Научная статья на тему 'Базовые алгоритмы адаптивного управления синхронным генератором с эталонной моделью'

Базовые алгоритмы адаптивного управления синхронным генератором с эталонной моделью Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
361
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИОННО-ТРАЕКТОРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АЛГОРИТМЫ АДОПТАЦИИ / ЭТАЛОННАЯ МОДЕЛЬ / СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР / POSITION-PATH CONTROL / ADAPTATION ALGORITHMS / REFERENCE MODEL / SYNCHRONOUS GENERATOR

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Медведев М.Ю., Пшихопов В.Х., Шевченко В.А.

В статье рассматривается задача управления синхронным генератором, а именно, сохранение устойчивости объекта управления в условиях возникновения шумов и возмущений в процессе регулирования. Модель синхронного генератора представлена системой дифференциальных уравнений Парка-Горева, определяющих переменные состояния относительно синхронно вращающихся d, q-осей. Управление синхронным генератором предлагается организовать на базе позиционно-траекторного регулирования с использованием алгоритмов адаптации с эталонной моделью. Базовый закон управления направлен на стабилизацию показателей частоты генерируемого тока и необходимого уровня мощности, что достигается за счет управления механическим моментом на валу турбины и значением напряжения возбуждения синхронного генератора. Модификация классического алгоритма адаптации с применением эталонной модели, позволяющая минимизировать ошибки регулирования эталонной и исследуемой модели в заданных пределах, производится по средствам введения в модель дополнительных переменных адаптации регулятора. Проведено математическое моделирование процесса управления при условии влияния на исследуемую модель постоянного нелинейного и не измеряемого возмущения. Результаты моделирования подтверждают высокий уровень точности слежения и адаптации исследуемой модели по отношению к эталонной, а значение присутствующей ошибки регулирования зависит от параметров быстродействия регулятора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Медведев М.Ю., Пшихопов В.Х., Шевченко В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Basic Algorithm of Adaptive Management of the Synchronous Generator with a Reference Model

The article discusses the the problem of controlling a synchronous generator, namely, maintaining the stability of the control object in the conditions of occurrence of noise and disturbances in the regulatory process. The model of a synchronous generator is represented by a system of differential equations of Park-Gorev, where state variables are computed relative to synchronously rotating d, q-axis. Management of synchronous generator is proposed to organize on the basis of the position-path control using algorithms to adapt with the reference model. Basic control law directed on the stabilizing indicators the frequency generated by the current and the required power level, which is achieved by controlling the mechanical torque on the shaft of the turbine and the value of the excitation voltage of the synchronous generator. Modification of the classic adaptation algorithm using the reference model, allowing to minimize the error of the reference regulation and the model under investigation within the prescribed limits, produced by means of the introduction of additional variables controller adaptation in the model. Сarried out the mathematical modeling of control provided influence on the studied model of continuous nonlinear and unmeasured the disturbance. Simulation results confirm the high level accuracy of tracking and adaptation investigated model with respect to the reference, and the present value of the loop error depends on parameters performance of regulator.

Текст научной работы на тему «Базовые алгоритмы адаптивного управления синхронным генератором с эталонной моделью»

Базовые алгоритмы адаптивного управления синхронным генератором с

эталонной моделью

М.Ю. Медведев, В.Х. Пшихопов, В.А. Шевченко Южный федеральный университет, Таганрог

Аннотация: В статье рассматривается задача управления синхронным генератором, а именно, сохранение устойчивости объекта управления в условиях возникновения шумов и возмущений в процессе регулирования. Модель синхронного генератора представлена системой дифференциальных уравнений Парка-Горева, определяющих переменные состояния относительно синхронно вращающихся d, q-осей. Управление синхронным генератором предлагается организовать на базе позиционно-траекторного регулирования с использованием алгоритмов адаптации с эталонной моделью. Базовый закон управления направлен на стабилизацию показателей частоты генерируемого тока и необходимого уровня мощности, что достигается за счет управления механическим моментом на валу турбины и значением напряжения возбуждения синхронного генератора. Модификация классического алгоритма адаптации с применением эталонной модели, позволяющая минимизировать ошибки регулирования эталонной и исследуемой модели в заданных пределах, производится по средствам введения в модель дополнительных переменных адаптации регулятора. Проведено математическое моделирование процесса управления при условии влияния на исследуемую модель постоянного нелинейного и не измеряемого возмущения. Результаты моделирования подтверждают высокий уровень точности слежения и адаптации исследуемой модели по отношению к эталонной, а значение присутствующей ошибки регулирования зависит от параметров быстродействия регулятора.

