Raiymbek Alban Batyr: what do we know about him?
DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-4-479-490 Saktaganova Zauresh Galimzhanovna
PhD in Historical Sciences, director of the Center for Ethnocultural and Historical Anthropological Studies, professor of the Chair of archeology, ethnologies and Native history of Karaganda State University named after E. A. Buketov Karaganda, Kazakhstan. E-mail: zauresh63@mail.ru
Abstract. At the turn of the XVII-XVIII centuries, the Kazakh Khanate was a fairly powerful ethnopolitical state formation with a centralized khanate. Jungar nomads intensified invasions of the Kazakh steppe in the 1790s, trying to recapture pastures. But under the strong khanate power the Kazakhs repelled the attacks, leaving the Dzungars no chance of expanding their territory at the expense of the Kazakh lands. After the death of Tauke, the Kazakh Khanate was in a rather difficult situation. At the end of the second and the beginning of the third decade of the XVIII century, the growth of armed conflicts with neighbors and strife among the khans and sultans for dominance in power led to the decentralization of the state. In these difficult political conditions, the aggression of the south-eastern neighbor became inevitable. The Dzungar Khanate began an active invasion of the Kazakh lands. This difficult period, associated with the defense of the Fatherland from the Dzungarian invasion, contributed to the emergence of legendary personalities who organized defense against the invaders. One of these characters is a historical figure of Raiymbek batyr from the Alban tribe of the Elder zhuz. The name of Raiymbek batyr remained in the historical memory of the people.Hhowever, due to the lack of written language among the Kazakhs, his biography, life and military path, exploits and deeds covered by legends and myths cannot be studied deeply, in detail with complete and reliable facts. The batyr's biography is represented by a small number of fragments preserved in dastans, epics, myths, legends, etc., often repeated in publications in various versions and interpretations. This article systematizes the available materials and presents individual plots and fragments of the biography and military acts of the batyr and commander Raiymbek.
Key words: new history of Kazakhstan, history of Kazakhstan of the XVIII century, Kazakh-Dzungarian wars, Kazakh batyrs, batyr institute, batyr Raiymbek
Батыр Райымбек Албан: ол туралы не 6meMi3?
Сактаганова Зауреш F алымжанкызы
тарих гылымдарыньщ докторы, Е.А. Бекетов атындагы Караганды мемлекетпк университетшщ этномэдени жэне тарихи-антропологиялык зерттеулер Орталыгыныц директоры, археология, этнология жэне Отан тарихы кафедрасыныц профессоры, Караганды к., Казахстан. E-mail: zauresh63@mail.ru
Авдатпа. XVII-XVIII гасырларда казак хандыгы орталы^тандырылган хандык билк орнаган куатты этносаяси мемлекетпк курылым болып табылды. 1790-жылдары кешпельжоцгарлар жайылымдык жерлердi жаулап алу максатында казак даласына бас^ыншылыгын ушейте тYстi. Б!ра1^ кушт хандык бил^щ ^оластындагы казактар олардыц басып алушылык жорыктарына тойтарыс берт, казак жерлершщ есебшен ез территориясын кецейтуЫе ешбiр мYмкiндiк бермедк Тэуке каза болганнан кешн казак хандыгы айтарлыктай кYPделi жагдайда болды. XVIII гасырдыц екiншi онжылдыгыныц соцы - Yшiншi онжылдыгыныц басында кершiлермен карулы какты-гыстардыц есу^ билiктегi Yстемдiк Yшiн хан мен султандар арасындагы жанжалдар мемлекеттщ орталыксыздандырылуына алып келдi. Осындай кYPделi саяси жагдайларда октусш-шы^ыс кершi тарапынан агрессияныц болуы сезсiз едi. Жо^ар хандыгы казак жерiне белсендi тYPде басып кiрудi бастады. Отанын жо^ар шапкыншылы^ынан корFауFа байланысты бул кYPделi кезец, баскыншыларFа карсы осы корFанысты уйымдасты^ан атакты тулFалардыц пайда болуына ыкпал еттi. Осындай кешпкерлердщ бiрi, тарихи тулFа - Орта жYздщ Албан тайпасынан шыккан Райымбек батыр болды. Райымбек батырдыц есiмi халыктыц тарихи жадында калды, алайда казактарда жазудыц болмауына байланысты, оныц Fумырнамасы, емiрi мен жауынгерлiк жолы, ацыздарFа толы ерлiктерi мен iс-эрекеттерi толык жэне сенiмдi фактiлер негiзiнде егжей-тегжейл^ терец зерттелуi мYмкiн емес. Батырдыц емiрбаяны дастандарда, эпостарда, мифтерде, ацыздарда жэне т.б. сакталFан аздаFан Yзiндiлермен жэне кебiнесе жарияланымдарда кайталанатын тYрлi нускалар мен тYсiндiрмелер тYрiнде бертген. Бул макалада колдаFы бар материалдар жYЙеленiп, батыр эрi колбасшы Райымбектщ емiрбаяны мен жауынгерлiк, эскери жолыныц жеке сюжеттерi мен Yзiндiлерi керсеттген.
ТYЙiн сездер: Каза^станныц жаца заман тарихы, XVIII гасырдагы Казахстан тарихы, ^аза^-жоцгар согыстары, ^аза^ батьрларь, батьрлар институты, Райьмбек батыр..
Батыр Райымбек Албан: что нам о нем известно?
