Научная статья на тему 'Бедность и ограничение социальной активности человека'

Бедность и ограничение социальной активности человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
505
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Д. А. Зияев

Усиливаются проблемы бедности населения, которая приводит к ограничению социальной активности людей вплоть до их исключения из общественной жизни в переходных экономиках. Рассмотрение различных подходов к проблеме эксклюзии подводит автора к выводу о том, что бедность наносит урон личности и обществу, которое теряет мощный созидательный потенциал многих людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бедность и ограничение социальной активности человека»



БЕДНОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Д. А. Зияев

Председатель Правления ЗАО ТАКПСБ «Таджпромбанк»

В переходных экономиках особенно усиливаются проблемы бедности населения, которая приводит к ограничению социальной активности человека (группы людей) до их исключения (эксклюзии) из общественной жизни вследствие барьера реализации социальных и гражданских прав человека. В настоящее время среди экономистов и не экономистов весьма популярно понятие эксклюзии. Что же такое эксклюзия? Остановимся на экономическом, социологическом и психологическом понимании этого феномена.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Экономическое понимание социальной эксклюзии прошло длительный путь от примитивной идентификации бедности и эксклюзии к установлению сложной взаимосвязи между занятостью, доходом и социальной активностью человека. К. Даффи (K. Duffy) одним из первых дал экономическое определение социальной эксклюзии: «...недостаток материальных средств и неспособность успешно участвовать в экономической, социальной и культурной жизни, а также, по ряду характеристик отчуждение и дистанцирование от основного хода общественной жизни»1. Первоначально в экономическом подходе между эксклюзией и материальной несостоятельностью ставился знак равенства, а бедность определяется ведущей причиной эксклюзии. Хотя здравый смысл подсказывает, что совсем необязательно, чтобы социальная изоляция была опосредована исключительно бедностью. Тем не менее, нельзя отрицать и отсутствие связи между эксклюзией человека из общества и уровнем его достатка.

Борьба с бедностью в рамках раннего экономического подхода становится основой программ социальной инклюзии2. Однако опыт показывает, что даже очень хорошо организованные и успешные программы преодоления бедности, как, например, программа адресной помощи в Великобритании, основанная на принципе оценки бюджета семьи и удовлетворенности потребностей, не позволяет преодолеть эксклюзии бедной части населения из общества. Более того, даже хорошо организованная экономическая помощь становится дополнительным фактором эксклюзии людей из общественной жизни. С одной стороны, факт экономической помощи становится причиной дополнительной стигматизации бедных слоев населения.

► И

Так, многие аналитики полагают, что беспрецедентный рост адресной помощи в Великобритании за последние 15 лет породил новые формы эксклюзии и стигматизации социально незащищенных слоев населения3. С другой стороны, экономическая помощь препятствует проявлению большей самостоятельности нуждающихся в поиске путей решения проблем. Эти два аспекта: стигматизация и иждивенческая позиция - питают друг друга. Заметим, что для осознания ограниченности данной версии экономического подхода исследователям пришлось выйти за пределы экономических схем и обратиться к социально-психологическим последствиям адресной помощи.

Решение проблемы бедности не помогает решить проблему эксклюзии в семьях с ребенком, имеющим особые потребности. Наследственность и психосоциальная история развития, которые могут вызывать эксклюзию, не компенсируются увеличением дохода семьи за счет пособия. Более того, семья начинает испытывать давление со стороны окружающих, которые, оставаясь нетерпимыми к проблеме особого ребенка, не понимают, почему родители ребенка инвалида получают большую социальную помощь. Известен случай, когда местные жители напали на зарубежных спонсоров одного из российских детских домов, считая несправедливым предоставление помощи только детям-сиротам.

