Научная статья на тему 'Банкротство предприятий'

Банкротство предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11318
678
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банкротство предприятий»

Цахаева К.Н.

Банкротство предприятий

Введение

В период рыночных реформ большая часть российских предприятий оказалась в тяжелом экономическом положении. Это связано не только с общей ситуацией в стране, но и со слабостью финансового управления на предприятиях. Отсутствие навыков адекватной оценки собственного финансового состояния, анализа финансовых последствий принимаемых решений поставили многие из них на грань банкротства. Поэтому знание методов финансового анализа, умение разработать план оздоровления предприятия стали необходимой предпосылкой эффективного управления организацией.

Каждый менеджер знает: худшее, что может случиться с предприятием, -это банкротство. Поэтому, принимая любое решение руководитель прежде всего старается его избежать, а потом только уже соизмеряет возможные прибыли и убытки.

Однако, рано или поздно, по вине ли плохой конъюнктуры рынка, кризиса ли ресурсов, неэффективного ли управления, банкротство может случиться с любым предприятием. Более глубокие причины следует искать в невозможности предвидеть состояние рынка в перспективе. Рынок требует от предпринимателя гибкости и приспособления. Слабость механизма адаптации предприятия к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды лежит в основе возможности банкротства.

Рыночная экономика и банкротство тесно связаны между собой. Без процедуры банкротства экономика становится неэластичной, так как переток финансовых, трудовых и материальных ресурсов от неэффективно к успешно работающим предприятиям становится невозможным.

От меры экономической ответственности субъектов хозяйствования зависит эффективность любой экономики. Механизм реализации экономической несостоятельности и банкротства является одной из форм осуществления процесса передачи права собственности и всей полноты экономической ответственности от одного субъекта хозяйствования к другому. Первым переделом собственности на постсоветском пространстве стала приватизация. Вторым - процессы банкротства. По российской статистике в 90% случаев в банкротстве предприятий виноваты некомпетентные менеджеры.

Необходимые задачи, для раскрытия финансовых аспектов банкротства:

• Раскрыть сущность понятия банкротства, определить виды, указать основные причины банкротства предприятий;

• Описать Российскую и западные методики оценки потенциального банкротства и сделать необходимые выводы об условиях их применимости;

• Описать особенности финансового состояния предприятий на разных стадиях банкротства;

• Раскрыть пути выхода российских предприятий из кризисной ситуации;

• Сделать обзор российского законодательства о банкротстве.

Сущность, виды и причины банкротства

Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой практики понятия банкротства предприятия. С позиций финансового менеджмента банкротство характеризует реализацию катастрофических рисков предприятия в процессе его финансовой деятельности, вследствие которой оно неспособно удовлетворить в установленные сроки, предъявленные со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

Хотя банкротство предприятия является юридическим фактом (только арбитражный суд может признать факт банкротства предприятия), в его основе лежат преимущественно финансовые причины.

Предпосылки банкротства многообразны - это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера Их можно классифицировать следующим образом.

Внутренние факторы:

1.Дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной

производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики.

2. Низкий уровень техники, технологии и организации производства.

3.Снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как следствие высокий уровень себестоимости, убытки, "проедание” собственного капитала.

4.Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства.

5. Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство.

6.Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики.

7.Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию.

8.Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собствен-

ный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.

К внешним факторам относятся следующие:

1. Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.

2. Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.

3. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научнотехнического прогресса.

4. Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.

Банкротство является, как правило, следствием совместного действия внутренних и внешних факторов. В развитых странах с рыночной экономикой, устойчивой экономической и политической системой разорение субъектов хозяйствования на 1/3 связано с внешними факторами и на 2/3 - с внутренними.

Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий:

1. Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

2. Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состоя-

ние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его

финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

3. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц;

заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

4. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

2. Диагностика банкротства (российская и западные методики прогнозирования наступления банкротства)

Известны два основных подхода к предсказанию банкротства. Первый базируется на финансовых данных и включает оперирование некоторыми коэффициентами: приобретающим все большую известность Z-коэффициентом Альтмана (США), коэффициентом Таффлера, (Великобритания), и другими, а также умение "читать баланс”. Второй исходит из данных по обанкротившимся компаниям и сравнивает их с соответствующими данными исследуемой компании.

Первый подход, бесспорно эффективный при прогнозировании банкротства, имеет три существенных недостатка. Во-первых, компании, испытывающие трудности, всячески задерживают публикацию своих отчетов, и, таким образом, конкретные данные могут годами оставаться недоступными. Во-вторых, даже если данные и сообщаются, они могут оказаться "творчески обработанными". Для компаний в подобных обстоятельствах характерно стремление обелить свою деятельность, иногда доводящее до фальсификации. Требуется особое умение, присущее даже не всем опытным исследователям, чтобы выделить массивы подправленных данных и оценить степень завуалированности. Третья трудность заключается в том, что некоторые соотношения, выведенные по данным деятельности компании, могут свидетельствовать о неплатежеспособности в то время как другие - давать основания для заключения о стабильности или даже некотором улучшении. В таких условиях трудно судить о реальном состоянии дел.

Второй подход основан на сравнении признаков уже обанкротившихся компаний с таковыми же признаками "подозрительной" компании. Некоторые из них содержат их описание по десяткам показателей. К сожалению, большинство списков не упорядочивают эти данные по степени важности и ни в одном не проявлена забота о последовательности.

В отличие от описанных "количественных" подходов к предсказанию банкротства в качестве самостоятельного можно выделить "качественный" подход, основанный на изучении отдельных характеристик, присущих бизнесу, развивающемуся по направлению к банкротству. Если для исследуемого предприятия

характерно наличие таких характеристик, можно дать экспертное заключение о неблагоприятных тенденциях развития.

