Научная статья на тему 'Базовые принципы управления инновационным развитием вуза'

Базовые принципы управления инновационным развитием вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATION / MANAGEMENT / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Розанова А.А.

В статье анализируется феномен инновации, дается его определение и выделяются ключевые характеристики. Определяются базовые источники инноваций, ключевые системы управления инновационным развитием в высшем учебном заведении и наиболее перспективные направления развития высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC GUIDELINES OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY

In the article is analyzing phenomenon of innovation, given its definition and key characteristics. Determined the basic sources of innovation, the key management system of innovative development in university and most promising directions of development of higher education.

Текст научной работы на тему «Базовые принципы управления инновационным развитием вуза»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 330.101:378.1

А.А. Розанова

магистр менеджмента, ассистент кафедры менеджмента и информационных технологий, ФГБОУВПО «Братский государственный

университет»

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ВУЗА

Аннотация. В статье анализируется феномен инновации, дается его определение и выделяются ключевые характеристики. Определяются базовые источники инноваций, ключевые системы управления инновационным развитием в высшем учебном заведении и наиболее перспективные направления развития высшего образования.

Ключевые слова: инновации, управление, высшее образование.

A.A. Rozanova, Bratsk State University

THE BASIC GUIDELINES OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY

Abstract. In the article is analyzing phenomenon of innovation, given its definition and key characteristics. Determined the basic sources of innovation, the key management system of innovative development in university and most promising directions of development of higher education.

Keywords: innovation, management, higher education.

В современном мире требования к образованию значительно изменяются под влиянием социальных, экономических и политических цивилизационных трансформаций, обусловленных глобализацией. Переход к информационному обществу, колоссальное развитие технологического потенциала человечества и его социального влияния, бурный рост научных знаний о мире, для усвоения всего объема которых стандартные педагогические технологии уже не эффективны - все это заставляет образование переосмысливать традиционную педагогическую парадигму и искать новые, инновационные пути [1].

В России общемировые проблемы инновационности образования приобретают особую остроту в связи с тем, что долгое время российская образовательная среда была замкнутой, оторванной от западной научно-образовательной системы и по многим параметрам значительно отстала от нее. Традиционно высокий (во многом даже передовой) уровень классического образования, характерный для школьной и университетской системы советского и дореволюционного периодов к настоящему времени практически утрачен, в то время как инновационное развитие по целому ряду социальных, экономических и политических причин существенно затруднено [2].

Инновации в образовании необходимы для того, чтобы образовательная система была более эффективной и лучше отвечала потребностям времени. Однако инновационное образование подразумевает не только инновации в образовании, но и «образование инноваций», когда у учащихся целенаправленно формируются навыки инноваци-

48

№ 11 (39) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

онного мышления, инновационного мировоззрения и инновационного творчества. Для нашей страны этот аспект имеет принципиальное значение, поскольку Россия, на современном этапе, значительно отстает от западных стран в политическом и, особенно, экономическом развитии. У России сейчас нет времени проходить все этапы исторического развития, как в свое время их прошла западная цивилизация. Значительно ускорить процессы социально-экономического развития России можно только за счет массового целенаправленного применения инноваций во всех сферах социальной и экономической (а может и политической) жизни. Поэтому России жизненно необходимы как инновационные проекты, в том числе и в образовании, так и сами инноваторы. Университет же является именно тем местом, где инновации рождаются наиболее легко и где они оказывают наиболее полезный эффект.

Вопрос о том, что такое инновация не имеет однозначного решения, поскольку в настоящее время существует слишком много определений этого феномена. Сам термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставки «in», которая указывает на стремление, движение в определенном направлении. Таким образом, прямой перевод означает либо «движение к новому», либо «осуществление, внедрение нового». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях в XIX веке, а современное значение приобрело в работах австрийского экономиста Й. Шумпетера [3].

В настоящее время инновации рассматриваются в различных аспектах: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическими и политическими процессами. Обобщая имеющийся в научной литературе широкий спектр подходов к концептуализации понятия «инновация» можно выделить перечень его ключевых характеристик:

1. Является успешно реализованным (внедренным) новшеством.

2. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.

3. Характеризуется введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

4. Использует частично или полностью оригинальные результаты интеллектуальной деятельности.

5. Обеспечивает производство товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих или превышающих мировой уровень.

6. Обеспечивает высокую экономическую эффективность в производстве продукта или услуги.

7. Обеспечивает превосходство и опережение технологического или интеллектуального уровня конкурентов, т. е. позволяет «обгонять, не догоняя», совершая качественный скачок в развитии.

8. Инновацией является только такое новшество или нововведение, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

№ 11 (39) - 2014

49

Проблемы экономики и менеджмента

9. Инновация всегда является результатом инвестиций с существенным риском.

