Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 8 (337). История. Вып. 59. С. 106-110.
БАШКИРСКИЙ ПРАЗДНИК САБАНТУЙ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Рассмотрен башкирский праздник сабантуй глазами ученых и исследователей XVIII-XXI вв. Отмечаются особенности описания сабантуя и составляющих его игр, развлечений, скачек, борьбы курэш.
Ключевые слова: башкиры, сабантуй, национальная культура, народный праздник, традиционная культура, борьба курэш.
В богатейшем историко-культурном наследии народов мира особое место принадлежит вековым национальным обычаям, традициям, календарным обрядам, праздникам. Они, являясь яркими образцами духовных достижений и ценностей человечества, становятся важной частью традиционной культуры, действующими во всех областях общественной жизни. Связанные с трудовой деятельностью людей, они отражают этническую, социальную, историко-культурную жизнь народов на разных этапах его развития. Обычаи и традиции, обряды и праздники как общественные явления касаются по сути всей жизни человека, различных сторон социальных отношений людей.
Обычаи и обряды, народные праздники, неся в себе печать этнической специфики, одновременно отражают типологическую общность социальной среды, общечеловеческой культуры в целом. Передаваемые от поколения к поколению обряды, становясь действенной и саморазвивающейся силой, в то же время и сами подвержены внешнему влиянию и воздействию. Вместе с тем, они способствуют глубокому осмыслению и усвоению гуманистических идей, реализации их в повседневной действительности, воспитанию гордости за причастность ко всему происходящему.
Народные праздники пронизывает идея продолжения жизни, бессмертия человеческого рода, призыв к счастью, к благополучию, к долголетию, к богатому урожаю и достатку в доме. Жизнь человека, семьи, человеческого коллектива, проявляющаяся в празднествах, календарных обычаях и обрядах, неотделима от жизни природы. Непрерывность жизни в традиционной обрядности подчеркивается той ролью, которая принадлежит в ней так называемым «знаковым» категориям состава семьи - старикам и осо-
бенно детям. Участие в народных праздниках представителей всех поколений, в том числе детей всех возрастов, символизирует тесную связь между ними в постижении народной культуры, вечное продолжение человеческого рода и неразрывность семейных уз. Все это в полной мере свойственно и праздничной обрядности башкирского народа, что особенно выпукло сегодня проявляется в идее и практике проведения праздника Сабантуй.
Важное значение имеет изучение обычаев, традиций и обрядов, сохраняющих историческую и духовную преемственность народов многонациональной России, где на протяжении многих веков формировалась уникальная общественно-политическая, экономическая, культурная, социально-психологическая общность. Знание и уважение национальных особенностей народов, их быта, культуры, обычаев и обрядов очень актуальны сегодня - в период укрепления государственности Российской Федерации. Они могут сыграть заметную роль в сохранении и развитии традиций дружбы и сотрудничества народов России.
В переходный постсоветский период, когда были разрушены многие изжившие себя идеологические учреждения и образовался некоторый вакуум в духовной сфере, проблемы бережного отношения к важнейшим элементам народного воспитания: обычаям и обрядам - приобрели все возрастающее значение. С этой точки зрения интересен уникальный опыт проведения национального праздника Сабантуй, аккумулирующего в себе такие непреходящие ценности народной педагогики, как исторический созидательный и творческий опыт народа, устойчивые правила, нормы и принципы общественного поведения людей, а также апробированные в течение веков формы трудового, эстетического и физического воспитания. Они, безусловно,
требуют обобщения, осмысления и выработки научных рекомендаций, направленных на их дальнейшее развитие. Народные праздники располагают значительными и во многом еще не востребованными возможностями для дальнейшего обогащения нашего образа жизни, приобщения молодежи к трудовым традициям, к занятиям национальными видами спорта, к самодеятельному художественному творчеству.
