Научная статья на тему 'Батаева Е. В. Видимое общество. Теория и практика социальной визуалистики: Монография / Е. В. Батаева. Харьков: Флп Лысенко И. Б. , 2013'

Батаева Е. В. Видимое общество. Теория и практика социальной визуалистики: Монография / Е. В. Батаева. Харьков: Флп Лысенко И. Б. , 2013 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
150
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Батаева Е. В. Видимое общество. Теория и практика социальной визуалистики: Монография / Е. В. Батаева. Харьков: Флп Лысенко И. Б. , 2013»

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИ, РЕФЕРАТЫ

Батаева Е.В. Видимое общество. Теория и практика

социальной визуалистики: Монография /

Е.В. Батаева. Харьков: ФЛП Лысенко И.Б., 2013. — 349 с.

Монография Екатерины Викторовны Батаевой посвящена теме визуализации современного общества. Феномен медиавизуальности сегодня рассматривается в таких отраслях знания, как визуальная социология, визуальная антропология, компьютерная визуалистика. Автор попыталась развить некоторые темы современной визуальной теории, которые ранее не получили основательной концептуальной разработки в этих дисциплинах. В монографии Е.В. Батаевой обосновывается оригинальный теоретический проект социальной визуали-стики в качестве специального социально-философского направления научного исследования. Сам термин «визуалистика» не нов: издавна существовала «криминальная визуалистика» (предмет которой — визуальное изучение преступников) и вычислительная визуалистика (изучающая компьютерные изображения). Что же касается социальной визуалистики, которая, по мнению автора, должна включать в себя теорию и практику комплексного изучения визуальных проявлений социальной жизни, то такой дисциплины ещё не существовало. В то же время следует заметить, что в мировой науке большой популярностью пользуется такое направление, как «визуальные исследования», имеющие преимущественно прикладной характер. В отличие от «визуальных исследований», «социальная визуалистика» ставит перед собой более широкие задачи: не только проведение практических исследований социальной визуальности, но и разработку концептуальных оснований теории визуального образа и виртуальной визуально-сти. Согласно определению Е.В. Батаевой «социальная визуалисти-ка — это дисциплина, которая занимается изучением теоретических аспектов социального конструирования визуальности (социокультурных типов визуального восприятия), аналитикой социальных режимов видения, а также проведением конкретных исследований визуальных практик, реализуемых в массмедиа и в повседневной жизни» (с. 10-11).

Социальная визуалистика, по мнению Батаевой, должна заниматься изучением не только социальных образов, массмедийных изображений, но и историей становления визуальных концепций (от античности до современности), а также исследованием функционирования так называемых «визуальных знаков», приобретающих особую значимость в контексте киберкоммуникации. Соответственно этой логике выстраивается композиция исследования. В первой части монографии представлена история становления визуальной парадигмы, во второй развивается теория медиа-образа, а в третьей анализируются особенности визуализированного интернет-общения.

Следует признать определенное новаторство Е.В. Батаевой: разрозненных исследований, посвященных аналитике визуальности отдельных историко-культурных эпох, много, однако системное видение становления визуалистики представлено впервые. Интересно намерение Батаевой выявить визуальный контекст таких современных концепций, как феноменология Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти, теории Ж. Бодрийяра, М. Фуко, Ги Дебора, И. Гофмана и др. Заслуживает внимания проект «философии визуальных форм», в которой рассматриваются социокультурные особенности функционирования кино, фотографии, телевидения, архитектуры.

Во втором разделе монографии излагается теория социальной иконографии, которая была позиционирована как новое концептуальное направление в современной социальной философии и социологии. Е.В. Батаева сумела обосновать независимость проекта социальной иконографии от визуальной семиотики, поскольку предметом её анализа является не знак, а образ, обладающий трансзнаковым характером. Аргументируя свой тезис, автор полемизирует с известными представителями современной семиотики и постсемиологии, такими как У. Эко, Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Деррида и др.

