Научная статья на тему 'БАЗОВЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА'

БАЗОВЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК / КОНЦЕПТ / КОГНИТИВНЫЙ ПРИЗНАК / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИ РЕАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ершова Ирина Владимировна

Цель исследования - описать базовые когнитивные признаки концепта ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, актуальные для сознания носителей современного русского языка. Научная новизна исследования обеспечивается выбором его предмета: содержание базового слоя анализируемого концепта изучается в лингвистическом аспекте, предметом исследования становится лексическая объективация концепта в современном русском языке. В статье описаны шесть когнитивных признаков исследуемого концепта, три из которых выделены в ходе когнитивной интерпретации результатов анализа словарных данных и верифицированы при обработке результатов психолингвистического эксперимента. В результате исследования проведённый эксперимент позволил обнаружить и описать ещё три базовых когнитивных признака анализируемого концепта, а также выявить специфику психологически реального значения его имени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC COGNITIVE FEATURES OF CONCEPT PUBLIC OPINION IN MIND OF MODERN RUSSIAN LANGUAGE SPEAKERS

The paper aims to describe the basic cognitive features of the concept PUBLIC OPINION relevant for the mind of the modern Russian language speakers. The scientific originality of the research is determined by the choice of its subject: the content of the basic layer of the analyzed concept is studied in the linguistic aspect, lexical objectification of the concept in the modern Russian language becomes a subject of study. The article describes six cognitive features of the analyzed concept, three of them have been revealed during the cognitive interpretation of the results of the dictionary data analysis and verified during the processing of the results of a psycholinguistic experiment. As a result, the conducted experiment has allowed revealing and describing three more basic cognitive features of the analyzed concept, as well as identifying the specificity of the psychologically real meaning of its name.

Текст научной работы на тему «БАЗОВЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА»

i гроглото

ISSN 1997-2911 (print)

Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2021. Том 14. Выпуск 12. С. 3764-3767 | 2021. Volume 14. Issue 12. P. 3764-3767

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Базовые когнитивные признаки концепта ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ в сознании носителей современного русского языка

Ершова И. В.

Аннотация. Цель исследования - описать базовые когнитивные признаки концепта ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, актуальные для сознания носителей современного русского языка. Научная новизна исследования обеспечивается выбором его предмета: содержание базового слоя анализируемого концепта изучается в лингвистическом аспекте, предметом исследования становится лексическая объективация концепта в современном русском языке. В статье описаны шесть когнитивных признаков исследуемого концепта, три из которых выделены в ходе когнитивной интерпретации результатов анализа словарных данных и верифицированы при обработке результатов психолингвистического эксперимента. В результате исследования проведённый эксперимент позволил обнаружить и описать ещё три базовых когнитивных признака анализируемого концепта, а также выявить специфику психологически реального значения его имени.

EN

Basic Cognitive Features of Concept PUBLIC OPINION in Mind of Modern Russian Language Speakers

Ershova I. V.

Abstract. The paper aims to describe the basic cognitive features of the concept PUBLIC OPINION relevant for the mind of the modern Russian language speakers. The scientific originality of the research is determined by the choice of its subject: the content of the basic layer of the analyzed concept is studied in the linguistic aspect, lexical objectification of the concept in the modern Russian language becomes a subject of study. The article describes six cognitive features of the analyzed concept, three of them have been revealed during the cognitive interpretation of the results of the dictionary data analysis and verified during the processing of the results of a psycholinguistic experiment. As a result, the conducted experiment has allowed revealing and describing three more basic cognitive features of the analyzed concept, as well as identifying the specificity of the psychologically real meaning of its name.

Введение

Общественное мнение - это социальное явление, активно изучаемое современными гуманитарными науками: философией, социологией, социальной психологией, политологией и некоторыми другими (Гру-шин, 2021; Гудков, 2017; Ослон, 2006). Термин, обозначающий данное явление, в настоящее время востребован в различных областях гуманитарного знания, что позволяет считать понятие общественное мнение междисциплинарным, общенаучным гуманитарным понятием и делает актуальным изучение соответствующего концепта в лингвистике.

