Научная статья на тему 'Барьеры экстернализации индивидуальных таситных знаний'

Барьеры экстернализации индивидуальных таситных знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ / EXTERNALIZATION / ГЕНЕРАЦИЯ / СРЕДСТВА И ИНСТРУМЕНТЫ / METHODS AND TOOLS / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ORGANIZATIONAL WORLDVIEW / СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / STRATEGY OF THE ENTERPRISE / GENERATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сытник Наталия Ивановна

Представлен анализ барьеров экстернализации индивидуальных таситных знаний. Выделены три типа таких барьеров: неосознанность индивидуумом наличия или ценности знаний; низкая мотивация к экстернализации знаний; объективная или субъективная сложность кодификации таситных знаний. Рассматриваются возможные стратегии преодоления указанных барьеров на организационном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Barriers of Externalization of the Individual Tacit Knowledge

The analysis of the barriers of externalization of the individual tacit knowledge is presented. Three types of such barriers are identified: individual being unconscious of the existence or the value of knowledge; low motivation to externalize knowledge; objective or subjective complexity of codification of the tacit knowledge. Some possible strategies of overcoming these barriers at the organizational level are considered.

Текст научной работы на тему «Барьеры экстернализации индивидуальных таситных знаний»

преграды не помеха... мыслям

барьеры экстернализации

индивидуальных таситных знаний

_Аннотация

Представлен анализ барьеров экстернализации индивидуальных таситных знаний. Выделены три типа таких барьеров: неосознанность индивидуумом наличия или ценности знаний; низкая мотивация к экстернализации знаний; объективная или субъективная сложность кодификации таситных знаний. Рассматриваются возможные стратегии преодоления указанных барьеров на организационном уровне.

Ключевые слова: знания, управление, эк-стернализация, генерация, средства и инструменты, организационное мировоззрение, стратегия предприятия

Согласно новой парадигме управления, которая стала доминирующей в эпоху инновационной экономики, приоритетная роль в формировании конкурентного преимущества организации принадлежит знаниям.

Типы знаний по М. Поланьи

Изучение знания с позиций плюралистической эпистемиологии имело результатом создание многочисленных классификаций его форм и видов. До настоящего времени наиболее влиятельной остается классификация, предложенная основоположником постпозитивистского направления в философии М. Поланьи [1].

М. Поланьи выделяет два типа знаний - таситное и эксплиситное.

Таситное (неявное) знание является личностным, интуитивным, сложно формализуемым, возникающим и проявляющимся в деятельности. Эксплиситное (явное) - знание, кодифицированное на материальных носителях, пригодное для

Сытник

Наталия Ивановна

кандидат биолог.

наук, доцент кафедры

менеджмента,

Киевский национальный

университет,

Киевский

политехнический

институт

Natalia_Sytnik@ukr.net

М. Поланьи выделяет

_два типа знаний -

_таситное

_и эксплиситное

трансформации, включающее когнитивные и технические элементы. Его можно зафиксировать и, в отличие от таситных знаний, сохранять и распространять.

Согласно общепризнанной модели создания организационных знаний, процесс генерации знания представляет собой «бесконечную спираль тасит-ных и эксплиситных знаний в четырех формах их превращения»: социализация, экстернализация, комбинация и интернализация [2]. В процессе социализации, по мере того как группа совместно работающих людей развивает общие ментальные модели и технические навыки, индивидуальное таситное знание обобществляется, превращается в коллективное достояние группы, сохраняя при этом таситную природу. В процессе экстернали-зации таситные знания превращаются в эксплисит-ные в результате диалога и коллективного осмысления (рефлексии) членами группы своего опыта.

жены еще неточно и непоследователь-[ределенный разрыв между образами вербальными формулировками. В процессе комбинации вновь образованное знание кристаллизуется путем систематизации, комбинации, категоризации и интеграции, приобретая достаточно точные вербальные формы. Завершающим процессом в цикле БЕС1 выступает интернализация, в результате которой эксплиситное знание вновь становится таситным. Это процесс обучения, который осуществляется через поведенческое развитие операционного знания и стимулирует образование таситного знания на новом витке спирали.

Барьеры экстернализации и их группы

Р. Грант [3] идентифицирует таситное знание, в силу сложности его передачи и воспроизведения, как наиболее ценный актив организации и основу конкурентного преимущества. Но эти же качества существенно затрудняют его распространение и использование внутри организации, делая актуальным изучение условий, факторов и средств экстер-нализации таситных знаний.