При концептуализации понятия «инновация» важно отличать его от таких понятий, как «изобретение», «улучшение», «изменение», «креативность» и т.д. Таким образом, мы приходим к выводу, что инновация всегда является результатом сложного комплексного процесса, последовательного проходящего стадии инвестиций, разработки, внедрения, качественного улучшения. На основе обобщения исследованных концепций можно дать следующее определение понятию инновация. Инновация - оригинальная идея или техническое решение, внедренные в практическую деятельность по производству товаров или услуг и способствующие значительному повышению качества продукции или технологии ее производства.

Специфика деятельности высшего учебного заведения определяет следующие возможные источники инноваций:

1. Существующая идея, не нашедшая практического воплощения (отечественная или зарубежная).

2. Существующий практический подход, не имеющий теоретической основы. Создание такой основы наполнит новым смыслом старые методики, сделает их более эффективными и расширит сферу их применения.

3. Существующая практическая методика, не внедрявшаяся ранее в данном высшем учебном заведении.

4. Применение существующей методики к другой сфере.

5. Оригинальная идея или новое, более перспективное обобщение ранее существовавших идей.

6. Практическая реализация инноваций. Может осуществляться либо как деятельность старым способом на новом оборудовании, либо как деятельность новым способом на прежнем оборудовании.

Образовательный процесс в высшем учебном заведении можно структурировать на три базовых составляющих: преподаватель, студент и опосредующая их взаимодействие информационно-технологическая среда. Соответственно инновационное развитие высшего учебного заведения как целостной системы должно подразумевать инновационное развитие каждой из этих составляющих. Преподаватель является источником знания, а его главная функция в высшем учебном заведеним - научноисследовательская деятельность. Как следствие, инновационное развитие данной составляющей подразумевает инновационные научные исследования преподавателей и инновационные методы повышения их квалификации и научного уровня. Студент - это потребитель знания. Самих студентов сделать более «инновационными» невозможно, т. к. их общий интеллектуальный и культурный уровень зависит от среды, в которой они развивались с детства. Поэтому главным источником инноваций в данном случае является инновационный компонент педагогического процесса, который подразумевает, во-первых, применение инновационных педагогических технологий, а во-вторых, применение технологий развития инновационного потенциала студентов.

Информационно-технологическая среда - это материальная составляющая обра-

50

№ 11 (39) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

зовательного процесса в университете. Никакие гениальные преподаватели и студенты не смогут эффективно работать и вести какую-либо инновационную деятельность, если для этого нет необходимых материальных ресурсов, условий, оборудования и т.д. Такая среда состоит, во-первых, из необходимого оборудования для инновационной деятельности преподавателей и студентов, во-вторых, из инновационных технологий, применяемых в научно-исследовательском и педагогическом процессе, и, в-третьих, из «инновационного духа» - общей атмосферы творчества и прогресса. Причем необходимо понимать, что роль корпоративного инновационного духа, который формируется в результате совместной деятельности преподавателей и студентов, является важнейшей составляющей успешной инновационной работы.

Управление инновационным развитием высшего учебного заведения является сложным системным процессом и должно обязательно включать в себя следующие направления:

1. Система генерации инновационных идей и разработок (организационная помощь, поощрения и т.д.).

2. Система внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.

3. Система внедрения инновационных разработок студентов и преподавателей в практику.

4. Система контроля и корректировки инновационного развития.

5. Система планирования и прогнозирования.

6. Система разработки и внедрения инновационных методов управления, для повышения его эффективности.

Инновационное развитие является в настоящее время общим трендом. Применение инноваций активно идет во всех сферах жизни и по всем направлениям. Однако существует несколько наиболее перспективных направлений инновационного развития высшего образования, обусловленных общими тенденциями цивилизационного развития:

1. Глобализация образования в рамках формирующегося общемирового культурного, экономического и политического пространства.

2. Экологизация образования.

3. Информатизация, разработка и внедрение передовых информационнокоммуникационных технологий в образовании.

4. Здоровьесберегающие технологии образования.

5. Междисциплинарные исследования.

6. Связь теоретических и практических исследований и привлечение студентов непосредственно к научной работе.

7. Углубление связи образования с работой в реальной сфере профессиональной деятельности будущего специалиста.

Необходимо осознавать, что перечисленные выше тенденции являются общемировыми. Хотя для России эти тренды не являются определяющими в настоящее время, следует ожидать возрастания их актуальности с каждым годом. Поэтому уже сейчас современное высшее учебное заведение должно работать на опережение и готовить

№ 11 (39) - 2014

51

Проблемы экономики и менеджмента

специалистов не для настоящего момента, а на перспективу, поскольку существующая российская конъюнктура в будущем существенно изменится. В связи с этим вопросы прогнозирования и управления инновационным развитием становятся главными для успешного функционирования любого высшего учебного заведения и инновационного развития.

Список литературы:

1. Бабич И.Н. Инновационное образование в информационном обществе / И.Н. Бабич, Г.Ю. Ризниченко // Информационное общество. 2008. № 5-6. С. 122-127.

2. Красноженова Г.Ф. Высшая школа России: (проблемы сохранения интеллектуального потенциала). М.: Мысль, 1998.

3. Schumpeter J. The Theory of Economic Development. Cambridge: Harvard, 1934.

52

№ 11 (39) - 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.