Общепринятым является мнение, что банкротство и кризис на предприятии

- понятия синонимичные; банкротство, собственно, и рассматривается как крайнее проявление кризиса. В действительности же дело обстоит иначе -предприятие подвержено различным видам кризисов (экономическим, финансовым, управленческим) и банкротство - лишь один из них. Во всем мире под банкротством принято понимать финансовый кризис, то есть неспособность фирмы выполнять свои текущие обязательства. Помимо этого, фирма может испытывать экономический кризис (ситуация, когда материальные ресурсы компании используются неэффективно) и кризис управления (неэффективное использование человеческих ресурсов, что часто означает также низкую компетентность руководства и, следовательно, неадекватность

управленческих решений требованиям окружающей среды). Соответственно, различные методики предсказания банкротства, как принято называть их в отечественной практике, на самом деле, предсказывают различные виды кризисов. Именно поэтому оценки, получаемые при их помощи, нередко столь сильно различаются. Видимо, все эти методики вернее было бы назвать кризис-прогнозными (К-прогнозными). Другое дело, что любой из обозначенных видов кризисов может привести к коллапсу, смерти предприятия. В этой связи, понимая механизм банкротства как юридическое признание такого коллапса, данные методики условно можно назвать методиками предсказания банкротства. Представляется, однако, что ни одна из них не может претендовать на использование в качестве универсальной именно по причине "специализации" на каком-либо одном виде кризиса. Поэтому кажется целесообразным отслеживание динамики изменения результирующих показателей по нескольким из них. Выбор конкретных методик, очевидно, должен диктоваться особенностями отрасли, в которой работает предприятие. .

Коэффициент Альтмана (индекс кредитоспособности). Этот метод предложен в 1968 г. известным западным экономистом Альтманом (Edward I. Altman). Индекс кредитоспособности построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа (Multiple-discriminant analysis - MDA) и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов.

При построении индекса Альтман обследовал 66 предприятий, половина которых обанкротилась в период между 1946 и 1965 гг., а половина работала успешно, и исследовал 22 аналитических коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал пять наиболее значимых и построил многофакторное регрессионное уравнение. Таким образом, индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предпри-

ятия и результаты его работы за истекший период. В общем виде индекс кредитоспособности ^-счет) имеет вид:

Z = 1,3 XI + 1,4 Х2 + 3,3 ХЗ + 0,6 Х4 +1,0X5, (1)

где XI - оборотный капитал/сумма активов;

Х2 - нераспределенная прибыль/сумма активов;

ХЗ - операционная прибыль/сумма активов;

Х4 - рыночная стоимость акций/задолженность;

Х5 - выручка/сумма активов.

Результаты многочисленных расчетов по модели Альтмана показали, что обобщающий показатель Z может принимать значения в пределах [-14, +22], при этом предприятия, для которых Z>2,99 попадают в число финансово устойчивых, предприятия, для которых Z<1,81являются безусловнонесостоятельными, а интервал [1,81-2,99] составляет зону неопределенности.

Таблица 1

Степень вероятности банкротства по Э.Альтману

Значение г-счета Вероятность банкротства

1,80 и менее Очень высокая

От 1,81 до 2,7 Высокая

От 2/71 до 2,9 Возможная

3,0 и выше Маловероятная

Z-коэффициент имеет общий серьезный недостаток - по существу его можно использовать лишь в отношении крупных кампаний, котирующих свои акции на биржах.

В 1983 г. Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже:

Z= 0,717X1 + 0,847X2 + 3,107 ХЗ + 0,42 Х4 + 0,995X5 (2)

(здесь Х4 - балансовая, а не рыночная стоимость акций); «Пограничное» значение здесь равно 1,23.

Коэффициент Альтмана относится к числу наиболее распространенных. Однако, при внимательном его изучении видно, что он составлен некорректно: член XI связан с кризисом управления, Х4 характеризует наступление финансового кризиса, в то время как остальные -экономического. С точки зрения системного подхода данный показатель не имеет права на существование.

Вообще, согласно этой формуле, предприятия с рентабельностью выше некоторой границы становятся полностью "непотопляемыми". В российских условиях рентабельность отдельного предприятия в значительной мере подвергается опасности внешних колебаний. По-видимому, эта формула в наших условиях должна иметь менее высокие параметры при различных показателях рентабельности.

Известны другие подобные критерии. Так британский ученый Таффлер (ТаА!ег) предложил в 1977 г. четырехфакторную прогнозную модель, при разработке которой использовал следующий подход:

При использовании компьютерной техники на первой стадии вычисляются 80 отношений по данным обанкротившихся и платежеспособных компаний. Затем, используя статистический метод, известный как анализ многомерного дискриминанта, можно построить модель платежеспособности, определяя частные соотношения, которые наилучшим образом выделяют две группы компаний и их коэффициенты. Такой выборочный подсчет соотношений является типичным для определения некоторых ключевых измерений деятельности корпорации, таких, как прибыльность, соответствие оборотного капитала, финансовый риск и ликвидность. Объединяя эти показатели и сводя их соответствующим образом воедино, модель платежеспособности производит точную картину финансового состояния корпорации. Типичная модель для анализа компаний, акции которых котируются на биржах, принимает форму:

Z = 0,53X1 + 0,13X2 + 0,18 ХЗ + 0,16 Х4 (3)

где: Х1=прибыль до уплаты налога/текущие обязательства;

Х2=текущие активы/общая сумма обязательств;

Х3=текущие обязательства/общая сумма активов;

Х4=выручка / сумма активов.

Если величина Z-счета больше 0,3, это говорит о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.

В России система критериев определения структуры баланса предприятий неудовлетворительной утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1994 г. N1» 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», принятым во исполнение Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий». По нормам гражданского права важнейшими признаками юридического лица являются наличие обособленного имущества и его самостоятельная имущественная ответственность. Всякое предприятие, будучи юридическим лицом, несет ответственность за результаты хозяйственной деятельности всем принадлежащим ему имуществом.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" N 6-ФЗ от 8.01.98г. устанавливает для всех юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, единые основания признания их несостоятельными (банкротами), а также единый порядок ликвидации таких юридических лиц. Таким образом, законодательство не предусматривает каких-либо исключений в отношении ответственности по обязательствам предприятий различных отраслей и

направлений хозяйственной деятельности, и именно этот подход был реализован в указанном выше постановлении Правительства РФ.

Следует особо отметить, что признание предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса не означает признания предприятия несостоятельным (банкротом), не меняет юридического статуса предприятия и не приводит к гражданско-правовой ответственности. Это лишь зафиксированное органом, уполномоченным на то собственником имущества, состояние финансовой неустойчивости предприятия, и такие действия не выходят за рамки полномочий собственника предприятия осуществлять контроль за эффективным использованием своего имущества. Поэтому нормативные значения системы критериев установлены таким образом, чтобы обеспечить своевременный контроль за финансовым состоянием предприятия и осуществление мер по предупреждению несостоятельности, стимулируя предприятия к самостоятельному выходу из кризиса.