Оригинальными выглядят выполненные на пересечении визуальной социологии, теории массмедиа и социальной философии авторские разработки, в которых представлена аналитика гендерной визу-альности современной рекламы. В частности, представлены результаты социологических исследований с применением метода контент-анализа, в которых изучалась проблема гендерной визуальности рекламы, а также проблематика женской геронтологии. С помощью результатов этих исследований Е.В. Батаева сумела продемонстрировать эвристическую ценность разработанной в монографии теории медиа-образа, которую можно применять на практике. Можно согласиться с автором монографии в том, что наряду с общей геронтологией имеет смысл развивать теории женской и мужской геронтологии, которые обладают своей спецификой. Действительно, в современном обществе женщинам и мужчинам внушаются различные установки относительно процессов старения; они используют различные практики

178

Социологический журнал. 2013. № 1

сопротивления старости. Проект создания «женской геронтологии» в современном социуме чрезвычайно актуален, учитывая реальность видеотенденций, выявленных Е.В. Батаевой (речь идет о социальных моделях «мужского господства» и «женского нарциссизма»).

Во втором разделе монографии также представлена теория ин-тернет-визуальности, которую автор рассмотрела в контексте феноменологии, этнометодологии, семиотики, герменевтики. Если в контексте феноменологической парадигмы проблема визуальности рассматривается в двух аналитических ракурсах1, то в контексте этнометодоло-гического и интеракционистского подходов визуализация киберком-муникации осуществляется в процессе театрализованного проигрывания киберакторами кодов виртуального общения. Следует отметить, что проведенное исследование киберкоммуницирования является новаторским; с помощью авторских исследований в режиме онлайн Е.В. Батаева сумела выявить некоторые новые характеристики интернет-общения.

В третьем разделе монографии рассматривается специфика ки-беркоммуникации онлайн исходя из различных концептуальных перспектив: герменевтической, феноменологической, этнометодологиче-ской, интеракционистской, визуально-семиотической. Такой всесторонний анализ, безусловно, способствует лучшему пониманию специфики онлайн-общения, а также выявлению «проблемных зон» в современной теории массмедиа.

Достаточно интересными являются проблемы, поднятые в параграфе «Социальная герменевтика онлайн», в котором автор развивает проект «дигитальной герменевтики» Р. Капурро. По мнению Е.В. Батаевой, кибертексты, которые «пишутся» в режиме реального времени, требуют особого герменевтического подхода, по многим позициям отличающегося от классического. В понятии «социальная герменевтика онлайн» Батаева обыгрывает два смысловых аспекта. Во-первых, дигитальная герменевтика имеет дело с текстами онлайн, по которым временная дистанция становится невозможной (поскольку спустя определенное время эти тексты «стираются»). Во-вторых, дигитальная герменевтика поддерживает особый режим интерпретации — интерпретации онлайн, задачей которой становится не столько обнаружение смысла конкретного текста, сколько понимание специфики социальных практик киберакторов. Герменевтическое понимание природы кибертекстовой реальности осуществляется в монографии с применением методов «кризисного эксперимента», «action-analyses» и «interaction-analyses», посредством которых были выявлены коды социального коммуницирования онлайн.

1 Во-первых, сам феноменологический подход является «визуальным», поскольку именно «рассмотрение» или «рассматривание» ноэмы (ин-тенциональной предметности) конкретного явления составляет его суть; во-вторых, само киберкоммуницирование анализируется в феноменологии как интеллектуально зримый процесс.

Думается, что читателям будет интересна аналитика социального феномена виртуальной религии, проведенная с использованием теорий Э. Дюркгейма, М. Кастельса, С. Булгакова. «Понятие виртуальной религии лучше всего раскрывается с помощью концепта солидарности, а не соборности, — социального, а не духовного единения» — полагает Батаева (с. 313). Описывая социальный модус функционирования виртуальной религии, автор выявляет некоторые связанные с ней риски, такие как симуляция вечности, соборности, духовности и т. д.

Исследование Е.В. Батаевой выполнено на высоком теоретическом уровне. Автор монографии продемонстрировала знание большого количества современных концепций, в которых развивается визуальная тематика. Проект «социальной визуалистики» может быть признан актуальным в научно-теоретическом и социально-практическом аспектах. Стиль изложения одновременно теоретически глубок и доступен для понимания. Можно предположить, что научный труд Е.В. Батаевой «Видимое общество. Теория и практика социальной визуалистики» будет интересен не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

Л.М. Газнюк, доктор философских наук, профессор, Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.