Научная статья на тему 'Базовые инструменты интернет-маркетинга для промышленных компаний'

Базовые инструменты интернет-маркетинга для промышленных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4453
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / ИНТЕРНЕТ-ПРОДВИЖЕНИЕ / КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ МАРКЕТИНГ / INTERNET MARKETING / ONLINE PROMOTION / CORPORATE SITE / INDUSTRIAL MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева Елена Владимировна

Проведен анализ инструментов интернет-маркетинга, которые целесообразно использовать для компаний, работающих на промышленных рынках. Выбор инстру­ментов, по мнению автора, должен опираться на понимание основных изменений, про­исходящих в поведении промышленных потребителей: снижение значимости географиче­ской сегментации, изменение методов закупок и повышение значимости сервиса. Да­лее необходимо учитывать технологические возможности инструментов интернет-мар­ке­тинга, которые позволяют (как правило, при комплексном их использовании) решать различные маркетинговые задачи. Приведены результаты исследования по важности отдельных инструментов интернет-маркетинга для промышленных компаний и результаты фокус-группы по особенностям использования этих инструментов. Даны рекомендации по использованию корпоративного сайта как базового инструмента интернет-мар­кетинга и некоторых инструментов для его продвижения и поддержки (социальные сети, профессиональные форумы и др.). Также обозначен ключевой принцип построения эф­фективных онлайн-коммуникаций В2В-компаний, основанный на подборе инструментов, актуальных и для клиентов, и для компании. Рекомендовано для повышения эффективности коммуникаций опираться прежде всего на изучение поведения целевых клиентов компании в процессе покупки (методы поиска клиентами релевантных запросов, количество рассматриваемых предложений, значимые критерии для оценки альтернативных вариантов, мотивы выбора того или иного предложения и т. д.). Эти данные не только помогают правильно подобрать и скомбинировать инструменты интернет-маркетинга, но и максимально эффективно интегрируют эти инструменты в программы маркетинговых коммуникаций (в том числе оффлайн). Дополнительно показаны преимущества использования отдельных инструментов интернет-маркетинга для компании-продавца, покупателей (клиентов) и для обеих сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic internet marketing tools for industrial enterprises

The article analyzes the Internet marketing tools that should be used for companies operating in the industrial markets. The choice of tools, according to the author, should be ba­sed on an understanding of the major changes taking place in the behavior of industrial customers: reduced geographic segmentation significance, changing procurement methods and increasing the importance of service. Next, you need to take into account the technological possibilities of Internet marketing tools that allow you (as a rule, in the complex using them) to solve a variety of marketing problems. There are described the results of research on the im­portance of certain Internet marketing tools for industrial companies, and the results of focus groups on the specifics of the use of these tools. The author gives recommendations for the use of the corporate website as a basic tool of Internet marketing and some tools for its promotion and support (social networks, professional forums, etc.). There is also designated a key principle of the effective online communication of B2B companies, based on a selection of tools that are relevant for the customer and for the company. It is recommended to increase the efficiency of communications based primarily on the study of the behavior of target customers in the purchase process (methods of search queries relevant customers, the number of proposals under consideration, important criteria for evaluating alternatives, selecting the motives of a proposal, etc.). This data will not only help to choose and combine internet marketing tools, but will help to integrate these tools into the programs of marketing communications most effectively (including offline). In addition, there are described the advantages of using separate internet marketing tools for the vendor, customers (clients), and for both sides.

Текст научной работы на тему «Базовые инструменты интернет-маркетинга для промышленных компаний»

УДК 658.5

БАЗОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ

Е.В. Исаева

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 2 сентября 2016 г.

Дата принятия в печать 25 ноября 2016 г.

