Научная статья на тему 'Базовые элементы художественной структуры школьной драмы: сериалы "Подростки с улицы Деграсси" и "Беверли Хиллс 90210"'

Базовые элементы художественной структуры школьной драмы: сериалы "Подростки с улицы Деграсси" и "Беверли Хиллс 90210" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
153
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСЕРИАЛ / ПОДРОСТКИ С УЛИЦЫ ДЕГРАССИ / БЕВЕРЛИ ХИЛЛС 90210 / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЮЖЕТ / КЛИШЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Спутницкая Нина Юрьевна

В статье рассмотрены ключевые элементы поэтики сериала о школьниках на примере двух англоязычных сериалов: «Подростки с улицы Деграсси» и «Беверли Хиллс 90210». Автор на основе стереотипных сюжетных моделей успешных сериалов о школе выявляет устойчивую структуру эстетической модели, доказывая, что она является одним из обязательных условий функционирования медиатекста и опознания его жанровой спецификации, анализирует трансформации ключевых мотивов под воздействием внешних обстоятельств. В статье отмечается и влияние англоязычных сериалов на формирование национальной эстетической модели российского школьного сериала в 2000-х-2010-гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые элементы художественной структуры школьной драмы: сериалы "Подростки с улицы Деграсси" и "Беверли Хиллс 90210"»

INJURIA | Экранная травма

УДК 778.5+791.43.067+7.097

Базовые элементы художественной структуры школьной драмы: сериалы «Подростки с улицы Деграсси» и «Беверли Хиллс 90210»3

Спутницкая н. Ю.

Аннотация

В статье рассмотрены ключевые элементы поэтики сериала о школьниках на примере двух англоязычных сериалов: «Подростки с улицы Деграсси» и «Беверли Хиллс 90210». Автор на основе стереотипных сюжетных моделей успешных сериалов о школе выявляет устойчивую структуру эстетической модели, доказывая, что она является одним из обязательных условий функционирования медиатекста и опознания его жанровой спецификации, анализирует трансформации ключевых мотивов под воздействием внешних обстоятельств. В статье отмечается и влияние англоязычных сериалов на формирование национальной эстетической модели российского школьного сериала в 2000-х-2010-гг.

Ключевые слова

телесериал, Подростки с улицы Деграсси, Беверли Хиллс 90210, идентичность, сюжет, клише

The basic elements of school drama: TV- series "Degrassi junior-high" and "Beverly hills 90210"

SPUTNITSKAYA N. Y. Abstract

The article is devoted to the key elements of the poetics of the TV-series about teenagers on the example of two TV- shows: «Degrassi junior-high» and «Beverly hills 90210". The author on the basis of stereotypical plot models of the successful series about the school, identifies a stable structure of its aesthetic models, proving that it is one of the prerequisites for the functioning of the media text and identify its genre specification. The author analyzes some the transformations of key motifs by social context. The article also notes the influence of «Degrassi junior-high» and «Beverly hills 90210" on the Russian TV-series about school in the 2000s-2010.

Key words

TV series, Degrassi junior-high, Beverly hills 90210, identity, plot, cliché 3. Временные границы

«Школьный календарь» определяет структуру сезона: старт — начало учебного года, финал — его окончание. Хэллоуин, Рождество, Новый год, День Святого Валентина и бал по случаю окончания учебного года — базовые элементы каждого сезона включают аудиторию в систему культурных кодов и традиций англоязычной подростковой литературы [4].

На развитие драматического эпизода в «Подростки с улицы Деграсси» отводится учебная неделя, в «Беверли Хиллс 90210» структура мобильнее, сюжет серии может составить два-три экранных дня или, например, полная чудес рождественская ночь. С третьего сезона в сериале А. Спеллинга происходит

3 Продолжение, начало см. № 2(3). 28

экспериментальное изменение «календарного плана»: основная часть событий приходится на летние каникулы, что влечет соответствующую смену локаций: Бренда и Донна едут в Париж, а драматические коллизии с остальными персонажами переносятся на территорию элитного пляжного клуба. Это дало возможность развернуться новым мелодраматическим линиям: во Франции у Бренды зарождаются романтические отношения с соотечественником, Донна пробует себя в модельном бизнесе, в Калифорнии начинается роман Келли и Дилана. Заставка сезона характерно изменяется: «школьники» позируют в весьма смелых позах полуобнаженными на пляже. Начало учебы приходится на седьмую серию сезона (эпизод «A Song Of Myself4»). Однако «парижский сюжет» будет иметь продолжение, что придаст дополнительный драматизм мелодраматическому любовному треугольнику «Бренда — Дилан — Келли» — ключевой интриге сезона. И, хотя уже в девятнадцатой серии Бренда и Дилан расстаются (эпизод «Back In The High Life Again5»), вероятность воссоединения пары сохранится до конца сериала.

