Научная статья на тему 'Барьеры модернизации российского общества: ретроспективный анализ'

Барьеры модернизации российского общества: ретроспективный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ПРОГРЕСС / СОБСТВЕННОСТЬ / ЭЛИТЫ / MODERNIZATION / CIVIL SOCIETY / DEVELOPMENT MODEL / PROGRESS / PROPERTY / ELITE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курсков Дмитрий Юрьевич

Рассматривается российское общество с точки зрения возможностей модернизации. Сравниваются результаты модернизации современной и дореволюционной России. Показаны основные препятствия для успешного реформирования. Делается вывод о важности совместных усилий государства и общества для инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Barriers modernization of Russian society: retrospective analysis

The author considers the Russian society in terms of upgrading capabilities. We compare the results of the modernization of the modern and the pre-revolutionary Russia. Showing the main obstacles to successful reform. The conclusion about the importance of the joint efforts of the state and society for innovation.

Текст научной работы на тему «Барьеры модернизации российского общества: ретроспективный анализ»

УДК 316.4 ББК 60.524

БАРЬЕРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ КУРСКОВ,

доцент кафедры гуманитарно-социальных дисциплин Московской академии предпринимательства Е-той: voluta@rambler.ru

Научная специальность 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы Рецензент: кандидат философских наук, кандидат юридических наук,

доцентВ.Ф. Калина

Сиойоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается российское общество с точки зрения возможностей модернизации. Сравниваются результаты модернизации современной и дореволюционной России. Показаны основные препятствия для успешного реформирования. Делается вывод о важности совместных усилий государства и общества для инновационного развития.

Ключевые слова: модернизация, гражданское общество, модель развития, прогресс, собственность, элиты.

Annotation. The author considers the Russian society in terms of upgrading capabilities. We compare the results of the modernization of the modern and the pre-revolutionary Russia. Showing the main obstacles to successful reform. The conclusion about the importance of the joint efforts of the state and society for innovation.

Keywords: modernization, civil society, development model, progress, property, elite.

Модель развития России, сформировавшаяся в 2000-е гг., исчерпала себя. Прирост ВВП в 2013 г. был всего 1,3%, в 2015 г. отмечался спад — 3,7%'.

Достижение основной цели системной модернизации в России — отход от сырьевой специализации, предполагает масштабную диверсификацию производства, его структурную трансформацию путем ускоренного развития обрабатывающей промышленности и отраслей услуг. Однако предлагаемые программы модернизации и построения инновационной экономики традиционно носят технократический характер. Не учитывается важнейшая функция современных услуг — инвестиционная, выраженная в накоплении человеческого капитала, распространении научного знания и других видов нематериальных ресурсов.

О модернизации можно говорить в трех смыслах.

1. Модернизация — это синоним всех прогрессивных социальных изменений, когда общество движется вперед соответственно принятой шкале улучшений. Подобное толкование применимо к любому историческому периоду.

2. Модернизация тождественна «современности», т.е. означает комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций, происходивших на Западе с XVI в. Это процессы индустриализации, урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, доминирующего влияния капитализма, распространения индивидуализма и мотивации успеха, утверждения разума и науки и пр.

3. Специфическое значение термина «модернизация», относящееся только к отсталым обществам и описывающее их усилия, направленные на «догоняющее развитие» ведущих стран.

Как полагает Р. Инглхарт, экономический прогресс влечет за собой постепенный переход от «ценностей выживания» к «ценностям самовыражения», и это позволяет понять, почему богатые общества в большей мере тяготеют к демократии2.

Каковы условия модернизации России? Рассмотрим некоторые структурные элементы, без развития которых модернизация может превратиться в модель «догоняющего развития».

Гражданское общество. До 1917 г. (после Великих реформ Александра II) в Российской империи существовали довольно развитые институты гражданского общества — партии, кооперативное движение, земство, различные благотворительные ассоциации, объединения буржуазии и пр.

«Ни въ одной другой стране, за исключешемъ, можетъ быть, Индш, кредитная кооперащя не пользовалась такой поддержкой государства, какъ въ Росии», писал В. Тотомианц3. М.И. Туган-Баранов-ский тоже ставит Россию в число ведущих стран по развитию кооперации.

Если в большинстве зарубежных стран социальность имеет устоявшиеся институциональные формы гражданского общества, дающего личности формальные ориентиры идентификации в виде институций религиозных, самоуправления, профессиональной корпоративности, то советский человек был этого лишен, а современный россиянин уповает на власть, а не на себя как гражданина.

Собственность. Субъектами прав, в том числе и субъектами права собственности, большинство российских подданных стало после 1861 года. В Конституции СССР 1936 г. зафиксирована «личная собственность». Несмотря на то, что Конституция России 1993 г. реанимировала частную собственность, тем не менее, неразвитость самого института собственности, ее правовых гарантий и защиты, неразвитость социальной базы (эффективных собственников) приводит к тому, что доминирующим (но не эффективным) собственником остается государство. Отсюда — отсутствие крупных внешних и внутренних инвестиций, рост бегства капитала и значительное развитие теневого сектора экономики (40—50% ВВП).

В стране для реальных изменений должно быть минимум 20% мелких и средних собственников. Кроме того, необходима дифференциация собственности, а не ее концентрация у ограниченного числа лиц.

