© 2014
Г. В. Юлдыбаева
БАШКИРСКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭПОС «УРАЛ-БАТЫР»: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ
В статье рассматривается история изучения и популяризация башкирского народного эпоса «Урал-батыр». Башкирский народный эпос представляет огромный интерес и является вершиной мифопоэтического творчества башкирского народа, выдающимся произведением мировой эпики, а также ценным источником для сравнительного изучения мифологии народов мира.
Ключевые слова: кубаир, эпос, фольклор, мифология, изучение
В устно-поэтическом творчестве башкир особое место принадлежит эпо-сам — башкирским кубаирам, в которых нашли художественное отражение история и быт, мировоззрение, духовное богатство и поэтическое мышление народа.
В башкирской фольклористике слова «эпос» и «кубаир» используются как синонимы. Существуют и другие названия: «иртэк» (К. Мэргэн), «хикэйэт» (Н. Т. Зарипов, М. М. Сагитов), «кисса», «елэц» (М. Уметбаев), «героическая поэма» (А.Харисов).
Кубаир (коба — «похвала, прославление, почитание», йыр — «песня», т.е. песня восхваления, прославления) употребляется в двух значениях: «в широком — крупные стихотворные героические сказания, воспевающие подвиги народных батыров, и в узком — небольшие по объему семисложные стихотворные произведения с ясно выраженными дидактическими функциями1. В целях их разграничения Г. Б. Хусаинов по отношению к крупным формам башкирского эпоса применяет термин «эпический кубаир»2. Характерной чертой башкирского эпоса является стихотворно-прозаическая форма бытования, «прозаическая речь служит как бы связующим элементом действий героя в цепи эпических событий»3. По мнению ученых, «наиболее древние модели эпоса сохраняют смешанную форму: речи, диалоги, описания передавались стихами или песнями, а чисто повествовательные фрагменты прозой. Это соответствует распределению стиха-песни и прозы в архаическом фольклоре»4.
Кубаир характеризуется, в основном, семисложной метрикой, последовательным чередованием рифмы, сложными и стройными строфами. Особенности башкирского народного стихосложения имеют много общего с особенностями поэтического творчества других тюркоязычных народов. По утверждению русских ученых Ф.Е. Корша, В. Радлова, А.П. Поцелуевского, В. Гордлевского и польского исследователя Т. Ковальского, семи-восьмисложный силлабический стих является древнейшим стихом тюркских племен5.
Юлдыбаева Гульнар Вилдановна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела фольклористики Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. E-mail: [email protected]
1 Галин 2004, 5.
2 Хусаинов 2003.
3 Киреев 1963, 18.
4 Мелетинский 2000, 55.
5 Корш 1909; Радлов 1870; Поцелуевский 1943; Гордлевский 1909; Ковальский, инв. № 171.
Проблемы научной классификации башкирского эпоса возникли в 70-е годы ХХ в. Впервые тематическая классификация жанра рассматривалась в работах К. Мэргэна6. Ученый выделяет три группы: эпосы героического характера; эпосы новеллистического характера (бытовые); эпические сюжеты, проникшие через книжные и рукописные источники. Исследователь А. С. Мирбадалева группирует эпические сказания по «важнейшим этапам развития общественного сознания башкир»: эпические сказания, связанные с мироощущением древних предков башкир; эпические сказания, повествующие о борьбе против чужеземных захватчиков; эпические сказания, запечатлевшие межплеменные распри; эпические сказания о животных7. Фольклорист М. М. Сагитов, основываясь на хронологическом принципе с учетом тематического многообразия, определяет следующие этапы башкирских эпических памятников: эпос периода разложения родового строя; эпос начального периода феодализма; эпос периода развития феодализма и эпос последнего периода феодализма8. С.А.Галин, опираясь на сюжетную специфику произведений, выделяет мифологический эпос (эпос родового строя); социально-бытовой эпос (эпос периода раннефеодальных отношений), исторический эпос (эпос периода развитых феодальных отношений)9. В настоящее время ученые придерживаются классификации С.А.Галина.
