Научная статья на тему 'БЕДНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (ЧАСТЬ 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ)'

БЕДНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (ЧАСТЬ 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
156
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ БЕДНОСТИ / ДОСТАТОК / ПОТРЕБНОСТИ / ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ / ПАНДЕМИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / "НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ" / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Мария Владимировна

Рассматривается проблема бедности в условиях пандемии в контексте государственной политики и международных отношений. Актуальность темы обусловлена ростом количества нуждающегося населения на планете в условиях распространения COVID-19 и необходимостью принятия политических мер для его сокращения. Объект исследования - феномен бедности в условиях пандемии. Предмет исследования - основные политические факторы влияния на динамику бедности в условиях пандемии. Цель исследования: выявить потенциал государственной политики и международных отношений в деле борьбы с бедностью в условиях пандемии. Задачи исследования: 1) уточнить категориальный аппарат исследования бедности; 2) дать системную характеристику особенностей мирового сообщества в XX-XXI вв., изменивших феномен потребления; 3) проанализировать влияние международных отношений на динамику бедности в период пандемии; 4) определить сложности и возможности российской государственной политики, направленной на преодоление бедности в условиях пандемии. Методология исследования. В исследовании использовались системный подход, формационный, стадиально-цивилизационный, антропологический и логические методы. В результате исследований бедности и современной политической ситуации в мире учёные определили понятие бедности, её критерии, представили классификацию видов и причин, а также способов борьбы с ней. Проанализировано влияние пандемии на рост бедности, выявлены главные противоречия в современных международных отношениях. Научный вклад автора заключается в установлении основных политических факторов влияния на динамику бедности в условиях пандемии. Авторский вклад представлен следующими результатами. Если до середины XX в. обуславливающей бедность причиной была технико-технологическая, то в современном обществе доминируют политические причины бедности. В условиях пандемии усилились такие традиционные политические факторы негативного влияния на динамику бедности, как высокий уровень коррупции в сфере управления и нестабильность в международных отношениях, отвлекающая огромную часть бюджета в сферу обороны. Статья состоит из двух частей. Первая часть посвящена социальному анализу бедности и её причин в XX-XXI вв. Во второй части представлен анализ политических факторов влияния на динамику бедности в условиях пандемии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POVERTY IN PANDEMIC COVID-19: SOCIAL AND POLITICAL ANALYSIS (PART 2. POLITICAL CAUSES OF POVERTY IN MODERN SOCIETY)

The article deals with the problem of pandemic poverty in the context of public policy and international relations. The relevance of the topic is due to the growing number of needy population on the planet in conditions of COVID-19 and the need for policy measures to reduce it. The object of the study: the phenomenon of poverty in the context of the pandemic. The subject of the research: the main political factors influencing the dynamics of poverty in the context of the pandemic. The aim of the study is to identify the potential of public policy and international relations in the fight against poverty in the context of the pandemic. The research objectives are the following: 1) to clarify the categorical apparatus of poverty research, 2) to give a system characteristic of the features of the world community in the XX-XXI centuries, which changed the phenomenon of consumption, 3) to analyze the influence of international relations on the dynamics of poverty during the pandemic, 4) to determine the difficulties and opportunities of Russian state policy aimed at overcoming poverty in the conditions of the pandemic. In the study a systemic approach, formational, stadial-civilizational, anthropological and logical methods have been used. As a result of the poverty study and the current political situation in the world, scientists defined the concept of poverty, its criteria, presented a classification of its types and causes, as well as ways to combat it. The impact of the pandemic on the growth of poverty has been analyzed, the main contradictions in modern international relations were identified. The author’s scientific contribution consists in the analysis of the main political factors of influence on the dynamics of poverty in the pandemic. The author’s contribution is represented by the following results. If before the middle of the XX century the technical and technological causes of poverty were the determining ones, in the modern society the political causes of poverty dominate. In the conditions of the pandemic, such traditional political factors of negative impact on the dynamics of poverty, as a high level of corruption in the field of management and instability in international relations, distracting a huge part of the budget to the sphere of defense are intensified. This article is divided into two parts. The first part deals with the social analysis of poverty and its causes in the XX-XXI centuries. The second part presents an analysis of the political factors influencing the dynamics of poverty in the pandemic

