Научная статья на тему 'Басня В. П. Буренина в сборнике «Молодая Русь» - ответ на приглашение к сотрудничеству'

Басня В. П. Буренина в сборнике «Молодая Русь» - ответ на приглашение к сотрудничеству Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ "ВЕШНИЕ ВОДЫ" / М.М. СПАСОВСКИЙ / В.П. БУРЕНИН / СТУДЕНЧЕСКИЙ СБОРНИК "МОЛОДАЯ РУСЬ" / ПОЭЗИЯ НАЧАЛА ХХ ВЕКА / РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Возчиков В.А.

Неопубликованное ранее и вводимое в научный оборот письмо редактора-издателя журнала «Вешние воды» М.М. Спасовского от 2 февраля 1916 г. стало поводом для краткого анализа литературной ситуации в России начала прошлого века и литературно-критического метода известного писателя и журналиста В.П. Буренина. Отмечается влияние фельетонов В.П. Буренина на творческую манеру М.М. Спасовского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Басня В. П. Буренина в сборнике «Молодая Русь» - ответ на приглашение к сотрудничеству»

«В пантеистических концепциях нередко создавались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе. /.../ Иногда же в форму пантеизма облекались религиозно-мистические стремления, растворявшие природу в боге» [5, с. 459-460]. Для Бунина, религиозные устремления которого ориентировались на Ветхий Завет и на буддизм, пантеистическое видение мира было неоднозначным, допуская порой и бога безличного, целиком растворенного в природе, и Бога трансцендентного, стоящего над нею.

Характерно также, что пантеизм раннего и зрелого Бунина различен по своей тональности и внутреннему содержанию. Мировоззрение раннего Бунина окрашено в конечном счете гармоничным пантеистическим настроением. А в зрелом пантеизме Бунина нарастает трагическая нота - обнаруживаются неустранимые противоречия и безысходные состояния. Вместе с тем, стержневым началом бунинского творчества на всех его этапах остается идея Красоты как высшей духовной ценности, созвучная мировосприятию эпохи рубежа веков.

Список литературы:

1. Бунин И.А. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1993-2000.

2. Исупов К.Г. Философия и литература «серебряного века» (сближения и перекрестки) // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). - Кн. 1. - М., ИМЛИ РАН, 2001.

3. Карпенко Ю.Г. К вопросу о становлении «ветхозаветного» типа мышления в творчестве И.А. Бунина // Библия и возрождение духовной культуры русского и других славянских народов. - СПб., 1995.

4. Мальцев Ю. Иван Бунин. - Frankfurt / Main; M., 1994.

5. Соколов В.В. Пантеизм // Философский энциклопедический словарь. -М., 1989.

6. Теологический энциклопедический словарь / под ред. Уолтера Элвел-ла. - М., 2003.

7. Ходасевич В. Некрополь: воспоминания. - М., 1996.

БАСНЯ В.П. БУРЕНИНА В СБОРНИКЕ «МОЛОДАЯ РУСЬ» - ОТВЕТ НА ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

© Возчиков В.А.*

Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина,

г. Бийск

Неопубликованное ранее и вводимое в научный оборот письмо редактора-издателя журнала «Вешние воды» М.М. Спасовского от 2 фев-

* Профессор кафедры Педагогики и психологии, доктор философских наук, профессор.

раля 1916 г. стало поводом для краткого анализа литературной ситуации в России начала прошлого века и литературно-критического метода известного писателя и журналиста В.П. Буренина. Отмечается влияние фельетонов В.П. Буренина на творческую манеру М.М. Спасовского.

Ключевые слова журнал «Вешние воды», М.М. Спасовский, В.П. Буренин, студенческий сборник «Молодая Русь», поэзия начала ХХ века, русская журналистика.

Среди немногочисленных автографов русского эмигранта М.М. Спасовского (1890-1971), хранящихся в настоящее время в российских архивах, есть и письмо известному публицисту, литературному критику Виктору Петровичу Буренину (1841-1926), датированное 2 февраля 1916 г. Лист, на котором написан текст, представляет собой фирменный бланк редакции научно-литературно-художественного студенческого журнала «Вешние воды» (Петроград. Фонтанка, 88. Телефон: 682-68); на угловом штампе указан исходящий номер - 2958. Насколько нам известно, представляемое письмо ранее обнародовано не было, таким образом данной публикацией оно вводится в научный оборот. Считаем приятной обязанностью выразить признательность генеральному директору фирмы «Инфопоиск» К.А. Белоусову, чье содействие существенно облегчило автору этих строк «маршрут» к архивным источникам.

