Econimics
УДК 33
DOI 10.21661/r-465749 М.П. Кузнецова
Бедность и неравенство в России
Аннотация
Изменение отношения к бедности и неравенству отражают реальные тенденции развития кризисных явлений в России с начала XXI века и по настоящее время. Необходимо отметить изменение причин их возникновения и изменение отношения к бедности в целом. Случившийся кризис в 14 году привел к резкому увеличению количества бедного населения страны. В данной работе рассматриваются причины возникновения бедности, принципы борьбы с появлением финансового неравенства и методы привлечения к работе трудоспособного населения в России.
I Ключевые слова: неравенство, бедность, социальный уровень, абсолютная бедность, относительная бедность, прожиточный минимум.
M.P. Kuznetsova
Poverty and inequality in Russia
Abstract
Changing attitudes towards poverty and inequality showed the development of the crisis in Russia since the beginning of the 21st century to the present time. It is important to note modification of their causes and changing attitudes to poverty. There is a quickly increase of poor population in the country after the crisis in 2014. This article discusses the causes of poverty, the principles of fighting financial inequality and methods for the involvement of able-bodied population in Russia.
| Keywords: inequality, poverty, social level, absolute poverty, relative poverty, a living wage.
Значимость проблемы неравенства достаточно выросла в период кризисных обострений. Связано это с тем, что количество бедных людей в стране гораздо меньше, чем число «жертв» социального неравенства. Эта проблема затрагивает каждого, что влечет за собой увеличения значимости в обществе.
Как правильно определить уровень бедности? Кто может относиться к этому типу населения? Для определения черты бедности сформулированы два базовых подхода. Один подход подразумевает определение черты абсолютной бедности, другими словами определение оценки стоимости минимальной корзины потребителя. Такой метод применяется при анализе уровня населения в странах, которые находятся в процессе
развития. Для уже развитых стран такой метод менее распространен. Недостатком такого способа определения уровня бедности можно принять произвольность формирования минимальной потребительской корзины. Более объективным решением является полный анализ цен необходимых продуктов питания.
Несмотря на это, сравнение общих показателей абсолютной бедности и некоторой части населения с доходом меньше этих общепринятых стандартов не является корректным при определении минимальной корзины потребителя. Это определяется различием нерыночных благ: коммунальные услуги, здравоохранение и жилье. Помимо этого, использование покупательской способности подразумевает собой отсутствие отличий у структуры потребления бедного населения
Экономика
от структуры потребления общего населения, однако это не соответствует действительности.
Другой подход подразумевает определение уровня бедности населения на основе понятия относительной бедности. Такой подход характерен для стран с высоким уровнем экономического развития. Как правило, необходимо рассчитывать границу относительной бедности путем медианного дохода, который зависит от величины самых высоких и низких доходов. В основном относительная бедность доходит до 60% от медианного дохода.
Два вышеперечисленных подхода можно расценить как объективные. Помимо этого, также существует субъективный метод, определяющий уровень бедности - личная оценка населения своей бедности. В таком случае уровень бедности будет рассчитываться по данным социологических исследований.
Как известно, в РФ идет расчет только прожиточного минимума, как для общего населения страны, так и для особых социальных групп. С начала 21 века расчет прожиточного минимума основывается на итоговой сумме потребительской корзины. Необходимо отметить, что потребительская корзина была дополнена в сравнении с корзиной, составленной еще в 1992 году.
Согласно данной информации, для определения уровня бедности необходимо использование прожиточного минимума и общего стандарта относительной бедности.
Разумно предположить, что оценка бедности не должна полагаться только на уровень доходов, должен учитываться уровень потребления и общее качество жизнедеятельности. В нынешнее время, нельзя допустить переход бедности в хроническую форму населения.
Проблема неравенства в начале 2016-го года в России была особо обострена, так как разрыв между классами стал снова увеличиваться. Это объяснялось тем, что уровень дохода бедного населения снизился, за счет чего произошло размытие среднего класса.
Уровень потребления упал, а количество бедных людей в разы возросло. Это явление также связывали с прогрессирующим неравенством в обществе. Произошло изменение среднего класса: учителей и врачей потеснили чиновники и силовики. По настоящее время, многие до сих пор так и не вошли в группу среднего класса, оставаясь в слоях ниже среднего.
Однако, эти данные можно считать некорректными за счет многочисленных скрытых доходов населения от государства. Такого рода скрытая занятость растет по настоящее время, за счет чего средний класс обретает необходимый доход и стабильность.
