Научная статья на тему 'БЕЛОРУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ И ПОЛОНОФИЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В МЕЖВОЕННОЙ ПОЛЬШЕ'

БЕЛОРУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ И ПОЛОНОФИЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В МЕЖВОЕННОЙ ПОЛЬШЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
640
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЛОРУССКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / МЕЖВОЕННАЯ ПОЛЬША / ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛОНОФИЛЬСТВО / THE BELARUSIAN NATIONAL MOVEMENT / INTERWAR POLAND / WESTERN BELARUS / NATIONAL QUESTION / CHRISTIAN DEMOCRACY / POLONOPHILISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горный Александр Сергеевич

Автор статьи выделяет три течения белорусского национального движения на западнобелорусских землях в Польше в межвоенный период: леворадикальное, национально-демократическое и полонофильское. Если деятельность белорусских левых радикалов в Западной Беларуси была достаточно подробно освещена в рамках советской историографии, то в изучении деятельности белорусских национально-демократических и полонофильских политических структур до сих пор существует большое количество лакун. Белорусские национально-демократические организации в межвоенной Польше (Белорусская христианская демократия, Белорусский крестьянский союз, группа В. Годлевского «Белорусский фронт», Православное белорусское демократическое объединение и др.) использовали в своей деятельности легальные формы борьбы за национальные права белорусов, добивались объединения белорусских земель и создания независимого белорусского государства по примеру европейских республик. Представители полонофильского течения в белорусском движении (Краевой союз, Временная белорусская рада, Белорусская радикальная народная партия, группа Луцкевича-Островского и др.) придерживались идеи сотрудничества с институтами польской власти для достижения национально-культурных уступок для белорусского народа. В отличие от национально-демократического течения, белорусские полонофилы не пользовались широкой поддержкой у населения и существовали фактически только благодаря финансовой поддержке польских властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELARUSIAN NATIONAL DEMOCRATIC AND POLONOPHILIC ORGANIZATIONSIN INTERWAR POLAND

The author of the article identifi es three trends of the Belarusian national movement in the Western Belarusian lands in Poland during the interwar period: the radical left-wing, the national-democratic, and the polonophilic. The activities of the Belarusian radical left-wing in Western Belarus have been studied in detail in the Soviet historiography. There are still many gaps in the activities of Belarusian national-democratic and polonophilic political structures. Belarusian national democratic organizations in interwar Poland (The Belarusian Christian democracy, The Belarusian Peasant Union, V. Hadleuski’s group “The Belarusian front”, The Orthodox Belarusian democratic association, etc.) used in their ac tivities legal forms of fi ght for the national rights of Belarusians, sought to unite Belarusian lands and to create an independent Belarusian state following the example of European republics. The polonophiles in the Belarusian movement (The Regional Union, The Temporary Belarusian Rada, The Belarusian Radical People’s Party, the Luckievich-Astrouski group, etc.) adhered to the idea of cooperation with the institutions of the Polish authorities in order to achieve national and cultural concessions for the Belarusian people. The Polonophiles did not enjoy wide support among the population and existed due to the fi nancial help of the Polish authorities.

Текст научной работы на тему «БЕЛОРУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ И ПОЛОНОФИЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В МЕЖВОЕННОЙ ПОЛЬШЕ»

УДК 94(476) "1921/1939" А. С. Горный

ББК 63.3(0)61 Гродненский государственный университет

им. Янки Купалы (Гродно, Республика Беларусь)

Белорусские национально-демократические и полонофильские организации в межвоенной Польше

Автор статьи выделяет три течения белорусского национального движения на западнобелорусских землях в Польше в межвоенный период: леворадикальное, национально-демократическое и полонофильское. Если деятельность белорусских левых радикалов в Западной Беларуси была достаточно подробно освещена в рамках советской историографии, то в изучении деятельности белорусских национально-демократических и полонофильских политических структур до сих пор существует большое количество лакун. Белорусские национально-демократические организации в межвоенной Польше (Белорусская христианская демократия, Белорусский крестьянский союз, группа В. Годлевского «Белорусский фронт», Православное белорусское демократическое объединение и др.) использовали в своей деятельности легальные формы борьбы за национальные права белорусов, добивались объединения белорусских земель и создания независимого белорусского государства по примеру европейских республик. Представители полонофильского течения в белорусском движении (Краевой союз, Временная белорусская рада, Белорусская радикальная народная партия, группа Луцкевича-Островского и др.) придерживались идеи сотрудничества с институтами польской власти для достижения национально-культурных уступок для белорусского народа. В отличие от национально-демократического течения, белорусские полонофилы не пользовались широкой поддержкой у населения и существовали фактически только благодаря финансовой поддержке польских властей.

Ключевые слова: белорусское национальное движение, межвоенная Польша, Западная Беларусь, национальный вопрос, христианская демократия, полонофильство.

DOI: 10.31168/2073-5731.2020.3-4.1.06

Заключение Рижского мирного договора в 1921 г. стало началом нового этапа в новейшей истории Беларуси, когда западная часть белорусских земель оказалась в составе польского государства. Политическая деятельность белорусского населения на этих территориях происходила в рамках раздела белорусского национального движения на три конкурирующих течения: леворадикальное, национально-демократическое и полонофильское. Представители белорусских левых радикалов, стремившиеся изменить существующий в межвоенной Польше политический строй революционными методами, отдавали предпочтения нелегальным формам деятельности и обращали большое внимание не только на национальные, но и на социальные вопросы в своей деятельности. Однако важной составляющей общественно-политической жизни Западной Беларуси были легальные формы деятельности, которые практиковали белорусские национально-демократические и полонофильские организации.

В советской историографической традиции деятельность белорусских национально-демократических активистов в Западной Беларуси, которые критически относились к коммунистическому движению, подвергалась как фактологическому искажению, так и оценочному остракизму. Классическим примером здесь может быть комплексная монография В. Полуян и И. Полуян о национально-освободительном движении в Западной Беларуси, изданная в 1962 г. В ней белорусские национально-демократические организации представлялись как «буржуазно-националистические группировки», которые «маскировали» свою подрывную деятельность под демократическими фразами1. В 1990-е и 2000-е, после методологических изменений в исторической науке на постсоветском пространстве, в Беларуси и Польше появился ряд исследований, где на основе ранее неизвестных источников раскрывались отдельные сюжеты деятельности белорусских национально-демократических структур в Западной Беларуси2.

1 Полуян В., Полуян И. Революционное и национально-освободительное движение в Западной Белоруссии в 1920-1939 гг. Минск, 1962. С. 106.

