Научная статья на тему 'Башкиры и венгры в «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина'

Башкиры и венгры в «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
506
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЛОГИЯ / РАШИД АД-ДИН / БАШКИРЫ / КЕЛАРЫ / БУЛАРЫ / БУЛГАРЫ / ВЕНГРЫ / МОНГОЛЫ / ETHNOLOGY / RASHID AD-DIN / BASHKIRS / KELARS / BULARS / BULGARS / HUNGARIANS / MONGOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антонов И. В.

В статье доказывается, что Рашид ад-Дин называет башкирами не только самих башкир, но и венгров. Башкир он часто упоминает наряду с келарами. «Келар» искаженный титул венгерского короля. Рашид ад-Дин этот титул принял за название народа, отличного от башкир. Название келаров у него превратилось в название буларов, с королем которых сражался Бату-хан. Буларов Рашид ад-Дин отождествил с булгарами, рядом с которыми жили башкиры. Однако сравнение с другими персидскими авторами показывает, что речь идет о вторжении монголов в Венгрию и сражении Бату-хана с венгерским королем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASHKIRS AND HUNGARIANS IN RASHID AD-DIN’S “CHRONICLE COLLECTION”

The article proves that Rashid ad-Din used the term Bashkir for both Bashkirs proper and Hungarians. He often mentioned Bashkirs together with Kelars. Kelar is a distorted title of the Hungarian king. Rashid ad-Din mistook this title for the name of the people different from Bashkirs. He transformed the name Kelars into Bulars whose king fought with Batu-khan. Rashid ad-Din identified Bulars with Bulgars, Bashkirs’ neighbors. However, comparison with other Persian authors shows that he speaks of Mongol invasion of Hungary and Batu-khan’s battle with the Hungarian king.

Текст научной работы на тему «Башкиры и венгры в «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина»

КУЛЬТУРА

Ш1ШШ1Ш1ШШШШШШШШШШ1МШ1ММШ1ШШШШШШ1Ш1МШ1

ЭТНОЛОГИЯ

© 2012

И. В. Антонов

БАШКИРЫ И ВЕНГРЫ В «СБОРНИКЕ ЛЕТОПИСЕЙ» РАШИД АД-ДИНА

В статье доказывается, что Рашид ад-Дин называет башкирами не только самих башкир, но и венгров. Башкир он часто упоминает наряду с келарами. «Келар» — искаженный титул венгерского короля. Рашид ад-Дин этот титул принял за название народа, отличного от башкир. Название келаров у него превратилось в название буларов, с королем которых сражался Бату-хан. Буларов Рашид ад-Дин отождествил с булгарами, рядом с которыми жили башкиры. Однако сравнение с другими персидскими авторами показывает, что речь идет о вторжении монголов в Венгрию и сражении Бату-хана с венгерским королем.

Ключевые слова: этнология, Рашид ад-Дин, башкиры, келары, булары, булгары, венгры, монголы.

Рашид ад-Дин ат-Тиб Фазлаллах ибн Имад ад-доуле Абу-л-Хайр Яхья ал-Хамадани — крупнейший средневековый историк и государственный деятель, находившийся на службе у монгольских правителей Ирана из династии Хулагуи-дов. Рашид ад-Дин родился в Хамадане (Западном Иране) около 1247/48 г. Он был очень образованным человеком, знал персидский, арабский, иврит, монгольский и европейские языки. В 1298 г. Рашид ад-Дин был назначен везирем Газан-хана (1295-1304). Эту должность он сохранил и в период правления Улджайту-хана (1304-1316). В царствование Абу Саида (1316-1335) вследствие интриг врагов Рашид ад-Дин был освобожден от своего поста, а затем в 1318 г. казнен в Тебри-зе по обвинению в отравлении Улджайту. В 1300/01 г. Рашид ад-Дин по приказу Газан-хана начал, а в 1310/11 г. закончил грандиозный труд под названием «Джа-ми ат-таварих» («Сборник летописей» или «Собрание историй»). Это сочинение включает всеобщую историю мира с древнейших времен с изложением истории монголов до 1303/04 г. Для нас наиболее интересен первый том под названием «Тарих-и Газани», который содержит обзор тюркских и монгольских племен, их разделений, генеалогий и легенд, истории самого Чингис-хана и его потомков, правивших в Восточной Европе, Средней Азии, Китае и Иране. В распоряжении автора находились все государственные архивы и помощь всех тех людей, кто были знатоками истории монголов1. Подобно большинству других арабо-персид-ских авторов, Рашид ад-Дин выступает как компилятор, который обычно точно,

