Научная статья на тему 'Бароко как стиль и как тип культуры'

Бароко как стиль и как тип культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2073
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРОККО / АРХИТЕКТУРНАЯ ФОРМА / СТИЛЬ КУЛЬТУРЫ / КОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жуковец О. Ю.

Наиболее важная проблема в изучении вопросов, относящихся к эпохе барокко, особенно в русской культуре и литературе, это проблема связи барокко с другими историческими и культурными периодами. Новая ментальность получила воплощение как новый художественный стиль, более причудливый, более декоративный и искусственно усложненный в своем внешнем проявлении, чем ренессанс. Но если принять во внимание его внутреннее содержание и отраженные в нем идеи, можно увидеть, что его художественное проявление внутренне логично, как адекватность ментальности того периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бароко как стиль и как тип культуры»

M 2 (27), 2008

' 'Кул ътурная жизн ь Юга России " ^

влияет на выразительность, а следовательно, и на тональную перспективу, если избранный автором изобразительный язык подразумевает ее использование. Свет в пейзажной композиции тесно связан с движением.

В любой пейзажной картине, внутри ее композиционной структуры, «спокойные» участки (так называемые паузы) соседствуют с участками, наполненными движением. Это достигается за счет распределения автором цветовых и световых контрастов. Зритель, участвуя в распредмечивании изображения, реагирует на созданные контрасты, например, видя предмет, помещенный на картинной плоскости не вертикально и не горизонтально, мы предполагаем, что он должен двигаться, поскольку он не в ладах с равновесием.

Таким образом, можно сказать, что, делая попытку изобразить движение, художник подсознательно высказывается о времени, изменении и последовательности.

Движение в произведении изобразительного искусства, и в том числе в пейзажной живописи, во многом может быть передано за счет использования фактуры. Она, как и цвет, имеет физическую характеристику (гладкость, шероховатось и т. п.), а также обладает определенной эстетической выразительностью.

Фактура вызывает у зрителя различные эмоциональные ощущения, оказывает на него заметное психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, монотонной и т. д. В со-

четании с формой (объема или пятна) она способна значительно усилить воздействие произведения на зрителя, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации и т. д.

В заключение отметим, что соЕЮкупность используемых художником при создании пейзажной картины средств призвана в первую очередь организовать произведение с точки зрения единства отдельных его частей, позволить зрителю адекватно воспринять увиденное, прочитать «текст» адресованного ему сообщения, распредметить и интерпретировать его в соответствии со своей «интертекстуальной» энциклопедией. Становится очевидным, что все обозначенные нами выше категории (форма, цвет, свет, фактура и т. д.), взаимодействуя друг с другом и зрителем, позволяют нам представить общую композицию пейзажной картины как некую информационную структуру, обеспечивающую процесс организации одной из форм невербальной коммуникации.

Литература

1. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977. С. 16.

2. Фаворский В. А. О композиции. М., 1988. С. 37.

З .ЖегинЛ. Ф. Язык живописного произведения

М., 1970. С. 57-59.

4. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970. С. 10-14.

5. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. С. 83.

M. SHIPELSKY. THE BASIC MEANS OF EXPRESSION IN A PICTURESQUE LANDSCAPE

The article is devoted to a general characteristic of the basic means of expression used in a picturesque landscape. Such key concepts as the form, the color, the light, the invoice, the composition, the colour, etc., and also separate stylistic and composite receptions are considered by the author of the article.

Key words: landscape, form, composition, light, contrast.

0. Ю.ЖУК0ВЕЦ

БАРОККО КАК СТИЛЬ И КАК ТИП КУЛЬТУРЫ

Наиболее важная проблема в изучении вопросов, относящихся к эпохе барокко, особенно в русской культуре и литературе, это проблема связи барокко с другими историческими и культурными периодами. Новая ментальность получила воплощение как новый художественный стиль, более причудливый, более декоративный и искусственно усложненный в своем внешнем проявлении, чем ренессанс. Но если принять во внимание его внутреннее содержание и отраженные в нем идеи, можно увидеть, что его художественное проявление внутренне логично, как адекватность ментальности того периода.

Ключевые слова: барокко, архитектурная форма, стиль культуры, композиция.

Одна из характерных черт историографии ХУП-ХУШ веков - ожесточенные споры о стилистических категориях. Объясняется это в значительной степени тем, что историки данного периода использовали привычное понятие «барокко», значение которого оставалось весьма туманным.

С определенной долей уверенности можно говорить о том, что в истории искусства стилевые направления, сменяющие одно другое, отли-

чаются противоположными ориентациями, т. е. наблюдается действие закона антитезы. Одна из главных проблем в данном случае - «барокко»: стиль или мироощущение. В современном искусствознании стиль - наиболее общая категория, связывающая понятия содержания и формы, метода и способа работы художника, изображения и выражения, процесса создания и восприятия произведения искусства. Этим стиль отличается

"Культурная жизнь Юга России "

24 —

№ 2 (27), 2008

от более частных понятий композиции, манеры, техники.

