DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.016
УДК 7.011.4
БАЗИЛИКИ И ЦЕРКВИ РИМА ГЛАЗАМИ ПЕНСИОНЕРА ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
Аннотация
Статья посвящена исследованию «Итальянского журнала» академика исторической живописи Петра Ивановича Соколова (1753—1791). Ведение журнала, в котором художник записывал те произведения, которые он видел в Риме, находясь там с 1773 по 1778 годы, было обязательным условием для пенсионеров Императорской Академии художеств. В наши дни римский дневник является важным источником, из которого исследователи могут узнать достоверные данные о пребывании художника в Италии. Анализируя записи П.И. Соколова, автор приходит к выводам, что рассматриваемый документ содержит не только описания произведений живописи, скульптуры, мозаики, а также интерьера и экстерьера церквей и базилик, которые посещал русский мастер, но и многочисленные личные оценки, отражающие предпочтения Соколова в искусстве, несомненно, отразившиеся в его собственном творчестве. «Итальянский журнал» П.И. Соколова хранится в фондах Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге и на сегодняшний день не является опубликованным источником эпистолярного наследия художника.
Ключевые слова: П.И. Соколов; Императорская академия художеств; дневник; журнал; Рим; римские церкви.
Для цитирования:
Желнова Е.Г. Базилики и церкви Рима глазами пенсионера Императорской академии художеств Петра Соколова // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 2 (17). С. 255-263. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.016. URL: https://readymag.com/u50070366/1914029/24/
Информация об авторе:
Желнова Елена Геннадьевна — начальник экспозиционно-выставочного отдела, Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова, г. Москва, Российская Федерация. Email: [email protected]
ПЕТРА СОКОЛОВА
Желнова Елена Геннадьевна
Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова, г. Москва, Российская Федерация
Изучение биографии, творческого пути и особенностей стиля художника всегда основывается на нескольких критериях: анализ произведений, изучение эпистолярного наследия, архивных документов и литературы, посвященной рассматриваемому вопросу. Зачастую перед исследователями искусства давно ушедших эпох стоит сложная задача по поиску архивных источников, характеризующих личные качества и эстетические предпочтения мастеров.
Эпистолярное наследие Петра Ивановича Соколова (1753—1791) крайне мало. Большая часть сохранившихся документов — отчетные рапорты, письма художника и его современников о выполнении художественных работ и академических заданий или прошения, направленные в Совет Императорской академии художеств, связанные, прежде всего, с педагогической деятельностью Петра Соколова.
В Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (РГИА СПб) сохранился важный документ — «Итальянский журнал» пенсионера Императорской академии художеств Петра Соколова, являющийся также частью обязательного отчета русских пенсионеров от Академии и содержащий описания мест и художественных произведений, которые наблюдал П.И. Соколов во время обучения в Риме с 1773 по
Много лет автор данной статьи занимается изучением творчества П.И. Соколова: были изучены и проанализированы многие архивные документы, касающиеся творчества художника, и, разумеется, рассматриваемый в данной статье «Итальянский дневник» упоминался ранее в ходе выступлений в научных и научно-практических конференциях, а фрагменты и цитаты из него о европейских мастерах, искусство которых предпочитал Петр Соколов, будут приведены в принятой к публикации статье автора «К вопросу о границах живописи классицизма в России (на примере произведений П.И. Соколова)» в научном электронном журнале «АРТИКУЛЬТ».
В данном исследовании обратимся к рассмотрению вопроса, как русский пенсионер от Императорской академии художеств в рамках ограниченного образца ведения «журнала усмотренных достопамятных вещей» создает образ интерьера церквей и базилик Рима, а зачастую и площадей, на которых они расположены.
«Журнал пребывающего в Риме императорской академии художеств пенсионера Петра Соколова усмотренным им в оном городе достопримечательные вещи, касающиеся до живописи и скульптур» [3] — важный архивный источник, который не был опубликован. Коваленская в своем известном труде «Русский классицизм» писала, что в отличие от подобных дневников русских художников 1760—1780-х годов «некоторый сдвиг в сторону нового классицизма можно видеть в журнале П.И. Соколова из Рима, очень подробном, но бледном и малоинтересном» [1]. Также Коваленская, основываясь на «пенсионерских журналах» русских художников XVIII века, и в том числе А.П. Лосенко (документ был ею очень подробно проанализирован), сообщала, что на первом месте для отечественных мастеров стояла проблема композиции [1].