Сактаганова Зауреш Галимжановна
доктор исторических наук, директор Центра этнокультурных и историко-антропологических исследований, профессор кафедры археологии, этнологии и Отечественной истории Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, г. Караганда, Казахстан. Е-та11:2аиге8163@таН.ги
Аннотация. На рубеже XVII-XVIII веков казахское ханство представляло собой достаточно мощное этнополитическое государственное образование с централизованной ханской властью. Кочевники-джунгары активизируют вторжения в 1790-е годы в казахскую степь, пытаясь отвоевать пастбища. Но, находившиеся под сильной ханской властью, казахи отражали нападения, не оставляя джунгарам никаких шансов на расширение их территории за счет казахских земель. После смерти Тауке казахское ханство оказалось в достаточно сложном положении. В конце второго - начале третьего десятилетия XVIII века нарастание вооруженных конфликтов с соседями, распри и раздоры среди ханов и султанов за доминирование во власти привели к децентрализации государства. В этих сложнейших политических условиях агрессия юго-восточного соседа стала неизбежной. Джунгарское ханство начало активное вторжение на земли казахов. Этот сложнейший период, связанный с защитой Отечества от джунгарского нашествия, способствовал появлению легендарных личностей, организовавших защиту от завоевателей. Одним из таких персонажей является историческая личность - Райымбек батыр из племени Албан Старшего жуза. Имя батыра Райымбека осталось в исторической памяти народа, однако из-за отсутствия письменности у казахов, его биография, жизненный и ратный путь, подвиги и деяния, овеянные легендами и мифами, не могут быть изучены глубоко, детально с полными и достоверными фактами. Биография батыра представлены небольшим количеством фрагментов, сохранившихся в дастанах, эпосах, мифах, легендах и т.п., зачастую повторяющимися в публикациях в различных версиях и трактовках. В данной статье систематизируются имеющиеся материалы и представлены отдельные сюжеты и фрагменты биографии и военных деяний батыра и полководца Райымбека.
Ключевые слова: новая история Казахстана, история Казахстана XVIII века, казахо-джунгарские войны, казахские батыры, институт батыров, батыр Райымбек.
УДК^С 94.(574.42)
Батыр Райымбек Албан: что нам о нем известно?1
З.Г. Сактаганова
Введение. На рубеже XVII-XVIII веков казахское ханство в период правления хана Тауке представляло собой достаточно мощное этнополитическое государственное образование с сильной централизованной ханской властью. Сфера политического влияния казахских ханов распространялась не только на традиционные кочевые районы казахов, но и на соседние оседло-земледельческие и торгово-ремесленные районы по нижнему и среднему течению Сырдарьи и Жетысу. Стабилизировалась социально-политическая обстановка внутри ханства, неслучайно в своем исследовании А. Левшин этот период называет «золотым веком» казахов. Регламентация практически всех сфер жизни по нормам обычного права и уложению «Жеты Жаргы» способствовало сохранению стабильности внутри жузов. Хану Тауке удалось
1 Статья выполнена в рамках проекта КН МОН РК: «Аналитическое исследование по актуализации, выработке научно-обоснованных критериев отбора и информационному сопровождению проекта «Великие имена Великой степи».
преодолеть междоусобицы между родами и племенами, восстановить спокойствие в казахских жузах и на некоторое время обезопасить кочевья казахов от внешних вторжений. Значительно укрепилась и внешнеполитическая ситуация. Несмотря на достаточно беспокойных соседей практически по всему периметру границ, территория казахского ханства в правление Тауке находилась в относительной безопасности. Соседи с севера (сибирские казаки), с северо-запада и запада (башкиры и волжские калмыки), с юга (средне-азиатские ханства - Бухарское и Хивинское) периодически доставляли определенные беспокойства казахам, но казахам удавалось отстоять целостность своих земель. Самым опасным соседом на юго-восточных границах было Джунгарское ханство, населенное ойратами (их называли в разных источниках по-разному - ойраты, джунгары, калмаки). Кочевники-джунгары в 90-е годы XVII и первом десятилетии XVIII веков совершали вторжения на казахские земли, пытаясь отвоевать у казахов пастбища, но, находившиеся под сильной ханской властью, казахи отражали нападения, не оставляя джунгарам никаких шансов на расширение их территории за счет казахских земель. После смерти Тауке казахское ханство оказалось в достаточно сложном положении. В конце второго - начале третьего десятилетия XVIII века нарастание вооруженных конфликтов с соседями, распри и раздоры среди ханов и султанов за доминирование во власти привели к децентрализации государства, оно распалось на ряд ханств: в каждом жузе правили не один, а иногда и по два и более хана или султана. В этих сложнейших политических условиях агрессия юго-восточного соседа стала неизбежной. Главная опасность исходила от Джунгарского ханства, начавшего активное вторжение на земли казахов. С 1723 года в истории казахских ханств наступил период, названный казахами «Актабан шубырынды, Алкакель сулама» - время «Великого бедствия» казахского народа. Этот сложнейший период, связанный с защитой Отечества от джунгарского нашествия, способствовал появлению легендарных личностей, организовавших защиту от завоевателей. Известнейшие сражения, в которых казахи одержали победу, стали вехами в освобождении казахских земель от джунгарских завоевателей - Булантинское сражение (1728 год), Аныракайское сражение (1730 год). Все батыры той эпохи принимали участие в этих великих битвах. Их имена остались в исторической памяти народа, однако из-за отсутствия письменности у казахов, их биографии, жизненный и ратный путь, подвиги и деяния некоторых из них, овеянные легендами и мифами, не могут быть описаны глубоко, детально с полными и достоверными фактами. Их биографии представлены небольшим количеством фрагментов, сохранившихся в дастанах, эпосах, фольклоре, мифах, легендах и т.п., зачастую повторяющимися в публикациях в различных версиях и трактовках. Одним из таких персонажей является историческая личность - Райымбек батыр из племени Албан Старшего жуза.
Источники: краткий обзор. Нарративные источники о жизни, деятельности батыра Райымбека практически отсутствуют. Имеются сведения лишь об одном источнике, который упоминается в письме (от 31 декабря 1966 года) директора Института истории, археологии и этнографии Казахской ССР, член-корреспондента АН КазССР А.Н. Нусупбекова в ответ на запрос о батыре (от 14 октября 1963 года) председателя Алма-Атинского горисполкома Е.Д. Дуйсенова. Это рукопись «Походы Райымбека» объемом в 151 страницу (документ № 1670), представлявшая собой запись устных преданий о военных походах Райымбека. Фрагменты этих материалов были опублико-
ваны в 2012 году в 87 томе многотомника «Бабалар сезЬ> (Райымбек батыр. Бабалар сез^ 2012).
