Базовые понятия, процессы и методы отмывания денег и финансирования терроризма
Ескараев А.О.
Ескараев Арман Оразымбетович / YeskarayevArman Orazymbetovich - кафедра «финансы, налогообложение и
страхование», магистрант Карагандинский экономический университет «<Казпотребсоюза», г.Караганда
Аннотация: актуальность данной темы обусловлена с тем, что возросшая угроза террористических акции и тяжесть их последствий в начале XXI века привели к осознанию необходимости усиления международного сотрудничества в борьбе с данными явлениями путем противодействия финансированию терроризму. Одним из главных способов подрыва возможностей таких организаций, является, прежде всего, предотвращение поступления их денег в глобальную финансовую систему. Однако, борьба с этим явлением становится все более затруднительной, меры, принимаемые в отдельно взятых странах, неэффективны, очевидно, что для решения данной проблемы мировое сообщество должно координировать свои действия и принимать совместные усилия.
Ключевые слова: отмывание денег, легализация, финансирование терроризма, типология. Keywords: money laundering, legalization, financing of terrorism, typology.
Существует несколько различных определений понятия отмывания денег (или легализации доходов от преступной деятельности). Большинство стран используют определение, принятое в Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (1988г.) («Венская конвенция») и в «Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности» (2000г.) («Палермская конвенция»):
- конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате любого правонарушения или правонарушений [связанных с незаконным оборотом наркотиков], или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем чтобы он мог уклониться от ответственности за свои действия;
- сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении (правонарушениях);
- приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении (правонарушениях).
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег FATF (ФАТФ), признанная ведущим разработчиком международных правовых норм по борьбе с отмыванием денег, приводит следующее краткое определение термина «отмывание денег»: «совершение операций с криминальными доходами для утаивания их незаконного происхождения» с целью «легализации» противозаконно полученных доходов от преступления.
Правонарушением, предшествующим отмыванию денег, является уголовная деятельность, в результате которой получают деньги, отмывание которых и составляет преступление, называемое отмыванием денег. По определению Венской конвенции предшествующие правонарушения ограничиваются деятельностью, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Как следствие, преступления, не связанные с оборотом наркотиков, такие как, например, мошенничество, киднэппинг (похищение детей с целью получения выкупа) и кражи не подпадают под приведенное в Венской конвенции определение преступлений, связанных с отмыванием денег. Однако со временем мировое сообщество пришло к выводу о том, что к числу правонарушений, предшествующих отмыванию денег, следует отнести и другие правонарушения, не связанные с незаконным оборотом наркотиков. Поэтому ФАТФ и другие международные организаций расширили определение, приведенное в Венской конвенции, включив и другие серьезные преступления. Например, в Палермской конвенции требуется, чтобы все государства-участники применяли приведенное в Конвенции определение правонарушений, связанных с отмыванием доходов, к «самому широкому кругу предшествующих правонарушений».
В своих сорока рекомендациях по борьбе с отмыванием денег (далее, «Сорок рекомендаций») ФАТФ специально вводит технические и юридические определения отмывания денег, приведенные в Венской конвенции и Палермской конвенции, и перечисляет 20 категорий правонарушений, которые должны рассматриваться в качестве преступлений, предшествующих отмыванию денег.
Организация Объединенных Наций неоднократно принимала меры (в основном выражавшиеся в форме международных договоров) по борьбе с терроризмом и механизмами, используемыми для финансирования терроризма.
Еще до террористического нападения на США, произошедшего 11 сентября 2001 года, ООН приняла «Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма» (1999 г.), предусматривающее в пунктах 1 и 3 следующее:
1.Любое лицо совершает преступление, подпадающее под действие настоящей Конвенции, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет денежные средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично, для совершения:
а. какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере применения одного из договоров, перечисленных в приложении, и содержащемуся в таком договоре определению;
б. любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или нанести ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия.