«Итальянский журнал» П.И. Соколова действительно содержит довольно подробные описания того, что он наблюдал в базиликах, церквях, виллах и палаццо в Риме. Стиль изложения мыслей и раздумий художника нельзя назвать поэтичным или содержащим яркую эмоциональную окраску. Связано это, прежде всего, не только с особенностями личности автора, но и с тем фактом, что перед отправлением
1778 год.
в пенсион каждый воспитанник Императорской академии художеств получал наставления и указания о том, как следует писать такой журнал. В наставлениях ученикам прилагался образец: «А журнал вести так: по приезде моем в такой-то город и в такое-то место видел удивительные работы, картину или статую, представляющую то-то и то-то и такого-то мастера и т. д.» [4]. И чтобы убедиться в том, что пенсионеры изучают памятники древностей и великих современников, от всех требовалось ведение журнала «усмотренных ими достопамятных вещей», который они должны были присылать в Академию каждую треть года.
Прибыл в Рим Петр Соколов вместе с другими пенсионерами — историческим живописцем Иваном Акимовым и скульптором Иваном Мартосом — в 1773 году. Однако датой начала ведения журнала мы можем считать 1774 год, основываясь на рапорте художника от 5 января 1774 года: «Месяца августа 21 числа приехал я благополучно, и с приезду моего был болеть три месяца за коею умедлил в скорее рапортовать императорской академии художеств, но по выздоровлении расположил мое учение» [2].
«Итальянский журнал» Петра Ивановича Соколова содержит 15 архивных листов. Однако, несмотря на акцент, сделанный в названии журнала, художник также пишет и несколько слов об особенностях архитектуры с указанием в некоторых местах на имена архитекторов, которые в разное время работали над созданием церквей.
Журнал Петра Соколова разделен на несколько частей. Художник пишет о церквях и галереях, в которых он изучал и смотрел произведения итальянских художников. В нем он описывает художественное оформление 20 церквей, среди которых собор Святого Петра, Латеранская базилика, Санта-Мария-Маджоре, церковь Капуцинов и другие, а также 11 частных коллекций (вилла Боргезе, Палаццо Спада, дом принца Боргезе, принца Конестабиле и других).
Обратимся к наиболее интересным описаниям церквей и базилик Рима, о которых пишет художник. В приведенных цитатах и описаниях из «римского журнала» Петра Соколова сохранено авторское оформление и правописание.
Первая базилика, которую в своем журнале описывает художник, — собор Святого Петра в Риме:
«1-я базилика
В центре Святого Петра находятся удивительные работы: разные живописи, мозаики, статуи и депозиты.
Первая, из мозаик, копирована с картины Доменикиновой, представляет мучение Святого Себастьяна. Оригинал находится aux chartreux. Мозаика очень хорошая.
Вторая с его же картины, представляет причащение Святого Иеронима, оригинал находится в церкви, называемой a la charita.
Третья делана с картины de Subbras, представ: службу греческую. Оригинал находится в aux chartreux.
Четвертая делана с картины Рафаэлевой, представляет: Вознесение Христа. Оригинал находится в церкви Saint Pietro de montorio. Мозаика очень хорошая. Довольно сохранен рисунок онаго мастера.
Пятая делана с картины Пьяченовой предста: мучение Святого Эразма. Оригинал находится во дворце, называемом monte cavallo.
Шестая делана с картины de valantin, предста: мучение двух братей. Оригинал находится в том же дворце.
Седьмая делана с картины Гверчиновой, представляет: погребение Святой Петрониллы. Оригинал находится в том же дворце. Мозаика чрезвычайно хорошая, достойна великого примечания.
Восьмая делана с картины Gvido Reni, представляет Михаила Архангела, побивающего дьявола. Оригинал находится в церкви капуцинов.
Девятая делана с картины Андрея Сакки, представляет Святого Григория, показывающего народу тело Христово. Оригинал находится a monte cavallo. Оная мозаика еще недавно сделана, которая довольно нарядная.
И прочие многие мозаики находятся, которые достойны примечания. Есть еще две Богоматери, называемые della pieta. Деланы из разных мраморов, которые в великом почтении.