Письменные источники, косвенно связанные с батыром Райымбеком единичны и хранятся в разных архивах. Один из документов, фрагмент, которого будет приведен в данной статье, находится в Архиве внешней политике Российской Федерации (АВПР). Это письмо казахов Старшего жуза к Анне Иоановне, которое подписали бии и батыра, и в их числе, дед Райымбека Хангельды (АВПР, фонд 122, дело 5, 1733-1735 годы, Москва). Еще один архивный документ связан с сыном Райымбека Кожагулом. При жизни батыра Райымбека территория Старшего жуза не входила в состав Российской империи. Но его сын Кожагул батыр от имени казахских племен Албан и Суан подписывает акт добровольного присоединения этих племен к Российской империи (Центральный государственный архив Республики Казахстан, фонд 7374, дело 1616, Алматы). Эти документы позволяют понять статус семьи батыра Райымбека, место и роль его предков и потомков в Старшем жузе в период XVIII-XIX веков; роль, которые сыграла семья Райымбека в процессах присоединения Южного Казахстана к Российской империи. Однако они напрямую не связаны с батыром, который в данной статье является объектом исследования. Архивные документы, связанные с упоминанием или деятельностью батыра Райымбека, до настоящего времени не обнаружены.
О Райымбек батыре в устной историографии казахов сохранился исторический эпос. Среди казахских исторических эпосов, сохранившихся в устной форме и записанных несколько позже, есть ряд характерных черт: «в изображении основных коллизий определяющими выступают реально-исторические события, а противниками героев выступают не мифологические персонажи, а реальные лица» (Казахский эпос, 2010: 15). Возникнув в недрах героического эпоса, исторические эпосы имеют ряд общих черт и определенные отличия: во-первых, герои не столь идеализированы; во-вторых, предметом изображения является не эпическая судьба героя, а реальное, имевшее место в истории событие. В 2010 году Институт истории и искусства имени М.О. Ауэзова издал книгу «Казахский эпос», где впервые опубликовал аннотационные содержания шестидесяти трех казахских эпосов, в их числе был один из образцов исторического эпоса о Райымбек батыре. В нем отражены основные эпизоды и сюжетообразующие действия данного исторического персонажа. Основное содержание исторического эпоса о Райымбеке позволяет уточнить фрагменты биографии батыра. В эпосе «Райымбек батыр» воссоздается образ юного Райымбека, который своими деяниями и подвигами, вызвав уважение у современников, оставил свое имя в истории. На материалах данного эпоса выстроена часть статьи. Также из устных источников известны дастаны, произведения некоторых жырау, в которых лишь упоминается имя Райымбека, фрагменты некоторых из них приведены в статье. Фактически это весь источниковый материал который на сегодняшний день имеется на руках исследователей.
Батыр Райымбек: фрагменты биографии. Генеалогия (шежере) батыра Райымбека отслеживается в ряде публикаций. Одна из предложенных версий следующая: Албан - Сары - CYЙеркул - Шоган - Алжан (Мэмбет) - Сырымбет - Хангельды - ТYке - Райымбек (Казакстан. ¥лттык энциклопедия, 2005: 58). Имя Хангельды - прославленного деда Райымбека зафиксировано в архивных документах XVIII века. В 1733 году султаны и бии Старшего жуза направляют российской императрице Анне Иоановне письмо с просьбой о принятии их в российское подданство. «Перевод с листа к е.и.в. киргиз-кайсацкой Большой орды... От дальной стороны ближним сердцем киргиз-кайсацкой Большей
орды князья, беки, Вам великой государыне императрице и белой царице, в подданство пришли, а именно: Койайдарби, Тюляби, Сатай-батыр, Хангильды-батыр и Буляк-батыр, так же и всей орды беги в подданство пришли...» (Каупынбайулы, 2005: 101-102). В одном из важнейших письменных документов XVIII века от казахов Старшего жуза указаны имена пяти представителей Улы жуза, среди которых упоминаются известнейшие личности - Кодар и Толе бии, Сатай и Болек батыры, и наряду с ними есть имя Хангельды батыра, что свидетельствует о его очень высоком статусе в жузе. Так что можно сделать вывод, что семья, из которой происходил Райымбек была известной и достаточно авторитетной не только среди албанов, но и во всем Старшем жузе.
В начале XVIII века (по данным издания «¥лттьщ энциклопедии» в 1705 году (^азакстан. ¥лттык энциклопедия, 2005: 430) в современной Алма-Атинской области родился мальчик, которого назвали Райымбек - сын Айтолы (мать) и Туке (отец Райымбека). О родителях Райымбека известно немного. Происходил Райымбек, как уже отмечалось, из известной, знатной и достаточно богатой семьи. О матери Райымбека сохранились две основные версии: первая - она сестренка Биеке-батыра из племени Албан, рода Досалы; вторая версия - дочь батыра (Барак-Керимбуби) из рода Жалайыр. Отец Райымбека Туке - сын известного батыра Хангельды из племени Албан, рода Алжан, подрода Сырымбет Старшего жуза. Даты рождения и смерти Райымбека, как и других важных жизненных вех батыра установить достаточно сложно, ряд авторов приводят различные версии: среди дат его жизни называют: 1705-1785 (Казахстан. ¥лттык энциклопедия, 2005: 430), 1730-1814 (Жетысу, 2004: 508), 1730-1829 (1830) (Каупынбайулы, 2005: 36) и др.
