Научная статья на тему 'Белорусская модель развития экономики'

Белорусская модель развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / РЕСУРСЫ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / DEVELOPMENT OF THE ECONOMY / FACILITY / MARKET RELATIONS / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милосердов В. В.

После распада СССР разруха, охватившая постсоветское пространство, не обошла стороной и Белоруссию. Как и в большинстве бывших союзных республик, здесь начались преобразования, которые парализовали экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELORUSSIAN MODEL of the DEVELOPMENT of the ECONOMY

After disinteration USSR ruin, covered postsoviet space, did not pass the side and Belorussia. Either as in majority of the former union republics, here began the transformations, which have paralysed the economy.

Текст научной работы на тему «Белорусская модель развития экономики»

Продовольственный комплекс: проблемы и пути решения

БЕЛОРУССКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

В. В. МИЛОСЕРДОВ, академик РАСХН, г. Москва

Ключевые слова: развитие экономики, ресурсы, рыночные отношения, государственное регулирование.

После распада СССР разруха, охватившая постсоветское пространство, не обошла стороной и Белоруссию. Как и в большинстве бывших союзных республик, здесь начались преобразования, которые парализовали экономику. В их основе были сомнительные идеологические постулаты: смена форм собственности, приватизация и разгосударствление, фермеризация, либерализация цен и внешней торговли, отказ государства от регулирования экономических процессов, от поддержки сельского хозяйства. Такой сценарий реформы вел к деградации производственного потенциала отраслей экономики, сокращению основных и оборотных фондов, росту изношенности технических средств, спаду производства и обнищанию населения.

В крайне тяжелом положении находилось сельское хозяйство. Закупочные цены не покрывали издержек производства. Нарастали взаимные неплатежи, как снежный ком росла задолженность, увеличивалась доля убыточных организаций. Число трудоспособных сократилось почти вдвое. Многие фермы, другие производственные объекты разваливались. Парк тракторов и грузовых автомобилей сократился в 1,7 раза, зерновых комбайнов - в 1,8 раза. Словом, сельское хозяйство находилось в таком состоянии, что законно возникали вопросы, а есть ли вообще выход из создавшегося положения? И где тот передаточный механизм, с помощью которого можно было бы вытянуть отрасль из глубокого кризиса? Как спасти деревню от полного разрушения, а землю и фермы от запустения? Как сохранить трудовой коллектив? Как облегчить жизнь пожилых людей и помочь молодым семьям?

С приходом к власти Александра Лукашенко республика отказалась от реформирования экономики на основе «шоковой терапии». Государство стало ориентироваться на мобилизацию имеющихся в стране ресурсов, сохранение крупных предприятий в госсобственности, на социальную ориентацию реформ. Формируя рыночные отношения, белорусское руководство не отказалось от направляющей роли государства в экономике. Была остановлена обвальная

приватизация и бесконтрольное присвоение собственности. Темпы разрушения экономики стали сокращаться. Появились признаки стабилизации и восстановления промышленности и сельского хозяйства. В системе отношений государства и капитала создавалась нормативная правовая база, отвечающая их обоюдным интересам, разработана стратегия устойчивого развития.

Как казалось победившая навсегда, модель зрелого либеральнодемократического капитализма должна была стать единственным идеологическим ориентиром. Страны, которые отказывались следовать этой модели, подвергались жесточайшей критике и всевозможным санкциям. Самостоятельный курс белорусского руководства фактически привел к блокаде республики во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах. Но вопреки всем страшилкам со стороны западных политиков, в республике формировался особый путь развития экономики. Президент поставил перед учеными задачу разработать теорию нового уклада белорусской экономики, рекомендации дальнейшего совершенствования «белорусской модели развития», обосновать приоритеты наиболее важных экономических и социальных проблем, стоящих перед государством. Несмотря на мощное давление Запада в республике решительно отвергли принцип: “Чем меньше государства, тем лучше”. Там понимали, что только с помощью рыночного механизма невозможно регулировать отношения между мак-ро - и микроэкономикой, общим и частным, центром и местами, что преждевременное расширение рыночных отношений не позволит осуществлять целевое вложение средств в «точки роста» экономики и социальной инфраструктуры. Поэтому переход к рынку проходил постепенно, при широком использовании государственного регулирования. Его основные принципы: создание экономических отношений нового типа и благоприятного бизнес-климата, то есть условий для делового сотрудничества государства и капитала, обеспечение баланса общегосударственных, корпоративных и частных интересов, благоприятных условий

для производственной и предпринимательской деятельности. Все это создавало у субъектов хозяйствования различных форм собственности заинтересованность в укреплении и развитии экономики и социальной сферы.