Ключевые слова

Интернет-маркетинг, интернет-продвижение, корпоративный сайт, промышленный маркетинг

Статья выполнена в рамках гранта Фонда В. Потанина

Аннотация. Проведен анализ инструментов интернет-маркетинга, которые целесообразно использовать для компаний, работающих на промышленных рынках. Выбор инструментов, по мнению автора, должен опираться на понимание основных изменений, происходящих в поведении промышленных потребителей: снижение значимости географической сегментации, изменение методов закупок и повышение значимости сервиса. Далее необходимо учитывать технологические возможности инструментов интернет-маркетинга, которые позволяют (как правило, при комплексном их использовании) решать различные маркетинговые задачи. Приведены результаты исследования по важности отдельных инструментов интернет-маркетинга для промышленных компаний и результаты фокус-группы по особенностям использования этих инструментов. Даны рекомендации по использованию корпоративного сайта как базового инструмента интернет-маркетинга и некоторых инструментов для его продвижения и поддержки (социальные сети, профессиональные форумы и др.). Также обозначен ключевой принцип построения эффективных онлайн-коммуникаций В2В-компаний, основанный на подборе инструментов, актуальных и для клиентов, и для компании. Рекомендовано для повышения эффективности коммуникаций опираться прежде всего на изучение поведения целевых клиентов компании в процессе покупки (методы поиска клиентами релевантных запросов, количество рассматриваемых предложений, значимые критерии для оценки альтернативных вариантов, мотивы выбора того или иного предложения и т. д.). Эти данные не только помогают правильно подобрать и скомбинировать инструменты интернет-маркетинга, но и максимально эффективно интегрируют эти инструменты в программы маркетинговых коммуникаций (в том числе оффлайн). Дополнительно показаны преимущества использования отдельных инструментов интернет-маркетинга для компании-продавца, покупателей (клиентов) и для обеих сторон.

BASIC INTERNET MARKETING TOOLS FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES

E.V. Isaeva

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Article info

Received

September 02, 2016 Accepted

November 25, 2016

Keywords

Internet marketing, online promotion, corporate site, industrial marketing

Acknowledgements

The paper was written within the grant of Vladimir Potanin Foundation

Abstract. The article analyzes the Internet marketing tools that should be used for companies operating in the industrial markets. The choice of tools, according to the author, should be based on an understanding of the major changes taking place in the behavior of industrial customers: reduced geographic segmentation significance, changing procurement methods and increasing the importance of service. Next, you need to take into account the technological possibilities of Internet marketing tools that allow you (as a rule, in the complex using them) to solve a variety of marketing problems. There are described the results of research on the importance of certain Internet marketing tools for industrial companies, and the results of focus groups on the specifics of the use of these tools. The author gives recommendations for the use of the corporate website as a basic tool of Internet marketing and some tools for its promotion and support (social networks, professional forums, etc.). There is also designated a key principle of the effective online communication of B2B companies, based on a selection of tools that are relevant for the customer and for the company. It is recommended to increase the efficiency of communications based primarily on the study of the behavior of target customers in the purchase process (methods of search queries relevant customers, the number of proposals under consideration, important criteria for evaluating alternatives, selecting the motives of a proposal, etc.). This data will not only help to choose and combine internet marketing tools, but will help to integrate these tools into the programs of marketing communications most effectively (including offline). In addition, there are described the advantages of using separate internet marketing tools for the vendor, customers (clients), and for both sides.

© Е.В. Исаева, 2016

Введение. Разработка и выбор эффективных инструментов интернет-маркетинга на рынке В2В обеспечивают широкий спектр преимуществ как для компании, работающей на этом рынке, так и для ее клиентов и контрагентов. Интеграция компании в среду Интернет - это не только дань «моде», но и ключевой элемент создания и поддержания определенного имиджа в профессиональной среде.

Актуальность данного вопроса состоит в том, что охват потребителей на внутреннем рынке интернет-технологий в прошедшем 2015 г. составил уже 75 %. Особое значение это имеет для промышленных рынков, поскольку подавляющее большинство представителей бизнес-аудитории все чаще ориентировано на самостоятельный поиск поставщиков требуемых товаров и услуг, и прежде всего в Интернете. Поэтому грамотное включение инструментов онлайн-маркетинга может позволить компаниям значительно повысить осведомленность потенциальных клиентов о самой компании и её продукции, сформировать первичный интерес к покупке и побудить к возможному сотрудничеству.

Однако, особенность современных методических подходов к использованию интернет-технологий заключается в том, что теоретические и методические разработки в этой области значительно отстают от практики. Кроме того, в подавляющем большинстве работ по данной тематике техническая сторона вопроса превалирует над маркетинговой.