Текст научной работы на тему «БЕДНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (ЧАСТЬ 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ)»

УДК 327.7: 323

DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-1-108-114

БЕДНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (ЧАСТЬ 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ)

POVERTY IN PANDEMIC COVID-19: SOCIAL AND POLITICAL ANALYSIS (PART 2. POLITICAL CAUSES OF POVERTY IN MODERN SOCIETY)

Рассматривается проблема бедности в условиях пандемии в контексте государственной политики и международных отношений. Актуальность темы обусловлена ростом количества нуждающегося населения на планете в условиях распространения COVID-19 и необходимостью принятия политических мер для его сокращения. Объект исследования - феномен бедности в условиях пандемии. Предмет исследования - основные политические факторы влияния на динамику бедности в условиях пандемии. Цель исследования: выявить потенциал государственной политики и международных отношений в деле борьбы с бедностью в условиях пандемии. Задачи исследования: 1) уточнить категориальный аппарат исследования бедности; 2) дать системную характеристику особенностей мирового сообщества в XX-XXI вв., изменивших феномен потребления; 3) проанализировать влияние международных отношений на динамику бедности в период пандемии; 4) определить сложности и возможности российской государственной политики, направленной на преодоление бедности в условиях пандемии. Методология исследования. В исследовании использовались системный подход, формационный, стадиально-цивилизационный, антропологический и логические методы. В результате исследований бедности и современной политической ситуации в мире учёные определили понятие бедности, её критерии, представили классификацию видов и причин, а также способов борьбы с ней. Проанализировано влияние пандемии на рост бедности, выявлены главные противоречия в современных международных отношениях. Научный вклад автора заключается в установлении основных политических факторов влияния на динамику бедности в условиях пандемии. Авторский вклад представлен следующими результатами. Если до середины XX в. обуславливающей бедность причиной была технико-технологическая, то в современном обществе доминируют политические причины бедности. В условиях пандемии усилились такие традиционные политические факторы негативного влияния на динамику бедности, как высокий уровень коррупции в сфере управления и нестабильность в международных отношениях, отвлекающая огромную часть бюджета в сферу обороны. Статья состоит из двух частей. Первая часть посвящена социальному анализу бедности и её причин в XX-XXI вв. Во второй части представлен анализ политических факторов влияния на динамику бедности в условиях пандемии

Ключевые слова: критерии бедности, достаток, потребности, причины бедности, пандемия, международные отношения, государственная политика, глобализация, «новая нормальность», политические элиты

The article deals with the problem of pandemic poverty in the context of public policy and international relations. The relevance of the topic is due to the growing number of needy population on the planet in conditions of COVID-19 and the need for policy measures to reduce it. The object of the study: the phenomenon of poverty in the context of the pandemic. The subject of the research: the main political factors influencing the dynamics of poverty in the context of the pandemic. The aim of the study is to identify the potential of public policy and international relations in the fight against poverty in the context of the pandemic. The research objectives are the following: 1) to clarify the categorical apparatus of poverty research, 2) to give a system characteristic of the features of the world community in the XX-XXI centuries, which changed the phenomenon of consumption,

М. В. Иванова, Забайкальский государственный университет, г. Чита marya.iva777@yandex.ru

M. Ivanova, Transbaikal State University, Chita

108

© M. В. Иванова, 2022

3) to analyze the influence of international relations on the dynamics of poverty during the pandemic, 4) to determine the difficulties and opportunities of Russian state policy aimed at overcoming poverty in the conditions of the pandemic. In the study a systemic approach, formational, stadial-civilizational, anthropological and logical methods have been used. As a result of the poverty study and the current political situation in the world, scientists defined the concept of poverty, its criteria, presented a classification of its types and causes, as well as ways to combat it. The impact of the pandemic on the growth of poverty has been analyzed, the main contradictions in modern international relations were identified. The author's scientific contribution consists in the analysis of the main political factors of influence on the dynamics of poverty in the pandemic. The author's contribution is represented by the following results. If before the middle of the XX century the technical and technological causes of poverty were the determining ones, in the modern society the political causes of poverty dominate. In the conditions of the pandemic, such traditional political factors of negative impact on the dynamics of poverty, as a high level of corruption in the field of management and instability in international relations, distracting a huge part of the budget to the sphere of defense are intensified. This article is divided into two parts. The first part deals with the social analysis of poverty and its causes in the XX-XXI centuries. The second part presents an analysis of the political factors influencing the dynamics of poverty in the pandemic