Феномен художественного стиля выражает всепроникающую закономерность художественного формообразования. Стиль - это то, что соединяет пространство и время художественного произведения, материальная форма которого существует в пространстве, а мыслится и воспринимается во времени. Один из основоположников теории стилей X. Вельфлин считал, что стиль «формируется в области психологии форм как выражение художественного темперамента, при этом "характер эпохи" неизбежно пересекается с "национальным характером" и личностью художника» (1). Живописец А. Дерен понимал под стилем постоянный переход от человека к действительности и обратно, вечное превращение объективного в субъективное, реальное и ирреальное. О. Шпенглер называл стиль символическим выражением мирочувствования, выделяющим людей одной культуры из общей массы и смыкающим их воедино. Поэтому стиль не сводим ни к содержанию, ни к форме художественного произведения, ни к манере художника, ни к отдельным формальным элементам композиции. Оригинальный художественный стиль отвечает трем требованиям: новизны (поскольку является результатом творческого процесса художника); целостности (по принципу выражения всеобщего в единичном); выразительности (проявлению объективного содержания через субъективный взгляд и темперамент творца) (2).

Нетрудно заметить, что такая целостность, по определению философа А. Лосева, ощущается тождественно самому художественному произведению. Но стиль - это не то же, что художественный образ. Принципы формообразования в истории искусства, культурологии и эстетике понимаются как большие исторические стили: классицизм, готика, интересующий нас барокко, рококо. Но эту историческую картину усложняет то обстоятельство, что все они находятся в постоянном движении, изменении и потому между ними не бывает четких хронологических и «государственных» границ. В каждом отдельном случае мы сталкиваемся со стилями не вполне сложившимися, динамичными, неуловимо меняющимися, переходящими один в другой и, следовательно, внутренне противоречивыми. Художественная необходимость, логика формообразования всегда дополняется некоторой долей случайности, не-дооформленности. «Чистые стили» существуют только в абстракции их научного изучения.

Каждый художественный стиль возникает закономерно в нужное время и в нужном месте для того, чтобы разрешить исторически необходимые задачи. Но поскольку сами задачи и способ их решения неповторимы, подлинно художественный стиль никогда не устаревает, он всегда актуален, имеет непреходящую ценность. Поэтому барокко «не перечеркивает» классицизм, а рококо не отрицает барокко. Кроме того, стили, сложившиеся в определенную историческую эпоху, не исчезают бесследно, они продолжают жить, участвовать в

художественном развитии, их идеи и формы испытывают внешние влияния, соединяются с другими идеями и формами. «Стиль является исторической, а не типологической категорией» (там же, с. 129). Стили не повторяются, так же как никогда не повторяется мироощущение человека в один из моментов его жизни. Но типы композиции, сочетания формальных элементов, приемы формообразования повторяются и варьируются. Поэтому одни и те же формы встречаются в разных стилях, а весь смысл заключается в том, как они связываются между собой и что эти связи выражают. В этом отношении стиль «петровского барокко» особенно показателен. Стиль - это художественный смысл форм, судьба культуры, атмосфера духовности.

Художественные стили ярче и полнее формируются в архитектуре. Это не случайно, поскольку архитектура - художественное представление пространства, его осмысление в историческом времени. Другими словами, в искусстве архитектуры воплощаются мысли и чувства человека о пространстве и времени, о мире в целом. Отсюда универсальное, объединяющее значение этого вида искусства и понятие «всеобщей архитектуры». Не случайны и определения ее как «застывшей музыки».

Искусство барокко с особой силой и яркостью проявилось в Италии. Несмотря на то что страна была разделена на ряд скромных по размерам государств, именно здесь в полной мере проявляется социальная функция этого стиля. Итальянские города украшаются зданиями, художественное значение и роскошь которых сделали бы честь любой европейской столице. Характерно, что возможности барокко не были исчерпаны в XVII веке и позже, уже в следующем столетии, они были перенесены в другие страны, в том числе и в Россию, где работали многие итальянские архитекторы.

Репрезентативные функции искусства этого времени влекли за собой соответствующие методы и соответствующие формы, позволяющие создавать грандиозные сооружения, поражающие воображение масштабами и роскошью оформления (3). Принцип вневременного характера в барокко как выражение внутреннего кризиса и вдохновенной материализации восприятия человеком природных и сверхприродных явлений покоится на представлении о прямо противоположном принципе - обдуманного и упорядоченного классицизма, в котором стремление к гармонии предлагает подчинение мира формам, порожденным структурным мышлением. Излишествам одного стиля противопоставляется строгость другого: реальность этого архетипического образа неоспорима, но в силу своего чрезмерно обобщенного характера он становится слишком грубым инструментом для анализа полуторавекового периода в истории архитектуры. Кроме того, подобные черты четко различимы только в своих крайних проявлениях, тогда как существует множество модификаций на основе взаимодействия барокко и классицизма. Такой подход не способствует глубокому пониманию художественных произведений.