Система критериев оценки неплатежеспособности включает в себя в основном традиционные показатели, широко используемые в практике финансового анализа и применяемые в ряде компьютерных программ для анализа инвестиционных проектов (таких, например, как Project Expert).

Первый из них — коэффициент текущей ликвидности, экономической сущностью которого является степень обеспечения ответственности предприятия перед своими кредиторами. Сравнивая расчетное значение коэффициента с нормативным, равным двум, можно определить, способно ли предприятие расплатиться по долгам, не допуская обращения взыскания на свое имущество. На основе данного коэффициента устанавливается способность предприятия на момент отчетной даты покрыть оборотными средствами краткосрочную кредиторскую задолженность, то есть обеспечить защиту кредиторов от высокого риска неплатежей.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих обязательств (итог раздела П актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и кредиторской задолженности (итог V I раздела пассива) за вычетом долгосрочных кредитов банков, долгосрочных займов, доходов будущих периодов, фондов потребления, резервов предстоящих расходов и платежей:

К 1 =П2/ VIn- (стр.640 + 650 + 660), (4)

где ПА- итог раздела II актива баланса;

VI - итог раздела VI пассива баланса;

640,650,660 - соответствующие строки пассива баланса.

Второй показатель — коэффициент обеспеченности собственными средствами, на основе которого устанавливается неплатежеспособность и неудовлетворительная структура баланса предприятия, характеризует его способность покрыть собственными средствами необходимые для осуществления производственного процесса оборотные средства. При этом оценивается обеспеченность собственными средствами на предстоящий период при условии, что тенденция изменения текущих активов будет постоянной. Нормативное значение коэффициента равно 10 процентам, что является минимально допустимым уровнем для всех производящих отраслей.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог раздела IV пассива баланса), физической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог раздела I актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (итог раздела П актива баланса):

К2 = М> !а / 11а, (5)

где IV п - итог раздела I пассива баланса; 1а- итог раздела I актива баланса; На-итог раздела II актива баланса.

Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие -неплатежеспособным, если выполняется одно из следующих условий:

1) коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

2) коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий показатель — коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности предприятия в установленные сроки. Он позволяет определить наличие или отсутствие у предприятия реальной возможности утратить или восстановить платежеспособность в отчетный период, равный 3 или б месяцам.

Основное значение системы данных критериев заключается в осуществлении от лица собственника первоначальной оценки неплатежеспособности государственных предприятий и предприятий с государственной долей собственности не менее 25 процентов с целью определения необходимости принятая государственными органами мер по выведению их из кризиса.

Коэффициент восстановления платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как

сумма фактического значения коэффициента текущей Ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в период восстановления платежеспособности (6 месяцев). Формула для расчета коэффициента восстановления платежеспособности имеет вид:

КЗ = Ктл1+6Л-(Ктл1~КтлО)/2, (6)

где Ктл1 - фактическое значение (на конец отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности К1; Ктл0 - значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода; 2 - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности; 6 - нормативный период восстановления платежеспособности в месяцах; Т - отчетный период в месяцах.

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значения больше 1, рассчитанный на нормативный период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить платежеспособность. Если коэффициент меньше 1, то у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.

Коэффициент утраты платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период утраты платежеспособности (3 месяца).

Коэффициент утраты платежеспособности рассчитывается по формуле: К3 = Ктл 1+З/Т (Ктл1-Ктл0)/2, (7)

где Кф - фактическое значение (на конец отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности К1; К0 - значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода; 2 - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности; 3 - нормативный период утраты платежеспособности предприятия в месяцах; Т - отчетный период в месяцах.

Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значения больше

1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность. Если этот коэффициент меньше 1, то предприятие в ближайшее время может утратить платежеспособность.

При наличии оснований для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, но в случае выявления реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в установленные сроки, принимается решение отложить признание структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным на срок до 6 месяцев. При отсутствии оснований для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной с учетом конкретного значения коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности принимается одно из двух следующих решений:

1) при значении коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности больше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным не может быть принято;

2) при значении коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности меньше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным не принимается; однако ввиду реальной угрозы утраты данным предприятием платежеспособности оно ставится на соответствующий учет органами ФУДН.

Отмеченные выше решения принимаются ФУДН в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля государства (федеральной собственности) составляет более 25%. По поручениям (запросам) арбитражных судов при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий ФУДН подготавливает заключение об оценке финансового состояния и структуры баланса предприятий всех форм собственности на основе значений указанных выше коэффициентов. Данная функция возложена на ФУДН в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 до создания органов независимой экспертизы.

Ряд предприятий оказываются неплатежеспособными в связи с задолженностью государства предприятиям. Под задолженностью государства перед предприятием понимаются не исполненные в срок обязательства полномочного органа Государственной исполнительной власти РФ или субъекта Федерации по оплате заказа, размещенного на предприятии и являющегося обязательным для исполнения. В этом случае производится анализ зависимости установленной неплатежеспособности от задолженности государства предприятию. Для анализа у руководства предприятия запрашиваются дополнительно следующие документы:

1) справка о структуре государственной задолженности перед предприятием, где по каждому государственному заказу указывается объем задолженности (в тыс. руб.),дата возникновения задолженности, дата погашения задолженно-сти(если задолженность не погашена, то указывается дата признания предприятия неплатежеспособным), период задолженности в днях, учетная ставка Центрального банка России на момент возникновения задолженности, документ, подтверждающий факт государственной задолженности предприятию;

2) документы, подтверждающие наличие данной задолженности (договоры, распоряжения полномочных органов Государственной исполнительной власти РФ или субъекта Федерации).

Если такие документы в установленный срок, то есть не позднее двух недель со дня поступления запроса, не представлены, то- зависимость неплатежеспособности от задолженности государства предприятию считается не установленной.