З.Для того чтобы какое-либо деяние представляло собой преступление, указанное в пункте 1, необязательно, чтобы денежные средства фактически использовались для совершения преступления, упомянутого в подпунктах (а) или (б) пункта 1.
Для некоторых стран определение понятия «терроризм» связано с определенными затруднениями. Далеко не все страны, присоединившиеся к конвенции, соглашаются с конкретным определением деяний, представляющих собой акты терроризма. Понятие терроризма не является универсальным в силу наличия существенных политических, религиозных и национальных факторов, различающихся в разных странах.
Группа ФАТФ, которая также признается ведущим разработчиком международных правовых норм по борьбе с финансированием терроризма, не приводит конкретного определения термина «финансирование терроризма» в своих девяти «Специальных рекомендациях по борьбе с финансированием терроризма», разработанных после событий 11 сентября 2001 года. Однако ФАТФ призывает государства ратифицировать и применять Международную конвенцию ООН 1999 года по борьбе с финансированием терроризма. Таким образом, вышеприведенное определение является именно тем определением, которое принято большинством стран в целях определения понятия «финансирование терроризма».
Для отмывания денег используются, в сущности, те же методы, которые применяются для сокрытия источников и назначения денег, предназначенных для финансирования терроризма. Средства, используемые для поддержки терроризма, могут поступать из легитимных источников и (или) от криминальной деятельности. Тем не менее, утаивание источника финансирования терроризма, независимо от того, является ли он легитимным или криминальным, имеет важное значение. Если источник может быть скрыт, то он остается доступным для финансирования будущих террористических акций. Аналогичным образом, террористам необходимо скрыть назначение этих денежных средств, чтобы такая финансовая активность оставалась незамеченной.
По этим причинам ФАТФ рекомендует, чтобы каждая страна признала преступный характер финансирования терроризма, террористических актов и террористических организаций, а также признала такие деяния исходными правонарушениями, предшествующими правонарушениям, связанным с отмыванием денег. И, наконец, группа ФАТФ указывает, что девять «Специальных рекомендаций» в сочетании с «Сорока рекомендациями» по борьбе с отмыванием денег представляют собой правовую основу для предотвращения, обнаружения и пресечения как отмывания денег, так и финансирования терроризма.
Для принятия мер по борьбе с финансированием терроризма страны также должны расширять свои правовую базу, предназначенную для борьбы с отмыванием денег, распространяя ее действие на некоммерческие организации (в особенности на благотворительные учреждения), чтобы предотвратить возможность прямого или косвенного использования таких организаций для финансирования или поддержки терроризма. В рамках усилий по борьбе с финансированием терроризма также требуется рассмотрение альтернативных механизмов пересылки или перевода денег. В рамках этих усилий также следует планировать меры для предотвращения использования подобных систем в целях отмывания денег и финансирования терроризма.
Как отмечалось выше, основное различие между отмыванием денег и финансированием терроризма заключается в том, что в последнем случае источники средств могут быть как легитимными, так и криминальными. К числу таких легитимных источников могут относиться пожертвования, денежные или имущественные дары, предоставляемые таким организациям, как фонды или благотворительные учреждения, которые в свою очередь используются для поддержки террористических актов или террористических организаций. В результате этого различия для борьбы с финансированием терроризма требуются специальные правовые нормы. Однако в том случае, если средства для финансирования терроризма поступают из незаконных источников, борьба с подобными правонарушениями может уже предусматриваться имеющейся в стране правовой базой для борьбы с отмыванием денег, в зависимости от того, какие правонарушения, предшествующие отмыванию денег, предусмотрены такой правовой базой.
