Научная статья на тему 'Базовые направления деятельности руководства ЕВВАУ по созданию локально-экзистенциальной с инвариантными характеристиками среды воспитания курсанта ВВС'

Базовые направления деятельности руководства ЕВВАУ по созданию локально-экзистенциальной с инвариантными характеристиками среды воспитания курсанта ВВС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая система / профессиональное образование / среда воспитания / воспитание личности / локально-экзистенциальный подход / инвариантные характеристики / планирование воспитательной работы / pedagogical system / vocational training / the environment of education / education of the person / the local existential approach / invariant characteristics / planning of educational work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев Григорий Борисович

Проведено комплексное исследование внедрения новаторского педагогического подхода: локально-экзистенциальной с инвариантными характеристиками среды воспитания в педагогическую систему военного вуза. Предметом исследования стал руководящий аспект данного процесса. На основе междисциплинарного подхода к исследованию педагогической работы автором определены основные направления деятельности руководящих кадров, выработаны предложения по распределению основных обязанностей должностных лиц, являющихся параллельно личностными руководящими субъектами локально-экзистенциальной воспитательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex research of introduction of the innovative pedagogical approach is carried out: local existential with invariant characteristics of the environment of education in pedagogical system of military HIGH SCHOOL. An object of research became supervising aspect of the given process. On the basis of the interdisciplinary approach to research of pedagogical work, the author determines the basic directions of activity of the managerial personnel, offers on distribution of the basic duties of the officials being in parallel personal supervising subjects of local existential educational system are produced.

Текст научной работы на тему «Базовые направления деятельности руководства ЕВВАУ по созданию локально-экзистенциальной с инвариантными характеристиками среды воспитания курсанта ВВС»

УДК 355.232:37.035.7

Г.Б. Киселев®

БАЗОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДСТВА ЕВВАУ ПО СОЗДАНИЮ ЛОКАЛЬНО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ С ИНВАРИАНТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СРЕДЫ ВОСПИТАНИЯ

КУРСАНТА ВВС

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МО «Ейское Высшее военное авиационное училище (военный институт) имени дважды Героя СССР, летчика-космонавта В.М. Комарова»

Проведено комплексное исследование внедрения новаторского педагогического подхода: локально-экзистенциальной с инвариантными характеристиками среды

воспитания в педагогическую систему военного вуза. Предметом исследования стал руководящий аспект данного процесса. На основе междисциплинарного подхода к исследованию педагогической работы автором определены основные направления деятельности руководящих кадров, выработаны предложения по распределению основных обязанностей должностных лиц, являющихся параллельно личностными руководящими субъектами локально-экзистенциальной воспитательной системы.

Ключевые слова: педагогическая система, профессиональное образование, среда воспитания, воспитание личности, локально-экзистенциальный подход, инвариантные характеристики, планирование воспитательной работы.

В современной практике педагогической работы Ейского Высшего военного авиационного училища (военного института) имени дважды Героя СССР, летчика-космонавта В.М. Комарова (ЕВВАУ) развиваются разнообразные методики военнопрофессионального и личностного воспитания курсантов.

На этапе проектирования системы подготовки офицеров ВВС по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» принципиально важно выделить ее сущностные инвариантные параметры, обеспечивающие поступательное (ступенчатое) развитие личности, отвечающие требованиям современной системы образования, с одной стороны, и заказчиков - с другой.

Ступени профессионального образования представляют собой оптимальную последовательность качественных перестроек в сознании и деятельности курсантов, характеризующиеся различными временными и содержательными рамками.

Первая ступень - усвоение мотивационно-психологических и процессуальных компонентов профессиональной деятельности, идентификация социальной роли офицера -специалиста в определенной области науки и практики.

© Киселев Григорий Борисович - аспирант Славянского-на-Кубани государственного педагогического института

Вторая ступень - овладение сущностными механизмами профессиональной деятельности.

Третья ступень - выработка системы профессиональной деятельности.

Четвертая ступень - построение индивидуально-авторской профессиональной системы.

Разработка (проектирование) модели военно-профессиональной и воспитательной работы с курсантами ЕВВАУ связана с разработкой системы учебных программ, обеспечивающих своевременное приобретение, поддержание и обновление профессиональных знаний, умений и навыков на протяжении всего срока службы офицеров в ВС РФ в соответствии с изменениями условий, характера и содержания их профессиональной деятельности в период военной службы, а также до и после нее.

Содержательная сторона этих процессов находит свое отражение в реализации концепции локально-экзистенциальной с инвариантными характеристиками образовательновоспитательной среды, представляющей собой систему взаимосвязанных учебных планов и программ в соответствии с ГОСом по данной специальности.