Из картин токмо находящихся первая представляет падение Симона волшебника. Писал кавалер Francesco Vanni, оная вся писана на аспидной доске. Компонования очень хорошего, колера яркие и приятные в рисунке.
Вторая представляет Святую Валерию и Святого Мартиана. Писал Giovani Antonia Tradarino.
Третья представляет Святого Фому, вкладывающего перст в ребры Иисуса Христа. Писал naccinano.
Четвертая в алтаре, называемом Tantissimo, находится картина de pietro beretini, представляет отца и сына и Святого духа. В том же алтаре находятся еще картины Pietro da Cortoni, которые достойны примечания.
Из депозитов находятся первая pavolozo farnezio, делал gulielmi della porta.
Вторая Urbano VIII, делана кавалером Бернинием. Третья Alexandro VII, скульптирована им же.
Также и прочие есть многие депозиты, которые достойны великого примечания.
A la tribuna, называемое место, где находится стул Святого Петра, поддерживаемый четырьмя основателями церкви. 1-ый - святой Августин,
2-ой - Ambrasimo, 3-ий - Григорий, 4-ый - Girolomo. Оное все сделано из металла и вызолочено, так же посередине оной церкви, под большим куполом, находится первый алтарь, который тоже весьма сделан из меди и вызолочен. Составлен из четырех колонн, поддерживаемых превеликим балдахином, пьедесталы под оными колоннами мрамора самого лучшего. Обе оные деланы кавалером Бернинием.
По сторонам оного алтаря находятся четыре статуи. Первая представляет Святую Веронику, скульптировал Francesco Mochi. Вторая представляет Святую Елену, скульптировал Andreo Bolgi; третья представляет Святого Андрея, скульптировал Francois Flaman. Четвертая - Святой Ланжино, скульптировал кавалер Берниний. Из оных четырех статуя Св. Андрея, которая достойна великого примечания. Рисунок очень хороший и в одеяние стиля великого.
И прочие также находятся многие статуи, из которых достойны примечания. Первая предста: Св. Bruno, делан французом Nvichel ange Tlotz; вторая представляет умершего Христа, лежащего на коленях у Богоматери, скульптировал Michelange, когда имел еще 13 лет. Компонование оной группы очень хорошее.
Есть еще один барельеф, представляет Святого Леона, в место его Петр и Павел прогоняют царя Amila. Статуя великого компонования очень хорошего, скульптировал Alexandro Algardi a la porticа; прежде нежели входя в церковь, по сторонам находятся два
монумента. Первый представляет Константина, скульптировал кавалер Берининий. Вторая представляет Carlo Manio, скульптирован Корнакинием. Тут же, над большими дверьми, находится мозаика; делана с картины de Giotto, представляющей идущаго Христа по водам.
Оную церковь начал строить папа Giulio Teconda, в 1507, архитекторами называют: 1 - Bramante Lazari, 2 - Рафаэль, 3 - Ginliano d'assangallo, 4 - Fragiocondo, 5 - Baltazar, б -Antonio d'assangallo, 7 - Michelangelo, S - Giacomo Borro, 9 - della porta Romano.
Пред оной находится превеликий плац, по сторонам онаго сделана колоннада; строена кавалером Бернинием; посередине плаца находится обелиск с двумя фонтанами, которые делают вид весьма хороший» [3].
Собор Святого Петра в Ватикане — главная христианская святыня католического мира. Над его строительством и оформлением работали лучшие художники и архитекторы. Описание собора, приведенное выше, — самое подробное в журнале художника. Нигде более он не дает таких объемных характеристик произведений, сводя их к краткому описанию и перечислению картин, мозаик, скульптуры и других произведений, находящихся в церкви.
Интересно, что, казалось бы, на первый взгляд простые перечисления мозаик, картин, скульптурных композиций и депозитов, а также упоминания о том, где они расположены в церкви, создают представление о художественном убранстве собора.
Подобные подробные характеристики интерьера церквей и площадей и территорий рядом с ними содержат и описания базилики Сан-Джованни-ин-Латерано и Санта-Мария-Маджоре в Риме:
«З-я basilica
В церкви Святого Иоанна, называемой Laterano
Находится живопись, писана a la fresque, представляет историю Святого Сильвестра и Константина; писана разными мастерами, которая довольно в почтении и достойна примечания.
