Научная статья на тему 'БАРТЕР КАК ЭЛЕМЕНТ ВСТРЕЧНОЙ ТОРГОВЛИ'

БАРТЕР КАК ЭЛЕМЕНТ ВСТРЕЧНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРТЕРНЫЕ СДЕЛКИ / ОБМЕН / РЫНКИ СБЫТА / ИМПОРТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданова А.О., Менщикова А.Ю.

В статье рассматриваются особенности бартерных сделок. Выделяются преимущества и недостатки бартера. Рассматриваются виды бартерных сделок. Выделяются особенности в установлении ценовых соотношений по обмениваемым товарам при совершении бартера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАРТЕР КАК ЭЛЕМЕНТ ВСТРЕЧНОЙ ТОРГОВЛИ»

Примерами белорусских компаний, осуществляющих продажи через фирменные магазины могут быть: Белита Витекс, Атлант, Марко, Керамин, Кристал, Коммунарка, Милавица, Элема.

Фирменная торговля позволяет уменьшить степень коммерческого риска, связанного с выходом нового товара на рынок, предпринять необходимые меры для расширения производства или замены продукции на другую, нужную покупателям.

Таким образом, важное назначение фирменных магазинов - изучение спроса на продукцию и оперативное получение информации о нём. Имея непосредственный контакт с различными покупателями и прямые связи с предприятиями, фирменные магазины могут оперативно реагировать на происходящие изменения конъюнктуры рынка и своевременно ставить в известность об этом производителей товаров.

Использованные источники: 1. Е.Г. Непомнящий Экономика и управление предприятием - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997 - 374 с.

5. Шишло, С.В. Распределение товаров - Минск: БГТУ, 2014 - 94 с.

Богданова А.О. студент 4 курса факультет «Инженерно-экономический»

Менщикова А.Ю. студент 4 курса факультет «Инженерно-экономический»

Беларусь, г. Минск БАРТЕР КАК ЭЛЕМЕНТ ВСТРЕЧНОЙ ТОРГОВЛИ

В статье рассматриваются особенности бартерных сделок. Выделяются преимущества и недостатки бартера. Рассматриваются виды бартерных сделок. Выделяются особенности в установлении ценовых соотношений по обмениваемым товарам при совершении бартера.

Ключевые слова: бартерные сделки, обмен, рынки сбыта, импорт, конкурентоспособность.

Бартерные сделки - это сделки, совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности [1].

Основными целями заключения бартерных сделок являются:

- смягчение проблемы инвалютного финансирования;

- упрощение импорта;

- упрощение порядка расчетов;

- расширение возможности внедрения на рынки других стран;

- возможность получения импортного оборудования в обмен на товар, сбыт которого затруднен на обычных коммерческих условиях.

Как правило, бартерные сделки осуществляются путем заключения

двустороннего договора мены. Договор должен иметь дату и номер, в договоре должны быть определены номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товаров. Также следует отметить, что договор оформляется в виде одного документа, за исключением сделок, заключаемых в счет выполнения международных соглашений.

Существует два вида бартера: прямой (двусторонний) и опосредованный (многосторонний). Двусторонний бартер подразумевает совершение сделки в виде «товар за товар». Такая сделка завершается приобретением каждым контрагентом необходимого ему товара. При многостороннем бартере первая операция предполагает другие сделки с участием различных субъектов. Они продолжаются до того момента, пока каждый из этих субъектов не получит необходимый ему товар, что будет обозначать завершение многостороннего бартера.

Среди особенностей бартера следует выделить разовый характер сделки, определение окончательной спецификации и объема сделки до подписания контракта, сравнительно короткий срок исполнения сделки (не более двух лет).

Следует отметить, что бартер в некоторой степени можно рассматривать как элемент, замещающий компаниям кредиты. Однако по сравнению с кредитом, бартерные сделки имеют определенные преимущества. Бартерные сделки позволяют погашать долги путем прямой передачи товаров, что устраняет риск неплатежей, возникающий при коммерческом кредитовании одной компании другой. Также при осуществлении бартера возникает возможность избежать потери реальной ценности кредитов вследствие высокой инфляции.

Необходимо выделить следующие преимущества бартерных сделок:

- упрощение выхода на новые рынки сбыта;

- осуществление сбора информации и налаживания рыночных контактов;

- упрощение условий для проникновения западных компаний на рынки менее развитых стран, которые имеют потребность в оборудовании, но испытывают нехватку финансовых средств;

- возможность преодоления нетарифных барьеров и ограничений с целью повышения конкурентоспособности фирм на конкретных рынках сбыта экспортной продукции;

- снижение складских и транспортных расходов.

Среди недостатков можно выделить:

- несоответствие принципам недискриминации и многосторонности торгового обмена;

- сложность учета потребностей партнеров, которые компания продавца должна выявить у потенциального покупателя (связано с дополнительными трудностями и издержками);

- искажение в системе номинальных цен, что ведет к неточной оценке

платежеспособности предприятий.

Следует отметить, что при осуществлении бартерных сделок возникает сложность при расчете цены обмена товаров. Установление ценовых соотношений по обмениваемым товарам трудоемко и многовариантно - для осуществления обмена 10 товаров на рынке необходимо установить 45 разновидностей цен в товарном эквиваленте. При этом используется формула:

КЦ = Т * (Т - 1) / 2, где КЦ - количество разновидностей цен в товарном эквиваленте при бартерном обмене;

Т - количество разновидностей товаров, участвующих в бартере [2]. Таким образом, использование бартерных сделок свидетельствует о проблемах с конкурентоспособностью продукции компании либо отсутствием спроса на нее, а также о неэффективной работе служб маркетинга и сбыта. Как правило, бартер приводит к возникновению «серого» рынка, на котором продукция компании продается дешевле отпускной цены. В результате проблема продаж за наличные деньги еще более усугубляется, вследствие чего компания может оказаться на «бартерной игле».

Использованные источники:

1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И.. Внешнеэкономические связи - М.: Финансы и статистика, 2000 - 512 с.

2. Шишло С.В. Распределение товаров - Минск: БГТУ, 2014 - 94 с.

Богданович М.А. студент магистратуры, 2 курс факультет «Экономики и управления» Уральский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Россия, г. Екатеринбург ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ Статья посвящена краткому рассмотрению основных видов инвестиций. Автор дает определение инвестициям, рассматривает понятия основных видов инвестиций с его авторской точки зрения.

Ключевые слова: инвестиции, виды инвестиций, капитальные вложения.

Инвестиции представляют из себя крайне сложное и многогранное понятие, которое может разительно отличаться от сферы их применения. Автор приводит одно из классических понятий инвестиций: «Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». [1] Различают два вида инвестиций с учетом объектов вложения - реальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.