Научная статья на тему 'Барьеры в телевизионном общении'

Барьеры в телевизионном общении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
626
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ / БАРЬЕРЫ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ДИСКУССИИ / РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нурмухаметова Л. А., Фаткуллина Ф. Г.

В статье рассматриваются специфические барьеры, которые могут возникать между собеседниками в телевизионном общении. Предпринимается попытка анализа типичных ошибок телеведущего, создающих барьеры на пути к общению. На основе речевого взаимодействия разработаны конструктивные приемы, принципы коммуникативных стратегий и тактик ведения дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Барьеры в телевизионном общении»

УДК 81

БАРЬЕРЫ В ТЕЛЕВИЗИОННОМ ОБЩЕНИИ Л. А. Нурмухаметова1, Ф. Г. Фаткуллина2*

1 Продюсерский центр «АТ GROUP»

Россия, 119121 г. Москва, ул. Первый переулок Тружеников, 14,

Тел.: + 7 (495) 221 10 37 E-mail: linara777@list.ru 2Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 67 78.

E-mail: fluzarus @ rambler. ru

В статье рассматриваются специфические барьеры, которые могут возникать между собеседниками в телевизионном общении. Предпринимается попытка анализа типичных ошибок телеведущего, создающих барьеры на пути к общению. На основе речевого взаимодействия разработаны конструктивные приемы, принципы коммуникативных стратегий и тактик ведения дискуссии.

Ключевые слова: телевизионное общение, коммуникативные стратегии и тактики, барьеры в телевизионной дискуссии, речевое взаимодействие.

В телевизионном общении между собеседниками могут возникать совершенно специфические барьеры. Причины их появления разные. Нужно научиться предупреждать возникновение барьеров в общении, а если уж они возникли, успешно их преодолевать.

Рассмотрим основные барьеры, возникающие на пути к общению в телевизионной практике.

1. «Барьеры взаимодействия:

1) мотивационный барьер. Если у собеседников разные мотивы вступления в контакт» [1]. Например, тележурналист заинтересован в обсуждении какой-либо темы в передаче, а участника программы интересует реклама или пиар организации, которую он представляет. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения, согласовать мотивы сотрудничества;

2) «барьер некомпетентности. Некомпетентность собеседника вызывает ощущение потерянного времени» [1]. Если собеседник совсем не разбирается в каком-либо вопросе, лучше вежливо «свернуть» разговор, и обратиться к другому участнику программы. Если же собеседник владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою осведомленность;

3) «этический барьер. Возникает тогда, когда взаимодействию с собеседником мешает его нравственная позиция, иными словами, несовместимость моральных взглядов» [1]. В этом случае можно пойти на компромисс. Но пытаться перевоспитать или стыдить собеседника не рекомендуется. Хотя, нужно отметить, что этический барьер в таком телевизионном жанре, как ток-шоу не соблюдается. На наш взгляд, соблюдение этического барьера в ток-шоу, разрушает его как жанр.

У каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения и профессии. Поэтому в телевизионном обще-

нии часто может возникать барьер стилей общения. Для начала рассмотрим содержание стиля общения. В первую очередь следует назвать преобладающий мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника и т.п.). Во вторую очередь следует назвать поведение по отношению к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность и т.п.). В третью очередь следует назвать отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, навязывание своего мнения и т.п.). И, наконец, последнее: характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство и т.п.).

Необходимо понимать, что если стиль поведения собеседника не мешает интервью, его следует принимать, каким бы ни было наше личное отношение.

2. «Барьеры восприятия и понимания:

1) эстетический барьер. Возникает в том случае, когда собеседник неопрятно, неряшливо одет или обстановка не располагают к беседе» [1]. Естественно, такие факторы, как большая студия, множество камер неким образом мешают ведению беседы, и преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно. И тем не менее, нельзя показывать, что данная атмосфера причиняет неудобство. Комфортному общению может препятствовать и разные социальные статусы собеседников. Зачастую, ведущие ток-шоу стремятся избавиться от такого соотношения по следующей установке перед беседой: «Мы такие же люди, как и наши телезрители. У нас нет причин для волнения. Нам нужно говорить спокойно и просто, рассчитывая на понимание. Мы уважаем себя и свое дело, и телезрители это почувствуют»;

2) «барьер отрицательных эмоций. Возникает в общении с расстроенным собеседником» [1]. Если гость программы невежлив, нелюбезен или же раз-

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2G12. Т. 17. №3(1)

1601

говаривает, не поднимая глаз, иногда бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, то перед началом программы необходимо помочь собеседнику улучшить его эмоциональное состояние;

3) «психологическая защита. Выстраивается собеседником - серьезный барьер общения» [1]. Осознав, что барьер в общении с неудобным собеседником вызван его желанием защититься, ведущему программы нужно попробовать изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут;

4) «барьер установки. Собеседник может обладать негативной установкой по отношению к другому собеседнику» [1]. В этом случае лучше не пытаться переубеждать собеседника. Практика показывает, что к подобным ситуациям нужно отнестись спокойно, как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры и простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение не будет задевать тележурналиста, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как его поступки заставят собеседника изменить свое мнение;

5) «барьер двойника. Заключается в том, что собеседники невольно судят о каждом человеке по себе, ждут такого поступка, какой совершили бы сами на месте другого. Данная позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками» [1].