2 Ладысеу У. Беларуская Хрысщянская Дэмакратыя — Беларускае Народнае Аб'яднанне // Палпычныя партьн Беларуси Мшск, 1994. С. 7886; Мазько Э. 1дэалапчныя падставы дзейнасщ Беларускай Хрысщянскай Дэмакратыи (1917-1939 гг.) // Пстарычны альманах. 2000. № 1. С. 71-76; Вашкевiч А. Эвалюцыя Беларускай Хрысщянскай Дэмакратыи у святле яе палпычных праграмау (1917-1939 гг.) // Спадчына. 2006. № 1. С. 22-28; Пагарэлы А. Да праблемы выбару эвалюцыйнай парадыгмы сацыяльных

Тем не менее до сих пор остаются малоисследованными некоторые аспекты истории этих организаций, как, например, их численность и влияние на провинциальные структуры западнобелорусского общества. О деятельности отдельных организаций, таких как Белорусский крестьянский союз, на сегодняшний день вообще отсутствуют комплексные исследования в историографии.

К национально-демократическому течению можно отнести такие белорусские политические организации Западной Беларуси, как Белорусская христианская демократия (БХД, белор. Беларуская хрысцгянская дэмакратыя), Белорусский крестьянский союз (БКС, белор. Беларуст сялянскг саюз), группа В. Годлевского «Белорусский фронт» (белор. «Беларускг фронт»), Православное белорусское демократическое объединение (ПБДО, белор. Праваслаунае беларускае дэмакратычнае аб'яднанне). Особенностью этого течения было то, что все эти организации стремились объединить белорусские земли и создать независимое белорусское государство по образцу европейских государств с республиканской формой правления. В целом это течение считало образцом политической программы Третью уставную грамоту Белорусской народной республики (БНР) от 25 марта 1918 г., а дату провозглашения независимости БНР стремилось увековечить среди белорусского населения межвоенной Польши в форме ежегодных торжеств3.

Наиболее влиятельной партией национально-демократического течения белорусского движения в Западной Беларуси в межвоенный период была Белорусская христианская демократия. Ее история от-считывается с мая 1917 г., когда различные кружки белорусских ксендзов — сторонников белорусского национального движения в Петербурге — объединились в Христианско-демократическое объединение (белор. Хрысцгянска-дэмакратычная злучнасць) во главе с кс. Фабианом Обрантовичем4. В 1918 г. организация перенесла свою деятельность на белоруские земли и несколько лет фактически являлась неформальным объединением католических священников, которые в своей духовной практике использовали белорусский

змен Беларускай Хрысщянскай Дэмакратыяй мiжваеннага перыяду // Bialoruskie Zeszyty Historyczne. 2018. T. 50. S. 97-120; MorozM. "Krynica". Ideología i przywódcy bialoruskiego katolicyzmu. Bialystok, 2001.

3 Чарнякевiч А., BamKeei4 А. 25 сакавша: выток нацыянальнага свята // Arche. 2008. № 3. С. 62-85.

4 Станкевгч А. З Богам да Беларуси збор творау. Вшьня, 2008. С. 501.

язык. Кардинальные изменения в жизни белорусских христианских демократов произошли в 1926 г. на волне радикализации белорусского движения в Польше, вызванной появлением Белорусской крестьянско-рабочей громады. 24 октября 1926 г. Христианско-де-мократическое объединение было переименовано в Белорусскую христианскую демократию, была принята партийная программа и сформирован Центральный комитет партии, куда вошли как духовные, так и светские деятели (председатель — П. Карузо, члены комитета — кс. Адам Станкевич, Альбин Степович, кс. Винцент Годлевский и др.)5.

Идеологические основы БХД базировались, как и в других европейских христианско-демократических партиях, в основном на социальных энцикликах руководства Католического костела, и в первую очередь на энциклике <^егит Novarum» папы Льва XIII. Неприятие классового раздела общества на основе марксистских идей и христианская мораль были в полной мере свойственны и белорусским христианским демократам. Представители БХД рассматривали белорусский народ как крестьянский, что исключало, по их мнению, классовую борьбу в марксистском понимании. Основой развития общества признавалась частная собственность, однако партия выступала за ее ограничение и передачу крупной собственности в коллективное пользование. По земельному вопросу программа БХД была достаточно радикальной — крупные земельные владения должны были передаваться белорусским крестьянам без выкупа в рамках трудовой нормы6. Отдельным пунктом в программных документах БХД шли вопросы религиозного характера, например, требование белорусизации Православной церкви и Католического костела в Западной Беларуси, а также развитие семейных отношений на основе христианской морали. В политическом плане БХД была сторонницей легальных парламентских форм борьбы, а ее идеалом была белорусская независимая демократическая республика. Своими геополитическими союзниками белорусские христианские демократы считатали литовцев и украинцев7. Необходимо отметить,

5 и 10^а йhodki "Кгушсу" // Bielaruskaja кгутса. 1926. № 38. S. 3.

6 Мазько Э. 1дэалаНчныя падставы дзейнасщ Беларускай Хрысщянскай Дэмакратыи (1917-1939 гг.). С. 73; Вашкевгч А. Эвалюцыя Беларускай Хрысщянскай Дэмакратыи у святле яе палггычных праграмау (1917-1939 гг.). С. 24.

7 Каротш нарыс беларускага пытаньня. Мшск, 2009. С. 292.

что в деятельности партии участвовали не только католики, но и православные белорусы.

В межвоенный период представители БХД провели три съезда своей организации — в 1927, 1928 и 1931 гг. На первом съезде БХД, который прошел 6 ноября 1927 г. в Вильно, к примеру, участвовало 129 членов партии и 50 приглашенных гостей8. С этой точки зрения представляется актуальным вопрос о числености активистов БХД, который до настоящего времени практически не освещен в историографии. Значительное количество сторонников партии действовало в Вильно в среде студентов-белорусов местного университета и учащихся Виленской белорусской гимназии. Традиционно организацию поддерживали патриотически настроеные католические священники, однако в декабре 1928 г. виленский архиепископ Р. Ялбжиковский своим распоряжением запретил духовенству принимать участие в деятельности БХД9. Также относительно небольшое количество сторонников христианской демократии действовало в провинции в различных поветах Западной Беларуси, в основном на территории этнографической Виленщины. Например, в 1927 г. в гминные самоуправления Виленского воеводства были избраны 19 представителей БХД10. Существовали также и пассивные сторони-ки организации, которые ограничивались только распространением партийной газеты «Источник» (белор. «Крынща»»). Так, в 1935 г. в 16 западнобелорусских поветах Польши эту газету выписывало более 550 человек11. По нашему мнению, количество партийных активистов БХД в Западной Беларуси не превышало цифры в 300 человек, а численость сторонников организации в целом могла составлять более 1000 человек.

В январе 1936 г. после долгих внутрипартийных дискуссий была разработана более радикальная программа белорусских христианских демократов, а БХД была переименована в Белорусское народное объединение (БНО). В новой программе партии особенно чувствовался дух того времени — организация признавала демократические лозунги равенства и общественной справедливости,

8 Zjezd pradstaunikou Bielaruskaj Chryscijanskaj Бетокгасу1 6.1Х.1927 Ь. // Bielaruskaja кгутса. 1927. N1 47. S. 1.

9 Станкевгч А. З Богам да Беларуси збор творау. С. 541.

