ФИНАНСЫ. КРЕДИТ. БАНКИ FINANCE. CREDIT. CANS
Экономические системы. 2024. Том 17, № 3 (66). С. 80-86. Economic Systems. 2024;17(3(66)):80-86.
Научная статья УДК 338.23
DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-3-80-86
5.2.4 - Финансы
Банковское финансирование в проектах государственно-частного партнерства: состояние, проблемы и пути их решения
Татьяна Андреевна Спицына
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Россия, Spitsyna.ta@yandex.ru
Аннотация. Одним из основных участников рынка государственно-частного партнерства, наряду с государством и бизнесом, является банковский сектор. На сегодняшний день влияние крупнейших игроков этого сектора экономики простирается далеко за пределы чисто банковских операций, таких как кредитование, привлечение средств во вклады, расчетно-кассовое обслуживание и проч. В статье показана ключевая роль финансирующих организаций в сфере государственно-частного партнерства. Обосновано, что в текущих рыночных условиях, при высоком уровне процентных ставок привлекательность банковского финансирования для проектов ГЧП снижается, в связи с чем для сохранения темпов роста рынка ГЧП необходимо применение различных форм государственной поддержки.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, финансирующие организации, прямое соглашение, концессионное соглашение
Для цитирования: Спицына Т.А. Банковское финансирование в проектах государственно-частного партнерства: состояние, проблемы и пути их решения // Экономические системы. 2024. Том 17, № 3 (66). С. 80-86. DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-3-80-86.
© Спицына Т.А., 2024
Original article
Bankfinancingin public-private partnership projects: status, problems and ways to solve them
Tatiana A. Spitsyna
Russian presidential academy of national economy and public administration, Moscow, Russia, Spitsyna.ta@yandex.ru
Abstract. One of the main participants in the public-private partnership market, along with the state and business, is the banking sector. Today, the influence of the largest players in the banking sector extends far beyond purely banking operations, such as lending, raising funds for deposits, cash settlement services, etc. The article shows the key role of financing organizations in the field of public-private partnership. It is proved that in the current market conditions, with a high level of interest rates, the attractiveness of bank financing for PPP projects is decreasing, and therefore it is necessary to use various forms of state support.
Keywords: public private partnership, financing organizations, direct agreement, concession agreement
For citation: Spitsyna T.A. Bank financing in public-private partnership projects: status, problems and ways to solve them. Economic Systems. 2024;17(3(66)):80-86. (In Russ.). DOI 10.29030/23092076-2024-17-3-80-86.
Введение
Изучая рынок государственно-частного партнерства, нельзя не отметить существенный вклад, который вносят коммерческие банки в его развитие.
В общем виде государственно-частное партнерство (ГЧП) определяется как совокупность взаимоотношений между публичной стороной и частным инвестором по поводу создания, модернизации и управления объектом инфраструктуры на основе разделения рисков и получения выгод обеими сторонами. Из этих двух основных сторон в данной форме взаимоотношений государство, как правило, является заказчиком, определяя потребность в создании объектов инфраструктуры и формируя правила игры, а коммерческая организация занимается фактической реализацией проекта и привлечением финансирования. На пре-дынвестиционной стадии жизненного цикла проекта ГЧП выделяются две основные вехи - коммерческое и финансовое закрытие проекта ГЧП. Коммерческое закрытие предполагает подписание базового соглашения по проекту, как правило, концессионного соглашения либо соглашения о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве. Финансовое закрытие предполагает наличие кредитного соглашения между частным инвестором и коммерческим банком о выделении необходимого для проекта финансирования. Наличие финансово-
го закрытия является обязательным условием осуществления проекта ГЧП. Следовательно, по своей сути, проект государственно-частного партнерства в большинстве случаев представляет собой трехстороннюю сделку.
Целью настоящей статьи является анализ современного состояния финансового закрытия в проектах ГЧП и обоснование необходимости усиления мер их государственной поддержки. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
• выявить роль финансирующих организаций в проектах государственно-частного партнерства;
• охарактеризовать влияние банковского сектора на рынок ГЧП;
• определить текущую ситуацию с банковским финансированием проектов ГЧП и оценить его перспективы.
