Научная статья на тему 'БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РИСК / БИЗНЕС / ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / УСПЕХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева П. А.

Данная статья раскрывает сущность предпринимательства, не только как общепринятый факт рискованной деятельности, но и через подходы таких ученных как Ричард Кантильон, Карл Маркс и Йозеф Шумпетер. Проведено исследование гендерных и физических различий в области предпринимательства, рассмотрены достоинства и недостатки мужского и женского менеджмента. Особое внимание уделено такому поставленному вопросу как существование некого количественного перекоса среди женщин и мужчин предпринимателей. Итогом послужили выводы о количественном и качественном мужском и женском ведении бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

С О

Ц

И О

Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 304

П.А. Николаева

БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Данная статья раскрывает сущность предпринимательства, не только как общепринятый факт рискованной деятельности, но и через подходы таких ученных как Ричард Кантильон, Карл Маркс и Йозеф Шумпетер. Проведено исследование гендерных и физических различий в области предпринимательства, рассмотрены достоинства и недостатки мужского и женского менеджмента. Особое внимание уделено такому поставленному вопросу как существование некого количественного перекоса среди женщин и мужчин предпринимателей. Итогом послужили выводы о количественном и качественном мужском и женском ведении бизнеса.

Ключевые слова: гендер, предпринимательство, риск, бизнес, женское предпринимательство, самореализация, менеджмент, успех.

Предпринимательская деятельность является ярким примером стремления к лидерству и самореализации. Предприниматель берет на себя риск в рамках финансовой и экономической деятельности, направляя свои силы на получение стабильной прибыли. Вне зависимости от того, мужчина это или женщина, предпринимателю требуется умение брать на себя ответственность, принимать четкие решения, проявлять инициативу, рисковать и при этом стремиться к большей эффективности получаемых результатов.

© Николаева П.А., 2018.

Научный руководитель: Ерохина Людмила Дмитриевна - профессор, Школа гуманитарных наук в г. Владивосток, Россия.

В сегодняшней кризисной российской реальности роль предпринимательства заметно усиливается, так как рассматриваемая деятельность прямым образом позитивно влияет на экономику развития городов и регионов.

Для начала обратимся к сведению воедино разнообразных трактовок понятия предпринимательства.

Зарождение теории предпринимательства можно связать с именем ирландского ученого Р. Канти-льона, который является новатором в теории предпринимательства и обозначил предпринимательство как отдельную экономическую функцию.

Предприниматель по его мнению - это человек, сознательно идущий на риск доходообразую-щей деятельности. Предпринимательству ученый отвел первостепенную роль в развитии экономики, но четко различал капиталистов и предпринимателей, к которым относил как ремесленников, купцов, так и фермеров, разбойников, нищих и других лиц с нефиксированным доходом.

Исследователь считал, что, приобретая товары по известной стоимости и выплачивая собственникам земли фиксированные подати, предприниматель ожидает продать свои товары по более высокой, но неизвестной ему цене, в силу рыночной «неопределенности». Р. Кантильон выделяет только одну сущность предпринимателя, однако «управляющий» - это все-таки наемный работник, и предпринимателем быть, по мнению ученого, он не может. Также Р. Кантильон настойчиво заостряет внимание на значении неопределенности доходов и способности стойко выносить эту неопределенность, то есть рисковать. Экономист, кроме того, первым высказал мнение о том, что предприниматель - это человек, который приобретает по заблаговременно известной цене, а уже продает по абсолютно неизвестной, что располагает к риску. Автор уверен, что предпринимателю совершенно необязательно что-что производить или заниматься деятельностью на свои собственные деньги.Значительный вклад в теорию предпринимательства внес и Карл Маркс. В своем труде «Капитал» великий экономист уравновешивает предпринимателя с капиталистом, считая при этом, что не всякий предприниматель является капиталистом. Очень многие, возможно, действительно согласятся с ним, ведь капиталист - это человек, который, используя частную собственность, получает прибыль.

