Кульсарина Ирена Галинуровна, Набиева Гульшат Ильшатовна БАШКОРТОСТАН В ТВОРЧЕСТВЕ Р. В. ПАЛЯ
В статье анализируется репрезентация образа Башкортостана в творчестве Р. В. Паля. Отмечается мастерство автора в описании живописных картин природы и самобытной культуры башкирского края и умение передать на этом фоне противоречивую и сложную судьбу современника. Автостереотипное восприятие локуса в разножанровых произведениях писателя воссоздается с помощью ретроспективного приема и башкирского фольклорного материала. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/8-1/6.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 8(74): в 2-х ч. Ч. 1. C. 24-26. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/8-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
THE PATTERN OF USE OF EPISTOLARY MATERIAL IN N. V. GOGOL'S "SELECTED PASSAGES FROM CORRESPONDENCE WITH THE FRIENDS"
Ershov Artem Gennad'evich
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg cypress277@gmail. com
The article deals with the problem of N. V. Gogol's use of the real letters in the process of working on the book "Selected Passages from Correspondence with the Friends" (1847). On the basis of the comparative analysis of the fragments of the writer's real letters with the fragments of the chapters of the book, Gogol's work with documentary materials is described. The author aims to trace the process of transformation of the original letter into the chapter of the final work, denoting the essence of Gogol's method of working with documentary sources.
Key words and phrases: documentary materials; epistolary materials; documentary literary work; the late period of Nikolai Gogol's creativity; "Selected Passages from Correspondence with the Friends".
УДК 821.161.1
В статье анализируется репрезентация образа Башкортостана в творчестве Р. В. Паля. Отмечается мастерство автора в описании живописных картин природы и самобытной культуры башкирского края и умение передать на этом фоне противоречивую и сложную судьбу современника. Автостереотипное восприятие локуса в разножанровых произведениях писателя воссоздается с помощью ретроспективного приема и башкирского фольклорного материала.
Ключевые слова и фразы: образ Башкортостана; творчество Р. В. Паля; башкирский фольклор; пейзажная и патриотическая лирика; повесть; образ современника.
Кульсарина Ирена Галинуровна, к. филол. н., доцент Набиева Гульшат Ильшатовна
Башкирский государственный университет kulsarina-bgu@yandex.ru; gulshat.nabieva. 1994@mail.ru
БАШКОРТОСТАН В ТВОРЧЕСТВЕ Р. В. ПАЛЯ
В творчестве известного писателя Башкортостана Роберта Васильевича Паля ярко и многопланово отразилась материальная и духовная культура народов башкирского края. В центре внимания автора - прошлое и настоящее родной земли, судьба современника. Об этом ярко свидетельствуют и названия его повестей: «Земля родная - живая и мертвая», «На земле и над землей», «Земли ничейной не бывает». Однако творческое наследие этого самобытного писателя все еще не до конца научно осмыслено в литературоведении. Имеются лишь отдельные статьи, раскрывающие идейно-художественное своеобразие и образную структуру его произведений в контексте исследования современного литературного процесса Башкортостана в целом [4; 5].
