Научная статья на тему 'Башкортостан в 1905-1917 гг.: о женском вопросе в общественно-политической жизни'

Башкортостан в 1905-1917 гг.: о женском вопросе в общественно-политической жизни Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулейманова Р. Н.

В статье рассматривается история возникновения в начале XX в. женского вопроса в общественно-политической жизни Башкортостана, показывается, каким непростым был путь его признания и решения. Отмечается, что в этом немаловажную роль сыграли революционные события начала переломного XX в. При написании статьи были использованы разнообразные источники, часть которых впервые вводится в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASHKORTOSTAN IN 1905-1917: FEMALE PROBLEMS IN SOCIAL AND POLITICAL LIFE

This article considers the history of rise female question in social-political life of Bashkortostan in the beginning of XX century, and shows how ensample been the way for its recognition and decision. Noted that not a little significant part played revolutionary events of the beginning turning-point XX century. By writing this article been used various sources, part of them are introduced in science at once.

Текст научной работы на тему «Башкортостан в 1905-1917 гг.: о женском вопросе в общественно-политической жизни»

УДК [947:396:316.3] : (470.57)

ББК [63.3 (2) 522/524:66.74:66.3 (2 Рос) 6] : (2 Рос Баш)

БАШКОРТОСТАН В 1905-1917 ГГ.: О ЖЕНСКОМ ВОПРОСЕ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Сулейманова Р.Н.

В статье рассматривается история возникновения в начале ХХ в. женского вопроса в общественно-политической жизни Башкортостана, показывается, каким непростым был путь его признания и решения. Отмечается, что в этом немаловажную роль сыграли революционные события начала переломного ХХ в. При написании статьи были использованы разнообразные источники, часть которых впервые вводится в научный оборот.

В общественной жизни России приблизительно в 60-х годах XIX в. появился женский вопрос, стали возникать женские организации. Вопросы эмансипации, освобождения женщин ассоциировались в тот период с освобождением России. Они включали в себя требования предоставления женщинам избирательных прав, а также прав на получение образования и занятие государственных должностей. Но если в европейских государствах в этом случае в качестве первоочередной ставилась задача добиваться предоставления женщинам избирательных прав, то в самодержавной России на первый план выдвигались вопросы женского образования и общественной деятельности. В национальных регионах страны была своя особенность в понимании этой актуальной проблемы. У мусульманских народов важная задача по изменению положения женщин в обществе и семье была возложена на общедемократические национальные движения. В этот период прогрессивная общественность, феминистки концентрировали свое внимание на проблемах эмансипации, основным условием которой считали обучение женщин грамоте и преодоление ряда религиозных положений, задевавших честь и достоинство женщин, таких как многоженство, неравноправность их в имущественных и бракоразводных процессах и др.

Под нажимом демократических тенденций в общественном развитии страны в начале ХХ в. произошли определенные изменения в законодательной практике по отдельным частным вопросам, значительно потеснилось традиционное право, имевшее сильные позиции в национальных регионах. Этот процесс усилился под влиянием демократических тенденций и новаций, но особенно после революционных событий. Однако, самодержавие в силу своей консервативности не пошло на коренные изменения в этом вопросе и основные законы оставались неизменными. Отношение общества и государственных структур к статусу в нем женщины стало меняться лишь в годы революций 1917 г. и последующие периоды.