Основная часть
Государственно-частное партнерство зарекомендовало себя как действенный инструмент по созданию объектов инфраструктуры, необходимых обществу. При этом на протяжении всего срока существования рынка ГЧП в его современном понимании ключевой проблемой остается отсутствие долгосрочных и недорогих источников финансирования [1, с. 158].
Одной из характеристик успешного государственно-частного партнерства является мультипликативное привлечение частного капитала на рубль вложенных бюджетных средств. Так, на муниципальном уровне на рубль бюджетных средств приходится 5 руб. внебюджетного финансирования. На региональном и федеральном уровнях - 3 и 1,9 руб. частных инвестиций соответственно [2, с. 12]. Ключевой вопрос в данном случае: что же представляет собой частный капитал? Естественно, определенную долю составляют средства коммерческой организации, которые она инвестирует в проект, рассчитывая увеличить стоимость своего бизнеса. Однако, как показывает российская практика, частные инвесторы весьма неохотно вкладывают собственный капитал в инфраструктурные проекты. Это объясняется следующими причинами:
• недостаточностью собственного капитала у коммерческих предприятий, которые выступают партнерами государства в проектах ГЧП;
• нежеланием участников брать на себя повышенные риски, инвестируя собственные средства.
Инфраструктурные проекты являются, по своей сути, долгосрочными, что означает высокий уровень неопределенности относительно будущих денежных поступлений, при этом маржинальность их, как правило, невысока. Следовательно, коммерческие организации стремятся максимально использовать привлеченные средства. Применение инфраструктурных облигаций в проектном финансировании находится в процессе становления, следовательно, основной источник, который частный партнер может привлечь в проект, - это банковское финансирование. За все время существования рынка ГЧП в РФ было профинансировано свыше четырех тысяч проектов на общую сумму 4,8 трлн руб. [3]. При
этом доля внебюджетного финансирования составляет 69%, и большая часть этих средств - банковское кредитование.
С учетом того, что в ГЧП, как правило, используется проектное финансирование, а текущие требования ведущих российских банков предполагают инвестирование собственных средств в проект в размере не более 20% [4], можно оценить объем банковского капитала на рынке ГЧП приблизительно в 2,6 трлн руб.
Следует отметить, что, согласно исследованиям Глобального инфраструктурного центра (Global infrastructure hub], подобная структура финансирования характерна как для стран с низким и средним уровнями дохода, так и для более развитых стран. Доля банковского финансирования для обеих групп стран (включая кредиты международных финансовых организаций и возвратное государственное финансирование, занимающих незначительную долю в общем объеме финансирования] колеблется в диапазоне 60-65% [5].
Таким образом, можно констатировать, что государственно-частное партнерство - это в основном трехстороннее сотрудничество. Если с точки зрения финансирующей организации проект не является банкуемым, то партнерство, скорее всего, не состоится. На практике это означает, что даже наличие заключенного концессионного соглашения не гарантирует строительства или модернизации инфраструктурного объекта. Необходимо обеспечить финансовое закрытие проекта, иными словами, заинтересовать в проекте финансирующую организацию. Основными условиями для привлечения банковской организации в проект являются высокое качество подготовки проекта (проработанность технических и юридических аспектов проекта], наличие собственных средств у коммерческой организации, репутация инвестора, наличие у него опыта реализации аналогичных проектов [6].
Для банка любой инвестиционный проект представляет интерес, если он обеспечивает возвратность предоставленных заемных средств и уплату начисленных процентов. Для обеспечения возвратности кредита банк может существенно влиять на структуру предполагаемой сделки государственно-частного партнерства. В частности, финансирующая организация требует заключения так называемого прямого соглашения, в соответствии с которым при возникновении непредвиденных обстоятельств и неспособности концессионера рассчитаться по долгам данная обязанность возлагается на публичную сторону.
Необходимость заключения такого соглашения возникает вследствие того, что сделки государственно-частного партнерства финансируются на принципах проектного финансирования, что, как правило, означает невозможность использовать такие традиционные обеспечительные меры, как залог и поручительство. В соглашение может включаться положение о возможности замены концессионера по инициативе банка в случае неоднократных просрочек по уплате долга либо ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств. Среди прочего следует обозначить требования финансирующей организации к наличию:
- в концессионном соглашении механизма определения и выплаты компенсаций, возникающих при расторжении договора;
- возможности внесения изменений в концессионное соглашение только с согласия кредитора.
