Научная статья на тему '«БЕЛАЯ НУТ» ИЛИ «БЕЗГОЛОВЫЙ ЗВЕРЬ»? О НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКАХ ИЗ ВАДИ СУРА'

«БЕЛАЯ НУТ» ИЛИ «БЕЗГОЛОВЫЙ ЗВЕРЬ»? О НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКАХ ИЗ ВАДИ СУРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ / НЕОЛИТ / ПЕЩЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ / ПЕЩЕРА ЗВЕРЕЙ / ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мурашко Андрей

В статье рассматриваются изображения «безголовых зверей» из Пещеры Зверей (Wadi Sura II) в скалах Гильф Кебира, Сахара. На основании сравнения более чем 30 практически идентичных рисунков «зверей» делается вывод, что центральная белая фигура не может считаться антропоморфным прообразом древнеегипетской богини Нут, как это однозначно утверждает чешский египтолог Мирослав Барта. Тем не менее, подсмотренный им мифо-ритуальный комплекс действительно обнаруживает внутреннее родство и ряд общих черт с религией Древнего Египта. Ввиду наблюдений В. Я. Проппа об обрядах инициации и египтологических данных проводятся параллели с более поздней египетской традицией, лежащие, однако, не столько в плане образности, сколько в области сходных культурных и религиозных принципов. Делается предположение, что трудноидентифицируемый зверь может быть жирафом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“WHITE NUT” OR “HEADLESS BEAST”? ON THE ROCK ART OF WADI SURA

The article examines images of “headless beasts” from the Cave of Beasts (Wadi Sura II) in the rocks of Gilf Kebir, Sahara. Based on a comparison of more than 30 almost identical paintings of “beasts”, it is concluded that the central white figure cannot be considered an anthropomorphic prototype of the ancient Egyptian goddess Nut, as the Czech Egyptologist Miroslav Barta unambiguously asserts. Nevertheless, the myth-ritual complex he had spied on actually reveals an inner connection and a number of similarities with the religion of ancient Egypt. According to Vladimir Propp’s observations about initiation rites and egyptological data, parallels are drawn with the later Egyptian tradition. These parallels, however, are found not so much in imagery as in the field of similar cultural and religious principles.

Текст научной работы на тему ««БЕЛАЯ НУТ» ИЛИ «БЕЗГОЛОВЫЙ ЗВЕРЬ»? О НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКАХ ИЗ ВАДИ СУРА»

SVaria

5

Андрей Мурашко

«Белая Нут» или «безголовый зверь»? О наскальных рисунках из Вади Сура

DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-2022-40-4-255-272 Andrei Murashko

"White Nut" or "Headless Beast"? On the Rock Art of Wadi Sura

Andrei Murashko — Ca' Foscari University of Venice (Italy). amurashcko @gmail.com

The article examines images of"headless beasts" from the Cave of Beasts (Wadi Sura II) in the rocks of Gilf Kebir, Sahara. Based on a comparison of more than 30 almost identical paintings of "beasts", it is concluded that the central white figure cannot be considered an anthropomorphic prototype of the ancient Egyptian goddess Nut, as the Czech Egyptologist Miroslav Barta unambiguously asserts. Nevertheless, the myth-ritual complex he had spied on actually reveals an inner connection and a number of similarities with the religion of ancient Egypt. According to Vladimir Propp's observations about initiation rites and egyptological data, parallels are drawn with the later Egyptian tradition. These parallels, however, are found not so much in imagery as in the field of similar cultural and religious principles.

Keywords: Ancient Egypt, Neolithic, cave art, Cave of Beasts, rites of passage.

Мурашко А. «Белая Нут» или «безголовый зверь»? О наскальных рисунках из Вади Сура // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022. № 40(4). С. 255-272. 2 55

Murashko, Andrei. (2022) "'White Nut' or 'Headless Beast'? On the Rock Art of Wadi Sura", Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 40(4): 255-272.

ПРИ изучении традиций ушедших цивилизаций исследователь зачастую вынужден работать с фрагментарным материалом, по необходимости «достраивая» картину мира древних. И если даже относительно многих деталей религиозных представлений Древнего Египта ученые до сих пор не могут прийти к консенсусу, то еще сложнее дела обстоят с эпохой (до V тысячелетия), когда субстрат будущего населения долины Нила еще не сформировался. Тем не менее мы должны констатировать, что даже сквозь не слишком многочисленные свидетельства тех времен проглядывают черты, говорящие если не о преемственности, то о весьма показательных универсалиях, обнаруживаемых как в древнеегипетских религиозных памятниках, так и в рисунках охотников из сахарских пещер.

