Научная статья на тему 'Barbie, или чудесные приключения античного идеала красоты'

Barbie, или чудесные приключения античного идеала красоты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
832
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Barbie, или чудесные приключения античного идеала красоты»

А. Г. Букина

Barbie, или чудесные приключения античного идеала красоты

В 2009 г. исполнилось пятьдесят лет Барби (the Barbie © Doll) - пластиковой кукле, изделию компании «Маттел Инкорпорейтед» (Mattel Inc); штаб-квартира в Эль Сегундо, штат Калифорния. В 2008 году на Барби в мире истратили почти два миллиарда долларов, а в нынешний кризисный год продажи сократились на восемь процентов. 27 Барби - не более и не менее, чем товар на рынке детских игрушек, но мир массовой культуры празднует этот юбилей и снова, и снова вспоминает, что:

Патент на изобретение куклы, похожей на девушку-тинейджера с женственной фигурой, был зарегистрирован в 1958 году Рут Хэндлер (Ruth Handler; 1916-2002). Ее дочь Барбара больше всех игрушек любила подобную картонную куклу, которую можно было переодевать в разные бумажные наряды. Путешествуя по Швейцарии и Австрии, Рут обратила внимание на куклу Лили (Bild Lilli), которая появилась в 1955 году (в 1964 году «Маттел» выкупила патент и прекратила ее выпуск). Лили тоже выглядела как взрослая девушка, и ее можно было переодевать в платья, которые продавались отдельно.

На основе этих наблюдений и собственных представлений Рут Хэнд-лер о современной девушке, был создан первый прототип Барби. Она была радикально непохожа на всех кукол на американском рынке. В отличие от тех улыбчивых пупсов с младенческими формами, Барби была взрослой, красивой, нарядной и самостоятельной. Когда 9 марта 1959 года ее представили на ярмарке игрушек, кукла не была принята оптовыми торговцами. Особенно, согласно маркетинговым исследованиям того времени, в новой игрушке смущали натуралистичная грудь, серьезное выражение лица и взгляд в сторону из-под полуопущенных век. Кроме того, на Барби не было ничего кроме купальника с зебровыми полосами, очков и открытых туфель на высоких каблуках. Остальная одежда предлагалась отдельно. Иначе говоря, в образе Барби нельзя было не почувствовать черты нешуточной сексуальности.

Получив отказ, Рут Хэндлер обратилась к помощи телевизионной рекламы, только появившейся в США. Телевидение сделало ее куклу звездой и рекордсменкой по продажам28. Судьба с самого начала связала Барби со скандалом и с шоу-бизнесом.

27 www. mattel. com; www. forbes. com.

28 Gerber R. Barbie and Ruth: The Story of the World’s Most Famous Doll and the Woman Who Created Her. New York, 2009.

Первая Барби была выпущена в едином исполнении (вариации касались только двух цветов волос - белокурого и темного). Эта Барби - основной артикул фирмы, игрушка для девочек от четырех до десяти лет; она менялась вслед за модой на женскую красоту. С 1960-х годов на рынке ежегодно появляются коллекции, в которых помимо представлены еще тематические куклы, предназначенные для взрослых коллекционеров. Всего создано около сотни моделей кукол разных профессий, а также куклы с разным цветом кожи, и с лицами знаменитостей, и в нарядах известных дизайнеров (в последнее время для нее шили Карл Лагерфельд, Вера Вонг, Кристиан Люботен). Также Барби представляют в разных культурно-исторических образах, и в самых знаковых образах американской массовой культуры, героиней которой она, несомненно, является. Насколько она в этом качестве одиозна, свидетельствуют многочисленные вербальные и визуальные материалы.

Вербальные - это, чаще всего, критические публикации и материалы судебных процессов29. Их инициируют люди, обеспокоенные мощнейшим воздействием образа Барби на маленьких девочек. Что для Барби и для этих девочек важнее - фигура и шопинг или душевная теплота и образование? Фигура куклы подвергается критике: Барби обладает нереально длинными и узкими членами, невозможной талией и прочими фан-тастически-изящными чертами. Стремление выглядеть, как Барби, приводит к пищевым и психическим расстройствам. Одна из самых известных жертв - англичанка Сара Берж (Sarah Burge), которая сделала около сотни пластических операций, чтобы стать похожей на Барби.