О детстве Райымбека сохранилась легенда, что он двухлетним ребенком откусил голову небольшой змее, которая заползла ему в рот. С раннего детства он выделялся среди сверстников силой и отсутствием страха, отличаясь независимым и свободолюбивым характером. По преданию, когда маленькому Райымбеку было еще семь лет, его дед по материнской линии привез в подарок мальчику оружие - лук, колчан со стрелами (садак), саблю (кылыш), копье (найза), боевой топор (айбалта), щит (калкан), доспехи (сауыт) и жеребенка. Жеребенка называли Кокойнак - это будущая легендарная лошадь батыра Райымбека. По некоторым сведениям в одиннадцатилетнем возрасте мальчик остался без родителей и воспитывался своим дедом, известным батыром Хангельды и его женой Сулуке-ана. Период детства и юности Райымбека пришелся на труднейшие годы казахо-джунгарских войн, поэтому воспитывался Райымбек и рос в обстановке и атмосфере необходимости защиты Отечества от завоевателей, понимая с раннего детства, что мужчинам-воинам определена роль защитника своей земли. Маленький Райымбек обучается военному искусству и обучает своего жеребенка. К 15 годам он стал хорошим воином, великолепно стрелял из лука, отлично владел мечом, побеждал даже сильных воинов в рукопашных схватках. Его конь Кокойнак был отличным скакуном, и Райымбек на нем неоднократно побеждал в байге. В семнадцатилетнем возрасте юноша, принимая участие в казахско-джунгарских войнах, прославил себя и получил титул батыра (Турлыбайулы, 2005: 4).
О силе и мужестве юного Райымбека рассказывали казахские эпосы. К таким казахским историческим устным памятникам относится эпос о Райымбек батыре, долгое время непереведенный на русский язык. О чем же нам рассказывает этот эпос?
Юный Райымбек, услышав о том, что дед его Хангельды, собрав воинов, отправился сражаться с врагами, но не взял его с собой, пришел к матери и стал умолять ее отпустить и благословить его на битву с врагами -калмаками. Он считал, что должен отомстить им за вторжение в казахские земли. Получив благословение матери, Райымбек батыр облачился в доспехи и отправился в путь. Когда он вошел в лес, расположенный на берегу реки Или, навстречу ему вышел тигр. Юный батыр, не робея, натянул стрелу и направил ее в сердце тигра, насмерть пригвоздив его к земле. Сняв с тигра шкуру и набив ее соломой, привязал к лошади и забрал с собой. Вскоре он догнал войско деда Хангельды. Оказалось, что они остановились на берегу, не имея возможности перебраться на другой берег реки Или. Сарбазы его деда, не узнав юношу, стали расспрашивать молодого человека: откуда он, чьих кровей, из какого рода-племени. Райымбек, не рассказав им ничего о себе, пообещал помочь им в переправе: «Я проведу вас. Вы благословите меня. После и познакомимся». Тогда воины, решив, что юноша мог бы им помочь, дали свое благословение. Райымбек окликнул своего коня и с кличем «Райымбек, Райымбек» вошел в стремительные воды, бурной, широко разлившейся реки, переплыл на другой берег, осмотрел местность и вернулся назад. Воинов он попросил дать ему сорок джигитов, восемьдесят арканов и взять свои боевые топоры. По совету Райымбека воины соорудили широкий плот из камыша, длиной почти в ширину реки Или и привязали аркан к плоту с двух сторон. Юноша, зажав под коленом аркан, верхом на своем Кокойнаке вновь вошел в бурлящую реку. Джигиты же по его указанию спустили плот на воду и стали его подталкивать, удерживая в бурных водах. Батыр, вновь переплыв Или, на противоположном берегу привязал аркан к дереву с одной стороны и вернувшись, закрепил плот арканом с другой стороны берега, где находилось войско. Переночевав, на следующее утро войско благодаря смекалке юноши переправилось через реку Или. После этого молодой батыр назвал свое имя: «Я из рода Албан, внук Хангельды, сын Тукена - Райымбек». Воины удивились, что Хангельды не признался сразу, что это его внук. На что Хангельды ответил: «Не стоит хвастать тем, что он мой внук. Если мальчик -настоящий батыр - пусть докажет это. Я думал, что он еще совсем юн и, ничего не сказав ему, оставил пасти табун. А теперь, догнав нас, он перевел всех через широкую реку. Теперь он достоин наших рядов». После этого случая батыры решили, что именно Райымбек должен возглавить войско (Казахский эпос, 2010: 167).
Именно тогда, согласно эпосу, было высказано пожелание: «Пусть в борьбе с врагами у нас будет один клич. Мы будем сражаться с именем Райымбека на устах». Имя «Райымбек» стало боевым кличем для всех албанцев. Тогда Райымбек, согласившись встать во главе сарбазов, попросил дать ему благословление, и Рыскельды батыр одним из первых дал ему «бата», благословили юного батыра и другие воины. Райымбек поклялся до последней капли крови сражаться за свой народ и наказать калмаков, напавших на казахов, и отобрать их скот. Взяв с собой шестьдесят воинов, Райымбек устремился вперед, отогнал скот калмаков и освободил из плена своих сородичей. Оставшиеся в живых калмаки о казахском батыре рассказывали: «Есть среди них молодой воин по имени Райымбек, не то колдун, не то шайтан он. Грудью сшибает лошадь противника. Когда рубит саблей - глаз не уследит. И лошадь его словно мираж. Очень он ловкий. Вот такого мы видели человека, свое имя «Райымбек, Райымбек» выкрикивает».