Среди упомянутых изображений одно представляет особый интерес. В так называемой Пещере Зверей (Вади Сура II, ок. 55005000 до н. э.1) центральное место в композиции рисунков занимает большая белая фигура, окруженная группой людей. Видный чешский египтолог Мирослав Барта, речь о котором пойдет далее, заметил, что в данном изображении угадывается позднейшая (относящаяся прежде всего к периоду Нового царства) иконография древнеегипетской богини неба Нут. Вместе с тем существуют достаточные основания для иной интерпретации, также обладающей ценностью для исследования религии Древнего Египта. В статье я попытаюсь показать, что гипотеза Барты, хоть и являет собой пример парейдолии (навязывания ложной интерпретации нечеткому визуальному стимулу), тем не менее дает подсказку к пониманию исследуемого образа: мифо-ритуальный комплекс представлений, стоящий за египетским божеством, мы встречаем в различные эпохи по всему миру и более того — в той же самой пещере. Таким образом, «белая богиня» позволяет пролить свет на доисторическое прошлое египтян.

I.

Согласно исследованиям, климат Северной Африки претерпел значительные перемены в 3900-х гг. до н. э., когда сильная засуха положила начало последнему по времени опустыниванию

1. Riemer, H., Kröpelin, S., Zboray, A. (2017) "Climate, Styles and Archaeology: An Integral Approach Towards an Absolute Chronology of the Rock art in the Libyan Desert (Eastern Sahara)", Antiquity 91 (355): 7-23.

территорий, ставших современной Сахарой. Предшествовавший период, называемый влажной фазой голоцена (8500-3500 до н. э.)2, характеризовался значительно менее засушливым климатом: на месте пустыни были леса и саванны, полноводные реки и озера. Эти края населяли слоны, жирафы, другие животные и, конечно, люди. Можно представить удивление исследователей, впервые обнаруживших в сахарских пещерах наскальные рисунки плавающих людей3. С наступлением пустыни массовые миграции в долину Нила сформировали основу будущей египетской цивилизации.

Найденная в 2002 году Пещера Зверей (ил. 1) получила свое название по аналогии со знаменитой Пещерой Пловцов ввиду доминирующего в ней изобразительного мотива — всевозможных животных, среди которых особенно заметны странные «безголовые» существа. Доминирует же большая белая фигура в центре нависающей скалы, которую Мирослав Барта назвал не иначе как «Белой Богиней»4. Ученый предположил, что уже на столь раннем этапе у людей, которые затем станут древними египтянами, существовало представление о женском божестве неба, чья раскраска повторяла цвет Млечного Пути (ил. 2-3).

Барта приводит следующие аргументы:

1) «Отличительный белый цвет» фигуры, похожей на Нут, позволяет предположить, «что уже на этой ранней стадии она считалась антропоморфным воплощением Млечного Пути, который

2. Kuper, R., Kröpelin, S. (2006) "Climate-Controlled Holocene Occupation in the Sahara: Motor of Africa's Evolution", Science 313 (5788): 803-807. На русском языке см. об этом: Прусаков Д. Б. Древний Египет: почва цивилизации. (Этюд о неолитической революции) / Отв. ред. Э. С. Кульпин. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. Также распространено название «Неолитический субплювиал». См.: Olsen, S. L. (2017) "Weighing the Evidence for Ancient Afro-Arabian Cultural Connections through Neolithic Rock Art", in D. A. Agius, E. Khalil, E. Scerri, A. Williams (eds) Human Interaction with the Environment in the Red Sea: Selected Papers of Red Sea Project VI, p. 90. Leiden; Boston: Brill.

3. См.: Almasy, L. E. (1997) Schwimmer in der Wüste: Auf der Suche nach der Oase Zer-zura. Innsbruck: Haymon Verlag. Открытие Пещеры Пловцов (Вади Сура I) — самой известной находки Гильф Кебира — связано с именем венгерского исследователя пустынь Ласло Алмаши (1895-1951). Это событие, произошедшее в октябре 1933 года, легло в основу романа Майкла Ондатже «Английский пациент» (1992) и одноименного фильма (1996, реж. Энтони Мингелла).

4. Barta, M. (2010) Swimmers in the Sand: On the Neolithic Origins of the Ancient Egyptian Mythology and Symbolism, p. 47. Prague: Dryada.