Чтобы сделать экстернализацию продуктивной, при выборе конкретных средств и процедур управления знаниями необходимо принимать во внимание

г, 2012, № 11

различия в происхождении таситности и, соответственно, неоднородность барьеров, препятствующих экстернализации индивидуальных таситных знаний.

Барьеры экстернализации можно разделить на три группы.

1. Неосознанность наличия или ценности знаний. Часто индивидуум не осознает, что он владеет тасит-ными знаниями [4] или того, что его знания являются ценными и значимыми для организации. Многие знания вопринимаются их носителями как «само собой разумеющиеся», хотя неповторимый индивидуальный способ действия может быть результатом аккумулирования и глубокой интегрированности многолетнего практического опыта

2. Низкая мотивация к социализации и экстернализации знаний. На индивидуальном уровне у индивидуума нет необходимости в экстернализации тасит-ных знаний. Как отмечает Д. Стенмарк, «поскольку мы способны использовать наши таситные знания не задумываясь, у нас нет необходимости их документировать» [4]. Кодификация, требующая затрат времени и усилий, необходима организации, хотя не всегда дает очевидные выгоды индивидууму. Более того, существует потенциальный риск потери власти и конкурентного преимущества в случае превращения таситных знаний в эксплиситные

[5]. Экстернализация может оказаться опасной на индивидуальном уровне: делясь знаниями, человек рискует частично потерять свое влияние, власть, конкурентное преимущество и вообще оказаться не нужным организации.

3. Объективная или субъективная сложность кодификации таситных знаний. Согласно М. Поланьи, таситные знания проявляют себя в практической деятельности, при этом их кодификация может быть вообще недостижимой.

Объективно таситные знания могут быть сложно кодифицированными, поскольку они «существуют только в человеческих руках и умах и проявляют себя через их действия» [4]. По мнению С. Чу, «тасит-ное знание распылено в совокупности практического опыта индивидуума» и «...основывается на тактильных сигналах, регистрируемых человеческим телом при взаимодействии с окружающим миром»

[6]. Таситные знания, связанные с тактильным

необходимо

принимать

во внимание различия

в происхождении

таситности

и, соответственно,

неоднородность

барьеров,

препятствующих

экстернализации

индивидуальных

таситных знаний

индивидуумы

могут испытывать

_трудности

_в нахождении

гдекватных способов выражения знаний, которые бы сделали _их доступными

для других

п

восприятием, способом выполнения кинестетических сложнокоординированных действий, а также индивидуальными когнитивными навыками обработки информационных потоков по своей природе неотделимы от действий индивидуума и практически не поддаются кодификации. К этой группе относится, например, принятие бизнес-решений в условиях высокой неопределенности. Субъективная сложность кодификации таситных знаний касается непосредственно процесса социального взаимодействия индивидуума с ближайшим окружением, необходимого для передачи знаний. Индивидуумы могут испытывать трудности в нахождении адекватных способов выражения знаний, которые бы сделали их доступными для других. Но кодификации также может препятствовать неготовность коллег воспринять и понять новые знания в силу ограниченности своего опыта или неспособности проникнуть в сущность знания. Представляется, что дифференциация стратегий управления знаниями должна происходить с учетом указанных выше различий в барьерах их экстерна-лизации.

ерах их экстерн

И барьеры вполне преодолимы

Сравнительно легко преодолевается барьер неосознанности наличия таситных знаний. В этом случае экстернализации будет способствовать повышение эффективности коммуникаций в группе коллег, объединенных совместной деятельностью. Целенаправленные дискуссии, наводящие вопросы, активное обсуждение на фоне взаимного уважения и доверия во многих случаях позволяют вывести индивидуальные знания из сферы таситности и сделать их доступными для коллективного пользования. Вторым по сложности барьером является низкая мотивация к обмену знаниями. В литературе отмечается, что отсутствие соответствующего механизма вознаграждения на индивидуальном уровне может заметно затормозить обмен знаниями, несмотря на потенциальные преимущества этого процесса для организации [7]. Вопрос в том, каким должен быть этот механизм. Очевидно, традиционные формы материального вознаграждения (зарплата, премии или бонусы) мотивируют работников к достижению определен-

юмика, 2012, № 11

ного результата, но, как правило, не мотивируют к обучению других членов коллектива. Введение дополнительного вознаграждения за передачу знаний, наставничество или коучинг само по себе может оказаться недейственным, если работник, передавая знания коллегам, рискует потерять свое влияние в организации или работу вообще. Вероятно, материальное вознаграждение за передачу знаний должно сопровождаться гарантией занятости на определенный срок, однако более веским аргументом, побуждающим к обмену знаниями, является возможность «бартера знаний»: индивидуум делится своими знаниями, получая взамен равнозначные по ценности знания от других членов коллектива, или приобретает за счет организации ценные для себя знания, которые в ином случае были бы для него недоступны. Наиболее трудно преодолимым барьером экстер-нализации представляется сложность кодификации таситных знаний.