Вместе в тем для бизнеса сейчас крайне необходим не «интуитивный» выбор инструментов интернет-маркетинга, а некоторый методический подход, который будет шаг за шагом интегрировать деятельность промышленной компании в онлайн-среду. Поэтому цель представленного в работе исследования носит практический характер и состоит в определении значимости отдельных инструментов интернет-маркетинга для промышленных компаний, последовательности их внедрения и связанности их с другими инструментами.

Обзор литературы. По вопросам использования интернет-маркетинга в бизнесе в последнее время появляется много публикаций, однако их особенность состоит в том, что большая часть из них содержит совет по использованию или повышению эффективности какого-либо одного инструмента (сайт, SEO, SMM и др.). Отсутствие каких-либо методических

подходов по упорядочиванию действий компании в онлайн-среде приводит к невысокой эффективности интернет-продвижения и, как следствие, к снижению доверия к онлайн-ин-струментам.

Кроме того, осознанный выбор набора инструментов интернет-маркетинга и последовательности их «включения» в маркетинговые программы должен опираться на понимание «больших сдвигов», которые сейчас происходят на промышленных рынках и связаны прежде всего с изменением мотивов поведения потребителей на этих рынках.

Опираясь на труды Е.С. Димитко [1, с. 303], А.В. Юрчака [2, с. 170], А.В. Барыше-ва [3], T. Steenburgh, J. Avery, N. Dahod [4], J. Fritz [5] и др., можно выделить четыре главные тенденции, которые, по мнению автора, необходимо учитывать В2В-компаниям для принятия решения о включении в интернет-пространство:

- снижение значимости географической сегментации клиентов ввиду перехода первичных контактов клиента с компанией в онлайн (через сайт, профессиональные блоги и пр.);

- сведение коммерческого предложения к одному максимально релевантному для потребителя решению его проблемы либо к двум приемлемым для него альтернативам;

- изменение методов закупок: по статистике, 80 % западных покупателей начинают процесс закупки с мониторинга информации в Интернете, при этом 9 из 10 покупателей заявляют, что сами найдут поставщика, когда в этом появится необходимость;

- повышение роли сервиса как элемента конкурентной борьбы на В2В-рынке, который, в том числе, оценивается и через качество коммуникаций.

При этом, по мнению автора, стоит отметить снижение доверия к традиционным коммуникациям и смещение «центра принятия решений» в онлайн-среду «независимых оценок» (профессиональные форумы, блоги и пр.).

Однако, это не означает, что смещение и рост активности В2В-компании в онлайн-сре-де будет автоматически способствовать росту продаж. Более того, внедрение инструментов интернет-маркетинга потребует от многих компаний пересмотра существующих бизнес-процессов, реорганизации деятельности отдельных служб, а в отдельных случаях - и перестройки всей бизнес-модели.

Поэтому для В2В-компаний, по мнению автора, стоит рассматривать инструменты интернет-маркетинга как дополнение к традиционным механизмам коммуникации с клиентами (выставки, личные продажи и др.). Поэтому компаниям стоит прежде всего выбирать те инструменты, которые позволят интегрировать онлайн- и оффлайн-взаимодействие с клиентами, улучшить бизнес-процессы и повысить уровень удобства и сервиса для клиентов.

Для этого необходимо прежде всего разобраться с возможностями и особенностями использования инструментов интернет-маркетинга для В2В-компаний. Среди рекомендованных инструментов для промышленного рынка авторы [6-8; 9, с. 274; 10, с. 141; 11] предлагают следующие:

- сайт компании,

- новостные сайты,

- поисковое продвижение,

- профессиональные формы,

- канал YouTube,

- e-mail рассылка,

- социальные сети (SMM).

По предложенному перечню возникает закономерный вопрос: что в первую очередь стоит делать промышленной компании, как связаны инструменты между собой, от чего можно отказаться.