После нападения казахов, подсчитав свою убыль, богатый калмак Ажике пожаловался Корын хану на потери скота, и Корын хан дал задание главному
везиру Серкену выяснить, кто такой Райымбек. Прибывший в ставку казахов на берегу реки Или, Серке оказался свидетелем учений казахских сарбазов и увидел, как Райымбек верхом на лошади, на всем скаку саблей рубил деревья. На переговорах с казахами (вели их Райымбек, Бакай и Аралбай батыры) Серке передал требования Корын хана: вернуть угнанный у калмаков скот, искупить свою вину - нападение на калмаков и немедленно покинуть эти края. В противном случае, сообщил везир, Корын хан обещал перерезать казахов. Тогда, согласно эпосу, Райымбек ответил: «Ты пойди к Корын хану и передай мои слова: «Пусть и не мечтает об этом, пусть в течение трех дней готовится к сражению. Уже на четвертый день я разгромлю орду Корын хана» (Казахский эпос, 2010: 169). Вернувшись к хану, Серке рассказал об этих переговорах и передал свои впечатления о молодом батыре: «Один молодой джигит по имени Райымбек просил передать вам, чтобы вы даже не мечтали о победе, так как грозился за три дня выиграть сражение. Боюсь, что эта угроза реальна. Прибыв в их ставку, мы увидели, как юный Райымбек на всем скаку, словно волшебник, саблей рубил деревья. Он очень ловок и быстр, а конь его под стать ему». Рассвирепел Хан Корын, приказал бросить Серке в зиндан, а воинам своим - готовиться к сражению с казахами. Битва должна была состояться в Карадала у подножья Тургеня.
Райымбек, выступая на совете перед сраженим против калмакского хана Корына в Тургене, сказал, согласно преданиям: «Одинокий человек как одна спичка, его смогут победить все. В атаке мы должны действовать вместе, как кулак из пяти пальцев. Тогда нашу сплоченную армию никто не победит». На этом совете присутствовали батыры Сатай, Бердикожа, Аралбай, Ердес, Жалайыр, Бакай Мыктыбекулы, Тилеке Байсеитулы, Биеке батыр и др.
При подходе врага к казахскому ополчению Райымбек рассказал воинам о своем плане: казахские воины должны держать оборону на месте, а сам Райымбек с четырьмя джигитами, знающими язык калмаков, переодевшись в одежду врага, проберутся в центр вражеской армии и начнут сражение, тогда в схватку должны вступить основные силы ополчения. Незаметно для врагов Райымбеку с товарищами удалось осуществить этот план, они пробрались в центр ставки калмаков. Но увидев, что Корын заметил их и приказал схватить, батыр устремился к хану Корыну, отрубил ему голову и, сломав знамя калмаков, бросил его на землю. Увидев это казахские сарбазы с кличем «Райымбек» устремились в гущу сражения. До глубокой ночи шла битва, батыр Райымбек отличился мужеством и отвагой. Оставшиеся в живых калмаки бежали к Секер хану (Казахский эпос, 2010: 170-173). Это лишь один из эпизодов храбрости и военной хитрости батыра и полководца Райымбека.
О жизни и семье батыра источников немного. Остались сведения о том, что у Райымбека было несколько жен. В целом у Райымбека было около десяти детей. От первой жены родились сыновья Нарт, Сарт, Ажи, Кожагул. По некоторым сведениям, Кожагулу было 9 лет, когда скончался его отец Райымбек батыр. Кожагул также принимал активное участие в политических процессах на территории Старшего жуза. Имя Кожагула встречается в архивном документе - письме, датированном от 2 июня 1845 года, на имя начальника пограничных казахов Сибири генерал-майора Вишневского и заседателя Аягозского окружного приказа Смельницкого от казахов Старшего жуза. Среди подписавших это письмо биев и батыров есть и сын Райымбека -Кожагул2. И еще один документ с подписью Кожагула на имя того же Г. Смельницкого от родов Старшего жуза (Жалаир, Дулат, Шапарашты, Суан,
2 Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 374. Д. 1616. Л.2-4.
485
Ысты и др.) с просьбой открыть для них отдельный округ3. Также имеются сведения, что Кожагул возможно принимал участие в определении границы между Китайем и Российской империей в 1862-1863 годах (Койгельдиев, 2005: 147).
Воин, полководец, дипломат и борец за освобождение Семиречья от джунгарских захватчиков. За военную стратегию и храбрость Абылай хан назначил Райымбека одним из своих полководцев. Согласно ряду публикаций (Есим, 2006; Шупейкин; 2017), Райымбек принимал участие в основных сражениях казахско-джунгарских войн 1720-х - 1730-х годов (Булантинское, Аныракайское и другие сражения), но упоминаний об этом в устных исторических преданиях не осталось, отсутствуют и письменные источники. По некоторым источникам в 1733 году Райымбек вместе с Болек батыром находился в Джунгарии в качестве посла (Казахстан. Национальная энциклопедия», 2006: 386; Турлыбайулы, 2005: 4). Более подробные материалы сохранились по участию Райымбека в казахско-джунгарских войнах 40-х - 50-х годов XVIII века. Этот период для джунгар был тяжелым, смуты, заговоры, казни, эпидемия, поражения армии джунгар в войне с Кокандом, в Средней Азии, вторжения киргиз ослабили некогда мощную кочевую империю. Ухудшали внутриполитическую ситуацию и продолжительные войны против казахских ханств, Цинской империи, Кокандского бекства, истощение ресурсов, прекращение торговли, стихийные бедствия и т.п. привели к тяжелому экономическому кризису в Джунгарии. Поручик русской армии Ф. Аблязов, возвратившийся из Джунгарии сообщал: у ойратов «железа весьма малое число и у многих копейныя ратовища без копей. А огненного ружья недоволно ж, тако ж на оные пороху и пуль помалу, а у других же почти и нет., да и лошадей доволного числа не имеют» (Моисеев, 1991: 183). В этих условиях ослабления Джунгарии казахи активизировали борьбу за освобождение своих земель от захватчиков.