10 Wybory gminne // Wilenski. 1927. № 13. S. 3.

11 В1славух С. Нацыянальныя адносшы на тэрыторьп усходшх ваяводствау // АгсЬе. 2018. № 1. С. 320.

выступая против всяких форм диктатуры: капитализма, фашизма и коммунизма12. По этой причине БНО во второй половине 1930-х гг. сблизилась с деятелями Коммунистической партии Западной Беларуси в рамках деятельности антифашистского Народного фронта в Польше. Определенное «полевение» организации вызвало критику со стороны части христианских демократов, лидером которых стал ксендз В. Годлевский. В июне 1936 г. группа Годлевского, куда в основном входили белорусские студенты Виленского университета, начала издавать собственный печатный орган «Белорусский фронт» (белор. «БеларусК фронт»). Газета призывала белорусских активистов отказаться от участия в Народном фронте, который, по их мнению, являлся «чужой ориентацией», не свойственной для белорусского национального движения13. Группа Годлевского и БНО просуществовали в Западной Беларуси до начала Второй мировой войны.

Второй по значимости белорусской национально-демократической организацией в межвоенной Польше был Белорусский крестьянский союз. Генезис этой структуры можно проследить в событиях 1925 г., когда в белорусской депутатской фракции польского парламента произошел раскол и часть депутатов во главе с Брониславом Тарашкевичем создала отдельную леворадикальную фракцию Белорусской крестьянско-рабочей громады. Некоторые депутаты, не согласные с этим шагом Тарашкевича, начали создание собстве-ной организации, которая должна была апеллировать к проблемам крестьянского населения и впоследствии стать противовесом радикальным и просоветским лозунгам БКРГ. Инициаторами появления подобной структуры стали белорусские депутаты Фабиан Еремич и Василий Рогуля14.

Организационно Белорусский крестьянский союз оформился 24 марта 1926 г. на конференции его сторонников в Вильно, где была принята программа союза и выбран Центральный комитет во главе с В. Рогулей. БКС выступал за объединение белорусских земель в независимое демократическое государство, добивался передачи земли

12 Мого2 М. "Кгушса". Ideologia i przyw6dcy bialoruskiego кайНсу-7ши. S. 199.

13 Вашкев1ч А. Група "Беларуси фронт" i ".. .змаганьне з чужацкiмi фронтамГ // Bialoruskie Zeszyty Historyczne. 2006. Т. 26. S. 73.

14 Partje polityczne bialoruskie // Inforшator spoleczno-polityczny Woje-w6dztwa Wilenskiego / opracowany przez Wydzial Bezpieczenstwa

nego Urz§du Wojew6dzkiego w Wilnie. Z. 4, rozdz. 3. Wilno, 1927. S. 14.

без выкупа малоземельным и безземельным крестьянам, выступал за развитие хуторов и ликвидацию польского военного осадничества в Западной Беларуси15. В целом программа БКС была практически идентична программе БХД, кроме религиозных постулатов, которые затрагивались представителями союза в меньшей степени. Более того, в 1926 г. эти две организации заключили соглашение о сотрудничестве, результатом которого было, например, создание культурно-просветительного Белорусского института хозяйства и культуры (белор. Беларуск1 Шстытут гаспадарю / культурьг)16. Также БКС активно сотрудничал с белорусской эмиграцией, в частности с представителями Рады БНР, с белорусскими антипольскими деятелями в Чехословакии, Латвии и Литве17.

Активисты БКС в основном действовали в провинциальных структурах организации, и в меньшей степени — в Вильно. Например, в июле 1927 г. на очередной конференции БКС присутствовало 35 участников, 22 из которых прибыли из различных поветов Западной Беларуси и только 5 — из Вильно18. Тем не менее позиции союза в западнобелорусской провинции были достаточно скромны, по сравнению, например, с тысячными структурами леворадикальной БКРГ. По нашему мнению, количество сторонников БКС не превышало 1000 человек, многие из которых проявляли куда большую активность в Белорусском институте хозяйства и культуры, чем в первой организации.

На волне популярности христианско-демократических идей в среде белорусских национальных активистов в ноябре 1927 г. в Вильно было создано Православное белорусское демократическое объединение. Организация позиционировала себя как партию, членом которой мог быть каждый белорус, который поддерживал партийную программу, фактически скопированную с программы БХД19. Основателями ПБДО были как представители православного духовенства, так и светские православные деятели: сенаторы польского

15 З аргашзацыйнага жыцьця Беларуск. Сялянскага Саюзу // Сялян-ская шва. 1926. № 11. С. 2.

16 Туронак Ю. Мадэрная псторыя Беларуси Вшьня, 2006. С. 103.

17 Каротш нарыс беларускага пытаньня. С. 279.

18 Справаздача з канфэрэнцып Беларускага Сялянскага Саюзу // Сялянская шва. 1927. № 58. С. 1.

19 Праваслауна-Беларускае Дэмократычнае Аб'еднаньне (праграма) // Праваслауная Беларусь. 1927. № 3. С. 2-4.

парламента от белорусского меньшинства Вячеслав Богданович и Алексей Назаревский, православный священник Лука Голод. Фактическим инициатором и лидером организации был В. Богданович, который с помощью нее транслировал в белорусском политическом поле идеи канонического единства православных в Польше с Московским патриархатом и белорусизации Православной церкви на западнобелорусских землях. ПБДО во многом выполняло определенные инструментальные функции для проведения предвыборной кампании в польский парламент в блоке с БХД и БКС, в которой активно участвовал В. Богданович. После проведения выборов 1928 г. организация не проявляла никакой активности и резко пропала с политической сцены Западной Беларуси20. Единственной значимой заслугой деятелей ПБДО было издание журнала «Православная Беларусь» (белор. «Праваслауная Беларусь»).

Правое крыло национально-демократического направления представляла Белорусская национал-социалистическая партия, созданная в Западной Беларуси в 1936 г. под руководством Ф. Окинчица. Белорусские национал-социалисты, во многом копировавшие политическую программу немецкого нацизма, выступали за создание независимой белорусской республики, но весьма критически относились

к развитию демократических институтов и капитализма в сельском

21

хозяйстве, которые называли «пустым доктринерством»21.

Белорусские национально-демократические организации как сторонники независимости Беларуси подвергались жесткой критике со стороны белорусского пропольского (полонофильского) движения. Представители этого течения высказывали идеи сотрудничества с польскими властями для достижения определенных национально-культурных и политических уступок для белорусского народа, даже ценой отказа от идеи независимой Беларуси. Деятельность белорусских полонофилов в белорусской советской историографии 1920-1980-х гг. рассматривалась фрагментарно и, как и в отношении национально-демократических организаций, получала отрицательную оценку22. Только на современном этапе развития исторических

20 Bialorusini // Sprawy narodowosciowe. 1927. № 5-6. S. 550-551.

21 Праграма Беларускай Нацыянал-Сацыялютычнай Партый // Новы шлях. 1936. № 1. С. 1-5.

