

Художественными новациями в традиционном костюме следует считать изобразительность и полихромию. Яркие укрупненные растительно-цветочные узоры вышивки и ткачества воплощают новую эстетическую модель белорусского костюма. Репрезентация представлена во многих сферах общественной жизни белорусов. Например, элементы белорусского костюма

107

присутствуют в рекламе и моде. Созданы фестивали, где современные дизайнеры презентуют свой этностиль (белорусская вышиванка). Существуют выставки, на которых жители города презентуют частично или полностью традиционный костюм разных столетий. Множество рекламных компаний используют в своей работе элементы белорусского костюма. Это говорит о том, что белорусы стремятся сохранить свою самобытность через репрезентацию белорусского традиционного костюма.

Белорусская нация всегда отличалась не только своим трудолюбием, но и умением отдыхать. Женщины имели один костюм для работы, отдельно праздничную одежду и даже такую, которую предстояло носить после рождения своего первенца. Она имела наиболее строгие линии. Отличительной особенностью являлось то, что перед замужеством девушка собственноручно вышивала для всей своей семьи рубашки, пояса, полотенца, чтобы доказать, что она мастерица и рукодельница. Вышивка, чаще всего, ручная, обязательно используется в современной одежде, как ценное наследие белорусского национального костюма. Ручная отделка - обязательный атрибут этно или фолк-стиля, независимо от того, к какой народности он имеет самое прямое отношение. Именно с ее помощью одежда приобретает настоящий характер и некую изящную манерность.

Натуральные ткани - отличительная особенность современного стиля. Лен, батист, ситец, трикотаж часто используется в производстве белорусской одежды. В тканях четко должна прослеживаться фактура текстура и плетение. Белорусские красавицы в первую очередь во все времена ценили в одежде комфорт и скромность. Поэтому белорусский этностиль подразумевает плавные линии, женственность и свободный крой.

Белорусский трикотаж также приобрел поистине мировую известность. Натуральный состав, многообразие оттенков, женственные силуэты, возможность создавать современные ансамбли практически любого размера - это только малая часть его достоинств. Трикотажное полотно имеет особую структуру, что наделяет любую вещь гардероба, будь то майки, блузы, юбки, платья или белорусские костюмы, практичностью и максимальным комфортом в носке. Совершенно не случайно мировые дизайнеры используют практически в каждой своей коллекции, которая обязательно пользуется успехом, этно-мотивы того или иного народа мира, Беларусь не исключение. Это означает только одно: мы всегда помним и чтим национальные вековые традиции. Одежда в белорусском стиле не только является ярким тому подтверждением, а и наделяет образ яркими красками и оригинальностью. В современной моде украшенная яркой традиционной вышивкой сорочка выглядит очень стильно и с успехом может быть надета с юбкой или джинсами для простого, но эффектного образа в стиле этно-кэжуал. В платье, украшенном роскошной вышивкой в национальном белорусском стиле, любая женщина, несомненно, оказывается в центре внимания. Заслуживает внимание и футболка с этническим орнаментом, которую носят и молодые люди, и девушки. Отлично смотрятся варианты национального орнамента на детских вещах - яркие, притягательные и самобытные. Все большую популярность набирают тенденции традиционных или удачно стилизованных свадебных нарядов в белорусском стиле. Элементы и мотивы белорусского национального костюма вызывают большой интерес и на мировых подиумах.

Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершённость, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

Таким образом, по традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей - этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение.

Список литературы

1. Белорусский национальный костюм. [Электронный ресурс] // Studexpo. Режим доступа: https://studexpo.ru/87621/kulturologiya/zhenskiy_belorusskiy_natsionalnyy_kostyum#1 7/ (дата обращения: 10.03.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.