Когнитивные исследования языка, к числу которых принадлежит данная работа, играют важнейшую роль в развитии антропоцентрической парадигмы, установившейся в языкознании в ХХ веке и господствующей по сей день. Актуальность темы исследования обусловлена её включённостью в круг вопросов, разработкой которых в настоящее время занимается когнитивная лингвистика. Ключевым вопросом современного языкознания остаётся вопрос о соотношении языка и сознания, языка и мышления, решению которого посвящено данное исследование.

Поставленная в работе цель предполагает выполнение следующих исследовательских задач: 1) выявить и сформулировать базовые когнитивные признаки концепта ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, объективированные в словарных статьях; 2) выявить и сформулировать базовые когнитивные признаки концепта ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, репрезентированные реакциями-ассоциатами, полученными в ходе психолингвистического эксперимента; 3) описать содержание (смысловое наполнение) базового слоя концепта ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, сравнив итоги обработки результатов ассоциативного эксперимента с данными, полученными в ходе когнитивной интерпретации результатов анализа словарных статей.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20210648

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Том 14. Выпуск 12

3765

Работа выполнена в русле семантико-когнитивного подхода к изучению содержания и структуры концептов, который в отечественном языкознании развивают представители воронежской школы когнитивной лингвистики. Теоретическая база исследования представлена трудами, в которых освещаются проблемы лингвистической концептологии и когнитивной семасиологии, а также приводится методика анализа языковых средств объективации концепта (Бабушкин, Стернин, 2018; Попова, Стернин, 2007; Рудакова, 2004).

В работе использованы традиционный для филологических исследований в целом описательный метод, метод когнитивного анализа (концептуальный анализ семантики слова), а также количественный метод, необходимый для обработки результатов ассоциативного эксперимента.

Эмпирическая база исследования представлена материалами двух этимологических и двух толковых словарей, двух словарей синонимов русского языка и русской речи, а также двух энциклопедических и шести специальных словарей. Она дополнена результатами свободного ассоциативного эксперимента, в котором в 2020-2021 гг. приняли участие 100 респондентов-носителей русского языка мужского и женского пола в возрасте от 18 до 70 лет.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе работы данные могут быть использованы в процессе преподавания лексикологии и когнитивной лингвистики в высшей школе, а также в практике составления современных ассоциативных словарей.

Основная часть

Первым этапом семантико-когнитивного исследования является построение номинативного поля концепта (Бабушкин, 2018, с. 41). Оно начинается с выявления номинации, наиболее полно вербализующей концепт, определения её внутренней формы - признака, положенного в основу наименования, описания семантической структуры данной номинации и установления её языковых и речевых синонимов (этого достаточно для построения ядра номинативного поля). Чтобы приблизиться к пониманию внутренней формы словосочетания общественное мнение, рассмотрим происхождение его компонентов - прилагательного общественный и существительного мнение.

Лексема общественный - это производное прилагательное с мотивированным значением, образованное от существительного общество. По данным этимологического словаря Макса Фасмера, слово общество заимствовано из церковнославянского языка и происходит от общий, как греч. коlvwvía 'сообщество' - от комод 'общий' (Фасмер, 1987, с. 110). Существительное мнение с исторической точки зрения происходит от глагола мнить (др.рус., ст.слав. мьнтти от праслав. **тьпёй, восходит к праиндоевр. *теп- 'думать'), родственного слову память. По данным этимологического словаря Г. А. Крылова, лексема мнение образована в старославянском языке как калька с греческого dokesis 'мнение' - от ёокво 'считаю, думаю, предполагаю' (ЭСРЯ, 2005, с. 235).

В словаре синонимов современного русского языка под общей редакцией проф. Л. Г. Бабенко прилагательное общественный, эксплицирующее социальную сферу жизни человека, включено в синонимический ряд со словами коллективный, общий и толкуется как 'принадлежащий обществу или группе лиц, объединённых какой-либо деятельностью, предназначенный для общего пользования или для обслуживания членов группы, коллектива, организации' (ССРЯ, 2011, с. 403). В том же словаре существительное мнение, репрезентирующее сферу интеллектуальной деятельности человека, рассматривается как языковой синоним слов взгляд, воззрение, голос, позиция, соображение, суд, суждение, понятие (с пометой устаревшее) и определяется как 'мысль, содержащая взгляд на кого-, что-либо, выражающая оценку кого-, чего-либо' (ССРЯ, 2011, с. 280). В словаре синонимов В. Н. Тришина в качестве речевых синонимов термина общественное мнение приведены словосочетание голос народа и существительное репутация (Тришин, 2013).