Проблема научного изучения путей и принципов художественного воплощения образа той или иной географической местности привлекает внимание исследователей давно. Историю этих теоретических изысканий в некоторой мере можно связать с началом исследования локальных культур в художественно-литературном пространстве, которое было предпринято еще в начале ХХ века. В работах Н. К. Пиксанова была выдвинута проблема изучения областных пластов культуры для последующего использования в описании истории литературы и впервые прозвучал термин «культурное гнездо». Был выделен ряд его признаков: тесный круг деятелей культуры, самодостаточность культурной жизни, выдвижение «питомцев» [8]. Особое место занимают в литературоведческом краеведении и исследования Н. П. Анциферова, выдвинувшего проблему локально-исторического метода в литературоведении - «литературоведческого урбанизма» [2]. В последние десятилетия в отечественной филологии исследование образа конкретного региона в художественном произведении, анализ локальных текстов стали одной из актуальных задач. Все чаще в арсенале исследователей встречаются понятия «образ края», «образ региона», «образ провинции», «локальный текст» и т.д. Исследователь «пермского» текста В. В. Абашев отмечает: «Историко-культурная жизнь любого исторически развитого локуса (города, региона) можно описать как процесс становления и эволюции особого "локального текста", который формируется как существенное смысловое единство всех "высказываний" о данном локусе и закрепляется в культурном сознании как целостный образ места, оказывая формирующее влияние на его восприятие» [1, с. 10]. Локальный текст В. В. Коркуновым определяется как «совокупность гетеростереотипных и автостереотипных текстуальных воплощений локуса, имеющих не случайный характер, в которых проявляются культурные константы края (или личное его восприятие), воспроизводящие образ места» [3, с. 5]. В этом аспекте произведения Р. В. Паля представляют богатый материал для показа структурных и содержательных элементов, формирующих локальный образ Башкортостана в литературе. Отметим, что разножанровые произведения писателя ярко демонстируют автостереотипное восприятие данного локуса. Так, поэтический сборник автора «Книга судьбы» начинается с раздела «Книга родной земли». В нем содержатся стихи, посвященные родной природе, известным
10.01.00 Литературоведение
25
личностям края, размышлениям автора об историческом прошлом, настоящем и будущем отчей земли. В стихотворении «Степная элегия» воссоздан образ нежной, светлой и щедрой родины, где степи «древней древностью дышат» [6, с. 7]. В то же время это край, претерпевший и «хороводы лихих кипчаков, // И монгольских туменов пыль» [Там же, с. 8]. В этом поэтическом сборнике автор представлен истинным патриотом, о чем ярко повествуют следующие строки: «Я вечный данник твой, Урал» («Тобой любуюсь по утрам...»), «Земля моя, край мой отчий! // В любой моей клетке - ты» («Земля Антеев»). Об этом свидетельствуют и названия стихотворений: «Волшебный край», «Урал, Урал, мой дом, моя любовь.», «Прошу вас, думайте о Родине» и т.д.
Образ башкирского края в пейзажной лирике Р. В. Паля рельефно вырисовывается по названиям стихов, где представлен ряд топонимов: «На лугу, у забытой Каялы...», «Селеук», «Соловьиное горло Урала», «Уплывают облака за Алатау», «Гроза над Иремелью», «Золотые песни Таналыка», «Старик с берегов Суреня», «Бурзян» и т.д. Описывая непревзойденную красоту и богатство башкирской природы, автор в то же время указывает на негативные явления в современном обществе. В разделе сборника «Книга больного времени» автор с глубоким негодованием восклицает: «Как пережить мне этот шабаш зла, // Где все живое заживо хоронят!» [Там же, с. 260]. В стихотворении «Большие торги» воссоздается мир, где все - начиная с черного золота и драгоценностей до музейных вещей и партий - покупается и продается. Поэт с болью отмечает, что на этих торгах «все святое <.> уже продано» [Там же, с. 271]. Особенно остро звучит тема купли-продажи, деградации современного общества в стихотворении Р. В. Паля «Преданный курай». Душа поэта изливается тоской и болью за то, что в глухом подземном переходе, среди жадных барыг и торговок, звучат мелодии курая за жалкие подачки прохожих. Поэт обращается к кураисту башкирским словом «туган», что означает «родной, родственник»: «Кто тебя надоумил, туган, // С тем, что чисто и свято извечно // В этот грязный прийти балаган?» [Там же, с. 309]. К финалу произведения голос автора становится строже: «Сам предать себя ты еще волен, // Ну а душу народа - не тронь!» [Там же, с. 310]. Поэт с большим уважением относится к башкирской культуре, о чем свидетельствует и стихотворение «Уралым», в котором народные песни он назвал «души башкирской красота и суть!» [Там же, с. 16]. «Уралым» посвящено народному артисту Башкортостана и России Радику Гарееву, мастерски исполнявшему народную песню «Мой Урал». В связи с этим необходимо отметить, что автор особое внимание уделяет в своем творчестве известным личностям республики. Если в центр повести «Есть у неба земля» поставлен образ дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева, то в романе «Бессметники - цветы вечности» описываются революционные события первой четверти ХХ века на Южном Урале. Деятельность легендарных уральских пролетариев в лице братьев Кадомцевых, матроса-потемкинца Ивана Петрова, руководителя заводских дружин Михаила Гузакова раскрывается на документальной основе. Образ героического сына башкирского народа Салавата Юлаева встречается в стихотворении «Я спросил о Салавате». Автор с глубокой симпатией относится к башкирам, отмечая простоту и гостеприимство в их характере. В стихотворении «Здесь горы в закате лиловы» он пишет: «Тут люди просты, как душистый // Башкирских аулов кумэс» [Там же, с. 20]. У них всегда «Найдутся для гостя и друга // И чай, и шипучий кумыс» [Там же, с. 21].