№ 2 (27), 2008

"Культурная жизнь Юга России " ^

С другой стороны, обозначение целой эпохи термином «барокко» ведет к тому, что противоположные понятия барочного и классицистического становятся почти синонимами. Францию времен Людовика XIV можно с равным правом назвать как барочной, так и классицистической, XVII век - столетием или барочным, или классицистическим. Наша барочная и одновременно классицистическая эпоха тем самым четко отделяется от предшествующего Ренессанса и грядущей индустриальной эры. Но весьма спорным представляется смешение терминов, которые обычно радикально противопоставляются друг другу.

Применение термина «барочный» к творениям, которые свидетельствуют о распространении по всей Европе зародившегося в Риме XVII века стиля, ведет к многочисленным затруднениям. Первое состоит в том, что этот термин не поддается точному определению. Если посмотреть на архитекторов, чьи творения всегда и безоговорочно признавались барочными (Бернини, Борромини, Пьетро да Кортона, Гварини), то разнообразие их манеры лишь усугубляет сложность задачи. С большой осторожностью можно выделить самые общие черты: усвоение ренессансного наследия, дерзкие новшества в пластическом облике зданий и использовании ордеров, необычные пространственные решения, склонность к показным эффектам. Архитектор Н. Ладовский очень хорошо сказал, что не камень или дерево, а пространство и время - материал архитектуры.

Стиль в архитектуре связан с художественным переосмыслением тектонических закономерностей формообразования (греч. ГсИошкс - строение). Как литературу необходимо отличать от письменности, так и архитектуру - от строительной конструкции. Можно даже сказать, что именно стиль придает искусству архитектуры художественный смысл. «Очеловечивание» пространства какого-либо сооружения в эмоциональном и интеллектуальном смысле и есть художественное творчество в архитектурных формах, которые от этого становятся более выразительными, так же как и в других видах искусства.

Правильное понимание художественного содержания архитектурных форм неизбежно приводит нас к мысли о том, что архитектура - такое же изобразительное искусство, как живопись, графика, скульптура. Специфика архитектурной композиции состоит в характере создаваемого ею концептуального пространства. В каждом виде изобразительного искусства создается особое,

несовпадающее с реальным, изобразительно-выразительное пространство. Живопись и скульптура предполагают восприятие этого пространства извне, со стороны. Архитектура - всегда интерьер (лат. interior), поскольку зритель находится в самом организованном пространстве, даже когда осматривает здание снаружи. Продолжая сравнения с живописью и скульптурой, можно заметить, что в живописи изобразительное пространство имеет иллюзорный, зрительный характер, в скульптуре - осязательный. Архитектура есть самое изобразительное из всех искусств (как и музыка), поскольку ей подвластно «изображение» таких абстрактных понятий, как величие, торжество, сила или легкость, воздушность, динамизм. Живописцу или рисовальщику, для того чтобы изобразить эти понятия, надо прибегнуть к эзопову языку аллегорических фигур, ассоциаций, эмблем и символов. Архитектор же может выразить это непосредственно.

Названия даже самых известных архитектурных стилей возникали в истории случайно, они «не говорящие» (4). Сущность стиля нельзя выразить наименованием темы, сюжета, определением идеи, конструкции, материала или техники исполнения. Его определение связано с понятием мотива, который есть вариация какой-либо темы, находящейся в непрерывном движении, изменении. Он выражает содержание композиции через повторяющуюся связь определенных частей, элементов формы. В музыке - это ощущение звукового движения, мелодия (лейтмотив - главный мотив, пронизывающий всю композицию). В архитектуре стрельчатая арка - мотив готического стиля, поскольку он повторяется во всех постройках, к нему относящихся. Колонна - мотив архитектуры классицизма (типичный, но необязательный). Архитектурные мотивы могут варьироваться: от их сочетания, взаимопроникновения появляются новые (именно так возник стиль барокко).

Литература

1. Власов В. Г. Архитектура «Петровского барокко». СПб., 1996. С. 126.

2. Там же.

3. Львова Е. П., Кабакова Е. П., Некрасова Л. М., Стукалова О. В., Олесина Е. П. Мировая художественная культура. Эпоха просвещения. СПб., 2006. С. 13.

4. Власов В. Е. Архитектура «Петровского барокко»... С. 133.

0. YU. ZHUKOVETS. BAROQUE AS A STYLE AND A TYPE OF CULTURE

The most important problem in range of Baroque's questions study, especially in Russian culture and literature, is the problem of Baroque relation with others historical and cultural periods. New type of mentality was incarnated as new artistic style, which could be found more fanciful, more decorative and artificially complicated in outward appearance in comparison with Renascence style. But if we take into account its inward content and ideas reflected by it, we can see its artistic appearance is inwardly logical as adequate to mentality of that period.

Key words: Baroque, architectural form, style of culture, composition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.