Научная статья на тему 'База знаний и экспертное сообщество для образования и науки'

База знаний и экспертное сообщество для образования и науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов М. Г.

The effectiveness of modern use of information technologies is essentially suppressed by archaic organization forms. The paper discuss perspective of expert society creation around a knowledge base. Organization and technical problems related to trust and interest of experts and users are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge base and expert society for education and science

The effectiveness of modern use of information technologies is essentially suppressed by archaic organization forms. The paper discuss perspective of expert society creation around a knowledge base. Organization and technical problems related to trust and interest of experts and users are considered.

Текст научной работы на тему «База знаний и экспертное сообщество для образования и науки»

■ производство результатов, ради которых создавалась и/или существует данная фирма и которые определяют ее эффективность (Producing results);

■ администрирование, обеспечивающее производительность (4dministtering);

■ предпринимательство, посредством которого происходит управление изменениями (Enterprenering);

■ интеграция, с помощью которой элементы фирмы объединяются для обеспечения ее жизнеспособности в долгосрочной перспективе (Tntergreating).

Каждая из перечисленных функций необходима, а все вместе они достаточны для хорошего управления любой экономической системой независимо от ее масштабов, применяемой технологии и культурной среды, в которой она функционирует. Как только од-

на или несколько функций перестают выполняться или выполняются недостаточно качественно, мы сталкиваемся с предсказуемой и воспроизводимой моделью неправильного менеджмента, «диагностирование» и «лечение» которого осуществляются на основании кода PAEI (первые буквы каждой функции в английской транскрипции).

Что касается других фундаментальных основ нового менеджмента, то теория оптимального управления с ее строгим математическим аппаратом призвана обеспечить количественные оценки качества управления, а теория систем и системный анализ -полноту и целостность теории научного менеджмента, выстроенной на базе новой парадигмы. Дело осталось за малым - сформировать новую парадигму и сгенерировать новую теорию научного менеджмента.

Литература

1. Адизес И. Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует /Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 263 с.

2. Adizes I. How to Solve the mismanagement crisis. 2-nd printing. Santa Barbara: Adizes Institute Pabli-catins, 1980. - 287 c.

БАЗА ЗНАНИИ И ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

М.Г. Иванов, к.ф.-м.н., доц. каф. Теоретической физики Тел./факс: (495)408-75-90,E-mail: mgi@mi.ras.ru Московский физико-технический институт http://theorphys.mipt.ru

The effectiveness of modern use of information technologies is essentially suppressed by archaic organization forms. The paper discuss perspective of expert society creation around a knowledge base. Organization and technical problems related to trust and interest

of experts and users are considered.

Организация отстает от техники

В настоящее время человечество стоит на пороге перехо-

да к обществу нового типа, которое иногда называют «когнитивным обществом», «постиндустриальным обществом», или обществом с «экономикой, основанной на знании». По мере развития производительных сил роль «главной» производительной силы

переходила от охоты к земледелию и от земледелия к промышленности. Теперь в роли главной производительной силы общества должны выступить наука и образование. Переход этот происходит на фоне целого ряда кризисов: демографических, социальных, экономических. Есть опасность оказаться отброшенным назад на доиндустриальный этап развития. Особенно опасна деградация человеческого потенциала, которая проявляется, в частности, в демографическом кризисе и падении качества образования.

Переходный период проявляется и в несоответствии быстро развивающихся технических возможностей средств обработки, хранения и передачи информации устарев-

шим способам их использования. В этой связи актуальным оказывается сравнение современной информационной революции с предыдущими информационными революциями, связанными с возникновением и развитием письменности, книгопечатания, электро- и радиосвязи и др.

Информационное наполнение информационно-компьютерных сетей очень разнородно, причем разнородно непредсказуемым для начинающего пользователя образом. То, что во внесетевой жизни оказывается естественным образом разделено, в Интернете может оказаться перепутанным до степени смешения. Ситуация усугубляется анонимностью многих участников информационного обмена. Во многих случаях вы не можете поручиться, что лицо, с которым вы общаетесь, действительно то, за кого оно себя выдает, т.е. носит заявленное имя, обладает заявленной квалификацией и вообще является человеком (а не группой лиц или программой-роботом). Не случайно в современном Интернет-фольклоре английское WWW переводится как ППП, причем расшифровывается двумя разными способами: «Повсеместно Протянутая Паутина» (практически дословный перевод английского «World Wide Web») и «Повсюду Протянувшаяся Помойка». Особенно это заметно по сравнению с недавними временами молодости Интернета, когда основную массу пользователей составляли ученые и студенты.