С учетом данных о задолженности государства перед предприятием производится расчет коэффициента текущей ликвидности предложения своевремен-

ного погашения государственной задолженности предприятию. При расчете значения указанного коэффициента суммарный объем кредиторской задолженности предприятия корректируется на величину, равную платежам по обслуживанию задолженности государства перед предприятием, а сумма государственной задолженности вычитается из суммарной дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. Сумма платежей по обслуживанию

задолженности государства перед предприятием рассчитывается исхода из объемов и продолжительности периода задолженности по каждому из не исполненных в срок государственных обязательств, дисконтированной по ставке Центрального банка России на момент возникновения задолженности:

г = 1Р1*Г81/100/360,

(8)

где г - сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием; Р| -объем государственной задолженности по ¡-му не исполненному в срок обязательству государства; 1] - период задолженности по ¡-му не исполненному в срок обязательству государства; 81 - годовая учетная ставка Центрального банка России на момент возникновения задолженности в процентах; п - количество обязательств государства перед предприятием.

Значение коэффициента текущей ликвидности предприятия, рассчитываемое из предположения своевременного погашения государственной задолженности, определяется по формуле:

К1=Па - !Р1 Мп-(опр.640 + 650 + 660)-г !Р1, (9)

где гР1 - суммарный объем государственной задолженности по всем не исполненным в срок обязательствам государства.

На основании рассчитанного по формуле (8) значения скорректированного коэффициента текущей ликвидности определяется зависимость платежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним. Установленная на основе описанных выше трех критериев неплатежеспособность предприятия считается непосредственно связанной с задолженностью государства перед ним, если значение коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное по формуле (8), равно или превышает 2.

Определенная ранее по трем критериям неплатежеспособность предприятия считается не связанной непосредственно с задолженностью государства перед ним в следующих случаях:

1) если скорректированный коэффициент текущей ликвидности, рассчитанный по формуле (8), меньше 2;

2) если вследствие непредставления обоснованных документов наличие задолженности государства предприятию не установлено.

Если в соответствии с изложенными выше правилами констатируется, что неплатежеспособность предприятия не связана непосредственно с задолженностью государства перед ним, указанное обстоятельство является достаточным основанием для применения в отношении директора предприятия, нахо-

дящегося в государственной собственности, мер ответственности, предусмотренных пунктом 4 Указа президента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114. ФУДН решает вопрос об освобождении от работы директора предприятия-должника, как не соответствующего занимаемой должности. Если установлено, что неплатежеспособность предприятия непосредственно связана с задолженностью государства перед ним, указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии оснований для постановки вопроса об освобождении директора предприятия от занимаемой должности.

Установлением неплатежеспособности предприятия по описанной выше методике, опирающейся на систему трех критериев, не исчерпывается задача анализа финансового положения предприятия. Для того чтобы выработать правильные решения по выходу предприятия из кризисного состояния, необходимо проведение углубленного финансового анализа. При этом должны учитываться отраслевые и региональные особенности.

2. Предприятие на различных стадиях банкротства

Причиной банкротства российских предприятий в период общего кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, спад производства, резкие, трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, гиперинфляция, политическая нестабильность, разбалансированность финансового рынка.

Однако и в случае банкротства по очевидным внешним причинам анализ выявляет также ошибки самих предпринимателей, усугубившие действие неблагоприятных внешних факторов.

Ретроспективное исследование предприятия-банкрота, как правило, показывает, что банкротство назревало постепенно, исподволь. Если сегодня предприятие случайно не смогло оплатить своих обязательств, то отдаленной причиной этому может быть неверный, не отвечающий потенциалу предприятия выбор поставщиков и товаропроводящей сети, нерациональная организация управления. Строгое разделение внешних и внутренних причин банкротства является не простой задачей, но даже всего лишь выявление прошлых ошибок может помочь в достижении наибольшей финансовой устойчивости при различных неблагоприятных внешних обстоятельствах.

Банкротство зарождается в период финансового здоровья, если последнее не подкреплено постоянной аналитической работой, направленной на выявление и нейтрализацию скрытых негативных тенденций. Методы и масштабы анализа и, в частности, финансового анализа меняются в зависимости от конкретных условий.

На российских предприятиях система финансового менеджмента находится еще в стадии становления. Неблагоприятные обстоятельства, несогласованные требования налоговых служб, банков, акционеров, вышестоящих организаций оказывают негативное влияние на этот процесс. Руководители предприятий озабочены главным образом вопросами минимизации налогов, сохранением

средств от инфляции. Неплатежеспособные предприятия в первую очередь ищут инвесторов. Неполнотой, бессистемностью страдает и финансовоаналитическая работа - обязательный элемент финансового менеджмента.

Скрытая стадия банкротства. Проведем анализ скрытой стадии банкротства, используя одну из возможных формул "цена предприятия". На скрытой стадии начинается незаметное, особенно если не налажен специальный учет, снижение "цены" предприятия по причине неблагоприятных тенденций как внутри предприятия, так и вовне. Цена предприятия определяется капитализацией прибыли по формуле:

У=Р*К,

где Р - ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также процентов по займам и дивидендам; К средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) фирмы (средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо выплачивать в соответствии со сложившимися на рынке условиями за заемный и акционерный капиталы); V - ожидаемая цена предприятия.

Снижение цены предприятия означает снижение его прибыльности либо увеличение средней стоимости обязательств.

Снижение текущей стоимости предприятия проявится явно в показателях прибыльности и в требованиях банков, акционеров и других вкладчиков средств. Прогноз ожидаемого снижения требует анализа перспектив прибыльности и процентных ставок.

Целесообразно рассчитывать "цену предприятия" на ближайшую и долгосрочную перспективу. Причины будущего падения цены предприятия обычно формируются в текущий момент и могут быть в определенной степени предугаданы. Хотя в экономике всегда остается место для непрогнозируемых скачков.

Представленный показатель цены не имеет отношения к ценам продаж предприятий. За пределами финансовой отчетности остаются важнейшие элементы потенциала предприятия

кадры, научно-технические заделы, которые должны сыграть роль главных рычагов оздоровления.

Снижение прибыльности происходит под воздействием различных причин -внутренних и внешних. Значительная часть внутренних причин может быть определена как снижение качества управленческих решений. Значительная часть внешних - как ухудшение условий предпринимательства, В последнем случае надо иметь в виду, что общественное благополучие может потребовать ухудшения условий для некоторых видов предпринимательства.

