Д.М. Лбдрахманов, З.Р. Саитова, Р.И. Виканачева БАШКИРЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ1
Исходя из главных приоритетов государственной национальной политики, призванной отражать все многообразие интересов народов России, в 2006 г. быша разработана Государственная программа Республики Башкортостан «Башкиры Российской Федерации»2, представляющая собой систему принципов и взаимосвязанных мероприятий, направленных на поддержку и развитие социальной, экономической, духовной, культурной и языковой жизни башкирского населения страны.
По данным переписи 2002 г., на территории Российской Федерации проживают I 673,4 тыс. башкир [I, с. 5], которые по численности занимают четвертое место в национальном составе России. В пределах Республики Башкортостан постоянное место жительства имеют I 221,3 тыс. башкир (или 73% всего башкирского этноса), около 452,5 тыс. [2, с. 7—8] проживают за ее пределами. На данный момент представители башкирского народа пребывают в разных социально-экономических и этнокультурных условиях и в той или иной степени подвержены ассимиляционным процессам. У всех у них наблюдаются заметные различия в языке и национальной культуре, явившиеся результатом социальных, куль-турныгх и этнических процессов. Тем не менее, башкиры, проживающие в различных субъектах России, продолжают сохранять устойчивое национальное самосознание, ощущая себя частью единого башкирского этноса.
Наиболее многочисленная группа башкир проживает в соседней с Башкортостаном Челябинской области (166,4 тыс.) [2, с. 7], в связи с этим регион вызывает большой исследователь-
ский интерес. В рамках государственной программы «Башкиры Российской Федерации» сотрудниками ГНУ «Институт гуманитарных исследований АН РБ» (ИГИ АН РБ) в 2010 г. было осуществлено исследование по теме «Башкиры Челябинской области». В центре внимания научного проекта стали вопросы социально-экономического состояния башкирского населения Челябинской области, его культурно-духовного развития, степени удовлетворения национальных потребностей, уровня взаимосвязи представителей башкирского этноса с Башкортостаном. Изучение перечисленных актуальных аспектов жизнедеятельности позволило составить целостное представление о башкирах региона, которое, в свою очередь, может послужить основанием для внесения конкретных предложений по улучшению их жизни.
Исторически сложилось, что северный район предгорий восточного склона Урала в верховье р. Миасс и места южнее этой реки, расположенные на Западно-Сибирской низменности, административно входящие сейчас в Челябинскую область, в прошлом были частью территории расселения башкирского народа. Здесь проживали родовые группы башкир: катайцы, кара- и барын-табынцы, частично айлинцы [3, с. 12]. Таким образом, отдельные районы Челябинской области являются исконным местом проживания башкирского народа. На данный момент по численности населения башкиры в Челябинской области занимают третье место (166 372 чел.) после русских (2 353 143 чел.) и татар (205 087 чел.), поэтому значимой в регионе становится деятельность по сохранению и раз-
1 Работа выполнена в рамках Государственной программы «Башкиры Российской Федерации».
2 Государственная программа «Башкиры Российской Федерации» на 2008—2017 гг. Утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 г. № 382.
Абдрахманов Данияр Мавлиярович, кандидат философских наук, заместитель директора по научной работе Института гуманитарных исследований АН РБ
Саитова Зульфия Ринатовна, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института гуманитарньа исследований АН РБ
Биканачева Рамзия Исламгалиевна, научный сотрудник Института гуманитарных исследований АН РБ
©Абдрахманов Д.М., Саитова З.Р., Биканаева Р.И., 2011
витию башкирского этнокультурного своеобразия.
В Челябинской области накоплен значительный опыт проведения взвешенной национальной политики. Более десяти лет успешно работает «Ассамблея народов Челябинской области», с 2003 г. функционирует Дом дружбы народов Челябинской области и Консультативный совет по национальным вопросам при губернаторе Челябинской области, четыре года работает Общественная палата при Законодательном собрании области. Продуманная работа органов власти позволяет сохранять в области дух межнационального согласия и сотрудничества [4].