Ситуация не столь печальна, как может показаться из описанного выше. Несмотря на все перечисленное Интернет однозначно полезен, и специалист, знакомый с Интернетом, может существенно повысить свою продуктивность. При этом знакомство с Интернетом подразумевает не только и не столько техническую грамотность, сколько знание надежных источников информации и средств коммуникации с коллегами. Однако и такому специалисту приходится прилагать специальные усилия для поиска нужной информации и борьбы с информационным шумом (к которому относятся, в частности, рекламные рассылки электронной почты -«спам»).

Библиотекари и эксперты

Для эпохи Ренессанса было характерно, что придворные библиотекари были одновременно крупными учеными. Развитие книгопечатания и образования сделало профессию библиотекаря массовой. Также увеличились разнообразие и объем представленных в библиотеках знаний. В результате

библиотекари перестали быть универсальными экспертами.

В более поздние времена (вплоть до настоящего времени) многие крупные ученые создавали или редактировали научные журналы по своей специальности. Должность редактора авторитетного научного журнала позволяла не только публиковать свои результаты, но и влиять на направление научных исследований, а также всегда быть в курсе новейших идей по своей специальности.

Как библиотекари Ренессанса, так и редакторы научных журналов нового времени выступали в роли научных экспертов. И если библиотекари делали это от случая к случаю, то большинство современных научных журналов регулярно привлекают своих сотрудников и постоянных авторов к рецензированию (экспертизе) научных работ.

К XX веку экспертное сообщество, группирующееся вокруг научных журналов, стало уже недостаточным. Это привело к формированию специальных служб экспертизы и научно-технической информации (в России - ВАК, ВИНИТИ, Роспатент и др.). Такие службы должны уже не просто собирать и публиковать научные данные, но и систематизировать их, публикуя или предоставляя заказчику уже упорядоченные научные знания.

Развитие информационных технологий в настоящий момент приводит к увеличению числа различных библиотек и баз данных, однако такое экстенсивное развитие связано с тем, что организация не успевает за техникой. В отличие от сети бумажных библиотек сеть библиотек электронных позволяет отказаться от дублирования содержания различных библиотек, поскольку естественные для бумажных библиотек ограничения (определенное географическое положение, число экземпляров различных книг, вместимость читального зала и т.п.) для электронных библиотек не актуальны (или легко решаются чисто техническими средствами). Таким образом, число значительных электронных библиотек по мере развития их сети может (и должно) снижаться за счет их укрупнения и интеграции.

В процессе укрупнения библиотек дублирование разделов должно последовательно уменьшаться. Это позволяет обществу роскошь, недоступную со времен Ренессанса: назначение на должности «библиотекарей» экспертов высшего класса в соответствующих отраслях знаний. Деревьям катало-

гов такой библиотеки должны соответствовать деревья экспертов по соответствующим разделам знания. Эти эксперты должны рекомендовать экспертов по своему разделу и подразделам, делать обзоры своих разделов (или заказывать такие обзоры), оценивать достоверность и значимость информации.

Необходимо также учитывать, что в современных условиях главная функция научных журналов смещается от донесения информации до читателя (каковое гораздо быстрее осуществляется посредством электронных библиотек и архивов) к экспертизе представляемых статей, т.е. факт публикации статьи в более или менее влиятельном журнале присваивает ей некоторый «рейтинг значимости» в глазах профессионального сообщества. Также сохраняется функция журналов по подбору и объединению значимой информации по определенным разделам (в виде рубрик и тематических выпусков) и определении направления исследований (в виде заказов на обзоры и статьи по определенной тематике). Однако все перечисленные функции выполняются традиционными журналами как побочные. Более того, традиционная форма журнала является препятствием для их выполнения.