Гипотезы и методы исследования. Для

ответа на этот вопрос автором было проведено

небольшое исследование среди руководителей предприятий и компаний, работающих в сфере промышленного производства (30 компаний, 34 человека), и среди компаний, работающих в сфере интернет-маркетинга (14 компаний, 14 человек). Исследование проводилось в г. Омске. Руководителям этих компаний было предложено проранжировать важность решаемых задач от 1 до 5 (5 - «принципиально важно», 1 - «не важно»), а также отметить основные проблемы разработки и продвижения компании в Интернете.

Исследование проводилось в два этапа: сначала респондентам было предложено заполнить оценочный лист и выставить баллы по инструментам и решаемым задачам. Далее была проведена фокус-группа для уточнения опыта работы с различными инструментами.

Результаты исследования. По результатам исследования, и руководители промышленных предприятий и компаний, и специалисты в области интернет-маркетинга однозначно назвали сайт главным, интегрирующим инструментом маркетинга (табл. 1). Это, видимо, объясняется еще и тем, что грамотно разработанный сайт позволяет решать несколько маркетинговых задач (от изучения потребителей, понимания коммуникационного воздействия и до непосредственного перевода контакта с сайтом в заказ или покупку).

Инструмент Решаемые задачи Приоритет использования в компаниях

Сайт компании - Информировать о компании и продукции; - рассказывать и показывать продукты / услуги; - информировать о деятельности и основных проектах; - размещать и просматривать отзывы клиентов; - формировать, оплачивать и отслеживать заказ 1

Новостные сайты Информировать о деятельности компании, проектах 5

Поисковое продвижение - Выставлять сайт компании в ТОП-10, 20, ...; - быстрее находить нашу компанию клиенту 2

Профессиональные форумы - Отлеживать отзывы клиентов; - отслеживать конкурентов; - собирать информацию о будущих проектах и возможных заказах; - общаться с коллегами; - рекомендовать продукты / решения компании; - собирать часто встречающиеся вопросы и отвечать на них 3

Канал YouTube Показывать технологии / продукцию компании «в действии» 5

E-mail рассылка - Направлять персональную информацию / предложения; - информировать о предстоящих событиях, специальных предложениях 3

Таблица 1

Обзор основных инструментов интернет-маркетинга для промышленных (В2В) компаний

Окончание табл. 1

Инструмент Решаемые задачи Приоритет использования в компаниях

Баннерная реклама Переводить клиента на сайт 4

Социальные сети (SMM) - Информировать о предстоящих событиях, специальных предложениях; - общаться с клиентами, создавать «тематические группы»; - собирать отзывы и предложения 5

Источник: результаты исследования.

Как отметили участники фокус-группы, именно сайт предоставляет промышленным компаниям уникальные возможности для глобализации и перехода от «массового» маркетинга к маркетингу «один одному», поскольку сайт лучше, чем какой-либо другой инструмент (в том числе и личные продажи), дает возможность предоставить оптимальную по количеству и качеству информацию, дополнить ее иллюстрациями, фотографиями, графиками, при необходимости даже видеоматериалами. Использование сайта позволяет повысить качество и доступность сервиса: к примеру, материалы на веб-сайте компании доступны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Но самое главное преимущество сайта, по мнению автора, заключается в том, что при грамотном его построении он способен интегрировать все элементы комплекса маркетинга (продуктовую и сервисную политику, ценообразование, продвижение и продажи, а также работу персонала).

В связи с этим интернет-маркетинг в промышленной компании всегда следует начинать с сайта и значительную часть ресурсов и усилий сосредотачивать на работе с ним, поскольку сам факт наличия сайта не всегда позволяет решать задачи компании как в части привлечения новых клиентов, так и в части перевода контактов в сделки. Чтобы сайт полноценно выполнял все маркетинговые функции, ему необходима поддержка со стороны других инструментов интернет-маркетинга.

