Научная статья на тему 'Базальная защита психики - защита архетипа Самости'

Базальная защита психики - защита архетипа Самости Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
225
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАМОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ / METAMODEL OF PSYCHOLOGY / АРХЕТИП / ARCHETYPE / ЭДИПОВ КОМПЛЕКС / OEDIPUS COMPLEX / САМОСТЬ / SELF

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вербовская Ольга Юрьевна, Вербовская Анастасия Валериевна, Вакарев Евгений Семенович

Актуальность данной статьи исходит из потребности более глубокого раскрытия работы завершающего Архетипа Самости как качественного показателя количества раскрытия и проживания всех предыдущих архетипов, и его влияние на всю человеческую жизнь, внутри и межличностные отношения. Методы самоанализа и научное моделирование. Статья является анализом результатов по преддипломной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Вербовская Ольга Юрьевна, Вербовская Анастасия Валериевна, Вакарев Евгений Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of this paper stems from the needs of an insight into the work of the final Archetype of the Self as a qualitative measure of the amount of disclosure and all of the previous archetypes, and its impact on all human life, inside and interpersonal relationships. Methods of Self Analysis, scientific modeling. The article is the analysis of the results on the pre-graduation practice.

Текст научной работы на тему «Базальная защита психики - защита архетипа Самости»

БАЗАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПСИХИКИ - ЗАЩИТА АРХЕТИПА

САМОСТИ

Вербовская Ольга Юрьевна

студентка группы 2\61 ПП, кафедра психологии,

Вербовская Анастасия Валериевна

студентка группы 2\61 зФК, кафедра экономики и финансов, Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Ялта

Вакарев Евгений Семенович

Научный руководитель кандидат психологических наук, доцент Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Ялта

АННОТАЦИЯ

Актуальность данной статьи исходит из потребности более глубокого раскрытия работы завершающего Архетипа Самости как качественного показателя количества раскрытия и проживания всех предыдущих архетипов, и его влияние на всю человеческую жизнь, внутри и межличностные отношения. Методы самоанализа и научное моделирование. Статья является анализом результатов по преддипломной практике.

ABSTRACT

The relevance of this paper stems from the needs of an insight into the work of the final Archetype of the Self as a qualitative measure of the amount of disclosure and all of the previous archetypes, and its impact on all human life, inside and interpersonal relationships. Methods of Self Analysis, scientific modeling. The article is the analysis of the results on the pre-graduation practice.

Ключевые слова: Метамодель Психологии, архетип, Эдипов комплекс, Самость.

Keywords: Metamodel of Psychology, Archetype, Oedipus complex, Self.

Ранее в статье [1] были показаны классификация архетипов и «Метамодель Психологи» (метамодель). В данное время стоит рассмотреть эти вопросы под другим углом зрения.

Стоит определиться с терминологией. Понятие «архетипов» было введено в психологию К.Г. Юнгом, и в связи с эти существует такая его трактовка: Архетипы (от греч. arche -начало + typos - образ) - элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов [3].

Виды основных архетипов, которые объединяются в несколько групп: архетипы тела - Маска (персона), Тень, архетипы души (Анима, Анимус), архетипы духа (Мудрец и Великая Мать) и архетип Самости или Предвечный Младенец (Божественное Дитя).

Академиком Т. С. Яценко был проделан огромный труд [4] и показана модель внутренней динамики психики (рис.1.).

Сопоставим «Модель внутренней динамики психики» с «Метамоделью психологии» и впишем в полученную схему архетипы К.Г.Юнга (рис.2.).

Рисунок 1. Модель внутренней динамики психики

Тогда основные архетипы Тень и Маска (персона) будут защитами. Остальные архетипы уходят в план базальных проживаться в динамике и соответствии с ситуационными защит, в то время как Архетип Самости глубже базальных

защит и вне обеих Моделей. Правомерен вопрос: Что задает тивность Архетипа Самости (это два серых полюсных треу-динамику психике? И сразу же ответим - подвижность и ак- гольника - низшее и высшее бессознательное в рисунке 2).

Бог (Алъфл)

Рисунок 2. Совмещение моделей и Классификация архетипов

Юнг определял этот архетип как сумму всех архетипов, но непохожесть ни на один их предыдущих - это архетип совершенно иного порядка. Архетип Самости олицетворяет рождение внутреннего Младенца с характеристиками божественных состояний блаженства, радости, счастья и Любви Агапе. Это состояние райского Эдема.

«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Быт. 3:22-24). Принимая эти слова как метафору, можно интерпретировать их так: самое феноменологическое состояние динамики психики -раскрытие верхнего архетипа (возвращение в потерянный Эдем) находится под двусторонней защитой архетипа низшего бессознательного Трикстер и архетипа высшего бессознательного Герой, который побеждает Дьявола.