Гораздо более адекватна современному уровню техники электронная библиотека, сопровождаемая сообществом экспертов. При этом принципиально важны оба компонента системы: электронная библиотека обеспечивает технические средства и «общую память» информационной среды, а экспертное сообщество обеспечивает развитие информационной среды, ее отклик на потребности общества и междисциплинарную коммуникацию.

По существу именно наличие эксперта, понимающего собранную информацию, превращает эту информацию в знание. Наличие специальных технических средств, облегчающих обработку информации и ее понимание, при этом является очень желательным, но, строго говоря, не обязательным. Можно сказать, что наличие эксперта превращает базу данных в базу знаний (БЗ). Технические средства способны облегчить работу эксперта, превращая, в идеале, в эксперта «человека с улицы».

Технические средства, обеспечивающие функционирование базы данных, должны включать средства хранения, передачи, поиска и представления информации. И если хранение и передача данных на данный момент не ставят перед нами принципиальных

проблем, то поиск и представление данных по-прежнему часто требуют творческой работы эксперта.

Техническое обеспечение базы знаний

Хотя база знаний в принципе может быть создана на основе бумажной картотеки и коммуникации с помощью традиционной бумажной почты, в настоящее время уровень техники предлагает нам существенно более эффективные средства. Эти средства необходимо приспособить к поставленной задаче, решив ряд организационно-технических проблем, решение которых до сих пор не было получено по причине недостаточного понимания этих проблем. Ниже мы приводим лишь две из них.

Создание экспертного сообщества предполагает отслеживание профессиональной репутации экспертов, поскольку доверие к эксперту основывается на информации о нем самом, его подготовке и его прошлых работах. Таким образом, создание базы знаний, пригодной для серьезной научной и инновационной работы, требует надежной системы авторизации и идентификации пользователей, интегрированной с системой внутрисистемной электронной коммуникации (свободной от большей части информационного шума, присущего современному Интернету).

Многократно увеличившиеся объемы научно-технической информации делают остро актуальными проблемы ее поиска и классификации. Нерешенность этих проблем порождает все многочисленные неэффективные решения и дублирующие исследования. Как показывает практика, невозможно создать универсальную систему классификации, пригодную на все случаи жизни. Необходимы одновременная поддержка различных классификаторов и установление соответствия между ними. Пользователи должны иметь возможность, работая с наиболее привычными для них классификаторами, находить те документы, которые исходно были классифицированы по другим классификаторам.

Одновременное применение разных классификаторов предполагает существование нескольких деревьев экспертов, связанных с разными классификаторами. При этом классификация одного материала по разным классификаторам (или разным разделам одного классификатора) будет автоматически давать набор экспертов разной специализа-

ции по данной проблеме, обеспечивая тем самым междисциплинарную коммуникацию.

Мы перечислили здесь лишь две технические проблемы, решение которых целесообразно при создании широкомасштабной междисциплинарной базы знаний. Эти проблемы выделены потому, что они должны решаться на первых этапах создания системы, для обеспечения возможности ее развития с использованием возможностей Интернета, но без присущих ему недостатков. По мере создания такой базы знаний она должна «обрастать» различными надстройками: аналитическими группами, СМИ, новостными агентствами и пр. При этом нет необходимости все создавать с нуля, многие из этих надстроек уже существуют в качестве отдельных организаций со своими автономными базами данных.

Структурирование научно-технической информации и образование

По мере развития науки и техники объем научно-технической информации (НТИ) экспоненциально возрастал. Для упорядочивания и структурирования этого потока на разных этапах развития науки и общества принимались различные меры. К числу таких мер следует отнести создание энциклопедий и справочников. В более поздний период для этих целей создавались реферативные журналы и сборники. Для обеспечения сбора, обработки и хранения НТИ в России действует Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), которая призвана выполнять роль своеобразного «всероссийского научно-технического библиотекаря».

При современных объемах производства НТИ такой преимущественно библиотекарский подход следует признать недостаточным, потому что он не позволяет избежать чрезмерного дробления науки на узкие подразделы. Более правильным представляется подход, при котором структурирование НТИ является органической частью научно-технических исследований и управления наукой.

Рассмотрим вопросы структурирования НТИ в связи с вопросами образования и науки.

