Научная статья на тему 'Башкирский праздник сабантуй в трудах ученых и исследователей'

Башкирский праздник сабантуй в трудах ученых и исследователей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
727
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРЫ / BASHKIRS / САБАНТУЙ / SABANTUY / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК / FOLK FESTIVAL / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / БОРЬБА КУРЭШ / KURESH WRESTLING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Синицкая Олеся Андреевна

Рассмотрен башкирский праздник сабантуй глазами ученых и исследователей XVIIIXXI вв. Отмечаются особенности описания сабантуя и составляющих его игр, развлечений, скачек, борьбы курэш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bashkir celebration of sabantuy in scientists and researchers’ works

The article describes the Bashkir national holiday of Sabantuy, viewed by scientists and researchers in XVIII-XXI centuries. The article marks Sabantuy’s typical features and its constituents: games, entertainment, racing, Kuresh wrestling.

Текст научной работы на тему «Башкирский праздник сабантуй в трудах ученых и исследователей»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 8 (337). История. Вып. 59. С. 106-110.

БАШКИРСКИЙ ПРАЗДНИК САБАНТУЙ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Рассмотрен башкирский праздник сабантуй глазами ученых и исследователей XVIII-XXI вв. Отмечаются особенности описания сабантуя и составляющих его игр, развлечений, скачек, борьбы курэш.

Ключевые слова: башкиры, сабантуй, национальная культура, народный праздник, традиционная культура, борьба курэш.

В богатейшем историко-культурном наследии народов мира особое место принадлежит вековым национальным обычаям, традициям, календарным обрядам, праздникам. Они, являясь яркими образцами духовных достижений и ценностей человечества, становятся важной частью традиционной культуры, действующими во всех областях общественной жизни. Связанные с трудовой деятельностью людей, они отражают этническую, социальную, историко-культурную жизнь народов на разных этапах его развития. Обычаи и традиции, обряды и праздники как общественные явления касаются по сути всей жизни человека, различных сторон социальных отношений людей.

Обычаи и обряды, народные праздники, неся в себе печать этнической специфики, одновременно отражают типологическую общность социальной среды, общечеловеческой культуры в целом. Передаваемые от поколения к поколению обряды, становясь действенной и саморазвивающейся силой, в то же время и сами подвержены внешнему влиянию и воздействию. Вместе с тем, они способствуют глубокому осмыслению и усвоению гуманистических идей, реализации их в повседневной действительности, воспитанию гордости за причастность ко всему происходящему.

Народные праздники пронизывает идея продолжения жизни, бессмертия человеческого рода, призыв к счастью, к благополучию, к долголетию, к богатому урожаю и достатку в доме. Жизнь человека, семьи, человеческого коллектива, проявляющаяся в празднествах, календарных обычаях и обрядах, неотделима от жизни природы. Непрерывность жизни в традиционной обрядности подчеркивается той ролью, которая принадлежит в ней так называемым «знаковым» категориям состава семьи - старикам и осо-

бенно детям. Участие в народных праздниках представителей всех поколений, в том числе детей всех возрастов, символизирует тесную связь между ними в постижении народной культуры, вечное продолжение человеческого рода и неразрывность семейных уз. Все это в полной мере свойственно и праздничной обрядности башкирского народа, что особенно выпукло сегодня проявляется в идее и практике проведения праздника Сабантуй.

Важное значение имеет изучение обычаев, традиций и обрядов, сохраняющих историческую и духовную преемственность народов многонациональной России, где на протяжении многих веков формировалась уникальная общественно-политическая, экономическая, культурная, социально-психологическая общность. Знание и уважение национальных особенностей народов, их быта, культуры, обычаев и обрядов очень актуальны сегодня - в период укрепления государственности Российской Федерации. Они могут сыграть заметную роль в сохранении и развитии традиций дружбы и сотрудничества народов России.

В переходный постсоветский период, когда были разрушены многие изжившие себя идеологические учреждения и образовался некоторый вакуум в духовной сфере, проблемы бережного отношения к важнейшим элементам народного воспитания: обычаям и обрядам - приобрели все возрастающее значение. С этой точки зрения интересен уникальный опыт проведения национального праздника Сабантуй, аккумулирующего в себе такие непреходящие ценности народной педагогики, как исторический созидательный и творческий опыт народа, устойчивые правила, нормы и принципы общественного поведения людей, а также апробированные в течение веков формы трудового, эстетического и физического воспитания. Они, безусловно,

требуют обобщения, осмысления и выработки научных рекомендаций, направленных на их дальнейшее развитие. Народные праздники располагают значительными и во многом еще не востребованными возможностями для дальнейшего обогащения нашего образа жизни, приобщения молодежи к трудовым традициям, к занятиям национальными видами спорта, к самодеятельному художественному творчеству.