Ключевые слова: позиционно-траекторное управление, алгоритмы адоптации, эталонная модель, синхронный генератор.

Введение

Разработка системы управления синхронным генератором (СГ), обеспечивающей требуемый уровень качества генерируемой энергии и параметров работы генератора, является актуальной задачей, в связи с развитием концепций всеобщей электрификации, применения энергосберегающих, энергоэффективных технологий и повышение безопасного и устойчивого функционирования энергосетей. Особой задачей в синтезе системы управления СГ является построение управления, способного адаптироваться к возникающим возмущениям и шумам, которые могут появиться в процессе регулирования по ряду причин [1]. Построение регулятора, способного адаптироваться к внешним возмущениям таким

:

образом, что при изменяющихся параметрах объекта точность и качество системы оставалось неизменным, возможно с использованием систем адаптивного управления. При известной модели объекта и неизвестных параметрах используются алгоритмы адаптации с эталонной моделью, но в классическом исполнение такая система не способна адекватно реагировать на возникающие возмущения в процессе работы [2]. Данная задача может быть решена введением в модель объекта дополнительных параметров [3], позволяющих адаптировать ошибки регулирования эталонной и исследуемой модели в заданных пределах.

Базовый закон управления для СГ строится по принципам позиционно-траекторного управления, с успехом применяемого как в мобильных системах, таких как системы управления автономных устройств морского базирования [4-6], воздухоплавательных комплексов [7,8] и мобильных роботизированных систем [9,10], так и для построения управления стационарными системами, такими как системы управления тяговыми электродвигателями [11,12], двигателями постоянного тока, синхронными генераторами [13,14] и т.п.

Синтез адаптивного управления

Математическая модель СГ представлена системой дифференциальных уравнений Прка-Горева. В качестве переменных состояния в этой модели используются токи id, iq (мгновенные значения), отклонение угла 5 и угловая скорость ротора ю. В результате синхронная машина, работающая на систему неограниченной мощности через линию электропередачи, может быть представлена следующими уравнениями [15]: й8

— = а — 1, ёт

ёа Ьй , кМР , . В + Ммх

-Г = — ?-У^ ---1Ц1Р ---(а— 1) +-,

ёт 3Т 3TJ 3Т

1

did - LF (г, + Г ) . LF (Lq + Ье ) . + kMFrF

-= -1Г1 -®-1„ +---

dт Т "" Т д "

Ь

L

Ь F L "

кМ, „У? . (Х

г и, + —--81Л(д) :

L

д Ь

= кМр (г + г); ,- (Ьл + Ь У; :^кМр (Ь + Ь у (Ьл + Ь у кМрих л/3 81п(^) dт Ь

Ь + Ье) . -=-(01

dт Ь + Ье ) " (Ьд + Ье ) ' (Ьд + Ье ) 9 Ь + Ье )

кМ, . (г, + Ге) .

-°1„--1д--

С08(5) '

где

Ь = Ь„ Ь + Ье) - кМ„ \ , , А

д' р - собственные индуктивности обмоток

статора по продольной d и поперечной д оси, обмотки возбуждения ротора,

М

- взаимная индуктивность обмоток статора и ротора, г, Гр, Ге - активные

сопротивления обмоток статора, обмотки возбуждения ротора и линии

электропередачи, , ^ - напряжения шины бесконечной мощности (действующее значение) и обмотки возбуждения ротора, к -постоянная т

Парка, 3 - механическая постоянная времени. Все параметры модели, включая токи, напряжения и время, представлены в относительных единицах.

Рассматриваемая математическая модель эталонной и исследуемой моделей представлены системой уравнений (1), в эталонной модели для переменных состояния используется индекс т.

Произведем синтез управления для эталонной модели, стабилизирующее частоту тока и мощность генератора. Для управления этими параметрами регулируется механический момент на валу турбины и напряжение возбуждения. В соответствии с методом синтеза позиционно-траекторного управления [16] введем ошибки регулирования в виде: ¥эш = А • Уш - А2; (2)

У ш

где

О т А» А2 »

ш т = А = А2 =

р Яш т р А р А2 Р

Для обеспечения асимптотической сходимости оценки потребуем, чтобы ошибка (2) подчинялась решению уравнения:

1

Уэм + Т • Уэм = 0 (3)

Первая производная по ошибке (2) примет следующий вид:

У эм = А1 • У т

; (4)

Таким образом, уравнение (3) с учетом (2) и (4) запишем, как:

А • У т + Т • А • ут — Т • А2 = 0.