4. Базовые элементы художественной структуры

На основе проанализированных сезонов можно сделать выводы, о том, что собой представляет экранная школьная субкультура, представленная через выявленные стабильные элементы: персонажные и фабульные. Следует выделить следующие ролевые клише: популярная девушка; подруга популярной девушки; популярный юноша; лузер;

представитель реальной подростковой субкультуры (рокер/гот/металлист/панк); хулиган;

отличница-ботаничка; новенькая/новенький; мажор;

социально неблагополучный подросток. Диапазон профессиональных компетенций в сериальной школьной субкультуре весьма ограничен: •_спортсмен;

4 Песня обо мне (англ).—Прим. ред.

5 Снова в светскую жизнь (англ).—Прим. ред.

• музыкант/ди-джей школьного радио;

• журналист/редактор школьной газеты.

Если в российском сериале [3] значительное внимание уделено педагогам: они представлены разными возрастными категориями, и одним из обязательных противостояний является конфронтация педагогов (чаще всего завуча и директора, молодого и пожилого педагога), то в англоязычном сериале обязательно присутствует преподаватель словесности и истории/истории искусства, мировой культуры, антропологии. Таким образом, приоритет в 1990-2000-е гг. отдается гуманитарным дисциплинам. Устойчива и структура серии. В завязке один из представителей школьной субкультуры сталкивается с проблемой (недостача). Кроме основного заявляется и как минимум один дополнительный сюжет, который подбирается чаще всего по принципу гендерного или возрастного равновесия: если в центральном сюжете действует девушка, то в дополнительном — юноша, и наоборот; история о старшекласснике дублируется историей о школьнике из другой возрастной категории или историей взрослого персонажа

• появление героя серии в школе, столкновение с коллективом/учителем

• ошибка героя / неожиданное препятствие

• кульминация (герой пересматривает свои взгляды/доказывает правоту)

• развязка, в которой утверждается нормативное поведение

• развязка дополнительной линии

• эпилог, ситуация стабилизируется, герой находит поддержку близких/друзей/коллектива. Такая устойчивая модель позволяет формировать относительно закрытые сюжетные конструкты, реализующие принцип вертикальности в школьном сериале. (Двусерийность для истории и драматургические «крючки» не характерны для «Подростков с улицы Деграсси» и первых сезонов «Беверли Хиллс 90210».)

Стабильна и структура сцены-эпизода. Разберем самую простую модель. Интрига: Между подростками встает третье лицо. В первом случае («Подростки с улицы Деграсси») — будущий ребенок, во втором («Беверли Хиллс 90210») — отец девушки. Оба эпизода — финалы серий.

Эпизод объяснения Спайк и Шейна Эпизод объяснения Бренды с отцом

Превью (Спайк ждет ребенка от Шейна, родители которого не знают об отношениях и проблемах сына с девушкой. Спайк избегает встреч с Шейном, отвергает его попытки помочь. На психологическом тренинге, чтобы оценить готовность к родительским обязанностям, Спайк получает задание: неделю заботится о курином яйце, которое служит моделью ребенка. На третий день Спайк предлагает Шейну поучаствовать в эксперименте. Юноша несколько дней терпеливо сносит насмешки одноклассников, но все-таки не справляется с заданием: в пятницу вечером, он бросает «ребенка» дома и сбегает на вечеринку одноклассников, где его застает Спайк. (На протяжении второго сезона внимание зрителя было приковано к взаимоотношениям семнадцатилетних одноклассников Бренды и Дилана, которые осложнялись тем, что отец Бренды является финансовым опекуном Дилана. Родители Бренды, узнав об интимных отношениях подростков, запрещают им видеться. Бренда уходит из дома, и подростки начинают совместную жизнь. До этого эпизода все попытки авторитарного отца вернуть дочь домой не увенчались успехом).

