Научная статья на тему 'Белоглазый нырок Aythya nyroca – итоги изучения вида в Предкавказье'

Белоглазый нырок Aythya nyroca – итоги изучения вида в Предкавказье Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Белоглазый нырок Aythya nyroca – итоги изучения вида в Предкавказье»

ния был предпринят статистический анализ окраски оперения модельных групп хищных птиц и кукушек и сравнительно-ареалогическое исследование. Всего было выделено более 50 признаков рисунка и расцветки. Материалом для исследования послужили коллекционные материалы Зоомузея МГУ, а также литературные данные.

Анализ расцветки и рисунка оперения модельных групп показал, что можно выделить несколько уровней проявления параллелизмов в окраске паразитических кукушек и хищных птиц-орнитофагов. Первый представляет собой практически полную тождественность окраски кукушек и хищных птиц (Cuculus, Hierococcyx — Accipiter, Cuculus — Melie-rax, Cacomantis - Accipiter). Второй - проявление у кукушек признаков окраски, характерных для некоего генерализованного облика хищной птицы (Мосалов, Коблик 2009), свойственного для данной географической области (Cacomantis, Cuculus, Cercococcys, Pachycoccyx). Третий -присутствие отдельных общих ключевых признаков рисунка оперения (Chrysococcyx). Выявлено общее совпадение географических трендов в расцветке оперения широко распространённых родов паразитических кукушек и представителей рода Accipiter. Учитывая, что окраска видов большинства других родов Cuculinae (Surniculus, Caliechtrus, Eudyna-mus) также демонстрируют черты сходства с неродственными группами птиц (врановыми, дронго и т.д.), можно предположить, что эволюция окраски оперения большинства современных паразитических кукушек Старого Света шла по пути мимикрии.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2415: 2025-2027

Белоглазый нырок Aythya nyroca -итоги изучения вида в Предкавказье

Б.А.Казаков, Н.Х.Ломадзе, Л.В.Маркитан

Борис Александрович Казаков, Натела Халиловна Ломадзе, Людмила Владимировна Маркитан. Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

Второе издание. Первая публикация в 2001*

Изучение белоглазого нырка Aythya nyroca проводилось в период с 1956 по 1997 год в охотхозяйствах Ростовской области и Краснодарского края посредством анализа результатов гнездования уток в искусственных гнездовьях.

* Казаков Б.А., Ломадзе Н.Х., Маркитан Л.В. 2001. Белоглазый нырок — итоги изучения вида в Предкавказье II Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 281-282.

Белоглазый нырок встречается на всех крупных водоёмах Предкавказья, гнездится на водоёмах с развитой надводной растительностью: в плавнях рек Восточного Приазовья, в пойменных водоёмах Нижнего Дона, на Усть-Манычском, Веселовском и западной части Пролетарского водохранилищ, Состинских озёрах, разливах реки Кумы и в дельте реки Терек. Численность его в настоящее время всюду низка.

Существует мнение, что летняя численность белоглазого нырка в дельте Кубани стала на порядок ниже. Выражена тенденция быстрого сокращения численности вида (Кривенко и др. 1980). В 1957 году в искусственных гнездовьях на Малом Кущеватом лимане были найдены 83 кладки белоглазого нырка. В 1958-1959 годах число его кладок увеличилось до 126, а в 1963 году снизилось до 49. В 1963-1971 годах количество кладок колебалось от 48 до 115. В 1979-1981 годах отмечалось резкое снижение численности белоглазого нырка: 1 гнездо его приходилось на 20 гнёзд кряквы Anasplatyrhynchos (Казаков 1982). В 1995-1997 годах там же были зарегистрированы лишь 39 случаев гнездования белоглазого нырка.

На местах гнездования белоглазые нырки появляются парами и небольшими стаями. Во второй половине марта на реке Челбас (Краснодарский край) преобладают пары. Образование пар продолжается до конца мая. Гнёзда устраивают чаще на мелководных участках лиманов в густых зарослях тростника, а на глубоководных участках — на сплавинах тростника. Белоглазый нырок охотно селится в искусственных гнездовьях, откладывая одновидовые и смешанные с другими видами уток кладки: зарегистрированы смешанные кладки с кряквой, красноголо-вым Aythya ferina и красноносым Netta rufina нырками, савкой Oxyura leucocephala (1 случай) и с камышницей Gallinula chloropus (3 случая). Из числа проанализированных кладок на долю смешанных приходилось 49.6%, в том числе с кряквой — 11.7%, с красноголовым нырком — 26.8%, с красноносым нырком — 11.1%. Смешанные кладки насиживали наседки, отложившие большее количество яиц. Первые кладки встречаются в третьей декаде апреля, массовое насиживание — в мае, вылуп-ление — со второй половины мая, на протяжении июня. Наиболее поздний случай гнездования - 10 июля найдена насиженная кладка.

Режим инкубации изучен Ю.Я.Кожевниковой (1975). Эмбриональный отход в смешанных кладках белоглазого нырка с другими видами уток выше, чем в моновидовых кладках. Число птенцов в выводках (n = 24) составляло в среднем 5.3, отход достигал 40% (Олейников 1960). В период массового насиживания в конце мая — начале июня самцы белоглазого нырка покидают места размножения и концентрируются в дельте Кубани, где их численность достигает в августе 9-15 тыс. особей (Кривенко и др. 1980). Осенний пролёт в Восточном Приазовье начинается в середине августа (Очаповский 1965). В середине сентября интен-

сивность пролёта на Кубани возрастает. Пролёт белоглазого нырка продолжается до конца октября, отдельные стайки задерживаются до середины декабря. На озере Маныч-Гудило интенсивный пролёт наблюдался в конце октября (Кривенко и др. 1980), на водоёмах Дагестана -с сентября до конца ноября. На пролёте белоглазый нырок всюду немногочислен: в Приазовье составляет 3%, а на Маныч-Гудило — 0.1% от общего числа мигрирующих гусеобразных (Кривенко и др. 1980). Белоглазые нырки зимуют на водоёмах региона, учтены в Восточном Приазовье (Очаповский 1965), дельте Терека (Пишванов, Хонякина 1968).

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2415: 2027-2028

Влияние температуры воздуха на песенную активность холостых самцов мухоловки-пеструшки Ficedula hypoleuca с различной окраской брачного наряда

Т.А.Ильина

Татьяна Александровна Ильина. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, Россия

Второе издание. Первая публикация в 2001*

Хорошо известно, что температура окружающей среды оказывает существенное влияние на брачное, территориальное и гнездостроитель-ное поведение птиц (Дольник 1995). По наблюдениям К.Готтландер (Gottlander 1987), самцы мухоловок-пеструшек Ficedula hypoleuca, как и самцы многих других видов воробьиных птиц, при увеличении температуры воздуха, при прочих равных условиях, увеличивают песенную активность. Окраска оперения в сезон размножения у самцов мухолов-ки-пеструшки даже в пределах одной популяции варьирует от яркого черно-белого до светло-бурого, подобного окраске оперения самок. Тёмные самцы имеют более высокий уровень базального метаболизма (Гав-рилов и др. 1993) и, следовательно, теоретически должны быть менее чувствительны, чем светлые особи, к понижению температуры окружающей среды. В задачу нашего исследования входило количественное сравнение песенной активности тёмных [баллы окраски 1-3 по 7-балль-

* Ильина Т.А. 2001. Влияние температуры воздуха на песенную активность холостых самцов мухоловки-пеструшки с различной окраской брачного наряда II Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 268-269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.