С другой стороны, Барби и ее субкультура теперь становятся предме-

30

том серьезного социологического и искусствоведческого анализа .

Среди визуальных документов о Барби можно назвать несколько значительных произведений изобразительного искусства.

Так в 1985 году появился портрет работы Энди Уорхола (Andy Warhol; шелкография; собственность «Маттел»). Этот объект - исключительно важный знак признания пластических достоинств и образной энергетики Барби в рамках визуальной среды поп-арта.

В 1993 году Барби была изображена на серии полотен работы Кэрол Пелиджиан (Carol Peligian; смешанная техника; собственность автора). «Барби обладает качествами бессмертия, - говорила Пелиджиан, - каждый с удовольствие играет с этой нереалистичной идеей»31.

В 1994 году мастер психоделической живописи Питер Макс написал «Футуристическую Барби» (Peter Max; холст, масло; собственность автора). К со-

29 Lord M. G. Forever Barbie: the unauthorized biography of a real doll. New York, 2004.

30 Rogers M. A. Barbie culture. London, 1999.

31 Vander Broek A. Barbie Turns 50. Barbie-Inspired Art. www. forbes. com.

рокалетию Барби (в 1998 году) известный американский фотограф Дэвид Ле-винталь создал серию ее фотопортретов, снятых при помощи аппарата «Полароид» (David Levinthal; 24 x 20 дюймов; разные частные коллекции). Эти работы отдают должное Барби как реальной личности и одной из самых пленительных див современного шоу-бизнеса.

С другой стороны, произведения визуального искусства бывают и критическими. Таков цикл фотографий чешской художницы Кристины Мильде (Kristyna Milde); галерея «Павильон» (Galena Pavilon), Прага; 2008)32. Цикл называется «cUMENI», что подразумевает понимание игры чешских слов «искусство» и «подглядывание». На фотографиях Мильде куклы помещены в декорации, воспроизводящие пространство нескольких классических полотен. Прототипами послужили картины Тициана, Веласкеса, Гойи, Жерома, Энгра, Курбе и других, в основном, объединенные темой женского ню, причем героини купаются, спят или заняты другими интимными делами. Объясняя свою концепцию, Мильде подчеркивает, что она сопоставила два внешне различных подхода к изображению женского тела - европейской классической живописи и современной поп-культуры. Поп-культуру олицетворяет Барби. При этом автор воспринимает классическую живопись как сцену, а Барби - как стереотипное воплощение женщины, более реальное, чем образы на полотнах. Мильде считает, что эротическое изображение «манипулирует самой концепцией женского тела и создает для нее искусственную личность»; «женщина низведена до объекта желания... Будучи традиционно признанной, живопись санкционирует пристальные мужские взгляды, которые иначе можно расценить как вуайеризм», извращение, недозволенное моралью. При этом Барби, по мысли художницы, и сама по себе создана именно как идеальный объект для разглядывания, и других учит быть такими же. «К чему, спрашивает Кристина Мильде, все это может привести младшее поколение, играющее с подобной куклой? ... Я хотела бы, чтобы мы задумались и переоценили нашу визуальную культуру и ее влияние на формирование личности и гендерных отношений».

Унять беспокойство Кристины Мильде и ее единомышленников, очевидно, должна продукция творческого подразделения компании «Маттел» - «Маттел Интертеймент». Особенно впечатляющи в этом отношении полнометражные музыкальные мультипликационные фильмы, в которых Барби снимается с 2001 года. (Впервые она появилась на экране в 1999 году, в эпизоде мультфильма «История игрушек-2» студии Уолта Диснея.) «Маттел Интертеймент» (совместно с компаниями «Юнивер-сал» и «Мирамакс фэмили») создано уже почти два десятка картин. Барби исполнила главные роли в нескольких картинах на сюжеты всемирно

32 Milde Art via Designboom.

известных классических сказок («Барби в роли Рапунцель»), литературных произведений («Рождественская история», «Барби-дюймовочка») и балетов («Барби и щелкунчик», «Барби и ‘Лебединое озеро’»); есть фильмы на оригинальные сюжеты, такие как «Дневники Барби», «Двенадцать танцующих принцесс», «Барби в роли феи Марипосы», «Барби в роли принцессы острова».