22 Ладысеу У Ф. Шлях да свабоды: з псторыи рэвалюцыйна-вызваленчага руху у Заходняй Беларус у 1919-1939 гг. Мшск, 1978. С. 37, 70-71.

знаний в трудах как белорусских, так и польских историков были более детально раскрыты аспекты функционирования белорусских полонофильских организаций и их взаимоотношений с властями межвоенной Польши23.

Первой белорусской полонофильской организацией, возникшей на территории Польши после заключения Рижского мирного договора, был Краевой союз (белор. «Краёвая сувязь»»), образованный в Вильно 24 апреля 1921 г. В его состав входили В. Пупко (председатель), В. Шишков, Я. Бекиш, А. Кабычкин и др. Инициатором создания организации был известный белорусский пропольский активист Павел Алексюк, который фактически являлся главой Краевого со-юза24. Согласно программным документам, организация стремилась развивать белорусское национальное самосознание в духе краевого сближения с польским народом, выступала за автономию западнобе-лорусских земель и присоединение территории восточной Беларуси к Польше. Важным программным компонентом Краевого союза был антибольшевизм. Полонофилы критически относились к тем белорусским группам, которые опирались либо на Литву, либо на Советскую Россию25.

В течение 1921 г. Краевой союз создал свои филиалы в нескольких деревнях и местечках северо-западной Беларуси, которые, однако, фактически не проявляли никакой активности. Организация контролировала около семи виленских кооперативов, пекарню и оптовые склады, которые получали значительное количество продукции от польских властей на льготных условиях26. Чтобы расширить свои политические идеи, Краевой союз издавал газету на белорусском языке латинским шрифтом <^е^авс», которая была ориентирована в основном на католическое население Виленского края. Ее фактиче-

23 Чарнякевiч А. Беларусшя паланафшы i Грамада. 1925 — пачатак 1927 г. // Пстарычны альманах. 2006. Т. 12. С. 64-78; Горны А. Узаема-адносшы беларусых паланафшьсых аргашзацый з польскiмi уладам1 у Заходняй Беларус y мiжваенны перыяд // Вестник Полоцкого университета. Сер. А, Гуманитарные науки. 2015. № 9. С. 44-49; Gomôika K. Bialoruskie partie i organizacje prorz^dowe w II Rzeczypospolitej // Bialoruskie Zeszyty Historyczne. 1997. Т. 7. S. 63-74.

24 LCVA. F. 15. Ap. 2. B. 483, l. 9.

25 LCVA. F. 22. Ap. 1. B. 42, l. 15; Nasze credo // Jednasc. 1921. № 1. S. 1.

26 Januszewska-Jurkiewicz J. Dwie "krajowe" inicjatywy bialoruskie na Litwie Srodkowej // Bialoruskie Zeszyty Historyczne. 2001. Т. 16. S. 205-206.

ским редактором был белорусский писатель А. Левицкий (псевдоним Ядвигин Ш.). Для православного белорусского населения организация издавала газету кириллическим шрифтом «Родная крыша» (бе-лор. «Родная страха»). Однако, по данным польских властей, газеты Краевого союза не имели значительного числа читателей среди белорусского населения, предпочитавшего национально-демократические издания, такие как газета «Источник» (белор. «Крытца»)21.

Несмотря на некоторые организационные шаги, деятельность Краевого союза не имела значительного успеха в белорусской политической среде межвоенной Польши. Вся экономическая и финансовая сторона работы Краевого союза, которая полностью поддерживалась из польского бюджета, контролировалась исключительно П. Алек-сюком. Лидер белорусских полонофилов в этот период приобрел репутацию политического авантюриста и неблагонадежной фигуры в белорусском национальном движении. Из-за отсутствия широкой поддержки в начале 1922 г. организация прекратила свою деятельность и сама ликвидировала свою организационную структуру28.

Наследницей Краевого союза стала Организация белорусских беспартийных активистов (белор. Аргамзацыя беларусюх беспартийных актыв^стау, далее ОББА), которая была образована в феврале — марте 1922 г. в Гродно. Ее лидерами были бывшие члены белорусской антибольшевистской партии «Зеленый дуб» и сторонники генерала С. Булак-Балаховича — Евгений Миткевич, Иван Шурпа и Вячеслав Адамович. ОББА не имела развернутой политической программы и выставила минимум требований — реализация культурных прав и улучшение материального быта белорусского населения в Польше. Белорусские «активисты» совместно с местными польскими властями в основном работали над обеспечением хозяйственного благосостояния сельского населения, пропагандировали идею сближения с Польшей и критиковали антипольскую позицию белорусских национально-демократических и леворадикальных групп. 23 апреля 1922 г. организация провела в Гродно «белорусский съезд Гродненского повета», на котором была принята резолюция в духе лояльности Польше29.

Во время парламентских выборов в Польше 1922 г. представители ОББА выступали против Блока национальных меньшинств, куда

27 LCVA. К 22. Ар. 1. В. 42, 1. 35 atv.

28 LCVA. Е 15. Ар. 2. В. 483, 1. 9-9 atv.

29 ОошоШа К. Bialoruskie partie i organizacje prorzзdowe w II Rzeczy-pospo1itej. S. 64; Беларуси З'езд // Беларуси шлях. 1922. № 2. С. 3.

входили белорусские национально-демократические организации, однако полностью провалили собственную избирательную кампанию. Недовольные мелкими результатами работы «активистов», польские власти в 1923 г. прекратили их финансирование. Одной из причин этого был тот факт, что деятели ОББА, не обладавшие хорошими моральными качествами, занимались скорее финансовыми авантюрами, нежели настоящей политикой30. Примером этого может быть биография Е. Миткевича, который несколько раз обвинялся в кражах крупных денежных сумм, а параллельно также являлся тайным осведомителем польских спецслужб31.

Политическая ситуация в Западной Беларуси в 1924 г. предопределила появление в регионе новых полонофильских сил. Переход белорусских депутатов в сейме в оппозицию польскому правительству, рост прокоммунистического партизанского движения на так называемых «восточных окраинах», рост государственной полонизации белорусов усилили радикальные и антипольские настроения в белорусской общественно-политической жизни. Это обстоятельство создало почву для активизации тех политических групп, которые сопротивлялись бы выросшей радикализации и активно пропагандировали бы лояльность к польскому государству. Поэтому 21 сентября 1924 г. несколько белорусских пропольских активистов созвали в Вильно «конференцию представителей белорусских демократических партий, крестьянства и интеллигенции», результатом которой стало создание полонофильской Временной белорусской рады (бел. Часовая беларуская рада, с 1926 г. носила название Белорусская национальная рада). В президиум организации вошли: председатель — Арсений Павлюкевич, заместители председателя — Гасан Конопацкий и Всеволод Бильдюкевич32.