Поэтому, в период кризисных явлений было выявлено, что большего всего страдают в этом случае не бедные, а средний класс, пострадавший от инфляции и девальвации рубля. Говоря о бизнесе необходимо отметить, что в настоящее время не так просто начать свое дело и, как итог, получать от него необходимый доход. К более защищенным слоям населения от кри-
зисных явлений можно отнести работников Государственных корпораций, который, в свою очередь, является самым стабильно оплачиваемым органом. Предпринимательство поделилось на две части, первая из которых уже завершила свое существование к концу 15 года. Оставшаяся часть все еще остается в ожидании, надеясь на положительное развитие событий, однако ежегодно заработная плата падает в размере. Не просматривается экономический рост в секторах здравоохранения и социального обслуживания, хотя являются одним из самых больших экономических секторов в стране. Такое явление оказывает серьезное давление на состояние среднего класса, участники которого теперь сильно отличаются друг от друга. В него входят с одной стороны - врачи и учителя за счет уровня образования и общественной активности, с другой - госслужащие и силовики за счет статуса и доходов. Первая группа, в настоящее время, активно сдает позиции по своим доходом, постепенная выбывая из среднего класса. Те, кто получал мало в прошлом году, в этом году будут получать чуть больше и рост заработной платы будет практически не ощутим. Рост зарплат характерен лишь для некоторых секторов, к которым относится рыночный сегмент, ориентированный в основном на экспорт. Зарплаты госслужащих заморожены с 2015 года, предложений по решению этой проблемы в ближайшее время разработано и предложено не было. У этой части населения финансовое положение продолжает ухудшаться, что требует немедленного решения со стороны правительства.
Борьба против бедности и неравенства - это одна из главных задач социальной и экономической политики каждой страны. Не существует унифицированной методики по решению данного вопроса, каждый случай подразумевает индивидуальный подход и новаторский способ решения.
Требуется создать необходимые условия для обеспечения нормальным финансовым достатком всех семей с трудоспособными ее членами и сформировать эффективную систему социальной поддержки таких групп населения, как престарелые, инвалиды и многодетные семьи с учетом гарантий на беспрепятственный доступ к бесплатным ресурсам. Создав благоприятные условия, возникнет возможность самостоятельного выхода из бедности у трудоспособных слоев населения.
Для отображения текущего состояния населения необходимо организовать комплексный подход. Принцип и структура программ по борьбе с бедностью зачастую зависит от выбранной стратегии, имеющая два основных подхода. Первый заключается в борьбе против бедности с учетом прогрессивности производства, труда и предпринимательства. Все доступные инструменты микро и макроэкономической политики должны быть сосредоточены на такой прогресс и развитие труда. Второй альтернативный подход будет заключаться в выделении пособий всем
84 Интерактивная наука | 12 (22) • 2017
Econimics
нуждающимся, не имеющих достаточного количества средств для достижения уровня прожиточного минимума.
Вышеперечисленные методы по борьбе с бедностью направлены на обеспечение экономического роста и на переориентацию приоритетов социальной политики на такой тип населения, который не способен на самостоятельное обеспечение приемлемого
уровня жизни. Главной приоритетной целью становятся изменения на рынке труда: увеличение возможности для получения стабильного дохода для бедного трудоспособного населения. Это позволит сократить объемы, возложенные на программы социальной поддержки, и поспособствует увеличению социальных выплат, что поспособствует расширению финансовой базы для социальных переводов.
Литература
1. Лебедева В.Д. Влияние факторов на экономический рост и развитие государства [Текст] / В.Д. Лебедева // Проблемы и перспективы экономики и управления: Vатериалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь, 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 22-24.
2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mrd.gks.ru (дата обращения: 19.11.2015).
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 01.11.2017).
4. Пиглицева Е.А. Анализ и прогнозирование дифференциации доходов населения Республики Мордовия // Экономика. - 2014. - № 4. - С. 98-110.
5. Фомченков Т. Число бедных в России достигло 23 миллионов человек / Тарас Фомченков // Российская газета. - 2015. - 11 июня. - С. 11.
References
1. Lebedeva, V.D. (2013). Vliianie faktorov na ekonomicheskii rost i razvitie gosudarstva. Problemy i perspektivy ekonomiki i upravleniia, pp. 22-24. SPb. : Renome
2. Ofitsial'nyi sait TerritoriaTnogo organa Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki [Elektronnyi resurs]. Retrieved from http://mrd.gks.ru
3. Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki. Retrieved from http://www.gks.ru/
4. Piglitseva, E.A. (2014). Analiz i prognozirovanie differentsiatsii dokhodov naseleniia Respubliki Mordoviia. Ekonomika, ., pp. 98-110.
5. Fomchenkov, T. (2015). Chislo bednykh v Rossii dostiglo 23 millionov chelovek. Rossiiskaia gazeta, p. 11.