Научная статья на тему '«Белая идея» как концепция восстановления русской государственности'

«Белая идея» как концепция восстановления русской государственности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
766
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ БЕЛАЯ ЭМИГРАЦИЯ / МОНАРХИЧЕСКАЯ ИДЕЯ / "БЕЛОЕ ДЕЛО" / КРИТИКА ТОЛСТОВСКОЙ ИДЕИ НЕПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ НАСИЛИЕМ / ПРОЕКТЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ / "WHITE CASE" / RUSSIAN WHITE EMIGRATION / MONARCHIC IDEA / CRITICISM OF TOLSTOY IDEA OF NONRESISTANCE TO HARM VIOLENCE / PROJECTS OF STATEHOOD RESTORATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кочубей О. И.

В статье рассматриваются некоторые идеи восстановления российской государственности, высказанные в политических проектах и философских трудах представителей русской белой эмиграции, а также характеризуются основные направления практической деятельности сторонников восстановления монархии в России в 20-30-х годах прошлого столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHITE IDEA AS THE CONCEPT OF RUSSIAN STATEHOOD RESTORATION

The article considers some ideas of Russian statehood restoration stated in political projects and philosophical works of the representatives of the Russian white emigration. The author characterizes basic directions of practical activities of supporters of monarchy restoration in Russia in 20-30s of last century.

Текст научной работы на тему ««Белая идея» как концепция восстановления русской государственности»

УДК 321

«БЕЛАЯ ИДЕЯ» КАК КОНЦЕПЦИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

© О. И. Кочубей

Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ им. В. В. Куйбышева)

Россия, 690950 г. Владивосток, ул. Пушкинская, 10.

Тел.: +7 (4232) 20 50 51.

E-mail: olga_kochubei@mail.ru

В статье рассматриваются некоторые идеи восстановления российской государственности, высказанные в политических проектах и философских трудах представителей русской белой эмиграции, а также характеризуются основные направления практической деятельности сторонников восстановления монархии в России в 20-30-х годах прошлого столетия.

Ключевые слова: русская белая эмиграция, монархическая идея, «белое дело», критика толстовской идеи непротивления злу насилием, проекты восстановления государственности.

Вера в неизбежное крушение большевизма в России и планы создания на его обломках новой свободной страны находились в центре политических дискуссий российской белой эмиграции на всем протяжении ее существования. После поражения в гражданской войне эта проблема воспринималась наиболее остро и эмоционально. Эмиграция продолжала жить надеждой на неизбежность начала нового этапа антибольшевистской борьбы, который, по мнению ее идеологов, должен был начаться со второй половины 30-х годов и завершиться падением коммунистической тоталитарной системы. В военных, политических, научных и культурных кругах эмигрантской общественности строились планы, вынашивались идеи, вырабатывались концепции, строились модели будущего устройства российской государственности.

Эти планы и концепции порой носили противоречивый, порой радикальный характер. Одни вынашивали идеи реставрации монархии, другие были одержимы планами фашистского переворота, третьи видели решение в создании мирового масонского государства, звучали также идеи утверждения в России демократического социализма и даже анархизма. Значительный вес имела монархические настроения. Практически во всех государствах, на территории которых оказались представители русской белой эмиграции, существовали монархические группы и организации. Монархисты делились на три направления: легитимисты, т.е. сторонники восстановления дома Романовых в прежнем виде, конституционные монархисты, видевшие в новой России дуалистическую монархию и сравнительно небольшая группа сторонников парламентской монархии. Легитимисты в свою очередь были расколоты на «николаевцев», выступавших за объединение вокруг двоюродного дяди Николая Николаевича и на «кирилловцев» - сторонников двоюродного брата погибшего монарха великого князя Кирилла Владимировича

Российские монархисты создали самостоятельное политическое направление в эмиграции, отмежевавшись от кадетов, эсеров, меньшевиков и т.п. Среди этой разноголосицы высказывались и

планы восстановления российской государственности в понимании умеренной Белой идеи.

Теоретиком, идеологом и автором этой идеи был известный русский историк философии, профессор - юрист И. А. Ильин. В 1922 году он был одним из тех пассажиров знаменитого «философского парохода», который в 1922 году по указанию большевистского руководства отправился из советской страны в Германию с интеллектуальным грузом на борту. Новой России не были нужны ни прежняя наука, ни прежняя духовность.

В Европе И. А. Ильина оценивали иначе. Его называли крупнейшим русским философом ХХ века. В опубликованных им в Г ермании в 1925 году сочинении «О сопротивлении злу силой» и в 1926 году знаменитом труде «Белая идея» он обосновал задачи борьбы с мировым злом - большевистской диктатурой. Он обратился к своим единомышленникам, «сынам честной, свободной России, прошедшим искушения сталинизмом» с теоретически обоснованной программой борьбы Добра со Злом.

