Научная статья на тему 'Базельские соглашения и банковский сектор России'

Базельские соглашения и банковский сектор России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / БАЗЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейник Т.Л., Пустовитова Т.И.

Рассмотрены вопросы развития банковского сектора Российской Федерации в среднесрочном периоде. Выделены механизмы регулирования банковской системы. Представлен краткий обзор основных документов, принятых Базельскиим комитетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базельские соглашения и банковский сектор России»

водственного опыта. Условие долгосрочного успеха стратегического альянса состоит в том, что каждый из партнеров продолжает вкладывать активы и навыки и получает стратегические преимущества.

Список литературы:

1. Абросимов И.Д. Менеджмент как система управления. - М., 2011. -396 с.

2. Виханский О.С. Стратегический менеджмент: учебник. - М., 2012. -488 с.

3. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: ТК Вел-би, Издательство «Проспект», 2013. - 475 с.

4. Матвиенко Д.Ю. Стратегические альянсы в конкурентном взаимодействии компаний / Д.Ю. Матвиенко // Современная конкуренция. - 2012. - № 6.

5. Усик Н.И. Преобразование координационного принципа конкуренции / Н.И. Усик // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 6 (285).

БАЗЕЛЬСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ И БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ

© Олейник Т.Л.*, Пустовитова Т.И.*

Международная академия оценки и консалтинга, г. Москва

Рассмотрены вопросы развития банковского сектора Российской Федерации в среднесрочном периоде. Выделены механизмы регулирования банковской системы. Представлен краткий обзор основных документов, принятых Базельскиим комитетом.

Ключевые слова банковская система, Базельский комитет.

Роль стабильности банковской системы. В апреле нынешнего года Базельский комитет опубликовал отчёт [1] о реализации Базельских соглашений Базель II, Базель 2.5 и Базель III в странах, входящих в Базельский комитет, по состоянию на конец марта. Подобные отчёты формируются комитетом раз в полгода на основе данных, предоставленных странами. Данные этого отчета показывают, что в процессе эволюции любой банковской системы и в рамках государственно-частного партнёрства [2] можно проследить влияние двух разнонаправленных тенденций: стремление к наибольшей эффективности со стороны участников системы (в лице владельцев коммерческих банков) и стремление к наибольшей стабильности со стороны общества в целом (в лице государства). Стабильность функционирования

* Первый проректор, кандидат экономических наук, доцент.

* Проректор, кандидат экономических наук, доцент.

является едва ли не главным требованием, предъявляемым обществом к банковской системе, что отличает ее от любой другой отрасли экономики. В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года [3] указывается, что обеспечение системной устойчивости банковского сектора является основой для развития сектора в среднесрочной перспективе.

Уровни регулирования. Механизмы регулирования банковской системы разнообразны, действуют на трех уровнях: макроуровне (разрабатываются и принимаются высшими органами государственной власти и устанавливают фундаментальные принципы построения банковской системы: ограничение на состав банковских портфелей, государственное страхование вкладов и пр.); мезоуровне (уровне банковской системы; институты регулирования -акты органов государственного надзора, положения и стандарты, выработанные и добровольно принятые самими участниками отрасли; на этом уровне регулируются минимальный размер капитала для вновь создаваемых банков, требования к составу и нормативы достаточности банковского капитала; нормативы ликвидности банковского баланса; требования к раскрытию информации о финансовом состоянии и риске банков и пр.); микроуровне (уровне отдельных банков; регулируются методики оценки кредитоспособности заемщика и внутренние модели оценки кредитного риска ссудных портфелей; внутренние модели количественной оценки рыночного риска торговых портфелей банков). Органы государственного надзора (мезоуровень) часто действуют в тесном сотрудничестве с наднациональными структурами, к которым и относится, Базельский комитет по банковскому надзору В состав Комитета входят высокопоставленные представители центральных банков и органов финансового регулирования 27 стран (БРИКС, большая часть стран Евросоюза, США, Канада, Мексика, Саудовская Аравия, Япония, Южная Корея).