Поддержка национальной культуры в регионе осуществляется на основе Концепции реализации государственной политики в Челябинской области на 2007—2010 гг., а также в соответствии с планом мероприятий по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ.
Отдельного рассмотрения заслуживает отработанная в области организация системы этнокультурного и поликультурного образования, которая осуществляется в регионе в соответствии с Конституцией РФ, Законом «О языках народов Российской Федерации», Концепцией государственной политики РФ, «Основных направлений реализации государственной национальной политики в Челябинской области на 2004—2010 годы», «Концепцией реализации государственной национальной политики в Челябинской области на 2007—2010 годы» с учетом особенностей этнической структуры Южноуральского региона, специфики исторически сложившихся межэтнических отношений народов и этнических групп, проживающих на его территории.
В Челябинской области разработана Программа развития башкирских школ. По данным ежегодного мониторинга, изучение башкирского языка представлено в различных формах: как учебный предмет, факультатив, кружок. Сеть образовательных учреждений на территориях компактного проживания представителей башкирского народа сохраняется на протяжении многих лет. В 39 учреждениях области — в Аргаяшском, Куна-шакском, Сосновском муниципальных районах, с. Иткуль Верхнее-Уфалейского муниципального района — 4 258 учащихся изучают башкирский язык. Школьники обучаются не только языку, но и народным промыслам и традициям, национальным видам спорта, искусства.
Во многих образовательных учреждениях происходит процесс интеграции содержания предметов базисного учебного плана с дополнительным образованием. Кружки, студии, объединения позволяют приобщить детей к сфере духовно-практической деятельности народа.
Министерством образования РБ оказывается постоянная методическая и материальная помощь школам Челябинской области. Представители органов управлений районов республики, закрепленных за башкирскими школами области, выезжают в средние общеобразовательные учреждения соседнего региона, проводят открытые уроки башкирского языка и литературы, культуры Башкортостана, обучают детей игре на национальных инструментах, танцам, песням. Учителя башкирского языка и литературы и учащиеся области являются постоянными участниками мероприятий по башкирскому языку, организуемых Министерством образования РБ (научно-практические конференции, семинары, олимпиады, конкурсы «Учитель башкирского языка и литературы»).
В целях оказания помощи в подготовке кадров в государственных высших и средних профессиональных учебных заведениях Республики Башкортостан предусматривается осуществление целевого приема абитуриентов — представителей башкирской национальности из Челябинской области [5].
В Челябинской области также действуют три специализированные библиотеки башкирской и татарской литературы. Кроме того, открыты абонементы и секторы (в г. Златоуст) по башкирским периодическим изданиям и башкирскому литературно-художественному творчеству, выделены тематические стеллажи с башкирской литературой (Кунашакский, Пластовский, Нязепет-ровский, Кусинский, Ашинский, Уйский и Че-барькульский муниципальные районы). Реализуются программы содействия развитию национальных культур, в т.ч. и башкирской (центральная городская библиотека в г. Трехгорный). Укская сельская, Павленковская модельная библиотека Ашинской централизованной библиотечной системы работают по программе, разработанной центром башкирской культуры «Иран-дек». В библиотеке Магнитогорска проходят научно-практические конференции, например, «Россия и Башкортостан. Общая история и общее будущее».
Ежегодно Домом дружбы народов Челябинской области, Областным центром народного творчества совместно с Курултаем башкир Челябинской области, башкирскими национальными культурными центрами, органами управления культурой городов и районов области проводятся множество мероприятий, направленных на сохранение и развитие башкирской культуры. Самые значимые из них — «Сабантуй», «Навруз», «Уралым».