Впервые традиционный башкирский национальный праздник сабантуй ^абантуй) как историко-этнографическое зрелище был зафиксирован в трудах исследователей и ученых ХУШ в. - П. С. Палласа, И. И. Лепехина, И. Г. Георги; XIX в. -
B. М. Черемшанского, С. Г. Рыбакова, П. М. Кудряшова; н. XX в. - М. И. Уметбаева,
C. И. Руденко; вт. п. XX в. - Н. В. Бикбулатова, Л. И. Нагаевой. В трудах авторов XVIII-XIX вв. национальный праздник сабантуй рассматривается лишь как фрагмент из жизни башкир и носит описательный характер. В трудах авторов XX в. дается более подробный и разносторонний анализ особенностей праздника в контексте национальных обрядовых праздников, таких как туй (свадьба), йыйын и т. д.
Одно из наиболее ранних научных описаний обычаев и обрядов различных народов России содержится в записках известного географа и путешественника академика П. Пал-ласа. Примечательно, что видный ученый оставил и документальное свидетельство о проведении сабантуя в башкирских и татарских селах1.
Красочное описание празднования сабантуя, женского праздника «Каргатуй», ритуальное исполнение обрядовыхисвадебных игр содержатся в трудах И. И. Лепехина2. Игры праздника плуга - скачки, бега, соревнования в удальстве, силе, ловкости - остались у башкир, как отмечает И. И. Лепехин, с «языческих времен». В сборнике «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» И. Г. Георги приводит описание некоторых свадебных и праздничных обрядов и развлечений, в программу которых входили и силовые игры3. В частности, он пишет: «Увеселение их состоят, кроме пированья, в пении, пляске, борьбе, бегании на лошадях, в запускании, стрелянии в цель и смехотворных представлениях, в коих они передразнивают людей и зверей»4.
Из описания И. И. Лепехина следует, что если в скачках случается прискакать к указанному месту сразу двоим, «то должны они совершенное плата присвоение заслужить борьбой»5. В отличие от И. Г. Георги, И. И. Лепехин дает описание борьбы курэш, а также сравнивает ее с русской борьбой. В отличие от русской борьбы, где борцы схватываются за ворот, в башкирской борьбе хватаются за кушаки. Кушаки перекидываются через спины борцов, концы которого каждый держит в руках, намотав вокруг кисти
В первой половине XIX в. к поиску и сбору, переводу и публикации башкирского фольклора, материалов о быте и культуре башкирского народа активно подключаются ученые, путешественники, писатели и поэты.
В 1813 году в Санкт-Петербурге издается работа Н. С. Попова «Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному ее состоянию в отношении к домоводству». Помимо характеристики хозяйственной деятельности северных и зауральских башкир н. XIX в., Н. С. Попов описывает религиозные праздники (Гэйет-байрам, Курбан-байрам), а также праздник сабантуй с его застольем и борьбой курэш и другими играми.
Историческим прошлым и фольклорными произведениями народов Урала и Среднего Поволжья интересовался Н. Н. Кафтанников. В 1833 г. по мотивам башкирского устно-народного творчества им была опубликована повесть «Арслан-Бабр». В повести «Арслан-Бабр» был описан праздник сабантуй. Повесть Н. Н. Кафтанникова интересна тем, что в ней приводятся описания правил и техники борьбы курэш, характерных для борьбы курэш более раннего периода. Некоторые из них уже не встречаются в современном курэш. Например, исполнение броска через себя, оперев на землю колено6.
В 1841 г. после своего пребывания в Оренбургском крае русский поэт А. К. Толстой написал очерк «Два дня в киргизской степи», где не просто привел краткое описание праздника сабантуй, но и описал свое участие в башкирской борьбы курэш. «После обеда началась между башкирцами стрельба из лука, борьба и пробование силы <...> В борьбе, требующей столько же силы, сколько и ловкости, башкирцы без труда бросили меня на землю, так же, как и казаков, но в пробовании
силы я несколько раз одерживал над ними верх, и они меня честили именем джигита»7. По утверждению А. К. Толстого башкирская борьба требовала и ловкости и силы.
В середине XIX в. появляются научные труды В. М. Черемшанского «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статическом и промышленном отношениях» и Н. Казанцева «Описание Башкирцев». В. М. Черемшанский8 и Н. Казанцев9, так же как и И. И. Лепехин, указывают на тот факт, что в случае двух победителей в конных скачках на празднике сабантуй право обладать призом между ними оспаривается в борьбе курэш. В своей работе В. М. Черемшанский приводит подробное описание самого праздника сабантуй, а также различных спортивных и песенных состязаний башкир10.