Key words: poverty criteria, affluence, needs, causes of poverty, pandemic, international relations, public policy, globalization, "new normalcy", political elites

Б ведение. Социальный анализ бедности и её причин в ХХ-ХХ1 вв. показал, что в результате научно-технического прогресса с середины XX в. достигнут такой уровень развития производительности труда, который обеспечил перепроизводство необходимых материальных благ, что привело, во-первых, к новому виду избыточного потребления -потребительству, во-вторых, к образованию социального государства, главным признаком которого явилось перераспределение доходов богатых в пользу нуждающихся; в-третьих, к созданию международных организаций помощи развивающимся странам.

При этих обстоятельствах бедность утратила статус исторической нормы. Наоборот, нормой стало требование активной внутренней и внешней политики государств, направленной на преодоление бедности. В настоящее время уровень бедности в стране стал выступать индикатором качества политических институтов и государственной политики [4. С. 264].

Международная помощь в борьбе с бедностью развивающимся странам. Несмотря на достигнутые определённые успехи в борьбе с бедностью, она всё ещё остаётся одной из главных проблем современности. Достаточно сказать, что ещё до пандемии пятая часть населения планеты страдала от недостатка продовольствия [10. Р. 34].

В настоящее время катастрофически низкий уровень потребления наблюдается в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. Международная помощь

этим странам осуществляется в разных формах.

Во-первых, регулярную помощь развивающимся странам оказывают развитые страны. На эту помощь их правительства ежегодно выделяют часть ВВП.

Поскольку главным средством борьбы с бедностью является развитие производства, то деятельность стран-доноров, международных организаций, направленную на социально-экономическое развитие отстающих в нём стран, необходимо рассматривать в качестве главного направления борьбы с бедностью. В этом плане важную роль играет принятая ООН программа устойчивого развития до 2030 г. Среди её главных целей -ликвидация нищеты и достижение благополучия всех людей.

Во-вторых, огромное значение имеет деятельность таких международных организаций, как ООН, ВОЗ, Всемирная продовольственная программа (ВПП), МВФ, Всемирный банк, Межамериканский банк развития (МаБР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), БРИКС, Африканский банк развития (АфБР), Азиатский банк развития (АзБР), «Группа двадцати» и др.

Развивающимся и слабо развитым странам с целью преодоления бедности оказываются экономическая, гуманитарная и техническая виды международной помощи. При этом страны-доноры преследуют цель не только поднять уровень потребления населения странам-реципиентам, но и имеют свои экономические и политические интересы.

Поскольку страны-доноры в отсталых странах имеют свои производства, они заинтересованы в покупательной способности населения. Поэтому такая помощь содействует национальному бизнесу и обеспечивает внутринациональную поддержку внешнеполитической государственной деятельности.

Кроме того, в настоящее время помощь развивающимся странам стала инструментом внешней политики. Она способствует формированию позитивного имиджа страны-донора за рубежом, определяет её международный престиж, статус и внешнеполитические возможности [7. С. 7].

Однако полувековой опыт международной помощи выявил его низкую эффективность, что вызвало у специалистов сомнение в её необходимости. Исследование Д. Мойо показало, что помощь, которую оказывают страны-доноры африканским странам, не приводит к снижению бедности и увеличению темпов экономического роста. Более того, в результате этой помощи растёт коррупция и увеличиваются масштабы бедности. Поэтому в борьбе с коррупцией в развивающихся странах используются различные способы, в том числе современные цифровые технологии [р. 4].

Как выяснилось, иностранная помощь зачастую используется не с целью развития производства и борьбы с бедностью, а для обогащения правящей верхушки. Но даже если она и не разворовывается, то лишает правительства заинтересованности в проведении необходимых реформ (А. Дитон).