Отметим в связи с этим принципиальные моменты, которые следует принимать во внимание при разработке программ интернет-маркетинга для промышленных компаний:

1. Изменения отношения потребителей к коммуникациям. По мнению Ким Ларсон, международного директора Google BrandLab, большая часть потребителей (в том числе и промышленных) мало доверяет «официальным» коммуникациям самой компании, а больше склонна верить информации от таких же потребителей

или иных независимых источников. В частности, она говорит: «Вместо того чтобы рассказать свою историю с помощью видео, предложите пользователям поучаствовать в ее создании» [12]. Поэтому новостные сайты, профессиональные форумы и даже социальные сети обязательно должны включаться в каналы коммуникации промышленной компании, поскольку новости и любая иная информация из этих источников будет считаться более надежной и достоверной (особенно если новостной ресурс или форум дает возможность генерировать и просматривать «обратную связь» с другими потребителями). Компания, конечно, может столкнуться со сложностями в управлении этими неконтролируемыми коммуникациями, особенно если до этого использовала только свои контролируемые каналы. Однако это не повод для отказа от использования социальных сетей, форумов и других профессиональных сайтов, а скорее возможность для соответствующей корректировки маркетинговой деятельности.

2. Бурный рост числа промышленных компаний, имеющих собственный сайт. Коммерческие пользователи Интернета - самая быстрорастущая его часть, и наличие у компании сайта уже не является её безусловным конкурентным преимуществом, а скорее, отсутствие сайта автоматически исключает предприятие из конкурентной борьбы. На этом фоне все актуальнее становится тема продвижения самого сайта, чтобы среди многочисленных конкурирующих компаний выделиться, стать интересным и актуальным профессиональным ресурсом. Поэтому эффективная работа интернет-сайта обязательно подразумевает его постоянное продвижение и обновление.

3. Компания и её сайт обязательно должны поддерживаться не только сотрудниками компании, но и постоянными коммуникациями с потребителями. В связи с этим продвижению корпоративного сайта промышленной компании хорошо способствуют социальные сети и

профессиональные форумы / блоги, поскольку в SMM и форумах у потенциального покупателя не возникает ощущение навязчивости, как это часто бывает с прямой рекламой и информацией, поскольку он имеет больше шансов увидеть и услышать там мнение других клиентов, экспертов и других людей, у которых нет задачи продвижения и продажи конкретного продукта.

4. В промышленном маркетинге хорошая оптимизация под поисковики, а также регулярное обновление информации на сайте позволяет экономить деньги на производстве дорогостоящей полиграфической продукции и быстро актуализировать необходимую информацию.

5. Многочисленные возможности, которые предоставляет одна лишь процедура регистрации на сайте: проведение опроса клиентов, ор-

ганизация персонифицированной e-mail рассылки с учетом интересов той или иной группы потенциальных потребителей без ощутимых затрат средств, внедрение программ лояльности (установление специальных скидок для зарегистрированных пользователей).

Заключение. Обобщая вышеизложенное, можно заметить, что для повышения эффективности программ интернет-маркетинга в промышленных компаниях стоит уделять внимание не только тем инструментам, которые наиболее интересны и удобны для компании, но и тем, которые интересны покупателю (т. е. позволяют решать его задачи наилучшим способом). Поэтому в табл. 2 показаны преимущества отдельных инструментов интернет-маркетинга с позиции продавца (производителя), покупателя и для обеих сторон.

Таблица 2

Преимущества и инструменты интернет-маркетинга для промышленных компаний и их клиентов

Пользователи Преимущества Используемые инструменты

Покупатели - Немедленный доступ к большому количеству информации о поставщиках; - доступ к большому количеству поставщиков; - уменьшение затрат на управление покупками; - возможность сравнивать конкурирующих поставщиков в режиме онлайн - Сайт; - поисковая оптимизация; - социальные сети; - блоги

Продавцы - Доступ к новым клиентам; - уменьшение расходов на поиски новых клиентов; - уменьшение расходов на управление продажами; - возможность создания базы данных о клиентах и управления этими сведениями, чтобы сконцентрировать усилия на наиболее активных и рентабельных сегментах; - устранение посредников, несущих мало ценности; - улучшение коммуникаций в каналах сбыта; - уменьшение затрат на коммуникации в каналах сбыта; - ускорение бизнес-процессов; - создание прозрачной информационной структуры компании, что способствует формированию ее позитивного имиджа и повышению доверия к ней со стороны других предприятий - Сайт; - интеграция систем онлайн-оплаты; - система обратной связи; - CRM-система; - интегрированные корпоративные системы (онлайн и оффлайн)