Анализ данных этимологического словаря и словарей синонимов позволяет предположить, что общественное мнение - это некое «общее» мнение, мнение общества, мнение, принадлежащее обществу. Однако семантика имени концепта является более сложной. В толковом словаре под редакцией проф. Д. Н. Ушакова общественное мнение определено как 'суждение общества о чём-нибудь, отношение общества к чему-нибудь, а также само общество, как источник этих суждений' (ТСРЯ, 1938, стб. 232). В толковом словаре С. И. Ожегова под редакцией Н. Ю. Шведовой анализируемое понятие толкуется как 'суждение общества о ком или чём-нибудь' (Ожегов, 1996, с. 351). Таким образом, совокупный анализ приведённых выше словарных данных позволяет выделить следующие три когнитивных признака исследуемого концепта: КП1 - 'принадлежность общества' (признак массовости); КП2 - 'отношение общества к чему-либо'; КП3 - 'суждение общества о чём-либо'.

Когнитивные признаки, сформулированные на основе проанализированных словарных определений, также эксплицированы в статьях энциклопедических и специальных словарей. Общественное мнение трактуется в них как форма массового сознания (КП1), которая содержит отношение общества к чему-либо (КП2) и выражается суждением (КП3). В Педагогическом словаре 2000 года суждение, выражающее общественное мнение, охарактеризовано прилагательным оценочное (Коджаспирова, 2000, с. 98), в Современном социоэконо-мическом словаре 2010 года - прилагательным дискуссионное (Райзберг, 2010, с. 328).

Во всех проанализированных специальных словарях назван субъект общественного мнения. Он вербализован следующими единицами: люди (1), народ (1), класс (1), группа (3), социальная группа (2), общество (1), коллектив (1), социальная общность (1), аудитория (1), население (1). Стоит отметить, что в Кратком политическом словаре 1988 года субъект обозначен максимально абстрактно, существительным люди (КПС, 1988, с. 287-288). В последующих словарях субъект приобретает все большую конкретизацию.

3766

Русский язык

Объекты общественного мнения в большинстве словарей репрезентированы существительными события (6) и факты (4), но также в словарных определениях употребляются и другие единицы: процесс (2), вопросы (1), явления (3), проблемы (1). Только в двух словарях названо максимальное количество объектов: первый -это упомянутый выше Краткий политический словарь 1988 года и второй - Философский словарь 1991 года (ФС, 1991, с. 310-311). В остальных словарях последующих лет издания номинируется только по два объекта. В Новейшем психологическом словаре 2009 года назван новый объект общественного мнения - проблемы, который ранее не был обозначен (Шапарь, 2009, с. 284).

В Современном социоэкономическом словаре 2010 года Б. А. Райзберг приводит три определения термина общественное мнение, тем самым указывая на его многозначность: 1) состояние массового сознания, отражающее в скрытом или явном виде отношение различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности (КП1+КП2); 2) отношение значительной части населения к конкретным социально-политическим событиям (КП1+КП2); 3) дискуссионное суждение массовой аудитории по поводу сообщений СМИ, распространившихся фактов общественной значимости (КП1+КП3) (Райзберг, 2010, с. 328). Развитие многозначности термина, на наш взгляд, отражает постепенное усложнение структуры и содержания концепта в сознании носителей современного русского языка. Мы наблюдаем один из этапов эволюции исследуемой ментальной единицы: в настоящее время концепт ещё формирует свою структуру и его содержание становится все более сложным.

На втором этапе исследования с целью верификации признаков концепта, сформулированных в ходе когнитивной интерпретации результатов анализа словарных данных, был проведён психолингвистический эксперимент с номинацией-стимулом общественное мнение. В процессе эксперимента в качестве ответов от респондентов были получены 95 существительных, 2 прилагательных, 1 глагол и 2 словосочетания.