Вместе с тем, как отмечается в резолюции VII Курултая башкир Челябинской области [4], среди башкир региона нарастает тенденция к языковой и культурной ассимиляции. Наблюдается троекратное отставание пропорционально к количеству башкирского населения Челябинской области числа студентов-башкир среди челябинских вузов, только каждый пятый ребенок школьного возраста в той или иной форме изучает башкирский язык, сворачивается получение среднего специального и высшего образования по башкирскому языку и литературе в Аргаяшском филиале педучилища №1 и в Челябинском государственном университете. Наблюдается диспропорция и в некоторых других отраслях социальной жизни. Имеется ряд проблем и в области образования. Не достаточно сформирована система работы муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений с национально-культурными центрами, общественными движениями по воспитанию детей на основе культурно-национальных традиций. Не используются возможности современных информационно-коммуникационных технологий и дистанционного обучения родным языкам. Не в полной мере используются возможности средств массовой информации.
Чтобы получить данные о потребностях, интересах, мотивациях, настроениях, степени удовлетворенности жизнью непосредственно от представителей башкирского населения Челябинской области сотрудники ИГИ АН РБ с июня по июль 2010 г. провели социологическое исследование. Представленные в статье таблицы и рисунки отражают проблемы, обозначенные респондентами (башкирами). Основным методом сбора информации стал анкетный опрос, целесообразность использования которого обусловлена его эффективностью при изучении содержательных характеристик социальных и межличностных отношений, состояния общественного мнения.
Вопросник включал в себя закрытые, открытые и альтернативные вопросы, охватывающие разные стороны жизнедеятельности: национально-культурные и социально-экономические аспекты, межнациональные взаимодействия, экологические проблемы. Классификационная часть анкеты содержала социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах.
Местом поведения анкетирования были выбраны г. Челябинск и с. Аргаяш Аргаяшского района — населенные пункты, где компактно проживает наибольшее количество представителей башкирского народа.
Объем выборки массового опроса — 141 респондент. Выборка по полу составила: мужчины — 34%, женщины — 66%. Из респондентов 42% проживают в городе, 58% — в сельской местности.
По трудовой занятости 18% опрошенных являются рабочими, 52 — служащими, 10 — предпринимателями, 3 — работниками сельского хозяйства, 11 — пенсионерами, 6% — учащимися и безработными. Наибольшее и одинаковое количество респондентов осуществляют трудовую деятельность в сфере воспитания, образования и науки и работают в сфере обслуживания и предоставления услуг населению — по 21%, в государственных структурах трудятся 16, в производственной деятельности заняты 13, наименьшее количество работающих в финансовой сфере и здравоохранении — по 5 и 2%, соответственно. Следует отметить, что из респондентов 26% не имеют детей, у 19 есть один ребенок, 37 воспитывают двоих детей, 16 — троих и 2% — более трех детей.
Социально-экономический аспект жизнедеятельности занимает первостепенное значение. Этой теме в анкете было отведено три вопроса: уровень дохода респондентов, каковы основные проблемы башкирского населения и каково мнение опрашиваемых по поводу того, как должны решаться проблемы социально-экономического развития башкир Челябинской области.
Согласно полученным данным, преимущественно башкирское население Челябинской области имеет уровень дохода в пределах от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — 40% респондентов, от 10 тыс. до 20 тыс. руб. — 32, до 5 тыс. руб. — 15 и более 20 тыс. руб. — 13%.
Если рассматривать в сравнении жителей сельской и городской местности, то доход первых меньше чем у вторыгх. При этом у представителей тех и других населенных пунктов (39% — у городских, 40% — у сельских) доход в основном в пределах от 5 тыс. до 10 тыс. руб., доходом от 10 тыс. до 20 тыс. руб. располагают 34% городских и 31% сельских жителей. Очевидна разница между городом и селом в доходах, уровень которыгх не достигает «до 5 тыс. руб.» (наличие указанного дохода отмечают 23% сельских респондентов и 5% городских) и «более 20 тыс. руб.» (данный вариант выбрали 22% городских и 6% сельских жителей).