Глубокоуважаемый Виктор Петрович!

Ради Бога, простите за беспокойство. Помню, когда я был у Вас с Анатолием Андреевичем Бурнакиным в разговоре о нашем Студенческом Сборнике на мою просьбу Вы согласились дать для него одно из своих небольших сатирических произведений. Сборник уже сдан в набор. Если Вы не раздумали, пришлите нам эту вещь или я зайду за нею сам лично, - как прикажете. Будем глубоко благодарны за Ваше внимание. Ваше имя будет служить ярким украшением нашего сборника, который мы назвали - «Молодая Русь».

Одновременно позвольте просить Вас пожаловать в воскресение 7го сего февраля к 8ми час. веч. на закрытый литературно-музыкальный вечер сотрудников журнала «Вешние Воды».

Примите уверения в искреннем уважении и преданности.

Мих. Спасовский.

19-2-11-16.

[РГАЛИ. Ф. 1024. Оп. 1. Л. 1].

Подготовка к печати и публикация В.А. Возчикова

Для сборника «Молодая Русь» Буренин предложил басню «Удачный совет», которая в книге почему-то представлена в факсимильном варианте (не

потому ли, что текст Виктор Петрович сдал, что называется, в «последнюю минуту», когда и набор, и верстка уже были завершены?..). В силу редкости издания приводим текст басни полностью:

Удачный совет.

Басня

Художнику приятель дал совет:

- Напрасно хочешь ты писать картину «Смерть Авеля». Теперь проезда нет По случаю войны к Берлину,

А выбравши такой сюжет, Необходимо быть в Берлине.

- Однако ж по какой причине? Не вижу я поездки этой цель ...

- Для типа Каина там лучшая модель -Вильгельм второй. На Сахалине, Средь каторжан-братоубийц, Подобных зверски-гнусных лиц Пожалуй даже не найдешь. Приятеля сужденье услыхав, Художник вымолвил: «Ты прав:

С картиной видно мне повременить придется» [5, с. 86].

Назвать В.П. Буренина «автором» журнала «Вешние воды», наверное, было бы натяжкой. Судя по опубликованному письму, Спасовский оказывал Виктору Петровичу знаки внимания, стремясь привлечь к своему изданию одно из лучших перьев «Нового времени», однако в журнале мы обнаруживаем лишь две публикации популярного литератора. Ко времени знакомства со Спасовским Буренину было уже за семьдесят - возраст, понятно, требующий бережного отношения к собственным творческим силам и не способствующий очень уж большому интересу к молодежному журналу...

В конце 1915 г. редакция «Вешних вод» перепечатывает из «Нового времени» «Критические очерки» В.П. Буренина [см.: 3], предваряя публикацию короткой, но прямо-таки восторженной аннотацией. В указанном фельетоне Виктор Петрович верен своему безоговорочному неприятию современной поэзии (поэзии-модерн). Разбирая стихотворный сборник поэта А.А. Салтыкова «По старым следам», Буренин использовал довольно сложную, требующую незаурядного публицистического мастерства форму изложения: уничижительная критика стихов Салтыкова подается под маской восхищения его творчеством. Например, Буренин вполне серьезно и справедливо рассуждает, что «. дать в сжатой, сдержанной и в то же время изысканной форме сонета живой, поэтический образ, или глубокое настроение очень трудно. Для этого надо обладать не только выработанной чеканкой стиха, но еще и

искренним поэтическим чувством и тонким изящным вкусом. Только при этих условиях сонет и выйдет изящным, красивым и содержательным» [3, с. 264]. После такой сентенции автор в качестве примера поэтической «удачи» приводит сонет Салтыкова, не обладающий ни одним из вышеперечисленных качеств... Цитировать «образец» поэзии-модерн мы полагаем излишним.