Эта защита в свою очередь также рассматривается с двух позиций:

1. Защита высших глубинных бессознательных уровней (божественного и ангельских миров) от негативного не-откорректированного человеческого вмешательства - защита для «иного мира» от человека.

2. Защита психики и мозга человека от огненных энергий мира Духа.

На рисунке 2 показано, в каком порядке от зачатия до полного раскрытия - самоактуализации проживаются архе-типичекие формы снизу вверх.

1. Зачатие. Еще нет существа, но уже две родительских клетки слились воедино одухотворенные высшими энергиями любви - три (Мать, Отец, Дух) как одно рождают Сына

(две клетки) - первый архетип - Дитя Бога. Целостное состояние. Это Альфа жизни и последовательное включение в отработке всех архетипов до Архетипа Самость. Архетипов не случайно рассмотрено 10: как десять единиц образуют 1 десяток, так и все десять архетипов перейдут в один - Самость Омегу (и начало другого порядка).

2. Перинатальный период показан в метамодели серым нижним треугольником. В этой области находятся эйдетические и генетические программы будущего.

3. Рождение - Предвечный Младенец. Целостное состояние дуализируется и одна часть становится проявленной и определяется через пол ребенка, а вторая вытесняется в бессознательное, оставаясь соответственно для девочки - Анимусом и Анимой для мальчика. Из этого раздвоения берут свое начало комплексы Эдипа и Электры, возникает эдипальная зависимость (по Т.С. Яценко). Начинает работать ее «Модель внутренней динамики психики».

4. Детство. Маленькое существо бессознательно ищет свою потерянную часть, все несоответствующее ей начинает наполнять архетип Тени.

5. Подросток. Сознание постоянно интегрирует в бессознательное (на метамодели - это переход из второго нижнего треугольника в шестиугольник) архетип Трикстер. Который обнаруживает свои качества в оценке действий: «ты вне себя» или «ведешь себя как клоун» и т.п. Этим можно объяснить отклоняющееся и девиантное поведение подростков.

6. Юношество. В отработку, по мере наполнения архетипа Тени, начинает включаться архетип Маска - начинается граница «среднестатистической нормы» в метамодели. В

юношестве многие находят свою «вторую половину» подобную соответствующему своему архетипу аниму или анимус - это время первой влюбленности, когда объект любви идеализируется благодаря раскрытию вышеуказанного архетипа, человек на время находит состояние счастье и радости.

7. Взрослость. Несоответствие второй половины личному архетипу приводит к раскрытию архетипа Маска (снятие масок), когда под ними начинают накапливаться ложь и непонимание. Человек разрывает отношения, задаваясь вечными вопросами жизни и смерти - выход из нормы (шестиугольника) в пограничные состояния в путь по океану бессознательного - начинается время архетипа Смерти -Возрождения.

8. Взрослость - Старость. Экзистенциальный кризис. Человеческое сознание все чаще интегрирует в бессознательные сферы, что проявляется в жизни ослаблением памяти или ее провалами, многочисленными ошибками в письме, оговорками, тревожными снами и т.д. Здесь архетип Трик-стер начинает проявляться с новой силой во всей своей красе. Понимание сути происходящего может привести к раскрытию двух архетипов Великая Мать и Мудрый старик. Наполненность и окраска архетипов духа зависит от и той культуры, к которой принадлежит человек.

9. Архетип Герой. Проживание сменяющихся образов и форм формирует и раскрывает в человеке все его лучшие или худшие качества.

10. Божественное Дитя - Самость. В поражении героя «система человек» приходит к гибели. В победе героя ар-

хетип считается отработанным , а «врата рая открытыми и Ангел у врат опускает свой меч и снимает маску Смерти (Дьявола)» Сознание человека рождается в Духе нового уровня, осознавая единство с вечностью, включается архетип Предвечный Младенец - все начинается заново, только в другой плоскости другого порядка.

Этот механизм раскрывается в двух проективных методиках. Испытуемому предлагается нарисовать недостающие элементы к уже изображенным символам на листах А-4.

«Капля» - проективная методика (лист А-4 с изображением капли) для выявления и отражения бессознательных процессов психики.

«Младенец» - проективная методика для обнаружения активности/ пассивности завершающего Архетипа Самости.

Активность архетипа раскрывает работу предыдущих архетипов и выводит на осознание того, что за архетип работает в человеке «здесь и сейчас»:

- пассивность (может работать какая-то ситуационная защита);

- пассивная активность: прорисовка черт лица пи закрытых глазах ребенка интерпретируется как работа архетипа Маска; горизонтальное расположение листа. Отрицательные тревожные тенденции могут показывать архетип Тени.

- активная пассивность - внешние механические раздражители (коляски, люльки) или неустойчивые контуры (младенец лежит на цветке, листе) вертикальное расположение (рис.3); признаки других архетипов могут быть видны в «Капле».