Краткий обзор основных документов, принятых Базельскиим комитетом. Базель I (введен в 1988 г.) состоит из трех частей: составные элементы капитала; весовые коэффициенты риска; целевой стандартный коэффициент достаточности капитала. На сегодняшний день к Базель I в том или ином виде присоединились более 100 стран, в том числе Россия.

Базель II (принят 26 июня 2004 года): основан на трех компонентах: минимальных требованиях к капиталу (основа Базель I), процедурах надзора и рыночной дисциплине.

Тем самым существовавший с момента принятия Базель I механизм расчета минимального уровня достаточности капитала, который уже доказал свою эффективность, был дополнен системой надзора и взаимодействия между банками и надзорными органами, а также широкой системой раскрытия информации. Базель 2.5 (принят в июле 2006 года) увеличил средства, направляемые на покрытие секьюритизации и риска кредитного портфеля.

Базель III (принят в декабре 2010 года), нормативы которого планируется ввести с 2013 по 2018 года. Основные изменения Базель III, по сравнению с Базель II, коснулись расчета капитала банков, пруденциальных требований к капиталу, пруденциальных требования к ликвидности. Базель III также вводит дополнительные буферы капитала: консервационный буфер (резервный запас капитала в размере 2,5 % величины риска, который вне периода стресса должен поддерживаться банком) и контрциклический буфер.

Доклад о ходе осуществления Базельских соглашений. Перейдем к отчету, подготовленному Базельским комитетом. Отчет содержит три таблицы (посвященные реализации соглашений Базель II, 2.5, III соответственно); каждой стране присвоена оценка по четырехбалльной шкале, где низшая оценка 1 означает, что в стране не опубликованы планы по внедрению соглашения; высшая оценка 4 означает, что соглашение в полной мере вступило в силу и органы надзора и банковское сообщество страны руководствуются им в своей деятельности. Каждой стране присвоен также один из трех цветов: зеленый, желтый, красный - означающих прогресс в адаптации норматива (зеленый - адаптация окончена, желтый - в процессе, красный - не закончена и нет прогресса со времени предыдущего отчета в октябре 2012 года).

Результаты отчета: Базель II: во всех странах вступил в силу; в Аргентине и России не в полном объеме; в США на время переходного периода применяются Базель II и Базель I. Базель 2.5: в Индонезии и Мексике не готовы планы по внедрению соглашения и в этом процессе нет прогресса; в остальных странах соглашение вступило в силу; в Аргентине, России и США - не в полном объеме, нормативная база находится в разработке. Базель III: в 12 странах соглашение вступило в силу, в Аргентине - не в полном объеме; страны Евросоюза опубликовали планы по централизованной реализации соглашения; Бразилия, Индонезия, Южная Корея, Россия, Турция и США опубликовали планы по внедрению Соглашения.

Базельские соглашения в России: текущее состояние. Ожидается, что Компонент (pillar) II соглашения Базель II будет реализован не ранее 2014 года; Компонент III планируется ввести до 2016 года; упрощенный стандартный подход к кредитному риску, упрощенный подход к рыночному риску и подход, основанный на базовых индикаторах реализованы. В рамках программы сотрудничества с Европейским центральным банком проведена оценка уровня готовности российской банковской системы к внедрению подхода, основанного на внутренних рейтингах, и реализации положений 2-го компонента Базеля II.

Базель 2.5: Компонент II ожидается не ранее 2014 года; уточненный стандартный подход к рыночному риску вступил в силу с 1 февраля 2013 года. Отчётность по правилам Базель III в России вступает в силу с 1 апреля 2013 года; 1 октября рассматривается как дата фактической реализации как правил надзора. Публикация планов по внедрению показателя «левередж» для общественного обсуждения ожидается в 2013 году.

Отчет ЦБ [4]. По информации сайта Центрального Банка, Отчет о банковском регулировании и банковском надзоре в 2012 году находится в стадии разработки, поэтому в докладе используются данные отчета за 2011 и данные сайта Центрального Банка о деятельности Банка в сфере регулирования и надзора в 2012 году. Этапность работы по внедрению положений Базель II, состоящего из 3 взаимодополняющих друг друга компонентов, обусловлена его концепцией, предусматривающей возможность выбора надзорным органом различных подходов к расчету величин финансовых и нефинансовых рисков в целях определения показателя достаточности собственных средств (капитала) банков. Базелем II предполагается, что такой выбор зависит от уровня и динамики развития банковской системы и финансовых рынков, на которых работают банки, а также состояния банковского законодательства государства, реализующего Базель II.