В 1893 г. появилась статья о небольшой группе центральных (инзерских) башкир Л. В. Бергхольца11. К 90-м гг. XIX в. относятся наиболее значительные работы Д. Никольского, в основу которых легли наблюдения автора во время службы его земским врачом в Екатеринбургском и Шадринском уездах Пермской губернии и кратковременных поездок к башкирам соседнего Верхнеуральского уезда12. Из числа многочисленных авторов XIX в., которые писали о нравах и обычаях башкир, в русле нашей темы необходимо отметить публикации П. Небольсина, В. М. Флоринского, А. Е. Алекторова, И. Казанцева, Шиле. Информация, содержащаяся в этих работах, отличается непосредственностью, богатством конкретных живых деталей, большой достоверностью; это относится и к материалам о башкирском празднике сабантуй и связанным с ним обрядам.
В пореформенный период большой вклад в изучение духовной культуры башкирского народа внес С. Г. Рыбаков13. С. Г. Рыбаков в 90-х гг. XIX в. совершил музыкально-этнографическую поездку в Башкирию. В своих путевых очерках «По Уралу, среди башкир» он приводит описание выступления башкир кураистов, танцоров и борцов деревень Ати-ково и Киикбаево на народном празднике сабантуй. «Сначала башкиры под звуки кураев плясали; налицо были уже неизбежные тур-суки с кумысом, и шло угощение; затем башкиры перешли к самому любимому занятию - к борьбе. Дудочники стушевались, и все с напряженным вниманием следили за борющимися. Появились и призы: богатые башки-
ры, сидевшие в середине полукруга, привезли с собою ситцы, которые разрывались на лоскуты, а последние, в виде приза, раздавались победителям. Что было для меня ново, это то, что почти каждый из получивших приз почтительно подходил к кому-нибудь из присутствовавших и дарил ему полученную вещь; в ответ на это удостоенный такого внимания сам дарил что-нибудь победителю; так один богач подарил целый улей, что весьма ценится у башкир»14.
Из свидетельств С. Г. Рыбакова следует, что полученный приз в виде куска ситца был особо ценен у башкир и обменивался победителем на другие вещи.
В конце XIX - начале XX в. появляются работы башкирских авторов об истории, этнографии, быте и культуре своего народа. Среди них работы Б. Г. Юлуева15, П. С. Назарова16, М. Баишева17 и описания свадебных драматизированных игр и развлечений М. Бурангулова18.
В изучение башкирской этнографии в большой вклад внес башкирский просветитель М. И. Уметбаев (1841-1907 гг.), проблемам этнографии башкир он посвятил ряд статей и работ: «Родословная Кесе-Табын-ского рода», «Акташ хан» «От переводчика Уметбаева», «Башкиры» и др. М. И. Уметба-ев писал о хозяйственной деятельности башкир, тарханах, об обычаях и обрядах башкир, одежде и промыслах, народной медицине, педагогике, праздниках, а также о башкирском празднике сабантуй19.
В советское время этнографическая наука продолжает свое дальнейшее развитие. Интересы советского государства были обращены к изучению быта и культуры народов России, что непосредственно было связано с национально-культурным строительством.
В 20-х гг. XX в. выходит труд С. И. Руден-ко «Башкиры. Опыт этнологической монографии». Первое издание первой части его труда было в 1916 г. в «Записках географического общества». Его монография написана на основе полевых материалов, собранных автором в 1905-1908 гг. В своей работе С. И. Ру-денко дает описание башкирского праздника hабантуй. «Башкирский праздник hабантуй праздновался ежегодно пред началом пашни, <.. .> или (на востоке) в промежуток времени между пашней и покосами»20. Кроме описания процедуры празднества, ученый описывает технику традиционных башкирских со-
стязаний, устраиваемых во время сабантуя: борьбы курэш, скачек, бега взапуски, стрельбы из лука, перетягивание друг друга веревкой, и другие игры21. Также С. И. Руденко приводит описание традиций угощения во время сабантуя. По его словам, на сабантуй часто приглашали соседей, которые приезжали обычно с женами и детьми (иногда уже с вечера). Угощение производилось за счет жителей деревни. На заранее собранные деньги покупали лошадь, несколько баранов или корову.