Эти мысли и идеи он неуклонно развивал в многочисленных листках, издаваемых эмигрантским Российским Общественным союзом (РОВС) и распространявшихся по всему русскому зарубежью, вплоть до его восточных пределов в Маньчжурии, Харбине и Шанхае. Этому вопросу были посвящены и его многочисленные публичные выступления, научные лекции, которые он читал в Г ермании, Болгарии, Швейцарии.

В своих трудах и выступлениях Ильин составил глубокие и обоснованные характеристики многим политическим деятелям своего времени. Он восхищался волевым, мужественным и честным духом Врангеля, правда, именуя его при этом дивизионным интеллигентом с душою штабного писаря. Он высоко оценивает царских генералов Кутепова, Хорвата, Каппеля и других руководителей белого движения.

Убежденный монархист, И. А. Ильин высказывался против реставрации старых царских порядков, восстановления монархии в прежнем виде. Он активно поддерживал идею возвращения на русский престол представителя дома Романовых

808

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

великого князя Николая Николаевича, но не как царя, а как Вождя, символа новой, обновленной России. По его мнению, именно этот человек, свободный от примесей черносотенных идей и бонапартизма, являлся примером чистого монархизма. Ильин понимал, что время царя-батюшки в руководстве Россией прошло, грядет время внепартийного Вождя, который смог бы сплотить нацию и народ, который стоял бы над классами и сословиями, над партиями, укрепляя систему спасительного для страны равновесия.

В своих сочинениях Ильин резко выступал против учения Льва Толстого и его последователей с их теорией непротивления злу насилием. Ильин предлагает навсегда отрешиться от такой постановки вопроса, которую, по его убеждению, со слепой настойчивостью ставят толстовцы. Он настаивал, что человек, стремящийся к нравственному совершенству, может и должен сопротивляться Злу силой. Философ пишет: «В итоге долго назревавшего процесса Злу удалось ныне освободить себя от всяких внутренних раздвоенностей и внешних препон, открыть свое лицо, расправить свои крылья, выговорить свои цели, собрать свои силы, осознать свои пути и средства; мало того, оно открыто узаконило себя, сформулировало свои догматы и каноны, восхвалило свою, не скрытую более природу и явило миру свое духовное естество. Ничего равносильного и равнопрочного этому человеческая история еще не видела или, во всяком случае, не помнит. Столь подлинное Зло впервые дано человеческому духу с такой откровенностью» [1, с. 137].

Недвусмысленно автор понимал под Злом ненавистный ему сталинский тоталитарный режим, и, конечно же, набиравший силу фашизм. Именно против этого двуглавого Зла, по мнению Ильина, и должны объединиться все честные и здоровые силы, противопоставив этому Злу силу духа и силу меча. В отличие от толстовцев, Ильин говорит о верных, необходимых и достойных человека путях сопротивления такому злу.

Вопрос об этих путях Ильин предлагал сначала поставить и разрешить теоретически, философски. Этот вопрос, считал он, требует зрелого духовного опыта, продуманной постановки, беспристрастного решения.

Ильин писал: «...необходимо, прежде всего, отрешиться от преждевременно торопливых выводов применительно к своей личности, к ее прошлым действиям и будущим путям. Исследователь не должен предварять свои исследования отпугивающими возможностями или перспективами; он не должен торопиться судить свое прошлое или позволять чужому осуждению проникнуть в глубину сердца.

Каково бы ни было последнее решение вопроса, оно не может быть практически единым или одинаковым для всех. Наивность все уравновешивающей, отвлеченной морали давно уже осознана в философии, требовать, чтобы все всегда сопротив-

лялись Злу силой или чтоб никто никогда не сопротивлялся силой Злу, бессмысленно» [2, с. 44].

Таким образом, касательно практических действий белого движения Ильин считал необходимым для каждого честного русского человека индивидуально для себя определять формы, пути сопротивления этому Злу, решать этот вопрос согласно своей совести и морали, подходя к этой задаче честно, искренне, зорко, все додумать и договорить, не прятаться трусливо и не упрощать.

Такой подход виднейшего теоретика белого движения находил понимание среди многих эмигрантов, хотя все они зачастую расходились во взглядах на формы борьбы с большевизмом, путях развития демократии. С ним в главном соглашались даже лидеры демократического крыла эмиграции - левые кадеты, меньшевики и эсеры.

Огромной популярностью пользовалась его работа «О рыцарском духе», вышедшая в 1930 году в Харбине. В кружках, на собраниях эмигрантских организаций Харбина, Мукдена Шанхая с пристрастием до хрипоты обсуждались высказанные Ильиным идеи. Его работы с великой сложностью, через десятки границ пробивались сюда из далекой Германии или Швейцарии и находили горячую поддержку и жгучий интерес. На проводимых собраниях и вечерах сторонники Ильина критиковали толстовцев за то, что их учение, узаконивающее слабость, возвеличивающее эгоцентризм, потакающее безволию, снимающее общественные и гражданские обязанности, было на руку большевизму [3, с. 36].