Под влиянием революции 1905-1907 гг. резко возросла общественно-политическая значимость женского вопроса. Если в общественной жизни России женский вопрос, возникшие представления о новой роли женщин в обществе, отличные от прежних патриархальных, приходятся на XIX в., особенно на его вторую половину, то в истории Башкортостана активное осознание и понимание необходимости изменения взглядов на него происходит в период после революции 1905-1907

гг. Именно в это время на передний план общественной жизни края выходят женский вопрос и взаимосвязанные с ним проблемы брака, семьи, воспитания детей, образования и духовной культуры. О забитости и бесправии, тяжелом положении женщины в обществе и семье, о господстве патриархальных традиций, взглядов и предрассудков, косности религиозных догм, утверждавших естественность неравенства женщины с мужчиной, часто писали представители национальной творческой интеллигенции - М.Гафури, Ф.Туйкин, С.Якшигулов, Я.Юмаев, Д.Юлтый, Ш.Бабич и др. Упоминали и говорили об этом многие прогрессивные общественные и религиозные деятели - Г.Баруди, Р.Фахретдинов,

З.Камалетдинов, М.Бигиев, Г.Ибрагимов и др.

В 1904 г. в Оренбурге вышла книга Р.Фахретдинова «Машхур хатынлар» («Знаменитые женщины»). В ней женский вопрос возводится в ранг государственно-политической и национальной проблемы. Он писал: «Если женщины будут почитаемы, воспитываемы по правилам, то станут обладательницами различных достоинств и знаний. У нации, у которой воспитанные женщины, и дети будут знающими, высоконравственными...» [1]. В периодической печати Башкортостана публикации на темы женского освобождения и равноправия в обществе и семье появились примерно в 1906-1910-е годы. В привлечении внимания общественности страны, особенно мусульман, к положению женщины, ее освобождению и предоставлению равных с мужчинами прав большую роль сыграли журналы «Шура» (г.Оренбург) и «Сююмбике» (г.Казань). В них открывались специальные рубрики, где помещались статьи, посвященные месту женщин в обществе, их образованию и необходимости открытия для них школ, роли женщин-матерей в воспитании детей

На страницах выходивших в тот период газет и журналов развертывались бурные дискуссии по животрепещущему вопросу и, что особенно отрадно, в них активное участие принимали женщины. В одном из номеров газеты «Эль-ислах» за 1908 г. в статье возмущенный невниманием к действительно бесправному и жалкому положению женщины, особенно сельской, автор писал: «Нет здесь (видимо в деревне - Р. С.) человека, который бы думал о судьбах женщин. Нет ни одной школы, чтобы обучать девушек, будущих матерей нации. Здесь девушки не имеют никаких прав. Если бы они учились, то стали бы бороться за возвращение потерянных прав» [2]. Посвящались этому вопросу и

114

раздел ИСТОРИЯ

специальные исследования. В одном из них отмечалось: «В настоящее время наблюдается интересное движение среди мусульманских женщин, которые решили всеми силами добиваться изменения своего положения к лучшему, в смысле приобретения равных с мужчинами прав» [3]. В статьях по женскому вопросу одни авторы предлагали демократические меры его решения, другие высказывали резкий протест и недовольство. Выступая против публикаций о важности и необходимости равноправия для женщин в газете «Урал» за 1907 г., редакция журнала «Дин вэ магишат» писала: «Женщины-татарки, претендующие на свободу, сколько бы они не старались - ничего не добьются. Сам великий бог предоставил мужчинам больше прав, его наместник на земле пророк объявил женщин неполноценными в отношении ума и религии» [4]. (Это касалось в целом всех мусульманок).

В послереволюционный период, когда

общественность края, как и все мусульманские народы страны, была занята обсуждением вопросов образования, открытия передовых

(реформированных) учебных заведений - мектебов и медресе, более широкого участия

мусульманского населения в политической жизни, появились специальные организации

мусульманских женщин. В истории Башкортостана они были первыми: «Уфимское мусульманское дамское общество», которое возглавила

М. Султанова и «Оренбургское мусульманское женское общество» во главе с Ф.Адамовой [5]. Поставив перед собой решение задач прежде всего женского образования, общества сделали немало в этом направлении. Они считали, что именно их разрешение является первой ступенью в освобождении женщин и вовлечении их в общественную жизнь. По характеру своей деятельности общества все же были благотворительными и потому особо заметного следа в общественно-политической жизни Башкортостана того времени они не оставили. Но именно образование, грамотность давали

мусульманским женщинам, осознающим свое бесправие, понять необходимость кардинальных изменений. И, как показали события переломного начала ХХ века, неравноправность, тяжелая жизнь и толкала их на борьбу. Н.Н.Остроумов в своей работе, посвященной положению мусульманки, писал: «. любопытное явление наблюдается в современном мусульманском мире. Турчанки, каирские мусульманки, русские татарки, киргизки и башкирки начали получать европейское

образование. Под влиянием освободительного движения, оренбургские и бакинские образованные мусульманки выступили в печати с требованием равноправия.».