Антонов Игорь Владимирович — кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела археологии Института этнологических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук. E-mail: [email protected]

1 Арсланова 2002, 33-34.

2

а зачастую даже текстуально, «передает изложение своих первоисточников» . В числе этих первоисточников необходимо отметить «Золотую книгу» («Алтан дебтер») — официальную историю Чингис-хана, его предков и преемников, которая была написана на монгольском языке и не сохранилась до наших дней, так что данные этого источника известны нам только в передаче Рашид ад-Дина3. Башкиры и страна башкир неоднократно упоминаются в разных местах «Джами ат-таварих»4. Однако большая трудность при работе с этим источником состоит в том, что башкирами Рашид ад-Дин называет не только самих башкир, но и венгров.

Рашид ад-Дин знал о существовании страны башкир5 или области башкир6, но не имел ясного представления о ее локализации. Он пишет, что «народы, которые с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степных пространствах, в горах и лесах областей Дешт-и Кипчака, русов, черкесов, башкиров, Таласа и Сайрама, Ибира и Сибира, Булара и реки Анкары»7. Эта характеристика в принципе верна, так как башкиры обитали именно на стыке степной, лесной и горной зон. Таким образом, башкир Рашид ад-Дин (наряду с русами и черкесами!) относит к тюркам. Тюрками он называет все кочевые скотоводческие народы Азии, поэтому «у нашего автора «тюрки» — термин не столько этнический, сколько социально-бытовой»8.

Рашид ад-Дин часто упоминает башкир наряду с келарами. Так, он пишет: «Когда же пришла очередь ханствования и господствования над миром Чингиз-хану, его знаменитому роду и его великим преемникам, то они замирили и сделали покорными себе все государства населенной части мира, [состоящей] из Северного Китая и Южного, из Индии и Синда, Мавераннахра и Туркестана, Сирии и Византии, стран асов и урусов, черкесов и кипчаков, келаров и башкир, — короче говоря, все то, что простирается от востока на запад и с севера на юг»9. «Келар», как известно, искаженный титул «король», причем имеется в виду венгерский король, воевавший с монголами. Стало быть, это название относится к мадьярам как подданным венгерского короля10. «Келар» и был королем башкир, т. е. венгров, а Рашид ад-Дин принял этот титул за название народа, отличного от башкир. Возможно, в тексте, которым пользовался Рашид ад-Дин, речь шла именно о короле или королевстве башкир. Надо обратить внимание и на перечисление стран, покоренных монголами, с востока на запад. Келары и башкиры оказываются в конце этого списка, т. е. на крайнем западе территории, охваченной монгольским нашествием, что соответствует местоположению Венгрии. Рашид ад-Дин также отмечает, что «еще [и поныне] в областях Хитая, Хинда и Синда, в Чине и Мачи-не, в стране киргизов, келаров и башкир, в Дешт-и Кипчаке, в северных [от него] районах, у арабских племен, в Сирии, Египте и Марокко [Магрибе] все тюркские

2 Петрушевский 1952, 35-36.

3 Петрушевский 1952, 25.

4 Рашид-ад-дин 1952/1, 66, 73-74, 102-103; 1952б, 67-68; 1960, 35-37, 44-45, 71-72, 78-79.

5 Рашид-ад-дин 1952/1, 66.

6 Рашид-ад-дин 1952/1, 73.

7 Рашид-ад-дин 1952/1, 73.

8 Петрушевский 1952, 28.

9 Рашид-ад-дин 1952/1, 66.

10 Копа-Таз 1999, 300.