Временный характер новообразованной организации объяснялся тем, что она должна была подготовить и созвать «съезд Западной Беларуси», на котором планировалось избрать постоянное национальное представительство белорусов в Польше33. Организация выступала за национальное согласие всех жителей так наз. «кресов» и призывала белорусов быть лояльными к институтам польского государства. Программные документы ВБР включали требование территориальной

30 Каротш нарыс беларускага пытаньня. С. 101.

31 Чарнякев1ч А. Постащ беларускага нацыянальнага руху у Гродне 1909-1939 гг. (бiяграфiчны даведшк). Мшск, 2003. С. 171-173.

32 БДАМЛiМ. Ф. 3. Воп. 1. Спр. 189. Арк. 5-5 адв.

33 Там же. Арк. 5.

автономии Западной Беларуси, особенности которой, правда, никак не уточнялись, а также придусматривали проведение земельной реформы и отмену польских военных поселений. Представители ВБР негативно оценивали деятельность белорусской фракции в польском парламенте, которую считали вредной, обвиняя белорусских депутатов в распространении революционных и антигосударственных настроений. Значительное место в политической программе ВБР было уделено пропаганде антикоммунизма34. Следует отметить, что многие члены этой полонофильской организации во время Советско-польской войны были членами антибольшевистских вооруженных формирований, в частности А. Павлюкевич, А. Кабычкин, Н. Кернажицкий и А. Сокол-Кутыловский принимали участие в Слуцком восстании 1920 г., а Г. Конопацкий был командующим белорусских дивизий польской армии. Наиболее ярким показателем антикоммунистических настроений членов ВБР стало то, что лидер организации А. Павлюкевич был одним из организаторов покушения Б. Каверды на полпреда СССР в Польше П. Войкова в 1927 г.35

Одной из основных задач ВБР было установление тесных отношений с польскими властями для решения проблем белорусского меньшинства в Польше. В 1924-1925 гг. члены ВБР провели около десятка встреч с польскими официальными лицами на разных уровнях, от премьер-министра до виленского воеводы. На этих аудиенциях обсуждались различные вопросы социально-экономической жизни населения Западной Беларуси: проблема национального школьного образования, помощь бедным хозяйствам, реформирование аппарата управления и органов самоуправления36. Однако эти встречи белорусских полонофилов с властями не имели практического результата. Единственным исключением стало разрешение на организацию курсов белорусского языка для учителей начальных школ в Вильно и Кракове, которое делегация ВБР получила после посещения министра публечного образования и вероисповеданий в 1925 г.37

Временная белорусская рада была единственной белорусской политической организацией, поддержавшей майский переворот

34 Нашая праграма // Беларускае слова. 1926. № 1. С. 1.

35 Коверда Б. Покушение на полпреда Войкова // Часовой. 1984. № 647. С. 13-14.

36 Дэлегацыя Беларускай Рады у Варшаве // Грамадсш голас. 1924. № 33. С. 2.

37 LCVA. К 15. Ар. 2. В. 232, 1. 345.

1926 г., в результате которого к власти в Польше пришли сторонники Ю. Пилсудского. Члены ВБР провели 11 агитационных митингов в поддержку новой власти в нескольких поветах Западной Беларуси38. Такую активность полонофилов приветствовало польское правительство, которое выделяло им значительные суммы денег для расширения агитации. ВБР получило основную финансовую поддержку из бюджета Виленского воеводства. Согласно архивным свидетельствам, советник виленского воеводы Д. Петровский напрямую выплачивал А. Павлюкевичу денежные субсидии от властей39. Однако, как подчеркивали сторонники Павлюкевича, он бесхозяйственно распоряжался деньгами, присвоив себе их часть. Так, в мае 1925 г. Павлюкевич взял себе 800 злотых в качестве пенсии, заплатив 400 злотых своему секретарю и потратив от 300 до 400 злотых на большую арендную плату за комнаты в отеле Соколовского в Вильно, где располагался секретариат ВБР40. Поэтому в 1928 г. из-за личных конфликтов с Павлюкевичем из организации вышли наиболее активные деятели, что фактически стало причиной ликвидации ВБР.

В 1927 г., чтобы снизить напряженность в белорусском обществе после разгрома БКРГ, некоторые польские политики предложили организовать издание белорусского проправительственного журнала. Реализовать эту инициативу, по предложению известного польского общественно-политического деятеля Леона Василевского, должен был белорусский писатель пропольских взглядов Франц Уместовский, стоявший у истоков белорусского национального движения и имевший репутацию одного из основоположников белорусской прессы. В марте

1927 г. он начал издавать в Вильно журнал «Белорусский день» (бе-лор. «Беларуск дзень»»). Среди прочего, этот журнал развивал идею «краёвости» в виде призыва к братскому сотрудничеству белорусов, поляков, литовцев и других народов западнобелорусского региона. Вскоре вокруг издания начала формироваться группа сторонников, в которую вошли бывший коммунистический активист М. Гурин-Мо-розовский, студенты Е. Бартуль, И. Зенюк, общественные деятели Е. Миткевич, М. Кравцов и другие41.

38 Горны А. Узаемаадносшы беларусмх паланафшьсюх аргашзацый з польск1м1 уладам1 у Заходняй БеларуС у м1жваенны перыяд. С. 47.

39 LCVA. F. 131. Ap. 3. B. 468, l. 115.

40 LCVA. F. 15. Ap. 2. B. 232, l. 76.

41 A-lis. Gudai, lenk^ politika ir mes // Vilniaus Aidas. 1927. № 52. P. 1; Наш шлях // Беларуси дзень. 1927. № 3. С. 1-2.

В октябре 1927 г. на базе группы Уместовского была образована Белорусская радикальная народная партия (БРНП). Прилагательное «радикальная» в названии партии присутствовало специально для воздействия на крестьянство. БРНП выдвинула умеренные требования об улучшении экономического и культурного положения белорусского народа в рамках польского законодательства42. В политической сфере партия выступала за предоставление северо-восточным воеводствам Польши территориальной автономии с сеймом в Вильно. В начале 1928 г. Уместовский и его партия стали активно участвовать в избирательной кампании в польский парламент, агитируя за сторонников правительства и Ю. Пилсудского43. После выборов БРНП не проявлял никакой политической активности, как и Уместовский в целом, опубликовав последний номер «Белорусского дня» в октябре 1928 г.