Во всех этих картинах завораживающая, супернатуральная красота Барби служит отражением ее несравненных душевных качеств. В греческой античности такое двуединство было осмыслено как основная категория философской эстетики - «калокагатия»: человек только тогда прекрасен, когда он красив телом и крепок духом (каХо<; к'ауабо^). Итак:

Барби исключительно чиста душой, искренна, нежна и застенчива.

Барби идеальная подруга.

Барби сострадает сирым и убогим, способна отдать последний кусок хлеба с вареньем старушке-нищенке. («Барби и хрустальный замок»)

Барби - почтительная дочь и заботливая старшая сестра.

Барби - способна выслушать младших кукол в трудную минуту и поддержать в них творческие порывы.

Барби воспитывает в детях экологическое сознание. («Барби в роли дюймовочки») Она любит и помогает зверям, птицам и эльфам, обитающим в дикой природе.

Барби скромна, трудолюбива, стойко переносит незаслуженные обиды.

Барби может постоять за себя (в пределах разумного, без ущерба для изящества). Например, поколдовать при помощи волшебного кристалла (принцесса, «Барби и волшебство Пегаса»), или утащить ключик у спящего тюремщика (нищенка, «Барби в истории принцессы и нищенки»).

Наконец, Барби способна на самую возвышенную любовь и поистине лебединую верность. (Одетта, «Барби и ‘Лебединое озеро’»). Необходимо отметить, что никаких отчетливо сексуальных черт, заметных в кукле 1959 года, в героинях современных мультфильмов нет. Эти образы написаны исключительно светлыми красками, подходящими для девочек всех возрастов.

Собственно, это выражено и визуально. Изображение Барби всегда исполнено именно светлыми красками, в нарядной, сбалансированной цветовой гамме. Ее противники, напротив, обычно нарисованы или слишком ярко, или слишком монохромно. Кроме того, в сопоставлении с лицами этими персонажами, заметно, насколько правильны, классически красивы черты лица Барби.

Можно утверждать, что в течение 1960-1980-х гг. тип лица основного изделия фирмы «Маттел» - белокурой куклы для игры - постепенно становились все более правильным и близким к античному образцу. После появления в 1971 г. Барби Малибу (Malibu Barbie® Doll) куклы смотрят прямо перед со-

бой, что способствует симметрии лица. Постепенно все более прямым стал нос, гармоничным овал лица, исправились дуги бровей.

Что касается фигуры, то в течение того же периода имело место иная эстетическая трансформация. Тело становилось все более стройным, уменьшилась и стала менее натуралистичной грудь.

Необходимо отметить, что традицию изображения женского тела чрезвычайно удлиненных пропорций можно проследить в западном изобразительном искусстве от средневековья до наших дней.

Средневековая чувственность считала человека настолько прекрасным, насколько в нем был воплощен замысел и дух божий. В изобразительном искусстве метафора возвышенности духа воплощалась, можно сказать, буквально: в подчеркнутой высоте тела33. Идея о том, что возвышение духа приводит к вытягиванию тела, родилась еще в эпоху поздней античности; ее высказывали в своих трактатах философы неоплатонической школы, и среди них Ямвлих (4 в. н. э.).

Творчество наиболее значительных художников, исповедовавшие эту манеру изображения, относится к эпохе позднего Возрождения, которую называют эпохой маньеризма. Образы античности и античные принципы изображения обнаженной натуры в это время прочно вошли в арсенал европейского искусства. Вытянутые фигуры, узкие тела, длинные ноги и руки выражали внутреннее напряжение и болезненную энергетику образов. Впечатляющие маньеристические образы античных героинь оставили Лукас Кранах старший, Тициан, Тинторетто, Эль Греко. В Новое время к такому же телесному идеалу тяготели романтики и Энгр. Экспрессивную силу вытянутых тел (в том числе, обнаженных) весьма ценили кубисты. Все эти мастера, что особенно важно для нас, обращались к античным темам и обнаженной натуре, желая передать чувственную красоту и полнокровную поэтику жизни.

