Научная статья на тему 'Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования'

Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1024
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАТУС АРХИТЕКТУРЫ / STATUS OF ARCHITECTURE / СТАТУС АРХИТЕКТОРА / ARCHITECT STATUS / СТАТУС АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE STATUS OF ARCHITECTURAL EDUCATION / ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ СРЕДЫ / THE PROCESS OF TRANSFORMATION OF THE ARTIFICIAL ENVIRONMENT / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / SELF-DIRECTED LEARNING PROCESS / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / SUBJECTS OF EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АКАДЕМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / PROFESSIONAL ACADEMIC COMMUNITY / АРХИТЕКТУРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ARCHITECTURAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Метленков Николай Федорович

Сегодня самым актуальным направлением в развитии архитектурной профессии и архитектурного образования в России в инновационном векторе является пересмотр их сложившегося статуса. Архитектуре в законодательном порядке должна быть возвращена ее историческая «генеративная» роль главного вида деятельности по преобразованию искусственной среды, архитектору роль главного руководителя этого процесса, а учебный процесс в вузах должен организовываться как саморегулируемый его основными субъектами «студентами» и «профессионально-академическим сообществом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASELINE WAYMARKS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ARCHITECTURE AND ARCHITECTURAL EDUCATION

Today, the most pressing direction in the development of the profession of architecture and architectural education in Russia in the innovation vector is revision of their existing status. Architecture must be legislatively returned to its historic «generative» role the main activity on transformation of the artificial environment, and the architect the main role of the head of this process, and the learning process in higher education should be organized as a self-regulating its main subjects «students» and «professionally-academic community».

Текст научной работы на тему «Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования»

ОСНОВНАЯ ТЕМА

УДК 72.01+378.1

Н.Ф. Метленков

Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования

Сегодня самым актуальным направлением в развитии архитектурной профессии и архитектурного образования в России в инновационном векторе является пересмотр их сложившегося статуса. Архитектуре в законодательном порядке должна быть возвращена ее историческая «генеративная» роль — главного вида деятельности по преобразованию искусственной среды, архитектору — роль главного руководителя этого процесса, а учебный процесс в вузах должен организовываться как саморегулируемый его основными субъектами — «студентами» и «профессионально-академическим сообществом».

Ключевые слова: статус архитектуры, статус архитектора, статус архитектурного образования, процесс преобразования искусственной среды, саморегулируемый учебный процесс, субъекты образования, профессионально-академическое сообщество, архитектурное законодательство.

Складывающаяся в последние годы в науке синергетическая картина мира начинает менять, и порою радикально, наши представления о разного рода цивилизационных процессах, в том числе и об образовании. В частности, на смену представлению об образовании как о чрезвычайно консервативном и медленно эволюционирующем явлении, столетиями эксплуатирующем одни и те же сложившиеся модели, методические средства, менеджерские структуры, приходят качественно иные представления.

Образование сегодня — это самая динамичная сфера, порою опережающая в своем развитии профессиональные сферы и тем самым задающая им импульс на саморазвитие и иную содержательную устремленность. В связи с этим современная сфера образования не столько «эволюционирует», сколько «революционирует», причем «циклически» [2].

Сегодня, на рубеже второго и третьего тысячелетий и цивилизация в целом, и образование в час© Метленков Н.Ф., 2014

108

Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования

тности в очередной раз качественно меняют свои формы и содержание, переходя из одного цикла — «индустриального общества», в другой — «постиндустриального общества». Образование постиндустриального общества начинает складываться прежде всего как личностное и креативное. Только через призму такого синергетически-цивилизационного видения современных социальных процессов можно позитивно оценить и происходящие изменения в сфере образования.