На рубеже 1920-1930-х гг. на проправительстенные позиции перешли некоторые известные представители белорусского национально-освободительного движения в Западной Беларуси. Этот переход был связан с разгромом Белорусской крестьянско-рабочей громады польскими санационными властями, когда некоторые бывшие члены этой партии решили отказаться от радикальной деятельности и начать поиск компромиссов с властями, чтобы сохранить существующие белорусские культурные и образовательные институты. Для этого необходимо было отделить культурную работу от политической борьбы. Инициатором такого разделения был бывший лидер Громады Бронислав Тарашкевич, который, однако, позже был вынужден отказаться от такой позиции под влиянием рекомендаций коммунистических активистов. Тем не менее тактику компромисса с властью поддержали Антон Луцкевич, Радослав Островский, Александр Ковш, Иосиф Шнаркевич и другие деятели, ранее тесно связанные с БКРГ44. В 1928-1929 гг. в Западной Беларуси сформировалась новая политическая группа, которая не имела собственного названия, но была названа политическими оппонентами «белорусской санацией». Также в этот период возникло еще одно, политически нейтральное, название группы, образованное от имен ее лидеров, — группа Луцкевича-Островского45. В 1930-1932 гг. под контролем этой группы находился

42 Informator spoleczno-po1ityczny Wojew6dztwa Wi1enskiego. S. 7.

43 БДАМЛiМ. Ф. 3. Воп. 1. Спр. 213. Арк. 6-6 адв.

44 Луцкевiч А. Да псторып беларускага руху. Вшьня-Беласток, 2010. С. 256.

45 Sprawozdanie z zycia mniejszosci narodowych za pazdziernik, 1istopad i grudzien 1929 г. Warszawa, 1930. S. 23.

Центральный союз белорусских культурно-просветительских и хозяйственных организаций (Центросоюз), а в 1932-1937 гг. — Общество белорусского просвещения (белор. Таварыства беларускай асветы).

Основными программными постулатами новообразованной группы были отказ от радикальной политической деятельности, осуществление национально-культурной работы законным путем, признание того, что белорусы являются равноправными гражданами Польши и, следовательно, имеют право на поддержку своего культурного развития со стороны государства46. В направлении сотрудничества с государственными структурами группа руководствовалась словами Р. Островского, обращенными к представителям польских властей и гражданского общества: «Если вы искренне и честно удовлетворите законные потребности белорусов, белорусы будут лояльны к польскому государству»47. Тем не менее, в отличие от предыдущих полонофильских организаций, группа Луцкевича-Островского критиковала политику польских властей в Западной Беларуси, особенно за полонизацию, сужение белорусского образования и расширение польских военных поселений. Не случайно польские власти определили политическое направление группы Луцкевича-Островского как «конструктивная оппозиция» (польск. opozycja rzeczowa)48. Однако в условиях полонизации белорусского национального меньшинства, которая особенно усилилась в середине 1930-х гг., даже подобная умеренная позиция считалась неприемлемой для польских властей. Поэтому в 1937 г. властями была ликвидирована последняя полоно-фильская организация, находившаяся под контролем «белорусской санации», — Общество белорусского просвещения49.

Таким образом, белорусские национально-демократические и полонофильские организации в Западной Беларуси представляли то общественно-политическое течение, которое активно использовало легальные формы деятельности в межвоенной Польше. При этом белорусские полонофилы не пользовались большой популярностью

46 Эра. Яшчэ адна — можа апошняя — спроба // Наперад. 1930. № 21. С. 1.

47 Беларуская справа i польскае грамадзянства // Беларуси звон. 1931. № 7. С. 1.

48 LCVA. К 51. Ар. 7. В. 1008, 1. 14 а^.

49 Вабгшчэвгч А. Таварыства беларускай асветы // Энцыклапедыя псторып Беларуси У 6 т. Мшск, 2001. Т. 6. Кн. 1. С. 488.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у белорусского населения по причине их лояльной позиции в отношении польского государства. Это подтверждают цифры голосования во время избирательной кампании в польский парламент в 1928 г. — за белорусский полонофильский список проголосовало около 1000 человек, а за леворадикальный — более 70 000 избирателей50. Более популярным в среде молодежи и белорусской интеллигенции было национально-демократическое течение, которое стремилось к созданию независимого белорусского государства в традициях БНР. Однако и это направление не имело широкой сети активистов в западнобелорусской провинции. Белорусские крестьяне в большинстве своем поддерживали леворадикальные структуры, которые поднимали актуальные для деревни социальные проблемы. Тем не менее деятельность белорусских национально-демократических и полонофильских организаций оставила большой след в деле распространения белорусской идентичности и национального самосознания в межвоеной Польше.

Источники и литература

Беларуси дзяржауны арх^-музей лггаратуры i мастацтва (БДАЛiМ).

Lietuvos Centrinis Valstybes Archyvas (LCVA).

Беларуская справа i польскае грамадзянства // Беларуси звон. 1931. № 7. С. 1.

Беларуси З'езд // Беларуси шлях. 1922. № 2. С. 3.

Вабiшчэвiч А. Таварыства беларускай асветы // Энцыклапедыя псторьи Беларусь У 6 т. Мшск, 2001. Т. 6. Кн. 1. С. 488.

Вашкевгч А. Група «Беларуси фронт» i «...змаганьне з чужацкiмi фронтамЬ> // Bialoruskie Zeszyty Historyczne. 2006. T. 26. S. 69-91.

BamKeei4 А. Эвалюцыя Беларускай Хрысщянскай Дэмакратыи у святле яе палпычных праграмау (1917-1939 гг.) // Спадчына. 2006. № 1. С. 22-28.

Вiславух С. Нацыянальныя адносшы на тэрыторыи усходшх ваяводствау // Arche. 2018. № 1. С. 70-358.

Горны А. Узаемаадносшы беларусих паланафшьсих аргашзацый з польскiмi уладамi у Заходняй Беларус у мiжваенны перыяд // Вестник

50 Mniejszosci narodowe w wyborach do Sejmu i Senatu w r. 1928. Warszawa, 1928. S. 284.

Полоцкого университета. Сер. А, Гуманитарные науки. 2015. № 9. С. 44-49.

Дэлегацыя Беларускай Рады у Варшаве // Грамадск голас. 1924. № 33. С. 2.

З аргашзацыйнага жыцьця Беларуск. Сялянскага Саюзу // Сялянская шва. 1926. № 11. С. 2.

Каротта нарыс беларускага пытаньня. Мшск: Логвшау, 2009. 396 с.

Коверда Б. Покушение на полпреда Войкова // Часовой. 1984. № 647. С. 13-14.

Ладысеу У Беларуская Хрысщянская Дэмакратыя — Беларускае Народнае Аб'яднанне // Палпычныя партьп Беларуси Мшск: Згода, 1994. С. 78-86.

Ладысеу У. Ф. Шлях да свабоды: з Нсторып рэвалюцыйна-вызваленчага руху у Заходняй Беларус у 1919-1939 гг. Мiнск: Голас Радзiмы, 1978. 131 с.

Луцкев1ч А. Да псторып беларускага руху. Вшьня; Беласток: 1нстытут беларусiстыкi, Беларускае пстарычнае таварыства, 2010. 346 с.

Мазько Э. 1дэалапчныя падставы дзейнасш Беларускай Хрысшян-скай Дэмакратыi (1917-1939 гг.) // Пстарычны альманах. 2000. № 1. С. 71-76.

Наш шлях // Беларуси дзень. 1927. № 3. С. 1-2.

