Научная статья на тему 'Барнаульская городская дума: история, опыт работы'

Барнаульская городская дума: история, опыт работы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зубович Людмила Николаевна

В данной статье автор освещает этапы становления Барнаульской городской Думы и делится основными результатами ее деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зубович Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Барнаульская городская дума: история, опыт работы»

опыт: проблемы, перспективы

История Думы города Барнаула насчитывает более двух столетий. Первая Дума - «шестигласная» - была создана в 90-х гг. XVIII века. Свое название она получила в соответствии с количеством разрядов населения городской общины, избиравшей ее. Шестигласная Дума состояла из городского головы, четырех гласных (депутатов) и одного вольнонаемного письмоводителя.

В ходе реформ было утверждено новое Городовое положение, в соответствии с которым 7(19) апреля 1877 г. в Барнауле состоялось первое заседание только что избранной городской Думы, и гласными была «принесена присяга». Это событие и явилось началом самоуправления в Барнауле. Дума переизбиралась каждые 4 года. Из числа гласных избирался городской голова и члены управы. Городской голова возглавлял и Думу, и управу. Первым городским головой был избран Н.А. Давидович-Нащинский.

После февральской революции в апреле 1917 г. в Барнауле вместо Думы было избрано Народное собрание, но в августе того же года снова состоялись выборы в городскую Думу. В первом полугодии 1918 г. деятельность Думы была приостановлена советской властью. В июне она возобновила свою работу. В период правления «белых» выборы в Думу состоялись еще 2 раза: в августе 1918 и 1919 гг. В декабре 1919 г. с возвратом советской власти Дума прекратила свою деятельность.

С декабря 1919 по октябрь 1993 г. выборными органами самоуправления Барнаула были Советы депутатов: уездный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов; городской Совет

Людмила Николаевна Зубович, председатель Барнаульской городской Думы

В данной статье автор освещает этапы становления Барнаульской городской Думы и делится основными результатами ее деятельности.

БАРНАУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА: ИСТОРИЯ, ОПЫТ РАБОТЫ

депутатов трудящихся; городской Совет народных депутатов.

С мая 1994 г. представительным органом городского самоуправления становится Барнаульская городская Дума.

Дума первого созыва была избрана в апреле 1994 г. в составе 11 депутатов, срок полномочий которых составлял 2 года. В ноябре 1995 г. городской Думой был принят первый Устав города, после регистрации которого Барнаул первым в крае получил возможность жить по своей «Конституции».

С 31 марта 1996 г. вступила в свои полномочия сроком на 4 года Дума второго созыва, которая насчитывала в своем составе 22 депутата.

Дума третьего созыва была избрана 26 марта 2000 г. в количестве 24 депутатов.

Вступивший в силу 06.10.2003 г. Федеральный закон № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внес изменения в структуру органов местного самоуправления, в том числе и представительного органа. Таким образом, в состав городской Думы четвертого созыва вошли 35 депутатов, избранных в 2004 г. по одномандатным округам.

Выборы Барнаульской городской Думы пятого созыва состоялись 12 октября 2008 г. Из 35 избранных - горожане вновь оказали доверие 16 депутатам. В состав Барнаульской городской Думы вошли представители различных сфер деятельности: 13 предпринимателей, 8 руководителей предприятий и организаций, 7 руководителей учреждений образования, 4 руководителя учреждений здравоохранения, 1 председатель совета ТОС, 1 руководитель общественной организации, 1 пенсионер.

Председателем Барнаульской городской Думы была избрана Людмила Николаевна Зубович.

Депутаты утвердили составы постоянных комитетов и структуру представительного органа местного самоуправления. Комитет по бюджету, налоговой и

кредитной политике возглавил А.А. Соло-дилов, в комитете по законности и местному самоуправлению председателем был избран А.В. Морозов, в комитете по экономической политике и собственности председателем стал В.П. Попов, в комитете по социальной политике председателем избрали А.А. Миронова.

Помимо четырех постоянных комитетов созданы и работают две депутатские комиссии: комиссия по охране окружающей среды и экологии, при комитете по экономической политике и собственности - комиссия по вопросам ЖКХ.

В практику работы входят создание временных рабочих групп из числа депутатов, призванных сосредоточиться на подготовке и проработке вопросов, вызывающих особую тревогу у горожан. Так, была сформирована группа по принятию Генерального плана города. Цель ее работы - предварительные консультации со специалистами проекта, поиск разумных путей решения, подготовка грамотных разъяснений горожанам по волнующим вопросам.