в Древнем Египте ассоциировался с легендой о рождении солнечного бога Ра»5.

2) Большой размер похожей на Нут фигуры, которая состоит из «сочетания ног зверя и женского торса с явно заметной грудью»6. Сам зверь при этом напоминает пантеру7.

3) «Фигура изгибается над землей, подобно более поздним изображениям богини Нут в Древнем Египте...». Ее голова «отсутствует, и угадывается только шея»8.

4) Эта «белая богиня» окружена тремя богами, известными из Египетского пантеона. Это Геб, Шу и Тефнут9.

При этом самого Барту интересует не только это изображение. Он анализирует различные мотивы, представленные в наскальной живописи сахарских пещер, и неоднократно обращает внимание на упомянутый мотив «безголовых зверей» (ил. 4-5)10. Этот мотив встречается более 30 раз. Однако ученый совершенно не видит, что «белая Нут» как две капли воды повторяет очертания этих животных, отличаясь разве что размером. Там, где египтолог не увидел голову богини, на самом деле отчетливо виден вытянутый хвост11, а то, что Барта, вероятно, принял за ягодицы Нут, — и есть та самая отсутствующая голова неидентифицируе-мого животного (ил. 6).

II.

Очевидно, что «белая богиня» является белым зверем — животным, которое играло важную роль в жизни людей, решивших поместить изображения его многочисленных сородичей под каменным навесом. При ближайшем рассмотрении мы можем заметить еще одну интересную деталь: некоторые звери «про-

5. Bârta, M. (2010) Swimmers in the Sand: On the Neolithic Origins of the Ancient Egyptian Mythology and Symbolism, p. 47.

6. Ibid., pp. 37, 47.

7. Ibid., p. 37.

8. Ibid., p. 47.

9. Ibid. Последовательному развенчанию этих аргументов посвящено исследование Карло Бергманна: Bergmann, C. (2011) "On the Origins of the Egyptian Pantheon", Carlo Bergmann's Discoveries [http://www.carlo-bergmann.de/ex2009-10/On%20 the%200rigins%200f%20the%20Egyptian%20Panthe0n.htm, accessed on 22.11.2022].

10. Bârta, M. Op. cit., pp. 58-63, 87.

11. На многих композициях изображены люди, тянущие зверя за хвост: этот мотив повторяется и в изображении белого зверя (ил. 1, 9).

глатывают» фигурки людей (с того конца, где, по идее, должен быть рот) и затем извергают их с обратной стороны (ил. 8-9). Этот мотив наводит на мысли об обряде инициации12. Исследование обрядов перехода на многие годы было определено бессмертным трудом А. ван Геннепа13. Но, пожалуй, наиболее ясно о смысле прохождения через зверя написал В. Я. Пропп, связав его не только с ритуальными практиками, но и с многочисленными фольклорными и мифологическими текстами — в том числе древнеегипетскими.

Анализируя сказку народа зулу о племенном герое Сикулуми, Пропп приходит к выводу, что исторически обряд состоял «в мимическом проглатывании тотемным животным и обратном извержении юноши». И далее: «Фикция такого поглощения воспринималась как смерть, возвращение — как воскресение к жизни. Приобщение к тотемному животному давало посвящаемому магические способности, делало его членом родового общества и давало право на вступление в брак»14. То же верно и для движения светил, и для похорон, как показал еще ван Геннеп15. И действительно, именно так в Древнем Египте мыслилось путешествие солнца (и отождествляемого с ним умершего): каждый день оно проглатывалось небесной богиней на Западе и заново рождалось на Востоке (ил. 7).

Следует отметить еще две практики, — а именно сам факт лишения зверя головы и соответствующее обращение с опасными изображениями, — которые обнаруживают параллели в египетской религии много веков спустя. Занятно, но способы обезвреживания «опасных» изображений не сильно изменились. Причем в более позднее время нейтрализовались как не-

12. Подробнее см.: Азизян А. А. Две «двери». Обряд инициации и распространение информации на древнейшем Ближнем Востоке. СПб.: Алетейя, 2021.

13. Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.

14. Пропп В. Я. Эдип в свете фольклора // Фольклор и действительность: избранные статьи / Сост., ред., предисловие и примечания Б. И. Путилова. М.: «Наука», 1976. С. 276.