В богатейшей сокровищнице фольклорного наследия башкирского народа особое место занимают мифологические эпосы. В стихийных силах природы первобытный человек видел сверхъестественные начала, которые, по его представлению, являлись «хозяевами». Так возникают мифы, мифологические представления народа об окружающем мире. Мифология проникает во все области духовной жизни народа и формируется в конкретных и своеобразных исторических условиях. «Именно мифы послужили основой для создания основных содержательных универсалий текста Человек — Время — Пространство, т.е. моделей эпического ландшафта — пространства, времени и эпических героев»10.
Древние пласты башкирской мифологии представлены в эпических памятниках «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», которые тесно перекликаются друг с другом в идейно-тематическом плане, имея общие, сходные мотивы, образы.
Тема мифологических основ башкирского эпоса была затронута в работах А. И. Харисова, А. Н. Киреева, А. С. Мирбадалевой, А. А. Петросяна, Д. Ж. Валее-ва, Н. Т. Зарипова, М. М. Сагитова, С. А. Галина, А. М. Сулейманова, Р. Ф. Рязапо-ва, Ф. А. Надршиной, Г.Б.Хусаинова, З. Г. Аминева, В. Г. Котова11.
Когда речь идет о мифологической основе башкирского эпоса, обнаруживается очень много мотивов и образов, общих с мифологией других народов. Например, ученые давно обратили внимание на схожие моменты эпоса «Урал-батыр» с
6 Киреев 1970, 1982.
7 Кидайш-Покровская 1977, 8.
8 Сагитов 1987.
9 Галин 2004, 11.
10 Бухарова 2008, 135.
11 Харисов 2007; Киреев 1961; 1969; 1970; Мирбадалева 1977, 11; Петросян 1974, 1982; Валеев 1975; 1982; Зарипов 1987; Сагитов 1987; 1998; 2004; Сулейманов 1998; 1999; Рязапов 1999; Надрши-на 1993;1998; 2009; Хусаинов 1998; Аминев 2005; 2007; 2008; 2013; Котов 2006.
шумерским эпосом о Гильгамеше12, индоиранской Авестой13, англосаксонским эпосом «Беовульф», а также сказаниями тюркско-монгольских народов14. Это «свидетельствует о том, что духовная культура предков башкир зародилась в глубокой древности и развивалась в русле общечеловеческой культуры. Показательно то, что в башкирском эпосе сохранился архаический пласт этой культуры и последующие наслоения не разрушили его»15.
«Урал-батыр» впервые был записан в 1910 г. известным башкирским сэсэном, драматургом, фольклористом и просветителем Мухаметшой Бурангуловым от сэ-сэнов-кураистов Габита Аргынбаева (1856-1921) и Хамита Альмухаметова (18611923) в селах Идрисово и II Иткулово Баймакского района РБ. Эпос сохранился только в машинописи латинского алфавита16 и состоит из 4576 поэтических и 19 прозаических строк.
Впервые эпос «Урал-батыр» увидел свет на языке оригинала в 1968 году в журнале «Агидель» (№ 5), текст подготовили к изданию Б. Бикбай и А. Хари-сов. Последующие два издания текста эпоса «Урал-батыр» были осуществлены на русском языке в Москве во второй половине 70-х годов ХХ века17.
С тех пор проделана большая работа по изданию текстов эпоса: на башкирском, русском (перевод Г. Шафикова, А. Хусаинова), английском (перевод С. Г. Шафикова), турецком (перевод Г.Ибрагимова, М. Эргуна), немецком языках (перевод А. Тайсиной). В 2005 г. эпос «Урал-батыр» увидел свет на трех языках (башкирском, русском, английском). 2013 году «Урал-батыр» издан в трех книгах, на башкирском и русском (перевод А. Х. Хакимова), на башкирском и французском (перевод Р. К. Гарипова), на башкирском и английском (перевод З. А. Рахи-мовой) языках18.
Богатство содержания, изобразительная красочность слова, древняя сила и мощь башкирского эпоса привлекали внимание ученых, всегда отмечавших сохранность его мифологической основы. В изученин этого монументального произведения устно-поэтического творчества башкирского народа большой вклад внесли К. Мэргэн, А.И. Харисов, М.М. Сагитов, Н.Т. Зарипов, А.А. Петросян, А.С. Мирбадалева, С.А. Галин, А.М. Сулейманов, Ф.А. Надршина, Р. Ф. Рязапов, Р. А. Султангареева, Г. Р. Хусаинова, Г. В. Юлдыбаева, Г. Д. Ибрагимов, Ш. Р. Шакурова. Они в своих работах делают упор на раскрытие идейно-тематической основы эпоса, выявление национальных особенностей, поэтики, рассмотрение вопроса о времени возникновения башкирского эпоса.