Рост процентных ставок и требований вкладчиков также определяется различными факторами, среди которых можно выделить инфляционные ожидания, усиление различных типов риска вложений.

Рост цен действует аналогично росту процентных ставок. Во-первых, он формирует определенные инфляционные ожидания, что повышает инфляционную составляющую номинальных процентных ставок и дивидендов. Во-

вторых, рост цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, обгоняющий рост цен готовой продукции предприятия увеличивает при прочих равных условиях кредиторскую задолженность, а значит может потребовать дополнительного кредитования и такого изменения структуры обязательств предприятия, которое поднимет среднюю стоимость пассивов, даже при оплате наличными надо иметь в виду стоимость отвлечения средств на текущий счет от прибыльного использования.

Финансовая неустойчивость. На второй стадии начинаются трудности с наличностью, проявляются некоторые ранние признаки банкротства: резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах.

Нежелательными являются резкие изменения любых статей баланса в любом направлении. Однако особую тревогу должны вызвать:

1) резкое снижение денежных средств на счетах (кстати, и увеличение денежных средств может свидетельствовать о невозможности дальнейших капиталовложений);

2) увеличение дебиторской задолженности (резкое снижение также говорит

о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции);

3) старение дебиторских счетов;

4) разбалансирование дебиторской и кредиторской задолженностей;

5) увеличение кредиторской задолженности (резкое снижение при наличии денег на счетах также говорит о снижении объемов деятельности);

6) снижение объемов продаж (неблагоприятным может оказаться и резкое увеличение объемов продаж, так как в этом случае банкротство может наступить в результате последующего разбалансирования долгов, если последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат; кроме того, рост объемов продаж может свидетельствовать о сбросе продукции перед ликвидацией предприятия).

При анализе работы предприятия извне тревогу должны вызвать также:

1) задержки с предоставлением отчетности (они могут сигнализировать о плохой работе финансовых служб предприятия);

2) конфликты на предприятии, увольнение кого-либо из руководства, резкое увеличение числа принимаемых решений и т.д.

Повышенного внимания требуют и предприятия, испытывающие бурный рост активности. Они могут стать банкротами из-за ошибочных расчетов эффективности, разбалансированности долгов и т.д. Существуют приемы выбора оптимальной траектории роста и страхования при неизбежных отклонениях от нее. На практике необходимо совмещение решения финансовых проблем с процессами стратегического и оперативного управления. Простейшие подходы используют матричные способы определения рыночной ситуации и положения фирмы на рынке.

Однако страхование от всех возможных рисков невозможно, и хорошо известно, что высокая прибыль в нормальных условиях соседствует с повышенным риском.

На стадии финансовой неустойчивости руководство часто прибегает к косметическим мерам, например, продолжает выплачивать акционерам высокие дивиденды, увеличивая заемный капитал, продавая часть активов, чтобы снять подозрения вкладчиков и банков.

При ухудшении ситуации руководители, как показывает опыт, нередко склоняются к авантюрным способам зарабатывания денег, а иногда и к мошенничеству.

Явное банкротство. Предприятие не может своевременно оплачивать долги, и банкротство становится юридически очевидным.

Банкротство проявляется как несогласованность денежных потоков (притока и оттока денег). Предприятие может стать банкротом как в условиях отраслевого роста, даже бума, так и в условиях отраслевого торможения и спада. В условиях резкого подъема отрасли возрастает конкуренция, в условиях торможения и спада падают темпы роста. Таким образом, каждому отдельному предприятию за темпы своего роста необходимо бороться.

Во всех случаях причиной банкротства является неверная оценка руководителями ожидаемых темпов роста их предприятия, под которые заранее находятся источники дополнительного, как правило, кредитного финансирования.

Объективным выходом в любом случае банкротства является сжатие, если не полное исчезновение предприятия как липшего в данной отрасли. По возможности осуществляется либо частичное, либо полное перепрофилирование предприятия, что может оказаться выгодным при достаточных темпах роста других отраслей и подотраслей экономики.

В российских условиях недостаточного контроля финансовых и товарных потоков предприятия приобрели специфический опыт ложного банкротства Они реализуют продукцию через дочерние фирмы таким образом, чтобы основная часть выручки осталась на счетах этих фирм; по подложным контрактам уводят средства в зарубежные банки и т.д..

3. Пути выхода предприятий из кризисного состояния

Конкретные пути выхода предприятия из кризисной финансовой ситуации зависят от причин его несостоятельности. Поскольку большинство предприятий разоряется по вине неэффективной государственной политики, то одним из путей финансового оздоровления предприятий должна быть государственная поддержка несостоятельных субъектов хозяйствования. Но ввиду дефицита государственного бюджета рассчитывать на эту помощь могут не все предприятия.

С целью сокращения дефицита собственного оборотного капитала акционерное предприятие может попытаться пополнить его за счет выпуска и размещения новых акций и. облигаций. Однако при этом надо иметь в виду, что вы-

пуск новых акций и облигаций может привести к падению их курса и это тоже может стать причиной банкротства. Поэтому в западных странах часто прибегают к выпуску конвертируемых облигаций с фиксированным процентом дохода и возможностью их обмена на акции предприятия.

Один из путей предотвращения банкротства акционерных предприятий -уменьшение или полный отказ от выплаты дивидендов по акциям при условии, что удастся убедить акционеров в реальности программы финансового оздоровления и повышения дивидендных выплат в будущем.

Важным источником финансового оздоровления предприятия является факторинг, т.е. уступка банку или факторинговой компании права на востребование дебиторской задолженности, или договор-цессия, по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита.

Одним из эффективных методов обновления материально-технической базы предприятия является лизинг, который не требует полной единовременной оплаты арендуемого имущества и служит одним из видов инвестирования. Использование ускоренной амортизации по лизинговым операциям позволяет оперативно обновлять оборудование и вести техническое перевооружение производства

Привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход, также является одним из резервов финансового оздоровления предприятия. Этому же способствует и диверсификация производства по основным направлениям хозяйственной деятельности, когда вынужденные потери по одним направлениям покрываются прибылью от других. Уменьшить дефицит собственного капитала можно за счет ускорения его оборачиваемости путем сокращения сроков строительства, производственнокоммерческого цикла, сверхнормативных остатков запасов, незавершенного производства и т.д.

