ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛ
нет силы более могучей, чем ЗНАНИЕ; ЧЕЛОВЕК,
вооруженный
ЗНАНИЕМ -
непобедим.
максим горький
Беларусь в евразийской патентной семье
Александр Григорьев,
президент Евразийского патентного ведомства, кандидат юридических наук
5 5
Евразийская патентная система, действующая в отношении России, Беларуси, Казахстана и ряда других стран на территории бывшего СССР, ориентирована на конкретный и наиболее актуальный в науке и технике объект патентной охраны - изобретения. Известно, что их инновационный потенциал максимален в случае базисных инноваций, кардинально меняющих процесс или содержание сферы человеческой деятельности. Понятно, что их не может быть много, это всегда редкий, штучный продукт. Значительно чаще мы имеем дело с эффективными улучшающими инновациями, существенно меняющими процесс и позволяющими высвободить объемы материальных ресурсов и труда. Далее в этом ряду следуют по нисходящей «микроинновации» (в малой степени или в малой части модифицирующие процесс или продукт) и «псевдоинновации» (совершенствующие отжившие технологии и оборудование).
Мы живем в эпоху «трансфера», а не «внедрения», но для масштабных инноваций ситуация изменилась мало, прежде всего по объективным причинам: часто они сложны для трансфера технологий и серьезно влияют на функционирование систем, в которые их «помещают». Поэтому во всем мире максимальный потенциал коммерциализации характерен для «улучшающих» нововведений. Несколько слов о «пространственном» масштабе инноваций. Как правило, по этому признаку их делят на глобальные, региональные, национальные, локальные, точечные. Что касается содержания технологических инноваций, то сегодня весьма распространены те из них, которые направлены на ресурсосбережение и экологизацию технологии; расширение номенклатуры полезных продуктов; информатизацию всех сторон производства на основе интерактивных систем и сетей; миниатюри-
СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ
зацию техники; гуманизацию технологии (например, освобождение человека от рутинных операций) и т.п. Как показывает опыт работы Евразийского патентного ведомства (ЕАПВ), евразийские патенты на изобретения с низким инновационным потенциалом оказались скорее исключениями. «Пространственный» масштаб -в основном не ниже регионального. По своему содержанию евразийские изобретения находятся в русле современных мировых тенденций. Для белорусских изобретателей, предпринимателей, специалистов в области интеллектуальной собственности евразийский патент - хорошо знакомый инструмент охраны прав. В подтверждение приведу некоторые статистические данные о результатах работы ЕАПВ в 2011 году. Заявителями из государств - участников Евразийской патентной конвенции (ЕАПК) было подано 536 евразийских заявок (на 13,1% больше, чем в 2010 г.). Наибольшее их количество из Российской Федерации -384, Республики Беларусь - 60 и Республики Казахстан - 42. Общее поступление в ЕАПВ евразийских заявок в 2011 г. было на 7% больше, чем в предыдущем году, и составило 3560. Всего на территории государств - членов ЕАПК действует 9969 евразийских патентов. Наибольшее их число получено заявителями из Соединенных Штатов Америки (212), Германии (154), Российской Федерации (136), Франции (75), Нидерландов (64), Республики Беларусь (62).
Это означает, что в Беларуси накоплен хороший стартовый опыт евразийского патентования. Максимальное количество евразийских патентов поддерживается в силе в отношении России, Казахстана и Беларуси. Это означает, что интерес евразийских патентовладельцев к рынку Беларуси достаточно высок. В настоящее время ЕАПВ начаты с Роспатентом и НЦИС Республики Беларусь два пилотных проекта электронной подачи евразийских заявок. Беларусь - активный член Евразийской патентной организации. Административный совет этой организации обратился с просьбой к полномочному представителю Республики Беларусь обеспечить координацию работы группы представителей патентных ведомств
государств - членов ЕАПО и подготовку предложений по актуальному вопросу совершенствования патентной охраны лекарственных средств.