Экономика. Промышленность в России на начальных стадиях развивалась в виде казенных и частных мануфактур, на которых работали посессионные (приписанные к мануфактурам) крепостные крестьяне. Промышленное развитие России было прервано войной и революцией. Рывок в индустриальное общество был совершен в советский период посредством государственной мобилизации населения (курс на индустриализацию предопределил судьбы крестьянства и всего населения в целом).

В современной России — высокий износ основных фондов в промышленности (около 50%), сырьевая структура экспорта (около 80%) — препятствует диверсификации экономики и увеличению экспортных доходов.

Города. Город как административная единица появился в результате губернской реформы 1775 г. В середине XIX в. число городов и посадов в Европейской России и Сибири составляло 691, в 1914 г. — 729. В 1916 г. в сельских поселениях городского типа проживало 3% населения, вместе с ним доля городского населения превышала 20%. Статус города приобретался поселением не автоматически, после достижения определенного количества жителей или определенного уровня промышленного и торгового развития, а по правительственному указу.

П.Н. Милюков отмечал, что «русский город был прежде всего правительственным и военным центром. В целой половине России, на юг от Оки все без исключения города... появлялись именно как оборонительные пункты»4.

Сейчас в России около 1 100 городов, значительная часть из них — моногорода.

Согласно концепции «полюсов роста» Ф. Перру, рост экономики страны во всех регионах не происходит равномерно, он появляется в некоторых пунктах, или полюсах роста, с изменяющейся интенсивностью он распространяется по различным каналам и с определенным переменным эффектом — на всю экономику. «Полюс роста» — это своеобразный ге-

426

Вестник экономической безопасности

№ 2/2016

нератор нововведений, но только их диффузия обеспечивает весомый экономический эффект.

Социальная база модернизации. В развитых странах доля среднего класса составляет 60—80%, что позволяет ему обеспечивать стабильность и преемственность развития без резких потрясений. По своим количественным и особенно качественным характеристикам отечественный средний класс существенно отличается от западного. Незначительное развитие демонстрирует малый и средний бизнес, доля которого в ВВП составляет всего 20%.

Политическая культура носит подданнический характер и проявляется в следующем:

• авторитарном характере власти, соответствующем политическим представлениям населения;

• традиционно доминирующим положением государства, в котором демократические права и свободы, как правило, не завоевывались обществом, а даровались милостью власти;

• огромной политической роли бюрократии;

• патернализме и клиентелизме (стремление быть под патронажем государства); ориентации на социальное восхождение вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии;

• политической инертности масс;

• отсутствии цивилизованных форм отношений между «верхами» и «низами»;

• правовом нигилизме. Огосударствление науки и образования. В дореволюционной России после Великих реформ Александра II эти институты получили широкую степень автономии. В современной России реформирование этой сферы привело к широкому контролю со стороны государства (реформа РАН и создание ФАНО).

Идеология. В дореволюционной России либеральный консерватизм связан с именами Б.Н. Чичерина, П.Б. Струве, П.А. Столыпина, С.Ю. Витте, В.А. Маклакова, Н.С. Тимашева, Д.Н. Шипова, Н.Х. Бунге, М.М. Сперанского и др. К сожалению, эти ценности оказались чуждыми большинству народа, поскольку в существенной степени они дискредитированы опытом реформирования постсоветской России.

Автономия личности. Значительная часть населения по-прежнему зависит от государства, в

частности, работники бюджетной сферы. Сравнительно невысокий платежеспособный спрос населения тормозит развитие промышленности.

Региональное неравенство — выражается и в дифференциации субъектов РФ по уровню социально-экономического развития, и в чрезмерной концентрации населения в Европейской части страны.

Инновации. Незаинтересованность в инновациях и государства, и бизнеса консервирует сложившуюся модель развития. Руководитель ФАНО М. Котюков 25 ноября 2015 г. сообщил, что в бюджете России на 2016 год на развитие науки предусмотрено 85,5 млрд руб., или 1,221 млрд долл. Ни в одной развитой стране мира столь низких затрат на науку нет5.

Государственное управление. Отдельно следует отметить качество управления, которое, не в последнюю очередь, связано с качеством элит. Как полагают П.А. Сорокин, О.В. Крыштановская, О.И. Шкаратан и др., формирование отечественных элит не отвечает принципу меритократии (власть достойных). Это определяется как закрытостью элит, недостаточной эффективностью каналов социальной циркуляции (важность данного фактора особенно подчеркивал П.А. Сорокин), так и ценностными ориентациями социальных действий (Т. Парсонс).

Таким образом, модернизация России зависит не только от усилий государства, но и человека — гражданина, который является партнером государства, равноправным субъектом, способным предъявить требования государству и отвечать за свои поступки.

1 Накануне Первой мировой войны Российская империя имела вторую по размерам экономику в мире. ВВП Российской империи (без Польши и Финляндии) составлял 8,6% от мирового, а население 8,7% от мирового.

2 Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М., 2002. С. 107.

3 В. Тотомiанцъ. Кооперащя въ Россш. Прага, 1922.

4 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 2010.

5 В США в 2015 г. правительство выделило на развитие науки и новых технологий 135,4 млрд долл. Помимо этого, жители США пожертвовали на общественные учреждения в 2014 г. 358,38 млрд долл., пожертвования корпораций составили 17,77 млрд, а различных фондов — 53,7 млрд. Значительная часть этих средств идет на научные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.