Воспитательная работа с курсантами ЕВВАУ организуется и проводится под непосредственным руководством командира (ректора) в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, регламентирующих ее содержание, указаний и рекомендаций начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации [1].

Организация и внедрение системы воспитательной работы на отдельных факультетах ЕВВАУ возлагается на заместителя командира подразделения по воспитательной работе. В этом процессе он самым тесным образом взаимодействует с начальником факультета и заместителем начальника факультета по воспитательной работе [2].

В процессе формирования воспитательной системы военного вуза основные обязанности должностных лиц, являющихся параллельно личностными руководящими субъектами локально-экзистенциальной воспитательной системы, распределяются следующим образом.

Ректор ЕВВАУ:

- занимается организацией базовых элементов воспитательной системы и руководит воспитательной работой в вузе; ставит задачи на планирование воспитательной работы, работы по укреплению воинской дисциплины, обеспечению безопасности военной службы на учебный год, на месяц;

- ставит и уточняет задачи заместителям начальника вуза, начальникам факультетов, начальникам отделов и служб по организации, содержанию и проведению воспитательной работы, укреплению воинской дисциплины;

- обеспечивает согласование и координацию усилий всех участников воспитательного процесса;

- проводит инструктивно-методические занятия с заместителями начальника вуза, начальниками факультетов, кафедр, отделов и служб по методике воспитательной работы с подчиненными, укреплению воинской дисциплины (1 раз в семестр);

- осуществляет контроль за качеством выполнения поставленных воспитательных задач;

- анализирует информацию дежурного по вузу, заместителей начальника вуза, начальников отделов и служб, командиров подразделений о морально-психологическом состоянии личного состава, воинской дисциплине, эффективности проводимой воспитательной работы и принимает необходимые меры.

Заместитель ректора ЕВВАУ по воспитательной работе:

- непосредственно организует и проводит воспитательную работу в вузе;

- ставит конкретные педагогические задачи офицерам отделения (отдела) воспитательной работы ЕВВАУ, заместителям начальников факультетов по воспитательной

работе на организацию и проведение воспитательной работы, поддержание воинской дисциплины и правопорядка;

- осуществляет проведение конкретных мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, профилактике правонарушений среди личного состава, сплочению воинских коллективов, по обеспечению условий безопасности военной службы, контролирует работу по учету и анализу преступлений, происшествий и дисциплинарных проступков;

- проводит работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, принимает меры по улучшению социально-бытовых условий проживания курсантов;

- участвует в обучении и повышении психолого-педагогических навыков должностных лиц при проведении воспитательной работы с личным составом, организует профессиональную подготовку офицеров воспитательных структур (ежемесячно; в ходе учебно-методических сборов);

- лично работает в отделах, службах, на факультетах, курсах и кафедрах по оказанию помощи в проведении воспитательной работы, непосредственно участвует в подведении итогов воспитательной работы, состояния воинской дисциплины и правопорядка в вузе за семестр и учебный год;

- ежемесячно подводит итоги состояния воспитательной работы, работы по укреплению воинской дисциплины с заместителями начальников факультетов (батальонов, дивизионов) по воспитательной работе, офицерами отделения (отдела) воспитательной работы, каждый семестр подводит итоги общественно-государственной подготовки курсантов.

Начальник факультета ЕВВАУ:

- организует планирование воспитательной работы в локальной воспитательной среде, работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины среди курсантов своего факультета;

- постоянно проводит воспитательную работу с преподавательским составом факультета;

- лично принимает участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий, проведении общественно-государственной подготовки на факультете, обеспечивает единство планирования учебного процесса и воспитательной работы;

- планирует и проводит инструкторско-методические занятия с офицерами, сержантами (старшинами) по организации воспитательной работы с подчиненными, ставит и уточняет задачи подчиненным по организации и проведению воспитательной работы, укреплению правопорядка и воинской дисциплины;

- организует проведение выходных и праздничных дней, выступления перед курсантами военных юристов, врачей об ответственности за воинские преступления, о вреде наркомании, пьянства и других видов девиантного поведения;

- один раз в семестр принимает зачеты у подчиненных офицеров, прапорщиков (мичманов) по знанию законодательства Российской Федерации, регламентирующего прохождение военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, приказов и директив по вопросам организации воспитательной работы, укрепления правопорядка и воинской дисциплины;

- проводит занятия со своими заместителями и начальниками курсов по вопросам методики организации воспитательной работы, работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, подводит итоги работы и дает оценку личного вклада подчиненных офицеров, прапорщиков (мичманов) в работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, воспитание подчиненных.

Первым шагом в процессе формирования воспитательной системы военного вуза является планирование воспитательной работы, в процессе осуществления которого должностные лица руководствуются Общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ,

приказами и директивами вышестоящего командования, учебным планом подготовки специалистов с учетом уровня воинской дисциплины и морально-психологического состояния курсантов, а также недостатков, имевших место в прошлом. Исходя из анализа отдельных недоработок, руководством МО РФ выдвигаются дополнительные требования к военно-профессиональному и личностному воспитанию курсантов.