Впервые традиционный башкирский национальный праздник сабантуй ^абантуй) как историко-этнографическое зрелище был зафиксирован в трудах исследователей и ученых ХУШ в. - П. С. Палласа, И. И. Лепехина, И. Г. Георги; XIX в. -

B. М. Черемшанского, С. Г. Рыбакова, П. М. Кудряшова; н. XX в. - М. И. Уметбаева,

C. И. Руденко; вт. п. XX в. - Н. В. Бикбулатова, Л. И. Нагаевой. В трудах авторов XVIII-XIX вв. национальный праздник сабантуй рассматривается лишь как фрагмент из жизни башкир и носит описательный характер. В трудах авторов XX в. дается более подробный и разносторонний анализ особенностей праздника в контексте национальных обрядовых праздников, таких как туй (свадьба), йыйын и т. д.

Одно из наиболее ранних научных описаний обычаев и обрядов различных народов России содержится в записках известного географа и путешественника академика П. Пал-ласа. Примечательно, что видный ученый оставил и документальное свидетельство о проведении сабантуя в башкирских и татарских селах1.

Красочное описание празднования сабантуя, женского праздника «Каргатуй», ритуальное исполнение обрядовыхисвадебных игр содержатся в трудах И. И. Лепехина2. Игры праздника плуга - скачки, бега, соревнования в удальстве, силе, ловкости - остались у башкир, как отмечает И. И. Лепехин, с «языческих времен». В сборнике «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» И. Г. Георги приводит описание некоторых свадебных и праздничных обрядов и развлечений, в программу которых входили и силовые игры3. В частности, он пишет: «Увеселение их состоят, кроме пированья, в пении, пляске, борьбе, бегании на лошадях, в запускании, стрелянии в цель и смехотворных представлениях, в коих они передразнивают людей и зверей»4.

Из описания И. И. Лепехина следует, что если в скачках случается прискакать к указанному месту сразу двоим, «то должны они совершенное плата присвоение заслужить борьбой»5. В отличие от И. Г. Георги, И. И. Лепехин дает описание борьбы курэш, а также сравнивает ее с русской борьбой. В отличие от русской борьбы, где борцы схватываются за ворот, в башкирской борьбе хватаются за кушаки. Кушаки перекидываются через спины борцов, концы которого каждый держит в руках, намотав вокруг кисти

В первой половине XIX в. к поиску и сбору, переводу и публикации башкирского фольклора, материалов о быте и культуре башкирского народа активно подключаются ученые, путешественники, писатели и поэты.

В 1813 году в Санкт-Петербурге издается работа Н. С. Попова «Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному ее состоянию в отношении к домоводству». Помимо характеристики хозяйственной деятельности северных и зауральских башкир н. XIX в., Н. С. Попов описывает религиозные праздники (Гэйет-байрам, Курбан-байрам), а также праздник сабантуй с его застольем и борьбой курэш и другими играми.

Историческим прошлым и фольклорными произведениями народов Урала и Среднего Поволжья интересовался Н. Н. Кафтанников. В 1833 г. по мотивам башкирского устно-народного творчества им была опубликована повесть «Арслан-Бабр». В повести «Арслан-Бабр» был описан праздник сабантуй. Повесть Н. Н. Кафтанникова интересна тем, что в ней приводятся описания правил и техники борьбы курэш, характерных для борьбы курэш более раннего периода. Некоторые из них уже не встречаются в современном курэш. Например, исполнение броска через себя, оперев на землю колено6.

В 1841 г. после своего пребывания в Оренбургском крае русский поэт А. К. Толстой написал очерк «Два дня в киргизской степи», где не просто привел краткое описание праздника сабантуй, но и описал свое участие в башкирской борьбы курэш. «После обеда началась между башкирцами стрельба из лука, борьба и пробование силы <...> В борьбе, требующей столько же силы, сколько и ловкости, башкирцы без труда бросили меня на землю, так же, как и казаков, но в пробовании

силы я несколько раз одерживал над ними верх, и они меня честили именем джигита»7. По утверждению А. К. Толстого башкирская борьба требовала и ловкости и силы.