Одной из основных форм деятельности депутатов является заседание городской Думы. С начала созыва было проведено 10 заседаний городской Думы, принято более 200 решений.

Среди них самыми важными для жизнедеятельности муниципального образования были решения о внесении изменения в Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края и бюджет города Барнаула на 2010-й и плановый период 2010-2011 гг. Принятие этих решений прошло процедуру публичных слушаний. Кроме того, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, при формировании бюджета города отдавались предпочтения наиболее социально-значимым направлениям развития города. Так же городской Думой были утверждены Правила благоустройства города Барнаула, Положения о районах города и о районных, сельских и поселковых администрациях, «заморожен» переход на

- '-'---Чвйч

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

Структура Барнаульской городской Думы V созыва

БАРНАУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

Председатель Барнаульской городской Думы

П О С Т О Я Н Н Ы Е К О М И Т Е Т Ы

Комитет по Комитет Комитет Комитет

бюджету, на- по законности по экономической по социальной

логовой и и местному са- политике и собст- политике

кредитной моуправлению венности

политике

Количественный анализ решений, принятых Барнаульской городской Думой с начала созыва по основным направлениям деятельности

(по состоянию на 01.12.2009)

Экономическая политика (17 решений)

Социальная

политика (21 решение)

Бюджетная и налоговая политика (21 решение)

Поощрение, присвоение почетных званий (13 решений)

Прочие вопросы (19 решений)

Управление системой городского хозяйства (17 решений)

Организация работы органов

местного самоуправления (95 решений)

Управление муниципальной собственностью (23 решения)

рыночные ставки при расчете арендной платы за пользование муниципальным имуществом. Принятое в декабре 2008 г. временное Положение об установлении размера арендной платы при передаче в пользование муниципального имущества стало важной поддержкой предпринимателей в условиях нестабильного финансового состояния.

Пристальное внимание в своей работе депутаты уделяют качеству нор-мотворческого процесса. В этих целях совершенствуются механизмы взаимодействия с исполнительными органами городского и районного уровней. Так большинство депутатов, ведут активную работу в коллегиальных органах администраций города и районов, участвуют в заседаниях советов и комиссий при заместителях главы города, в рабочих совещаниях и встречах различного формата. Это позволяет быть в гуще событий и проблем, своевременно информировать жителей на округах о решении тех или иных важных вопросов, проводить единую политику в городе, влиять на актуальность и эффективность принимаемых решений.

В 2008 году в Барнауле была создана Счетная палата - постоянно действующий контрольный орган местного самоуправления. В полномочия данной структуры входит: экспертиза проектов решений городской Думы о бюджете, местных налогах и сборах; контроль порядка формирования и исполнения городского бюджета; оценка правомерности и эффективности использования муниципального имущества.

Кроме того, в целях создания механизма по противодействию коррупции, совершенствования правового регулирования, защиты прав и законных интересов граждан депутатами в мае 2009 года принято Положение об антикоррупционной экспертизе муниципальных нормативных правовых актов города Барнаула и их проектов.

Создание контрольного органа и утверждение Положения об антикоррупционной экспертизе стали ключевыми моментами в систематизации контроля за нормативно-правовой базой представительного органа города Барнаула. Данная система складывалась не один год и в настоящее время представляет собой последовательность, состоящую из следующих этапов: предварительная экспертиза, согласование, принятие документа на заседании Думы, постановка на контроль в профильный комитет, который отслеживает ход их выполнения, заслушивая ин-

Аппарат БГД

формацию структурных подразделений органов исполнительной власти на заседаниях комитета или городской Думы. Для контроля за исполнением решения заносятся в программу «Дело». Стоит отметить, что все проекты решений для проведения экспертизы направляются в прокуратуру, а отдельные в Счетную палату. Полученные заключения рассматриваются на заседаниях комитетов и городской Думы.

За отчетный период работы было получено 25 заключений Счетной палаты на

проекты решений, 15 заключений прокуратуры города.

Неотъемлемой частью деятельности Барнаульской городской Думы является взаимодействие с населением. В ходе выборной кампании депутаты V созыва получили от горожан более тысячи наказов, которые были систематизированы по направлениям жизнедеятельности городского хозяйства в 221 наказ и включены в планы социально-экономического развития города и районов, в профильные

и ^

й) ш

т

опыт: проблемы, перспективы

муниципальные целевые программы. По итогам работы 84 наказа уже выполнены.