К. Маркс делил предпринимателей на активных, или функционирующих, и капиталистов-кредиторов. Функционирующие предприниматели получают прибыль за вычетом процента (предпринимательский доход), а капиталисты-кредиторы получают процент, который является платой за предоставленный кредит. Следовательно, прибыль делится на две части. Но если процент приходится на долю собственности как часть капитала, то предпринимательский доход активный капиталист получает исключительно благодаря операциям и функциям, которые он совершает в процессе воспроизводства в отраслях, создающих продукт или оказывающих услуги. Данное фундаментальное различие двух частей прибыли заключается в том, что процент есть плод капитала самого по себе, результат владения капиталом, независимо от процесса производства, а предпринимательский доход - плод капитала действующего в процессе производства, и поэтому результат той активной роли, которую лицо, применяющее капитал, играет в процессе воспроизводства.

Таким образом, можно сказать, что Карл Маркс под предпринимательством понимает разнообразные экономические формы вплоть до возможности действующего предпринимательства без обладания собственностью. Также он подчеркивает, что функцией предпринимательства является осуществление инноваций. Реализация данной функции связывается с особенностями личности конкретного предпринимателя. Маркс отводил ему пассивную роль, так как предпринимательской функцией является лишь вкладывание капитала в средства производства, реализация бизнес-идей или организация собственного дела, в дальнейшем могущего принести прибыль в денежном эквиваленте, а роль капиталиста сводится к эксплуатации труда. [2] Йозеф Шумпетер, напротив, говорил о том, что предприниматель не несет абсолютно никаких рисков и вообще не является профессией. Автор выделяет предпринимательскую функцию, которая состоит в осуществлении организационно-хозяйственной инновации. Анализируя предпринимательство в целом, Шумпетер приходит к выводу, что предприниматели занимаются «осуществлением новых комбинаций» для повышения производительности.

Также Шумпетер ввел в науку термин «инновация» как новую экономическую категорию. Предприниматель, считает автор, - это новатор, а его деятельность - новаторство, поскольку он использует новшества для получения сверхприбыли. [11] Р. Беннет и С. Дэнн определяют предпринимателя как «человека, который создал предприятие как новое, ориентированное на рост, с целью получения прибыли и достижения личного удовлетворения». [1, с. 18]

Как видим, каждый из экономистов имел свое мнение и отводил либо приоритетное, либо второстепенное значение предпринимательству в экономике. Также велось сравнение с различными факторами производства, к примеру, Ричард Кантильон говорил о том, что предприниматели есть фермеры и ремесленники, а Карл Маркс отождествлял капиталистов с предпринимателями.

Некоторые из экономистов, иначе оценивая сущность предпринимательства, указывали на риск как важный фактор предпринимательства.

В целом эволюция взглядов на экономическую сущность предпринимательства позволяет сделать вывод о наличии фундаментальной теоретической основы для раскрытия сущности, свойств и функций предпринимательства. Однако в теории предпринимательства существуют многочисленные методологические проблемы, которые приводят к ошибочным результатам и являются предметом научных дискуссий.

Чем обусловлена предпринимательская деятельность и может ли зависеть успех руководителя организации от половой принадлежности? Рассмотрим данный вопрос детальнее, поскольку эта тема сегодня очень актуальна, ведь женщины наперекор природе и гендерному укладу стали брать на себя инициативу, идти вперёд и вести за собой своих сотрудников.

Привычный образа бизнесмена (предпринимателя) - чаще всего портрет мужчины. Понятие «женское предпринимательство» не совсем определенно, поскольку является очень широким.

Становление женского бизнеса в России движется не так быстро, как во всем мире, постоянно сталкиваясь с социальными и экономическими сложностями. Женщина в бизнесе имеет широкую группу социальных и других проблем, тогда как наличие благоприятных условий для раскрытия творческого женского потенциала весьма важно как для формирования занятости женщин в экономике, так и для решения насущных острых проблем их определения в области карьеры. К тому же в числе безработных большинство по-прежнему составляют женщины. [14]

Очевидно, что современное общество переосмысливает значение человеческого пола в социальной, культурной, а также экономической сфере. В социуме мужчинам и женщинам всегда отводились принципиально разные статусы, что связано с фундаментальными основами общества. Существует дифференциация на мужские и женские роли в обществе, а также различия в поведении в разных сферах деятельности, в том числе в предпринимательстве.

