Научная статья на тему 'Баухауз как феномен немецкой художественной культуры первой трети XX века'

Баухауз как феномен немецкой художественной культуры первой трети XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2321
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАУХАУЗ / НЕМЕЦКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА / ИНЖЕНЕР-ХУДОЖНИК / ДИЗАЙН / АРХИТЕКТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРУ / РЕФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козловский Владислав Дмитриевич

В статье рассматриваться культура Германии первой трети XX века. Это время характеризуется индустриализацией и идеями прогресса, которые внедрялись во все сферы общества. Вследствие этих процессов зарождается новый тип специалистов в области художественного проектирования. Подготовка новых кадров проходила в Баухаузе (школа строительства) экспериментальной площадке обучения ремеслу и искусству. В статье проведен анализ художественно-педагогической системы школы, как феномена немецкой художественной культуры. Основой построения новой, отличной от предыдущей системы образования художников, была их подготовка в русле требований производства. Баухауз рассматривается не только с точки зрения искусствознания, а также во взаимосвязи с эволюции культуры Германии в целом. В школе были сформированы объективные методы моделирования и обучения. Методики, идейное содержание учебных программ и практики широко используются в современном образовании и художественном производстве во всем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BAUHAUS AS GERMAN ARTISTIC CULTURE PHENOMENON OF THE FIRST THIRD OF THE XX CENTURY

The article deals with the period of German culture of first third of the XX century. This period is characterized by industrialization and ideas of progress that had being implemented in all spheres of society. As a result of these processes a new type of experts in the field of artistic design was born.

Текст научной работы на тему «Баухауз как феномен немецкой художественной культуры первой трети XX века»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

5) для традиционных обществ характерно «переплетение» спортивных, военных и бытовых аспектов обретения физического совершенства;

6) эстетический фактор физического совершенства, который играл столь значительную роль в древнегреческой культуре, оттес-

няется в традиционном обществе на второй план.

Разумеется, традиционные общества — не единственные общества, где физическое совершенство становится важным элементом культуры. Современный мир тоже привержен этому идеалу, хотя и по-другому.

Примечания

1. Богем М. М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1997. № 5. С. 18—20.

2. Традиционные спортивные игры прошли в горах Ножай-Юртовского района [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chechenmol.ru/component/content/article/l147.html

бБаухауз как феномен немецкой

художественной культуры первой трети xx века УДК 7.03

Ф В. Д. Козловский Ф

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваться культура Германии первой трети XX века. Это время характеризуется индустриализацией и идеями прогресса, которые внедрялись во все сферы общества. Вследствие этих процессов зарождается новый тип специалистов в области художественного проектирования. Подготовка новых кадров проходила в Баухаузе (школа строительства) — экспериментальной площадке обучения ремеслу и искусству. В статье проведен анализ художественно-педагогической системы школы, как феномена немецкой художественной культуры. Основой построения новой, отличной от предыдущей системы образования художников, была их подготовка в русле требований производства. Баухауз рассматривается не только с точки зрения искусствознания, а также во взаимосвязи с эволюции культуры Германии в целом. В школе были сформированы объективные методы моделирования и обучения. Методики, идейное содержание учебных программ и практики широко используются в современном образовании и художественном производстве во всем мире.

Ключевые слова: Баухауз, немецкая художественная культура первой трети XX века, инженер-художник, дизайн, архитектура, образование в сфере культуру, реформа художественного образования.

V. D. Kozlovskiy

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

BAUHAUS AS GERMAN ARTISTIC CULTURE PHENOMENON OF THE FIRST THIRD OF THE XX CENTURY

The article deals with the period of German culture of first third of the XX century. This period is characterized by industrialization and ideas of progress that had being implemented in all spheres of society. As a result of these processes a new type of experts in the field of artistic design was born.

КОЗЛОВСКИЙ ВЛАДИСЛАВ ДМИТРИЕВИЧ — аспирант кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств

KOZLOVSKIY VLADISLAV DMITRIEVICH — doctoral student of Department of history, cultural history and museum studies, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: erenyar@gmail.com © Козловский В. Д., 2014

^ Теория и история культуры

Preparation of new staff was held at the Bauhaus (school of construction) — experimental platform for teaching craft and art. The article analyzes the artistic and educational system of the school as a phenomenon of the German culture. The basis for constructing a new and different from the previous system of education of artists was their training kept in line with production requirements. Bauhaus is considered not only from the point of view of art history but as well in relation to the evolution of German culture as a whole. Objective methods for simulation and training were formed in the school. Techniques, the ideological content of the curriculum and practices are widely used in modern education and artistic production throughout the world.