План воспитательной работы представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых должностными лицами и активом подразделения по формированию и поддержанию у курсантов морально-психологического состояния, необходимого для выполнения учебно-воспитательных задач. План может оформляться в произвольной форме (по направлениям деятельности, в виде плана-календаря и т. д.). Но в любом случае мероприятия плана должны отражать важнейшие задачи, решаемые в данный период, и предусматривать конкретные сроки их выполнения и ответственных исполнителей.

Основное содержание плана воспитательной работы в ЕВВАУ составляют:

1. Информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению государственной политики в области обороны, решений и требований органов государственной и местной власти, Министерства обороны Российской Федерации, поставленных задач, складывающейся обстановки и т.д.

2. Мероприятия по организации общественно-государственной подготовки с офицерами подразделений: контроль за уровнем и регулярностью занятий, оказание помощи руководителям групп, меры по расширению и закреплению знаний обучаемых по очередной теме, работа с отстающими и пропустившими занятия и т.д.

3. Мероприятия по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, профилактике правонарушений, сплочению воинского коллектива, мобилизации личного состава на качественное освоение будущей специальности, приобретение необходимых знаний, умений и навыков.

4. Мероприятия военно-социальной работы: организация доведения и разъяснения курсантам нормативных актов, обеспечение выполнения социальных льгот и гарантий военнослужащим и т. д.

5. Мероприятия психологической работы: организация всестороннего изучения психологических качеств курсантов, психопрофилактическая работа и т.д.

6. Мероприятия культурно-досуговой работы: организация досуга курсантов, в том числе в выходные и праздничные дни, организация художественной самодеятельности, наглядно-художественное оформление комнаты информирования и досуга, расположения подразделения, выпуск стенной печати и т. д.

Именно мероприятия военно-социальной психологической и культурно-досуговой работы с курсантами являются основой построения воспитательной системы на базе локально-экзистенциальной среды воспитания. В процессе проектирования и создания в ЕВВАУ локально-экзистенциальной с инвариантными характеристиками среды воспитания курсантов на базе этих мероприятий проводится всесторонний анализ и самоанализ педагогических свойств и качеств офицеров, малых и больших коллективов и курсантов ЕВВАУ. Полученные результаты, представленные в различной форме, используются в дальнейшем для внесения изменений и дополнений в локальную воспитательную систему ЕВВАУ.

В учебно-воспитательной деятельности ЕВВАУ серьезную роль играют также Ученый совет ЕВВАУ, Учебный отдел ЕВВАУ и Отдел (отделение) воспитательной работы

ЕВВАУ. В их компетенцию входит изучение и мониторинг воспитательной работы вуза, обеспечение соответствующей психолого-педагогической подготовки офицеров и преподавателей, научно-методическая работа, профессиональная подготовка,

переподготовка и повышение квалификации преподавательского состава. Также в ведении Ученого совета и Учебного отдела ЕВВАУ находится разработка и совершенствование структурных схем военно-профессиональной подготовки выпускника ЕВВАУ, разработка профессиограмм специалиста - выпускника ЕВВАУ, моделей и профилей выпускника

ЕВВАУ. В тесном сотрудничестве с отделом воспитательной работы в учебную программу профессиональной подготовки курсантов внедряются воспитательные элементы, проводится целенаправленная работа по интеграции воспитательного и учебного процессов в основные определения и содержания профессиональной подготовки курсантов ЕВВАУ. Параллельно с данными процессами проводится научно-исследовательская работа по обобщению психолого-педагогической деятельности коллектива ЕВВАУ, целью которой является поиск новых путей повышения качества обучения и воспитания курсантов военного вуза [3,4].

Анализ основных направлений воспитательной работы руководящего состава ЕВВАУ позволил сделать определенные выводы о характере отношений между руководством, личным составом вуза и курсантами. Офицеры по отношению к офицерам и прапорщикам используют, как правило, либеральный стиль управления, при этом степень выраженности данного стиля средняя. Небольшая доля командного офицерского состава использует демократический стиль управления, и изредка встречаются приверженцы авторитарного стиля в управлении личным составом. Надо отметить, что многие офицеры на протяжении своей карьеры, в процессе повышения квалификации и профессиональной подготовки, либо ввиду различных других причин склонны менять свой стиль управления подчиненными, или вариативно использовать различные степени одного стиля.