племена называют татарами»11. Здесь келары и башкиры не помещаются к северу от Дешт-и Кыпчака и, стало быть, не отождествляются с южноуральскими башкирами. Интересно и упоминание о том, что монголы «захватили области кела-ров, башкиров, булар, Дешт-и Кипчак, урусов [русских], черкесов и асов [осетин] до крайнего севера»12. Получается, что области келаров и башкир были захвачены монголами раньше других (имеется в виду поход Батыя). Таким образом, используемый Рашид ад-Дином этноним «башкиры» не имел определенной географической привязки и мог помещаться то в начале, то в конце захваченной монголами территории.

В то же время наряду с башкирами Рашид ад-Дин знал и мадьяр. О приготовлениях к походу на Запад он пишет: «И благословенный взгляд каана (Угедея — И.А.) остановился на том, чтобы царевичи Бату, Менгу-каан и Гуюк-хан вместе с другими царевичами и многочисленным войском отправились в области кипчаков, русских, булар [поляков], маджар, башгирд, асов, в Судак и в те края и все их завоевали; и они занялись приготовлением [к этому походу]»13.

Наибольший интерес для нас представляет «Рассказ о войнах, которые вели царевичи и войско монгольское в Кипчакской степи, Булгаре, Руси, Мокше, Алании, Маджаре, Буларе и Башгирде, и завоевании [ими] тех областей». Однако об области Маджар в этом рассказе никаких сведений нет. Сообщив, что царевичи, назначенные на завоевание Запада, осенью 1236 г. соединились «в пределах Булгара», Рашид ад-Дин далее пишет: «Оттуда Бату с Шейбаном, Буралдаем и с войском выступил в поход против буларов и башгирдов и в короткое время, без больших усилий, захватил их. Дело это происходило так: булары были многочисленный народ христианского исповедания; границы их области соприкасаются с франками. Услышав молву о движении Бату и эмиров, они снарядились и двинулись в поход с 40 туманами славного войска. Шейбан, составлявший авангард с 10 000 людей, послал известие [Бату], что их [буларов] вдвое больше монгольского войска и что все они бахадуры. Когда оба войска выстроились друг против друга, Бату, по обычаю Чингиз-хана, взошел на вершину одного холма и [целые] сутки смиренно взывал к богу и тяжко вздыхал, а мусульманам приказал помолиться соборно. Посредине [между обеими армиями] была большая река. Бату и Буралдай ночью переправились через [эту] реку и вступили в бой; Шейбан, брат Бату, лично вступил в сражение. Эмир Буралдай произвел нападение всеми войсками сразу. Они [монголы] устремились на шатер келара, который был их царем, и мечами перерубили веревки. Вследствие падения [королевского] шатра войско их [буларов] пало духом и обратилось в бегство. Как отважный лев, который кидается на добычу, монголы гнались за ними, нападали и убивали, так что уничтожили большую часть того войска. Те области были завоеваны, и эта победа была одним из великих дел. Булар и Башгирд являются большой страной и [представляют собою] места недоступные. Несмотря на то, что [монголы] тогда завоевали ее, [жители ее] снова восстали, и она еще не вполне покорена. Госу -дарей тамошних называют келар, и они существуют еще доныне»14. Таким об-

11 Рашид-ад-дин 1952/1, 103.

12 Рашид-ад-дин 1952/11, 67-68.

13 Рашид-ад-дин 1960, 36.

14 Рашид-ад-дин 1952/1, 37.

разом, Рашид ад-Дин знает, что «келар» — не этническое название, но, очевидно, воспроизводя информацию более ранних авторов, он использует его именно в таком качестве. Это свидетельствует о компилятивном характере его труда. Рашид ад-Дин сам подчеркивает, что области Булар и Башгирд на самом деле являются одной страной. Эта страна — Венгрия, государь которой назывался келар. Отсюда возникло название «Булар», якобы относящееся к другой области.