Ярко воссоздавая художественный образ Башкортостана и показывая башкирско-русские межкультурные взаимоотношения, автор часто обращается к мотивам, образам и традициям башкирского фольклора. Так, в повести «Земля родная - живая и мертвая» использован сюжет об акбузате в связи с раскрытием этимологии горы Белого Жеребенка. По преданию, рассказанному отцом героя, жеребенок спасается от нападавших на него волков, поднявшись на своих крыльях в небо. С детских лет мечтает Егор Кирюхин об акбу-зате, а когда его друг Минтимер подарил ему жеребенка, то тот стал не только его незаменимым помощником в хозяйстве, но и другом, разделяя с ним все беды и тяготы его судьбы. Однако, в отличие от легендарного акбузата, конь Егора не смог уйти и спастись от кровожадных волков.
В стихотворении «Предостережение» Р. Паль обращается к башкирскому поверью о том, что змеи рождаются от злых мыслей, «которых укротить мы не умеем» [Там же, с. 218]. Далее автор, использовав башкирские мифологические образы Юхи и Аждахи, создает обобщенные человеческие образы обличенных в маски этих коварных существ. Поэт предупреждает: «лучший друг, наставник, поводырь <...> он душу твою выпьет, как упырь, натешится и бросит на дорогу» [Там же, с. 219]. Фольклор для писателя становится не только средством создания местного колорита, но и аллегорическим приемом показа современной действительности в художественном тексте.
Тревожные думы писателя о судьбе родной земли тесно связаны с размышлениями об утрате людьми исторической памяти о своих корнях и роде. Эта проблема особенно рельефно раскрывается в его повести «Оглянусь - постою. Постою - подумаю.», рассказывающей о поездке автобиографического героя в места своего детства. Любовь писателя к родному краю четко прослеживается в художественном воссоздании башкирского географического ландшафта с использованием топонимических легенд и преданий, а также в описании богатых грибами и редкими лекарственными растениями лесов и полей. Герой Р. В. Паля предстает перед читателем не только как истинный патриот, но и как интернационалист. Так, в повести приводятся как башкирские, так и русские названия гор и деревень (Йорак-тау и гора Лысая, Куштау и гора Долгая и др.). В произведении последовательно показано расширение пространственных горизонтов и ориентиров автора - начиная от родительского дома, деревни, городов и сел республики, других областей и стран. Ретроспективный прием помог писателю зримо представить полиэтнический башкирский край, судьбы его жителей, а также передать свои размышления об исчезновении бесперспективных деревень, о судьбе писателя в современном обществе и т.д. Так, проходя по бывшим улицам родной деревни, герой вспоминает о Гайнан-бабае, башкирском «знакуме», т.е. знакомом, бабушки, с которым она доверительно беседовала за чашкой чая. По страницам книги проходят герои разных национальностей, проживающих в дружбе и согласии в этом крае. Сквозной мотив
автобиографической повести - это неповторимость и уникальность отчей земли. Ярко воплощается он в эпизодах, основанных на местных преданиях и былях. В одном из них повествуется о том, как потерял свое исцеляющее свойство кумыс, надоенный от кобылиц, перевезенных из Башкирии богатым лордом в Англию. А купивший башкирские земли немецкий господин назвал свою деревню за здешнюю красоту Долиной цветов -Блюменталь. Завершается повесть размышлениями автора об Уфе, о Земной Оси, вокруг которой вращается не только его жизнь, но и жизнь народа башкирского края.