Обе стороны - Стимулирование к самостоятельному поиску информации, что повышает эффективность сделки для клиента и понижает расходы для продавца; - открытый доступ 24 часа в сутки, 7 дней в неделю; - автоматизация управленческих задач (скорость, точность, уменьшение затрат); - оптимизация логистики, прозрачность инвентаризации, возможность отследить заказ; - укрупнение и углубление отношений между продавцом и его ключевыми клиентами (доступ к закрытой информации); - возможность наладить и упростить взаимодействие клиента с поставщиком - CRM-система; - интегрированные корпоративные системы (онлайн и оффлайн); - система формирования обратной связи

Источник: Разработано и дополнено автором на основе: [6; 13, с. 27; 14, с. 211; 15, с. 67; 16, с. 130].

Стоит отметить, что значительных дивидендов от интернет-продвижения промышленная компания может добиться только путем совместного использования своего сайта и комплекса дополнительных инструментов по его продвижению для целевой группы потребителей и экспертов. Кроме того, современный эффективный маркетинг в сфере В2В предпола-

гает еще и интеграцию инструментов онлайн и оффлайн, поскольку обслуживают покупателей и закрывают сделки все-таки преимущественно сотрудники компании. Поэтому расширение активности промышленной компании в Интернете обязательно должно сопровождаться адекватными организационными изменениями в компании.

Литература

1. Димитко Е. С. Поведение потребителей на В2В-рынках // Клиентинг и управление клиентским портфелем. - 2012. - № 4. - С. 302-308.

2. Юрчак А. В. Как ускорить развитие контент-маркетинга в B2B // Промышленный и В2В маркетинг. - 2012. - № 3. - С. 170-178.

3. Барышев А. В. Эффективное продвижение на В2В-рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2007. - № 6.

4. Steenburgh T., Avery J., Dahod N. HubSpot: Inbound Marketing and Web 2.0 // Harvard Business Review. - 2009. - May 28.

5. Fritz J. Cause-Related Marketing: What You Need to Know. - URL : http://nonprofit.about.com/ od/fundraising/a/causemarketing.htm.

6. Блейхман О. Особенности маркетинга рынка B2B на примерах российского бизнеса в сфере сложнотехнической продукции и услуг. - URL : http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/ oso-bennosti-marketinga-rynka-b2b-na-primerakh-rossijjskogo-biznesa-v-sfere-slozhnotekhnicheskojj-pro-duktsii-i-uslug/.

7. Иванов Л. B2B маркетинг. - URL : http://www.src-master.ru/b2b-marketing/.

8. Beinhocker E., Davis I., Mendonca L. The 10 Trends You Have to Watch // Harvard Business Review. - 2009. - July 06.

9. Halvorson K. The Discipline of Content Strategy // A List Apart. - 2008. - № 274. - URL : http://alistapart.com/article/thedisciplineofcontentstrategy.

10. Снигерев А. Н. Интернет-сайт как эффективный инструмент для достижения стратегических целей компании // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2010. - № 2. - С. 138-146.

11. Business dictionary. - URL : http://www.businessdictionary.com/definition/cause-related-mar-keting.html.

12. Ларсон К. Разработка стратегии продвижения контента на YouTube: уроки от Google BrandLab. - URL : https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/article/razrabotka-strategii-prodvizhe-niia-kontenta-na-youtube-uroki-ot-google-brandlab/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ашарапова Е. В. Интернет-имидж компании через призму антикризисных коммуникаций // Интернет-маркетинг. - 2009. - № 1. - С. 26-35

14. Барышев А. В. Интернет для b-2-b-маркетинга: новый канал сбыта и эффективное средство коммуникаций // Индустриальный и b2b маркетинг. - 2011. - № 3.

15. Верлуп Е.В. Роль маркетинга партнерских отношений в становлении теории промышленного маркетинга // Современные аспекты экономики. - 2013. - № 11 (195). - С. 65-69.

16. Комаров Н. М., Борзов М. М. Особенности и перспективы развития электронного рынка b-2-b услуг // Маркетинг услуг. - 2010. - № 2. - С. 128-139.