Было высказано нетрадиционное мнение, что название «Булар» у Рашид ад-Дина может относиться только к волжским булгарам15. Но как соотнести это мнение с утверждением самого Рашид ад-Дина, что «булары были многочисленный народ христианского исповедания; границы их области соприкасаются с франками»? А франками в представлении Рашид ад-Дина были западноевропейские народы16. К тому же наряду с названием «Булар» у него есть и «Булгар». Далее, в «Летописи царевичей Кипчакской степи», Рашид ад-Дин пишет, что «в год смерти Угедей-каана (1241 г. — И.А.), в весенние месяцы они [царевичи] отправились через горы Марактан (Карпаты — И.А.) к буларам [полякам] и башгирдам [венграм]». Бату «сразился с царем башгирдов, и войско монгольское разбило их». Отправившись в этот поход, «царевичи завоевали все области башгирдов, маджаров и сасанов и, обратив в бегство государя их, келара, провели лето на реке Тиса»17. Таким образом, Рашид ад-Дин рассказывает о вторичном завоевании якобы восставших буларов и башгирдов. При этом он снова раздельно упоминает башкир и мадьяр, несмотря на то, что башкир, живущих раздельно от мадьяр, в Западной Европе не было.

Все-таки предпочтения заслуживает версия более раннего персидского автора — Джувейни, труд которого под названием «Тарих-и джехан гушай» — «История миропокорителя», написанный около 1260 г., находится в числе использованных Рашид ад-Дином источников18. В рассказе «О войне с келарами и башгирдами» Джувейни пишет: «Когда Русь, кипчаки и аланы также были уничтожены, то Бату решил истребить келаров и башгирдов, многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками. Для этой цели он приготовил войска и, по наступлении нового года, выступил. Народы эти обольщались своею многочисленностью, пылом храбрости и прочностью орудий. Услышав молву о движении Бату, они также выступили с 450 000 всадников, которые все славились военным делом и считали бегство позором. Бату отправил авангардом своего брата Шибакана (Шибана — И.А.) с 10 000 человек для разведки и дозора, (поручив им) высмотреть численность их (неприятелей) и доставить сведения о степени их могущества и силы. Он (Шибакан) отправился, согласно приказанию, через неделю возвратился и дал (такое) известие: «Их вдвое больше войска монгольского и все народ храбрый и воинственный». Когда войска близко подошли друг к другу, то Бату взобрался на холм и целые сутки ни с кем не говорил ни слова, а горячо молился и громко плакал. Мусульманам он также приказал всем собраться и помолиться. На другой день приготовились к битве. Меж-

15 Ыуап 1985, 200. Аналогичное мнение недавно было высказано и в отечественной литературе (Почекаев 2006, 100). Опровержение см.: Костюков 2008, 47-49, 52-53.

16 Петрушевский 1952, 24.

17 Рашид-ад-дин 1960, 45.

18 Петрушевский 1952, 25.

ду ними (обоими войсками) находилась большая река. Ночью он (Бату) отправил одну часть войска (в обход), а войско (самого) Бату с этой стороны переправилось через реку. Шибакан, брат Бату, лично двинулся в самую середину боя и произвел несколько атак сряду. Неприятельские войска, будучи сильными, не трогались с места, но то войско (отправленное в обход) обошло их сзади. (Тогда) Шибакан со всем своим войском разом ударил (на них), бросился на ограды царских палаток, и они мечами разрубили канаты палаток. Когда они (монголы) опрокинули ограды царских шатров, войско келаров смутилось и обратилось в бегство; из этого войска никто не спасся. Те области также были завоеваны. Это было одно из множества великих дел и ужасных побоищ»19.

Рашид ад-Дин пересказал этот рассказ, но у него оказалась нарушенной последовательность событий. Поход на Венгрию и Польшу не мог состояться до того, как были разгромлены русские, кыпчаки и аланы. Джувейни пишет о сражении с келарами, а Рашид ад-Дин — с буларами, царь которых назывался келар. Кроме того, Джувейни не сообщает о последующем восстании завоеванных областей. Рашид ад-Дину это сообщение понадобилось для того, чтобы объяснить вторичный поход на буларов и башгирдов. Под башгирдами у этих авторов имелись в виду не только башкиры, поселившиеся в стране мадьяр, но и сами мадьяры. Мусульманские писатели, как заметил Д. А. Хвольсон, хотя и знали название «мадьяр» в форме «моджгар», но обыкновенно называли их, т. е. мадьяр, башки-рами20. В данном случае надо принять к сведению и тот факт, что, по латинским источникам, венгерские башкиры приняли активное участие в вооруженном сопротивлении монголам в 1241 г.21. И все-таки венгры всегда называли себя мадьярами (маджарами) и никогда не называли себя тюрками или башкирами22.