Одним из основных приоритетов в работе депутатского корпуса является защита конституционных прав и свобод граждан, в том числе прав бар-наульцев на участие в работе системы местного самоуправления. В рамках решения этой задачи, депутаты активно содействуют развитию территориального общественного самоуправления и популяризации такой формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, как публичные слушания. Решениями Барнаульской городской Думы в 2008 г. были установлены территории границ четырех новых ТОС в Индустриальном, Железнодорожном и Центральном районах, границы семи территорий самоуправления депутаты установили в 2009 г. По инициативе Барнаульской городской Думы были проведены публичные слушания, где обсуждались вопросы бюджета города и внесения изменений и дополнений в Устав городского округа-города Барнаула Алтайского края.

Депутаты уделяют большое внимание обращениям граждан, поступающим как в письменной, так и в устной форме во время личных приемов, которые проходят по графику в общественных приемных, в ТОСах, микрорайонах, селах, поселках, администрациях районов. За текущий период депутаты провели 440 приемов избирателей, на которых к ним обратилось около 2000 граждан. Тематика их разнообразна, чаще всего жители обращаются за помощью в решении проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, за юридическими консультациями. По каждому обращению проведена работа, оказана помощь, даны разъяснения, ведь от взятых обязательств и мер по их исполнению зависит доверие горожан.

Кроме того, общение с населением позволяет поддерживать обратную связь. Применение нормативных правовых актов выявляет проблемы в их реализации, в связи с чем они требуют совершенствования. Именно граждане - избиратели, являясь правоприменителями, лучше всего могут выявить (вскрыть) упущения, недоработки норм правовых актов, что служит основанием внесения в них изменений и дополнений. Задача депутатов -следить за реализацией законодательства на местах и вносить предложения по его улучшению.

В зависимости от уровня нормативного правового акта депутаты используют право правотворческой инициативы, внося проекты на рассмотрение в Городскую Думу, либо используют право законодательной инициативы в Алтайском краевом Законодательном Собрании, если предложения касаются региональных или федеральных законов. Такое взаимодействие позволяет наиболее полно защитить интересы населения города и расширяет возможности использования права законодательной инициативы. Этим же обеспечивается сотрудничество депутатов АКЗС и депутатов БГД в законотворческой деятельности, в первую очередь в разработке правовых актов, регламентирующих отношения в сфере компетенции органов местного самоуправления.

Так, в декабре 2008 г. депутаты городской Думы вышли с законодательной инициативой по вопросу внесения изменений в закон Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Данное изменение предлагается внести в целях обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище, защиты от возможных

злоупотреблений в жилищной сфере. Согласно названному проекту закона предлагается изменить список документов, прилагаемых к заявлению о принятии на учет в качестве нуждающихся, и дополнить перечень действий намеренного ухудшения жилищных условий. Рассмотрение этого вопроса включено в план работы комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству АКЗС.

По инициативе депутатов городской Думы, учитывая интересы жителей и предложения администраций города и Ленинского района в декабре 2008 г. депутатами городской Думы было принято решение «О выступлении с законодательной инициативой по принятию закона Алтайского края «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об административно-территориальном устройстве Алтайского края». 27 декабря 2008 г. в данный закон были внесены изменения, в том числе учтена инициатива Барнаульской городской Думы по изменению статуса рабочего поселка Научный городок, тем самым были обеспечены более благоприятные условия жизнедеятельности для его жителей. В настоящее время ведется работа по подготовке ряда законодательных инициатив депутатов Барнаульской городской Думы в АКЗС.

Взаимодействие с Алтайским краевым Законодательным Собранием заключается в регулярном участии председателя Барнаульской городской Думы в сессиях законодательного органа, заседаниях Совета по взаимодействию АКЗС с представительными органами муниципальных образований. Председатели комитетов БГД принимают участие в работе семинаров - совещаний с руководителями представительных органов местного самоуправления края, организованными АКЗС, Администрацией Алтайского края, вместе обсуждают актуальные вопросы как на депутатских слушаниях, так и на заседаниях комитетов.

2009 год богат значимыми датами и событиями, одним из которых станет празднование 70-летия образования законодательного органа Алтайского края. Депутатский корпус готовит к этой дате торжественное заседание Барнаульской городской Думы, которое укрепит партнерские отношения, сотрудничество депутатов, и, несомненно, результатом работы которого станет принятие самых важных для города решений, направленных на улучшение жизни людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.