В работах Ильина делался акцент на то, что учение Л. Толстого «имело успех среди людей особенно не умных, безвольных, малообразованных и склонных к упрощающему, наивно-идиллистическому миросозерцанию... Учение графа Толстого и его последователей привлекало людей слабых, простодушных. И, придавая себе ложную видимость согласия с духом Христова учения, отравляло русскую религиозную и политическую культуру» [1, с. 131].

«Русская философия, - делает вывод

И. А. Ильин,- должна вскрыть все это, незаметно внедрившееся в души гнездо опытных идейных ошибок, и постараться раз и навсегда удалить отсюда все неясности и наивности, всякое малодушие и пристрастие. В этом ее религиозное, научное и патриотическое пристрастие: помочь слабым увидеть и окрепнуть, а сильным удостовериться и умудриться» [1, с. 134].

Решив для себя философски и теоретически проблему сопротивления силой Злу, Ильин поставил перед белым движением и практические задачи.

«Белое дело не нами начато, не нами и кончится. Силою исторических судеб нам пришлось ныне поднять ныне его знамя в России, и несем это знамя с чувством величайшей духовной ответственности» [1, с. 154].

В книге «Наши задачи» философ пытался раскрыть движущую идею белой борьбы. «Движущая

идея белой борьбы проста, как сердце патриота, сильна, как его воля, глубока, как молитва о Родине. Без нее вооруженная белая борьба была бы обычной гражданской войной. С этой идеей и через нее возрождается древняя русская патриотическая традиция и знаменуется зарождение новой, государственно-здоровой России. В то время, когда вооруженная борьба только начиналась, бывало так, что борющиеся вливались в нее по отрицательному признаку: по признаку неприятия коммунистической революции. Однако бороться с коммунистами можно было по разным побуждениям и мотивам - и личным, и партийным, и мстительным; кто боролся по этим не белым побуждениям бывали, конечно, драгоценны и полезны в сражении и опасны для белого дела вне боя (выделено автором. - О. К.)» [4, с. 68].

Таким образом, И. А. Ильин ставил проблему участия движущих сил, мотивов и побуждений белого движения гораздо шире, чем это зачастую понималось.

Конечно, не только И. А. Ильин, но и десятки других русских ученых, философов, историков, юристов, политиков публицистов, писателей обосновывали, защищали, развивали белую идею, вели острую полемику с ее противниками на страницах эмигрантских газет и журналов Парижа, Праги, Берлина, Харбина. Русское зарубежье, в том числе его восточная ветвь в лице наиболее образованной части в противовес правым белоэмигрантским, крайне радикальным концепциям восстановления российской государственности провела целый комплекс научно-исследовательских социологических работ, оставивших глубокий след в развитии мировой общественной мысли, имеющих до сих пор большую теоретическую и практическую значимость.

Главной целью все белоэмигрантские концепции определяли восстановление правовой основы российского государства. При этом предполагалось в законотворческой деятельности отталкиваться от Свода законов Российской империи, а также от юридической ситуации, сложившейся после февраля 1917 года, тем не менее в конечной задаче для постбольшевистской России предполагалось выработать новую законодательную базу.

Особый интерес представляют планы восточной ветви русской эмиграции, планировавшей создание Великого Забайкальского княжества, как бу-

ферного государства по типу Маньчжоу-Го. Этот план удивляет сочетанием романтики и политического утопизма. Авторы проекта предполагали установить в Забайкалье самодержавие, конституционно ограниченное парламентом (одно- или двухпалатным). При этом учитывалась возможность вооруженного нападения на Великое княжество Забайкальское со стороны Китая либо СССР, поэтому государство предполагалось построить по принципу вооруженного лагеря, обучить население военному делу, создать запасы оружия и продовольствия.

Большое внимание уделялось религиозному воспитанию народа. В этом виделся залог восстановления порядка и законности, а конечной задачей ставилось обеспечить материальное благополучие народа, создать здоровый нормальный, справедливый государственный порядок. Православие при этом предполагалось в качестве официальной религии в Княжестве [4].

Создание автономного государства Великого княжества Забайкальского должно было послужить примером для других регионов Советской России. Считалось, что условия для создания такого маленького государства более благоприятны в Западной Сибири. Авторы проекта предполагали, что Забайкальское княжество сможет объединить под своей эгидой Западную Сибирь, затем, перенеся столицу из Читы в Омск, образовать Сибирское царство, к которому в дальнейшем сможет присоединиться и европейская часть России.

Современные авторы, оценивая теоретическую и практическую деятельность белой эмиграции, основной ее ошибкой называют переоценку собственных сил и собственного значения в глазах населения России, которое не особо приветствовало перспективу консервативной политической и государственной реставрации, поскольку не видело разницы между тоталитарным режимом большевиков и возвращением помещиков и царя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. Берлин, 1925.

2. Ильин И. А. Белая идея. Берлин, 1926.

3. Печерица В. Ф. Восточная ветвь русской эмиграции. Владивосток, 1994.

4. Ершов В. Ф. Белоэмигрантские концепции российской

государственности // Кентавр. 1995. №4.

Поступила в редакцию 02.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.