Рашид ад-Дин, видимо, располагал двумя различными источниками, по-разному описывающими монгольское вторжение в Венгрию и Польшу. Одним из этих источников было сочинение Джувейни, второй же нам неизвестен. Рашид ад-Дин не соединил воедино информацию этих источников, а просто пересказал их. Вот почему из одного вторжения получилось два. Но в надлежащем месте можно было поместить только одно из них. Другое же оказалось в том месте, где у Джувейни находилось сообщение о взятии города Булгара23, которое Рашид ад-Дин заменил описанием сражения с буларами. Значит, он действительно подразумевал в данном случае под буларами волжских булгар, что было ошибкой.

У обоих авторов встречается одно и то же недоразумение: объектом нападения монголов выступают два народа, а в битве с ними участвует только один. Джувейни пишет о келарах и башгирдах, что по сути одно и то же. Рашид ад-Дин, зная, что термин «келары» неправильный, исправил его на «булары». Последних он по созвучию отождествил с булгарами, о которых ему было известно, что рядом с ними живут башкиры. В результате арена, на которой развертывались события, была перенесена из Западной Европы в Волго-Уральский регион. Рашид ад-Дин мог знать и о том, что булгары и башкиры оказали упорное сопротивление

19 Тизенгаузен 1941, 23.

20 Хвольсон 1868, 709.

21 Насыров 2000, 152.

22 Дьени 2006, 97.

23 Тизенгаузен 1941, 23.

монголам. Таким образом, вставленный им отрывок оказался весьма кстати. Нам не хотелось бы считать этот прием простой фальсификацией. Его можно рассматривать как косвенное отражение реального противоборства монгольскому нашествию со стороны булгар и башкир. Однако буквально переносить на них рассказ Рашид ад-Дина недопустимо.

Представляют интерес сообщения и последующих персидских авторов. Согласно Шихаб ад-Дину Абдаллаху ибн Фазлаллаху, который писал в первой половине XIV в. и был известен под прозвищем «Вассаф-и-хазрет», поход против келаров и башгирдов, исповедовавших христианство, состоялся после того, как монгольское войско прошло через пределы Булгарские и земли Русские24. Известно, что источниками для Вассафа явились сочинения как Джувейни, так и Рашид ад-Дина, причем под покровительством последнего находился сам Вассаф25, но в этом случае в отношении последовательности событий он воздержался от следования авторитету своего покровителя.

В «Книге побед» (законченной в 1424/25 гг.) Шереф ад-Дина Али Йезди рассказ о походе монгольских царевичей против келаров и башгирдов передан в таком же виде, как и у Джувейни26. Но с сочинением Рашид ад-Дина Шереф ад-Дин тоже был знаком27. Аналогичным образом этот рассказ передан в «Истории четырех улусов» (не позднее 1425 г.) Мирзы Улугбека, который начало похода связывает с наступлением весны28.

Таким образом, Джувейни, Шихаб ад-Дин Абдаллах ибн Фазлаллах, Шереф ад-Дин Али Йезди и Мирза Улугбек рассказывают о вторжении монголов в Венгрию и сражении Бату-хана с венгерским королем. Противниками монголов выступают келары и башгирды, но эти два названия относятся к одному народу. Это были венгры, называемые персидскими авторами башгирдами, а их царь назывался келар, т. е. король. Рашид ад-Дин название «келары» поменял на «булары», что созвучно с булгарами, рядом с которыми жили башкиры. Такое исправление позволило ему датировать рассматриваемые события не 1241, а 1236 г.