В 1740-е - 1750-е годы обострилась борьба за Жетысу: возглавляли военные сражения батыры из племен Старшего жуза (Албаны Райымбек и Малай, Дулат Отеген, Ошакты Санкрак, Шапырашты Наурызбай и Казыбек, Жалаир Ескельды, Басентиин Малайсары, Шанышклы Бердикожа и др.). Казахское ополчение преследовало джунгар, минуя Келес, Бадам, Туркестан, Сайрам. На побережье реки Или и на Балхаше отряды, возглавляемые батырами Отегеном, Наурызбаем, Малайсары и более старшими по возрасту военачальниками Хангельды, Бердикеем, Бике, гнали джунгарскую армию на восток. В дастане «Отеген» акына Тлемиса Досполулы называются имена прославленных батыров, гнавших врага: «С одной стороны плечо Райымбека, Шинета, Таусара, с другой - Каракерея Кабанбая, Канжыгалы Богенбая...» (Турлыбайулы, 2005: 4).
В центральной части Жетысу во главе с Райымбеком батыры Бакай, Сатай, Малай гнали джунгар на восток, сражаясь с их полководцами Секером, Арысом, Аганасом. Батыр Райымбек с казахским ополчением воевал на востоке от Алматы против Секера, Арыса и Аганаса. Наурызбай батыр боролся с джунгарскими полководцами Каскеленом и Чемолганом северо-западней урочища Алматы. Партизанские действия казахских сарбазов, мобильность и внезапность нападения давали им большие преимущества, они громили джунгарские отряды, их небольшие караулы, отвоевывая свою землю пядь за пядью. Об этих событиях остались казахские предания о батырах Райымбеке, Отегене и Наурызбае - дастаны «Райымбек», «Ер Отеген», «Каракерей
3 ЦГА РК. Ф. 374. 1 т. Д. 1169 Л.1-3.
Кабанбай» и «Олжабай батыр». Сохранились джунгарские предания, в которых имя Райымбека и других батыров упоминается в горестном восклицании по одной версии хана Шамала (Турлыбайулы, 2005: 4) или, по другой, полководца ойратов Чемолгана (Кенже, 2018): «Райымбек, Караш, Наурызбай, Отеген, Болек и Сатай загнали наши души в пятки!».
Самое известное сражение под предводительством Райымбека -«Ойрантебе шайкасы» (1745 (Турлыбайулы, 2005), 1747 (^азакстан ¥лттык энциклопедия, 1998) или 1750-е гг. (Кенже, 2018)), которое описывает казахский дастан «Райымбек». Сражение произошло в урочище Ойрантобе (Гибельный холм), между горами Торайгыр и Согеты. Сражение «Ойрантобе шайкасы» произошло в Согетинской долине (Кекпек жазыгы). Секер нойон, узнав о гибели Корын хана, вызвал джунгарских полководцев Аганаса и Арыса и приказал собрать армию на равнине Кокпекты для сражения.
Райымбек применил военную тактику, он разделил своих воинов на три группы. Одной группой командовал батыр Бакай, переправившийся через реку Тургень и вышедший на Согетинскую долину с юго-запада через плато Асы и долину Чилика. Вторая часть казахских воинов батыра Сатая спустилась в долину с северо-запада со стороны реки Или через перевал горы Бугуты. Третья группа - Райымбек и его сарбазы, переодетые в калмакскую одежду, через Кокпек пробрались в центр к Секеру, и Райымбек застрелил его из лука. Джунгары отступили к горам Торайгыр.
Немного передохнув после сражения, казахские отряды продолжили наступление, дошли до реки Сумбе. Аганас и Арыс, услышав о приближении войска Райымбека, решили бежать в Китай. В 1758 году Райымбек вместе с батырами Наурызбаем, Отегеном и Малаем разгромили последнее войско джунгар на границе Сумбе и очистили от врагов земли вдоль Или. Согласно легендам, после этого сражения Райымбек и Бакай получают титул «Бас батыр». Как пишут авторы, «судя по отрывкам из дастанов и сказаний Кабая-жырау» (Турлыбайулы, 2005: 4), Райымбек продумывал все военные операции, тщательно изучал местность будущего сражения, просчитывал шансы предстоящего боя, никогда не шел напролом, стараясь без потерь уйти от врага или победить его с малыми потерями.
Согласно преданиям Райымбек батыр побеждал в единоборствах прославленных джунгарских нойонов Корына, Бадама, Аганаса и Секера и других. Неслучайно в преданиях калмаков остались строки: «^ош, Тауштк, Жалагаш, ТYнiлдi ханыц Аганас, Райымбек турганда, бiздiкi емес мал мен бас» («Прощай, Таушилик, Жалагаш, От тебя потерял надежду хан Аганас, Когда есть Райымбек, Не нашим будет скот и люди») (Койгельдиев, Баhадур, 2005: 3).
В результате побед казахов были определены границы по рекам Текес и Каркара. Недалеко от Сумбе находится холм, который называется Кызыл Оба. Он представляет собой нагромождение валунов красноватого оттенка высотой почти восемь метров. Это сооружение, согласно преданиям, связано с походом Райымбека во время преследования остатков джунгар во главе с Арысом и Аганасом до Кульджи. Ополчение Райымбека, отдохнув после изгнания и последних сражений с джунгарами, сопровождаемые освобожденным казахским населением отправилось в родные кочевья. В урочище Сумбе Райымбек обратил внимание на плодородные земли вокруг. «Надо установить памятный знак, чтобы на нашу землю больше никто не претендовал» - сказал Райымбек своему окружению и предложил насыпать холм из камней. Камни свозили с побережья озера Тузколь, соорудив курган из красноватых камней. Позже, в середине XIX века, при размежевании
границы и разделении земли между Российской империей и Китаем (после присоединения Старшего жуза в состав России) курган Кызыл Оба стал ориентиром при определении границы (Турлыбаев, 1997: 56). Также имеются сведения, что Кожагул возможно принимал участие в определении границы между Китайем и Российской империей в 1862-1863 годах (Койгельдиев, Отан коргау, 2005: 147).