Анализ ответов по тендерному различию позволил определить, что в городской среде у респондентов-мужчин (20%) наибольший процентный показатель дохода приходится на уровень 10—20 тыс. руб., а у женщин (27%) — 5— 10 тыс. руб. В сельской местности у 11% мужчин уровень дохода — 10—20 тыс. руб., у 9% — 5—10 тыс. руб.; у женщин (31%) высокая доля процента определяется преимущественно уровнем дохода от 5 тыс. до 10 тыс. руб., меньшее количество женщин (20%) имеют доход в границах 10—20 тыс. руб., среди респондентов сельчанок с уровнем дохода более 20 тыс. руб. не оказалось, в то время как горожанок с уровнем дохода более 20 тыс. руб. — 10%.
Вопрос о доходах населения находится в тесной взаимосвязи с вопросом об основных проблемах башкирского населения, что наглядно продемонстрировал анализ выбранных респондентами вариантов ответов.
Основными проблемами респонденты считают прежде всего экономические, связанные с низкой заработной платой, безработицей и ростом цен, — 31% выбранных вариантов ответов. И у городских, и у сельских жителей именно экономические проблемы стали наиболее частотными по числу ответов: 13% и 18%, соответственно. Социальные и культурные проблемы занимают второе место по числу отмеченных — по 20%. Городское население на второе место ставит культурные проблемы (10%), а сельское — социальные (14%). Третьей по значимости проблемой из общего числа ответов была выделена экологическая (19%). У сельских жителей экологические проблемы наряду с культурными имеют по 10%, у городских — 9%. Отдельно респондентами были отмечены проблемы, связан-
ные со спортом и знанием истории своего рода (табл. 1).
Т а б л и ц а I Перечень основных проблем башкирского населения Челябинской области
Каковы основные Всего В том тасле
проблемы башкир- - - сельское
ского населения ных от- ское на- населе-
Челябинской об- ветов селение ние
ласти? (%) (%) (%)
Экономические
(безработица низкая заработная
плата, высокие
цены) 31 13 18
Социальные (от-
сутствие мест в
детских одих,
алкоголизм,
наркомания) 20 6 14
Демографические 8 5 3
Экологические
(р^даактивные
загрязнения водоемов, почвы) 19 9 10
Культурные (до-
суг, доступ к
национальной
культуре) 20 10 10
Проблем нет 1 0,5 0,5
Другое (свой вариант ответа) 1 0 1
Из предыдущего вопроса анкеты логически формируется вопрос о способах решения существующих проблем.
Во-первых, по мнению опрошенных, необходимо трудоустроить население. «Обеспечение рабочими местами» стало наиболее частым ответом респондентов (25,4%) как среди городских (10,1), так и среди сельских (15,3%) жителей. Во-вторых, городское и сельское население были единодушны в отношении «повышения заработной платы» (22,4%, в т.ч. городское — 8,4 и сельское — 14%) и «создания условий для решения вопросов жилья» (17,6%, в т.ч. городское — 7,9, сельское — 9,7%). По остальным означенным в анкете по этому вопросу пунктам мнения горожан и сельчан не имели серьезных отличий. Также участником анкетирования, как вариант решения проблем, было высказано мнение о «предоставлении воз-
можностей для расширения малого бизнеса» (табл. 2).
В современное время экологический аспект играет серьезную роль в жизни человека. Челя-
Т а б л и ц а 2 Способы решения проблем социально-экономического развития башкир Челябинской области
Каким образом,по Вашему мнению, Всего В том числе
должны решаться проблемы социально- - ных от- - ское - ское
экономического раз- ветов насе- насе-
вития башкир в Челябинской области? (%) ление (%) ление (%)
Обеспечением рабо- 25,4 10,1 15,3
чих мест
Повышением зара- 22,4 8,4 14
ботной платы
Предоставлением со- 14,8 5,9 8,9
циальных гарантии
Улучшением системы 10,9 4 6,9
медицинского и сана-
торно-^рортного ле-
чения
Созданием условий 17,6 7,9 9,7
для решения вопросов
жилья
Доступностью высшего образования 8,7 4,1 4,6
Другое (свой вариант ответа) 0,3 0 0,3
бинская область с точки зрения экологии считается проблемным регионом, поэтому наличие в анкете вопроса о мерах улучшения экологической обстановки вполне закономерно.