Изучение особенностей мужского и женского предпринимательства является актуальным, так как изменения в гендерных идеалах вызывают возникновение такого явления, как гендерная сегрегация (неравное распределение женщин и мужчин в тех или иных сферах жизни). Естественно, это затрагивает и сферу предпринимательской деятельности.

Гендерные различия обуславливают наличие некоторых особенностей исполнения роли предпринимателя. В современном российском обществе численность предпринимателей растет с каждым годом, однако женщин-предпринимателей гораздо меньше, чем мужчин. Несмотря на то, что женщины активно включаются в предпринимательскую деятельность, диспропорция в соотношении между мужчинами и женщинами существует: из общего количества предпринимателей в Российской Федерации в 2015 году только 27% - женщины. [3,с. 111]

В целях изучения особенностей мужского и женского предпринимательства в 2016 году комитетом по развитию женского предпринимательства «Опора России», был проведен опрос, генеральная совокупность которого представлена российскими предпринимателями мужского и женского пола. В опросе участвовали 50 российских предпринимателей, среди которых 58 % -женщины, 42 % - мужчины. Возрастная категория женщин в большинстве своём составила от 18 до 28 лет - 65,6%, а мужчин -52,4%. От 40 до 50 лет мужчины - 47,6%, женщины - 31%. В основном опрошенные вели малый бизнес с персоналом до 50 человек, занимались они своей деятельностью менее года, были зарегистрированы как индивидуальные предприниматели.

В результатах опроса отразилась отраслевая специфика: женщины в большинстве своём задействованы в отрасли оптовой и розничной торговли и в индустрии красоты, мужчины же состоят в таких областях, как научная деятельность и строительство.

В исследовании были определены мотивы, которые побудили бизнесменов заняться предпринимательством. Для большинства женщин мотивом стало стремление к самореализации (75,9%), желание ре-ализовывать себя в любимом деле (62,1%), стремление к независимости (44,8%), нежелание работать под чьим-то управлением (41,4%), а также осознание необходимости обеспечивать нормальную жизнь для себя и семьи (31%).

Мужская иерархия мотивов очень схожа с женской: на первом месте это стремление к самореализации - 57,1%, одну и ту же позицию занимают (38,1%) такие стимулы как осознание необходимости обеспечивать нормальную жизнь для себя и семьи, желание заниматься делом по душе и стремление к независимости. Также нужно отметить, что женщины чаще, чем мужчин выделяют собственное стремление к самореализации и независимости как основную причину, по которой они занялись предпринимательством. А отсутствие возможностей для профессионального роста для мужчин более значимый мотив (19%), нежели чем для женщин (13,8%).

Можно сравнить полученные нами данные с исследованием, которое проводилось в 2015 году тем же комитетом. Тогда 37% женщин основополагающим мотивом для предпринимательства назвали возможность получения дополнительной финансовой поддержки и 28% видели в этом способ самореализации. [7]

Итак, вышесказанное позволяет указать, что иерархия мотивов и факторов, влияющих на желание женщин заниматься предпринимательством, не изменилась за последний год. Это говорит нам о том, что представительницы женского пола видят в предпринимательстве не только финансовую опору, но и возможность собственного внутреннего развития.

Следующим аспектом исследования являлось изучение проблем, с которыми предприниматели столкнулись на начальном этапе. Женщины-предприниматели в основном указывают как на основную трудность на малую финансовую поддержку (37,9%), их беспокоит постоянный стресс (34,5%), а также совмещение обязанностей по дому и профессиональных функций (19,7%).

У мужчин несколько иная ситуация, для них основными трудностями стали недостаток практического опыта в организации и развитии собственного дела (47,6%), недостаточная финансовая поддержка (42,9%), постоянный стресс (33,3%).

Вне зависимости от пола предприниматели постоянно следят за ходом работы, но дают своим сотрудникам возможность действовать самостоятельно, а также могут дружить с ними. Но женщин, которые постоянно контролируют работу своих подчиненных и соблюдают дистанцию с ними, больше, чем мужчин. Это может объясняться тем, что руководители-женщины пытаются отстоять свой авторитет в глазах подчинённых, выбирая строгость как модель поведения.