Наряду с фольклористами, исследованием эпоса «Урал-батыр» занимались башкирские археологи, лингвисты, философы, этнографы (Г.Б. Хусаинов, Д.Ж. Валеев, З.Я. Рахматуллина, А. Х. Давлеткулов, З.Г. Аминев, Ф.Б. Санъяров, Г. Х. Бухарова, В. Г. Котов).
12 Петросян 1975/1.
13 Баимов 2006; Мажитов, Султанова 1994.
14 Сулейманов, Рязапов 1999.
15 Надршина 2009, 347.
16 Научный архив УНЦ РАН. С. 1-144.
17 Петросян1975/1; Кидайш-Покровская 1977.
18 Сагитов 1987; Кидайш-Покровская 1977; Хусаинов 2004; Шафиков 2001; Ибрагимов, Эргун 1996, Тайсина 2006; Надршина 2005; Сулейманов 2005; 2013.
В XXI в. увидели свет десятки монографических работ, посвященных эпосу. Монография Ф.Б. Санъярова посвящена описанию языка и стиля эпоса в рамках лингвостилистики19, в работе Г.В. Юлдыбаевой рассматривается поэтика башкирского эпоса20, в книге Ш.Р. Шакуровой дается текстологический анализ архивного первоисточника эпоса и его академических эдиционных версий, и впервые в российской фольклористике в монографии дано полное фототипическое воспроизведение архивного источника сказания «Урал-батыр»21. В исследованиях З.Г. Аминева, написанных на основе анализа эпоса «Урал-батыр» с использованием обширного фольклорного, этнографического и языкового материалов, реконструируются воззрения древних башкир о происхождении и устройстве Вселенной и о месте в ней человека, человеческого общества. Анализируются семантика мифологических сюжетов и мотивов эпоса, раскрываются космогонические и космологические представления древних предков башкир.22 Г.Х. Бухарова в своей монографии на основе современного когнитивно-дискурсивного и концептуального подхода к изучению текста рассматривает семантическое пространство и смысловую структуру текста эпоса23; В.Г. Котов, анализируя эпос «Урал-батыр» с точки зрения мифологии, сравнивая его с другими эпическими произведениями башкирского фольклора, а также с рисунками палеолитических пещер Шульган-таш (Каповой) и Ямазыташ (Игнатиевской), убедительно доказывает его древность и подлинность24.
В 2011 году увидел свет библиографический указатель «Башкирский народный кубаир (эпос) "Урал-батыр"», в котором представлен перечень материалов, отражающих результаты комплексного изучения эпоса, а также публикаций с выхода его текста в журнальном варианте в 1968 году до нашего времени. Включены имена ученых-исследователей, художников, композиторов, драматургов, журналистов, кинорежиссеров, обращавшихся к теме эпоса. Кроме того, в указателе даны положения республиканского конкурса исполнителей эпоса «Урал-батыр», сценарии этого конкурса, также названия телевизионных передач о конкурсах, приведены фоторепродукции картин, рисунков25.
В 2013 году увидела свет книга «Материалы для Досье по включению башкирских кубаиров цикла «Урал-батыр» в Список шедевров нематериального наследия человечества»26. В сборник статей вошли материалы, подготовленные коллективом авторов для Досье по включению башкирских кубаиров цикла «Урал-батыр» в Список шедевров нематериального наследия человечества.
В последние лет двадцать особенно возрос интерес ученых и общественности к эпосу «Урал-батыр». В 1995 году прошла республиканская научная конференция «85 лет первой записи башкирского эпоса "Урал батыр"»27, в 2003 году
19 Санъяров 2006.
20 Юлдыбаева 2007.
21 Шакурова 2007.
22 Аминев 2007; 2005; 2008; 2013.
23 Бухарова 2008.
24 Котов 2006.
25 Киреев 2011.
26 Хисамитдинова, Надршина 2013.
27 Мелетенский 2000.