Из 363 ответов 29% относятся к мнению о необходимости введения жесткого контроля над деятельностью предприятий и заводов, 27% отметили значимость повышения собственной ответственности за соблюдение чистоты и порядка. Актуальной стала и тема благоустройства (озеленения) территорий — 25% от общего числа ответов.
Одним из основных факторов формирования этнической идентичности и этнического самосознания является язык. Именно в нем находят отражение история, менталитет, национальный характер народа, поэтому язык всегда рассматривается как первоэлемент духовного развития этноса. В связи с этим ряд вопросов анкеты был обращен к теме языка и уровню владения им.
Первый вопрос был посвящен знанию респондентами родного языка (рис. 1).
Если проанализировать отдельно ответы городского и сельского населения на этот вопрос, то получаются такие данные:
Т а б л и ц а 3 Уровень владения родным языком городского и сельского населения
Насколько свободно Городское Сельское
Вы владеете родным языком? население (%) население (%)
Свободно говорю, 17,7 27
читаю и пишу
Свободно говорю, и,з 16,3
но чтаю и пишу с
затруднениями
Говорю с затрудне- 8,5 8,5
ниями
Понимаю,но не го- 4,3 4,3
ворю
Не вдадею родаым 0 2,1
языком
Представленное в таблице процентное соотношение демонстрирует, что уровень знания родного языка между городскими и сельскими жителями не имеет существенных различий.
Особый интерес вызывает вопрос о владении языком детьми участников анкетирования (из 141 опрошенного 110 имеют детей), т.к. знание родного языка молодым поколением во многом является залогом дальнейшей жизни этноса и развития его традиций (рис. 2).
8% 2%
17%
45%
28%
■ свободно говорю, читаю и пишу
□ свободно говорю, но читаю и пишу с затруднениями
■ говорю с затруднениями
■ понимаю, но не говорю
■ не владею родным языком
Рис. I. Степень знания родного языка участников анкетирования ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2011/1 (51)
На вопрос «Изучают ли Ваши дети (внуки) родной языж?» утвердительно ответили лишь 28% респондентов, 64% дали отрицательный ответ и 8% затруднились с ответом.
Основной формой постижения языка детей (внуков) 42% из 62 участников анкетирования назвали «общение в кругу семьи», 18 отметили, что их дети (внуки) изучают родной язык в общеобразовательной школе как один из предметов, 8 — что учатся в школе с базисным планом с родным нерусским языком обучения, 6% — посещают факультативы по родному языку в общеобразовательных или воскресных школах.
Возможность осуществления жизнедеятельности в соответствии с национальными традициями является важным элементом сохранения духовной и душевной гармонии человека, поэтому в анкете правомерно наличие вопросов относительно удовлетворения национально-культурных потребностей.
Именно на вопрос «Есть ли у Вас необходимость в удовлетворении национально-культурных потребностей?» утвердительно ответили 78% из числа опрошенных, 22% респондентов такой необходимости не чувствуют.
Из предложенных в анкете средств для удовлетворения национально-культурных потребностей утвердительно ответившие на предыдущий вопрос респонденты (110 чел.) чаще всего выбирают «просмотр телевизионных программ и прослушивание радиопередач на родном языже» (24%), «общение с родными и знакомыми, представителями своего народа» (23), «посещение националь-но-культурныгх мероприятий» (23), «чтение книг, газет, журналов на родном языке» (16) и «изучение истории и культуры своего народа» (11%). К предложенным самими респондентами средствам удовлетворения национально-культурных потребностей (3%) относятся: исполнение песен на родном языке, литературно-художественное творче-
ство на родном языке, участие в общественной работе (в Национально-культурном объединении башкир, Башкирской молодежной организации, районном Курултае башкир).
