УДК 94(99)(47)
ББК 63.3(2)612-33 К 47
Е.И. Каширина
Белогвардейские вооруженные силы Юга России
Аннотация:
В статье прослеживается образование единых Вооруженных Сил белогвардейцев.
:
Добровольческая армия, станция Торговая, совещание, Великое Войско Донское, Краснов, Деникин, Северный Кавказ, вооруженные силы, большевики.
26 декабря 1918 года (8 января 1919 года) на станции Торговая состоялось Совещание представителей Добровольческой армии и Всевеликого Войска Донского по вопросу образования единых Вооруженных Сил. Оно проходило в крайне нервозной обстановке, смуту вносил Донской атаман ПЛ. Краснов и его генералы. Деникин дважды прекращал совещание, но по просьбе Краснова возобновлял. Его итогом явился приказ №1, подписанный Деникиным.
«По согласованию с атаманом Всевеликого войска Донского вступил в командование всеми сухопутными и морскими силами, действующими на Юге России».
Приказ был объявлен и по Кубанскому войску. В нем говорилось, что Кубанские части находятся в составе Добровольческой армии временно, вплоть до сформирования частей из казаков и продолжают «выполнять свою «благородную» задачу - очищение от большевиков Северного Кавказа, что должно обеспечить мирную жизнь в освобожденной от насильников и грабителей нашей родной Кубани».
В состав Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) вошли войска Добровольческой и Донской Армии, (Ку-
), , а с марта 1919 года - войска Северного Кавказа под командованием ИГ. Эрдели и отдельная Туркестанская1 .
Вооруженные Силы Юга России являлись организа-
, -дством всех антибольшевистских сил Юга. Особое Совещание при Добровольческой армии (белое правительство) переименовывалось в Особое Совещание при главноко-
2.
Для управления Вооруженными Силами был создан штаб Главнокомандующего (ГК) ВСЮР на основе штаба ДА3. Он состоял из:
- Управления генерал-квартирмейстера, которое ведало вопросами оперативного характера, войсковой разведкой, боевым составом войск4;
- ,
вопросами мобилизации и укомплектования войск, перемещениями и назначениями личного состава, вопросами ;
- ;
- ;
- ;
В непосредственном подчинении генерал-квартирмейстера находилось топографическое отделение.
В составе управления дежурного генерала были созданы наградная комиссия и наградное отделение. Приказом ГК ВСЮР №1421 от 5 июля 1919 года для «непосредственного заведования делом пропаганды в войсках и войсковых учреждениях» была создана особая часть 5.
Приказом ГК ВСЮР № 2097 от 30 августа 1919 года объявлен штаб контрразведывательной части в составе
- 6.
С незначительными изменениями такой штаб просуществовал до августа 1920 года (с 19 августа штаб Главкома ВСЮР преобразуется в штаб «^сской Ар-»)7.
Сформированные армии: Добровольческая, Донская, а затем Кавказская составили основу ВСЮР, они имели свою обособленную организацию и свои характерные черты, поэтому их необходимо рассматривать в отдельности.
Зарождение Донской армии можно отнести еще к концу 1917 года, когда генерал А.М. Каледин снимал казачьи части с австро-германского фронта и сосредоточивал их на границах с Великороссией. К началу июля 1918 года ему удалось сконцентрировать в своих руках более 10 казачьих полков с артиллерией8. Последовательным развертыванием сил Донская армия к середине лета 1918 года достигла численности в 46-50 тысяч бойцов. На ее вооружении находились 272 пулемета и 92 орудия. Организационно силы Донской армии сводились к 30 пехотным и 60 кавалерийским полкам9. Создание такой значительной силы стало возможно благодаря помощи Германии, оккупировавшей Донбасс по Брест-Литовскому миру.
Донская армия по своему составу, идеологии и сущности отражала классовые противоречия Донской области. Кулацкая идеология казаков определяла собой и состав этой армии. Однако наличие в области «иногородних» нарушало эту однородность армии, а потому Донская армия не всегда обладала одинаковой устойчивостью.
Части армии сводились в 4-полковые дивизии (конные) с одной конжхаперной сотней и двумя батареями конного артиллерийского дивизиона. 5-6 дивизий составляли корпус, входящий в состав армии. Армий сначала было три, но к лету 1919 года они были сведены в одну армию в составе 5-8 корпусов. Армия комплектовалась мобилизациями казаков и иногородних Донской области. Казаки шли в армию охотнее всего в периоды подъема и
развивающихся успехов на фронте. Но общее настроения пополнения было не воинственным. В целом население Донской области и казачество лояльно относились к Советской власти. Поэтому в январе и феврале 1918 года, во время восстания казаки сдавались и переходили на сторону красных. Так, 31 января в районе станицы Алексеевской на участке 15-й дивизии добровольно сдались в полном составе 23-й, 24-й, 26-й, 27-й и 39-й казачьи полки с 5 орудиями и 6000 снарядами10.