Впервые вопрос об отмывании денег возник из-за его первоначальной связи с незаконным оборотом наркотических средств. Цель торговцев наркотиками заключалась в превращении денежных купюр (как правило, мелкого достоинства) в легитимные банковские счета, ценные бумаги или иные активы. В настоящее время «грязные» доходы поступают от самых разнообразных видов криминальной деятельности, включая политическую коррупцию, незаконную продажу оружия, незаконную торговлю людьми и их эксплуатацию. Независимо от вида преступной деятельности, отмыватели денег в процессе превращения своих незаконных доходов в якобы легитимные деньги или товары обычно используют этапы размещения, дробления и интеграции.
Первый этап этого процесса включает размещение незаконно полученных средств в финансовой системе, обычно через какое-либо финансовое учреждение. Это может быть достигнуто, например, путем депонирования денежной наличности на банковский счет. Крупные суммы денег разбиваются на небольшие, менее подозрительные суммы и постепенно депонируются в различных отделениях одного финансового учреждения или в нескольких финансовых учреждениях. На этом этапе также может производиться обмен валют, а также замена купюр мелкого достоинства купюрами большого достоинства. Кроме того, грязные деньги могут быть обращены в кредитно -денежные документы,
такие как платежные поручения или чеки, и смешаны с легитимными средствами, чтобы предотвратить возникновение подозрений.
Размещение также может осуществляться посредством использования наличности для приобретения ценных бумаг или страховых контрактов.
Второй этап отмывки денег начинается после поступления грязных денег в финансовую систему и заключается в конвертировании денежных средств, ценных бумаг или страховых контрактов, либо в их перемещении в другие учреждения, чтобы еще более отдалить их от криминального источника. Такие средства затем могут использоваться для приобретения других ценных бумаг, страховых контрактов или других свободно обращающихся инвестиционных документов, которые затем будут продаваться через опять-таки другое финансовое учреждение. Эти средства также могут пересылаться в виде оборотных кредитно-денежных документов любого типа, например, в виде чеков, платежных поручений или облигаций на предъявителя, либо путем электронного денежного перевода на другие счета в различных странах. Отмыватель денег также может замаскировать такой денежный перевод под оплату товаров или услуг, либо произвести перевод на счет подставной корпорации.
Третий этап связан с интеграцией этих денежных средств в легитимную экономику. Это производится путем приобретения активов, таких как недвижимость, ценные бумаги, иные финансовые активы или предметы роскоши.
Эти же три этапа также просматриваются в схемах финансирования терроризма, с тем исключением, что интеграция по третьему этапу представляет собой раздачу средств террористам и поддерживающим их организациям, тогда как при отмывании денег, как это описывалось выше, процесс идет в противоположном направлении, т. е. в направлении интеграции криминальных средств в легитимную экономику.
Процессы отмывания денег и финансирования терроризма могут происходить и происходят в любой стране мира, в особенности, в тех странах, где существуют сложные финансовые системы. Вероятными объектами для такой деятельности могут также являться страны со слабой, неэффективной или коррумпированной правовой инфраструктурой для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Ни одна страна не является исключением.
Благодаря возможности злоупотребления сложными международными финансовыми операциями с целью проведения процессов отмывания денег и финансирования терроризма, различные этапы этих процессов осуществляются в ряде разных стран. Например, этапы размещения, разбивки и интеграции могут проводиться в трех разных странах, причем один из этих этапов или все этапы также могут быть удалены от места преступления.
Отмывание денег может производиться самыми различными способами, начиная с депонирования небольших денежных сумм на неприметные банковские счета (с целью последующего перевода) и кончая покупкой и перепродажей предметов роскоши, таких как автомобили, антиквариат и ювелирные изделия. Незаконные доходы также могут переводиться путем организации серии сложных международных финансовых операций. Отмыватели денег проявляют большую изобретательность, если надзорные органы раскрывают один из применяемых ими способов, преступники вскоре находят другой способ.
Такие изощренные методы могут предусматривать:
- участие финансовых организаций разных типов, проведение многочисленных финансовых операций;
- использование посредников - финансовых консультантов, бухгалтеров, подставные корпорации и другие сервисные
организации;
- переводы денег через разные страны, из разных стран и в разные страны;
- использование разнообразных кредитно-денежных документов и других видов ценных активов.
