Выявление вредителя производится в процессе обследования прежде всего мест повышенного риска его заноса. Это поля, прилегающие к аэропортам, железнодорожным станциям,базарам,другим активно посещаемым местам, а также расположенные вдоль магистральных дорог, вблизи морских портов, мест временного складирования подкарантинного материала, прибывшего из зоны распространения карантинного насекомого.
В связи с тем, что у картофельного жука-блошки клубневой так же, как у колорадского жука, выражен «краевой эффект», канадские специалисты рекомендуют использовать это явление при обследовании и как индикатор необходимости проведения истребительных мероприятий (Оиввоп, 1985).
Края полей - благоприятные места для заноса жуков, их развития и зимовки. Это хорошо прогреваемые участки, с достаточным увлажнением, прилегающие к дороге или перекрестку дорог, каналу, мосту, железной дороге, граничащие с лесополосой или опушкой леса. Еще до появления всходов кормовой культуры жуков можно находить именно в этих местах.
Учет насекомых проводят после всхода кормовых растений. Если по высоте они не превышают 30 см, метод визуального учета довольно надежен и предпочтительнее других методов. Когда растение небольшое, насекомые на нем хорошо видны, основная часть их находится на поверхности листьев и их легко подсчитать. На точность учета влияют численность насекомых, время учета, ветер и усталость обследователя. Потревоженные жуки делают характерные прыжки, похожие на блошиные. Время суток для учета должно определяться температурным режимом данной местности: учеты следует проводить при температуре выше 20 °С, иначе жуки перейдут на нижнюю поверхность листьев.
Хотя жуков можно наблюдать в течение всего вегетационного периода, от начала всходов кормовой культуры до пожелтения листьев, максимальная численность отмечается во время их выхода из почвы; в короткие периоды после выхода имаго первого и второго поколений. Эти периоды являются самыми удобными для обследований и проведения истребительных мероприятий (Landis, 1943).
В случае заноса вредителя в европейскую часть Российской Федерации он может распространиться в основных картофелеводческих зонах. На востоке его граница пройдет по левому берегу Волги и правому берегу Северной Двины.
Против жуков-блошек эффективны те же обработки, что и против колорадского жука. Число жуков, которое определяет порог вредоносности, у разных исследователей варьирует в широких пределах. Отчасти это связано с временем учета. степенью развитости растений, погодными условиями. Так, Гуссон (Gusson et al., 1990) утверждает, что порогом вредоносности является один жук на 10 растений, а Беруби (Berube, 2000) - один жук на 100 растений. Берри (Berry, 1998) считает, что обработки следует начинать, если в среднем на 10 м рядка картофеля встречается 3-4 жука. По мнению других специалистов, в период активного выхода вредителя из почвы и миграции на посадки картофеля, когда растения не достигли высоты 30 см, порогом вредоносности является один жук на 60 просмотренных растений. При этом учет проводится как на краях поля, так и на остальной его части. Осматривают группы по 10 растений, удаленные друг от друга на 40 шагов. При учете жуков в более позднее время порогом вредоносности считается один жук на 10 взмахов сачком.
Развитие жука-блошки сдерживается при использовании севооборотов.
УДК 632.4.01
Белая ржавчина
А.И. НЕДОЛУЖКО, ведущий научный сотрудник Ботанического сада-института ДВО РАН
Белая ржавчина хризантем в Ботаническом саду-институте ДВО РАН впервые была обнаружена на оранжерейных экземплярах З.М. Азбуки-ной в 1974 г., но распространения долгое время не имела. Массовый ввоз цветоводческой продукции из-за рубежа, появление индивидуальных хозяйств, специализирующихся на выращивании хризантем, привели к эпифитотийному развитию болезни на территории Приморского края. Вспышки отмечают в фермерских хозяйствах с 2001 г. Нарушение технологии возделывания культуры в частном секторе способствует быстрой потере устойчивости сортов, ускоренному развитию более агрессивных популяций патогена, более раннему проявлению эпифитотии.
В 2003 г краевая карантинная инспекция при обследовании плантации хризантем выявила это заболевание и на участках закрытого и открытого грунта БСИ.
Возбудитель Рисаша Иопапа -высокоспециализированный паразит (класс ВаБ1с1ютусе1е8, порядок игес1та1е8) - является объектом внешнего карантина. Весь цикл его развития протекает только на хризантемах и растениях филогенетически близких видов и родов. Патоген очень агрессивен, легко проникает и быстро распространяется в тканях растения-хозяина, имеет короткий инкубационный период, отличается обильным спороношени-ем. Его споры переносятся на огромные расстояния, единичная спора способна вызвать сильное локальное поражение растения. Предполагают, что родина Р. Иопапа -Япония и Китай, в дальнейшем гриб распространился в другие страны Азии, Америки, Африки, Океании и Европы (Скрипка и др., 2004). Эпи-фитотийноеразвитие заболевания в
хризантем в Приморском крае
теплицах отмечалось в Англии, Дании, Франции (Левченко, 2005).