Прежде всего, становится очевидным, что сегодня продолжать реализовывать образовательную деятельность в прежнем формате — в формате «индустриального общества» — невозможно. Любые же попытки его усовершенствовать будут преимущественно попытками техническими, которые могут привести к изменениям, но только к количественным, а не к качественным. Такие изменения будут вести к еще большему укреплению сложившихся форм и содержания отечественного образования, а это значит — к его стагнации к отставанию от других стран. А социальное содержание ситуации «постиндустриального общества» настолько принципиально иное, что требует от образования именно качественных изменений, даже прорывов и прежде всего в социальном направлении: создание образования не столько «профессионального» (отраслевого), сколько общечеловеческого, «гражданского» (личностно ориентированного, креативного, всеобще доступного).

Конечно, в каждой области знания (научной, технической, художественной, гуманитарной и т.д.) есть свои специфические первостепенные шаги на этом пути. В настоящей статье представлено авторское видение таких первостепенных шагов в области архитектурного образования, которые с необходимостью затрагивают и соответствующие преобразования во всей в архитектуре.

Внутренняя необходимость такого рода качественных преобразований в области архитектуры и архитектурного образования сегодня очевидна. Но необходимость эта обусловливается еще и внешними обстоятельствами, и главным образом экономическими, вытекающими из такого шага страны, как вступление в ВТО. В связи с этим России так или иначе придется и культурно, и экономически более основательно интегрироваться в мировое сообщество, что обязательно повлечет за собой ужесточение конкуренции и, как следствие, сделает более заметным ряд несоответствий в базовых параметрах отечественных и зарубежных профессиональных норм. Причем такие несоответствия будут работать не на нас, а против нас, поскольку поставят нашу сложившуюся архитектурную практику в неконкурентные условия. А самым главным несоответствием, которое отличает российскую архитектурную практику от архитектурной практики стран — лидеров ВТО, является несопоставимый и даже более того — прямо противоположный западным странам «статус» архитектуры, архитектора и архитектурного образования в обществе.

109

Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования

Архитектура и профессия «архитектор»: современный статус и перспективы. Стремительные инновационные преобразования в современной архитектуре, породившие такие новые стили как «посмодерн», «хайтек», «деконструктивизм», которыми мы восхищаемся и которые являются визитными карточками нашего динамичного времени, осуществляются, к сожалению, не российскими архитекторами. Современные российские зодчие отсутствуют в списке лауреатов Прицкеровской премии (аналог Нобелевской премии в архитектуре). Авангард, явившийся последним ярким всплеском новаций в русской архитектуре, закончил свое существование в первой трети ХХ века. И на сегодняшний день мы можем лишь с сожалением констатировать тот факт, что отечественная архитектура — вторична по своей сути.

И это утверждение небезосновательно. Можно обозначить две взаимосвязанные причины этого.

Первой причиной попадания отечественной архитектуры в арьергард мировых достижений стали принципы управления архитектурной деятельностью в нашей стране как вторичной сферой по отношению, например, к строительству. Сегодня эти принципы уже не актуальны, так как они сложились в период «индустриального общества» — в советское время, и были, скорее, результатом конъюнктурной политической борьбы представителей родственных сфер — архитектуры и строительства, чем обоснованным требованием времени.

Второй причиной арьергардности отечественной архитектуры стали традиции архитектурного образования, в которых по-прежнему продолжает реализовываться в основном госзаказ на образованность, что, по сути, тоже продолжает воспроизводить сложившийся в стране еще в советское время формат управления архитектурной деятельностью как вторичной.

Очевидно, что эти причины ставят нашу архитектурную практику и образовательную сферу за черту конкурентоспособности в пространстве стран — лидеров ВТО.

Статус архитектуры в странах — лидерах ВТО — это одна из важнейших сфер национального хозяйства, ориентированная на создание среды с такими тремя базовыми параметрами, как «здоровая», «безопасная» и «социально благополучная» среда жизнедеятельности человека и общества в целом.

Это обусловливает статус архитектора как руководителя, возглавляющего многоуровневый творческий процесс: от формирования концептуального решения и победы в конкурсе на застройку, до разработки детального проекта и его осуществления. Архитектор в странах — лидерах ВТО — это главное юридически ответственное лицо и за проект, и за его реализацию, включая все аспекты (и социальные, и экономические, и художественные, и технические и другие), и за эксплуатационные последствия реализованного проекта, причем в течение ряда лет (а в некоторых странах — пожизненно).