Нашая праграма // Беларускае слова. 1926. № 1. С. 1.

Пагарэлы А. Да праблемы выбару эвалюцыйнай парадыгмы сацыяльных змен Беларускай Хрысшянскай Дэмакратыяй мiжваеннага перыяду // Bialoruskie Zeszyty Historyczne. 2018. T. 50. S. 97-120.

Полуян В., Полуян И. Революционное и национально-освободительное движение в Западной Белоруссии в 1920-1939 гг. Минск: Госиздат БССР, 1962. 224 с.

Праваслауна-Беларускае Дэмократычнае Аб'еднаньне (праграма) // Праваслауная Беларусь. 1927. № 3. С. 2-4.

Праграма Беларускай Нацыянал-Сацыялютычнай Партыи // Новы шлях. 1936. № 1. С. 1-5.

Справаздача з канфэрэнцыi Беларускага Сялянскага Саюзу // Сялянская шва. 1927. № 58. С. 1.

Станкев1ч А. З Богам да Беларуси збор творау. Вшьня: 1нстытут беларуастыш, 2008. 1097 с.

Туронак Ю. Мадэрная Нсторыя Беларусь Вшьня: 1нстытут беларуастыш, 2006. 877 с.

Чарнякевгч А., Вашкев1ч А. 25 сакавша: вытом нацыянальнага свята // Arche. 2008. № 3. С. 62-85.

Чарнякев1ч А. Беларусшя паланафшы i Грамада. 1925 — пачатак 1927 г. // Пстарычны альманах. 2006. Т. 12. С. 64-78.

HapuMKeeiu A. nocTa^ öe^apycKara Ha^iaHa^bHara pyxy y rpogHe 1909-1939 rr. (6iarpa$ÎHHH gaBegHiK). MÎHCK: rpaMagcKae aö'agHaHHe «BIT», 2003. 341 c.

Эра. ^mna agHa — Mo^a anomHaa — cnpoöa // Hanepag. 1930. № 21.

C. 1.

A-lis. Gudai, lenk^ politika ir mes // Vilniaus Aidas. 1927. № 52. P. 1. Bialorusini // Sprawy narodowosciowe. 1927. Nr 5-6. S. 550-551. Gomôlka K. Bialoruskie partie i organizacje prorz^dowe w II Rzeczypospolitej // Bialoruskie Zeszyty Historyczne. 1997. T. 7. S. 63-74.

Januszewska-Jurkiewicz J. Dwie "krajowe" inicjatywy bialoruskie na Litwie Srodkowej // Bialoruskie Zeszyty Historyczne. 2001. T. 16. S. 205-206.

Mniejszosci narodowe w wyborach do Sejmu i Senatu w r. 1928. Warsza-wa: Wydawnictwo MSW, 1928. 331 s.

Moroz M. "Krynica". Ideologia i przywodcy bialoruskiego katolicyzmu. Bialystok: Bialoruskie Towarzystwo Historyczne, 2001. 230 s.

Partje polityczne bialoruskie // Informator spoleczno-polityczny Wo-jewodztwa Wilenskiego: opracowany przez Wydzial Bezpieczenstwa Pu-blicznego Urzçdu Wojewodzkiego w Wilnie. Z. 4, rozdz. 3. Wilno, 1927. S. 3-23.

Sprawozdanie z zycia mniejszosci narodowych za pazdziernik, listopad i grudzien 1929 r. Warszawa: Wydzial narodowosciowy, 1930. 140 s.

U 10-ja ûhodki "Krynicy" // Bielaruskaja krynica. 1926. Nr 38. S. 3. Wybory gminne // Przegl^d Wilenski. 1927. Nr 13. S. 3. Zjezd pradstaunikou Bielaruskaj Chryscijanskaj Demokracyi 6.IX.1927 h. // Bielaruskaja krynica. 1927. Nr 47. S. 1.

References

Bielaruski Dziarzhauny Arhiu-Muziej Litaratury i Mastactva (Minsk). Lietuvos Centrinis Valstybés Archyvas (Vilnius).

A-lis. "Gudai, lenk^ politika ir mes." Vilniaus Aidas, № 52, 1927, p. 1. "Bialorusini." Sprawy narodowosciowe, № 5-6, 1927, s. 550-551. "Bielaruskaja sprava i polskaje gramadzianstva." Bielaruski Zvon, № 7, 1931, p. 1. "Bielaruski zjezd." Bielaruski Shlah, № 2, 1922, p. 3.

Charniakievich, A., Vashkievich, A. "25 sakavika: vytoki nacyjanalnaga sviata." Arche, № 3, 2008, p. 62-85.

Charniakievich, A. "Bielaruskija palanafily i Hramada. 1925 — pachatak 1927 h." Gistarychny almanah, № 12, 2006, p. 64-78.

124

A. C. ropHbiü

Charniakievich, A. Postaci bielaruskaha nacyjanalnaha ruhu u Grodnie 1909-1939 hh. (bijagrafichny daviednik). Minsk: Gramadskaje abjadnannie VIT, 2003, 341 p.

"Deliegacyja Bielaruskaj Rady u Varshavie." Gramadski golas, № 33, 1924, p. 2.

Era. "Jashche adna — mozha aposhniaja — sproba." Napierad, № 21, 1930, p. 1.

Gomólka, K. "Bialoruskie partie i organizacje prorzqdowe w II Rzeczypospo-litej." Bialoruskie Zeszyty Historyczne, t. 7, 1997, s. 63-74.

Gorny, A. "Uzajemaadnosiny bielaruskih palanafilskih arganizacyj z polskimi uladami u Zahodniaj Bielarusi u mizhvajenny pieryjad." Vestnik Polotskogo univer-siteta, serija A, gumanitarnyje nauki, № 9, 2015, p. 44-49.

Januszewska-Jurkiewicz, J. "Dwie "krajowe" inicjatywy bialoruskie na Litwie Srodkowej." Bialoruskie Zeszyty Historyczne, t. 16, 2001, s. 205-206.

Karotki narys bielaruskaga pytannia. Minsk: Logvinau, 2009, 396 p.

Koverda, B. "Pokushenie na polpreda Voikova." Chasovoi, 1984, № 647, p. 13-14.

Ladyseu, U. "Bielaruskaja Hryscijanskaja Demakratyja — Bielaruskaje Narod-naje Abjadnannie." Palitychnyjapartyi Bielarusi, Minsk, 1994, p. 78-86.

Ladyseu, U. Shlah da svabody: z historyi revalucyjna-vyzvalienchaha ruhu u Zahodniaj Bielarusi u 1919-1939 hh. Minsk: Golas Radzimy, 1978, 131 p.

Luckievich, A. Da historyi bielaruskaha ruhu. Vilnia-Bielastok: Instytut bielaru-sistyki, Bielaruskaje histarychnaje tavarystva, 2010, 346 p.