Симптомы болезни - появление на верхней поверхности листьев желтоватых пятен, которые позднее становятся коричневыми. На нижней стороне образуются пустулы (телии) в виде беловатых или розоватых бо-родавочек, которые при созревании становятся светло-коричневыми и порошат. Сильно пораженные листья преждевременно отмирают, растения ослабевают, теряют декоративность и не цветут. При слабой степени поражения развиваются единичные пустулы размером до
5 мм, при сильной - снижается ассимилирующая поверхность листьев. У иммунных сортов в местах заражения появляются бурые точки.
В настоящее время в мире зарегистрировано более 10 тысяч сортов хризантемы садовой Chrysanthemum (Dendranthema) hortorum и около 50 природных видов и филогенетически близких к ним родов Ajania. Tridactylina, Brachanthemum. Данные
06 устойчивости в открытом грунте садовых форм и родственных видов и достоверная информация по восприимчивости и устойчивости видов восточно-азиатского происхождения отсутствуют. Имеются только собственные наблюдения за растениями отечественных представителей рода Chrysanthemum (Ch. naktongense, Ch. coreanum, Ch. coreanum spp. maximowiczii, Ch. chanetii), северо-восточная граница ареала которых проходит на юге российского Дальнего Востока, близких к ним Ajania pallasiana, Tridactylina kirilowii и отдельных садовых и инорайонных природных образцов.
Для своевременного выявления заболевания и проведения профилактических мероприятий ежегодно обследуем растения хризантем в период отрастания маточников и зеленого черенкования, через месяц после посадки, в фазе бутонизации и цветения. Фитопатогенную оценку сорто- и видообразцов проводим в период массового цветения расте-
ний. Сроки появления первых симптомов заболевания в условиях Приморья зависят от начала муссонных дождей. В 2003 г первые пустулы на листьях были обнаружены в начале июля, в 2004 и 2005 гг - в середине августа, в 2006 г - в начале августа.
4-летний опыт борьбы с белой ржавчиной (2003-2006 гг) показал, что ни агротехнические, ни химические обработки в период вегетации растений не эффективны на восприимчивых сортах и видах хризантем. Проверенные нами в условиях Приморского края химические средства (строби, топаз и др.) в какой-то мере сдерживали развитие заболевания, полностью его не искореняя. Но зачастую не всегда можно своевременно провести фунгицидную обработку из-за муссонных дождей. Уничтожить инфекцию удавалось с помощью тщательной обрезки всех облиственных побегов и искореняющего опрыскивания 3-4 % раствором медного купороса маточников, заложенных на зимнее хранение в неотапливаемую теплицу (на живых листьях маточных растений патоген сохраняется в зимнее время в теплице), повторной обработкой этим же препаратом весной в начале отрастания побегов возобновления и обильного полива раствором коллоидной серы (60 г на 10 л воды) при достижении температуры воздуха в теплице выше 20 °С. Препараты серы не только губительно действуют на прорастание сохранившихся после перезимовки спор, но и способствуют активизации ростовых процессов у перезимовавших маточных растений и получению здорового, без инфекционного начала, посадочного материала. Весной 2004-2006 гг. ржавчина практически была уничтожена вышеперечисленными методами на маточниках и полученных от них молодых черенкованных растениях. На плантациях, заложенных оздоровленным таким путем посадочным материалом, вдали от индивидуальных хозяйств (источников инфекции), признаки
болезни не наблюдаются уже в течение трех сезонов. Выращивание растений в открытом грунте среди коллекционных насаждений БСИ, граничащих с оранжерейными хозяйствами, в которых не контролируют зараженность данным заболеванием, способствует повторному появлению симптомов ржавчины.
В результате 4-летней фитопатогенной оценки коллекционного фонда выявлены восприимчивые куль-тивары и устойчивые образцы, у которых даже в эпифитотийные годы отсутствовали признаки поражения. Наибольшую устойчивость к этому заболеванию проявляют отдельные отечественные и корейские виды природной флоры. Сильно восприимчивыми оказались филогенетически близкие Ajania pacifica и Tridactylina kirilowii. У последнего вида пустулы ржавчины зимуют на зеленых листьях и к весне остаются жизнеспособными.
Широко распространяющаяся в настоящее время культура хризантемы садовой может прийти в упадок, если не предпринять кардинальных мер в борьбе с этим агрессивным заболеванием. Улучшить фитосанитарное состояние в условиях муссонного климата Приморья может только соблюдение карантинных мероприятий и внедрение устойчивых сортов. В оформительских посадках, где применение химических средств нежелательно, наибольшее значение приобретают профилактические меры, направленные, с одной стороны, на предупреждение распространения возбудителей болезней, а с другой - на повышение биологической устойчивости растений к биотическим и абиотическим факторам. Значительно снижают запас инфекции регулярные рыхления почвы, которые нарушают условия обитания патогена и активизируют сапротроф-ную микобиоту. Попадая в более глубокие слои почвы, споры ржавчинных грибов теряют жизнеспособность, кроме того, ускоряются процессы минерализации растительных остатков, губительно действующие на зимующие в них патогенные микроорганизмы.