Знания, которые объективно сложно кодифицировать, могут обобществляться на этапе социализации в спирали создания знаний [2], оставаясь при этом таситными. Хотя таситность групповых знаний препятствует их широкому распространению и сохранению на материальных носителях, такие знания могут эффективно использоваться в данной группе работников, создавая дополнительную стоимость для организации.

Неотделимость знаний этого типа от их носителей означает, что организация должна принимать необходимые меры для удержания таких работников в организации, например, создавая соответствующие программы лояльности. Для сохранения сложноко-дифицируемых таситных знаний важно обеспечить преемственность в работе коллектива, чтобы у группы было достаточно времени для передачи своих знаний новым членам.

Для преодоления барьера субъективной сложности кодификации таситные знания должны пройти цикл SECI. В результате совместной деятельности и интенсивных внутригрупповых коммуникаций знания постепенно освобождаются от таситности, чтобы затем, на этапе интернализации, стать частью базиса знаний других членов группы, превращаясь в совокупность их ментальных моделей.

в силу

неоднородности происхождения таситных знаний их экстернализация сопряжена с преодолением барьеров различной природы и сложности

в случае низкой

мотивации к обмену _знаниями цикл

Таким образом, в силу неоднородности происхождения таситных знаний их экстернализация сопряжена с преодолением барьеров различной природы

SECI блокируется, и сложности.

а объективно

сложнокодифи-

_цируемые знания

обобществляются в группе совместно

работающих,

минуя этап

экстернализации

не п

Выводы

В работе дифференцированы следующие типы барьеров экстернализации:

1) неосознанность индивидуумом наличия или ценности знаний;

2) низкая мотивация к экстернализации знаний;

3) объективная или субъективная сложность кодификации таситных знаний.

Показано, что цикл SECI нельзя считать универсальным инструментом генерации организационных знаний. По циклу SECI генерация знаний происходит в случае неосознанности наличия или ценности знаний, а также при экстернализации субъективно сложнокодифицируемых знаний. В случае низкой мотивации к обмену знаниями цикл SECI блокируется, а объективно сложноко-дифицируемые знания обобществляются в группе совместно работающих, минуя этап экстерна-лизации. Данный вывод соответствует мнению C. Герлея, который указывает на ограниченность концепции «спирали знаний» вследствие упрощенного понимания экономических аспектов природы знания и пределов кодификации тасит-ного знания [8].

Сущностные различия выделенных барьеров необходимо учитывать при выборе конкретных средств и инструментов экстернализации таситных знаний в организационной среде.

Литература

1. Polanyi M. The Tacit Dimension. - London: Routledge & Kegan Paul, 1966.

2. Nonaka I., Takeuchi H., Umemoto K. A theory of organizational knowledge creation // International Journal of Technology Management. No 11. 1996.

3. Grant R.M. Prospering in dynamically-competitive environments: Organizational capability as knowledge integration // Organization Science. No 7(4). 1996.

4. Stenmark D. Leveraging tacit organisational knowledge // Journal of Management Information Systems. Vol. 17. No. 3. (Winter 2000-2001).

омика, 20l2, № ll

5. Leonard D. and Sensiper S. The role of tacit knowledge in group innovation // California Management Review. No. 40 (Spring 1998).

6. Choo C.W. The Knowing Organization. - Oxford: Oxford University Press, 1998.

7. Stenmark D. Asynchronous brainstorm: an intranet application for Creativity // Proceedings of WebNet 99, Honolulu: AACE Press, 1999.

8. Gourlay S. Conceptualizing Knowledge Creation: A Critique of Nonaka's Theory // Journal of Management Studies. No 7. 2006.

Natalia I. Sytnik

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PhD. in Biology, Associate Professor of the Academic Department of Management, Taras Shevchenko National University of Kyiv,

The National Technical University of Ukraine«Kyiv Polytechnic Institute»

Barriers of Externalization of the Individual Tacit Knowledge

_Abstract

Tlhe analysis of the barriers of externalization of the individual tacit knowledge is presented Three types of such barriers are identified: individual being unconscious of the existence or the value ofknowledge; low motivation to externalize knowledge; objective or subjective complexity of codification of the tacit knowledge. Some possible strategies of overcoming these barriers at the organizational level are considered.

Keywords: knowledge, management, externalization, generations, methods and tools, organizational worldview, strategy of the enterprise

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.