Keywords: Bauhaus, German art culture of the first third of the XX century, engineer-artist, design, architecture, education in the field of culture, reform of art education.

Истоки создания Баухауза относятся к рубежному времени XIX—XX веков, когда индустриализация и идея прогресса внедрялись во все сферы художественного творчества и культуры. Одним из важнейших стилевых направлений становиться модерн, или «юген-дстиль», как его принято обозначать в Германии, было характерно создание художественно-ремесленных мастерских и понимание худож ни ка, как уни вер са ла, со еди нив ше го в себе архитектора, графика, живописца и теоретика.[5, с. 225].

Новому пониманию взаимодействия архитектуры, прикладного искусства и промышленности способствовала политика в сфере культуры. Приглашались крупные иностранные специалисты. Одним из приехавших в страну был А. ван де Вельде, который искал новое вы ра же ние сти ля модерн, без ис пользования орнамента и растительных форм. Художник был назначен главой школы прикладного искусства в Веймаре, которая впоследствии и станет в Баухауз. В этот период при поддержке государства и представителей промышленности организуются общества архитекторов, художников и ремесленников.

Бум производства, набирающий темпы технический прогресс, изменения в культуре и сплоченность социума позволили Германии стать одной из самых развитых держав, того времени. Герма ния стала цен тром развития нова ций в архи тек ту ре, ре меслах и промышленной продукции. Одним из новшеств стало использование художественного производства с раз де ле ни ем его на промыш лен ное и прикладное. Это впервые было продемонстрировано в 1906 году в Дрездене на «Всеобщей выставке немецкого прикладного искусства».

Возникла конкуренция с другими страна-

ми за рынки сбыта продукции. Правительством Германии принимались серьезные меры по поддержке немецкого производства. 7 октября 1907 года был образован «Германский художественно-промышленный союз» (Германский Веркбунд). Устав Веркбунда гласил: «Целью Союза является повышение качества промышленной продукции путем совместных усилий искусства, индустрии и ремесла, а также пропаганда и всестороннего изучения этих проблем» [7, с. 165] Создатели и активные деятели Веркбунда, в частности Г. Мутези-ус, П. Беренс, А. К. ван де Вельде, были солидарны между собой в необходимости кардинальных мер по совершенствованию потребительского уровня продукции промышленности Герма нии. Союз вел ак тив ную про па ган ду дос ти же ний не мец кой ин дуст рии и из датель-скую деятельность. Особое внимание уделялось под го тов ке кад ров худож ни ков для про-мыш лен но сти. Пер вая ми ро вая вой на и по следующие политические события не позволили реа лизовать эти програм мы.

Поражение Германии в войне и революция 1918 года, помимо политических, экономических и социальных изменений, повлекли за собой изменения художественно-эстетического сознания. Несмотря на разруху послевоенного времени и тяжелые условия Версальского договора, культура Веймарской республики не останавливалась в своем развитии. Это развитие определялось противоречием между модернизацией и страхом перед ней, радикализмом и желанием сохранить старые ценности. Сегодня культуру Веймарской республики называют «культурой прорыва». В целом, эти противопоставления и противоречия характерны для экспрессио-низ ма, идей ные ос но вы ко торого ля гут в пер-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

ф

вые учебные программы Баухаза, в частности в пропедевтические курсы И. Иттена. Необходимость лее нового формата художественного образования, в рамках программ «Вербун-да», реализовалось в открытии В. Гропиусом в 1919 году Баухауза в Веймаре. Концепцией создания Баухауза было объединение искусства и техники. Структурной основой школы стало объединение двух учебных заведений: Школы искусств и ремесел и Института изящных ис кусств. В орга ни за ции худо же ст вен ной деятельности был использован опыт времен средневековья. Была сделана попытка сформировать «строительную гильдию», в которой формообразование выступало как «единство материальной и духовной,технической эстетической и художественной деятельности, как неотъемлемой части жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе» [7, ^ 171]. Отсыл к средневековью можно усмотреть и в титуле преподавателя, как «мастера». В. Гропиус называл Баухауз самоорганизующейся структурой,чье функционирование происходит за счет пол ной свободы, взаимоуважения и духа сотрудничества. Школа была доступна для обучения всем желающим, при поступлении туда не требовалось никаких документов об образовании.