Опрос показал, что в целом негативные реакции на стимул преобладают над нейтральными и положительными, т.к. повторяющиеся ассоциаты критика (5), осуждение (5), борьба (5), рамки (4), условия (3), стадо (3), зависимость (2), манипуляция (2), влияние (2), противостояние (2), ложь (2), протест (1) / протесты (1) образуют комплекс понятий, связанных с негативной оценкой сущности общественного мнения. Наиболее частыми нейтральными ассоциатами оказались такие реакции, как люди (6), опрос (5), массовость (4). Также в ходе опроса были получены ответы, которые отражают позитивные стороны рассматриваемого явления, например: поддержка (3), помощь (1), похвала (1).

Абсолютная частота реакций, полученных в ходе психолингвистического эксперимента и образующих вер-бально-ассоциативное поле стимула, такова: люди (6), критика (5), осуждение (5), борьба (5), опрос (5), массовость (4), обсуждение (4), рамки (4), условия (3), стадо (3), поддержка (3), коллектив (2), дебаты (2), зависимость (2), манипуляция (2), влияние (2), противостояние (2), ложь (2), условность (2), недопонимание (2), безразличие (2), новости (2), протест (1) / протесты (1), сплочённость (1), народ (1), стадность (1), личное мнение (1), личность (1), похвала (1), помощь (1), препятствие (1), стереотипы (1), нормы (1), проблема (1), дисциплина (1), стремление (1), свобода (1), рассудок (1), равнодушие (1), гнев (1), толчок вперёд (1), заголовки (1), мусор (1), движение (1), доказать (1), эмоции (1), конфликт (1), компромисс (1), субъективность (1), неподкупное (1), травля (1), спор (1).

Анализ ассоциатов, репрезентирующих изучаемый концепт, выявил определённые особенности общественного восприятия рассматриваемого явления в трёх возрастных и двух гендерных социальных группах. В частности, такие ответы, как манипуляция (2), влияние (2), протест (1) / протесты (1), препятствие (1), субъективность (1), дали только респонденты мужского пола. У женщин самыми распространенными негативными ассоциатами оказались критика (5), осуждение (4), рамки (3), стадо (3); последняя стилистически маркированная реакция получена в младшей возрастной группе респонденток (от 18 до 35 лет). Среди ответов молодых мужчин, напротив, присутствуют слова-реакции, которые показывают, что общественное мнение может быть для человека не только ограничителем, но и определённым стимулом в жизни, например: движение (1), стремление (1), доказать (1), толчок вперед (1).

Реакции группы респондентов от 35 до 50 лет максимально разнообразны. Такие единичные ассоциации, как дисциплина, компромисс, конфликт, личное мнение, личность, народ, неподкупное, помощь, похвала, рассудок, свобода, субъективность, травля, эмоции, зафиксированы только в данной возрастной категории. Реакции дебаты (2), спор (1), равнодушие (1), сплоченность (1) были получены только в возрастной группе от 50 до 70 лет.

При обработке результатов ассоциативного эксперимента были выделены группы реакций, репрезентирующих выявленные ранее когнитивные признаки концепта ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. Семантическим признаком массовости (КП1) объединены ассоциаты люди (6), массовость (4), стадо (3) / стадность (1), коллектив (2), сплочённость (1), народ (1). Семантику речевой оценки имеют ассоциаты критика (5), осуждение (5), похвала (1). Они указывают на то, что в сознании носителей современного русского языка общественное мнение - это суждение оценочного характера, транслирующее отношение общества к чему-либо, зачастую негативное (КП2+КП3).