На вопрос «Удовлетворены ли Вы этнокультурным развитием башкир в Челябинской области?» 43% респондентов высказались отрицательно, 28 удовлетворены, 26% затруднились ответить. В связи с этим логичным становится вопрос о путях улучшения этнокультурного развития башкир области. Общественное мнение разделилось следующим образом: прежде всего, для улучшения этнокультурного развития башкир необходимо открыть национальные школы в местах компактного расселения народа (мнение 9% городских респондентов и 7,5 — сельских) и установить тесный культурный обмен между башкирским населением Челябинской области и Республикой Башкортостан (мнение 9,7 сельских респондентов и 5,7 — городских). Большое внимание среди сельчан (8,7%) бышо уделено вопросу увеличения трансляции телевизионных программ и радиопередач на башкирском языке. Здесь следует отметить, что именно сельские жители рекомендовали в качестве дополнения к предложенным в анкете вариантам «расширение охвата вещания Башкирского спутникового телевидения». Остальные предложения имеют примерно одинаковое процентное соотношение в ответах городских и сельских жителей (табл. 4).
Принимая во внимание то, что современные средства массовой информации являются наиболее доступными источниками для удовлетворения национально-культурных потребностей, в анкету был внесен вопрос о телевизионных и радиопредпочтениях башкир области. Результат ответов на этот вопрос получился таким: 23% респондентов хотели бы увидеть / услышать передачи, посвященные истории и культуре народа, 20 — концерты художественной самодеятельности и 20 — репортажи о местах компактного проживания башкир и решения проблем баш-
■ свободно говорят, читают и пишут
□ свободно говорят, но читают и пишут с затруднениями
■ говорят с затруднениями
■ понимают, но не говорят
Рис. 2. Уровень владения родным языком детей участников анкетирования
Т а б л и ц а 4 Способы улучшения этнокультурного развития башкир Челябинской области
Что. по Вашему мнению, необходимо сделать для улучшения этнокультурного развития башкир в Челябинской области? Всего выбранных ответов (%) В том числе
городское население (%) сельское население (%)
Открыть национальные школы в местах компактного расселения башкир 16.5 9 7.5
Привлекать высококвалифицированные кадры в школы, ссу-зы. вузы для преподавания башкирского языка и литературы " 12.3 4.7 7.5
Ввести, где их нет. в общеобразовательных школах факультативные уроки по изучению родного языка, истории и культуры башкирского народа 10.8 5 5.9
Увеличить трансляцию телевизионных и радиопередач на башкирском языке 14.2 5.4 8.7
Подробно освещать в региональных СМИ вопросы жизнедеятельности башкирского населения 11.1 5 6.1
Установить тесный культурный обмен между башкирским населением Челябинской области и Республикой Башкортостан 15.3 5.7 9.7
Создать условия для реализации культурной программы по организации досуга башкирского населения ( смотры самодеятельности. конкурсы, проведение национальных праздников и т.д.) 9.9 5.4 4.5
Улучшить материальное оснащение (национальной библиотеки. национально-культурных центров) 9.7 4.7 5
Другое 0.2 0 0.2
кирской диаспоры, 15 заинтересованы в обучающих (родному языку, национальному искусству) программах, 14 — в театральных постановках и 8% — в литературных встречах с деятелями искусства, писателями и поэтами.
В анкете имел место и вопрос о массовых культурных мероприятиях, организуемых в области «В каких мероприятиях, организуемых в вашей области, Вы принимаете участие?». Чаще
всего жители принимают участие в национальных праздниках (39%), а также в проведении сельских, городских, районных, областных курултаев (22%), при этом посещают их примерно одинаковое количество горожан и сельчан. Большее число сельских жителей участвуют в концертах художественной самодеятельности — 10,5% (городские только 5,2%). В качестве «Другого» респонденты дали ответ, что не принимают участия в мероприятиях (3%).