Из-за особенностей гендерных ролей женщины аккуратны в предпринимательстве. Они ведут дела более осторожно, чем мужчины, стараются не принимать скоропостижных решений и рискуют, только если уверены в своём решении. Подобная стратегия действует и при взаимоотношениях с конкурентами и партнерами.

Мужчины более агрессивны и готовы к жесткой конкуренции в бизнесе, чаще готовы рисковать, в отличие от женщин, которые стараются приспосабливаться и искать компромиссы.

Большая часть предпринимателей не считает, что женщины ощущают неравенство своих возможностей по сравнению с мужчинами. Но 20,7% женщин полагают, что данное утверждение верно, так как они несут двойную нагрузку, совмещают дом и работу.

Итоги социологического исследования показали, что значительная часть женщин указывают на неравные условия по сравнению с мужчинами, объясняя это двойной нагрузкой и отсутствием серьезного отношения к ним со стороны партнеров мужчин. [4, с. 59]

Однако если сравнивать полученные ответы, то доля женщин, которые считают данное утверждение стереотипом, возросла в два раза с 2015 года - с 30% до 62,1%. Из этого можно сказать, что гендер-ные стереотипы в предпринимательстве всё больше размываются.

Таким образом, стремление к лидерству, самореализации и независимости имеет общую природу и не зависит от гендерных и физических различий. Но в деловых стратегиях мужчин и женщин существует некоторая специфика, обусловленная особенностями «мужских» и «женских» ролей в реалиях общества. [6] Для женщин сложность заключается в том, что существует необходимость совмещения этих ролей, вследствие чего могут возникать конфликты.

Но с другой стороны, исследование показало, что гендерные стереотипы размываются, следовательно, женщины могут исполнять на одном уровне и семейные и профессиональные роли.

Библиографический список

1.Avolio, B.E. A Methodological Problem Associated with Researching Women Entrepreneurs / B.E. Avolio // Journal of Women's Entrepreneurship and Education. - 2011. - №1-2. - P. 9-25.

2.Беленький В. Х., Паульман В. Ф. Предпринимательство: развитие, природа, проблемы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/03/11/1251433518/Belenkiy.pdf

3. Гавриловская С. В. Женское предпринимательство: стереотипы и эмпирические наблюдения // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 3. С. 169 173.

4.Галлямов Р. Р. Особенности женского предпринимательства в современной России // Человек. Экономика. Общество. 2013. № 3. C. 56 - 64.

5.Гурьянов П.А. О предпринимательстве // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1453

6.Ильиных С.А. Женский топ-менеджмент с точки зрения социологии управления // Вестник НГУЭУ. 2012. Т. 2. № 4. С. 113-123.

7.Индекс опоры предпринимательской активности женщин WBI 2015 // Комитет по развитию женского предпринимательства «ОПОРА» России [Электронный ресурс] URL: http://womanopora.ru/proekty (Дата обращения: 09.12.2016)

8. Корнейко О.В. Интеграция рыбохозяйственных предпринимательских структур в экономику региона: теоретические и практические аспекты. // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2015. № 1 (24). С. 46-54.

9.Корнейко О.В., Бадун Э.А., Ткаченко В.А., Тихонова А.С. Новые финансовые возможности в сфере предпринимательства: внедрение микрофинансирования, краудфандинга, «peer-to-peer» кредитования. // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 913-918.

10. Корнейко О.В., Ма Б. Теория предпринимательства в контексте современного развития российской экономики. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. № 2 (25). 2016.

11. Краснова Н.А. Инновации в экономических теориях разных школ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3476

12. Орлова, А.В. Женское предпринимательство: эволюция научных исследований / А.В. Орлова, Б.В. Сер-виров // Вестник экономической интеграции. - 2013. - №8 (64). - С. 220-233.

13. Теории предпринимательства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newinspire.ru/lektsii-po-gosregulirovaniiu-ekonomiki/teorii-predprinimatelstva-2233

14. Федеральная служба государственной статистики, данные регламентной таблицы за 2011 год. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/wages/# (дата обращения: 15.02.2011).

НИКОЛАЕВА ПОЛИНА АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Дальневосточный Федеральный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.