Россия беспрекословно приняла навязанный ей максимальный либерализм, с его «шоковой терапией», а потому правит бал дикий рынок, где частные интересы превыше государственных, где руководители компаний в угоду личной наживы торгуют государственной безопасностью страны. Например, В.Потанин, контролирующий ГМК «Норникель», продал американцам на долгосрочной основе эксклюзивные права на закупку всего произведенного им кобальта. В результате мировые цены на этот материал подскочили с 17 долларов за фунт в 2007 г. до 52 долл. в 2008 г. По оценке аналитиков, с учетом роста гособоронзаказа и инновационных программ в ближайшие три года спрос отечественных производителей на кобальт увеличится с 500-600 тонн до 1500 тонн. Под угрозой оказалась реализация архиважных для страны программ. А сколько таких Потаниных, торгующих национальными интересами, разворовывающих государственную собственность? По данным прокуратуры РФ, объем рынка коррупции сопоставим с федеральным бюджетом и оценивается в 240 миллиардов долл.

Нельзя сказать, что руководство Белоруссии шло по «целине». Их модель постепенно вбирала в себя черты развития передовых стран Вос-точно-Азиатского региона, практику преобразований и становления рыночной экономики Китая. Эти страны использовали специфические механизмы государственного регулирования и прежде всего меры эффективной промышленной политики, направленной на поддержку отраслей, находящихся на основных направлениях научно-технического прогресса и обеспечивающих экспортную ориентацию национальной

Development of the economy, facility, market relations, government regulation.

Продовольственный комплекс: проблемы и пути решения

экономики. Ускоренная модернизация этих стран стала возможной благодаря соединению современных форм организации хозяйства с их социальными институтами, что позволило обеспечить высокие темпы накопления капитала, технологического прогресса, структурных изменений, за относительно короткий срок достичь высоких темпов роста производительности труда.

Использование их опыта позволило Белоруссии создать социально ориентированную рыночную экономику с адекватной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, обеспечивающими восприимчивость к научно-техническому прогрессу. Опыт экономических преобразований свидетельствует о том, что в мире нет универсальной модели развития. В силу специфических условий, особенностей хозяйственной жизни и национальных традиций экономические модели таких стран как Швеция, Германия, США, не говоря уже об Индии и Китае существенно различаются. При всей противоречивости и неоднозначности белорусской модели социально-экономического развития она позволила избежать серьезных ошибок. В последние годы здесь достигнуты замечательные результаты в темпах роста ВВП, промышленности, сельского хозяйства, капиталовложений, рынка труда, социальной защищенности населения. Международный банк и МВФ положительно оценили и фактически признали существование особого пути развития экономики Белоруссии. Да это и понятно. В переходных экономиках, в которых еще не сформировались первичные элементы рыночного механизма саморегулирования, с целью наименьших социальных потрясений важное значение имеет эволюцион-ность преобразований, четкая система законодательства, общность интересов государства и каждого его гражданина.

Государственное регулирование дает хороший результат во внешнеэкономической деятельности. Республика строит заводы в Польше по сборке тракторов «Беларусь» и грузовиков «МАЗ», в Египте - по сборке грузовиков «МАЗ». Активно ведутся переговоры об организации сборочного производства тракторов «Беларусь» в Пакистане и Ираке, большегрузных автомобилей «Белаз» в Китае. За период с 2000 г. белорусский экспорт в европейские страны увеличился более чем в 15 раз и составил по итогам 2007 г. почти 11 млрд. долл. Положительное сальдо со странами ЕС в минувшем году достигло более 4 млрд долл. При всем этом белорусская модель экономического развития является предметом постоянной критики и с Запада и с Востока. Но, похоже, на фоне нарастающе-

го мирового кризиса белорусская модель оказалась более жизненной, чем хваленая либеральная. Сегодня, даже президент США Дж. Буш, вопреки своей прежней политической философии, заговорил о том, что государственное регулирование экономики «не только допустимо, но и необходимо». Перед угрозой тяжелейшей депрессии, возникшей из-за недооценки роли государства в регулировании экономики, Вашингтон пошел на национализацию провалившихся системообразующих финансовых компаний и банков несмотря на то, что национализация банковской системы не вписывается в экономическую модель США. Эксперты уверены, что такое решение Вашингтона окончательно похоронит американскую экономическую модель. Белоруссия шла другим путем, а потому не допустила анархии, надувания финансового «пузыря», как это произошло в странах с безбрежным либерализмом.