Столь заметное участие Беларуси в деятельности ЕАПВ не случайно. Страна стоит на пути важных преобразований в экономике, сформулированных в действующей Государственной программе инновационного развития на 2011-2015 гг. и в Стратегии в сфере интеллектуальной собственности на 2012-2020 гг. Следует особо отметить задачу охраны прав на ОИС отечественных предприятий и научно-технических организаций в условиях Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Эта задача перекликается с другой задачей программы: увеличить количество подаваемых белорусскими заявителями международных заявок по процедуре Договора о патентной кооперации (рСТ) и заявок на получение патента на изобретение в странах - участницах Евразийской патентной кооперации до 15% от числа поданных ими национальных заявок.
Своевременной представляется поставленная в программе задача увеличения до 20% удельного количества подаваемых белорусскими заявителями заявок на изобретения, относящиеся к V и VI технологическим укладам, к 2015 г. Напомню, что локомотивами V технологического уклада являются компьютеры, малотоннажная химия, телекоммуникации, электроника, Интернет. Принято считать, что с системной точки зрения потенциал отраслей этого уклада в значительной мере исчерпан. Отраслями VI уклада становятся биотехнологии, нанотехнологии, новая медицина, новое природопользование и др. Эта тенденция прослеживается на примере новых евразийских заявок, поступающих в ЕАПВ.
Усилить инновационное развитие Беларуси, с моей точки зрения, можно, если полнее использовать резервы нашей патентной кооперации.
Еще на стадии разработки ЕАПК была поставлена задача содействовать становлению национальных патентных ведомств стран - членов ЕАПО. Как показывает опыт, уже сейчас трудно найти специалистов во многих областях техники, по которым нужно проводить экспертизу изобретений (например, в быстро развивающейся биотехнологии). В этой связи было бы более эффективно осуществлять экспертизу завки на изобретение силами регионального патентного ведомства для всех участников экономической интеграции. Понятно, что при этом легче собрать квалифицированных специалистов из национальных ведомств в одном месте, исключив дублирование работы национальных и регионального ведомств.
В государствах ЕврАзЭС активно обсуждаются концепции научно-информационного обеспечения программ и проектов государств-участников. Интересен опыт Казахстана, где эффективно решаются вопросы инфраструктуры рынка интеллектуальной собственности. Об этом свидетельствует создание банка инноваций и патентов, которое отмечено как одно из главных достижений в «Стратегии «Казах-стан-2030» .
Значение патентной информации для инновационной деятельности общеизвестно: изобретение не рождается в информационном вакууме и представляет собой следующий шаг от достигнутого уровня техники. Этот шаг может быть и гигантским, и более скромным по своей значимости, но и тот и другой порождают инновации. Качественная, структурированная, проверенная патентная информация выявляет проблемы, знакомит с опытом предшественников, помогает отсечь неэффективные пути решения задачи. Таким образом, уже созданные продукты представляют собой питательную среду для появления новых изобретений.
Учитывая важность этого фактора, мы выступили с инициативой предоставления свободного, бесплатного доступа к
качественная, структурированная, проверенная патентная информация выявляет проблемы, знакомит с опытом предшественников, помогает отсечь неэффективные пути решения задачи.
48 НАУКА И ИННОВАЦИИ №7(113) Июль 2012
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛ
нашей патентно-информационной системе ЕАПАТИС для академий наук и их подразделений, публичных библиотек, высших учебных заведений и научно-технических центров стран ЕврАзЭС. Подписание первого такого соглашения состоялось в Минске 9 сентября 2011 г. Партнером выступил НЦИС Республики Беларусь.
Вклад в информатизацию инновационной деятельности - традиционная, но далеко не единственная для патентного ведомства форма содействия ее развитию. Говоря о деятельности в области «патентной грамотности» применительно к нашим странам, правильнее всего использовать слово «воссоздание». Для миллионов людей, чья научная, производственная и иная творческая деятельность началась до распада СССР, была доступна система обучения в области интеллектуальной собственности. Центральные и региональные институты с филиалами, многочисленные государственные курсы по обучению основам патентного дела составляли разветвленную сеть и были полезны и для тех, кто готовился к этой профессии или повышал свою квалификацию, и для тех, кто использовал полученные знания в своей основной деятельности.