Сокращение расходов на содержание объектов жилсоцкультбыта путем передачи их в муниципальную собственность также способствует приливу капитала в основную деятельность. С целью сокращения расходов и повышения эффективности основного производства в отдельных случаях целесообразно отказаться от некоторых видов деятельности, обслуживающих основное производство (строительство, ремонт, транспорт и т.п.) и перейти к услугам специализированных организаций.

Если предприятие получает прибыль и является при этом неплатежеспособным, нужно проанализировать использование прибыли. При наличии значительных отчислений в фонд потребления эту часть прибыли в условиях неплатежеспособности предприятия можно рассматривать как потенциальный резерв пополнения собственных оборотных средств предприятия.

Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и

предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использования вторичного сырья, организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Для систематизированного выявления и обобщения всех видов потерь на каждом предприятии целесообразно вести специальный реестр потерь с классификацией их по определенным группам:

а) от брака;

б) по производствам, не давшим продукции;

в) от снижения качества продукции;

г) от невостребованной продукции;

д) от утраты выгодных заказчиков, выгодных рынков сбыта;

е) от неполного использования производственной мощности предприятия;

ж) от простоев рабочей силы, средств труда, предметов труда и денежных ресурсов;

з) от перерасхода ресурсов на единицу продукции по сравнению с установленными нормами;

и) от порчи и недостачи материалов и готовой продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к) от списания не полностью амортизированных основных средств;

л) от уплаты штрафных санкций за нарушение договорной дисциплины;

м) от списания невостребованной дебиторской задолженности;

н) от просроченной дебиторской задолженности;

о) от привлечения невыгодных источников финансирования;

п) от несвоевременного ввода в действие объектов капитального строительства;

р) от стихийных бедствий и т д.

Анализ динамики этих потерь и разработка мероприятий по их устранению позволят значительно улучшить финансовое состояние субъекта хозяйствования.

В особо тяжелых случаях необходимо провести реинжиниринг бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбора и расстановки персонала, систему управления качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и др.

5. Процедура банкротства в соответствии с российским законодательством

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаками банкротства является неспособность должника в течение 3-х месяцев удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей (штрафы, пеня при этом не учитываются). При этом на день обращения в суд задолженность юридического лица должна быть не менее 500 минимальных заработных плат; гражданина - не менее 100 минимальных заработных плат, при этом у гражданина сумма обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества.

Правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом имеют право сам должник, кредитор и прокурор.

Закон обязывает должника обратиться в суд с иском о признании его банкротом в случаях: принятия общим собранием учредителей или собственником решения об обращении в суд с заявлением должника; когда удовлетворение требований одного или нескольких кредите ров приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами; если стоимость имущества ликвидируемого по решению учредителей или собственника должника - юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, а также Б иных установленных законом случаях.

Арбитражные суды возбуждают дело о банкротстве на основании надлежаще оформленного искового заявления прокурора, кредитора или должника при наличии установленных законом признаков банкротства, причем кредиторы имеют право объединить свои требования и подать одно заявление, подписанное кредиторами.

Закон устанавливает следующие процедуры банкротства для юридических лиц:

- наблюдение - вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом. В ходе этой процедуры арбитражный управляющий, имеющий лицензию и зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица и зарегистрированный в арбитражном суде как

арбитражный управляющий, обязан провести анализ финансового состояния должника для определения достаточности имущества должника для покрытая судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности" или невозможности восстановления платежеспособности должника, созывает собрание кредиторов, которое решает вопрос о применении определенной процедуры банкротства, утверждения кандидатуры арбитражного управляющего, составляет реестр кредиторов. С момента введения наблюдения приостанавливаются исполнительные производства в отношении должника, а имущественные требования могут быть предъявлены только арбитражному управляющему, сделки по распоряжению имуществом органы управления могут совершать только с согласия

арбитражного управляющего, приостанавливается деятельность органов управления должников по вопросам реорганизации, участия в уставном капитале вновь создаваемых юридических лиц, выплате дивидендов, размещении эмиссионных ценных бумаг и т.д. Срок наблюдения от 3 до 5 месяцев.

- внешнее управление - действия арбитражного управляющего по восстановлению платежеспособности должника. Срок внешнего управления до 12 месяцев и может быть продлен еще на 6 месяцев. На период внешнего управления устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов, имевших место на день возбуждения су дом дела о банкротстве (текущие обязательства исполняются в общем порядке), прекращаются полномочия органов управления должника, снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, руководитель должника отстраняется от осуществления распорядительных функций. Внешний управляющий:

устанавливает размер требований кредиторов и осуществляет управление предприятием-должником самостоятельно распоряжаясь имуществом должника, но крупные сделки (свыше 20% балансовой стоимости активов должника) осуществляет только с согласия собрания (комитета кредиторов;

не позднее месяца разрабатывает план внешнего управления и представляет его собранию (комитету) кредиторов на утверждение (план внешнего управления может предусматривать продажу предприятия-должника с целью удовлетворения требований кредиторов на торгах или части имущества);

перед окончанием срока внешнего управления собрание (комитет кредиторов утверждает отчет арбитражного управляющего перед представлением его суду и решает вопрос об обращении в суд с ходатайством о продлении срока управления или введении конкурсного производства, если платежеспособность должника восстановлено, то собрание принимает решение о начале расчета с кредиторами;

- конкурсное производство - завершающая процедура банкротства, в ходе которой прекращается производственная деятельность предприятия, увольняются его работники, реализуется имущество и производятся расчеты с кредито-

рами, срок конкурсного производств год и может быть продлен судом на срок до 6 месяцев. С момента введения конкурсного производства:

прекращается мораторий на удовлетворение требований кредиторов, прекращается начисление штрафов, неустоек, пени и иных финансовых санкций по обязательствам должника; снимаются ранее наложенные аресты, органы управления должника отстраняются от распоряжения имуществом, если это не произошло ранее;

конкурсный управляющий оценивает имущество должника, формирует конкурсную массу (имущество, изъятое из оборота передается соответствующим органам, жилой фонд -муниципальному образованию), реализует имущество должника, производит расчеты с кредиторами, после чего представляет суду отчет о конкурсном производстве, после чего суд выносит определение о завершении конкурсного производства, являющееся основанием для исключения предприятия-должника из государственного реестра (определение в 10 - днев-ный срок представляется в орган, осуществляющий госрегистрацию);

- мировое соглашение заключается между кредиторами и должником на любой стадии дела о банкротстве (по решению большинства голосов от общего числа кредиторов плюс все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом) в письменной форме и должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника или о прекращении обязательств должника по основаниям, предусмотренным ПС РФ. Мировое соглашение может быть принято только после удовлетворения требований кредиторов

1 и 2 очереди и подлежит утверждению судом. Утверждения мирового соглашения судом является основанием для прекращения производства дела о банкротстве.