110

Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования

Что касается статуса архитектуры и архитектора в нашей стране, то он прямо противоположный. История его начинается в 50-х годах XX века. В принципе, до 1955 года и архитектура, и архитектор пребывали в более-менее адекватных с западными странами условиях. Началом регрессивной тенденции стало правительственное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (в народе более известного как «постановление Хрущева» «Об излишествах в архитектуре») [3]. Архитекторы стали активно вытесняться из области своей профессиональной компетенции специалистами иных профессий, главным образом, «смежниками», особенно строителями. Именно с этого момента — с момента утери архитектором статуса руководителя процесса преобразования среды жизнедеятельности человека, ответственного за полный цикл создания среды, он стал всего лишь «винтиком» в этом процессе, то есть стал играть роль лишь одного из исполнителей, а именно роль «проектировщика», ответственного только за проектное решение. А архитектура, зона ответственности архитектора, на основании этого стала чаще всего пониматься лишь как «фасадная оболочка» объектов строительства, роль которой несущественна (ни материально-конструктивная, ни художественная, ни социальная). Именно поэтому, вся отечественная архитектура вскоре оказалась вторичной. И этот сформировавшийся за десятилетия статус архитектуры и архитектора присущ отечественной архитектурной практике вплоть до настоящего времени. Роль архитектора как руководителя процесса преобразования среды не прослеживается нигде: ни в законодательной базе, ни в проектной документации, ни даже в информационных материалах (на стендах строительных площадок, рекламных буклетах и др.).

Таким образом, необходимость вывода отечественной архитектурной практики в конкурентные условия очевидна [1]. Однако соответствующие условия для этого не создаются, поскольку затрагивают статус-кво не только архитекторов, но и строителей. Но иного пути нет. Нужно принимать непопулярные для строителей меры, ориентированные в первую очередь на восстановление в стране утерянного статуса и профессии архитектора, и архитектуры в целом, обеспеченные решениями на правительственном уровне. Таких решений может потребоваться несколько.

Во-первых, необходимо пересмотреть российское архитектурное законодательство. В частности, откорректировать Закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», принятый еще 1995 году, последние поправки в который были сделаны в 2008 году [4]. В откорректированный закон, а так же и в классификатор ОКВЭД целесообразно добавить в качестве самостоятельного раздела отрасль «Архитектура» как одну из базовых отраслей народного хозяйства страны, а также как основополагающий вид «приоритетно-экономической» творческой деятельности, обеспечивающей социально-экономический и социокультурный эффект. Архитектор здесь должен быть определен как руководитель архитектурного процес-

111

Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования

са преобразования среды жизнедеятельности, главное юридически ответственное лицо за его результаты и последствия.

Во-вторых, для изменения статуса отрасли «архитектура», в сравнении с другими отраслями приоритетно-экономической деятельности, рекомендуется ввести новую управленческую структуру — министерство архитектуры.

В-третьих, архитектура должна быть выделена в классификаторе Министерства образования и науки РФ в отдельную самостоятельную область знания — «архитектура». К направлениям, которые могут входить в область знания «архитектура», следует отнести собственно архитектуру, реконструкцию и реставрацию архитектурного наследия, дизайн архитектурной среды, градостроительство, ландшафтную архитектуру, культовое зодчество, архитектурную педагогику, архитектурный менеджмент, охрану архитектурного наследия и др.

Высшая архитектурная школа сегодня: поиски нового статуса. Аналогично архитектурной практике, современный статус высшей архитектурной школы в нашей стране сформировался также в период «индустриального общества» — в советское время и выражал и до сих пор выражает идеалы того времени. Один из них: «Образование должно быть только государственным и осуществляться по госзаказу». Этот манифест советского времени, по сути, регламентировал вакантные должности в стране: сколько и каких специалистов должно быть в стране, в какие регионы страны должны распределяться выпускники и т.д.