(5)

В скаляром виде уравнение (5):

А -а + Т • А •а — Т • А2 = 0

Ь т № т № 2№

А • Р + Т • А • Р — Т • А = 0

р р 1 2т 1 № 2 р и

(6)

Для удобства представления и решения уравнений введем некоторые сокращения, являющимися следствием системы (1):

М

а = / + тх т'

т ^ № т

Р = 6-л/3 • Я • (/1,

gm * п \с/12 т

3 •

(7)

+-

Ь

■и

Р т

• ))

(8)

/ = / — /

J 12 т и 1т л 2т

(9)

/1т = -4т • ^(Дт ) — .4т ' 8Ш<Дт ) (1 0)

/2т = (г,т • Ы^т ) + ¿йт ' Ю^т )) ' (®т — 1)

/. =

^ гат

, (11)

а гё + кМР аР —Ъ+О-г — ^ Ь + Ье) тёт (Ь, + Ье) Рт (Ь, + Ье) ,т (Ь, + Ь,)

С0Э(^т )

= — Ьр(г, + ге)4 а ЬР(Ьа + ЬеУ кМрГр . , Ьриху[ъ

У гёт

Ь

'гёт а т

Ь

■г + -

ат Ь

"¿Рт +'

Ь

^(Дт )

(12) (13)

Подставив выражения (7) - (13) в систему (7) получим уравнения регуляторов для эталонной модели:

М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= (

— / ) •т

^ № _ т / з

ир т = (

— Т№-А1№ + Т№-А2№

_Т а Р + ТА 4

^ ^ gm ^ 2Р- — /12 т )• Ь /(кМр ' 81п(^т))

А р •6•V3• Яп

(14)

Рассмотрим синтез адаптивного управления для исследуемой модели, цель управления в которой задается следующим образом:

¥ = А1 ■ У - А2 (15)

У =

где

ю

Введем дополнительные переменные адаптивного регулятора 2:

г =

г1 ¥1 ¥ъш

_ ^ 2 _ ¥2 - ¥2эт _

(16)

Ошибка управления задается в виде:

е = ¥-¥эт + В ■г (17)

В =

где

В,

Далее, аналогично процедуре синтеза для эталонной модели потребуем выполнения следующего равенства: е + Т ■ е = 0 (18)

Решая уравнение (18) относительно механического момента на валу и напряжения возбуждения, получим следующие выражения для адаптивного регулятора с эталонной моделью:

м„ =

ир = (

V А\м,

- /

6д/3 ■ А

- /12) ■

(19)

ь

1 р

к ■ Мр зт (ё)

(20)

В уравнениях (19), (20) использованы следующие сокращения:

к = А ■ю - В ■ А ■а + В ■ А ■а -Т ■ А ■а + Т ■ А ■а - Т ■ В ■ г

кр

= А ■ Р - В ■ А ■ Р + В ■ А ■ Р - Т ■ А ■ Р + Т ■ А ■ Р - Т ■ В ■ г

р 1 ¡ш 2 р 2 р 1 ¡ш 11 р 11 р 1 ¡ш 11 2 2

а так же сокращения аналогично (7)-(13).

р

В общем случае, адаптация системы управления к возникающим возмущениям происходит за счет автоматической подстройки параметров Б] и Б 2.

Моделирование системы

Результат моделирования системы представлено на рисунках 1 -4, где сплошной линией обозначены параметры исследуемой модели, а пунктирной параметры эталонной модели. Моделирование проводилось с использованием следующих параметров системы: Ьа=0.973; ^=10; к=1; Ы^0.923; Ц=0.55; Б=0; ЬН.088; Ь=1; Ье=0.997; г8=0.005; ге=0.005; п=0.14; ида=1; Яд=300; Л^=1; А1р=1; Tlw=10; Т1р=1; A2w=1; А2р=1. Возмущение, действующее на эталонную модель равно нулю, возмущение действующее на значения частоты вращения и мощности 5-Бт(31;).