Несмотря на обнаруженные неудовлетворительные результаты иностранной помощи, Дамбиса Мэйо убедительно доказала, что их причина не в самом факте оказания этой помощи, а в её неэффективных формах. Она предложила целый ряд мер, который может повысить результативность международной помощи и тем самым обосновала её необходимость.

Но в настоящее время борьбе с бедностью препятствуют не только «карманные» интересы управленческой бюрократии, присваивающей бюджетные средства, предназначенные для развития производства и выплат беднякам. Огромное влияние на сохранение бедности оказывает общий характер современных международных отношений.

Успешное развитие глобальной экономики, как главного условия ликвидации ни-

щеты, требует усиления международного сотрудничества. Однако социальная реальность демонстрирует противоположную тенденцию.

Исследователи отмечают всё увеличивающийся разрыв между объективной необходимостью объединения человечества и уровнем её субъективного осознания политическими элитами, их лидерами и обществами [5. С. 15]. В результате растёт напряженность и конфликтность в отношениях между странами.

Учёные отмечают, что на смену глобальному противостоянию капитализма и социализма пришли не менее опасные конфликты с националистическим, историко-психологи-ческим и религиозным подтекстами [5. С. 5]. Экономические интересы государств в международной политике вопреки законам социального развития отошли на задний план.

А. В. Кортунов считает главным противоречием современной эпохи противоречие между объективной необходимостью нового уровня международной интеграции и глобального управления, с одной стороны, и «охранительским» национализмом и закрытостью государств - с другой [5. С. 40]. Главенство политики по отношению к экономике в международных отношениях привело к замедлению глобализации и, как следствие -к ослаблению экономических механизмов борьбы с бедностью.

По мнению аналитиков, отсутствию синхронизации экономической глобализации и политической содействует усилившаяся роль «субъективных, эмоциональных, ситуативных факторов» в поведении ключевых политических игроков [5. С. 24]. Поэтому экономические интересы уже не могут предотвратить международные конфликты, возникающие «на основе политических, геополитических и идеологических амбиций» [2].

Политологи склоняются к выводу о том, что причиной перекосов в международной политике является «ухудшение качества» политических элит [5. С. 26]. Вместо того, чтобы пересмотреть свои внешнеполитические приоритеты, проявить способность к компромиссам со своими оппонентами и конкурентами, отказаться от второстепенных интересов ради международной стабильности и объединения человечества, они возрождают в общественном сознании архаичные стереотипы и предрассудки, представления

Ро1Но1оду

Ви1Ып о{:ZabGU. 2022. Уо1. 28. N0. 1

о национальной исключительности и ксенофобию. Тем самым такие политические элиты способствуют росту нестабильности и международной конфронтации, что, в свою очередь, негативно влияет на экономическое развитие как главное условие преодоления бедности.

Бедность и международные отношения в условиях пандемии COVID-19. Пандемия охватила более двухсот стран мира, вызвав затяжной мировой экономический кризис. Среди мер, принимаемых правительствами этих стран, были закрытие границ, прекращение или сокращение сообщения между странами, закрытие производственных предприятий.

В результате были нарушены цепочки поставок, произошёл обвал цен на нефть. В странах выросла безработица, сократился спрос на товары и услуги, снизился уровень потребления.

В наибольшей степени пострадали развивающиеся страны и страны с низким доходом. Если в экономически развитых странах в результате пандемии произошло снижение уровня в основном избыточного потребления, то в развивающихся - сокращение потребления необходимых материальных благ

Главной причиной бедственного положения развивающихся стран является низкий уровень развития производства и здравоохранения и их зависимость от иностранной помощи и инвестиций. В результате пандемии пострадали главные направления их экономики: туризм и экспорт сырья. Добавились проблемы с удобрениями и семенами в сельском хозяйстве.

В новых условиях экономически развитые страны и международные организации продолжают оказывать помощь слабо развитым странам, но объём этой помощи существенно сократился из-за экономического кризиса в самих странах-донорах. Но, как показывает экономический и политический анализ, на сокращение иностранной помощи оказывает влияние не только кризис, но и военные расходы, объём которых сохраняется из-за неблагоприятных международных отношений.