Сегодня внешние условия образовательного процесса коренным образом изменились. Страна стала капиталистической, а образование в передовых капиталистических странах мира давно утратило статус «государственного». Вслед за внедрением новых стандартов, основанных на болонских принципах, у нас хотя и достаточно вяло, но начинают происходить сдвиги от сугубо государственной ориентации образования к общественно-государственной, а по сути, в сторону «либерального» образования. Таким образом, мы постепенно уходим от подготовки специалистов исключительно для государственных рабочих мест к подготовке не столько специалистов для отраслей экономики, сколько «граждан» для жизни. Критерий качества подготовки таких специалистов совсем иной: это уже не столько знания, умения, навыки, необходимые для конкретной практики, сколько потенциал творческого самоопределения выпускников в жизни, в том числе и в профессии. Происходящие изменения неизбежно влекут за собой смену статуса образования в целом и основных его составляющих: административных структур, профессионально-академического сообщества, включая творческие союзы, объединение вузов, архитектурные школы и студентов.

Главной характеристикой сферы архитектурного образования или ее составляющих должна стать их относительная самостоятельность как «са-

112

Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования

моразвивающихся» единиц. Без этого условия образование нельзя рассматривать как современное.

В пространстве стран — лидеров ВТО во взаимоотношениях административных структур и профессионально-академического сообщества сложилась определенная модель: в целях обеспечения максимально креативных условий в сфере образования определены две основные зоны ответственности: экономика и содержание. Эти составляющие находятся не в одних руках (в руках государственных структур), как это было в период индустриального общества, а соответственно разделены между государством и профессионально-академическим сообществом.

В такой модели государство выступает в качестве одного из возможных инвесторов (наряду с негосударственными и частными инвесторами): оно фиксирует, а не регламентирует набор студентов в вузы (так как, в соответствии с конституционной нормой, «каждый гражданин имеет право на образование») и, исходя из этого, финансирует образовательную деятельность этих студентов.

Профессионально-академическое сообщество, в свою очередь, планирует, разрабатывает и осуществляет образовательную деятельность. В частности, творческие союзы и объединения вузов формулируют актуальные компетенции, а архитектурные школы разрабатывают методологию, планируют и организовывают учебный процесс, обеспечивающий освоение студентами этих компетенций.

При таком разделении двух основных функций сферы образования (экономика и содержание) между государством и профессионально-академическим сообществом, архитектурные школы представляются как относительно самостоятельные саморазвивающиеся креативные образовательные единицы, с полномочиями на инициативное оперативное индивидуальное наполнение содержанием и формами реализуемых учебных процессов. Именно это условие позволяет гибко реагировать на современную бурную динамику жизни и на требования времени, а сама сфера архитектурного образования в этом случае становится самоорганизующейся системой, которая может быть представлена как творческий саморазвивающийся процесс. Это позволяет максимально эффективно выполнять главную роль образования — роль воспитателя инновационно ориентированных творческих личностей.

В нашей стране сфера образования, в том числе и архитектурного, пока продолжает находиться под тотальным государственным патронажем: начиная с контроля набора студентов и финансирования и заканчивая контролем образовательного процесса в виде сформулированных в образовательных стандартах требований не только к результатам образования, но и к его содержанию, формам, технологиям. А это означает, что в сфере образования функционирует только один унифицированный недифференцированный подход, вследствие которого высшее творческое образование

113

Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования

методологически ничем не отличается от школьного, особенно по степени его заорганизованности и гиперконтроля со стороны государства. В таком образовательном процессе и у профессионально-академического сообщества и особенно у архитектурных школ отсутствует зона собственной ответственности. Они являются лишь исполнителями, безусловно реализующими государственные установки. В противном случае «вузу-нарушителю» грозит отзыв лицензии или свидетельства об аккредитации.