Донская армия была не полностью укомплектована Командным составом, но командиры были подготовлены хорошо. Для совершенствования своих знаний большинство офицеров проходило краткие курсы обучения на созданных курсах.
Кубанская армия стала формироваться11 в начале 1918 года Ей не суждено было стать обособленной структурой в ВСЮР, кубанские части вливались в Добровольческую армию, кроме того, кубанскими казаками пополняли части этой армии. Кубанские части имели такую же организацию, как и донские. К 1 мая 1918 года в состав Добровольческой армии входили следующие кубанские части: сводная горская дивизия, отдельная дивизия, кубанский корпус, 1-й конный корпус.
Как и Донская, Кубанская армия была преимущественно конная. По-сравнению с Донской армией части из кубанских казаков отличались большей боеспособностью и стойкостью, главным образом благодаря обилию офицерского состава, имевшего к тому же высокий уровень знаний, профессиональной подготовки и опыта
Добровольческая армия состояла из корпусов и дивизий Все дивизии, и конные, и пешие - четырехполковые с артиллерийскими дивизионами из 3 легких батарей по четыре орудия и одной инженерной ротой. Корпуса имели свою тяжелую корпусную и гаубичную артиллерию в количестве 5-6 батарей12. Кроме того, каждая дивизия имела один запасный батальон, а каждый пехотный полк - одну запасную роту, куда поступало приходящее пополнение для обучения в течение 15-20 дней.
Добровольческая армия на первых порах состояла из добровольцев-офицеров. В дальнейшем она пополнялась солдатами и младшими командирами. Однако всегда армия имела многочисленные кадры офицерства в своих рядах. Исключение представляет период наступления на Москву, когда значительный рост армии за счет пленных красноармейцев нарушил традиционное соотношение и еще более резко изменил классовый состав этого формирования. Офицеры назначались на должности рядовых, наличие в офицерских подразделениях рядового состава не допускалось, за исключением подразделений обеспечения. В отличие от Донской армии, в Добровольческой не сохранилась система Российских наград. За отличия на поле боя и по службе добровольцы получали очередные воинские звания.
АЛ. Деникин отмечал: «Ншвание едобровольче-ских» армии сохраняли уже только по традиции. Ибо к правильной мобилизации было приступлено в кубанских казачьих частях с весны, а в регулярных - со 2 августа 1918 года При последовательных мобилизациях этого года подняли на Северном Кавказе десять возрастных классов (^изыва 1910-1920 годов). В Приазовском крае -пока два (1917, 1918 и частью 1915, 1916 годов). В Крыму
один (1918 год.)... По приблизительным подсчетам цифра уклонившихся от призыва для Северного Кавказа определялась в 20-30%. Мобилизованные поступали в запасные части, где подвергались краткому обучению, или - в силу самоуправства войсковых частей - в большом числе непосредственно в их ряды. Число прошедших через армейский приемник в 1918 году определялось в 33 тысячи человек... К концу 1918 года был широко использован другой источник пополнения - пленные красноармейцы, уже многими тысячами начавшие поступать в армию обоими этими путями...весь этот новый элемент, вливавшийся в добровольческие кадры, давал им и силу, и слабость. Увеличивались ряды, но тускнел облик, и расслаивались монолитные ряды старого добровольчества.. И дезертирство на фронте значительно увеличивалось. Основные добровольческие части успели переплавить весь разнородный элемент в горниле своих боевых традиций, и по общему отзыву начальников мобилизованные солдаты вне своих губерний в большинстве дрались доблестно»13.
После переформирования штаба Главнокомандующего (ГК) ДА в штаб ГК ВСЮР для Добровольческой армии был сформирован новый штаб во главе с генералом ИЛ. Романовским. Командующим ДА был назначен 1- . . .
Приказом ГК ВСЮР № 42 от 10 января 1919 года14 Добровольческая Армия стала называться Кавказской Добровольческой Армией. В декабре 1918 - феврале 1919 года войска армии нанесли поражение 11-ой Красной Армии и захватили весь Северный Кавказ. Часть войск армии в январе была переброшена в Донбасс, на помощь , 2-
Крыму. В марте - апреле в состав армии вошли 1 и 2 Кубанские конные корпуса15.