Всероссийская научная конференция «"Урал батыр" и мифология»28, и в 2005 г. в рамках Всероссийской научной конференции «Урал-Алтай: через века в будущее» — научный симпозиум, посвященный изучению эпоса «Урал-батыр». В 2010-2011 гг. Институтом истории, языка и литературы УНЦ РАН подряд проводились две Международные научно-практические конференции «"Урал-батыр" и духовное наследие народов мира». Сборники материалов конференций показывают, насколько расширились границы изучения эпоса «Урал-батыр»29.
Научное исследование и публикации эпоса «Урал-батыр» активизировали все большее пространство культуры. Конкурсы, театр, анимация, телевизионные проекты, комиксы, туристические маршруты, изобразительное искусство используют мотивы и образную систему башкирского эпического наследия в своих художественных, познавательных, развлекательных целях. Продолжаются республиканские конкурсы юных сказителей (с 1998 г.) и чтецов и сказителей — исполнителей эпоса «Урал-батыр» на иностранных языках (с 2010).
В 2006 г. в Башкирском академическом театре драмы имени М. Гафури состоялся спектакль «Урал-батыр». В Башкирском кукольном театре спектакль «Урал-батыр» включен в репертуар дважды, первый раз в 1978 году, второй — в 1994 г.
В 2006 году снят научно-популярный фильм «В поисках Акбузата» (по мотивам эпоса «Урал-батыр»)30. Сюжетная линия фильма — поиски мифического коня Акбузата — развивается на фоне уникальной природы Башкортостана. В фильме содержатся две истории: мифическая и научная, в них рассказывается о возникновении Уральских гор, о всемирном потопе, о культовой пещере Шульган-таш, о подземных водах.
В 2006 году снят еще один научно-популярный фильм — «Собрание историй о стране аль-Башкурт: «Урал-батыр и всемирный потоп» (БСТ, 2 серии по 47 минут). Автор фильма С. Хамидуллин сфокусировал свой интерес на мифе о всемирном потопе, который содержит эпос «Урал-батыр», он ищет параллели в индо-иранской мифологии («Гильгамеш»), привлекает к своему исследованию ученых республики31.
В 2010 году по заказу Министерства культуры Российской Федерации режиссер и сценарист А. Лукичев снял по мотивам башкирского эпоса анимационный фильм «Урал-батыр» (14,01 мин., Москва). Фильм участвовал в конкурсной программе фестиваля «Суздаль-2011». В формате рисованного короткометражного фильма можно увидеть попытку воплощения философского осмысления народного духа башкирского эпоса.
В 2011 году по сценарию Ш. Шакуровой был снят телевизионный фильм «Урал-батыр» из цикла образовательных передач для детей «Учим башкирский язык» (художник А. Байрамгулова, БСТ, 10 минут), в доступной для детей форме рассказывает об эпосе башкирского народа. Этот фильм — участник Международного кинотелефестиваля «Земля и люди» (Уфа, 2011). В телевизионном фильме «Урал-батыр» (2011 г., БСТ, режиссер С. Сурина) рассказывается о конкурсе
28 Киньябузова, Хазиев 2003.
29 Амиев 2010; 2011.
30 Котов 2006.
31 Хамидуллин 2006.
юных чтецов эпоса «Урал-батыр», который стал одним из самых популярных в Башкортостане.
В 2013 году по гранту Президента Республики Башкортостан снят документальный фильм «Земля Урал-батыра в эпическом наследии башкир» (режиссер Б.Юсупов) на русском, английском языках в рамках мероприятий, посвященный вопросу включения кубаиров цикла «Урал-батыр» в список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия человечества».
В 2014 году в Башкирском государственном театре кукол состоялась премьера спектакля «Урал-батыр», поставленного по мотивам одноименного башкирского эпоса (режиссер-постановщик И. Альмухаметов, композитор А.Березовский). В нем с позиции мифологии описывается возникновение новой жизни человечества после Всемирного потопа, о завоевании жизненного пространства, о борьбе Добра со Злом. В основе сюжета лежит глубокая философия о единстве мира, ведь и Добро, олицетворяемое Уралом, и Зло в лице Шульгана происходят из одного источника.
В рамках XI Международного фестиваля «Бердэмлек-Содружество» реализован творческий проект К. Ш. Кайдаловой, посвященный героям башкирского эпоса «Урал-батыр». Разработан туристический проект «Золотое кольцо Башкортостана: дорогами эпоса "Урал-батыр"».