Очевидно, что при таком подходе учебный процесс, особенно в архитектурных школах, невозможно выстраивать как творческий, саморазвивающийся процесс: гибкий, реагирующий на требования времени, общества, страны, региона. Год от года в архитектурном образовании мы наблюдаем процесс свертывания его творческой компоненты. Это означает, что учебный процесс все труднее выстраивать в соответствии с моделью самоорганизации. Многолетнее выстраивание профессионально-академическим сообществом единого образовательного пространства в стране как творческого при государственной монополии на образование обречено на слабый эффект. По этой причине национальное архитектурное образование и предстает неконкурентоспособным в сравнении со странами — лидерами ВТО.

Однако пути выхода из этой ситуации есть — и в первую очередь это ряд организационных шагов, которые необходимо предпринять, для того чтобы высшее архитектурное образование стало креативным, саморазвивающимся, а следовательно, первичным: нужно, чтобы не государство, а профессионально-академическое сообщество, и прежде всего творческие союзы, объединение вузов, и сами архитектурные школы, как относительно самостоятельные в саморазвитии, консолидированно определяли все основные содержательные параметры учебной деятельности. Среди таких параметров — кадровая «мощность» школы, содержание образовательных программ, формы учебного процесса. Являясь своего рода специфическим инкубатором творческих личностей, архитектурная школа нуждается именно в статусе самостоятельной саморазвивающейся единицы творческой архитектурной практики.

Как известно, период становления архитектурной школы как результативного социально-воспитательного творческого явления довольно велик: в среднем — от 20 до 50 лет. В результате такой довольно медленной самоидентификации формируется та самая специфика, благодаря которой сегодня и в мире, да и в России, нет двух одинаковых архитектурных школ ни по творческой направленности учебного процесса, ни по креативному потенциалу. Из практики развития архитектурных школ становится очевидной главная закономерность — взаимосвязь уровня самостоятельности архитектурных школ и их образовательных результатов — прямая: чем самостоятельнее школа, тем креативнее ее выпускники. Таким образом, можно говорить о необходимости бережного обращения с творческими

114

Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования

коллективами архитектурных школ, что будет способствовать их достижениям в сфере отечественного и мирового архитектурного образования и сделает их культурной ценностью цивилизации.

К сожалению, отечественный опыт реформирования образования эту закономерность сегодня фактически не учитывает. В результате архитектурные школы (чаще всего небольшие по численности студентов), которые в силу своей художественно-творческой специфики несут неизменно индивидуальный подход к обучающимся, стали насильственными методами присоединяться к крупным строительным или техническим университетам, а их филиалы — вообще закрываться. Однако в этом случае мы забываем об одной из основных специфических черт архитектурного образования, о которых уже не раз упоминалось в настоящей статье, — воспитание творческих личностей происходит только при индивидуальном подходе, что наиболее эффективно получается именно в малых творческих коллективах (школах). Большие университеты редко могут создать камерные условия, необходимые для воспитания творческих личностей. Это обусловлено их иной миссией, а именно — образовательной: передача студентам информации (знаний и умений), в противовес воспитательной миссии архитектурных школ (буквально — «выращивание» творческих личностей). «Силовой» подход к реформированию отечественного образования в целом и архитектурного в частности уже зарекомендовал себя как неэффективный, поскольку он в целом ведет к выравниванию индивидуальных особенностей творческих школ и, тем самым, к снижению уровня их креативной составляющей. Кроме того, подобный опыт есть, по существу, принудительное переориентирование архитектурного образования с традиционной модели воспитания (творческих личностей) на несвойственную ему модель просвещения — насыщения учащихся информацией.

Именно по этим причинам отечественное архитектурное образование, а следовательно, в определенной мере от него зависящее и реальное творчество не выступают в последние годы желаемой дверью в новации, а предстают даже нередко своего рода тормозом на пути к ним в связи с государственной сверхзаорганизованностью. Более того, это может привести к отставанию от мирового образовательного процесса по критерию динамической адекватности требованиям времени. Тем самым архитектурное образование в России попадет в арьергард мирового, если будет и дальше недооцениваться роль такого его узлового субъекта, как профессионально-академическое сообщество (в лице творческих союзов, объединения вузов и архитектурных школ). Подобного рода недооценка может обойтись стране очень дорого, например, ценою выпадения страны из конкурентной гонки за творческое лидерство в области создания искусственной среды жизнедеятельности человека.