В публикации 1917 г. В.П. Буренин под псевдонимом граф Алексис Жасминов демонстрирует свое владение жанром политической сатиры, являя в коротенькой сценке выразительные портреты известных чиновников.

В редакционном примечании к «Альбому графа Жасминова» поясняется: «Диалог написан в первой половине февраля текущего 1917 года, но был, конечно, запрещен цензурою. В лице «князя» читатель узнает бывшего председ. совета министров Голицына, а в лице Ретроградского - бывшего министра вн. дел Протопопова» [7, с. 22].

Князь в диалоге блистает светским остроумием («У нас иные любят власть Затем, что с ней удобно красть. И правы в этом может быть отчасти.» [6, с. 23]), тонкой иронией (намек на солидный возраст государственных чиновников: «Где члены старые Совета не пройдут - Песок является вдруг сам собою тут ...» [6, с. 24]), кокетливым безразличием к занимаемой высокой должности:

Власть - высокая гора.

Взберешься на нее с утра,

А к вечеру, глядишь, сошел в долину

Совета Государственного вдруг,

Иль на сенатский мирный луг,

Поросший издавна «травой забвенья».

И откровенно вам сказать, -

Коль мне придется скоро там гулять

Не испытаю я большого огорченья [6, с. 23].

Ретроградскому же властный статус весьма по душе:

Я иначе смотрю, я не таков: От власти я не откажуся даром И полагаю так, что даже Милюков Внезапным не сразит меня ударом. Я присосуся к власти, как слизняк, Не оторвешь меня клещами! [6, с. 23].

Монолог Ретроградского - мастерская стилизация Буренина (аллюзия к пушкинскому Самозванцу!), демонстрирующая полнейшую ничтожность персонажа:

Ретроградский (с внезапным пафосом): Нет, крепок я на министерском посте И силой я особой охранен: Тень некая меня благословила, Своим избранником из гроба нарекла, Вокруг меня всю думу возмутила, Но тайну чар своих передала!.. [6, с. 24].

Диалог из «Альбома графа Жасминова» - сатирическое изображение высших эшелонов государственной власти в трагические дни заката российской империи.

Буренин В.П. - наблюдательный и остроумный репортер, блестящий фельетонист, зорко подмечающий факты и явления, которые могут стать предметами пародии или литературного шаржа. Стиль Буренина отличают образность и живость изложения, ирония, ехидная насмешливость, но вместе с тем - схематичность, тенденциозность, нетерпимость к иным взглядам и позициям .

Недоучился студент в университете - стало быть, бездельник:

Вот года два ты бьешь баклуши, Не кончив курс:

Какой же в будущем ждешь для себя ресурс? -

вопрошает помещик Острогов своего племянника Леонида [см.: 2, с. 9].

Стремится литератор к известности - не заносись, знай свое место. Писатель Антрекотов из «Романа в Кисловодске» сетует:

«- . ценить и почитать одних Тургеневых, Толстых - это похоже на отсталость. Как ни толкуйте, а уж у них староватая литературная манера. Да и реализм их немножко подсочиненный, неточный, условный. Наконец, есть же и кроме них писатели.

- Есть то есть, да не та им честь, - резко проговорил казак» [4, с. 175].

Споры о чем-то, публичные обсуждения - «болтовня», да и только:

Врут старые и молодые, -Настало время болтовни сплошной, То безобразной, то смешной [1, с. 7].

Современные поэты - самолюбивые недоучки; образованному, культурному человеку чужда «поэзия-модерн»:

<...>

Андроны Серые и Вральмонты, и Клоки,

(конечно же, имеются в виду замечательные поэты начала ХХ века Андрей Белый, Константин Бальмонт, Александр Блок. - В.В.).

И прочие такие господа, Вожди кружков, или, вернее, кучек Самолюбивых недоучек, Что зауряд

Друг другу лести фимиам кадят, Чтоб пышную создать рекламу Себе и своему Бедламу [2, с. 10-11].

Спору нет, такие оценки привлекали, хлесткая критика «известных» потрафляла обывательскому самолюбию и множила почитателей В.П. Буренина, равно как и его недругов. Внешне яркий и простой критический «метод» Буренина внутренне был порочен, поскольку рассматривал столь сложное явление, как литературное творчество, в рамках заданной схемы, что не могло привести ни к чему иному, как «навешиванию ярлыков».