Герои Спайк Шейн Бренда Джим

Цель героев Порвать отношения, выразить гнев Обрести доверие Отстоять право на встречи с Диланом Вернуть дочь в семью

Спайк в гневе разбивает яйцо, которое играло роль ребенка в психологичкеском тренинге будущих молодых родителей Дочь не реагирует на авторитарные речи, Джим пробует перейти от «метода кнута» к методу «пряника» Увидев отца в новом качестве, Бренда соглашается на его условия, но не обещает вернуться домой

Эмоции Разочарование, негодование Вина Страх потерять дочь пересилил гнев Раздражение сменяет интерес

Итог/ сюжетный поворот Шейн решает рассказать родителям о беременности Спайк Бренда полетит в Париж на летние каникулы вместе с подругой

Разумеется, это самые общие принципы описания школьного сериала как системы, внутри каждого проекта существуют подробно разработанные регистры сюжетов и «библии» персонажей.

Стремясь к созданию согласованной системы и достоверных типажей, сценаристы используют дополнительные инструменты. Например, у российских сценаристов популярностью пользуется теория эннеаграмм Дона Ричарда Рисо и Расса Хадсона, морфологический ящик, предложенный швейцарским

астрофизиком Фрицем Цвики, основанный на разложении сложных систем, объектов, событий на модули — составляющих с четко определенными границами, который позволяет комбинировать отдельные сюжетные модули, и другие инструменты. Но, так или иначе, в основе всех этих систем лежат приемы формальной школы [2]. 5. Семья: взрослые дети

В Деграсси учатся дети из семей среднего класса, в Западном Беверли — преимущественно дети политической, бизнес и артистической элиты, что порождает дополнительные конфликтные схемы. Отец Дилана, крупный финансист, находился в тюремном заключении за финансовые махинации, скрывался от полиции, инсценировал собственную смерть. Мать Стива — популярная актриса, чья популярность сошла на «нет», в середине проекта оказывается лесбиянкой. Мать Келли, Джеки Тэйлор, бывшая модель, борется с алкоголизмом.

У Бренды, Брендона и Дэвида родители не принадлежат бомонду (финансист, стоматолог, домохозяйка), поэтому их конфликты сосредоточены внутри семьи: ребята переживают или развод родителей, или угрозу распада брака, Дэвид сталкивается с проблемой психического заболевания у матери. Введение этих конфликтов повышает для персонажей ценность дружбы (ибо ребята решают проблемы сообща) и привлекает к сериалу взрослую аудиторию. И как венец идеи опеки взрослых — герои «Беверли Хиллс 90210» спасают от разорения «Персиковую косточку», владелец которой Нэт — изначально работодатель Брендона Уолша, постепенно оказывается под патронажем подростков. И весьма симптоматично, что в последующих сезонах, когда бывшие школьники лишаются «домашнего очага», символом которого служил дом Уолшей (Уолши старшие уезжают из Лос-Анджелеса), авторы «пускают в расход» и «Персиковую косточку». Кафе, которое было для Нэта убыточным семейным делом, а для школьников Западного Беверли — дублером родного дома, преобразуется в ночной клуб — место для раскрутки рок-групп, новых сюжетов и лиц проекта. Таким образом, семья — источник переживаний, конфликтов, и тем не менее, все герои стремятся создать ее, и даже успевают вступить в брак. Если корректировка внутри стереотипной ролевой модели в проекте «Подростки с улицы Деграсси» была связана в первую очередь с возрастными изменениями исполнителей, то в «Беверли Хиллс 90210» она зачастую продиктована нюансами личной жизни актеров. Так, теплая дружба Джени Гарт и Тори Спеллинг стала основой для формирования в проекте пары закадычных подруг и коллег. Музыкальные опыты Брайн Остин Грина и его отношения с исполнительницами ролей Вэлери и Джины находили отражение в сериале. Возвращение в сериал Эмили Валентайль — результат бурного и длительного романа Джейсона Пристли (Брендон) и Кристин Элис (Эмили). Таким образом, стихийность драматурги определялась уже не социальным контекстом.

Авторы «Деграсси» также включали элементы реальных жизней актеров в их характеры, чтобы сделать сюжетные линии более правдоподобными для аудитории. Так, после внезапной смерти брата Нила Хоупа, исполнителя роли Дерека Вилера, сценаристы, заручившись согласием актера, «убивают» обоих родителей его персонажа в автокатастрофе. Стефани исчезает из сериала, после того, как ее мать решает с отчимом покинуть Ванкувер, а Артур остается с отцом и мачехой.