Комплекс подготовки обзоров

Представляется парадоксальным тот факт, что студенты-гуманитарии изучают обзорный курс «Концепции современного естествознания», в то время как в вузах физико-технической и естественнонаучной на-

правленности часто нет обзорных курсов по большим разделам физики и техники.

Быстрое развитие науки и техники, сопровождающееся частым возникновением новых отраслей, делает неприемлемой ситуацию, когда с современным уровнем техники студент знакомится исключительно на специальных курсах. Общее представление дают немногие общеобразовательные курсы, но и они охватывают малую долю необходимых знаний. Понятно, что обзорные курсы для студентов-естественников должны существенно отличаться от аналогичных курсов в гуманитарных вузах. Так, обзорный курс «Естествознание» для студентов-физиков должен опираться на материал курсов общеинститутского цикла («Общая физика», «Высшая математика», «Теоретическая механика», «Теоретическая физика», «Информатика» и пр.). Создание такого курса само по себе явилось бы нетривиальной задачей, требующей сотрудничества специалистов разных отраслей. Возможно, следует начинать с создания обзорных курсов меньшей общности (например «Физика», «Биология») с тем, чтобы потом на их основе надстраивать следующий уровень. В идеале нам предстоит создать пирамиду курсов, разделяющихся, по крайней мере, на три уровня: специальные, обзорные, общие. Венчать эту пирамиду должны курсы максимальной общности типа «Концепции современного естествознания», «Обзор уровня техники», «Концепции обществоведения».

Например, курс «Обзор уровня техники» должен давать представление о том, что возможно при современном уровне техники: в России/за рубежом, массово/серийно/штучно/на уровне прототипов,

в настоящее время/в ближайшем будущем/в перспективе.

Конкретный набор обзорных курсов, читаемых в том или ином учебном заведении, должен зависеть от его специализации, но некоторые курсы верхнего уровня обзорности должны читаться для всех специальностей, хотя и с учетом их специфики. Например, курсы «Естествознание» и «Обзор уровня техники» должны читаться и медикам, и физикам, и гуманитариям, но методы подачи материала и степень подробности изложения разных разделов при этом будут, безусловно, различаться.

Широкий набор обзорных курсов по различным тематикам представляется полезным для школьников и студентов всех

специальностей, но особенно для специалистов в области инновационной деятельности, что особенно актуально с точки зрения создания когнитивной экономики.

Создание развернутой системы обзорных курсов и поддержание ее актуальности являются задачами, непосильными для большинства учебных заведений. Для этих целей необходимо создать и интегрировать в ГСНТИ специальный «Комплекс подготовки обзоров» (КПО), в работе которого участвовали бы ведущие вузы и исследовательские центры России, а также институты ГСНТИ. Главными потребителями обзорных курсов различной направленности должны стать вузы (включая типовые массовые университеты) и средние учебные заведения.

Создание КПО, интегрированного с базой знаний, является одним из ключевых мероприятий по обеспечению уникальности базы знаний. Функционирующий комплекс БЗ-ГСНТИ-КПО должен обеспечить уникальность проектируемой базы знаний, как ведущей в мире открытой электронной библиотеки.

Обеспечение КПО

Создание и поддержание в актуальном состоянии пирамиды обзорных курсов требуют соответствующего организационного, кадрового и технического обеспечения. Должны быть собраны, а в некоторых случаях и написаны соответствующие обзорные статьи и монографии, которые должны регулярно обновляться и пересматриваться. Учитывая объем работ, для этого необходимо создание (в рамках стандартов БЗ) единого электронного архива (библиотеки) обзоров, статей (как специальных, так и обзорных), диссертаций и учебных материалов с автоматизированной системой поддержки, рубрикатором, построенным в соответствии с пирамидой курсов и системой поиска. Для поддержания структурированного архива необходимо назначить редакторов, которые отслеживали бы состояние науки по своим разделам и обеспечивали бы актуальность обзоров.

Следует отметить, что основанием пирамиды обзоров и обзорных курсов должны являться оригинальные научные статьи и специальные учебные курсы.