Для Спасовского же Виктор Петрович - «... один из выдающихся критиков нашего времени, - критиков, сохранивших на своем открытом челе печать того старого закала, который весь настойчивое внимание, горячая убежденность, бесстрашная прямолинейность. И все это овеяно трепетом искренности, которую вы чувствуете в каждой строчке, которая захватывает вас и покоряет. И все это перевито серебряными нитями Гоголевского смеха, горького смеха сатирика, - пусть желчного, пусть резкого, пусть даже жестокого, но страдающего ...» [см. аннотацию к фельетону В.П. Беренина «Критические очерки»: 3, с. 262]. Отметим, что и сам Михаил Михайлович строил свои литературно-критические статьи вполне «по-буренински» -фельетонно, тенденциозно, без глубокого анализа текста, однако данная тема - уже предмет для специального размышления.

Список литературы:

1. Буренин В.П. Горе от глупости: Драматическая сатира. Подражание Грибоедову / В.П. Буренин // Горе от глупости: Драматическая сатира. Чтение в обществе «Бедлам-Модерн». Поэтические козероги и скорпионы. -СПб.: Типография А.С. Суворина, 1905. - С. 1-53.

2. Буренин В.П. Депутаты: Комедия в старом стиле / В.П. Буренин. -СПб.: Типография А.С. Суворина, 1908. - 40 с.

3. Буренин В. Критические очерки / В.П. Буренин // Вешние воды: Научно-литературно-художественный студенческий журнал. - Кн. II-III. -Т. XI-XII. - Петроград: Отечественная тип., 1915. - С. 262-267.

4. Буренин В.П. Роман в Кисловодске / В.П. Буренин // Мертвая нога; Роман в Кисловодске: [Повесть]. - СПб.: Типография А.С. Суворина, 1886. -С. 81-287.

5. Буренин В.П. Удачный совет: Басня / В.П. Буренин; ред.-издатель М.М. Спасовский // Молодая Русь: Студенческий сборник. - Петроград: Из-

дание студенческого журнала «Вешние воды»: Отечественная тип., 1916. -С. 86.

6. Буренин В.П. Жасминов Алексис, граф. Альбом графа Жасминова. Диалог / В.П. Буренин // Вешние воды. - Петроград: Невская тип., февраль-март, 1917. - Т. ХХ-ХХ1. - С. 22-24.

7. Вешние воды: Научно-литературно-художественный журнал. - Петроград: Невская тип., февраль-март, 1917. - Т. ХХ-ХХ1. - 112 с.

ТЕМА СЕМЬИ И ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

(ПО ПОВЕСТИ ПАВЛА САНАЕВА «ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ»)

© Мякинина О.М.*, Шитуева И.А.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Статья посвящена теме семьи и детства в современной русской литературе. На примере повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» анализируются особенности ее художественного воплощения, специфика проблематики. Мир детства предстает как мир одиночества и непонимания.

Ключевые слова: Павел Санаев, «мысль семейная», тема детства, семейные ценности, табула раза, предательство, жизнь, счастье, милосердие.

Семья в двадцатом веке переживает серьезную трансформацию. Меняются представления об институте семьи. Забыты традиционные ценности, развод не является грехом, женщина выходит на работу и начинает соперничать с мужчиной в прежде исконно мужских областях. Проблемы нехватки денег, бытового неустройства и межполовых неурядиц часто становятся причиной того, что целое поколение детей воспитывается в неполных семьях, либо бабушками и дедушками. Эталон домостроя, где отец - глава семейства, добытчик и непререкаемый авторитет, а мать - благоразумная и благонадежная хранительница очага, канул в Лету. Слом прежних социальных и гендерных представлений о роли мужчины и женщины в обществе, а как следствие - и представлений о семье, стал актуальной, а подчас и болезненной темой современной литературы.

* Доцент кафедры Русской и зарубежной литератур, кандидат филологических наук.

* Магистрант кафедры Русской и зарубежной литератур, учитель русского языка и литературы МКОУ «Лицей № 2» (г. Нальчик).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.