Итак, низкий доход еще не показатель социальной эксклюзии, а денежной помощи недостаточно для включения человека в общественную жизнь. Современный экономический подход к проблеме социальной эксклюзии основывается на оценке трудовых доходов человека. Профессиональная занятость - это основной путь получения дохода, высокого социального статуса и признания в либеральном капиталистическом обществе. Соответственно, безработица - это тот пробел в социальной позиции, который представляется основным препятствием для инклюзии человека в общество. Основной стратегией преодоления проблем эксклюзии, в том числе и эксклюзии из образования, признается обеспечение постоянной занятости родителей. Следует отметить, что данная точка зрения весьма распространена среди специалистов социальной сферы и в России. Так, на одном из семинаров по социальному сиротству специалист отдела социальной защиты отметила, что стратегия профилактики социального сиротства может быть успешно реализована только при разумной политике в области труда.

Современный экономический подход основывается на том, что одни виды эксклюзий теснее связаны с уровнем дохода, чем другие. Так, отмечается, что эксклюзия детей из-за недоступности популярных детских развлечений и модной одежды, которая связана с неформальной спонтанной социализацией детей в подростковом возрасте, теснее связана с доходом семьи, чем, например, эксклюзия из-за неадекватного поведения и академической неуспешности.

Развитие экономического подхода определило необходимость выйти за рамки исключительно экономических показателей эксклюзии и рассматривать в контексте других социально-политических критериев. Признание необходимости изучать экономические критерии эксклюзии во взаимосвязи с другими характеристиками определило многие достижения современного экономического подхода к проблеме социальной эксклюзии. Представители других подходов отмечают, что профессиональная занятость - необходимое, но недостаточное условие для включения человека в общество. Труд, не обеспечивающий соблюдение социальных прав работника, все чаще рассматривается наряду с безработицей как фактор эксклюзии человека из общества. Современный экономический подход к социальной эксклюзии и инклюзии тесно связывает эти понятия с проблемой социальной мобильности, возможностью человека перемещаться из групп с более ограниченным доступом к социальным благам в группы с большим доступом к социальным благам.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Этот подход к изучению таких феноменов как дискриминация, нетерпимость, эксклюзия направлен на выделение и описание групп риска с точки зрения количественных и качественных показателей. Суть социологического подхода состоит в том, чтобы посредством выделения групп риска и наблюдения за их динамикой изучать изменение ситуации, определять наиболее актуальные (болевые) точки негативных социальных процессов. Социологический подход направлен на оценку масштаба распространения социальной проблемы. Имплицитно, социологический подход опирается на анализ влияния общественных и культурных норм на представленность социальных проблем. Поэтому критерии распознавания и оценки социальных проблем представлены как комплексные показатели.

Именно в рамках социологического подхода было генерировано понятие «социальное меньшинство» - группа людей, которые ограничены в реализации своих прав в силу совокупности ряда признаков, по которым каждый член группы дискриминируется4. Например, дискриминация женщин в сфере труда происходит вследствие того, что женщины обладают иными ресурсами здоровья, в определенные периоды жизни они заняты воспитанием детей и семьей (и не могут быть хорошими работниками), не обладают необходимым общественным авторитетом. Поэтому объявление «требуется специалист в возрасте от 24 до 30 лет, со стажем не менее 5 лет, готовый к ненормированному рабочему дню на административную должность» по своей сути дискриминирует женщину, которая в этот возрастной отрезок, скорее всего, не может соответствовать перечисленным требованиям. Традиционно, к социальным меньшинствам относят пожилых, детей, людей с ограниченными возможностями, женщин. Количественно социальное меньшинство может быть значительным, но его социальная роль невелика в силу ограничения доступа к правам.

Социологический подход выдвигает совокупность показателей, по которым может быть определен факт эксклюзии (дискриминации, нетерпимости). К таким критериям в первую очередь относят качество жизни, многообразие связей в ближайшем и близком социальном окружении, ресурсы и ограничения, которые характеризуют ситуацию человека. Так, было выделено 5 основных критериев формальной оценки эксклюзии ребенка:

• сочетание домохозяйств на одной территории (доля семей с одним родителем, одиноких людей, пенсионеров, все, что составляет ресурсы или ограничения жизни ребенка в комьюнити);

• доход домохозяйств (20% самых обеспеченных и самых бедных домохозяйств);

• сочетание людей и домохозяйств разных этничностей и национальностей (удаленность от традиционной национальной культуры и обычаев);

• участие в обществе (измеряется по заработной плате и налогам, которые платит человек);

• коммунальные условия (вид владения жильем, плотность жилья, смена мест проживания)5.