Mazko, E. "Idealagichnyja padstavy dziejnasci Bielaruskaj Hryscijanskaj De-makratyi (1917-1939 hh.)" Gistarychny almanah, № 1, 2000, p. 71-76.

Mniejszosci narodowe w wyborach do Sejmu i Senatu w r. 1928. Warszawa: Wyda-wnictwo MSW, 1928, 331 s.

Moroz, M. "Krynica". Ideologia iprzywódcy bialoruskiego katolicyzmu. Bialystok: Bialoruskie Towarzystwo Historyczne, 2001, 230 s.

"Nash shlah" Bielaruski dzien, № 3, 1927, p. 1-2.

"Nashaja pragrama" Bielaruskaje slova, № 1, 1926, p. 1.

Paharely, A. "Da prabliemy vybaru evalucyjnaj paradygmy sacyjalnyh zmien Bielaruskaj Hryscijanskaj Demakratyjaj mizhvajennaga pieryjadu." Bialoruskie Zeszyty Historyczne, t. 50, 2018, p. 97-120.

"Partje polityczne bialoruskie." Informator spoleczno-polityczny Województwa Wilenskiego: opracowany przez Wydzial Bezpieczenstwa Publicznego Urzçdu Wojew-ódzkiego w Wilnie. Z. 4, rozdz. 3. Wilno, 1927, s. 3-23.

Poluian, V., Poluian, I. Revoliutsionnoe i natsional'no-osvoboditel'noe dvizhe-nie v Zapadnoi Belorussii v 1920-1939 gg. Minsk: Gosizdat BSSR, 1962, 224 p.

"Pragrama Bielaruskaj Nacyjanal-Sacyjalistychnaj Partyi." Novy Shlah, № 1, 1936, p. 1-5.

"Pravaslauna-Bielaruskaje Demokratychnaje Abjednannie (pragrama)." Pravas-launaja Bielarus, № 3, 1927, p. 2-4.

"Spravazdacha z kanferencyi Bielaruskaga Sialanskaga Sajuzu." Sialanskaja Niva, № 58, 1927, p. 1.

Sprawozdanie z zycia mniejszosci narodowych za pazdziernik, listopad i grudzien 1929 r. Warszawa: Wydzial narodowosciowy, 1930, 140 s.

Stankievich, A. Z Bogam da Bielarusi: zbor tvorau. Vilnia: Instytut bielaru-sistyki, 2008, 1097 p.

Turonak, J. Madernaja gistoryja Bielarusi. Vilnia: Instytut bielarusistyki, 2006, 877 p.

"U 10-ja uhodki „Krynicy" Bielaruskaja krynica, № 38, 1926, s. 3. Vabishchevich, A. "Tavarystva bielaruskaj asviety." Encyklapiedyja historyiBielarusi, vol. 6, book 1, 2001, p. 488.

Vashkievich, A. "Grupa "Bielaruski front" i "zmahannie z chuzhackimi frontami." Bialoruskie Zeszyty Historyczne, t. 26, 2006, p. 69-91.

Vashkievich, A. "Evalucyja Bielaruskaj Hryscijanskaj Demakratyi u sviatlie jaje palitychnyh prahramau (1917-1939 hh.)." Spadchyna, № 1, 2006, p. 22-28.

Vislavuh, S. "Nacyjanalnyja adnosiny na terytoryi ushodnih vajavodstvau." Arche, № 1, 2018, p. 70-358.

"Wybory gminne." Przeglqd Wilenski, № 13, 1927, s. 3.

"Z arganizacyjnaga zhyccia Bielarusk. Sialanskaga Sajuzu." Sialanskaja Niva, № 11, 1926, p. 2.

"Zjezd pradstaunikou Bielaruskaj Chryscijanskaj Demokracyi 6.IX.1927 h." Bielaruskaja krynica, № 47, 1927, s. 1.

A. S. Gorny

Yanka Kupala State University of Grodno (Grodno, Belarus)

Belarusian national democratic and polonophilic organizations in interwar Poland

The author of the article identifies three trends of the Belarusian national movement in the Western Belarusian lands in Poland during the interwar period: the radical left-wing, the national-democratic, and the polonophilic. The activities of the Belarusian radical left-wing in Western Belarus have been studied in detail in the Soviet historiography. There are still many gaps in the activities of Belarusian national-democratic and polonophilic political structures. Belarusian national democratic organizations in interwar Poland (The Belarusian Christian democracy, The Belarusian Peasant Union, V. Hadleuski's group "The Belarusian front", The Orthodox Belarusian democratic association, etc.) used in their ac-

126

A. C. ropHbiu

tivities legal forms of fight for the national rights of Belarusians, sought to unite Belarusian lands and to create an independent Belarusian state following the example of European republics. The polonophiles in the Belarusian movement (The Regional Union, The Temporary Belarusian Rada, The Belarusian Radical People's Party, the Luckievich-Astrouski group, etc.) adhered to the idea of cooperation with the institutions of the Polish authorities in order to achieve national and cultural concessions for the Belarusian people. The Polonophiles did not enjoy wide support among the population and existed due to the financial help of the Polish authorities.

Keywords: the Belarusian national movement, interwar Poland, Western Belarus, national question, Christian democracy, polonophilism.

УДК: 94 (491.11+47) «1914/2014» ББК: 63.3 (4Юго.Сер) 6-7

А. Ю. Тимофеев Белградский университет, Институт новейшей истории Сербии (Белград, Сербия)

Столетие Первой мировой войны в Сербии: война памятников

Юбилей Первой мировой войны в Сербии стал поводом для обострения общественной дискуссии и привлечения внимания к подъему ревизионизма в странах НАТО. Страх от ревизии истории Первой мировой войны влиял на сербское общество и элиты в канун столетнего юбилея. Ответной реакцией обеспокоенных сербских элит стала широкая череда мероприятий, организованных в Сербии и Республике Сербской. В рамках проведения мемориальных мероприятий к юбилею особое значение получили памятники, которые были установлены и восстановлены сербскими властями и их иностранными партнерами. Это были памятники сербскому патриоту Г. Принципу, прославленному Железному полку, женщине-добровольцу Милунке Савич, традиционным фигурам сербской памяти о Первой мировой войне. В то же время не удалось увековечить в монументальных формах память о начальнике сербской военной разведки Д. Димитриевиче-Аписе, лидере сербской националистической организации «Черная рука», которая покровительствовала организации «Млада Босна», подготовившей покушение на Франца Фердинанда. На этом общем фоне особое значение получили русско-сербские памятники Первой мировой войны в Сербии — Николаю II и боевому братству двух народов. Установленные памятники стали мемориальными объектами и в то же время привлекают различные политические силы, выражающие свои симпатии и антипатии путем символических жестов по отношению к новым памятникам.

Ключевые слова: ревизионизм, историческая память, столетие Первой мировой войны, Николай II, Г. Принцип, русско-сербские связи.

DOI: 10.31168/2073-5731.2020.3-4.1.07

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 1909-00163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.