В послевоенное время при полном развале про мыш лен но сти ак цент де лался на ремесленное производство. В. Гропиус утверждал: «Архитектурная секция, в том виде, в ко тором встре ча ет ся в совре мен ных учи ли-щах изящных искусств и ремесел, остается мертворождённым младенцем, пятым колесом в телеге... Альтернативой таким заведе-ни ям долж ны стать школы про фессиональ-ного конструирования с действующими мастерскими. Ремесленники и еще раз ремесленники.» [1, ^ 15] В пользу ремесла также говорила концепция, которая стала девизом Баухауза: «Искусству учить нельзя, но ремеслу — можно». Несмотря на это, в школе давали понимание всего производственного цикла в промышленном производстве.

В школе произошел разрыв с академизмом, что отражало общее движение в культуре того времени. Это выразилось в новой эстетической концепции — модернизме. Теоретиче-

скими основами этого мышления были: концепция «потока сознания», учение об интуиции, доктрина психоанализа. В частности, школами модернизма являлись дадаизм и экспрессионизм [5, ^ 227]. Последний стал отправной точкой идейной деятельности школы, как от вет на раз очаро ва ние в со ци аль ном и техническом прогрессе.

Обучение в школе состояло из трех ступе ней. Пер вая сту пень — про пе дев ти че ский курс. Далее следовало обучение на одном из семи отделений: скульптура по дереву и камню, столярная, метал ла, тексти ля, настенной живописи, стекла, керамики. В процессе эволюции школы к ним прибавятся театральное, переплетное отделения и мастерская графической печати. Последняя ступень — курс для развития таланта особо одаренных учеников.

Пер вые из ме не ния в струк ту ре школы были обозначены отказом В. Гропиуса от экспрессионистской основы обучения, связанной с начавшимся в 1920 году взаимодействием Баухауза и группы «Де стиль». Один из основателей группы, Т. ван Дизбург, отрицал ручной труд и ремесло. Творческие поиски группы рождали новую «механическую эстетику»: душа и чувства художника не должны были участвовать в процессе отражения им картины мира, творчество сводилось к уравновешиванию противоположностей и воспе-ва нию ма ши ны как «чис той и урав но ве шен-ной формы».

С 1922 года, по мнению В. Гропиус, творческий продукт Баухауза должен был стать «типичным образцом», удовлетворяющим запросы любого человека. В «типичности» отражалась идея синтеза противоположностей, экономической и эстетической составляющих предмета. Новое видение было отмечено выдвижением в 1923 году лозунга: «Искусство и техника — новое единство» [1, ^ 31] С 1924 года в школе появился термин «функционализм», который отражал хрупкое равновесие между целесообразностью, материалом и формой.

После переезда в 1925 году школы в Дессау, поменялся состав мас терских: некоторые из них бы ли пе ре име но ва ны, дру гие — уп разд-нены. Происходило дальнейшее переосмыс-

ф

^ Теория и история культуры

ф

ление и развитие индустриального формообразования. В составе Баухауза в Дессау находились мастерские: столярная, металла, текстиля, настенной живописи, печати и пла-ка та, пла сти че ских ис кусств и те ат ра. Начиная с 1927 года вводится изучение архитектуры, и по яв ля ют ся три но вых обра зо ва тель ных кур са: рек ла мы, ре жиссу ры и жи во писи.

Отставка В. Гропиуса в 1928 году и назначение Х. Мейера на пост директора школы обозначили идейные и структурные изменения школы. Новый директор школы был ярым коммунистом и никогда не скрывал симпатий к марксизму. Это вылилось в изменении методов преподавания, используя позиции коммунистического подхода. Основной целью Бау-хау за ста но вит ся соз да ние но вой стан дарт-ной продукции. Х.Мейер говорил о создании объектов художественного конструирования, дос туп ных всем слоям общест ва. Новые идейные основы обучения и производства повлияли на увольнения М.Брёйера, Х.Байера и Л. Мо хой-На дя. На их место бы ли назна че-ны новые преподаватели: Л. Хильберсаймер и В. Пе тер ханс.

В ма ни фе сте Бау хау за от 1929 го да Х. Мей-ер формулирует задачи школы, отличные от задач В. Гропиуса: «Цель всей работы Баухауза является объединение всех производящих сил на благо гармоничного развития нашего общества». В термине «гармония» директор школы объединил два новых понятия для Баухауза — «народ» и «пейзаж» [1, с. 64].