Страны — лидеры ВТО, напротив, все увеличивают свой социальноэкономический ресурс, главным образом за счет повышения доли именно

115

Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования

креативных подходов в различных сферах деятельности: в производстве, сервисе, культуре и, конечно же, в образовании. Все это свидетельствует о том, что творчество сегодня стремительно растет в цене. По сути, мы уже вступили в креативную цивилизацию и будущее ее — глобальная креативность. У нас иная ситуация в сравнении с этими общемировыми процессами. В российских вузах не имеется необходимой готовности формировать креативные личности, упор делается на подготовку качественных исполнителей.

Итак, назрела острая необходимость вновь актуализировать статус отечественного архитектурного образования как творческого. Наиболее эффективным путем к созданию условий для организации учебного процесса как креативного в архитектурных вузах сегодня можно обозначить перевод его из статуса полностью подконтрольного государству в самодостаточный саморегулируемый процесс, который содержательно и формально должен коррелироваться только с профессионально-академическим сообществом. Реализация этого подхода позволила бы нашей стране решить проблему высшего архитектурного образования, передав профессионально-академическому сообществу права по отслеживанию необходимости внесения различных изменений и разработке корректирующих средств в соответствии с динамично меняющимися требованиями времени.

Пространство довузовского архитектурного образования: кардинальная смена статуса. Вузовское и довузовское (в том числе среднее) образование в истории архитектурного образования всегда были взаимосвязаны, как звенья одной непрерывной цепочки подготовки творческой личности. Однако в последнее время статус довузовского архитектурного образования, в частности, детских архитектурных и других творческих школ, лицеев, колледжей как субъектов национального непрерывного общекультур-но-профессионального образования, год от года стал падать. Сложившаяся веками связь разных образовательных уровней стала разрываться.

В качестве устойчивого лидера в этом далеко не позитивном процессе стала общеобразовательная школа: в ней наблюдается сегодня наибольшее отстранение от внедрения творческих подходов. В программах общеобразовательных школ творческие предметы вынесены за границы базового образования — в цикл дополнительных предметов. Внешкольные детские творческие студии, которые традиционно играли роль центров довузовского творческого воспитания детей, сегодня также потеряли поддержку государства. Исходя из этого, а также с позиции становления креативной цивилизации, можно констатировать, что сегодня школьное образование, как никогда раньше, нуждается в существенной корректировке в сторону наращивания творческого потенциала и самостоятельности учащихся не только как социально ориентированных личностей, но и как творческих индивидуальностей. Креативная педагогика должна более активно войти в школьное образование и стать ведущим его критерием.

116

Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования

В настоящее время очевидно, что те страны, которые быстрее переведут свое национальное образование (и вузовское, и довузовское) на креативные основы, следуя обозначенной цивилизационной тенденции на креативизацию, станут безоговорочными лидерами и в экономике, и в культуре.

Среди мер на пути креативизации школьного образования можно обозначить следующие.

Во-первых, необходимо введение в стандарт школьного образования обязательного творческого цикла дисциплин, ориентирующего детей на знакомство с методами основных видов искусства. Среди них лидирующую роль должна занять архитектура как «мать всех искусств» — синтетический вид творчества, вбирающий в себя средства многих видов творческой деятельности. Архитектура, являясь по сути своей междисциплинарной сферой, позволит учащимся в наиболее доступной форме — пространственного моделирования — схватывать основы творческого подхода и транслировать его в любые другие сферы, понимать основы науки, техники, искусства.

Во-вторых, следует объединить образовательные стандарты высшего и среднего специального образования и ввести в архитектурные вузы предварительный, общекультурно-профессиональный «нулевой» уровень базового творческого образования — «Бакалавриат искусств» вместо вчерашних техникумов или сегодняшних колледжей, брошенных на ведомственное выживание, что позволит выстроить более эффективную модель непрерывного архитектурного образования в целом.