Под руководством Райымбека были вырыты оросительные каналы (Казахстан. Национальная энциклопедия, 2006: 386). К северу от Ойрантобе в низине под горой Торыайгыр имеется родник Райымбека. По легенде Райымбек привел в эту местность измученную жаждой армию и, желая найти воду, вонзил в сухую землю свой меч, и из-под меча забил родник. (Турлыбайулы, 2005: 4)
Райымбек, став известным батыром в 17-летнем возрасте, более 30 лет участвовал в военных сражениях против джунгар, получил 77 ранений. И, согласно легендам, не проиграл ни одного сражения. Вместе с дедом Хангельды и другими известными батырами участвовал в освобождении казахских земель от джунгарских захватчиков.
Еще при жизни Райымбека казахи считали ясновидящим. Прожил долгую жизнь, целью которой была защита Отечества, он снискал огромную славу и уважение народа, признавшего его при жизни за все заслуги «эулие» (святой). Многие казахи рассказывали о том, что видели батыра во сне уже после его смерти, и Райымбек предсказывал им будущее, которое сбывалось (Есим, 2006: 7).
Почувствовав приближение смерти, Райымбек собрал своих друзей и соратников и попрощался с ними. Согласно легенде батыр завещал посадить его после смерти на любимого белого верблюда и похоронить там, где верблюд, обессилев, остановится. Он скончался в Сарыжазе, а верблюд оттуда шел до нынешнего города Алматы. Он предугадал, считают исследователи, свою смерть и место где его похоронят (Есим, 2006: 7).
Память о батыре. В 1960-е - 1970-е годы потомки батыра Райымбека отправляют ряд писем-обращений на имя первого секретаря ЦК Компартии Д.А. Кунаева, в Министерство культуры Казахской ССР и т.д. с просьбой об увековечении его памяти, включая сохранение захоронения и изготовление надмогильной плиты. Именно тогда в середине прошлого ХХ века начались работы по расширению города и строительству объектов. Архитектор Ленинского района города Алма-Аты Иманбаев в 1967 году пишет: «как районный архитектор прошу и советую о ходатайстве на просьбу ограждения могилы Раимбека Хангельдина, и создания ему вечного памятника архитектуры» (Каупынбайулы, 2005: 75-76). На окраине улицы Ташкентской на пустыре возвышался земляной холм, под ними покоились останки батыра Райымбека. Городские легенды рассказывали о несчастьях и неприятностях, навалившихся на некоторых из работяг-строителей, которые выкапывали и присваивали деньги паломников, оставленные ими на могиле Райымбека. Старики говорили, что дух Райымбека разгневался и послал недуги и проблемы страждущих на тех, кто позарился на деньги паломников.
Интересный случай произошел во время попытки сровнять могилу батыра с землей: техника глохла без причины, переставала работать. Причем, как рассказывали очевидцы, трактор заводился и ехал в любую сторону, кроме направления могилы Райымбека. Работы по сносу захоронения прекратили. Больше, как пишут авторы, на могилу Райымбека никто не посягал. В конце концов, строительство развернулось вокруг пустыря, не затрагивая место захоронения эулие-батыра (Журекбаев, 2015).
В Алматы в 1981 году на могиле Райымбека была установлена гранитная стела. В 1990 году с инициативой о возведении мавзолея на могиле батыра вышло историко-этнографическое общество «Райымбек», в 1992 году был построен мавзолей (архитекторы Б. Ыбраев, Ш. Отепбаев, С. Агытаев) (Казахстан, 2006: 386). Мавзолей имеет необычную форму в виде остроконечного шатра с полумесяцем на вершине, внутри которого находится саркофаг с прахом великого героя. Рядом расположена фигура легендарного белого верблюда Райымбека. Памятник Райымбек батыру был открыт 7 декабря 2012 года в городе Алматы на пересечении улиц Райымбека и Пушкина (высота бронзовой скульптуры с постаментом из красного гранита составляет больше 12 метров). Райымбек в полном вооружении восседает на своем легендарном коне Кокойнаке (скульптор памятника Е. Рахмадиев, дизайнер И. Поляков, архитектор В. Немчиков) (В Алматы открыт памятник, 2012). На постаменте выгравированы годы жизни батыра - 1705-1785 годы. Ниже на свитке расположены строки стихотворения М. Макатаева: «¥рпагына медет бер, ¥лы бабам!» («Дай духовную силу потомкам, Великий предок!»).
Смысл жизни, любовь к родине батыра отражают слова, которые приписывают Райымбеку: «Народ с кличем предков «Алаш» - мой народ, моя родина - долины Алатау, джайлау - Асы, зимовье - красавица Алма-Ата» (Турлыбайулы, 2005: 4). Отношение к батыру Райымбеку, как к легендарной личности и историческому персонажу, сочетается с отношением к нему, как к «эулие - святому». Мавзолей батыра Райымбека стал местом паломничества казахов.
Список литературы
1. В Алматы открыт памятник, 2012 - В Алматы открыт памятник Райымбек батыру. 7 декабря 2012 // Электронный ресурс. URL: https://www.inform.kz/ru/v-almaty-otkryt-pamyatnik-rayymbek-batyru (дата обращения 5.10.2019).
2. Есим, 2006 - Есим Г. Эулие Райымбек жолы елдкке бастайды // Жетюу, 2006, 30 июля.
3. Жетысу, 2007 - Жетысу. Энциклопедия. Алматы: «Арыс» баспасы, 2004. - 712 б.
4. Журекбаев, 2015 - Журекбаев А. Несломленный дух батыра Райымбека // Вечерний Алматы, 2015, 2 апреля (№39-40). С.8.
5. Казахстан ¥лттьщ энциклопедия, 1998 - Казахстан ¥лттьщ энциклопедия/ Бас редактор Нысанбаев Э. Алматы: «Каза^ энциклопедиясы», 1998. - 728 б.
6. Казакстан. ¥лттыщ энциклопедия, 2005 - Казахстан. ¥лттыщ энциклопедия. 7 том. Алматы: «Каза^ энциклопедиясыныц» Бас редакицясы, 2005. - 728 б.
7. Казахский эпос, 2010 - Казахский эпос. Алматы, 2010. - 472 с.