В течение 2011-12 гг. Банк России проводил работу по реализации в российском банковском секторе положений Базеля II. В рамках этого процесса была начата разработка методических рекомендаций по реализации в надзорных целях подхода к оценке кредитных рисков заемщиков, основанного на применении внутрибанковских рейтингов (ШВ--подход в рамках Компонента I «Минимальные требования к капиталу» Базеля II). Банком России предложено кредитным организациям, особенно крупнейшим, которым, в первую очередь, адресованы положения Базеля II, начать уже сейчас на добровольной основе разработку и практическое применения внутренних процедур оценки достаточности капитала. Предполагается, что круг банков, реализующих подход, основанный на внутренних рейтингах, будет весьма ограниченным. Это связано, в том числе, с высокими требованиями к таким банкам по состоянию баз данных и внутрибанковских систем управления рисками [5].

В рамках работы по внедрению Компонента II «Надзорный процесс» Базеля II подготовлен и доведен до кредитных организаций документ по разработке и применению внутренних процедур по оценке достаточности собственных средств (капитала), содержащий рекомендации по управлению отдельными видами риска, в том числе риском ликвидности, а также по организации процедур контроля со стороны органов управления кредитных организаций за достаточностью капитала и объемами принятых рисков.

Внедрение Базель-Ш. В рамках реализации соглашения Базель III, предполагается: пересмотр структуры регулятивного капитала путем выделения его ключевого компонента - базового капитала (акционерный капитал плюс нераспределенная прибыль); дополнительно к минимальным требованиям к достаточности базового капитала установление требования к формированию буферов капитала, в частности буфера консервации и контрциклического буфера, являющихся источником покрытия убытков банков в условиях кризиса; введение в дополнение к показателю достаточности капитала, рассчитываемому с учетом уровня рисков, принимаемых банками, показателя «леверидж», определяемого как отношение величины капитала к совокуп-

ной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним; введение двух нормативов ликвидности, определяемых с учетом возможностей возникновения негативных условий как в деятельности банка, так и на финансовых рынках в целом, - показателя краткосрочной ликвидности и показателя чистого стабильного фондирования.

Внедрение новых регулятивных стандартов Базеля III в области капитала и ликвидности предполагается завершить в 2018 году. Таким образом, новые регулятивные стандарты в полной мере будут действовать с 1 января 2019 г., что будет во многом содействовать организации банковских операций Центрального банка России.

Список литературы:

1. Basel Committee on Banking Supervision. Progress report on the implementation of the Basel regulatory framework. - Bank of international settlements, April 2013.

2. Олейник Т.Л. Перспективы ГЧП как эффективной формы управления. Аналитический обзор [Текст] / Т.Л. Олейник, Д.А. Кустов, О.В. Сизова, И.Я. Либин, Е.М. Трейгер // Новые технологии в науке и экономике России. Сборник научных работ сотрудников, студентов и аспирантов МАОК. Выпуск 5. - РИО МАОК, 2011. - С. 7-53.

3. Заявление Правительства РФ № 1472п -П13, Банка России № 01001/1280 от 05.04. 2011 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года».

4. Центральный Банк Российской Федерации. Отчет о банковском регулировании и банковском надзоре в 2011 году. - М.: Типография «Новости, 2012.

5. Лебедев Н.А Организация банковских операций на рынке драгоценных активов [Текст] / Н.А. Лебедев // Транспортное дело России. - 2006. -№ 12. Часть 3. - С. 11-15.

МОСКВА КАК МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРЕПЯТСТВИЯ

© Широкова Н.С.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В данной статье рассмотрены этапы становления и развития мировых финансовых центров, их особенности и факторы влияния на мировую экономику. Изучены проблемы становления финансового центра в Москве на основе предпосылок и перспектив.

Ключевые слова: мировые финансовые центры, мировые финансовые рынки и потоки, стратегии развития финансовых центров.

* Магистрант 2 курса (направление: Экономика; программа: Международная экономика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.