В результате реализации предложенных мер по повышению статуса основных структурных единиц архитектурного процесса в стране, можно будет говорить о новом импульсе отечественного архитектурного творчества и о выводе России в страны — лидеры архитектурных новаций. Но для этого, чтобы не упустить шанс именно сегодня — во время активного реформирования всех сфер деятельности, и Правительство Российской Федерации, и профессионально-академическое сообщество должны подготовить первичные условия, необходимые для вывода архитектуры страны (наряду с другими имиджевыми сферами деятельности) на лидерские позиции, откорректировав, прежде всего, архитектурную законодательную базу в направлении смены статуса и архитектуры как главного вида творческой деятельности, и архитектора как единственного руководителя этого процесса.

В этой связи архитектурное образование должно позиционироваться как одна из важнейших сфер культивирования креативной экономики государства и креативной культуры общества, посредством подготовки архитекторов как главных руководителей процесса творческого преобразования искусственной материально-пространственной среды жизнедеятельности общества и человека, среды, удовлетворяющей трем главным требованиям: быть здоровой, безопасной и социально благополучной.

117

Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования

Архитектурно-художественные школы (вузы, факультеты) следует рассматривать как уникальные центры творческого воспитания, инновационных научно-творческих изысканий и развития культуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности архитектурно-художественного отечественного образования и развития культурно-образовательной среды регионов.

Архитектурное образование, в силу своей природы и базовых средств, всегда имеет и должно иметь и региональные, и общенациональные, и интернациональные особенности. Вытекающее из них разнообразие образовательных траекторий в стране — это однозначно продуктивно и является главным условием для саморазвития не только образования, но и в целом общества. В Хартии Международного союза архитекторов, касающейся архитектурного образования XXI века, — базовом концептуальном документе, на котором основываются концепции образовательных процессов мировых архитектурных школ, подчеркнута эта же мысль: «Разнообразие образовательных систем является ценностью цивилизации». Особенную актуальность этот тезис приобретает для России, где еще наблюдается недостаточная численность не только архитекторов, но и архитектурных вузов по сравнению со странами — лидерами ВТО [1].

Таким образом, сегодня самым актуальным направлением в развитии архитектурной профессии, архитектурного образования и отечественной архитектуры в целом является качественная смена их статуса. По существу, можно сказать, что это будет не столько нововведение, сколько восстановление забытого, веками складывавшегося генеративного статуса архитектора в стране.

Необходимо вернуть архитектуре ее историческую роль среди всех профессий, участвующих в процессе создания искусственной среды, — генеральную роль, роль альма-матер, роль самостоятельной и относительно независимой в своем саморазвитии сферы творчества, главного вида деятельности по преобразованию искусственной среды, а архитектору — роль главного руководителя этого процесса.

Учебный процесс в архитектурных вузах должен стать саморегулируемым главными его субъектами — студентами, с одной стороны, и профессионально-академическим сообществом (в лице творческих союзов, объединения вузов и архитектурных школ) — с другой.

Главным путем решения всех этих актуальных задач может быть только один — корректировка архитектурного законодательства. Сегодня оно недопустимым образом отстает от нужд и современной архитектурной практики, и сферы образования. Поэтому его совершенствование следует рассматривать главной точкой бифуркации в развитии отечественной архитектуры и архитектурного образования новой эпохи — тем первоочередным и основополагающим развивающим шагом, который должен открыть путь к будущей конкурентоспособной российской архитектурной практике и к инновационному отечественному архитектурному образованию.

118

Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования

Литература

1. Метленков Н.Ф. Два шага к лидерству российской архитектуры // Архитектура и строительство России. 2010. № 12. С. 10—21.

2. Метленков Н.Ф. Парадигмальность в архитектуре // Архитектура и строительство России. 2011. № 3. С. 2—13.

3. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [Электронный ресурс]. URL: http://sovarch.ru/ postanovlenie55.

4. Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117371/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.