Следующий вопрос по национально-культурному аспекту — «Какие культурные мероприятия Вы хотели бы посетить в местах своего проживания?».
26% отдали предпочтение участию в национальных праздниках и 25% изъявили желание увидеть представления государственных театров Республики Башкортостан. Остальные голоса респондентов разделились с небольшим процентным отличием между другими предложенными для выбора вариантами (рис. 3).
Учитывая творческий потенциал народа, в анкете был предусмотрен вопрос о возможности внесения личного вклада респондентов в сохранение и поддержание национального своеобразия. Анализ 158 ответов дал следующие результаты: 49% посчитали для себя возможным провести мероприятие, вечер в национально-культурных традициях, 28 могли бы заняться обучением детей родному языку, 17 выразили готовность организовать кружки по обучению игре на национальных инструментах и по народно-прикладному творчеству, 6% предложили свои варианты применения собственных знаний и умений (организовать кружок по изучению истории и культуры башкирского народа, курировать спортивные секции, вести танцевальные занятия или проводить литературные мероприятия).
■ Представления государственных театров Республики Башкортостан □ Национальные праздники
■ Встречи с соплеменниками области и других регионов
■ Научные конференции, форумы, посвященные национальным вопросам
■ Концерты художественной самодеятельности
□ Кружки по народно-прикладному творчеству
Рис. 3. Предпочтительные культурные мероприятия ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2011/1 (51)
Исследовательский интерес вызвали ответы респондентов на вопрос «Как Вы считаете, от чего в первую очередь зависит сохранение и развитие этнокультурного своеобразия народа?». По их мнению, сохранение и развитие этнокультурного своеобразия примерно в равной степени зависит от государственной поддержки (39%) и от действий представителей самого народа (37), 20 отметило уважительное отношение к народу со стороны других этносов и лишь 4% указало, что поддержание национального своеобразия не от чего не зависит.
Высокий процент ответов о необходимости государственной поддержки в процессе сохранения и развития этнокультурного своеобразия народа подтвердил логичность заданного в анкете вопроса о формах оказания поддержки со стороны государства и муниципальных властей.
В качестве серьезного содействия со стороны государства и муниципальных властей респонденты видят, прежде всего, оказание финансовой поддержки (31%). Требуется также хорошая законодательная база (22%). Есть необходимость в выделении помещений под нужды историко-культурных центров (20%) и для разовых культурных мероприятий (11%). Требуется своевременное выполнение обязательств, прописанных в существующих законах и программах (16%). Дополнительных предложений или пожеланий к отмеченным в анкете вариантам по данному вопросу респонденты не указали (табл. 5).
Как и многие субъекты Российской Федерации, Челябинская область — многонациональный регион. Здесь проживает более 111 народов. В связи с этим для исследования интересна была точка зрения на тему межнациональных взаимоотношений представителей башкирской национальности как одних из непосредственных участников межнационального диалога на территории области. Респондентам было предложено: дать оценку межнациональным отношениям в регионе и, если есть проблемы, указать, в чем они заключаются.