Отметим, что в творчестве Р. В. Паля образ родного края не идеализируется, а меняется, как и сама жизнь в стране. Автор, например, в повести «Отель "Бездна" ждет гостей» не скрывает последствия перестроечных реформ, оказавших разрушающее действие не только на экономику республики, но и на судьбы многих простых людей, а в повести «Человек веселый» на примере жизни рабочего Никиты Свистунова прослеживает печальную историю распродажи промышленных комбинатов в условиях рыночной системы.
Таким образом, в творчестве Р. В. Паля Башкортостан показан как живописный уголок России со своей самобытной культурой и запечатлевший в своей истории отпечатки событий прошлого и современности.
Список источников
1. Абашев В. В. Пермский текст в русской культуре и литературе ХХ века: дисс. ... д. филол. н. Екатеринбург, 2000. 448 с.
2. Анциферов Н. П. Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода. Л.: Сеятель, 1925. 151 с.
3. Коркунов В. В. Кимрский локальный текст в русской литературе: автореф. дисс. ... к. филол. н. Тверь, 2015. 24 с.
4. Кульсарина И. Г. Образы деятелей башкирской культуры в творчестве русских писателей XX - начала XXI века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 2 (68). Ч. 2. С. 30-32.
5. Кульсарина И. Г. Полиэтнический мир в русскоязычной прозе Башкортостана // Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. № 1. С. 163-167.
6. Паль Р. В. Книга судьбы: лирика. Уфа: Китап, 1999. 352 с.
7. Паль Р. В. На земле и над землей: роман, повести. Уфа: Китап, 2013. 400 с.
8. Пиксанов Н. К. Областные культурные гнезда: Историко-краеведный семинар. М. - Л.: Государственное изд-во, 1928. 148 с.
BASHKORTOSTAN IN THE CREATIVE WORK OF R. V. PAL'
Kul'sarina Irena Galinurovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Nabieva Gul'shat Il'shatovna
Bashkir State University kulsarina-bgu@yandex.ru; gulshat.nabieva.1994@mail.ru
In the article the representation of the image of Bashkortostan in the works of R. V. Pal' is analyzed. The writer's skill in describing the picturesque paintings of nature and the original culture of the Bashkir region and the ability to convey against this background the contradictory and hard fate of the contemporary are noted. Auto-stereotypical perception of the locus in the writer's different genre works is reconstructed through the use of the retrospective technique and the Bashkir folklore material.
Key words and phrases: image of Bashkortostan; creative work of R. V. Pal'; Bashkir folklore; landscape and patriotic lyrics; story; image of contemporary.
УДК 882
Впервые в отечественном литературоведении на материале кавказоведческих произведений русских писателей А. В. Дружинина, А. А. Бестужева-Марлинского, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого в данной статье рассматривается образ северокавказской горянки в тесной соотнесенности с образом славянской (русской) женщины. Целевое назначение статьи - определить гендерный статус женщины в военных обстоятельствах. Итоговым результатом исследования является идентификация разнонаправленности маскулинного и фемининного мышления. Экспансивному, милитаристскому сознанию мужчины противопоставляется миротворческая миссия женщины в период Кавказской войны (1817-1864).
Ключевые слова и фразы: романтизм; реализм; русская литература; кавказоведение; фронтир; гендер; женский образ; миротворческие идеи.
Манкиева Эсет Хамзатовна, к. филол. н.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова aset. mankieva@mail. гы
КАВКАЗОВЕДЧЕСКАЯ ВЕТВЬ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА: ВЗГЛЯД НА ЖЕНЩИНУ
«Золотым веком» русской литературы справедливо называют XIX век, подаривший человеческой цивилизации выдающиеся произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. И. Тютчева и многих других авторов с мировым