Основные особенностей белорусской экономической модели:

- сильная и эффективная вертикаль государственной власти, обеспечивающая безопасность граждан, социальную справедливость и общественный порядок, не допускающая криминал и коррупцию. На Западе да и в России ее называют командно-административной, вкладывая в это понятие негативный смысл. Но в последнее время даже западные ученые либерального толка отказались от принципа неограниченной конкуренции и признанию важности социального фактора. В 2001 году Нобелевские премии в области экономических наук получили трое американских ученых: Джозеф Стиглиц, Джордж Акерлоф и Майкл Спенс которые доказали, что наибольшую эффективность обеспечивает не чисто либеральная модель развития, а самое активное государственное регулирование рыночных процессов;

- частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным, но не в ущерб национальным интересам. Признание частника не означает действовать по принципу «что хочу, то и ворочу». Государство заинтересовано в развитии честного бизнеса. Постепенно при повышении ответственности субъектов предпринимательства, диалог власти и бизнеса будет сокращаться сфера вмешательства государства;

- приватизация - не самоцель, а средство привлечь заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника. Поэтому она носит не сплошной, а индивидуальный характер. Основные цели ее: повышение эффективности экономики за счет привлечения прямых инвестиций (как зарубежных, так и отечественных); развитие акционерных обществ путем использования но-

вейших технологий и передового управленческого опыта. Среди вариантов приватизации крупных предприятий выбираются те, которые соответствуют интересам частников и общества в целом;

- интеграционные процессы со странами СНГ, в первую очередь с Россией. Белорусская внешнеэкономическая стратегия начинала создаваться путем восстановления связей с традиционными партнерами. Сейчас она охватила все сферы общественной жизни. Экономические соглашения заключены с 60-ю регионами России, а в рамках союзного государства разрабатывается ряд программ высокотехнологичного производства;

- сильная социальная политика -краеугольный камень государственной власти, которая понимает, что эффективной экономика может быть только социально ориентированная и старается не допускать социальной поляризации, ухудшения условий жизни слабозащищенных людей.

Сегодня главные критерии качественного экономического роста -знания, новейшие технологии, рост производительности труда, снижение ресурсоемкости продукции, воспитание и приумножение кадрового потенциала. Опыт показывает, что на роль лидеров в социально - экономическом развитии всегда претендовали страны, имеющие наиболее высокий уровень образования, науки, здравоохранения и культуры. Без этого не может быть инновационного общества, независимого государства, способного к быстрому саморазвитию. В Белоруссии успешно работают шесть свободных экономических зон. Они привлекают реальные инвестиции, производят высокотехнологичные товары и экспортируют их. Там создается парк высоких технологий, которые обеспечивают конкурентоспособность субъектов хозяйствования различных форм собственности.

Белоруссия - единственная в СНГ страна, где принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, защиту прав инвесторов. В 2007 г. в республику поступило около 5,5 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 30% больше, чем в 2006 г. За первый квартал года их объем возрос еще в 1,7 раза и составил 2,13 млрд долл. Наращивание инвестиционного потенциала республики связано с созданием благоприятных условий для малого и среднего предпринимательства, для стимулирования которого введена упрощенная система налогообложения. Наблюдается тенденция к системному улучшению политических, экономических, правовых и соци-