References

1. Dimitko E.S. Povedenie potrebitelei na B2B-rynkakh [Behavior of consumers in the B2B-markets]. Klienting i upravlenie klientskimportfelem, 2012, no. 4, pp. 302-308.

2. Yurchak A.V. Kak uskorit' razvitie kontent-marketinga v B2B [How to accelerate development of content marketing in B2B]. Promyshlennyi i B2B marketing, 2012, no. 3, pp. 170-178.

3. Baryshev A.V. Effektivnoe prodvizhenie na B2B-rynke [Effective advance in the B2B-market]. Marketing i marketingovye issledovaniya, 2007, no. 6.

4. Steenburgh T., Avery J., Dahod N. HubSpot: Inbound Marketing and Web 2.0. Harvard Business Review, 2009, May 28.

5. Fritz J. Cause-Related Marketing: What You Need to Know, available at: http://nonprofit. about.com/od/fundraising/a/causemarketing.htm.

6. Bleikhman O. Osobennosti marketinga rynka B2B na primerakh rossiiskogo biznesa v sfere slozhnotekhnicheskoi produktsii i uslug [Features of marketing of the market of B2B on examples of the Russian business in the sphere of slozhnotekhnichesky products and services], available at: http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/osobennosti-marketinga-rynka-b2b-na-primerakh-rossijjsko-go-biznesa-v-sfere-slozhnotekhnicheskojj-produktsii-i-uslug/.

7. Ivanov L. B2B marketing, available at: http://www.src-master.ru/b2b-marketing/. (in Russian).

8. Beinhocker E., Davis I., Mendonca L. The 10 Trends You Have to Watch. Harvard Business Review, 2009, July 06.

9. Halvorson K. The Discipline of Content Strategy. A List Apart, 2008, no. 274, available at: http://alistapart.com/article/thedisciplineofcontentstrategy.

10. Snegirev A.N. Internet-sait kak effektivnyi instrument dlya dostizheniya strategicheskikh tselei kompanii [The website as the effective tool for achievement of strategic objectives of the company]. Marketing i marketingovye issledovaniya, 2010, no. 2, pp. 138-146

11. Business dictionary, available at: http://www.businessdictionary.com/definition/cause-related-marketing.html.

12. Larson K. Razrabotka strategii prodvizheniya kontenta na YouTube: uroki ot Google BrandLab [Development of strategy of promotion of content on YouTube: lessons from Google BrandLab], available at: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/article/razrabotka-strategii-prodvizheniia-kontenta-na-youtube-uroki-ot-google-brandlab/.

13. Asharapova E.V. Internet-imidzh kompanii cherez prizmu antikrizisnykh kommunikatsii [Internet image of the company through a prism of anti-recessionary communications]. Internet-marketing,

2009, no. 1, pp. 26-35

14. Baryshev A.V. Internet dlya b-2-b-marketinga: novyi kanal sbyta i effektivnoe sredstvo kom-munikatsii [The Internet for b-2-b-marketing: new sales channel and effective remedy of communications]. Promyshlennyi i B2B marketing, 2011, no. 3.

15. Verlup E.V. Rol' marketinga partnerskikh otnoshenii v stanovlenii teorii promyshlennogo marketinga [Role of marketing of partnership in formation of the theory of industrial marketing]. Sovremennye aspekty ekonomiki, 2013, no. 11 (195), pp. 65-69.

16. Komarov N.M., Borzov M.M. Osobennosti i perspektivy razvitiya elektronnogo rynka b-2-b uslug [Features and prospects of development of the electronic b-2-b market of services]. Marketing uslug,

2010, no. 2, pp.128-139.

Сведения об авторе

Исаева Елена Владимировна - д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой стратегического маркетинга Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: ev_isaeva@mail.ru

About the author

Isaeva Elena Vladimirovna - Doctor of Economic sciences, Professor, Head of the Department of Strategic Marketing

Postal address: 55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: ev_isaeva@mail.ru

Для цитирования

Исаева Е. В. Базовые инструменты интернет-маркетинга для промышленных компаний // Вестн. Ом. унта. Сер. «Экономика». 2016. № 4. С. 85-91.

For citations

Isaeva E.V. Basic Internet marketing tools for industrial enterprises. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 4, pp. 85-91. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.