Т а б л и ц а 5 Необходимые формы содействия со стороны государства и муниципальной власти по поддержке социально-экономического положения народа и этнокультурного своеобразия
Какое содействие со стороны государства, муниципальной власти необходимо общественным объединениям и гражданам по поддержке социально-экономического положения народа и этнокультурного своеобразия? Всего выбранных ответов (%)
Выделение помещений под нужды историко-культурных центров 20
Предоставление залов, помещений для разовых культурных мероприятий 11
Законодательная поддержка 22
Финансовая поддержка 31
Своевременное выполнение обязательств, прописанных в законах и программах (Федеральная программа «Возрождение и развитие тюркских народов Российской Федерации», Федеральный Закон 1996 г. «О национально-культурных автономиях». Концепция региональной национальной политики Челябинской области (1998 г.) 16
Результаты анализа ответов на вопрос «Как Вы считаете, имеются ли проблемы в межнациональные отношениях башкир и других этносов в Челябинской области?» из 141 респондента 27% затруднились дать ответ, 43 ответили отрицательно, 30% — утвердительно (рис. 4). Среди причин утвердительный ответов быши названы: отсутствие поддержки представителей других этносов в ряде вопросов национального характера, низкий социальный уровень развития башкирского населения, их социальная незащищенность, присутствие конкуренции между народами, иногда неуважительного отношения друг к другу. В качестве пожеланий было предложено: уделить внимание изучению родного языка как со стороны
■ да □ нет
■ затрудняюсь ответить
43%
Рис. 4. Оценка межнациональных отношений
власти, так и со стороны семьи, пропагандировать добропорядочные отношения между народами.
Возможно, изучение в процессе исследования различных аспектов жизнедеятельности башкир, проживающих на территории Челябинской области, позволит не только дать представление о социально-экономическом и этнокультурном уровне башкирского населения, но и послужит стимулом для национально-культурной консолидации башкирского этноса, совершенствования инфраструктуры по удовлетворению духовных потребностей, активизации общественности в деле сохранения родного языка и возрождения национальных традиций, укрепления межнациональных связей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальный состав населения Республики Башкортостан (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года): стат. сб. Башкортостанстат. — Уфа: Отдел Оперативной полиграфии Башкортостан-стата, 2006. — 198 с.
2. Государственная программа «Башкиры Российской Федерации» на 2008—2017 годы. Утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 г. № 382.
3. Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографи-ческие очерки. — Уфа: Китап, 2006. — 376 с.
4. Резолюция VII Курултая башкир Челябинской области. Принята в г. Челябинске 20 марта 2010 г.
5. Ишмуратов X. Нас связывают общая история, культурно-духовные связи // Ватандаш. — 2001. — № 10. — С. 57—62.
Ключевые слова: Государственная программа «Башкиры Российской Федерации», социологическое исследование, Челябинская область, башкиры, социально-экономическое развитие, этнокультурное развитие.
Key words: the governmental program "The Bashkirs of the Russian Federation", sociological research, the Chelyabinsk region, the Bashkirs, socioeconomic development, ethnocultural development.
БАШКИРЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В центре научного внимания — проблемы социально-экономического состояния башкирского населения Челябинской области, его культурно-духовного развития, степени удовлетворения национальные потребностей, уровня взаимосвязи представителей башкирского этноса с Башкортостаном. В работе изложены основные результаты анкетирования по вопросам межнациональные отношений, этнокультурного развития башкир Челябинской области, полученные в ходе научно-исследовательского проекта в рамках Государственной программы «Башкиры Российской Федерации». Изучение актуальных аспектов жизнедеятельности башкир области позволило составить целостное представление о башкирском населении региона. Полученные в ходе исследования данные могут послужить основанием для внесения конкретных предложений по улучшению жизни башкирского населения.
Daniyar М. Abdrakhmanov, Zulfiya R Saitova, Ram^iya I. Bikanacheva THE BASHKIRS FROM THE CHELYABINSK REGION
The focus of the research has been on the problems of socioeconomic condition of the Chelyabinsk region Bashkirs, their cultural-spiritual development, the degree of the satisfaction of national needs, interrelation of representatives of the Bashkir ethnos with Bashkortostan. In the work there are given the results of the questionnaire concerning international relations, and the ethnocultural development of the local Bashkir population obtained during the research project under the governmental program "The Bashkirs of the Russian Federation". Studying the topical aspects of the Chelyabinsk region Bashkirs's life has allowed to make the complete representation of them. The research will provide a basis for the putting forward specific proposals to improve the life of the Bashkir population.