Продовольственный комплекс: проблемы и пути решения

Таблица 1

Индексы основных социально-экономических показателей

Показатель 2000 2004 2005 2006 2007

Валовой внутренний продукт 105,8 111,4 109,4 110,0 108,2

Общий объем продукции промышленности 107, 8 115, 4 110,5 111,4 108,5

Производство потребительских товаров 104, 1 113,2 111,2 111,5 108,2

Инвестиции в основной капитал 102,1 120,9 120,0 132,2 115,1

Ввод в действие общей площади жилых домов 121,0 116,0 108,1 108,3 114.1

Объем продукции сельского хозяйства 109,3 112,6 101,7 106,0 104,4

Розничный товарооборот 111,8 111,5 120,0 117,4 114,8

Реальные денежные доходы населения 114,1 109,8 118,4 117,8 114,7

Экспорт товаров, млрд. долл. 7,3 13,8 16,0 19,7 24,3

альных условий для развития бизнеса. Вопреки господствующей в мире идеологии потребительства, братья-славяне внедряют модель экономики, которая служит не наживе незначительной части населения, а общественным потребностям. Основной капитал не проедается, не растаскивается, а инвестируется и дает отдачу всему обществу. Переход белорусской экономики на рыночные отношения не привел к деградации и обнищанию населения, как в других бывших странах социализма и республиках СССР, где проведена крупномасштабная приватизация, ликвидирована государственная собственность на землю и коренным образом изменена социально-экономическая структура сельского хозяйства. Об эффективности белорусской модели свидетельствуют следующие данные.

Как видим, в последние четыре года прирост валового внутреннего продукта колебался в пределах 8,2-11,4% в год, а объем продукции промышленности - 8,5-15,4%, т.е. темпы роста продукции промышленности были выше темпов роста ВВП. По структуре и темпам экономического роста Белоруссия соответствует странам, которые успешно модернизируют свою экономику. В таких странах индустриальный рост выше темпов роста ВВП, что позволяло им обеспечивать себя качественными промышленными товарами и экспортировать их. В "азиатских тиграх", например, промышленность росла быстрее ВВП в среднем в 1,7 раза, в Китае в 1995-2003 гг. - в два раза. В первом квартале 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого ВВП Белоруссии увеличился на 10,5%, а выпуск промышленной продукции - на 13,6%, сельского хозяйства на - 6,8%, производство потребительских товаров - на 15,4%, общая площадь построенного жилья

- на 9,5%, объем инвестиций в основной капитал - на 20%.

Для перевода экономики на инновационные рельсы республика проводит целенаправленную промышленную политику. В Послании белорусскому народу и национальному собранию Президент А. Лукашен-

ко сказал: "Необходимо окончательно снять все излишние барьеры при создании и ведении бизнеса. Равнодоступность и конкуренция - вот что последовательно мы должны утверждать в нашей экономической политике. Это касается всех субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности и размера компании". В Белоруссии не растеряли прорывные высокотехнологичные направления, которые сегодня становятся "локомотивами" перевода экономики на инновационные рельсы.

К сожалению, в России огромные финансовые ресурсы уже многие годы не работают на ее благо: доходы не обращаются в основные фонды и не обеспечивают экономического роста, научный и кадровый потенциал, не умножаются. Летом 2008 г. резервы России в четыре раза превышали резервы США и Великобритании, вместе взятых, были равны резервам всех государств зоны евро. При крайнем голоде инвестиций в экономике профициты бюджета и платежного баланса направлялись как "избыточная ликвидность" за рубеж. А в это время российские государственные корпорации и банки, чтобы утолить голод в инвестициях, вынуждены были брать кредиты не в собственной стране, а за рубежом. В конечном итоге, корпоративный долг достиг 460 млрд долл. Но финансовый бум сменился глобальным кризисом. Утрачено доверие к финансовой системе. Ускорился вывод иностранного капитала из страны. Глядя на них, начали выводить средства и российские инвесторы. Индекс РТС опустился с 2600 до 600 пунктов. Корпорации и банки, нахватавшие зарубежных кредитов, не знают, как быть дальше. Четыре крупнейшие нефтегазовые компании России для погашения заимствований в западных банках запросили у государства 50 млрд долл. Стабфонд тает на глазах. За неделю он уменьшается на 15 млрд долларов. А ведь совсем недавно А. Кудрин говорил, что Россия - тихая гавань и никакой кризис для нее не страшен. Оказалось, что наши индексы падают в три раза быстрее, чем западные. У нас они снизились на 80%, а в США и Ев-

ропейских странах - на 30-35%. Сложившаяся в России спекулятивная модель финансового рынка подвергает всю экономику страны неоправданным рискам. Вот к чему привел лозунг наших руководителей - "Чем меньше государства, тем лучше".