8. Казахско-русские отношения, 1961 - Казахско-русские отношения в XVI-XVIII веках. Сборник документов. Алма-Ата, 1961. - 741 с.
9. Казахстан. Национальная энциклопедия, 2006 - Казахстан. Национальная энциклопедия. Том 4./ Гл. ред. Б.Аяган. Алмата: Главная редакция «Каза^ энциклопедиясы», 2006. - 568 с.
10. Каупынбайулы, 2005 - Каупынбайулы Т. Райымбек батыр. Эсселер, тарихи очерктер, дастандар, баяндар. Алматы: «Б^м» баспасы, 2005. - 216 с.
11. Кенже, 2018 - Кенже Т. Погибельный холм ойратов или как казахи отстояли Жетысу. 9 февраля 2018 // Электронный ресурс. URL: https://camonitor.kz/30567-pogibelnyy-holm-oyratov-kak-kazahi-otstoyali-zhetysu.html (дата обращения 5.09.2019).
12. Койгельдиев, 2005 - Койгельдиев М. БаЬшдур // Егемен Казахстан, 2005, 10 тамыз. Б 3.
13. Койгельдиев, Отан коргау, 2005 - Койгельдиев М. Отан коргау iсiндегi батырлардыц орны жэне гылыми тарихнамада баяндалуы жешнде // Райымбек. ¥жымбыщ жина^. Астана: Елорда, 2005. - 288 б.
14. Моисеев, 1991 - Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи. XVII-XVIII вв. Алма-Аты: «Гылым», 1991. - 238 с.
15. Райымбек батыр // Бабалар сезг ЖYзтомдьщ. - Астана: «Фолиант», 2012. Т. 87: Тарихи аныздар, 2012. - Б. 153-213
16. Турлыбаев, 1997 - Турлыбаев Ж. К^арлы заманныц карманы // ¥лагат,1997, №1-2.
17. Турлыбайулы, 2005 - Турлыбайулы Ж. Герой сурового времени // Казахстанская правда, 2005, 6 августа. С.4.
18. Шупейкин, 2017 - Шупейкин В., Васильева И. Райымбек из рода Албан // Вечерний Алматы, 2017, 24 августа (№107). С.28.
References
V Almaty otkryt pamyatnik, 2012 - V Almaty otkryt pamyatnik Rayymbek batyru. 7 dekabrya 2012 // Elektronnyy resurs. URL: https://www.inform.kz/ru/v-almaty-otkryt-pamyatnik-rayymbek-batyru (data obrashcheniya 5.10.2019) Esim, 2006 - Esim G. Auliye Rayymbek zholy eldikke bastaydy // Zhetisu. 2006. 30 iyulya. Zhetysu, 2007 - Zhetysu. Entsiklopediya. Almaty: «Arys» baspasy. 2004. 712 b. Zhurekbayev, 2015 - Zhurekbayev A.Neslomlennyy dukh batyra Rayymbeka / Vecherniy Almaty. 2015. 2 aprelya (№39-40). S.8
KazaKstan UlttyK entsiklopediya, 1998 - KazaKstan UlttyK entsiklopediya/ Bas redaktor Nysanbayev А.
Almaty: «KazaK entsiklopediyasy». 1998. 728 b. KazaKstan UlttyK entsiklopediya, 2005 - KazaKstan UlttyK entsiklopediya. 7 tom. Almaty: «KazaK
entsiklopediyasyny» Bas redakitsyasy. 2005. 728 b. Kazakhskiy epos, 2010 - Kazakhskiy epos. Almaty. 2010. 472 s.
Kazakhsko-russkiye otnosheniya, 1961 - Kazakhsko-russkiye otnosheniya v XVI-XVIII vekakh. Sbornik
dokumentov. Alma-Ata. 1961. 741 s. Kazakhstan. Natsionalnaya entsiklopediya, 2006 - Kazakhstan. Natsionalnaya entsiklopediya. Tom 4. /
Gl. red. B.Ayagan. Almata: Glavnaya redaktsiya «KazaK entsiklopediyasy». 2006. 568 s. Kaupynbayuly, 2005 - Kaupynbayuly T. Rayymbek batyr. Esseler. tarikhi ocherkter. dastandar.
bayandar. Almaty: «Bilim» baspasy. 2005. 216 s. Kenzhe, 2018 - Kenzhe T. Pogibelnyy kholm oyratov ili kak kazakhi otstoyali Zhetysu. 9 fevralya 2018 // Elektronnyy resurs. URL: https://camonitor.kz/30567-pogibelnyy-holm-oyratov-kak-kazahi-otstoyali-zhetysu.html (data obrashcheniya 5.09.2019) Koygeldiyev, 2005 - Koygeldiyev M. Bahadur // Egemen KazaKstan. 2005. 10 tamyz. B 3. Koygeldiyev, Otan korgau. 2005 - Koygeldiyev M. Otan korgau isindegi batyrlardyn orny zhane gylymi tarikhnamada bayandaluy zhaninde// Rayymbek. Uzhymbyk zhinak. Astana: Elorda. 2005. 288 b. Moiseyev, 1991 - Moiseyev V.A. Dzhungarskoye khanstvo i kazakhi. XVII-XVIII vv. Alma-Aty: «Gylym». 1991. 238 s.
Rayymbek batyr // Babalar sozi: Zhyztomdy?. - Astana: «Foliant». 2012. T. 87: Tarikhi anyzdar. 2012. - B. 153-213
Turlybayev,1997 - Turlybayev Zh. Kaharly zamannyn kaharmany // Ulagat.1997. №1-2. Turlybayuly, 2005 - Turlybayuly Zh. Geroy surovogo vremeni //Kazakhstanskaya pravda. 2005. 6 avgusta. S.4- Shupeykin V. Vasilyeva I. Rayymbek iz roda Alban/ Vecherniy Almaty. 2017. 24 avgusta (№107). S.28.