Посередине оной церкви, по сторонам, находятся в нишах двенадцать апостолов, деланы из мрамора, величины оных - 21 пальма. 1-е святые Петр и Павел, скульптировал maunaus; Святой Андрей, Святой Иоанн, Святой Иаков и Святой Матвей, скульптировал Пискони; святой Томас и Святой Бартоломей, скульптировал le gros; Святой Иаков - делал Angelo Rossi; Святой Филипп - делал Mazzuoli; Святой Симон - делал Franasco Moratti; Святой Фадей, скульптировал Ottoni. Все оные статуи достойны великого примечания.
A la capella, называемая Andrea Corzini, в которой находится мозаика, представляющая онаго святого, молящегося Богу; делана с картины de Gvido Reni, а оригинал находится в палаццо Barberini. Вся оная capella убрана и самыми лучшими мраморами. И также есть еще несколько статуй и барельефов, которые довольно изрядные.
Оную церковь начел строить Великий Константин, потом была докончаема разными папами. Возле находится палаццо, выстроен очень хорошо, архитектуры довольно изрядной; в котором принимают девушек 6-ти и 7-ми лет и содержат даже до их времени бракосочетания.
4-я basilica
В церкви Sainte Marie Maggiore находится живопись довольно изрядная, из которой достойна примечания:
1. картина предста: Благовещение, писал Pompeo Battoni. Света очень хорошего;
2. Святая Фамилия, писал Massuci; композиция довольно изрядная;
В капелле, называемой de Sisto, ордина коринтиеческого, строил кавалер Domenico Fontana, которая в великом почтении; в оной находятся четыре евангелиста, писана a la fresque. Два писал Андрей, называемый d'ancona, другие два писал Ferdinando d'orvieto. Также есть живопись, писана разными мастерами, как то, кавалер del Pozzo, Melani Bolognese, di Paris Nogari, Salvator Fontana и прочие.
В другой капелле, называемой di Paolo, того же ордена коринтиеческого, находится живопись разных мастеров довольно изрядная, из которых достойна примечания и писана a la fresque история святая: три Зостомо и история Святого I del fonso. Обе оные картины писал Гвидо Рени. Богородица - писал Lanfranque. Также есть и другие многие картины, писаны Гвидом Рением, и прочих славных мастеров, которые достойны примечания.
Пред оной церковью на плаце находится колонна ордина коринтиеческого, на которой поставлена статуя, представляющая Богоматерь с Христом; сделана из металла и вызолочена, делал Guglielma Barrolor. Оная колонна - антик, найдена в храме, называемом a la Pace; делает вид довольно хороший пред оной церковью.
Уверяют многие, что оную церковь начел строить Giovanni Patrizi римлянин, которому было явление Богородицы, а потом была докончаема разными папами. Архитектуры же оная церковь довольно изрядной» [З].
Собрания и коллекции других церквей не содержат подробного анализа, а более сведены к перечислению картин, находящихся в них. Они не производят впечатления попытки создать описание или художественный образ интерьера: «В церкви Святого Петра, называемого Invincoli, находится славная статуя, представляющая Моисея; скульптировал Michelange. Есть несколько и других статуй, деланы учениками его. Две картины: одна представляет Святого Петра в темнице, писал Доменикино, композиция очень хорошая; другая - Святого Августина, писал Gvercino da Cento. Находится еще старинная живопись, которая довольно с почтением, и есть несколько гробниц, деланы из разных мраморов, которые достойны примечания» [З]; или «В церкви Santa Maria in Trestevere находится плафон, сделанный из резьбы и вызолоченный; посередине онаго есть живопись: представляет Вознесение Богоматери, писал Доменикино» [З].
В «Итальянском журнале» Петр Соколов пишет не только о картинах, мозаиках, скульптурных композициях и других «достопримечательных вещах», которые видел художник, но и о коллекциях галерей, палаццо и вилл города и расположенных вблизи Рима. Их описания построены таким же образом, как и характеристики римских церквей и базилик.
Из заключительного пояснения в журнале художника мы узнаем, что названную в журнале им архитектуру, скульптуру, станковую и монументальную живопись Соколов изучал в течение трех лет. Автор пишет: «Это уже мои три года кончились, а четвертый полагается на Ваше рассмотрение. Итак, я за благо нашел пробыть оный и не упуская притом времени намерен продолжать мое учение сколько можно » [З].