15. Геннеп А., ван. Указ. соч. С. 145. Однако ван Геннеп, прекрасно понимающий смысл прохождения через змею от хвоста до головы, не мог объяснить (как и Г. Масперо: Maspero, G. (1893) "Les Hypogées Royaux de Thébes", in Maspero, G. Etudes de Mythologie et d'Archéologie Égyptienne, Vol. II, pp. 169-171. Paris: E. Leroux) смысла прохождения через две головы быка в четвертом часу Книги Врат. Действительно, в гробницах Нового царства мы находим изображения ладьи бога, которая буквально «протягивается» через балку, несущую с обеих концов бычьи головы.

посредственно изображения, так и фигуративные письменные знаки — иероглифы.

Поскольку иероглифы представляют собой речь богов (егип. mdw пТг), а изображение есть дверь (егип. sbA)l6, через которую сущности могут проникать в мир людей, само собой разумеется, что подобные «порталы» представляли определенную опасность. «По ту сторону» обитали не только боги, но и всевозможные демоны и злые силы, от которых нужно было как-то защищаться. Одним из способов было так называемое «ретроградное» письмо (антропоморфные и зооморфные знаки «смотрят» не в начало, а в конец строки), которое было невозможно прочесть «оттуда». Кроме того, обитатели междумирья часто изображались в фас17, что также должно было препятствовать их вторжению. Уже начиная с Текстов пирамид опасные изображения обезглавливались (ил. 11) или разбивались иным образом (ил. 12).

О большом значении головы в Древнем Египте можно догадаться хотя бы по изображениям многочисленных египетских богов, чью индивидуальность и смысл передает именно это часть тела, «подставкой» для которой служит обычное человеческое туловище. В шутливом тексте, называемом «Тяжба брюха и головы», о шее говорится, как о «закрепленной под головой», зтп Хг ф18 (мы бы, скорее всего, сказали, что это голова прочно сидит на шее). Мысль об обезглавливании для египтян, которые необычайно пеклись о сохранности тела для последующей жизни, была настолько устрашающей19, что в додинастическую эпо-

16. Берлев О. Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего Царства. М.: «Наука», 1978. С. 23-25. Применительно к искусству неолита см. также недавнюю работу: Азизян А. А. Две «двери». Обряд инициации и распространение информации на древнейшем Ближнем Востоке. С. 25-32.

17. Чегодаев М. А. Иеротопия древнеегипетского саркофага // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств / Под. ред. А. М. Лидова. М.: «Ин-дрик», 2009. С. 17.

18. Сущевский А. Г. «Тяжба Брюха и Головы» Turin 58004: несколько комментариев к русскому переводу // Петербургские египтологические чтения 20132014: памяти Юрия Яковлевича Перепелкина. К 110-летию со дня рождения / Отв. ред. А. О. Большаков. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. С. 182.

19. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М.: «Наука», 1976. С. 188. В сказке папируса Весткар чародей Джеди категорически оказывается от затеи отрубить и приставить обратно голову узнику Хеопса: «Ведь не велено поступать подобным образом с этими благородными животными» (Сказки и повести Древнего Егип-

ху в одном погребении отсутствующую голову заменили страусиным яйцом20.

Что касается повреждения уже существующих изображений, то тут наиболее часто жертвой становился бог красной пустыни Сетх21. Именно это божество мыслилось источником всевозможного беспокойства: рыжий, буйный, без определенных сексуальных предпочтений бог вызывал у египтян амбивалентные чувства. Повреждение изображений Сетха — распространенная практика, которая могла выражать известное напряжение, когда связанные с богом-убийцей Осириса негативные коннотации одерживали верх22. Свидетельства подобного обращения с несомненно опасными животными в сахарских пещерах (ил. 13-14) говорят о том, что люди верили, что изображенные животные могут причинить им вред в реальной жизни23.

III.

Загадочный «безголовый зверь» с равным успехом мог быть обезглавленным слоном, львом (или другим крупным представителем семейства кошачьих), павианом24 или же композитным созданием, сочетающим человеческие и животные черты, подобно знаменитому изображению колдуна-шамана из французской пещеры Труа-Фрер (13 тыс. лет до н. э.). И все же, если бы меня про-

та / Пер. с древнеегипетского и комментарии И. Г. Лившица. Л.: «Наука», 1979. С. 70).

20. Quirke, S. (2015) Exploring Religion in Ancient Egypt, pp. 44-45. Chichester: Wiley-Blackwell.

21. Уничтожение изображения (как и уничтожение имени) в Египте было хуже смерти. Другой известный пример — уничтожение изображений фараона-еретика Эхнатона.

22. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что подобные практики могли, напротив, играть утвердительную роль. См.: Arp-Neumann, J. (2021) "Negating Seth: Destruction as Vitality", Numen 68: 157-179. Хотя практика физического уничтожения характерна в первую очередь для Нового царства, уничижение Сетха и избегание его изображений в определенных контекстах известны с древнейших времен. Подробнее см.: Velde H., te. (1967) Seth, God of Confusion: A Study of His Role in Egyptian Mythology and Religion. Leiden: Brill.

23. D'Huy, J., Le Quellec, J.-L. (2009) "Du Sahara au Nil: La Faible Représentation d'Animaux Dangereux dans l'Art Rupestre du Désert Libyque Pourrait Être Liée à la Crainte de Leur Animation", Cahiers de l'AARS 13: 85-98.

24. Именно так в конечном итоге идентифицирует «безголовых зверей» Барта: Bar-ta, M. (2020) "Guards of the Caverns in Gilf Kebir: 'Headless Beasts' or Baboons?", in J. Kamrin, M. Barta, S. Ikram, M. Lehner, M. Megahed (eds) Guardian of Ancient Egypt: Studies in Honor of Zahi Hawass, Vol. I. pp. 191-203. Prague: Charles University, Faculty of Arts.

сили назвать здесь конкретного представителя африканской фауны, я бы сказал, что это с большой вероятностью будет жираф25, руководствуясь следующими соображениями:

1) Если мы попробуем «отрезать» голову жирафу на параллельных изображениях в Wadi Sura II, получится фигура, очень напоминающая «безголового зверя» (ил. 16-18).

2) Изображение обезглавленного жирафа из Вади Рас (ил. 14) также очень напоминает фигуры из Пещеры Зверей. Стоит обратить внимание на характерную «стреноженную» и «коленопреклоненную» позу поверженного животного26.

3) На многих изображениях можно заметить характерный сетчатый узор, нанесенный желтой краской поверх темного пигмента самой фигуры (ил. 9, 13, 18).

4) Жираф всегда обладал особым статусом в Африке. Как и любое пятнистое животное, он был проводником между мирами (неслучайно египетские жрецы оборачивались шкурой леопарда)27. Кроме того, жираф является одним из немногих зверей, способных победить льва одним ударом копыта28, и потому издревле мог ассоциироваться с большой силой. Староегипетское слово для длинношеего «жирафа» — f^b) sr — стало глаголом со значени-

25. К тому же заключению приходят авторы Keller, R., Kny, C., Ehrsam, R. (2010) Ägyptens Erste Gottheit. Bericht u ber die Expedition 2010 in die Ägyptisch-Libysche Wu ste/Egypt's First Deity. Report on the 2010 Expedition in the Egyptian-Libyan Western Desert. Basel: Roland Keller [https://www.academia.edu/32291558/ %C3%84gyptens_erste_gottheit, accessed on 22.11.2022]. Интересно, что некоторые исследователи связывают жирафа с Сетхом, чья зооморфная форма по сей день остается предметом дискуссий. См. также: Brunner-Traut, E. (2001) "Giraffes", in D. B. Redford (ed.) The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, Vol. 2, p. 25. Oxford: Oxford University Press.

26. Похожим образом в Египте иногда изображали быков на заклание. Охотников на жирафов упоминает К. Бергманн в предисловии к книге Барты в связи с происхождением иероглифики (Bärta, M. Swimmers in the Sand: On the Neolithic Origins of the Ancient Egyptian Mythology and Symbolism, p. 13).

27. На пятнистых же гиенах умерший в Африке отправлялся на тот свет. См: Чегода-ев М. А. «Привидение гиены» // Петербургские египтологические чтения 20132014: памяти Юрия Яковлевича Перепелкина. К 110-летию со дня рождения / Отв. ред. А. О. Большаков. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. С. 194; Овузу Х. Символы Африки / Пер. с нем. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006. С. 39. Возвращаясь к центральной фигуре в Пещере Зверей, замечу, что белый жираф также встречается в природе, и он, можно не сомневаться, во все времена привлекал к себе особое внимание. О значении белого цвета см.: Changa, I. (2009) "White", in Asante, M. K. and Mazama, A. (eds.) Encyclopedia of African Religion. pp. 713-717. Thousand Oaks, CA: SAGE.

28. Характерные раздвоенные копыта также можно усмотреть в рисунках Вади Сура.

ем «предвидеть»29. Хвосты жирафа, наряду со львиными, имели огромное ритуальное значение в фараоновом Египте и, вероятно, использовались в празднике Хеб-сед. Они упоминаются среди прочих ценных даров змея-хозяина острова в сказке «Потерпевший кораблекрушение»30.