Понятно, что сегодня может идти речь о воссоздании идеи широкого обучения на иной основе и в другой форме. Именно патентные ведомства должны и могут сосредоточить свое внимание на предметной работе со своими потенциальными пользователями. В первую очередь это относится к промышленно развитым регионам, к которым должны приблизиться национальные патентные ведомства, создав свои территориальные отделения. Научно-техническая работа на местах получит столь необходимую реальную поддержку на всех этапах - от идей до их воплощения. Когда изобретатель оторван от патентной информации, когда у него отсутствует возможность диалога со специалистом в области патентной охраны и иного обучения в этой сфере, на финишной стадии разработки инноватора могут ожидать неприятные сюрпризы, например в виде чужого действующего патента.
Говоря о столкновении интересов, о патентных спорах, мы затрагиваем весьма актуальную тему судебной системы.
В конце прошедшего года Совет Федерации одобрил федеральный конституционный закон о создании в России арбитражного суда, занимающегося интеллектуальным правом. Он будет рассматривать все дела по спорам, связанным с защитой нарушенных интеллектуальных прав. В настоящий момент рассмотрение споров о существовании и о нарушении права частично находится в компетенции судов общей юрисдикции, а частично - арбитражных.
Впервые образование специализированного патентного суда у нас в стране было предусмотрено законом СССР «Об изобретениях в СССР», введенным в действие 1 июля 1991 г., но эта идея так и не была осуществлена. Поскольку любой спор, касающийся действительности евразийского патента или его нарушения в государстве - члене ЕАПО, разрешается национальными судами, евразийский патент в Российской Федерации попадает в сферу деятельности создаваемого патентного суда. Важно, что рассмотрение методологических и научно-технических вопросов одними и теми же специалистами позволит повысить качество рассмотрения таких споров. Однако пока это касается лишь перспектив реформирования судебной системы в одной из стран ЕАПО. А как обстоит дело с патентным судом на уровне региона?
В Евросоюзе длительное время ведутся переговоры о создании Единого патентного суда. Основной аргумент в пользу инициативы - снятие разночтений в толковании патентного законодательства ЕС с точки зрения национальных нормативов в этой сфере и снижение расходов на оформление патентов. На данной стадии уже не звучит вопрос: быть или не быть Единому патентному суду, а обсуждается, в какой стране его следует разместить. Другими словами, можно предположить, что опыт Единого патентного суда ЕС послужит примером для перенесения его на нашу почву.
16 лет существования евразийской патентной системы доказали ее стартовые преимущества: своевременность появления, хорошую правовую основу, учет опыта создания и практического использования региональных патентных
систем. Созданная на рубеже веков, она была изначально ориентирована «на вырост» - на двадцать первый век - и свидетельствует не только о жизнеспособности евразийской патентной системы в условиях экономического кризиса, но и о готовности к решению новых задач. Известно, что принятая странами СНГ в октябре 2011 г. «Межгосударственная программа инновационного сотрудничества до 2020 года» содержит прямые задачи достижения целевых индикаторов, к которым относится повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности увеличение коэффициента изобретательской активности, отношения объема нематериальных активов, поставленных на баланс организаций, к объему общих расходов на НИОКР в течение года.
Опыт показал, что региональные патентные системы способствуют экономической интеграции. При этом нет необходимости в том, чтобы тратить материальные, людские и информационные ресурсы на создание и поддержание национальных систем экспертизы и выдачи охранных документов. Это может прекрасно выполнять региональное патентное ведомство. Более того, работая на условиях самофинансирования, оно имеет больше возможностей для своего развития и снимает финансовую нагрузку с национальных бюджетов стран в этой части.
Национальные патентные ведомства могут быть весьма эффективными для создания условий обеспечения прав, вытекающих из патентной охраны (защита нарушаемых прав патентообладателей, борьба с контрафактом, укрепление судебной системы, подготовка патентных специалистов, судей, поверенных). Кроме того, такие структуры могут по примеру Франции успешно заниматься целевой работой с промышленно развитыми регионами страны, в частности по аудиту инновационной деятельности предприятий и оказанию им конкретной помощи по охране и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Для этого необходимы отделения патентных ведомств в означенных регионах и их нацеленность на эту работу.