Как было ранее упомянуто, «Итальянский журнал» Петра Соколова имел характер отчетного документа. Поэтому общая структура документа сводится художником к перечислению и краткому анализу художественных произведений, которые ему удалось увидеть в церквях, базиликах и римских палаццо. Также не стоит забывать, что и в названии своего «римского дневника» автор изначально обозначает, чему посвящен этот доклад, направленный в Совет Императорской академии художеств: «Журнал Пребывающего в Риме императорской академии художеств пенсионера Петра Соколова усмотренным им в оном городе достопримечательные вещи, касающиеся до живописи и скульптур».
Тем не менее, обозначая особенности колорита, рисунка, композиции произведений живописи, скульптуры, мозаичных панно и, зачастую, архитектурных деталей, художник создает образ, отражающий богатство и красоту внутреннего и внешнего убранства римских церквей, базилик и палаццо, хранящих лучшие образцы разных видов изобразительных искусств.
Литература
1. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. М.: Искусство, 1964. 703 с.
2. Российский государственный исторический архив. Ф. 789. Оп. 1, ч. 1. Д. 635. Л. 1.
3. Российский государственный исторический архив. Ф. 789. Оп. 1, ч. 1. Д. 705. Л. 14-28.
4. Трубников А. Пенсионеры Академии Художеств в XVIII веке / / Старые годы. 1907. Июль-сентябрь. С. 348-356.
Статья поступила в редакцию 31.05.2020.
The Art Of Eurasia Искусство Евразии
No. 2 (17) • 2020 № 2 (17) • 2020 elSSN 2518-7767
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.016
ROMAN BASILICAS AND CHURCHES IN TERMS OF PENSIONER OF THE IMPERIAL FINE ART ACADEMY
PETR SOKOLOV
Zhelnova, Elena Gennadievna
Moscow State Art Gallery of the People's Artist of the USSR Ilya Glazunov,
Moscow, Russian Federation
Abstract
This article focuses on the research of the "Italian journal" by academic of historical painting Petr Sokolov (1753—1791). Log keeping was indispensable condition for the pensioners of the Russian Imperial Fine Art academy. P.I. Sokolov wrote the information about arts which he saw in Rome from 1773 to 1778. In our days the Roman journal by P.I. Sokolov is relevant for researchers because they can read the reliable information about Roman period of the artist's creativity. Analy ze a text in Roman journal by P.I. Sokolov author comes to the conclusion that this document contains not only description of paintings, sculptures, mosaics, interior and exterior of basilicae and churches and also many personal views reflecting Sokolov's preference for art which affected in his own creativity. The "Italian Journal" by P.I. Sokolov is Russian State Historical archive fund in Saint Petersburg and is not published today.
Keywords: Petr Sokolov; Russian Imperial Fine Art Academy; diary; travel journal; Rome; Roman churches.
For citation:
Zhelnova E.G. Roman Basilicas and churches in terms of pensioner of the Imperial Fine Art Academy Petr Sokolov. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2020, no. 2 (17), pp. 255—263. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.016. Available at: https://readymag.com/u50070366/1914029/24/ (In Russian).
Information about the author:
Zhelnova, Elena Gennadievna — Head of Exhibitions Department, Moscow State Art Gallery of the People's Artist of the USSR Ilya Glazunov, Moscow, Russian Federation. Email: [email protected]
References
1. Kovalenskaya N.N. Russkiy klassitsi%m [Russian classicism]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1964. 703 p. (In Russian).
2. Rossiiskiigosudarstvennyi istoricheskiy arkhiv [Russian state historical archive], coll. 789, aids 1, part 1, fol. 635, pp. 38-38 back.
3. Rossiiskiigosudarstvennyi istoricheskiy arkhiv [Russian state historical archive], coll. 789, aids 1, part 1, fol. 705, pp. 14 -28.
4. Trubnikov A. Pensionery Akademii Khudo%estv v XVIII veke [Pensioner's of the Academy of Fine Arts in the 18th century]. Staryegody — The Oldyears, 1907, July-Semptember, pp. 348356. (In Russian).
Received: May 31, 2020.