В выходивших брошюрах и статьях в периодической печати все чаще звучали довольно решительного характера суждения и высказывания по женскому вопросу, авторами которых в большинстве случаев выступали сами женщины. В одном из номеров газеты «Мир мусульманства» за 1911 г. появилась статья «Мусульманка в общественной жизни», подписанная «Айша-Ханум» [6]. В ней

говорилось, что в целом ряде городов страны - Баку, Оренбурге, Уфе и обеих столицах активно действуют созданные дамские благотворительные общества. И замечает: «Конечно, пока это в скромных размерах, и предстоит еще нелегкая борьба, тем не менее движение существует и раз это так, то не подлежит сомнению, что полное раскрепощение мусульманской женщины не за горами».

В стенографических отчетах I Государственной Думы России получили отражение довольно интересные материалы, касавшиеся женского вопроса в целом, но особенно у мусульман страны [7]. В них отмечалась активизация женского населения этих народов, усиление их требований предоставить им равные с мужчинами права в обществе и семье.

Н.Н.Остроумов писал: «... оренбургские

мусульманки. выработали для членов мусульманской фракции в Государственной Думе наказ, чтобы они требовали все права для мусульманок, они должны добиваться создания закона, который мог бы оградить их от произвола деспотов-мужей, от гнета и мучений». Это вызвало бурную реакцию среди депутатов мусульманской фракции российского парламента. Часть, правда, небольшая, поддерживала обращение женщин. Однако большинство в категорической форме возражало и протестовало. Так, депутат из Уфимской губернии Х.Сыртланов заявлял: «Нашим мусульманским женщинам права и свобода не нужны. Это противоречит шариату». Другой народный избранник из Казанской губернии Г. Бадамшин был более категоричен. Он не ограничился только выступлением в Думе, а более того, обратился к населению губернии с призывом не поддерживать этих смутьянов, потому что они хотят развратить женщин.

В условиях общенационального кризиса в стране, вызванного I мировой войной и активизации мусульманских народов еще более возрастает актуальность женского вопроса. На страницах популярного журнала «Шура» в 19151917 гг. развернулась бурная дискуссия по нему, где участвовали и женщины, высказывались самые различные точки зрения [8]. Непросто и нелегко было не то что предлагать какие-то меры, но даже высказывать, особенно женщинам хотя бы даже робкие мнения. Один из авторов, участвовавших в дискуссии, причину актуализации женского вопроса объяснял следующим образом: «он

(женский вопрос - Р. С.) возник в центре общественного внимания, так как встал вопрос об их участии в выборах. Ныне это одна из важных проблем для нас». Другой автор, поддерживая женщин, добивавшихся равноправия, замечал: «Сейчас в России выборы. Голос каждого человека в них имеет большое значение. Уважаемые женщины, если вы желаете процветания своему народу, как равноправные гражданки, примите участие в выборах». Авторы статей, говоря о выборах, имели в виду предстоящие выборы в Учредительное собрание страны, где если не будут участвовать женщины, то мусульманские народы потеряют примерно половину голосов.

Осознание важности женского вопроса в общественной жизни, предоставления им равных с мужчинами прав, особенно избирательных, если не всем обществом, хотя бы даже частью его, в тот переломный период в истории страны, ее народов, тем более мусульманских, было знаменательным событием в общественно-политической жизни. Итогом долгих и упорных споров, дискуссий, настойчивых стремлений, вопреки запретам и протестам, стало предоставление женщинам равных с мужчинами прав. Подтверждением стали принятые решения по женскому вопросу нескольких форумов мусульман.