Во второй половине XX в. выходит труд видного ученого Н. В. Бикбулатова «Башкирский аул». В своей работе исследователь дает описание народных башкирских праздников, в том числе праздника сабантуй. В частности, он указывает, что «местом для празднества выбиралась красивая, хорошо просматриваемая и удобная для проведения состязаний поляна на ровном месте или на горе. Сюда прибывали жители окрестных деревень, и каждая семья устанавливала для себя шалаш или юрту для приема гостей»22, Н. В. Бикбулатов в своем труде дает подробное описание правил и приемов проведения различных состязаний как во время сабантуя, так и во время других народных общественных праздников, например йыйын, туй, каргатуй23. Правила, описанные Н. В. Бикбулатовым, были характерны для национальных состязаний 50-80-х гг. XX в.
Исследование традиционной праздничной культуры башкирского народа в 1991-2000-е гг. характеризуется возможностью максимально свободного, не перегруженного коммунистической идеологией изучения истории и культуры народов СССР.
Большим событием в сравнительном изучении истории, языков и культур тюркских народов стала международная тюркологическая конференция «Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность», прошедшая в Казани 9-13 июня 1992 г. На конференции Р. Кузеевым была предложена усовершенствованная методика изучения этнической истории Среднего Поволжья и Южного Урала24. По мнению исследователя, на данном этапе развития науки необходимо расширение исследований этнической истории группы исторически взаимосвязанных этносов, которые длительное время контактировали на общей для них территории (исто-рико-этнографической области). Осуществив синхронную и диахронную реконструкцию этнокультурной ситуации в Волго-Уральской
историко-этнографической области, Р. Кузе-ев, в частности, пришел к выводу о хронологической близости или совпадении этапов этногенетического развития многих народов Евразийского пространства (несмотря на различия в социально-экономическом и политическом развитии). Это, по мнению исследователя, свидетельствует о взаимосвязанности и взаимообусловленности этногенетических и этнокультурных процессов по крайней мере в субконтинентальном масштабе. Этот вывод, в числе прочего, дает еще одно основание для проявления большего внимания к праздничной культуре и обрядности соседних народов Волго-Уральского региона при изучении таковой у башкир.
В 90-х гг. XX в. - нач. XXI в. в работах Н. В. Бикбулатова и Ф. Ф. Фатыховой25, Р. З. Янгузина и Ф. Г. Хисамитдиновой26, Р. А. Султангареевой27, И. Г. Галяутдино-ва28, Л. И. Нагаевой29, А. Р. Хабибуллиной30, Ф. Ш. Абсаликовой31, И. З. Хабибуллина32 народный праздник сабантуй рассматривается как элемент башкирской национальной культуры.
Анализ имеющего материала XVIII-XX вв. по народному празднику сабантуй показывает, что характеристика праздника, игр и соревнований, входящих в состав сабантуя, преподносятся в схематичной форме. Многие описания отрывочны и фрагментарны. В поле зрения авторов в большинстве случаев оказались игры сабантуев и свадебных торжеств, традиции праздничного угощения, но, тем не менее, работы авторов XVШ-XXI вв. имеют неоспоримую ценность, так как содержат информацию о развитии праздника сабантуй, скачек, стрельбы из лука, борьбы курэш и других игр башкирского народа, что позволяет построить их эволюционную схему развития.
Однако специального исследования, посвященного истории возникновения, становления и развития национального праздника сабантуй, сохранения традиционности сабантуя на современном этапе развития, до настоящего времени не было.
Примечания
1 См.: Паллас, Петр Симон. Путешествие по разным провинциям Российского государства в 1772-1773 гг. СПб. : Императ. Акад. наук, 1788. Ч. 3. Половина вторая. 1772 и 1773 гг. 480 с.
2 Лепехин, И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 году. Ч. II. СПб., 1802. С.11-14, 25-26, 151-153.
3 Георги, И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799. С. 95, 100, 104.