* * *

Исследование Мирослава Барты увидело свет более десяти лет назад, но многие из его тем до сих пор не получили критического осмысления. «Белая Нут» — далеко не единственный пример. На страницах своей монографии ученый показывает наскальные рисунки, напоминающие ему египетского правителя с булавой, души умерших в океане-Нуне, гробничные изображения царя, пьющего молоко прямо из вымени коровы...31 Но, пожалуй, самое спорное из положений книги — интерпретация негативных отпечатков рук как свидетельства представлений о «двойнике» человека, его ка (то, что, по мнению Барты, впоследствии станет знаком U32), выступающем гарантом загробной жизни.

Эти и другие дискуссионные идеи Барта повторяет и в недавней статье в сборнике, посвященном египтологу Захи Хавассу33. Тем не менее, как мы увидели, за многими из образов, замеченных ученым, действительно проглядывают религиозные идеи Древнего Египта. Дело здесь, впрочем, не столько в прямом наследовании, сколько в универсалиях африканского (и не только) доисторического прошлого, знание которого позволяет глубже разобраться в позднейших феноменах.

Итак, нет достаточных оснований для того, чтобы видеть антропоморфные черты в белой фигуре из пещеры Wadi Sura II ввиду ее изоморфности мотиву «безголовых зверей». Однако нельзя исключать, что древнеегипетское искусство долины Нила генетически связано с рисунками (будь то прохождение иниции-

29. Brunner-Traut, E. "Giraffes", p. 25.

30. Сказки и повести Древнего Египта. С. 35.

31. Barta, M. Swimmers in the Sand: On the Neolithic Origins of the Ancient Egyptian Mythology and Symbolism, pp. 35-43, 55-59, 87-89.

32. Ibid., p. 99.

33. Barta, M. "Guards of the Caverns in Gilf Kebir: 'Headless Beasts' or Baboons?".

руемого сквозь тело зверя или традиция обезвреживания «опасных» изображений, обсуждаемые выше), обнаруженными в са-харских пещерах — даже если нет доказательств присутствия в них мифологических представлений развитой религии Древнего Египта.

Библиография / References

Азизян А. А. Две «двери». Обряд инициации и распространение информации на древнейшем Ближнем Востоке. СПб.: Алетейя, 2021. Берлев О. Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего Царства. М.: «Наука», 1978.

Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц.

М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М.: «Наука», 1976. Овузу Х. Символы Африки / Пер. с нем. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006. Пропп В. Я. Эдип в свете фольклора // Фольклор и действительность: избранные статьи / Сост., ред., предисловие и примечания Б. И. Путилова. М.: «Наука», 1976. С. 258-299.

Прусаков Д. Б. Древний Египет: почва цивилизации. (Этюд о неолитической революции) / Отв. ред. Э. С. Кульпин. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

Сказки и повести Древнего Египта / Пер. с древнеегипетск. и коммент. И. Г. Лившица. Л.: «Наука», 1979.

Сущевский А. Г. «Тяжба Брюха и Головы» Turin 58004: несколько комментариев к русскому переводу // Петербургские египтологические чтения 2013-2014: памяти Юрия Яковлевича Перепелкина. К 110-летию со дня рождения / Отв. ред. А. О. Большаков. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. С. 181-187.

Чегодаев М. А. «Привидение гиены» // Петербургские египтологические чтения 20132014: памяти Юрия Яковлевича Перепелкина. К 110-летию со дня рождения / Отв. ред. А. О. Большаков. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. С. 188-198. Чегодаев М. А. Иеротопия древнеегипетского саркофага // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств / Под. ред. А. М. Лидова. М.: «Индрик», 2009. С. 13-32.

Almäsy, L. E. (1997) Schwimmer in der Wüste: Auf der Suche nach der Oase Zerzura. Innsbruck: Haymon Verlag. Arp-Neumann, J. (2021) "Negating Seth: Destruction as Vitality", Numen 68: 157-179. Azizyan, A. A. (2021) Dve "dveri". Obriad initsiatsii i rasprostranenie informatsii na drev-neishem Blizhnem Vostoke [Two 'Doors'. Initiation Rite and Dissemination of Information in the Most Ancient Near East]. SPb.: Aleteiia, 2021.

Bärta, M. (2010) Swimmers in the Sand: On the Neolithic Origins of the Ancient Egyptian Mythology and Symbolism. Prague: Dryada.