Эпос является одним из «Семи чудес Башкортостана», включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ, является кандидатом на включение в Список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия человечества».
Башкирский народный эпос представляет огромный интерес и является вершиной мифопоэтического творчества башкирского народа, выдающимся произведением мировой эпики, а также ценным источником для сравнительного изучения мифологии народов мира.
ЛИТЕРАТУРА
Аминев З. Г. 2005: Космогонические воззрения древних башкир. Уфа.
Аминев З. Г. 2007: Эпос «Урал-батыр» как космогонический миф: К проблеме доисламского мировоззрения башкир. Уфа.
Аминев З. Г. 2008: Пространственно-временные представления в традиционной культуре башкир. Уфа.
Аминев З. Г. 2010: Есть ли версии и варианты эпоса «Урал-батыр» // «Урал-батыр» и духовное наследие народов мира: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию записи эпоса «Урал-батыр». Ч.1. Уфа, 66-70.
Аминев З. Г. 2013: Эпос «Урал-батыр» и мифология башкир. Уфа.
Аминев З. Г., Ямаева Л. А. 2009: Региональные особенности ислама у башкир. Уфа.
Бухарова Г. Х. 2008: Башкирский народный эпос «Урал-батыр»: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ. Уфа.
Валеев Д. Ж. 1975: Элементы философского видения мира в эпическом памятнике «Урал-батыр» // Фольклор народов РСФСР. Уфа.
Галин С.А. 2004: Башкирский народный эпос. Уфа.
Гордлевский В. 1909: Из наблюдений над турецкой песнью. Оттиск из «Этнографического обозрения». Кн.79. М.
Давлеткулов А.Х. 2012: История этноса и его социально-духовная жизнь в эпической поэзии башкир (социально-философский анализ). Уфа.
Зарипов Н. Т. 1987: Урал-батыр. Башкирское народное творчество. Эпос. Уфа. Кидайш-Покровская Н. В. (ред.) 1977: Башкирский народный эпос. М. Киньябузова А., Хазиев В. 2003: Космос и хаос в башкирской мифологии // Ватандаш. 9, 182.
КиреевА. Н. (ред.) 2000: Башкирский фольклор: 85 лет записи башкирского эпоса "Урал батыр". Уфа.
Киреев А. Н. 1963: Эпические памятники башкирского народа: автореф. дисс. доктора филол. наук М.
Киреев А. Н. 1964: О жанровых особенностях эпической поэзии башкирского народа.
М.
Киреев А. Н. 1969: Эпические жанры устного народного творчества. Уфа. Киреев А. Н. 1970: Башкирский народный героический эпос. Уфа. Киреев А. Н. 1982: Башкирское народное творчество. Учебное пособие. Уфа. Кирэй Мэргэн 1978: Мэцгелек шишмэ. Фольклор жанрзары Y?ешенец кайкы бер мэсьэлэлэре. 9фе.
Кирэй Мэргэн 1981: Башкорт хальгк ижады. 9фе. Корш Ф. Е. 1909: Древнейший народный стих турецких племен. СПб. Котов В. Г. 2006: Башкирский эпос «Урал-батыр». Историко-мифологические основы. Уфа.
Мелетинский Е. М. 2000: От мифа и героической сказки к эпосу // От мифа к литературе. М.
Надршина Ф. 2005: Урал батыр. Башкорт халык кобайыры. Уфа. Надршина Ф. А. 2009: Башкирский фольклор как исторический источник // История башкирского народа: в 7 т. / М. М. Кульшарипов (ред.). М., 339-360.
Петросян А. А. (сост.) 1975: Библиотека Всемирной литературы: Героический эпос народов СССР. Т. 1. М.
Поцелуевский А. П. 1943: Метрика произведений Махтум-Кули // Совет адабияте. 4-5ю Ашхабат.
Радлов В. 1870: Предисловие к книге «Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири, Джунгарской степи». Ч. 3. Спб. Сагитов М. М. 1987: Башкирский народный эпос. Уфа.
Сагитов М. М. 2009: Башкорт халык эпосыныц мифологик Иэм тарихи нигеззэре.
9фе.