4 Там же. С. 106.
5 Лепехин, И. И. Указ. соч. С. 25-26.
6 Хабибуллин, И. З. Башкирская борьба курэш. История и современность. Уфа : Гилем, 2007. С. 7.
7 Толстой, А. К. Два дня в киргизской степи (Отрывки) // Башкирия в русской литературе : в 6 т. / сост., коммент. и библиогр. М. Г. Ра-химкулова ; под общ. ред. А. Н. Киреева ; ред.
B. А. Трубицын. Т. 1. Уфа : Башкнигоиздат, 1961. С. 242.
8 Черемшанский, В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859.
C. 158.
9 Казанцев, Н. Описание башкирцев. СПб., 1867. С.35-36.
10 Черемшанский, В. М. Указ. соч. С. 158.
11 Бергхольц, В. М. Горные башкиры-катайцы //Этногр. обозрение. М., 1893. № 3.
12 Никольский, Д. П. : 1) Из поездки к лесным башкирам // Землевладение. М., 1895. Т. II, кн. 4; 2) Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899.
13 Рыбаков, С. Г. По Уралу среди башкир // Башкирия в русской литературе. Т. 3. Уфа : Башкнигоиздат, 1993.
14 Там же. С. 257.
15 Юлуев, Б. Г. К этнографии башкир // Этногр. обозрение. 1892. № 2. С. 216-223.
16 Назаров, П. С. Предварительный отчет о поездке в Башкирию // Дневник антропол. отд. 1890. Вып. 1-2. С. 34-35.
17 Баишев, М. Деревня Зианчурина Орского уезда Оренбургской губернии // Изв. Оренбург. отд. Рус. Геогр. о-ва. 1895. Вып. 7. С.18-19.
18 Бурангулов, М. Башкорт туй йолалары // Научный архив УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 215.
19 Уметбаев, М. И. : 1) «Первое цирковое товарищество» в России // Ядкар. 1984. С. 103; 2) Батыры, которых мы знали и о которых мы слышали (1906-1907 гг.) [Рукопись] // Научный архив УНЦ РАН. Ф. 22. Оп. 1. Д. 2. Т. 2. Л.15-16.
20 Руденко, С. И. Опыт этнологической монографии : в 2 ч. Ч. 2. Быт башкир. Л. : Гос. тип. им. Ивана Федорова, 1925. С. 274-276.
21 Там же. С. 274-275.
22 Бикбулатов, Н. В. Башкирский аул : очерк общественной и культурной жизни. Уфа : БКИ, 1969. С. 60-61.
23 Там же. С. 72-88.
24 См.: Кузеев, Р. Г. Тюркские и финно-угорские народы Среднего Поволжья и Южного Урала (о методике изучения этнической истории многонационального региона) // Языки, духовная культура и история тюрков : традиции и современность : тр. междунар. конф. : в 3 т. (Казань, 9-13 июня 1992 г.). М. : Инсан, 1997. Т. 1. С. 18-21.
25 Бикбулатов, Н. В. Семейный быт башкир. XIX-XX вв. / Н. В. Бикбулатов, Ф. Ф. Фа-тыхова ; Ин-т истории, языка и литературы Башк. науч. центра Урал. отд-ния АН СССР. М. : Наука, 1991. С. 49.
26 Янгузин, Р. З. Коренные народы России. Башкиры / Р. З. Янгузин, Ф. Г. Хисамитдинова. Уфа : Китап, 2007. С. 275-278.
27 Султангареева, Р. А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. Уфа : УНЦ РАН, 1994. С. 39.
28 Галяутдинов, И. Г. Поиграем вместе, друзья. Уфа : Башкнигоиздат, 1987.
29 Нагаева, Л. И. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. Уфа : Китап, 1999. 160 с.
30 Хабибуллина, А. Р. Башкирская народная пища. Уфа : БашГУ, 1998. 128 с.
31 Абсаликова, Ф. Ш. Игры и развлечения башкир (конец XIX - первая половина XX в.) : дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 1998. 197 с.
32 Хабибуллин, И. З. Башкирская борьба курэш. История и современность. Уфа : Гилем, 2007. 208 с.