Офицеры и сержанты по отношению к курсантам (особенно первого года учебы) используют авторитарный стиль управления, как правило, высокой степени выраженности. Однако в отношении офицеров и сержантов к курсантам разных лет учебы наблюдается определенная дифференциация. По отношению к курсантам старших курсов ЕВВАУ, часто используется либеральный стиль средней степени выраженности, тогда как к учащимся на 1 и 2-м курсах отношение в высшей степени авторитарно [3].

Характеристики каждого стиля управления включают в себя три степени: минимальную, среднюю и высокую. Авторитарный стиль управления характеризуется в них следующими параметрами:

- минимальная: проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых командных навыках, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчиненных;

- средняя: отражает хорошие лидерские качества, умение командовать действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей;

- высокая: раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткость требовательности, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерная резкость в критике и предвзятость в оценках, честолюбие и низкая совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, игнорирование общественного мнения.

Характеристики либерального стиля управления выглядят следующим образом:

- минимальная: проявляется в неустойчивом желании работать с людьми, неумении ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенности и нечестности в распределении обязанностей, импульсивности в критике недостатков подчиненных, слабой требовательности и ответственности;

- средняя: отражает стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, податливость постороннему влиянию и страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерную мягкость к нарушителям дисциплины, склонность к уговариванию;

- высокая: показывает полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенную внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение

отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заигрывание и панибратство.

Наконец, демократический стиль управления включает в себя следующие характеристики в представленных трех степенях:

- минимальная: свидетельствует о слабом стремлении быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытках направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторой неуверенности в своих командноорганизаторских качествах;

- средняя: раскрывает устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о подчиненных, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, реагировать на критику и опираться на актив, умение убеждать и разъяснять приказы, сочетать поощрение и принуждение, использовать просьбы и прислушиваться к предложениям подчиненных, развивать коллективное мнение;

- высокая: отражает умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать высоконравственную атмосферу в коллективе.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что в воспитательной системе ЕВВАУ предпринимались достаточно серьезные попытки построения локальной среды воспитания, базирующейся на экзистенциальном факторе педагогической

деятельности, в целом данный процесс еще далек от своего завершения. Пока что большинству офицеров достаточно сложно применять свои педагогические навыки в конкретных противоречивых жизненных ситуациях. Это связано в основном с тем, что в последние годы в системе военного образования РФ обострились и участились негативные процессы, приводящие к разобщению не только курсантов и офицеров, но и офицеров между собой. Подобная ситуация требует от руководства военного вуза принятия превентивных мер для стабилизации морально-психологического климата в воинском коллективе. Одним из способов достижения заданной цели и является формирование локально-экзистенциальной воспитательной среды в военном вузе.

Деятельность руководства ЕВВАУ по созданию локальной системы воспитания курсанта высшего военного училища ВВС находится сейчас лишь на начальной стадии, и от того, насколько быстро офицерский и преподавательский состав подхватит инициативу руководства, придет к осознанию преимуществ воспитания курсантов в локальноэкзистенциальной, с инвариантными характеристиками воспитательной среде, в достаточной степени овладеет необходимыми педагогическими приемами и навыками, адаптировав их к воспитательной системе военного вуза, зависит уровень военно-профессионального и личностного воспитания курсанта ЕВВАУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях МО РФ. М., 2007.

2. Методические рекомендации командирам подразделений курсантов по организации воспитательной работы, укреплению правопорядка и воинской дисциплины. М., 2007.

3. Разработка обобщенной модели специалиста-выпускника Ейского ВВАУ на основе квалификационных требований к подготовке выпускника 2003 г. Отчет о НИР. Ейск, 2005.

4. Исследование профессиональных видов деятельности старшего офицера по наведению и целеуказанию группы боевого управления ШАП, ОБВП и выработка его

профессиограммы как военного специалиста по управлению воздушным движением. Отчет о НИР. Ейск, 2005.

G.B. Kiselyov

BASE DIRECTIONS OF ACTIVITY OF MANAGEMENT ЕВВАУ ON CREATION LOCAL - EXISTENTIAL WITH INVARIANT CHARACTERISTICS OF THE ENVIRONMENT OF EDUCATION OF THE CADET OF THE AIR FORCES

The state educational establishment of the high air forces vocational training “The Yeysk high military aviation school (military institute) name of twice Hero of the USSR, pilot-cosmonaut V.M.

Komarova”

Complex research of introduction of the innovative pedagogical approach is carried out: local

- existential with invariant characteristics of the environment of education in pedagogical system of military HIGH SCHOOL. An object of research became supervising aspect of the given process. On the basis of the interdisciplinary approach to research of pedagogical work, the author determines the basic directions of activity of the managerial personnel, offers on distribution of the basic duties of the officials being in parallel personal supervising subjects of local - existential educational system are produced.

Key words: pedagogical system, vocational training, the environment of education, education of the person, the local - existential approach, invariant characteristics, planning of educational work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.