В середине XIX в. появляются научные труды В. М. Черемшанского «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статическом и промышленном отношениях» и Н. Казанцева «Описание Башкирцев». В. М. Черемшанский8 и Н. Казанцев9, так же как и И. И. Лепехин, указывают на тот факт, что в случае двух победителей в конных скачках на празднике сабантуй право обладать призом между ними оспаривается в борьбе курэш. В своей работе В. М. Черемшанский приводит подробное описание самого праздника сабантуй, а также различных спортивных и песенных состязаний башкир10.

В 1893 г. появилась статья о небольшой группе центральных (инзерских) башкир Л. В. Бергхольца11. К 90-м гг. XIX в. относятся наиболее значительные работы Д. Никольского, в основу которых легли наблюдения автора во время службы его земским врачом в Екатеринбургском и Шадринском уездах Пермской губернии и кратковременных поездок к башкирам соседнего Верхнеуральского уезда12. Из числа многочисленных авторов XIX в., которые писали о нравах и обычаях башкир, в русле нашей темы необходимо отметить публикации П. Небольсина, В. М. Флоринского, А. Е. Алекторова, И. Казанцева, Шиле. Информация, содержащаяся в этих работах, отличается непосредственностью, богатством конкретных живых деталей, большой достоверностью; это относится и к материалам о башкирском празднике сабантуй и связанным с ним обрядам.

В пореформенный период большой вклад в изучение духовной культуры башкирского народа внес С. Г. Рыбаков13. С. Г. Рыбаков в 90-х гг. XIX в. совершил музыкально-этнографическую поездку в Башкирию. В своих путевых очерках «По Уралу, среди башкир» он приводит описание выступления башкир кураистов, танцоров и борцов деревень Ати-ково и Киикбаево на народном празднике сабантуй. «Сначала башкиры под звуки кураев плясали; налицо были уже неизбежные тур-суки с кумысом, и шло угощение; затем башкиры перешли к самому любимому занятию - к борьбе. Дудочники стушевались, и все с напряженным вниманием следили за борющимися. Появились и призы: богатые башки-

ры, сидевшие в середине полукруга, привезли с собою ситцы, которые разрывались на лоскуты, а последние, в виде приза, раздавались победителям. Что было для меня ново, это то, что почти каждый из получивших приз почтительно подходил к кому-нибудь из присутствовавших и дарил ему полученную вещь; в ответ на это удостоенный такого внимания сам дарил что-нибудь победителю; так один богач подарил целый улей, что весьма ценится у башкир»14.

Из свидетельств С. Г. Рыбакова следует, что полученный приз в виде куска ситца был особо ценен у башкир и обменивался победителем на другие вещи.

В конце XIX - начале XX в. появляются работы башкирских авторов об истории, этнографии, быте и культуре своего народа. Среди них работы Б. Г. Юлуева15, П. С. Назарова16, М. Баишева17 и описания свадебных драматизированных игр и развлечений М. Бурангулова18.

В изучение башкирской этнографии в большой вклад внес башкирский просветитель М. И. Уметбаев (1841-1907 гг.), проблемам этнографии башкир он посвятил ряд статей и работ: «Родословная Кесе-Табын-ского рода», «Акташ хан» «От переводчика Уметбаева», «Башкиры» и др. М. И. Уметба-ев писал о хозяйственной деятельности башкир, тарханах, об обычаях и обрядах башкир, одежде и промыслах, народной медицине, педагогике, праздниках, а также о башкирском празднике сабантуй19.

В советское время этнографическая наука продолжает свое дальнейшее развитие. Интересы советского государства были обращены к изучению быта и культуры народов России, что непосредственно было связано с национально-культурным строительством.