Проведенный свободный ассоциативный эксперимент позволил выявить три новых когнитивных признака концепта ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. Группа ассоциатов с семантикой речи - обсуждение (4), дебаты (2), спор (1) - стала основанием для выделения такого когнитивного признака анализируемого концепта, как 'результат публичной дискуссии' (КП4), при этом результат может быть как положительным - компромисс (1), так и отрицательным - недопонимание (2). Ассоциаты рамки (4), условия (3), стадо (3), манипуляция (2), влияние (2), зависимость (2), объединённые семантикой ограничения, дали возможность сформулировать пятый когнитивный признак концепта - 'регулятор поведения людей' (КП5). Реакции с семантикой сопротивления - борьба (5), противостояние (2), протест (1) / протесты (1), свобода (1), конфликт (1), травля (1) - стали основой для выделения когнитивного признака 'причина возникновения конфликтов в обществе' (КП6), который согласуется с идеей восприятия и понимания общественного мнения как механизма социального воздействия. Кроме того, данные реакции показывают, что общественное мнение в большинстве

Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Том 14. Выпуск 12

3767

случаев не является неким абсолютом, мнением всего социума, к нему могут по-разному относиться представители различных слоёв общества и социальных групп.

Заключение

Таким образом, психолингвистический эксперимент позволил расширить представление о смысловом наполнении концепта и суммарно выделить в его структуре 6 когнитивных признаков, актуальных для сознания носителей современного русского языка: 'принадлежность общества' (КП1), 'отношение общества к чему-либо' (КП2), 'суждение общества о чём-либо' (КПЗ), 'результат публичной дискуссии' (КП4), 'регулятор поведения людей' (КП5) и 'причина возникновения конфликтов в обществе' (КП6). Названные когнитивные признаки, судя по частоте эксплицирующих их реакций (от 10 до 20 ассоциатов из 100, 10-20%), образуют базовый слой изучаемого концепта.

Кроме того, привлечение к исследованию данных ассоциативного эксперимента позволило уточнить психологически реальное значение стимула общественное мнение, существующее в сознании носителей современного русского языка. Результаты проведённого эксперимента говорят о том, что имя концепта ассоциируется у респондентов в первую очередь с функцией, которую общественное мнение выполняет в социуме: быть инструментом социального влияния, служить инструментом воздействия общества на человека.

Безусловно, предпринятое исследование не исчерпывает все возможные аспекты изучения концепта ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ в лингвистике. Эмпирическая база может быть расширена за счёт текстов публицистического стиля, репрезентирующих анализируемый концепт в медиапространстве. Это позволяет наметить перспективы дальнейшего исследования, которые в том числе будут связаны с анализом манипулятивного потенциала данного концепта.

Источники | References

1. Бабушкин А. П., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика и семасиология. Воронеж: Ритм, 2018.

2. Грушин Б. А., Горшков М. К., Голдберг Ф. И. Общественное мнение. 2021. URL: https://gtmarket.ru/concepts/7106

3. Гудков Л. Д. Общественное мнение // Большая российская энциклопедия. 2017. URL: https://bigenc.ru/philosophy/ text/2675445

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Краткий политический словарь (КПС) / сост. и общ. ред. Л. А. Оников, Н. В. Шишлин. М.: Политиздат, 1988.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1996.

7. Ослон А. А. Опросы общественного мнения как смысловая проблема // Социальная реальность. 2006. № 3.

8. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: Истоки, 2007.

9. Райзберг Б. А. Современный социоэкономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2010.

10. Рудакова А. В. Когнитология и когнитивная лингвистика. Воронеж: Истоки, 2004.

11. Современный словарь русского языка. Синонимы (ССРЯ) / под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ; Астрель, 2011.

12. Толковый словарь русского языка (ТСРЯ): в 2-х т. / под ред. проф. Д. Н. Ушакова. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1938. Т. II.

13. Тришин В. Н. Словарь синонимов. 2013. URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/synonyms-trishin/index.htm

14. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. М.: Прогресс, 1987. Т. 3.

15. Философский словарь (ФС) / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.

16. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

17. Этимологический словарь русского языка (ЭСРЯ) / сост. Г. А. Крылов. СПб.: Полиграфуслуги, 2005.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Ершова Ирина Владимировна1, к. филол. н.

1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского

Ershova Irina Vladimirovna1, PhD

1 National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

1 imilashevskaya@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 03.11.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.

Ключевые слова (keywords): современный русский язык; концепт; когнитивный признак; ассоциативный эксперимент; психологически реальное значение; modern Russian language; concept; cognitive feature; associative experiment; psychologically real meaning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.