Радуясь огромными поступлениями нефтедолларов, правительство в течение последних восьми лет не занималось реальной экономикой, а потому мы не просто стояли на месте: доля национальных производителей сокращалась на всех рынках конечной продукции; промышленность и сельское хозяйство подошли к пределу использования своих производственных мощностей. Эксперты считают, что если среднегодовая цена нефти составит 60-70 долл. за баррель, дефицит торгового баланса может возникнуть уже в 2010 году, а при цене в 50 долл. - даже в следующем. Но некоторых горе-руководи-телей это мало беспокоит. Кудрин заявляет, что импорта в ближайшие годы будет все больше, экспорта все меньше. Чем страна будет расплачиваться за нарастающий импорт, при резком снижении цен на энергоресурсы? А на Петербургском экономическом форуме он сказал, что энергоресурсы - вот проклятье России, тормозящие ее рост. Кажется, мечта Кудрина исполняется. За три месяца цены на нефть снизились в 2,5 раза. Но вместо роста начали закрываться предприятия. По "Программе - 2020" средняя заработная плата должна расти вдвое быстрее производительности. Но ведь это же элементарная некомпетентность. Зарплату можно повышать только при опережающем росте производительности труда. Таков экономический закон. Заранее можно сказать, что "Программа" по важнейшему показателю не будет выполнена.

Итак, почему же Белоруссия обеспечивает быстрые темпы качественного экономического роста, а в России, имеющей куда более благоприятные условия (огромные запасы топливно-энергетических ресурсов, около 60% черноземов мира, огромные валютные резервы и т.д.), экономика находятся в ущербном состоянии? Наша экономика не просто стояла на месте: доля национальных производителей сокращалась на всех рынках конечной продукции; производственный потенциал отраслей на 70-80% изношен; авиастроение, судостроение, станкостроение, машиностроение, сельское, лесное и рыбное хозяйства в развале. Наши самолеты падают, как яблоки с дерева. Страна безнадежно отстала в сфере высоких технологий. Объем нашей наукоемкой продукции и новейших технологий на мировом рынке составляет лишь 0,13%, что в 192 раза меньше, чем в США, в 84 раза,

Продовольственный комплекс: проблемы и пути решения

чем у Японии, в 15 раз, чем у Китая. Россия затрачивает примерно в пять раз больше исходных ресурсов на единицу ВВП, чем развитые страны. Мы в разы отстаем от Запада по производительности труда, уже давно потеряли продовольственную безопасность. Импорт продовольствия превышает 35 млрд долл. в год. Грузино-Осетинский конфликт показал насколько наши вооруженные силы утратили боеготовность. Если бы не трусость грузинских солдат, не известно, как бы обернулась для нас авантюра Саакашвили. Поэтому Президент Д. Медведев потребовал незамедлительно приступить к оснащению наших войск новейшими образцами вооружений и военной техники. Не в том ли причина, что в России государству отведена роль ночного сторожа? Сегодня даже в западной прессе ставится вопрос о "закате американской модели капитализма", об утрате Вашингтоном "морального права проповедовать неограниченную свободу, предпринимательства". Наши же реформаторы, начитавшись западных учебников для начинающих, продолжают копировать либеральную модель экономики, хотя ее давно пора реформировать.

Некомпетентность российской бюрократической машины, разъедаемой коррупцией, не позволяет реализовать программу индустриальной модернизации. Не эффективность власти приводит к быстрому росту чиновничьего аппарата. С 1991 по 2007 гг. его численность выросла с 950 тыс. человек до 1,75 млн. Содержание гигантской государственной машины обходится стране в треть ее бюджетных расходов, или почти в 10% ВВП. Как сказал Дмитрий Медведев: "Чиновников тьма, а работать некому, решения о замещении должности порой принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, за деньги, то есть должности продаются". Бездарные руководители, поднаторевшие на воровстве и коррупции, развалили все сферы российской экономики. Наша страна уже пять лет как ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы "Об уголовной ответственности за коррупцию". Однако только теперь Президент Д. Медведев по-настоящему взялся за решение этой проблемы. "Коррупция в нашей стране, - сказал он, - приобрела не просто масштабные формы. Она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества. И речь идет не просто о банальных взятках. Речь о тяжелой

болезни, которая съедает нашу экономику и разлагает общество и опасно экспериментирующей с ростом социального неравенства". Ничего подобного в Белоруссии нет.