Никаких реальных сведений о завоевании монголами башкир Рашид ад-Дин не сообщает, что неудивительно, поскольку, по нашему мнению, такого завоевания вообще не было. Башкиры длительное время сопротивлялись монголам, но потом заключили с ними союз29. Рашид ад-Дин, несомненно, знал об обитании башкир на Южном Урале и понимал, что монголы не могли миновать их на своем пути. Поэтому в самом начале своего повествования о монгольском нашествии на Восточную Европу он поместил рассказ о походе на булгар и башкир, который на самом деле относится к венграм.

Таким образом, недостаточно полная осведомленность средневековых арабо-персидских авторов о народах Восточной Европы привела к смешению башкир и венгров. «Сборник летописей» Рашид ад-Дина в ряду этих источников не составляет исключения. Анализ данных Рашид ад-Дина показал, что в некоторых

24 Тизенгаузен 1941, 85.

25 Тизенгаузен 1941, 80.

26 Тизенгаузен 1941, 145.

27 Тизенгаузен 1941, 144.

28 Мирза Улугбек 2007, 94.

29 Антонов 2006, 140-157.

случаях под башкирами имеются в виду сами башкиры, в других случаях — венгры, но чаще всего оба народа в представлении автора сливаются в один.

ЛИТЕРАТУРА

Антонов И. В. 2006: Этническая история Волго-Уральского региона в XIII — начале XV вв. (историко-археологическое исследование). Уфа.

АрслановаА.А. 2002: Остались книги от времен былых... Персидские исторические сочинения монгольского периода по истории народов Поволжья. Казань.

Дьени Г. 2006: Вопросы ранней истории протовенгров и великое переселение народов // Взаимодействие народов Евразии в эпоху великого переселения народов / Р. Д. Гол-дина (ред.). Ижевск, 94-100.

Костюков В. П. 2008: «Железные псы Батуидов» (Шибан и его потомки в войнах XIII в.) // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 1, 42-96.

Мирза Улугбек 2007: Из «Тарих-и арба улус» // История Казахстана в персидских источниках. Т. V / М. Х. Абусеитова (отв. ред.). Алматы, 88-112.

Насыров И. 2000: Древние «башгирды» в Венгрии (Сообщения арабских историков и путешественников о башкирах) // Ватандаш. 5, 151-152.

Рашид-ад-дин 1952: Сборник летописей. Т. I. Кн. 1-2. М.; Л.

Рашид-ад-дин 1960: Сборник летописей. Т. II. М.; Л.

Петрушевский И. П. 1952: Рашид-ад-дин и его исторический труд // Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1. М.; Л., 7-37.

Почекаев Р. Ю. 2006: Батый. Хан, который не был ханом. М.

Тизенгаузен В. Г. 1941: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. М.; Л.

ХвольсонД.А. 1868: Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русских Абу Али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста // Журнал Министерства народного просвещения. 140. Декабрь, 657-771.

Istvan Z. 1985: The first Mongol Raid Against the Volga-Bulgars // Altaistic studies / G. Jarring, S. Rosen (eds.). Stockholm, 197-204.

Rona-Tas A. 1999: Hungarians and Europe in the Early Middle Ages: an introduction to Early Hungarian History. Budapest.

BASHKIRS AND HUNGARIANS IN RASHID AD-DIN'S "CHRONICLE

COLLECTION"

I. V. Antonov

The article proves that Rashid ad-Din used the term Bashkir for both Bashkirs proper and Hungarians. He often mentioned Bashkirs together with Kelars. Kelar is a distorted title of the Hungarian king. Rashid ad-Din mistook this title for the name of the people different from Bashkirs. He transformed the name Kelars into Bulars whose king fought with Batu-khan. Rashid ad-Din identified Bulars with Bulgars, Bashkirs' neighbors. However, comparison with other Persian authors shows that he speaks of Mongol invasion of Hungary and Batu-khan's battle with the Hungarian king.

Key words: ethnology, Rashid ad-Din, Bashkirs, Kelars, Bulars, Bulgars, Hungarians, Mongols.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.