Bärta, M. (2020) "Guards of the Caverns in Gilf Kebir: 'Headless Beasts' or Baboons?", in J. Kamrin, M. Bärta, S. Ikram, M. Lehner, M. Megahed (eds) Guardian of Ancient

Egypt: Studies in Honor of Zahi Hawass, Vol. I, pp. 191-203. Prague: Charles University, Faculty of Arts.

Bergmann, C. (2011) "On the Origins of the Egyptian Pantheon", Carlo Bergmann's Discoveries [http://www.carlo-bergmann.de/ex2009-10/On%20the%20origins%20 0f%20the%20Egyptian%20Panthe0n.htm, accessed on 22.11.2022].

Berlev, O. D. (1978) Obshchestvennye otnosheniia v Egipte èpokhi Srednego Tsarstva [Social Relationships in Egypt during the Middle Kingdom]. M.: "Nauka".

Brunner-Traut, E. (2001) "Giraffes", in Redford, D. B. (ed.) The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, Vol. 2. pp. 24-25. Oxford: Oxford University Press.

Changa, I. (2009) "White", in M. K. Asante, A. Mazama (eds) Encyclopedia of African Religion, pp. 713-717. Thousand Oaks, CA: SAGE.

Chegodaev, M. A. (2009) "Ierotopiia drevneegipetskogo sarkofaga" [The Hierotopy of the Ancient Egyptian Sarcophagus], in A. M. Lidov (ed.) Ierotopiia. Sravnitel'nye issle-dovaniia sakral'nykh prostranstv, pp. 13-32. M.: "Indrik".

Chegodaev, M. A. (2015) "'Prividenie gieny'" [A Shade of a Hyena'], in A. O. Bolshakov (ed.) Peterburgskie egiptologicheskie chteniia 2013-2014: pamiati Iuriia Iakovlevicha Perepelkina. K 110-letiiu so dnia, pp. 188-198. SPb.: Izdatel'stvo Gosudarstvenno-go Èrmitazha.

D'Huy, J., Le Quellec, J.-L. (2009) "Du Sahara au Nil: La Faible Représentation d'Animaux Dangereux dans l'Art Rupestre du Désert Libyque Pourrait Être Liée à la Crainte de Leur Animation", Cahiers de l'AARS 13: 85-98.

Förster, F., Scheid, M.-H. (2018) "Range and Categories of Human Representation in the 'Cave of Beasts', SW Egypt", in D. Huyge, F. van Noten (eds) What Ever Happened to the People? Humans and Anthropomorphs in the Rock Art of Northern Africa. pp. 301-319. Brussels: Royal Academy for Overseas Sciences.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gennep A., van. (1999) Obriady perekhoda. Sistematicheskoe izuchenie obriadov [The Rites of Passage. Systematic Study of Rites]. M.: Izdatel'skaia firma "Vostochnaia literatura" RAN.

Keller, R., Kny, C., Ehrsam, R. (2010) Ägyptens Erste Gottheit. Bericht u ber die Expedition 2010 in die Ägyptisch-Libysche Wu ste/Egypt's First Deity. Report on the 2010 Expedition in the Egyptian-Libyan Western Desert. Basel: Roland Keller [https://www. academia.edu/32291558/%C3%84gyptens_erste_gottheit, accessed on 22.11.2022].

Korostovtsev, M. A. (1976) Religiia drevnego Egipta [Religion of Ancient Egypt]. M.: "Nauka".

Kuper, R. and Kröpelin, S. (2006) "Climate-Controlled Holocene Occupation in the Sahara: Motor of Africa's Evolution", Science 313 (5788): 803-807.

Livshits, I. G. (1979) Skazki ipovesti Drevnego Egipta [Tales and Stories of Ancient Egypt]. L.: Nauka.

Maspero, G. (1893) "Les Hypogées Royaux de Thébes", in Maspero, G. Etudes de Mythologie et d'Archéologie Égyptienne, Vol. II. pp. 1-187. Paris: E. Leroux.

Olsen, S. L. (2017) "Weighing the Evidence for Ancient Afro-Arabian Cultural Connections through Neolithic Rock Art" in D. A. Agius, E. Khalil, E. Scerri, A. Williams (eds) Human Interaction with the Environment in the Red Sea: Selected Papers of Red Sea Project VI. pp. 89-129. Leiden; Boston: Brill.

Owusu, H. (2006) Simvoly Afriki [Symbols of Africa]. "Izdatel'stvo 'DILIa'".