В августе 1930 года Х. Мейер был отстранен. Это было связано с тем, что многие студенты школы во вре мя его дирек тор ст ва объ я ви ли себя левыми, поэтому идеология школы обрела коммунистическую направленность. Лучшим определением итогов его работы может служить его личное высказывание: «... концепции Баухауза был придан подчеркнуто социальный характер, увеличилось количество часов на пре по да ва ние точ ных наук, уменьшилось влияние художников (абстракционистов), работа в мастерских была организована на кооперативных началах, обучение стало осуществляться в процессе выполнения реальных заказов, програм мы бы ли переориентированы на подготовку специалистов для

стандартной, крупносерийной промышленности, призванной удовлетворять потребности широких слоев населения, была проведена демократизация учебного процесса, а также уста нов ле ны пря мые свя зи с рабочим и профсоюзным движением» [7, с. 175]. Стоит отметить, что Х. Мей е ру уда лось за хва тить умы студентов, но не преподавателей школы. Общее мнение педагогического состава выразили слова Э. Каллая, пресс-атташе Х. Мейера: «Его реформы так и остались в черновом варианте... ведь они противоречили наследию, оставленному предыдущим директором, который всегда руководил педагогическим составом, царя как в их умах, так и в повседневных делах, не давая себя превзойти» [1, с. 81]. Сла бым ме сто Бау хауза, по мне нию Сове та мастеров, стала потеря «авангардного изящества» и приближенность к проблемам реальности. Фактически же произошел конфликт между крупной буржуазией (правыми силами), определяющими финансирование Баухауза, и Х.Майером, который был ярым коммунистом. Дотации Баухаузу были резко уменьшены.

На сме ну Х. Мей е ру при шел по след ний директор школы Л. Мис ван де Роэ. При нем в Баухаузе отказа лись от социальной направленности, усилилась архитектурная составляющая. Л. Мис ван де Роэ выделял архитектуру как единственный инструмент, который может реализовать «цель строительства». Последний директор Баухауза признавал, что технология и индустрия являются отправными точками современного художественного проектирования. В то же время, чтобы лучше понять настоящее, он обращался к опыту прошлого. Несмотря на концепцию «Нового строительства», Л. Мис ван де Роэ настаивал на важности изучения архитектуры в исторической перспективе. Однако речь не шла о внедрении традиционного сознания, так как школа все так же придерживалась крайне антиакадемических позиций.

В связи с тем, что дотации Баухаузу были практически сведены к нулю, Л. Мис ван де Роэ пришлось освободить часть помещений. Коли чест во мест для студен тов сократилось с 200 при Х. Мейре до 170, а впо-

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

следствии их число дошло до 150. Последний директор школы старался держаться в сто-ро не от поли ти ки: «Для то го что бы прий ти к конценсусу, необходимо, если это возможно, подписаться на Frankfurteg Zeitung (либеральное издание), Rote Fahne (коммунистическое), Volkische Beobachter (национал-со-циалестическое)» [1, c. 83]. Л.МисвандеРоэ пытался изменить мировоззрение учеников, большая часть которых продолжала придерживаться коммунистической идеологии. Он проводил конференции и приглашал выступать в школе тогда известных философов: Х. Пленера, и Х. Фраера и других. Структурные изменения школы привели к тому, что из семи направлений осталось пять: строи-тельст во, дизайн ин терьера, текстиль, фотография и изобразительное искусство. Уп-разд нился инсти тут под мас терьев, сократилось время обучения, главной линией школы стало профессионально-художественное направление.

При директорстве Л. Мис ван де Роэ Баухауз опять обрел неповторимость и «правильность интеллектуальной морали», присущей Баухаузу в Веймаере. Данное высказывание под твер жда лось мне ния ми ма лой кол ле гии

преподавателей на последнем заседании школы 20 июля 1933 года, когда было принято ре-ше нии о за кры тии Бау хау за.

Несмотря на все попытки удовлетворить правые силы, в 1932 году Баухауз в Дессау закрыли, упрекая его в «культурном большевизме». Попыткой спасение школы было открытие Баухауза в Берлине, как полностью частного учебного заведения, но оно просуществовало всего лишь пару месяцев. Пришедшие к власти в 1933 году нацисты ликвидировали школу.