* V >

Рисунок 3. Активная пассивность

- активность архетипа рассматривается по аналогии построения метамодели в двух варианта и в сочетание с показателем G - исполненность по «Шкале Экзистенции» [2]:

1. при максимальной Исполненности G и всех максимальных показателях по шкале рисунок младенца вертикальный и активный I Эализ^ 1 и

1.

наличии трансперсонального опыта (рис.4);

2. при минимальной Исполненности G и низких показателях по шкале рисунок младенца так же как и в случае 1. активен, говорит о пограничных состояниях сознания, экзистенциальном кризисе, страхе и тревоге (рис.4).

ч

Рисунок 4. Активность архетипа

Защита архетипа Самость через архетип Смерти (дьявола) или Трикстера, что негативно сказывается на окружении и жизни человека.

Случаи 1 и 2 соответствуют интеграции сознания в верхние и нижние треугольники в метамодели.

Знание об архетипических символах и их расположении в метамодели может многое рассказать психологу в отношении глубинных психических процессов.

Список литературы:

1. Вербовская О. Ю. Авторский подход решения методологического кризиса - «Метамодель Психологии» как схема объединения диалектических и феноменологических

принципов / О. Ю. Вербовская // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. -М.: Буки-Веди, 2015.

2. Кривцова С.В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер.// С.В. Кривцова, 2009. Бюллетень № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylab. шВэ/

3. Психологический словарь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psi.webzone.ru/st/302000.htm

4. Яценко Т.С. Внутренняя динамика психики и психологическая защита. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecopsy.com.ua/data/zbirki/2010_24/sb24_36.pdf

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ЧЕЛОВЕКА

Галиуллина Ольга Юрьевна.

Преподаватель Института социальных и гуманитарных знаний, факультета философии и гуманитарных дисциплин,

Казань

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется понятия «развитие» и «продуктивность». Раскрывается понятие «продуктивность личности человека», как идеал, направленность развития. Анализируются ключевые свойства развития - необратимость, направленность, закономерность.

ABSTRACT

The article explores the concept of "development" and "productivity." The notion of "human person productivity" as the ideal development direction. Analyzes the key features of the development - irreversibility, orientation, pattern.

Ключевые слова: развитие, продуктивность, необратимость, направленность, закономерность

Keywords: development, productivity, irreversibility, orientation, pattern

При исследовании предпосылок продуктивного развития личности человека, мы исходим из того, что развитие есть всеобщее свойство материи и сознания. Оно характеризуется одновременно тремя свойствами: необратимостью, направленностью, закономерностью, происходящих в развивающемся объекте изменений. Одним из основных его характеристик является время, точнее протяженность во времени, которое и выявляет направленность во времени [7,с. 40].

Необратимость - это характеристика изменения, при котором не происходит возврата в начальное состояние, а есть переход в качественно новое состояние. Необратимость в большей или меньшей степени присуща всем процессам в мире. Это обусловлено: 1) бесконечностью материи, неисчерпаемой сложностью ее структуры и наличием в ней бесчисленного множества возможностей изменений, которые не могут быть полностью реализованы ни за какой конечный отрезок времени, 2) принципиальной незамкнутостью всех существующих материальных систем, многообразием их внешних связей, которые постоянно изменяются и переводят систему в новое состояние. Поэтому всякий цикличный процесс включает в себя элемент необратимых изменений, что и находит свое выражение в общем необратимом течении времени от прошлого к будущему. Необратимость нельзя сводить к какой-либо единой однонаправленности изменений всего мира. Развитие по восходящей линии, или деградация систем с последующей гибелью являются частными случаями необратимости. Однонаправленное измене-

ние может происходить лишь в конечных системах. В бесконечной вселенной необратимость предполагает изменения в самых различных направлениях, непрекращающееся возникновение принципиально новых возможностей развития [11].

Если говорить о «начальном состоянии», то важно заметить, что исследуя детское мышление, Веракса Н.Е. выявил отсутствие чувствительности к противоречию. Ребенок не видит противоречия, и это не тяготит его. Более того, он может оперировать противоположностями, видоизменять их, переходить от одной к другой. Эту способность Веракса Н.Е. назвал диалектическим мышлением и описал структуру такого мышления [5]. Таким образом, изначально природой заложен такой уровень восприятия мира, который позволяет быть свободным от груза противоречий «взрослого» мира. Только такой уровень перцепции сопряжен с легкостью, чистотой и глубиной постижения мира [4].

Рассматривая предпосылки продуктивного развития личности человека, мы должны знать, что необратимость и неопределенность по словам И. Пригожина «служат предпосылкой существования мира людей, мира, где есть место новации, есть место творчеству, в котором время не отделяет человека от природы» [9]. Предпосылки это всегда нечто, исходящее из начала-начал - природы.

При рассмотрение понятия продуктивности - как идеала, в понимании возможных перспектив существования мира, планеты, людей, нельзя не вспомнить идеи Вернадского В.И.. Он писал, что «...жизнь во всех ее проявлениях, и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.