В конце апреля 1917 г. в Казани состоялся I Всероссийский съезд мусульманских женщин, в работе которого участвовали делегатки из всех регионов страны, в том числе из Башкортостана. На съезде были обсуждены важнейшие вопросы: место

женщин в семье и общественной жизни; права женщин по шариату; политические права и участие в Учредительном собрании», по которым были приняты решения [9]. Именно они и легли в основу принятой I Всероссийским съездом мусульман, состоявшимся в Москве в мае 1917 г., резолюции. В ней было зафиксировано гражданское и политическое равноправие мусульманок [10]. Это была большая победа, одержанная женщинами, передовой частью мусульманских народов страны над косностью, предрассудками, невежеством и мужским «господством» в обществе. А вскоре прошедший в Оренбурге I Всеобщий съезд (курултай) башкир, после бурных дебатов и споров, принял постановление по женскому вопросу, признав женщин Башкортостана равноправными гражданками [11].

ЛИТЕРАТУРА

1. Культура Башкирии: история и современность. Уфа, 1993. С.72-73.

2. Эль-ислах. 1908. №20.

3. Остроумов Н.Н. Современное правовое положение мусульманской женщины. Казань, 1911. С.3.

4. Г айнуллин М.Ф. Т атарская литература и публицистика начала ХХ века. Казань, 1966. С.111.

5. Маглумат. 1908. №2. С.28; №4. С.80; ГАОО. Ф. 11. Оп. 1. Д. 340. Л. 29.

6. Мир мусульманства. 1911. № 11. 1 июля.

7. Женский вопрос в Государственной Думе: из стеногр. отчетов о заседаниях Государственной Думы. СПб., 1906. С .1-11.

8. Шура. 1915. № 21, 23.

9. Сююмбике. 1917. № 11. С.166-167.

10. Там же. № 13. С.202.

11. ЦГАОО РБ. Ф.1832. Оп. 4. Д.171. Л.19-20.

Поступила в редакцию 27.06.2006 г.

УДК 94 (470.57)

ББК 63.3 (2 Рос. Баш)

ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ БАШКИРСКОГО МЕДНО-СЕРНОГО КОМБИНАТА

Хусаинова А.М.

В статье «Зарубежные связи Башкирского медно-серного комбината» (БМСК) рассмотрены основные формы активного международного сотрудничества коллективов рабочих БМСК и родственных зарубежных предприятий: обмен опытом и делегациями, интернациональные социалистические соревнования, переписка и др.

Зарубежные связи БМСК укрепляли деловое партнерство и дружбу между народами.

С завершением Второй мировой войны количество стран, с которыми СССР имел дипломатические отношения, увеличилось по сравнению с довоенным периодом с 26 до 52 [1]. Со многими дружественными государствами были заключены договора о дружбе и сотрудничестве, создавались Общества дружбы. Между трудовыми коллективами СССР и дружественных стран устанавливались деловые и культурные контакты, организовывались интернациональные социалистические соревнования. Расширялись связи между учебными заведениями, профсоюзными, комсомольскими и партийными организациями. Ежегодные встречи, дни и недели дружбы, фестивали, обмен опытом и спе-

циалистами, переписка и многие другие формы сотрудничества укрепляли дружбу между народами.

С 1965 года установились дружественные отношения БАССР с округом Галле ГДР. Десятки родственных предприятий и организаций, тысячи граждан обеих республик наладили дружбу и сотрудничество по обмену опытом.

В рамках международного сотрудничества предусматривался ежегодный обмен делегациями рабочих и специалистов. На работу за рубежом отправляли самых опытных передовиков производства, их кандидатуры рассматривали на комиссиях разных инстанций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.