Баухауз являлся учебным заведением нового типа — экспериментальной школой обучения ремеслу и искусству и одновременно научной лабораторией. В школе нашли свое отражение идеи авангардистов, конструктивистов и урбанистов начала 20-х годов ХХ века о преобразовании мира через искусство. Несмотря на то, что восстановить Баухауз в 1938 году в США Мис ван де Роэ не удалось, само понятие «стиль Баухауза» живо и сегодня. Методики и идейное содержание учебных программ и художественной практики широко используются в современном образовании и художественном производстве, во всем мире.

Ф

Примечания

1. Дросте М. Баухауз, 1919—1933. Реформа и авангард / пер. с фр. Ю. Ю. Котова. Москва : Арт-Родник, 2008. 96 ^

3. История Германии : учебное пособие : в 3 томах / А. М. Бетмакаев и др.; под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионов. Москва : КДУ, 2008. Т. 2. 672 с.

3. Королева А. Ю. Единство искусства и техники. Теория и практика предметных мастерских Баухауза : дис. на соискание кандидата искусствоведения: 17.00.04 /Кролева Анастасия Юрьена. Москва, 2007. 234 ^

4. Лаврентьев .А Н. История дизайна : учебное пособие. Москва : Гардарики, 2007. 303 ^

5. Мишина Л. А. История культуры Германии : учебное пособие. Москва : АНО «РИО», Русская панорама, 2003. 304 ^

6. Михайлов С. М, Михайлова А. С. Становление универсального абстрактного метода в первых школах дизайна // Мир науки, культуры, образования : сборник научных статей. 2008. № 5 (12) . С. 104—106.

7. Рунге В. Ф. История дизайна науки и техники : учебное пособие : в 2-х кн. Москва : Архитектура-С, 2006. Кн. 1. С. 368.

ф

^ Теория и история культуры

суТеоретический конструкт харизмы

как социально-психологический феномен: исследовательские концепты

УДК 159.923

H. В. Ломова

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В статье автор обращает внимание на актуальность проблематики харизмы в отечественной и зарубежной психологии. Показано, что чаще всего психологические особенности харизматической личности осмысливаются контекстно, то есть внутри проблем психологии лидерства, межличностных отношений, карьерной успешности, психологии толпы, психологии групп, в организационной психологии, в психологии предпринимательства, авторитета, власти, аттракции, честолюбия, тщеславия, доминирования и др. Названы основные детерминанты возникновения харизмы. Рассмотрены основные паттерны харизмы, которые изучены И. Шиффером. В статье также изложена точка зрения М. Вебера, который считал, что главным для харизматического лидера является успех. Раскрыто разработанное М. Вебером понятие «харизматический круг». Ключевые слова: конструкт, харизма, феномен, исследовательские концепты, человек, бытие, эталоны, авторитет, власть, аттракция, честолюбие.

N. V. Lomova

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

THEORETIC CONSTRUCT OF CHARISMA AS A SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON: RESEARCH CONCEPTS

The author of the article pays attention to the topicality of the problem of charisma in Russian and foreign psychology. The author points out the fact that the psychological peculiarities of a charismatic personality is normally interpreted contextually, i.e. within the framework of studying other, related themes, for example, in the context of leadership psychology problems, psychology of interpersonal relationships, career success, psychology of the crowd, psychology of groups, organizational psychology, psychology of business, authority, power, attraction, vanity, conceit, domination, etc. The article names the main determinants of charisma origination. It studies the basic patterns of charisma researched by

I. Schiffer, presents the point of view of M. Wever, who believed success was the most important factor for a charismatic leader and uncovers the concept of "charismatic circle" developed by M. Weber. Keywors: construct, charisma, phenomenon, research concepts, human, existence, standard, authority, power, attraction, vanity.

ф

В настоящее время проблематика харизмы но обращается к эталонам, которыми высту-

приобрела субъективную, личностную значи- пают успешные, а иногда и харизматические

мость. Это связано с тем, что современный че- люди. Число непосредственно посвященных

ловек, делает попытки создания своего вари- харизме исследовательских работ насчиты-

^нта бытиял он..целенаправленно и сознател^ .........в.а.еТ.единицы.:..ЭЮ...в..ролн.о.й.м£.р.е..относится

ЛОМОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА — кандидат педагогических наук доцент кафедры права, культурологии и психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

LOMOVA NATALIA VIACHESLAVOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of 87

Department of law, cultural studies and psychology and pedagogical disciplines, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

е-mail: rgsu@rgsu.ru © Ломова Н. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.