Propp, V. Y. (1976) "Edip v svete fol'klora" [Oedipus in the Light of Folklore], in Fol'klor i deistvitel'nost': izbrannye stat'i, pp. 258-299. M.: Nauka.

Proussakov, D. B. (2010) Drevnii Egipet: pochva tsivilizatsii. (Etiud o neoliticheskoi revo-liutsii) [Ancient Egypt: Soil of the Civilization (An Essay on the Neolithic Revolution)]. M.: Knizhnyi dom "LIBROKOM".

Quirke, S. (2015) Exploring Religion in Ancient Egypt. Chichester: Wiley-Blackwell.

Riemer, H., Krause, S., Bartz, F. (2013) "New Rock Art Sites in the Gilf Kebir, SW Egypt. A Review of Recent Results from the Wadi Sura Survey 2009-2011", Sahara 24:726.

Riemer, H., Kröpelin, S., Zboray, A. (2017) "Climate, Styles and Archaeology: An Integral Approach Towards an Absolute Chronology of the Rock Art in the Libyan Desert (Eastern Sahara)", Antiquity 91 (355): 7-23.

Soushchevsky, A. G. (2015) "'Tiazhba Briukha i Golovy' Turin 58004: neskol'ko kommen-tariev k russkomu perevodu" [The Dispute of Head and Belly' (pTurin 58004): A Commentary to Russian Translation], in A. O. Bolshakov (ed.) Peterburgskie egip-tologicheskie chteniia 2013-2014: pamiati Iuriia Iakovlevicha Perepelkina. K 110-letiiu so dnia rozhdeniia, pp. 181-187. SPb.: Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Er-mitazha.

Taylor, I. R. (2017) Deconstructing the Iconography of Seth. University of Birmingham. Ph.D [https://etheses.bham.ac.uk//id/eprint/7714/1/Taylor17PhD.pdf, accessed on 22.11.2022].

Velde H., te. (1967) Seth, God of Confusion: A Study of His Role in Egyptian Mythology and Religion. Leiden: Brill.

Ил. 1. Общий вид Пещеры Зверей (Barta, M. Swimmers in the Sand. P. 36)

Ил. 2. Прорисовка «Белой Нут» из Ibid., р. 44. Стрелка показывает туда, где должно быть лицо «богини»

Ил. 3. Саркофаг Нани (XXI династия). Метрополитен-музей (Barta, M. Swimmers in the Sand. P. 45)

Ил. 4—5. «Безголовые звери» из Wadi Sura II (Ibid., p. 58, 60)

Ил. 6. Белый зверь (Ibid., р. 44). Стрелка показывает правильную ориентацию фигуры

Ил. 7. Нут, проглатывающая солнце. KV9 Ил. 8. Прохождение через «безголового зверя» (D'Huy, J. and Le Quellec, J.-L. "Du Sahara au Nil...", р. 85)

Ил. 9. Справа: «зверь», проглатывающий человека; в центре: изображение «зверя» поверх рисунка жирафа, DStretch® (Förster, F. and Scheid, M.-H. "Range and Categories of Human Representation in the 'Cave of Beasts', SW Egypt", р. 315)

Ил. 10. Гиена или другое животное без головы, Каркур Талх (D'Huy, J. and Le Quellec, J.-L. "Du Sahara au Nil...", р. 90)

Ил. 11. Обезглавленный иероглиф рогатой гадюки с саркофага Небетит (XI династия). Музей Майкла К. Карлоса

Ил. 12. Пример «нейтрализованного» иероглифа (D'Huy, J. and Le Quellec, J.-L. Op. cit. P. 94)

Ил. 13. «Безголовый зверь». Хорошо видны сетчатый узор и отметины (Förster, F. and Scheid, M.-H. "Range and Categories of Human Representation...", р. 314)

Ил. 14. Стреноженный и обезглавленный жираф (Riemer, H., Krause, S., and Bartz, F. (2013) "New Rock Art Sites in the Gilf Kebir...", р. 19)

ABC

Ил. 15. Примеры поврежденных зооморфных изображений Сетха (XVIII—XX династии) (Taylor, I. R. Deconstructing the Iconography of Seth., р. 4)

Ил. 16. Жирафы и «безголовый зверь» (Byrnes, A. "Colloquium notes: The Signs of Which Times?" [https://egyptiandeserts.w0rdpress.c0m/2010/06/09/249/]

Ил. 17. Прорисовка жирафа с воображаемой линией усекновения головы Ил. 18. «Безголовый зверь» с характерным сетчатым узором

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.