Различные методы отмывания денег или финансирования терроризма обычно называют методами или стереотипами («типологиями»). Термины «методы» и «стереотипы» (типологии) могут употребляться как взаимозаменяемыми и не отличаются друг от друга. В любое данное время не имеется никакой возможности точно описать всю совокупность различных методов, используемых преступниками для отмывания денег или финансирования терроризма. Кроме того, их методы могут быть различными в разных странах, учитывая ряд характеристик или факторов, специфичных для каждой страны, включая состояние ее экономики, степень развитости финансовых рынков, режим борьбы с отмыванием денег, правоохранительные меры и международное сотрудничество. Более того, эти методы постоянно изменяются.
Тем не менее, различные международные организации подготовили превосходные справочные пособия по методам и стереотипам отмывания денег. Группа ФАТФ публикует справочные материалы по таким методам в своих годовых отчетах и в годовом докладе о типичных методах отмывания денег. Различные региональные органы, подобные ФАТФ, также предоставляют информацию о различных методах, наблюдаемых в их регионах. За получением новейшей информации по методам и стереотипам отмывания денег следует обращаться на веб-сайты этих организаций. Кроме того, Группа «Эгмонт» подготовила сборник с адаптированным описанием ста операций по борьбе с отмыванием денег, проводившихся подразделениями финансовой разведки, входящими в эту группу.
Хотя процессы отмывания денег и финансирования терроризма могут происходить в любой стране, они оказывают особенно значительное влияние на социально-экономическое положение развивающихся стран, поскольку эти рынки, как правило, являются небольшими и поэтому более чувствительными к последствиям криминального или террористического влияния.
Процессы отмывания денег и финансирования терроризма также в значительной степени влияют на социально -экономические условия в странах с уязвимыми финансовыми системами, поскольку они также весьма чувствительны к последствиям такого влияния. В конечном счете, экономика, общество и национальная безопасность стран, используемых в качестве платформ для отмывания денег или финансирования терроризма, находятся под угрозой. Однако масштабы этих отрицательных последствий с трудом поддаются определению, поскольку точная
количественная оценка этих последствий не может быть определена как в целом для международного сообщества, так и конкретно в отношении отдельных стран.
С другой стороны, эффективная правовая база для борьбы с отмыванием денег и с финансированием терроризма дает стране значительные преимущества как во внутреннем, так и в международном аспекте. К числу этих преимуществ относятся снижение уровня преступности и коррупции, повышение стабильности финансовых учреждений и рынков, положительный эффект для экономического развития и повышение репутации страны в мировом сообществе, усовершенствованные методы управления риском для финансовых учреждений страны и повышение надежности рынка.
Литература
1. Закон Республики Казахстан от 29 июня 1998 года № 246 «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (1988 г.) («Венская конвенция»);
2. Закон Республики Казахстан от 4 июня 2008 года № 40-IV «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности» (2000 г.) («Палермская конвенция»);
3. Закон Республики Казахстан от 4 мая 2008 года № 31-IV «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».
4. Закон Республики Казахстан от 18 апреля 2002 года № 316 «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».
5. Всемирный банк [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldbank.org/eca/russian/. (Дата обращения: 5.06.2014).
6. Управление ООН по наркотикам и преступности [Электронный ресурс]. URL: http://pfcmc.com/ru/ecosoc/unodc. (Дата обращения: 5.06.2014).
7. Международный валютный фонд [Электронный ресурс]. URL: http://www.imf.org/extemal/russian/index.htm. (Дата обращения: 5.06.2014).
8. FATF [Электронный ресурс]. URL: http://www.fatf-gafi.org. (Дата обращения: 5.06.2014).
9. Egmont [Электронный ресурс]. URL: http://www.egmontgroup.org. (Дата обращения: 5.06.2014).