Нельзя не упомянуть в связи с этим Адольфа Циглера (Adolf Ziegler) - главного живописца гитлеровской Германии. Он оставил немало псевдоантичных аллегорий и маньеристических изображений обнаженного женского тела. Те и другие, на наш вкус, весьма сомнительны в отношении пластической красоты, а в силу политического и идеологического контекста - в отношении содержания тоже.

Наконец, окончательный распад маньеристической традиции изображения прекрасных и одухотворенных тел можно наблюдать, вероятно, только в наши дни - в творчестве чрезвычайно успешного американского живописца Джона Керрина (John Currin; род. 1962). Он сочетает классическую школу письма и значительное мастерство изображения натуры с китчевыми темами (часто порнографическими и всегда эротическими), а

33 Eco U., Bredin H. The aesthetics of Thomas Aquinas. Harvard, 1988. P. 101-102.

также с холодным саркастическим взглядом на модель. Среди моделей Керрина, в основном, реальные «женщины на исходе их сексуальной потенции» и девушки со страниц глянцевых журналов («Космополитен», «Плейбой» и др.). Можно сказать, что пересмотр визуальной среды современной поп-культуры и болезненная переоценка наших прав на то или иное восприятие изображения другого человека (в том числе - и в самый интимный момент), к которым все еще призывала Кристина Мильде, в творчестве Керрина уже вполне состоялся.

Нетрудно понять, что, создавая тело куклы Барби, Рут Хэндлер и ее последователи-дизайнеры «Маттел» находились ровно на противоположном полюсе эстетической шкалы и моральных предпосылок. Они хотели создать красивую фигурку и последовали классической европейской маньеристической традиции. Барби придали такие же пропорции, какими наделяли своих обнаженных героинь (нимф, Ев, Венер, Флор и разные аллегорические фигуры) мастера-маньеристы всех эпох.

Мы полагаем, что лицо куклы прямо соответствует в последние десятилетия античному типу, а в ее фигуре импульсы античной пластической культуры ощущаются опосредованно - в преломлении европейского маньеризма.

Вряд ли дизайнеры «Маттел» избрали этот путь сознательно, но, по-видимому, в процессе создания арт-объекта, возникающего из пучины современной массовой культуры, это и не обязательно, и даже к лучшему.

Когда в «Маттел» помнят, что античность считается прародительницей всяческой красоты, они создают для эксклюзивной юбилейной серии куклу Барби-Афродиту (Barbie® Doll as Aphrodite; дизайнер Линда Киау (Linda Kyaw)). Эта Афродита выглядит очень зрелой дамой (как все куклы в серии); она одета в ядовито-изумрудное платье с бежевыми и белыми оборками и поставляется в комплекте с большой раковиной (раковина сплошь покрыта сиреневыми блестками; вспомним «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли). Высокая прическа куклы напоминает, скорее всего, прически римских матрон эпохи Клавдиев-Флавиев. Мы назвали бы ее Венерой, а не Афродитой. В конце концов, именно с римской, а не с греческой художественной и риторической культурой лучше гармонирует тот грубый пафос, который ощущается в несчастной Барби-Афродите, и которым, очевидно, оборачивается сознательное стремление дизайнера загримировать американскую поп-диву под античную героиню.

Античность с ее культом молодости, телесной красоты, незамутненностью сознания предыдущим опытом тысячелетней цивилизации гораздо лучше себя чувствует в белокурой и невозмутимо-искренней Барби - основном артикуле каждой ежегодной коллекции «Маттел Инкорпорейтед», игрушке для девочек от четырех до десяти лет. И мы надеемся, что, восьмипроцентное падение продаж не помешает продолжению полувекового художественного опыта постоянного пересоздания этого чудесного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.