Нестабильность мировой системы, конфронтация между сильнейшими мировыми державами, вооружённые конфликты, кризис миропорядка обусловили стабильно высокий уровень расходов на военные нужды.

Эти расходы в мире приближаются к двум триллионам долларов в год, причём больше всех тратят на оборону США и страны ЕС [3. С. 522].

Между тем, специалисты связывают помощь населению и производству в условиях пандемии со значительными бюджетными расходами. Они считают главной задачей обеспечение спроса и сохранение покупательной способности людей. Для этого необходимы денежные выплаты населению. Они также необходимы для компенсации убытков и утраченного дохода предпринимателей в целях сохранения бизнеса.

Для поддержки и последующего восстановления экономики учёные предлагают снизить процентную ставку для доступности кредитов и сократить налоги на население, что ведёт к сокращению поступлений в бюджет. При необходимом возрастании бюджетных расходов в целях спасения людей и экономики в условиях пандемии огромные средства, выделяемые в оборонную сферу, представляются безумным расточительством, а международная политика, провоцирующая военные расходы - не соответствующей современной социальной реальности.

Пандемия и бедность в России. По официальным данным, бедных в России около 20 млн. Росту количества способствовало длительное снижение доходов населения в 2014-2018 гг., которое вызвано экономическим кризисом (Н. В. Зубаревич). Поэтому к началу пандемии мы пришли с уровнем реальных доходов населения на 8,5 % ниже уровня 2013 г [6. С. 8].

К причинам роста масштабов бедности следует отнести, прежде всего, «масштабную деиндустриализацию» отечественного производства, о которой заявил президент В. В. Путин в 2012 г Она способствовала росту безработицы и снижению доходов населения.

Понятно, что для создания новой современной индустрии требуется время. До пандемии изменения ситуации удалось достичь только крупным госкорпорациям. Положение же в сферах малого и среднего бизнеса остаётся тяжёлым.

Президент В. В. Путин и Д. А. Медведев, будучи президентом, постоянно говорили о необходимости развития в России современного производства с целью слезть с «нефтяной иглы». Однако эта проблема всё ещё

остаётся актуальной. Именно недостаточно высоким уровнем развития производства можно объяснить тот невероятный факт, что в число бедных входит работающее население.

О проблемах именно в сфере производства свидетельствует тот факт, что триллионы рублей, потраченные на выравнивание бюджетных поступлений и ускорение экономического роста в отстающих регионах, достались не всему населению и его беднейшим группам, а корпорациям-подрядчикам и органам власти [4. С. 273].

Таким образом, следует констатировать, что причины бедности и проблемы в борьбе с ней существовали в Российской Федерации ещё до пандемии. Она лишь обострила их в условиях новой реальности, вызвав ухудшение материального положения широких сло-ёв населения.

Антикризисная политика во время пандемии оказала существенную поддержку бедствующему населению. Однако она не смогла вернуть доходы населения к докризисному уровню. Монетарная помощь семьям с детьми и безработным компенсировала около седьмой части утраченных доходов, а прирост бедности был сокращён только на одну треть [8. С. 18].

Авторы ежегодного прогноза «Россия и мир: 2021. Экономика и внешняя политика» пришли к выводу, что национальная экономическая политика характеризуется серьёзными проблемами. Модель экономического развития, которая опирается на доходы от сырьевого сектора и доминирование крупных компаний с участием государства, не способна обеспечить доступ всех граждан к плодам экономического роста [6. С. 8].

По их мнению, необходим разворот антикризисной политики в сторону поддержки малого и среднего бизнеса [Там же, С. 9]. Показательно, что у них вызывает сомнение возможность такого разворота из-за «сложившихся институциональных условий» [Там же, С. 9]. Авторы данного проекта считают необходимым сдвинуть финансирование национальных проектов на несколько лет с тем, чтобы направить ресурсы на поддержку бедствующего населения.