Для разработки и поддержания актуальности обзорных курсов целесообразно создание системы семинаров (предметных и междисциплинарных), которые могли бы на основе тезисов выступлений готовить обзоры и программы курсов. Такие семинары

одновременно должны быть образовательными, способствуя расширению кругозора студентов, аспирантов и преподавателей. Сами по себе научно-образовательные междисциплинарные семинары могут рассматриваться как разновидность обзорных курсов, особенно на начальном этапе проекта. Система семинаров может дополняться регулярными научными конференциями, проводимыми в ведущих вузах и исследовательских центрах. Семинары и конференции, интегрированные с КПО, будут способствовать обмену опытом между преподавателями различных учебных заведений и поддержанию единства науки и научного сообщества.

КПО должен представлять собой своеобразную «фабрику по производству учебных курсов и лекторов» (на основе семинаров), способную обслуживать нужды вузов и средней школы, а также нужды промышленности в переподготовке кадров и повышении квалификации.

Для обеспечения функционирования КПО в рамках БЗ и ГСНТИ должны быть выработаны адекватные стандарты представления и упорядочения информации.

Открытая часть архива КПО должна быть включена в БЗ. Закрытые разделы КПО должны быть также построены по стандартам БЗ, но при этом закрыты для неавторизованных пользователей. Для авторизованных пользователей открытая часть архива КПО и доступный им фрагмент закрытой части должны быть представлены как единое целое, с универсальными формами представления и упорядочения информации.

Аналитические центры

Предлагаемый КПО обеспечит благоприятные возможности для создания аналитических групп и корпораций, как интегрированных с КПО, так и независимых. Таким образом, КПО мог бы также выполнять функции аналогичные функциям корпорации RAND и JASON group, подготавливая обзоры и рекомендации по различным областям науки и техники для государственных и коммерческих заказчиков. Первыми исполнителями подобных обзоров могли бы стать организации, участвующие в КПО, а также органы государственной статистики, а первыми заказчиками - органы государственного управления и организации, участвующие в КПО.

Такие аналитические центры могли бы выявлять инновационно-перспективные технологии и направления как среди проводя-

щихся НИОКР, так и среди «забытых» направлений науки и техники. Это позволило бы освободить исследователей от проведения не свойственных им маркетинговых исследований, повысив тем самым производительность научно-технического творчества.

Практически, предлагаемые аналитические центры могли бы участвовать в управлении научно-техническими исследованиями и совместной с научно-техническим сообществом выработке государственной научно-технической политики.

Заочное и дистанционное образование

Развитие ИТ позволяет существенно реорганизовать и упростить заочное образование, которое оказывается частным случаем дистанционного образования (ДО). В частности, дистанционное обучение получает возможность все более гибкого и индивидуального подхода к каждому учащемуся. Уже сейчас важно не столько географическое положение обучаемого, сколько его возможности по доступу к телекоммуникационным сетям и навыки работы в них.

Как и в большинстве вопросов ИТ, главным фактором, сдерживающим развитие ДО, является не сложившаяся/устаревшая организационная структура и отсутствие и/или разнобой в стандартах. ДО должно быть интегрировано в общую систему образования в России. Обеспечение ДО должно осуществляться с помощью БЗ (содержательная часть) и АСУ систем образования (организационная часть). Отсутствие сложившихся систем БЗ и АСУ не должно останавливать развития ДО - все три системы должны разрабатываться и развиваться параллельно.

Развитая система ДО должна позволять любому человеку, владеющему русским языком и обладающему навыками работы с телекоммуникационными сетями на уровне средней школы, не покидая из своего места жительства, приобрести любые доступные его способностям знания и получить официальное подтверждение приобретенной квалификации. Это требует как технического, так и организационного обеспечения. В частности, должна быть налажена единая система идентификации личности в телекоммуникационных сетях.

ДО допускает большую гибкость в процессе обучения и в официальном подтверждении квалификации. Например, возможна организация экзаменов по сравнительно небольшим разделам курса (по отдельным

лекциям), с выдачей официального сертификата по каждому фрагменту. При этом фрагменты могут сдаваться в разном порядке и в разной комбинации. Сдача всех фрагментов, образующих курс, должна означать выдачу сертификата о прохождении курса в целом, а сдача всех курсов в рамках определенной образовательной программы - выдачу сертификата о прохождении программы. При таком подходе процесс заочного обучения в вузе может быть растянут на произвольное время. Для рынка труда существенным является наличие официальной сертификации как программы обучения в целом, так и отдельных ее курсов и их фрагментов.