Санъяров Ф. Б. 2006: "Урал батыр": лингвистик тикшеренеY тэжрибэИе. 9фе. Саньяров Ф. Б. 1999: Особенности языка и стиля эпоса «Урал-батыр»: автореф. дис. канд. филол. наук. Уфа.
Сэгитов М. М. 1987: Боронго башкорт кобайырзары. 9фе. Свлэймэнов Э. М., Рэжэпов Р. Ф. 1999: Башкорт халкыныц архаик эпосы. 9фе. Сулейманов А. М. 2005: Урал-батыр. Башкирский народный эпос. Уфа. Сулейманов А. М., Юмагузин У. З., Яндавлетов И. М., Карабаева З. Ш., Гилязетдино-ва А.А., Хайретдинова Э. Р. 2013: Урал-батыр. Башкорт халык эпосы. 9фе. Уметбаев М. 1984: Ядкяр. Уфа.
Урал-батыр 2011: Библиографический указатель. Уфа. Харисов А. И. (ред.) 1972: Башкорт халык ижады: Эпос.
Харисов А. И. 2007: Литературное наследие башкирского народа (18-19 вв.) Уфа. Хисамитдинова Ф. Г., Султангареева Р. А., Хусаинова Г. Р., Хуббитдинова Н. А., Ха-дыева Р. Н., Сальманова Л. К. 2010: «Урал-батыр» и духовное наследие народов мира. Ч. 1. Уфа.
Хисамитдинова Ф. Г., Султангареева Р. А., Хусаинова Г. Р., Хуббитдинова Н. А., Ха-дыева Р. Н., Сальманова Л. К. 2010: «Урал-батыр» и духовное наследие народов мира. Ч. 2. Уфа.
Хисамитдинова Ф. Г., Надршина Ф.А. 2013: Материалы для Досье по включению башкирских кубаиров цикла «Урал-батыр» в Список шедевров нематериального наследия человечества. Уфа.
Хусаинов А. 2004: Урал-батыр. Башкирский народный эпос в прозаическом переложении. Уфа.
Хусаинов Г. Б. 2003: Духовный мир башкирского народа. Уфа.
Хусаинова Г. Р. 2011: "Урал-батыр" великое творение башкирского народа // "Урал-батыр" и духовное наследие народов мира. Уфа.
Шакурова Ш. Р. 2007: "Башкирский народный эпос "Урал-батыр". Архивный первоисточник и его текстологический анализ. Уфа.
Шафиков С. Г. 2001: Ural-Batur // Соотечественник. 1, 2. Уфа.
Эпос "Урал батыр" и мифология 2003. Уфа.
Юлдыбаева Г. В. 2007: Сюжет и стиль эпоса "Урал-батыр". Уфа.
Ergun M., Ibrahimov G. 1996: Baskurt Halk Destani Ural Batur. Ankara.
Taissina А. 2006: «Ural-Batir. Das baschkirsche Volksepos». Germany.
ФИЛЬМЫ
В поисках Акбузата. Режиссер-постановщик картины Р. Исхаков, сценарист Ш. Шакурова. Главный научный консультант д.ф.н. Р.З. Шакуров.
Земля Урал-батыра в эпическом наследии башкир: документальный фильм. Режиссер Б.Юсупов. 2013 год.
Собрание историй о стране аль-Башкурт: «Урал-батыр» и всемирный потоп: научно-популярный фильм. Автор фильма С. Хамидуллин. 2006 год. БСТ: 2 серии по 47 минут.
Урал-батыр: анимационный фильм. Режиссер и сценарист А. Лукичев. 14,01 мин. Москва, 2010 год.
Урал-батыр: телевизионный фильм. Режиссер С. Сурина. 2011 год, БСТ.
Урал-батыр: телевизионный фильм. Сценарий Ш. Шакурова, художник А. Байрамгу-лова. 2011 год, БСТ.
BASHKIR MYTHOLOGICAL EPIC "URAL-BATYR" (HISTORY OF THE RESEARCH AND POPULARIZATION)
G. V. Yuldybaeva
The article is devoted to the research and popularization of the Bashkir folk epic "Ural-batyr." Bashkir folk epic is of great interest and is the top of the mythopoetic creation of the Bashkir people, the outstanding work of the world epic, as well as a valuable source for comparative study of the mythology of the peoples of the world.
Key words: kubair, epic, folklore, mythology, research