Экономическая политика правительства РФ не во всех её направлениях соответствует планам президента. Выделенные беспрецедентно огромные размеры федеральной фи-

нансовой помощи регионам могут быть использованы только по целевому назначению, большей частью - для ремонта городских дорог и замены бордюров. Однако дороги находились в удовлетворительном состоянии и не являлись самой главной проблемой в условиях пандемии. Поэтому выделенные федеральным центром средства очень мало помогают в борьбе с пандемией, поддержке населения и сохранению производства.

Отсутствуют стабильные выплаты малоимущим и владельцам бизнеса с целью платить зарплату персоналу и сохранить ему платежеспособность на рынке. Если необходимым условием сохранения производства во время пандемии является сокращение налоговой нагрузки на население, то в России наблюдается противоположная тенденция.

В ситуации с бедностью нельзя не учитывать факт огромного разрыва в уровнях доходов между бедными и очень богатыми. Сохраняется ситуация, когда бедные беднеют, а богатые в это время богатеют. Для изменения этой ситуации необходимо введение прогрессивного налога [1. С. 2].

Важную роль в данной ситуации могло бы сыграть ограничение вывоза капитала за границу и регулирование оффшорного бизнеса. Эти меры позволили бы увеличить наполняемость бюджета без увеличения налогов на население.

Перечисленные меры способны смягчить негативное влияние пандемии на материальное благополучие населения. Их отсутствие в значительной степени объясняется всё тем же неудовлетворительным качеством политической элиты, или словами Вебера, бюрократии, которая поражена коррупцией, несмотря на все предпринимаемые против неё меры.

Заключение. Если кратко резюмировать результаты социально-политического анализа проблемы бедности, то можно сделать следующие выводы.

С середины XX в. в мировом сообществе сложились объективные условия для ликвидации бедности: технико-технологические (НТР), социально-экономические (транснациональный капитализм, глобализация) и политические (социальное государство и институты международной помощи развивающимся странам), которые уже не позволяют считать бедность нормой.

Высокий уровень НТП, транснациональные корпорации и существование наднациональных организаций, оказывающих помощь развивающимся странам, предоставляют возможность осуществлять политику развития производства и повышения жизненного уровня населения практически всем странам. Поэтому в настоящее время доминируют политические причины бедности.

К ним следует отнести, прежде всего, недостаточно эффективную государственную экономическую политику, обусловленную высоким уровнем коррупции в сфере управления, и нестабильность в международных отношениях, объясняемую исследователями плохим качеством политических элит. Национальные политические причины бедности и международные на первый план выдвигают проблему человеческих, нравственных и профессиональных качеств ключевых политических акторов.

В условиях новой нормальности после пандемии нормой можно считать меры по развитию производства и преодолению бедности, но не саму бедность. В России сохраняются неиспользованные возможности борьбы с бедностью даже в условиях новой

реальности. Поэтому нашу бедность также нельзя рассматривать в качестве нормы.

Невозможность ускорения экономического развития в условиях новой реальности переносит центр борьбы с бедностью в сферу распределения, делая ещё более актуальной задачу справедливого перераспределения доходов. Причём, решение этой задачи не требует финансовых вложений, а зависит исключительно от политической воли правящей элиты.

Экономические параметры новой нормальности и бедность, как её составляющая, ставят перед политиками в сфере международных отношений следующие задачи:

1) снижение напряжённости и угрозы военного столкновения, что может способствовать сокращению военных бюджетов стран и перераспределению высвободившихся средств на развитие производства и помощь нуждающимся;

2) оказание более эффективной помощи развивающимся странам со стороны развитых.

«Новая нормальность» делает ещё более важным принцип мира и сотрудничества в международных отношениях.

Список литературы _

1. Аветисян И. А. Проблемы преодоления социального неравенства общества и сокращения бедности населения в современной России // Вопросы территориального развития. 2019. Вып. 5. С. 1 —18.

2. Глобальная система на переломе: пути к новой нормальности. URL: https://www/imemo.ru/files/ru/ publ/2016/2016_008.pdf (дата обращения: 20.02.2021). Текст: электронный.

3. Ежегодник СИПРИ 2019: вооружение, разоружение и международная безопасность: пер. с англ. / ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН. М.: ИМЭМО РАН, 1998—2019, 2020. 893 с.