Белорусские руководители уважительно относятся к своим крестьянам. Чтобы вывести сельское хозяйство из кризиса, в котором оно оказалось в результате реформ 90-х годов, была разработана и одобрена указом президента программа "Совершенствование агропромышленного комплекса республики Беларусь на 2001-2005 годы". После ее успешной реализации принята новая "Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы". Среди важнейших мер: углубленная специализация производства и концентрация средств на приоритетных направлениях; совершенствование экономического механизма хозяйствования; технико-тех-нологическое переоснащение аграрного производства; кооперация и интеграция средств производства и капитала взаимосвязанных структур АПК, что позволило преодолеть разобщенность предприятий в вопросах производства, переработки и сбыта продукции, объединить их экономические интересы. Осуществляется поэтапный переход всех сельскохозяйственных организаций на полный хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование. Большая работа проводится по обновлению парка тракторов и комбайнов, развитию социальной сферы села. Объемы финансирования на социальное развитие увеличиваются с 2,17 триллионов белорусских рублей в 2005 году до 16,42 в 2010 г.

Быстро растет производство сельскохозяйственной продукции: мяса - с 354 тыс. т в 2000 г. до 579,6 тыс. т в 2007, соответственно колбасных изделий - 150,8 и 272,4, животного масла

- 65,1 и 86,1, жирных сыров - 41,0 и 110,1, валовой сбор зерновых - 4856 тыс. т и 7217, картофеля - 8718 и 8744, сахарной свеклы - 1474 и 3626 тыс. т, реализация скота и птицы в живой массе - 854 и 1176, производство молока - 4490 и 5909 тыс.т. В 2008 году сельские труженики собрали 9,3 млн т зерна - почти по тонне на человека. Урожайность зерновых и зернобобовых в среднем по стране возросла с 19,4ц с гектара в 2000 г. до 39 ц в 2008 г., а в Гродненской области получили по 50,8 ц с гектара. В этом году в республике, с гектара собрано почти по 500 ц картофеля и около 700 ц сахарной свеклы. Растет продуктивность скота и птицы. По прогнозу Минсель-хоза республики надой на корову в текущем году приблизится к 5 тыс. кг молока.

Руководители Белоруссии, как и многих развитых стран понимают, что сельское хозяйство в силу специфических условий производства неконкурентноспособно, а потому отрасли оказывается государственная поддержка. Бюджетные расходы составляют порядка 230 долл. на 1 га. В сравнении с европейскими странами, это не так уж и много. Но существенно больше, чем получают российские крестьяне. Такая поддержка отрасли позволяет не только практически полностью обеспечить себя собственным продовольствием, но и экспортировать примерно 15% произведенного продукта. Значительная часть экспортируемого продовольствия поступает в Россию. Но вместо того, чтобы, как белорусы, помогать своему сельскому хозяйству, некоторые наши правительственные чиновники заявляют соседям, что те действуют не по правилам конкуренции и грозят отказом от ввоза их продукции в нашу страну. Причем, аналогичных претензий к Америке или странам ЕС, где поддержка существенно выше, чем в Белоруссии (в США - 341 долл., Германии - 800 долл., Норвегии - 2882 долл. на гектар), претензий не предъявляется. Такая постановка вопроса кажется не только надуманной, но и оскорбительной по отношению к стране, с которой мы строим Союзное государство.

Исходя из изложенного невольно возникают вопросы: как долго будут продолжаться проволочки с созданием Союзного государства? По какому сценарию возможно объединение двух братских государств? До сих пор не предложена модель такого объединения. В не желании Лукашенко отказаться от собственной модели развития экономики и стремлении наших руководителей навязать Белоруссии свой сценарий приватизации видится одна из причин проволочки с реализацией проекта объединения. Подливают масла в огонь наши либеральные масс-медиа и политтехнологи, которые проявляют неуважение к единственному, как перст, союзнику.

Итак, можно с уверенностью сказать, что в постсоветском пространстве только эта республика сумела построить здоровую, конкурентоспособную и социально ориентированную экономику. В республике созданы благоприятные политические, экономические, правовые и социальные условия для развития бизнеса, которые имеют общую тенденцию к системному улучшению. В настоящее время Белоруссия становится самодостаточной страной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.