Рисунок 1 - Угол 5

Рисунок 2 - Частота вращения вала

Рисунок 3 - Генерируемая мощность Рисунок 4 - Коэффициент адаптации Из результатов моделирования можно сделать вывод, что адаптивная система с высокой точностью следит за эталонной моделью и позволяет подовить возникающие возмущения в исследуемой системе, а отклонения значений переменных эталонной модели и исследуемой зависит от параметров быстродействия регулятора.

Работа выполнена при поддержке ЮФУ (грант № 213.01-07/2014-01 «Теория и методы энергосберегающего управления распределенными системами генерации, транспортировки и потребления электроэнергии»).

Литература

1. Медведев М. Ю., Шевченко В. А. Оценка возмущений в процессе автоматического регулирования синхронного генератора // Инженерный вестник Дона. 2013. №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/1930.

2. Александров А. Г. Оптимальные и адаптивные системы. 2-е изд // М.:Высшая школа. - 2003. - C. 279.

3. Пшихопов В.Х., Гуренко Б.В., Медведев М.Ю., Маевский А.М., Голосов С.П. Оценивание аддитивных возмущений анпа робастным наблюдателем с нелинейными обратными связями // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2014. № 3 (152). С. 128-137.

4. Пшихопов В.Х., Чернухин Ю.В., Федотов А.А., Гузик В.Ф., Медведев М.Ю., Гуренко Б.В., Пьявченко А.О., Сапрыкин Р.В., Переверзев В.А., Приемко А.А. Разработка интеллектуальной системы управления автономного подводного аппарата // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2014. № 3 (152). С. 87-101.

5. Pshikhopov V.K., Medvedev M.Y., Gurenko B.V. Homing and docking autopilot design for autonomous underwater vehicle // Applied Mechanics and Materials. 2014. Т. 490-491. pp. 700-707.

6. Pshikhopov V.Kh., Medvedev M.Yu., Gaiduk A.R., Gurenko B.V. Control system design for autonomous underwater vehicle // Proceedings - 2013 IEEE Latin American Robotics Symposium, LARS 2013 2013. pp. 77-82.

7. Пшихопов В.Х., Кульченко А.Е., Медведев М.Ю. Применение позиционно-траекторных алгоритмов управления одновинтовым мини-вертолетом с рулевым винтом // Материалы конференции «Информационные технологии в управлении» (ИТУ-2014) Санкт-Петербург, 2014. С. 117-122.

8. Пшихопов В.Х., Медведев М.Ю. Алгоритмы оценивания в системе управления автономного роботизированного дирижабля // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 2 (139). С. 200-207.

9. Pshikhopov V.Kh., Krukhmalev V.A., Medvedev M.Yu., Fedorenko R.V., Kopylov S.A., Budko A.Yu., Chufistov V.M. Adaptive control system design for robotic aircrafts // Proceedings - 2013 IEEE Latin American Robotics Symposium, LARS 2013 2013. pp. 67-70.

10. Пшихопов В.Х., Медведев М.Ю., Гайдук А.Р., Нейдорф Р.А., Беляев В.Е., Федоренко Р.В., Костюков В.А., Крухмалев В.А. Система позиционно-траекторного управления роботизированной воздухоплавательной платформой. Часть 2. Алгоритмы управления // Мехатроника, автоматизация, управление. 2013. № 7. С. 13-20.

11. Пшихопов В.Х., Медведев М.Ю., Шевченко В.А. Синтез энергоэффективных алгоритмов управления движением электропоезда в условиях преодоления неоднородностей профиля пути // Инженерный вестник Дона. 2013. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/1931.

12. Пшихопов В.Х., Гайдук А.Р., Медведев М.Ю., Беляев В.Е., Полуянович Н.К., Волощенко Ю.П. Энергосберегающее управление тяговыми приводами электроподвижного состава // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 2 (139). С. 192-200.

13. Шевченко В.А. Адаптивное управление синхронным генератором при заданном классе возмущений // Материалы конференции "управление в технических, эргатических, организационных и сетевых системах " Под редакцией С.Н. Васильева, И.А. Каляева, Д.А. Новикова, Г.Г. Себрякова. 2012. С. 328-331.

14. Шевченко В.А. Исследование математической модели и синтез системы автоматического регулирования частоты и амплитуды напряжения синхронного генератора электростанции // Информационное противодействие угрозам терроризма. 2012. № 18. С. 175-179.

15. Али З.М. Способы улучшения качества регулирования и устойчивости электротехнических комплексов с генерирующими источниками// Автореферат на соискание ученой степени кандидата технических наук, Казань, 2010г. - С. 6 - 9.