4. Клисторин В. И. О бедности в России и в мире // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11, № 3, ч. 2. С. 264—280.

5. Кортунов А. В. Кризис миропорядка и будущее глобализации: Доклад Российского совета по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2020. 60 с.

6. Россия и мир: 2021. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / руководители проекта А. А. Дынкин, В. Г. Барановский. М.: ИМЭМО РАН, 2020. 154 с.

7. Содействие международному развитию как инструмент внешней политики: зарубежный опыт / под ред. В. Г. Барановского, Ю. Д. Квашина, Н. В. Тогановой. М.: ИМЭМО РАН, 2018. 248 с.

8. «Черный лебедь» в белой маске: Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19 / под ред. С. М. Плаксина, А. Б. Жулина, С. А Фаризовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 336 с.

9. Adam I. Are emerging technologies helping win the fight against corruption in developing countries? // Background Paper. N 21. Oxford: United Kingdom, 2018. 34р.

10. FSIN (Food Security Information Network). Global Report on Food Crises. Rome: Food Security Information Network, 2020. 240 p.

References _

1.Avetisyan I. A. Voprosy territorialnogo razvitiya (Issues of territorial development), 2019, no. 5, pp. 1-18.

2. Globalnaya sistema na perelome: putiknovoynormalnosti (Global system on the fracture: paths to new normalcy). Available at: https://www/imemo.ru/files/ru/publ/2016/2016_008.pdf (Date of access: 22.12.2021). Text: electronic.

3. Ezhegodnik SIPRI2019: vooruzheniya, razoruzhenie i mezhdunarodnaya bezopasnost (Yearbook Sipri 2019: Armament, Disarmament and International Security). Moscow: IMEMO RAS, 1998-2019, 2020, 893 p.

4. Klistorin V. I. Idei i idealy (Ideas and ideals;, 2019, vol. 11, no. 3, part 2, pp. 264-280.

5. Kortunov A.V. Krizis miroporyadka i budushchee globalizacii: Doklad Rossijskogo soveta po mezhdunarodnym delam (RSMD) (Krizis of the Mirrow Order and the Future of Globalization: Report of the Russian Council on International Affairs (RSMD). Moscow: NP RSMD, 2020, 60 p.

6. Rossiya i mir: 2021. Ekonomika i vneshnyaya politika. Ezhegodnyj prognoz [Russia and World: 2021. Economy and foreign policy. Annual forecast]. Moscow: Imheremo RAS, 2020, 154 p.

7. Sodeystvie mezhdunarodnomu razvitiyu kak instrument vneshney politiki: zarubezhny opyt (Promoting international development as a tool of foreign policy: foreign experience). Moscow: IMEMO RAS, 2018, 248 p.

8. «Cherny lebed» v beloy maske. Analiticheskiy doklad NIU VSHE k godovshchine pandemii COVID-19 ("Black Swan" in a white mask. Analytical report of NIU HSE to the anniversary of the COVID-19 pandemic anniversary). Ed. House of the Higher School of Economics, 2021. 336 p.

9. Adam I. Background Paper (Background Paper), 2018, no. 21. Oxford: United Kingdom, 34 p.

10. FSIN (Food Security Information Network) (FSIN (Food Security Information Network). Global Report on Food Crises). Rome: Food Security Information Network, 2020, 240 p.

Информация об авторе _

Иванова Мария Владимировна, канд. полит. наук, доцент кафедры истории, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: история России marya.iva777@yandex.ru

Maria Ivanova, candidate of political science, assistant professor, History department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Scientific interests: history of Russia

Для цитирования_

Иванова M.B. Бедность в условиях пандемии covid-19: социально-политический анализ (Часть 2. Политические причины бедности в современном обществе) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28, № 1. С. 108-114. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-1-108-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ivanova M. Poverty in pandemic covid-19: social and political analysis (Part 2. Political causes of poverty in modern society) // Transbaikal State University Journal, 2022, vol. 28, no. 1, pp. 108-114. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-1-108-114.

Статья поступила в редакцию: 14.01.2022 г. Статья принята к публикации: 21.01.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.