Введение этих критериев в исследование имело значение для определения бытовых, повседневных признаков эксклюзии человека из общества.

Также были обнаружены социогеографические характеристики эксклюзии. Наиболее высокий риск эксклюзии присутствует в крупных городах, население которых превышает 100 тыс. Соединение экономического и социологического подхода позволило сравнить связь эксклюзии и дохода в городе и селе. Было определено, что низкий доход становится причиной эксклюзии в городе гораздо чаще, чем в сельской местности.

Выявление групп риска эксклюзии существенно отличается от определения социальных меньшинств в концепциях дискриминации. В рамках социальной эксклюзии критерии групп риска много разнообразнее, чем в концепции дискриминации. Одним из слабых мест анти-дискриминационной практики является, по сути, дискриминационный характер определения критериев принадлежности к социальному меньшинству (J. Hopton, 1997)6. Отнесение женщин к социальному меньшинству и определение необходимости их большей социальной защиты неизбежно означает дискриминацию мужчин и т. д. Социологическому подходу к социальной эксклюзии удается избежать этой проблемы путем не противопоставления групп риска более благополучным группам населения. Социологическая классификация эксклюзии много сложнее, чем дискриминации. Кроме признака социального меньшинства используются комплексные показатели, такие как психологические установки тех, кто исключается из общественной жизни, и социальный статус этих людей.

Несмотря на существенные различия экономического и социологического подходов, они имеют общую черту - сосредоточенность на самом явлении исключения людей из общественной жизни и на аспектах общественной жизни, из которых исключаются люди: образовании, здравоохранении, труде, социальном обеспечении. Этот фокус исследования имеет свои плюсы и минусы. К несомненным плюсам можно отнести подробное и всестороннее описание социальной реальности; к минусам - явно описательный характер, затруднение в определении причин социальных проблем и, следовательно, путей их преодоления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Данный подход к проблеме бедности сосредоточен на понимании поведенческих и личностных механизмов, которые содействуют укоренению таких феноменов как дискриминация, неравенство, эксклюзия. Как и другие подходы, психологический подход весьма неоднороден.

Психологический подход может быть направлен на анализ поведения тех, кто дискриминирует, отчуждает, проявляет нетерпимость, и тех, кого дискриминируют, отвергают, к кому относятся нетерпимо. Сбалансированный психологический подход должен быть в равной степени обращен и к тем, кто проявляет дискриминационное (негуманное) поведение, и к тем, кто становится его жертвой. В противном случае психология оказывается либо инвалидизирующей (если в фокусе только негуманное поведение) или дискриминационной по сути (если в центре исследования - только «жертвы»).

В рамках психологического подхода трудно выделить различие в понимании таких феноменов как дискриминация, нетерпимость, эксклюзия - все они идентифицируются со стереотипами, предрассудками, низким уровнем локус-контроля (неготовностью брать ответственность на себя) и склонностью человека к стигматизации. Однако ни один другой подход не уходит так далеко от опоры на основной источник неравенства, бедность, как психологический.

Одно из психологических объяснений фокусируется на проблеме предубеждения и стереотипов отношения к Другому. Присущие природе человека страх перед «ущербными» и «другими», готовность избежать контакта с тем, кто нуждается в длительной помощи (без особой надежды на то, что это приблизит человека к «нашим» нормам), являются довольно мощными факторами эксклюзии, дискриминации и нетерпимого отношения. Такие технологии как наделение клиента властью над собственной жизнью (empowerment), социальная практика, основанная на силах человека (strength-based social work) основываются на преобразовании сознания специалистов социальной сферы и тех, кто к ним обращается.

Изучение внутренних причин эксклюзии, дискриминации привело психологов к выводу, что с точки зрения психологических качеств в такой ситуации может оказаться любой человек. Однако есть поведенческие паттерны, которые провоцируют окружающих на негуманное поведение, такие как виктимность, экстернальность, агрессивность.