На собрании кредиторов право голоса имеют конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, исключая кредиторов по которым должник несет обязательства по возмещению вреда здоровью и жизни. На первом собрании кредиторов право голоса имеют налоговые и иные уполномоченные органы (на последующих не имеют), представитель должника, представитель работников, временный управляющий право голоса на первом собрании кредиторов не имеют.

Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве:

1. Требования по возмещению вреда здоровью и жизни граждан;

2. Заработная плата, выходные пособия, авторские гонорары;

3. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом;

4. Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

5. Требования иных кредиторов.

Закон предоставляет должнику возможность добровольно объявить себя банкротом на основании решения учредителей или собственника при условии получения письменного согласия всех кредиторов должника, при этом руководитель должника формирует реестр кредиторов (при ликвидации - председа-

тель ликвидационной комиссии), при наличии .хотя бы одного письменного возражения должник должен обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом, как и любой из кредиторов.

Если должник имел возможность удовлетворить требования кредиторов, но обратился в суд с заявлением о признании его банкротом (фиктивное банкротство), он должен возместить ущерб, причиненный кредиторам подачей такого заявления.

Если должник стал банкротом по вине его учредителей или лиц, которые могут давать обязательные для исполнения указания (преднамеренное банкротство), то эти лица несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника при недостаточности его имущества.

Закон устанавливает упрощенные процедуры банкротства:

- банкротство ликвидируемого должника - упрощенная процедура банкротства, при котором сразу открывается конкурсное производство причем, конкурсным управляющим может быть назначен председатель ликвидационной комиссии, а кредиторам предоставляется 1 месяц для предъявления своих требований к ликвидируемому должнику;

- банкротство отсутствующего должника - суд в 2-х недельный срок принимает решение о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства; при обнаружении имущества такого предприятия в ходе конкурсного производства сумма от его реализации направляется на покрытие судебных расходов, выплату вознаграждения конкурсному управляющему и на удовлетворение требований кредиторов.

В отношении граждан применяются конкурсное производство, мировое соглашение. Решение суда о признании гражданина банкротом исполняет судебный пристав. Суд имеет право при принятии заявления о признании гражданина банкротом наложить арест на его имущество, в конкурсную массу не может быть включено имущество, на которое по ГПК РФ не может быть обращено взыскание. Требования кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве. При повторной процедуре банкротства в течение 5 лет банкрот- гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов по обязательным платежам. Между 1 и 2 производствами по делам о банкротстве должно пройти не менее 5 лет.

Если индивидуальный предприниматель признан банкротом, то он не может быть зарегистрирован вновь в качестве предпринимателя в течение 1 года.

Исковое заявление о признании банкротом фермерского хозяйства может подать глава хозяйства с письменного согласия всех членов хозяйства. Внешнее управление хозяйством вводится судом, если есть возможность за счет реализации урожая, который будет собран, удастся погасить требования кредиторов, причем, внешним управляющим может быть лицо, не имеющее лицензии арбитражного управляющего. Имущество фермерского хозяйства в ходе кон-

курсного производства может быть продано только по конкурсу, условием которого является сохранение целевого назначения с/х объектов.

Особенностью банкротства страховых организаций является участие в деле Страхнадзора. Продажа имущественного комплекса страховой организации в ходе банкротства может быть осуществлена только страховой организации согласной принять на себя все договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом.

Очередность удовлетворения требований кредиторов страховой организации:

1. Требования кредиторов по договорам обязательного личного страхования;

2. Требования кредиторов по иным договорам обязательного страхования;

3. Требования иных кредиторов-страхователей (выгодоприобретателей);

4. Требования прочих кредиторов.

К рассмотрению дела по признанию банкротом профессионального участника рынка ценных бумаг привлекается ФКРЦБ. Арбитражным управляющим по такому предприятию назначается лицо, имеющее лицензию арбитражного управляющего н аттестат профессионального участника рынка ЦБ, выдаваемый ФКРЦБ.

При банкротстве градообразующих предприятий к участию в деле привлекается орган местного самоуправления, по его ходатайству суд вправе ввести внешнее управление и продлить его срок. Обязательным условием при продаже имущества такого предприятия лявляется выставление на продажу на первых торгах (по ходатайству органа местного самоуправления торги должны проводиться в форме конкурса предприятие как единого имущественного комплекса).

Признаками банкротства кредитных организаций является их не способность в течение месяца удовлетворить требования кредиторов по обязательным платежам с момента наступления даты их исполнения. Процедуры банкротства кредитных организаций: наблюдение и конкурсное производство. С исковым заявлением о признании кредитной организации банкротом кроме вышеперечисленных лиц может Центробанк РФ. Лицо, назначаемое арбитражным управляющим кредитной организации, должно иметь соответствующий аттестат Центробанка РФ. При банкротстве банков в первую очередь удовлетворяются требования кредиторов - физических лиц по договорам банковского счета и вклада и обязательства из возмещения вреда. На учредителей банка, виновных в доведении банка до банкротства, возлагается субсидиарная ответственность. Для исключения кредитной организации из Книги государственной регистрации, включая случаи признания ее банкротом, необходимо представить перечень документов, содержащихся в Указании ЦБ РФ N 408-У от 11.11.93г.