3. «Коммуникативные барьеры:

1) семантический барьер. Возникает тогда, когда собеседники пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей» [1]. Чтобы преодолеть семантический барьер, ведущему программы необходимо понять особенности собеседника, использовать понятную для него лексику.

2) «логический барьер. Иными словами, неумение выражать свои мысли» [1]. Данный барьер очень мешает телевизионному общению. Если гость программы не умеет высказывать свои мысли, то и тема передачи в свою очередь будет не раскрыта. Клод Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их... Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения». Ведущему в этом случае необходимо набраться терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от собеседника необходимую информацию;

3) «фонетический барьер. Иными словами, плохая техника речи, которая непосредственно мешает эффективному общению» [1]. Но если тележурналист заинтересован в контакте именно с данным собеседником, придется приспосабливаться к его манере говорить.;

4) «неумение слушать. Собеседник перебивает, начинает говорить о своем, уходит в собствен-

ные мысли, не реагирует на слова другого» [1]. Компенсировать неумение участника программы слушать можно только искусством ведущего программы говорить;

5) «барьер характера. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, желают и умеют контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками» [1];

6) «невежливость - это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать собеседника, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним» [1]. К сожалению, проявления невоспитанности нередки даже в деловой коммуникации. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, сдержанной вежливостью. Бывают ситуации, когда приходится выслушать справедливое или несправедливое выражение негативного отношения. Нужно помнить, что главная цель - сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас поставить его на место. В этом случае, однако, тележурналисту, наоборот, необходимо ответить холодным и спокойным тоном. На большинство собеседников подобная манера речи действует отрезвляюще.

Есть и другие способы успокоить возмущенного собеседника. «Во-первых, «прием «чужая роль»: если собеседник возмущается или кричит, нужно попробовать войти в его положение, посмотреть на ситуацию его глазами, стоит сказать человеку «Понимаю Вас» - и появляется возможность конструктивно повести разговор» [2]. Во-вторых, «сочувственное отношение к партнеру: нужно помнить, что признание правоты собеседника и сочувствие ему обычно гасят огонь возмущения» [2]. В-третьих, напряженную обстановку можно разрядить и шуткой, но она даст нужный эффект лишь тогда, когда тележурналист уверен в том, что у его собеседника есть чувство юмора. В-четвёртых, «прием отстранения: можно ненавязчиво рассматривать кричащего, сосредоточившись на какой-нибудь мелочи в его костюме или прическе; можно размышлять о его возрасте, семейном положении, любимом занятии; полезно также анализировать речь: особенности произношения слов, богатство лексики, интонации, удачные речевые обороты, ошибки в произношении слов и построении фраз» [2].

Чтобы не возникал барьер невежливости в общении, тележурналисту нужно быть внимательным к собеседнику с первой же минуты разговора.

Существуют различные способы преодоления барьеров в общении. Прежде всего, журналисту необходимо выработать у себя чувство собственного достоинства, уверенности в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть и недостатков.

* автор, ответственный за переписку

Рассмотрим типичные ошибки, создающие барьеры в телевизионном общении:

1. «Неправильные ожидания в отношении собеседника» [3]. Неправильные ожидания возникают в результате следующей ошибки: если тележурналист знает человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраивает его образ как положительный или отрицательный, а потом связывает свои ожидания с созданным образом.

2. «Тележурналисту кажется, что собеседник должен догадываться о том, что он чувствует» [3]. Стоит сразу четко сформулировать ожидания, объяснить причины.

3. «Тележурналист не улавливает подтекст разговора» [3]. Часто тележурналист не предполагает, что его интервьюер тоже может прямо не высказывать свои желания и истинное настроение.

4. «Если поведение человека тележурналисту неприятно, ему кажется, что он плохо к нему относится или даже делает это назло» [3]. Причина же может быть совсем в другом: людей обычно огорчают и раздражают несправедливые обвинения в плохом отношении, получается, что тележурналист сам и провоцирует конфликт.

5. «Тележурналист старается оправдать ожидания собеседника» [3]. В общении с хорошим человеком это приводит к неестественности отношений, которая нередко обнаруживается в самый неподходящий момент; если же тележурналист идет на поводу у манипулятора, последствия могут быть ещё хуже.

В телевизионном общении следует быть особенно снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать беседу бесконфликтной. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе (тележурналисту, ведущему) и собеседнику. Таким образом, тележурналисту следует построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ (Соглашение № 14. В37.21.1000).

ЛИТЕРАТУРА

1. Скаженик Е. Н. Деловое общение. Таганрог: ТРТУ, 2006. 136 с.

2. Панасюк А. Ю. Управленческое общение. Практические советы. М.: Экономика, 1990. 178 с.

3. Муратов А. Р. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект Пресс, 2003. 173 с.

Поступила в редакцию 06.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.