В 20-х гг. XX в. выходит труд С. И. Руден-ко «Башкиры. Опыт этнологической монографии». Первое издание первой части его труда было в 1916 г. в «Записках географического общества». Его монография написана на основе полевых материалов, собранных автором в 1905-1908 гг. В своей работе С. И. Ру-денко дает описание башкирского праздника hабантуй. «Башкирский праздник hабантуй праздновался ежегодно пред началом пашни, <.. .> или (на востоке) в промежуток времени между пашней и покосами»20. Кроме описания процедуры празднества, ученый описывает технику традиционных башкирских со-

стязаний, устраиваемых во время сабантуя: борьбы курэш, скачек, бега взапуски, стрельбы из лука, перетягивание друг друга веревкой, и другие игры21. Также С. И. Руденко приводит описание традиций угощения во время сабантуя. По его словам, на сабантуй часто приглашали соседей, которые приезжали обычно с женами и детьми (иногда уже с вечера). Угощение производилось за счет жителей деревни. На заранее собранные деньги покупали лошадь, несколько баранов или корову.

Во второй половине XX в. выходит труд видного ученого Н. В. Бикбулатова «Башкирский аул». В своей работе исследователь дает описание народных башкирских праздников, в том числе праздника сабантуй. В частности, он указывает, что «местом для празднества выбиралась красивая, хорошо просматриваемая и удобная для проведения состязаний поляна на ровном месте или на горе. Сюда прибывали жители окрестных деревень, и каждая семья устанавливала для себя шалаш или юрту для приема гостей»22, Н. В. Бикбулатов в своем труде дает подробное описание правил и приемов проведения различных состязаний как во время сабантуя, так и во время других народных общественных праздников, например йыйын, туй, каргатуй23. Правила, описанные Н. В. Бикбулатовым, были характерны для национальных состязаний 50-80-х гг. XX в.

Исследование традиционной праздничной культуры башкирского народа в 1991-2000-е гг. характеризуется возможностью максимально свободного, не перегруженного коммунистической идеологией изучения истории и культуры народов СССР.

Большим событием в сравнительном изучении истории, языков и культур тюркских народов стала международная тюркологическая конференция «Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность», прошедшая в Казани 9-13 июня 1992 г. На конференции Р. Кузеевым была предложена усовершенствованная методика изучения этнической истории Среднего Поволжья и Южного Урала24. По мнению исследователя, на данном этапе развития науки необходимо расширение исследований этнической истории группы исторически взаимосвязанных этносов, которые длительное время контактировали на общей для них территории (исто-рико-этнографической области). Осуществив синхронную и диахронную реконструкцию этнокультурной ситуации в Волго-Уральской

историко-этнографической области, Р. Кузе-ев, в частности, пришел к выводу о хронологической близости или совпадении этапов этногенетического развития многих народов Евразийского пространства (несмотря на различия в социально-экономическом и политическом развитии). Это, по мнению исследователя, свидетельствует о взаимосвязанности и взаимообусловленности этногенетических и этнокультурных процессов по крайней мере в субконтинентальном масштабе. Этот вывод, в числе прочего, дает еще одно основание для проявления большего внимания к праздничной культуре и обрядности соседних народов Волго-Уральского региона при изучении таковой у башкир.

В 90-х гг. XX в. - нач. XXI в. в работах Н. В. Бикбулатова и Ф. Ф. Фатыховой25, Р. З. Янгузина и Ф. Г. Хисамитдиновой26, Р. А. Султангареевой27, И. Г. Галяутдино-ва28, Л. И. Нагаевой29, А. Р. Хабибуллиной30, Ф. Ш. Абсаликовой31, И. З. Хабибуллина32 народный праздник сабантуй рассматривается как элемент башкирской национальной культуры.

Анализ имеющего материала XVIII-XX вв. по народному празднику сабантуй показывает, что характеристика праздника, игр и соревнований, входящих в состав сабантуя, преподносятся в схематичной форме. Многие описания отрывочны и фрагментарны. В поле зрения авторов в большинстве случаев оказались игры сабантуев и свадебных торжеств, традиции праздничного угощения, но, тем не менее, работы авторов XVШ-XXI вв. имеют неоспоримую ценность, так как содержат информацию о развитии праздника сабантуй, скачек, стрельбы из лука, борьбы курэш и других игр башкирского народа, что позволяет построить их эволюционную схему развития.

Однако специального исследования, посвященного истории возникновения, становления и развития национального праздника сабантуй, сохранения традиционности сабантуя на современном этапе развития, до настоящего времени не было.

Примечания

1 См.: Паллас, Петр Симон. Путешествие по разным провинциям Российского государства в 1772-1773 гг. СПб. : Императ. Акад. наук, 1788. Ч. 3. Половина вторая. 1772 и 1773 гг. 480 с.