На основе анализа всех сезонов «Подростков с улицы Деграсси» и трех сезонов «Беверли Хиллс 90210», посвященных школьным годам, можно сделать выводы о ценностях, аксиологических нормах и предложенных моделях успешной социализации поколений школьников 1980-1990-х гг., среди которых следующие:

• брак как социальная норма;

• рождение детей и забота о них, как итог взаимоотношений мужчины и женщины;

• дружба как высшая ценность.

Кроме всего сериалы популяризируют определенные профессии. Обратим внимание, что журналистика — одна из наиболее востребованных специальностей экранных выпускников: ее выбирают Кэйтлин и Брендон — центральные персонажи сериалов. При этом в «Беверли Хиллс 90210» выбор профессии определяется ее престижем: Бренда улетает в Великобританию изучать актерское мастерство в Королевской академии театрального искусства, Андреа получает место в Йельском университете, Донна становится успешным дизайнером одежды (исполнительница роли Тори Спеллинг выпустила несколько линий ювелирной продукции).

Восприятие беременности в школе — это отражение магистральной точки зрения общества на проблему. Реакции экранных школьников Деграсси — это зеркало реакций взрослых, формирующих мировоззрение: «Спайк должна учиться в специальном пансионе», «Не только Спайк, но и Шейн несет за это ответственность», «Мы не можем делать вид, что ничего не произошло» — таков диапазон мнений учащихся в Деграсси на исходе 1980-х гг. Если финале 1980-х гг. семнадцатилетний ученик старшей школы Деграсси с трудом решался приобрести в ближайшем супермаркете контрацептивны, а в «Беверли Хиллс 90210» в 1992 дискуссия о продаже презервативов на территории школы развернулась на целую серию, то сегодня у старшеклассников проблемы иного толка: они беременеют, рожают и отдают детей на воспитание, без общественного порицания вступают в интимные отношения со школьниками обоих полов — сериалы не только транслируют новые социальные нормы, сколько корректируют и прививают их в молодежной среде.

Тема гомосексуальной идентичности (осознания себя как лица гомосексуальной ориентации) возникает в сериалах о школе после того, как в обществе утверждается новое представление об однополых

отношениях (в начале 1990-х ВОЗ исключила гомосексуализм из перечня диагнозов. — Н. С.). На исходе 1990-х гг. тема появляется в «Беверли Хиллс 90210» сначала отраженно: Стив узнает, что его мать — представитель сексуальных меньшинств, а затем гомосексуалистом признает себя лидер студенческого кампуса. Сегодня необходимость включения сюжетов гендерной идентичности и гомосексуального поведения в западном сериале перестала обсуждаться в большинстве стран, производящих самые рейтинговые сериалы о школьниках [3]. Закрепление мотива в экранной школьной субкультуре связано с укреплением в системе образования программы сексуального воспитания в учебных заведениях.

6. Синхронизация с реальностью

Постепенно в «Беверли Хиллс 90210» воспитание школьников превращается в утоление информационного голода: актуализируются периферийные зоны — кафе, ночной клуб, пляж, а школа/университет/работа уходит на периферию, служа только для реализации мелодраматических сюжетов. Таким образом, за десятилетие, к 2000-м гг., «Беверли Хиллс 90210» проделал путь от повествования-инструкции к повествованию-симулякру [7].

В итоге сериал повел себя как неконтролируемая система, нетранзитивное медиа (если обратиться к терминологии Ж. Бодрийяра [1]). По сути, проект выступил как тотальная система, навязывающая целевой аудитории стихийную игровую модель, он не отвечает на запрос общества, а формирует его. То, что в экранной школе Деграсси выстраивалось в течение пяти лет: дружба, привязанность, социальные и профессиональные ориентиры,— было деконструировано в «Деграсси: после школы» (Degrassi Scholl's out, 1992)6 — блестящем финальном аккорде проекта, начинающегося с беззаботного пари юношей: кто из них раньше простится с девственностью. Однако летнее безумье по случаю окончания школы оборачивается