16. Пшихопов В.Х., Медведев М.Ю. Управление подвижными объектами в определенных и неопределенных средах. М.: Наука, 2011. 350 с. ISBN 9785-02-037509-3.

References

1. Medvedev M. Yu., Shevchenko V. A. Inzenernyj vestnik Dona. 2013. №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/1930.

2. Aleksandrov A. G. Optimal'nye i adaptivnye sistemy [Optimal and adaptive systems]. 2-e izd. M.:Vysshaya shkola. 2003. pp. 279.

3. Pshikhopov V.Kh., Gurenko B.V., Medvedev M.Yu., Maevskiy A.M., Golosov S.P. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tekhnicheskie nauki. 2014. № 3 (152). pp. 128-137.

4.Pshikhopov V.Kh., Chernukhin Yu.V., Fedotov A.A., Guzik V.F., Medvedev M.Yu., Gurenko B.V., P'yavchenko A.O., Saprykin R.V., Pereverzev V.A., Priemko A.A.. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tekhnicheskie nauki. 2014. № 3 (152). pp. 87-101.

5. Pshikhopov V.K., Medvedev M.Y., Gurenko B.V. Applied Mechanics and Materials. 2014. T. 490-491. pp. 700-707.

6. Pshikhopov V.Kh., Medvedev M.Yu., Gaiduk A.R., Gurenko B.V. Sontrol system design for autonomous underwater vehicle. Proceedings - 2013 IEEE Latin American Robotics Symposium, LARS 2013 2013. pp. 77-82.

7. Pshikhopov V.Kh., Kul'chenko A.E., Medvedev M.Yu. Primenenie pozitsionno-traektornykh algoritmov upravleniya odnovintovym mini-vertoletom s rulevym vintom. Materialy konferentsii «Informatsionnye tekhnologii v upravlenii» (ITU-2014). Sankt-Peterburg, 2014. pp. 117-122.

8. Pshikhopov V.Kh., Medvedev M.Yu.. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tekhnicheskie nauki. 2013. № 2 (139). pp. 200-207.

9. Pshikhopov V.Kh., Krukhmalev V.A., Medvedev M.Yu., Fedorenko R.V., Kopylov S.A., Budko A.Yu., Chufistov V.M. Adaptive control system design for robotic aircrafts. Proceedings - 2013 IEEE Latin American Robotics Symposium, LARS 2013, 2013. pp. 67-70.

10.Pshikhopov V.Kh., Medvedev M.Yu., Gayduk A.R., Neydorf R.A., Belyaev V.E., Fedorenko R.V., Kostyukov V.A., Krukhmalev V.A.. Mekhatronika, avtomatizatsiya, upravlenie. 2013. № 7. pp. 13-20.

11. Pshikhopov V.Kh. Medvedev M.Yu., Shevchenko V.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/1931.

12.Pshikhopov V.Kh., Gayduk A.R., Medvedev M.Yu., Belyaev V.E., Poluyanovich N.K., Voloshchenko Yu.P.. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tekhnicheskie nauki. 2013. № 2 (139). pp. 192-200.

13. Shevchenko V.A. Adaptivnoe upravlenie sinkhronnym generatorom pri zadannom klasse vozmushcheniy. Materialy konferentsii "upravlenie v tekhnicheskikh, ergaticheskikh, organizatsionnykh i setevykh sistemakh " Pod redaktsiey S.N. Vasil'eva, I.A. Kalyaeva, D.A. Novikova, G.G. Sebryakova. 2012. pp. 328-331.

14. Shevchenko V.A. Informatsionnoe protivodeystvie ugrozam terrorizma. 2012. № 18. pp. 175-179.

15. Ali Z.M. Sposoby uluchsheniya kachestva regulirovaniya i ustoychivosti elektrotekhnicheskikh kompleksov s generiruyushchimi istochnikami [Ways to improve the quality of regulation and the stability of electrical systems with generating sources]. Avtoreferat na soiskanie uchenoy stepeni kandidata tekhnicheskikh nauk, Kazan', 2010. pp. 6 - 9.

16. Pshikhopov V.Kh., Medvedev M.Yu. Upravlenie podvizhnymi ob"ektami v opredelennykh i neopredelennykh sredakh [Control of moving objects in certain and uncertain environments]. M.: Nauka, 2011. pp. 350. ISBN 978-5-02-037509-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.