2 Лепехин, И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 году. Ч. II. СПб., 1802. С.11-14, 25-26, 151-153.

3 Георги, И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799. С. 95, 100, 104.

4 Там же. С. 106.

5 Лепехин, И. И. Указ. соч. С. 25-26.

6 Хабибуллин, И. З. Башкирская борьба курэш. История и современность. Уфа : Гилем, 2007. С. 7.

7 Толстой, А. К. Два дня в киргизской степи (Отрывки) // Башкирия в русской литературе : в 6 т. / сост., коммент. и библиогр. М. Г. Ра-химкулова ; под общ. ред. А. Н. Киреева ; ред.

B. А. Трубицын. Т. 1. Уфа : Башкнигоиздат, 1961. С. 242.

8 Черемшанский, В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859.

C. 158.

9 Казанцев, Н. Описание башкирцев. СПб., 1867. С.35-36.

10 Черемшанский, В. М. Указ. соч. С. 158.

11 Бергхольц, В. М. Горные башкиры-катайцы //Этногр. обозрение. М., 1893. № 3.

12 Никольский, Д. П. : 1) Из поездки к лесным башкирам // Землевладение. М., 1895. Т. II, кн. 4; 2) Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899.

13 Рыбаков, С. Г. По Уралу среди башкир // Башкирия в русской литературе. Т. 3. Уфа : Башкнигоиздат, 1993.

14 Там же. С. 257.

15 Юлуев, Б. Г. К этнографии башкир // Этногр. обозрение. 1892. № 2. С. 216-223.

16 Назаров, П. С. Предварительный отчет о поездке в Башкирию // Дневник антропол. отд. 1890. Вып. 1-2. С. 34-35.

17 Баишев, М. Деревня Зианчурина Орского уезда Оренбургской губернии // Изв. Оренбург. отд. Рус. Геогр. о-ва. 1895. Вып. 7. С.18-19.

18 Бурангулов, М. Башкорт туй йолалары // Научный архив УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 215.

19 Уметбаев, М. И. : 1) «Первое цирковое товарищество» в России // Ядкар. 1984. С. 103; 2) Батыры, которых мы знали и о которых мы слышали (1906-1907 гг.) [Рукопись] // Научный архив УНЦ РАН. Ф. 22. Оп. 1. Д. 2. Т. 2. Л.15-16.

20 Руденко, С. И. Опыт этнологической монографии : в 2 ч. Ч. 2. Быт башкир. Л. : Гос. тип. им. Ивана Федорова, 1925. С. 274-276.

21 Там же. С. 274-275.

22 Бикбулатов, Н. В. Башкирский аул : очерк общественной и культурной жизни. Уфа : БКИ, 1969. С. 60-61.

23 Там же. С. 72-88.

24 См.: Кузеев, Р. Г. Тюркские и финно-угорские народы Среднего Поволжья и Южного Урала (о методике изучения этнической истории многонационального региона) // Языки, духовная культура и история тюрков : традиции и современность : тр. междунар. конф. : в 3 т. (Казань, 9-13 июня 1992 г.). М. : Инсан, 1997. Т. 1. С. 18-21.

25 Бикбулатов, Н. В. Семейный быт башкир. XIX-XX вв. / Н. В. Бикбулатов, Ф. Ф. Фа-тыхова ; Ин-т истории, языка и литературы Башк. науч. центра Урал. отд-ния АН СССР. М. : Наука, 1991. С. 49.

26 Янгузин, Р. З. Коренные народы России. Башкиры / Р. З. Янгузин, Ф. Г. Хисамитдинова. Уфа : Китап, 2007. С. 275-278.

27 Султангареева, Р. А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. Уфа : УНЦ РАН, 1994. С. 39.

28 Галяутдинов, И. Г. Поиграем вместе, друзья. Уфа : Башкнигоиздат, 1987.

29 Нагаева, Л. И. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. Уфа : Китап, 1999. 160 с.

30 Хабибуллина, А. Р. Башкирская народная пища. Уфа : БашГУ, 1998. 128 с.

31 Абсаликова, Ф. Ш. Игры и развлечения башкир (конец XIX - первая половина XX в.) : дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 1998. 197 с.

32 Хабибуллин, И. З. Башкирская борьба курэш. История и современность. Уфа : Гилем, 2007. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.