К общей системе ДО обучения могут также допускаться негосударственные учебные заведения и иные организации (коммерческие и общественные). При этом уровень сертификации таких организаций может быть различен. Общая система ДО должна предоставлять учащемуся официальную информацию об уровне сертификации того или иного образовательного модуля и создавшей его организации. В рамках единой системы могут сосуществовать бесплатные и платные образовательные модули, однако по всем общественно значимым областям знания (в том числе по всем областям науки и техники) должна существовать возможность бесплатного приобретения заочного образования любого уровня.

Для профессий, специфика которых не допускает чисто заочного обучения (например, хирург, летчик, пожарный и пр.), дистанционные курсы должны разрабатываться как дополнительные методические средства для самостоятельной работы. Такие дистанционные курсы могут быть пройдены и заочно, но соответствующая квалификация присваивается только после дополнительного очного обучения. Это предполагает разработку специальных программ обучения, разбитых на теоретическую часть (допускающую заочное прохождение) и практическую часть (требующую очного обучения).

Дистанционное обучение является одной из форм предметной специализации учащихся старших классов. При этом заочное высшее образование может приобретаться одновременно с очным средним образованием. Приобретение/продолжение высшего образования после окончания школы должно ориентироваться преимущественно на очное обучение, при сохранении преемственности с программой, уже пройденной к этому моменту заочно.

Самым дефицитным ресурсом в системе заочного и дистанционного обучения является время, затрачиваемое живым квалифицированным преподавателем. Так, высокий уровень обучения в Заочной физико-технической школе (ЗФТШ) при МФТИ в существенной степени определяется вовлечением в работу большого количества сту-

дентов МФТИ. В будущем приоритетом в получении ДО с участием живого преподавателя должны пользоваться наиболее перспективные школьники. Одновременно участие живого преподавателя может стать одним из основных товаров в коммерческом

ДО.

ДАЙДЖЕСТ

ИВК представляет новую информационно-аналитическую систему

Компания ИВК - один из ведущих российских производителей компьютерной техники, системообразующего ПО и средств защиты информации, объявляет о завершении разработки и начале продвижения на российский рынок нового программного продукта - Информационно -аналитической системы обработки неформализованных естественных текстов «ИВК СОНЕТ™».

Система «ИВК СОНЕТ™» базируется на собственных технологиях и разработках компании ИВК в области лингвистической обработки неструктурированной информации, морфологического и синтаксического анализа текстов на русском языке. Синтаксический анализ выделяет простые предложения в составе сложного и устанавливает связи между словами. Технология морфологического анализа позволяет учитывать изменяемость слов, ярко выраженную в русском языке. В результате значительно возрастают полнота, точность поиска информации, а также увеличивается скорость обработки запроса.

Источник. ИВК (http://www.ivk.ru/)

Всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (IMS-2007)

С 23 по 25 октября 2007 года в Санкт-Петербурге состоится юбилейная X Всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (IMS 2007). Программа конференции включает в себя серию мероприятий, которые организуются Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с организациями-партнерами - Общественной палатой Российской Федерации (http://www.oprf.ru), МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru), Российской ассоциацией политической науки (РАПН -http://www.rapn.ru), Академией политической науки (АПН), Российской государственной библиотекой (http://www.rsl.ru), Российской ассоциацией электронных библиотек (НП ЭЛБИ -http://www.elibra.ru), Центром компетенции по электронному правительству, Фондом «Общественное мнение» (ФОМ - http://www.fom.ru), Партнерством для развития информационного общества на Северо-Западе России (http://www.prior.nw.ru).

Источник. Сайт конференции (http://conf.infosoc.ru)

Шестая международная научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития»

С 20 по 22 сентября 2007 года в Томском государственном университете будет проходить Шестая международная научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития».

Организаторы конференции - Министерство образования и науки РФ, ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» (АСОУ) и Томский государственный университет (ТГУ).

Цель конференции - анализ и обобщение результатов выполнения региональных программ информатизации, достижений в области научно-педагогического, нормативно-правового обеспечения применения информационных технологий в образовании, создания электронных средств учебного назначения и системы электронных библиотечных ресурсов по уровням обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.