серией драматических событий и страшной трагедией. Одна девушка чуть не утонула, главная влюбленная пара Кэйтлин — Джоуи распалась из-за связи на стороне, а Уилз, сев за руль в нетрезвом виде, стал причиной гибели двухлетнего ребенка и страшных увечий взрослых, среди которых его одноклассница яркая, успешная Люси, обреченная остаться глубоким инвалидом. «Деграсси: после школы» разрушил базовое свойство школьного сериала — ощущение опоры и безмятежности в кругу одноклассников, произвел шокирующее впечатление на аудиторию, оставил отрезвляющий эффект. Выяснилось, что школьные романы не перерастают в сказочную формулу «долго и счастливо», мир за стенами учебного заведения беспощаден и неоднозначен, а закадычные школьные приятели вряд ли останутся преданными, всепрощающими друзьями «на всю оставшуюся жизнь».

Таким образом, стереотипные модели в успешных сериалах о школе трансформируются, варьируются под воздействием внешних обстоятельств, однако

6 В России фильм был разбит на шесть серий.—Прим. авт.

34

устойчивая структура — одно из обязательных условий функционирования медиатекста и опознания его жанровой спецификации. В сериалах «Подростки с улицы Деграсси» и «Беверли Хиллс 90210» предложены ключевые сюжетные схемы и ходы, все остальное — переменные величины: сегодня вместо беременной школьницы внимание аудитории привлечет наркоман или ВИЧ-инфицированный подросток, взамен истории инициации чернокожего актуальность приобретает сюжет, построенный на гендерной инверсии — поле вариаций широко и диктуется социокультурным контекстом.

Литература

1. Бодрияйяр Ж. Симулякры и симуляция // Философия эпохи постмодерна.—М.: Красико-принт, 1996. С. 32-47.

2. Казючиц М. Ф. Человек в экранных искусствах: герой и сериал // Вестник ВГИК. 2011. № 9. С. 86-98.

3. Спутницкая Н. Ю. Универшкола. Сериал «Физика или Химия» // Искусство кино. 2011. № 11. С. 22-34.

4. Стеценко Е. Концепт детскости в литературе США // Литература двух америк. 2017. № 2. С. 287-410. Brickman B. J. New American teenagers: the lost generation of youth in 1970s film. Bloomsbury Academic. 2012, 280 p.

5. Graham McKinley E. Beverly Hills, 90210: Television, Gender, and Identity (Feminist Cultural Studies, the Media, and Political Culture) // University of Pennsylvania Press. September 1, 1997. 288 p.

6. Duscjinsky R, Reijman S. Filming disorganized attachment // Screen. Vol. 57. No. 4. Pp.397-414.

7. Lebeau V. Childhood and cinema. London: Reaction, 2008. 192 p.

Фильмография

Беверли Хиллс 90210 (Beverly Hills, 90210, 1990-2000, США), игр. телесериал Подростки с улицы Деграсси (Degrassi Junior High, 1987-1991, Франция), игр. телесериал

References

1. Baudrillard J. Simulyakry i simulyaciya // Filosofiya ehpohi postmoderna [Baudrillard J. Simulacres and simulation / / Philosophy of the postmodern era]

2. Kazyuchits M. F. Chelovek v ehkrannyh iskusstvah: geroj i serial // Vestnik VGIK. [Human Being in Media Arts: Character and TV Series // Bulletin VGIK]. М., 2011. № 9.

3. Sputnitskaya N. Y. Univershkola. Serial «Fizika ili Himiya» // Iskusstvo kino.[UniverSchool: TV-serial "Physics or chemistry" // Cinema art]. М. 2011. № 11.

4. Stecenko E. Koncept detskosti v literature SSHA [Concept of childishness in the literature of United States of America literature]// Literatura dvuh amerik. 2017. № 2. S. 287-410.

5.Brickman B. J. New American teenagers: the lost generation of youth in 1970s film. Bloomsbury Academic. 2012, 280 p.

6. Graham McKinley E. Beverly Hills, 90210: Television, Gender, and Identity (Feminist Cultural Studies, the Media, and Political Culture) // University of Pennsylvania Press. September 1, 1997. 288 p.

7. Duscjinsky R, Reijman S. Filming disorganized attachment // Screen. Vol. 57. No. 4. Pp.397-414.

8. Lebeau V. Childhood and cinema. London: Reaction, 2008. 192 p.

Filmography

Beverly Hills, 90210 (1990-2000, USA), TV series Degrassi Junior High (1987-1991, France), TV series

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.