Приказом ГК ВСЮР № 815 от 8 мая 1919 года армия вновь именуется «Доб^вольческой» - в отличие от фор-« » . -мандование армией вступил генерал-лейтенант В.З. Май-16.
Очевидно, что организация, тактика и стратегия ДА были заимствованы из Царской армии, однако, следует признать - с учетом особенностей Гражданской войны и действий войск на широких фронтах. Этому, соответствовали и естественные условия: Дон и Кубань - базы комплектования армии конными частями - были в руках у белых, а наличие крупных кавалерийских масс, чего не было у красных, давало командованию ВСЮР несравнимое преимущество в маневре и массовом применении кавалерии.
Страны Антанты создали военно-экономическую основу для Деникина. Это выражалось в поставке Англией вооружения, снаряжения, боеприпасов, авиации, инженерного имущества и обмундирования из расчета на 250 тысяч человек. Если принять во внимание, что все белые армии Юга России по своей численности не достигали 85-90 тысяч17, то, даже учитывая значительную текучесть армии (дезертиры, пленные, больные, раненые и убитые), все же снабжение армий Юга России можно считать вполне удовлетворительным.
Не смотря на имеющиеся разногласия Деникина с французами, Франция выплатила половину от общей суммы Британских поставок.
Другим источником снабжения была самозаготовка
« ». -ко и здесь дело обстояло явно неблагополучно. Вместо планового заготовления и распределения с учетом войсковых нужд практиковался простой грабеж отдельными , -ленное оставлять у себя, а не отправлять в реквизицион-. -ложении белых армий.
Таким образом, в начале 1919 года белые создают мощные Вооруженные Силы. Организационно-штатная структура войск постоянно совершенствуется и зависит от поставок со стороны Антанты техники и вооружения, особенностей выполняемых задач и условий мобилиза-. -реформировывается в Особое совещание при ГК ВСЮР, изменяется состав Правительства, расширяется круг про, . Наиболее боеспособными остаются Донская и Добро. , что при ведении боевых действий в других регионах казаки, составляющие основу армии, не смогут «оторваться ».
.
На первом этапе Вооруженные силы, как и ДА, применяют тактику локальных боев и маневра, передвигаются поперек железных дорог, воспрещая использование противником своего преимущества в силах и средствах. По мере вооружения новыми образцами военной техники и возрастания численности Вооруженных сил, войска успешно проводят тактические и оперативжх^атеги-.
Слабой стороной является «привязанность» бойцов к
,
войске, наличие большого обоза, воспрещающего быст-, - -, -ставки вооружения со стороны Антанты, отсутствие устойчивой связи с белым движением в Сибири и на Севере , -сению ударов Красной Армии и позволяет ей последовательно уничтожать белогвардейские группировки войск.
Примечания:
1
СССР. - М., 1983. - С.113.
2 См.: Приазовский край. Ростов н/Д. - 1919. - 10 (23) января.
3 РГВА.Ф. 39540 с Оп.1. Д. 128. Л.1.
4 РГВА.Ф. 39540 с Оп.1. Д. 133.
5 РГВА.Ф. 39540 с Оп.1. Д. 133.
6 РГВА.Ф. 39540 с Оп. 1с Д. 136.
7 РГВАФ. 39540 с Оп. 1 Д. 180. Л.3.
8 Боевая Работа Красной армии и флота. ВВРС, 1923 г. - С.45.
9 А И. Егоров. Гражданская война в России: разгром Деникина. -
М., 2003. - С. 85.
10 Н. Лямин. Операция Южного фронта против генерала Деникина. Сборник трудов ВНО при ВАКе, 1921-1922гг., Т..2, -С. 16.
11 И. Калинин. Русская Вандея. - М.; Л.: ГИЗ, 1926.
12 Н. Волин. Дон и Добровольческая армия. Изд. Б. Суворина, -
- - . 1919 . - . 21
13 А.И. Деникин. Очерки русской смуты. Т.4. - М., 2003. - С. 83.
14 РГВА Ф. 39540 с Оп. 1с Д. 128. № 4.
15 РГВА Ф. 39540 с Оп. 1с Д. 128. № 4.
16 РГВА Ф. 39540 с Оп. 1с Д. 131.
17 РГВА Ф. 39540 с Оп. 1с Д. 131. - С. 93.