Субъекты естественных монополий топливно-энергетического комплекса считаются имеющими признаки банкротства, если не могут в течение 6 месяцев с даты наступления исполнения не могут удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том 4исле права требования. Лицо, назначаемое арбитражным управляющим, кроме лицензии, должно иметь аттестат Федеральной службы в области топливно-энергетического комплекса и опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса. Срок внешнего наблюдения - не более 18 месяцев. При внешнем управление продажа предприятия и части его имущества запрещена. При конкурсном производстве предприятие выставляется на торги в форме конкурса единым лотом, причем покупатель должен иметь лицензию на осуществление деятельности по профилю предприятия банкрота, сохранить целевое на значение предприятия и принятие обязательств по договорам энергоснабжения, транспортировки (распределения) газа или нефтепродуктов.

На действия арбитражного управляющего кредиторы имеют право подать жалобу в суд, в производстве которого находится дело о банкротстве о нарушении их прав и интересов, включая споры по размеру денежных требований кредиторов, которые суд рассматривает в 2-х недельный срок, как и заявления арбитражных управляющих о рассмотрении разногласий, возникших между ними и кредиторами.

До процедуры банкротства могут применяться меры оздоровления предприятий и предупреждения банкротства. Например, в виде санации (предоставление финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и обязательных платежей собственником предприятия, учредителями, кредиторами), по кредитным организациям (кроме санации, изменение структуры активов и пассивов, организационной структуры), Центробанк РФ имеет право назначить Временную администрацию, к которой переходит управление кредитной организацией, на срок не более 6 месяцев.

Проведение государственной политики по предупреждению банкротства и обеспечению условий реализации процедур банкротства осуществляет Федеральная служба РФ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, действующая на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 537 от 1.06.98г. Служба осуществляет лицензирование конкурсных управляющих, их подготовку, представляет по запросу суда заключения о наличии признаков фиктивного банкротства, представляет интересы кредиторов по платежам в федеральный бюджет, внебюджетные фонды и иные функции.

В целях предупреждения банкротства Федеральная служба по не состоятельности (банкротству) ежегодно до 15 марта направляет предприятиям, включенных в перечень организаций подлежащих финансовому мониторингу

уведомление о проведении мониторинга и сроках предоставления службе необходимых для этого документов. В такой перечень включаются организации, входящие в число 100 крупнейших компаний РФ по рыночной стоимости; организаций с численностью свыше 10 000 человек; субъектов естественных монополий; градообразующих предприятий, имеющих фактическую численность свыше 1 000 человек (распоряжение ФСДН N 13-р от 13.03.99г.)

Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области N 348 от 27.08.93г. создан координационный. Совет по делам о несостоятельности (банкротстве), в задачи которого входит отслеживание процессор в социальноэкономической сфере организаций области координацию действий органов власти и управления при инициировании процедур банкротства, выявление организаций с признаками банкротства, выработка предложений по судебной санации, подготовка предложений по кандидатурам арбитражных управляющих.

Указом Президента N 199 от 14.02.96г. установлена обязанность судебных приставов обращать взыскание на недвижимость по исполнительным листам только в третью очередь (после не участвующих в производстве имущества и готовой продукции) и после уведомления ФСДН и ГНИ, ФСДН имеет возможность возбудить в суде дело о банкротстве предприятия-должника при получении уведомления.

Заключение

Одной из категорий рыночного хозяйствования является банкротство (несостоятельность) хозяйствующих субъектов. Вся жесткость рыночного механизма объясняется тем, что банкротство предприятий и определенный уровень безработицы являются своего рода платой за результативность хозяйственной деятельности.

Банкротство - стало фактом в России. С одной стороны банкротство - крах, гибель предприятия. Но с другой стороны - это толчок к изменению в лучшую сторону, возможность возрождения с учетом прошлых ошибок. Процедуры, используемые в качестве необходимых для вывода предприятия из кризисного состояния устанавливаются законодательно.

В зависимости от особенностей функционирования предприятий, их места в сложившейся системе хозяйственных связей, роли, которую они играют в региональном хозяйственном комплексе и в соответствующей отрасли, могут быть предложены различные процедуры: продажа предприятия целиком; преобразование его в акционерное общество и продажа контрольного пакета на инвестиционных торгах, коммерческом аукционе или конкурсе; применение процедур внешнего управления; продажа на инвестиционных торгах с одновременной реструктуризацией капитала; диверсификация производств; ликвидация предприятия как юридического лица с возможным сохранением имеющих самостоятельное значение активов предприятия путем продажи их единым имущественным лотом в процессе конкурсного производства; реструктуризация в рамках санации на основе негосударственных средств.

Опыт работы Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) показывает, что в случае своевременного и грамотного применения процедур банкротства в отношении предприятий-должников удается достичь снижения кредиторской задолженности, в том числе и по задолженности предприятия своим работникам по заработной плате. Примером является продажа в соответствии с Указом Президента РФ от 02.06.1994 N 1114 Московского экспериментального витаминного завода на инвестиционном конкурсе с условиями погашения имеющейся задолженности предприятия в месячный срок и осуществления инвестиций в предприятие более чем на десять миллионов долларов.

Необходимо отметить, что процедура банкротства применима как к государственным, так и предприятиям иных форм собственности. Квалифицированная реализация уже существующего законодательства о несостоятельности и неплатежеспособности предприятий позволяет осуществить реорганизацию, перепрофилирование на производство пользующейся платежеспособным спросом продукции, привлечение инвестиций в предприятия, в конечном итоге — экономическое оздоровление.

В данной работе автором была сделана попытка охватить финансовые и правовые аспекты института банкротства с учетом современных методик оценки потенциального банкротства как российской, так и зарубежных, а также последних изменений законодательства о банкротстве, что важно для руководства производственных предприятий.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ, часть 1

2. Постановление Правительства РФ N 537 от 1.06.98г. "О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению"

3. Указ Президента РФ N 199 от 14.02.96г. "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций"

4. Антикризисное управление: от банкротства - к финансовому оздоровлению/ Под ред. Г.П. Иванова - М: Закон и право, ЮНИТИ, 1995.130 с.

5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е издание, перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание». 1999. - 688 с.

6. Давыдова Г.В., Беликов А.Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий // Управление риском, 1999 г., № 3, С. 13-20

7. Мудунов А.С. Современные тенденции развития Российского предпринимательства. М: РИЦ МГИУ, 2002. 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.