Наиболее полное воплощение психологический подход к социальным проблемам и путям их решения получил в теории идентичности. Различение социальной и индивидуальной идентичности позволило психологам определить роль самоотношения и самопрезентации как внешнего и внутреннего факторов эксклюзии и дискриминации. Идентичность (позиционирование себя в системе отношений, определение всевозможных ролей и типов отношения к себе в контексте ситуаций) является ведущим фактором терпимого поведения и готовности участвовать в инклюзии.

Каково же место психологического подхода в понимании и решении социально-экономических проблем бедности? В первую очередь психологический подход содействует формированию повседневной практики специалистов социальной сферы. Их профессиональное поведение регулируется стремлением избежать любого психологического факторы, который провоцирует дискриминацию, эксклюзию или нетерпимость. По сути, новые позитивные стандарты отношения к общественным проблемам зарождаются в социальной сфере. Можно выделить последовательность шагов специалиста социальной сферы (учителя, врача, социального исследователя, социального работника, психолога, социального педагога и т.д.), направленную на преодоление социальных предубеждений. В таблице 1 приведено описание проработки дискриминационных установок помогающего специали-

Психологический подход вскрывает механизмы трансляции как позитивных, так и негативных социальных норм. По сути, социальные нормы являются скорее социально-психологическими, т.е. интегрируют культурную и индивидуальную компоненту регуляторов отношений в обществе.

Таблица 1. Работа с дискриминативными установками на уровне отдельного случая7

Этап работы Пути реализации

Изживание из сознания специалиста дискриминативных установок Выявление наличия установок, формирование приемов по диагностике их наличия, развитие гибких и вариативных представлений о социальных ролях людей, выработка основ уверенного поведения (антитезы психологическим манипуляциям). Проведение границы между профессиональным и личным восприятием социальной проблемы.

Содействие в преодолении стигм в сознании клиента Выявление взаимосвязи манипуляций, которые реализует человек, и социальных стигм, которыми он оперирует. Проработка негативного опыта, который связан с появлением дискриминативных установок. Преодоление деструктивных чувств (вины, ненависти, тревоги), которые создают питательную среду для дискриминативных установок.

Поиск социально обусловленных причин особенностей тех, чьи права ущемляются

Смещение акцента с особенности человека на социальные причины ее возникновения

(например, люди с ограниченными возможностями не обладают рядом психологических ресурсов, потому что эти ресурсы никто не развивает)

Побуждение социальных меньшинств к социальной активности, принцип

Формирование групп самопомощи как для людей с особыми потребностями, так и для их окружения; содействие развитию сети организаций, которые включают объединения людей с особыми потребностями.

взаимопроникновения политических интересов и личных

Опасность применения психологического подхода состоит в том, что специалист может обращать внимание на проблему дискриминации или неравенства только в контексте отдельного случая, что не позволяет выйти на уровень обобщения социальных проблем и выработки их комплексного решения. Объективно оказываясь несостоятельным решить проблему дискриминации или эксклюзии (в силу отсутствия политико-правовой базы и нужных институтов), но оставаясь в рамках психологического подхода, специалист утрачивает осознание возможностей и ограничений своей практики.

Рассмотрение различных подходов к проблеме эксклюзии подводит нас к выводу о том, что бедность наносит урон личности и обществу, которое теряет мощный созидательный потенциал многих людей.

1. Armstrong, F., Armstrong, D., Barton, L (ed) Inclusive Education: Policy, Contexts and Comparative Perspectives// London Press. 2001. P. 162.

2. Thompson N. Anti-discriminatory practice // British Association of social workers, Arena. 2000.

3. Armstrong, F., Armstrong, D., Barton, L (ed) Inclusive Education: Policy, Contexts and Comparative Perspectives// London Press. 2001. P. 13.

4. Hopton J. Anti-discriminatory practice and anti-oppressive practice: a radical humanist psychology perspective// Critical social policy. Vol.17 (3). 1997. P. 231-238.

5. Thompson N. Anti-discriminatory practice // British Association of social workers, Arena.2000. P. 47-48.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.