Кроме того, коммерческий банк может предъявлять требования и к тому, кто представляет публичную сторону в соглашении. Если проект капиталоемкий и есть сомнения в платежеспособности муниципалитета или субъекта Федерации, одним из условий предоставления финансирования может быть повышение уровня публичной стороны: вместо муниципалитета стороной соглашения становится субъект РФ либо вместо субъекта РФ - Российская Федерация.
Помимо непосредственного влияния на структурирование сделок государственно-частного партнерства, финансирующие организации формируют и сам рынок ГЧП. Так, одной из основных проблем рынка государственно-частного партнерства до недавнего времени являлась высокая стоимость подготовки сделки. В этом смысле появление такого участника, как коммерческий банк, увеличивает трансакционные издержки по согласованию интересов всех участников соглашения [7, с. 118]. В том случае если реализуется нетипичный крупный инфраструктурный проект, его индивидуальное сопровождение оправдано. Однако на рынке существует достаточное количество типовых проектов, например в сфере ЖКХ. Сейчас для реализации таких проектов могут использоваться «коробочные решения», предполагающие стандартный пакет документации для заключения и сопровождения сделки. Первое «коробочное решение» было разработано Сбербанком совместно с Минстроем для оптимизации операционных затрат по сопровождению сделок ГЧП в сфере ЖКХ. В его состав входит концессионное соглашение с приложениями, в том числе прямое соглашение, основные условия и шаблон финансовой модели [8, с. 67]. Затем были разработаны «коробочные решения» и для других отраслей инфраструктуры.
Помимо классического заемного финансирования, банки могут обеспечить и иные формы привлечения капитала в проект, как-то: содействие в выпуске инфраструктурных облигаций, бридж-кредиты и мезонинное финансирование, участие в капитале создаваемой проектной компании.
Важно отметить, что участие кредитных организаций в инвестиционных проектах повышает качество их подготовки, поскольку банком проводится тщательная экспертиза финансовой модели, что препятствует реализации неэффективных проектов. Иными словами, банки вкладывают в инвестиционные проекты не только финансирование, но и свои компетенции [9].
Однако в текущих условиях высоких рыночных процентных ставок наличие банковского кредита в структуре финансирования будет существенно увеличивать стоимость реализации проекта государственно-частного партнерства. В связи с этим основными тенденциями на период действия высоких процентных ставок будут являться увеличение бюджетного плеча в проектах с потенциальной коммерческой эффективностью, сочетание банковского кредита и мер государственной поддержки инвестиционной деятельности (Фабрика проектного финансирования, кластерная инвестиционная платформа, СЗПК и ряд дру-
гих), а также преимущественное финансирование проектов с платой за доступность за счет бюджетных средств.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ показал, что роль банковского сектора на рынке государственно-частного партнерства намного шире, чем стандартное предоставление заемных средств. Участие банков способствует повышению качества подготовки и управления сделками ГЧП, влияет на распределение рисков в проекте.
При этом в своей деятельности финансирующие организации руководствуются исключительно рыночными мотивами, такими как стремление к расширению клиентской базы и снижению операционных издержек и рисков. В предыдущие периоды это способствовало существенному влиянию банков на рынок ГЧП, однако в современных условиях дальнейшее развитие ГЧП с привлечением банковского капитала затруднено вследствие его высокой стоимости, и здесь возрастает роль государства, основное направление деятельности которого - снижение издержек на привлечение финансирования проектов ГЧП.
Список источников
1. ЦехомскийН.В., ТихомировД.В. Значимые инвестиционные проекты: общие проблемы реализации и привлечение частных средств // Бизнес. Общество. Власть. 2021. № 4 (42). С. 158-167.
2. Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП 2023 : аналитический обзор. URL: https:// rosinfra.ru/library/956-investitsii-v-infrastrukturu-i-g-ch-p-2023-analiticheskii-obzor (дата обращения: 19.08.2024).
3. Государственно-частное партнерство: итоги и основные тренды 2023 года : аналитический дайджест АИИК. Вып. 1. URL: https://asiic.ru/wp-content/uploads/2024/05/ dajdzhest-gchp.pdf (дата обращения: 19.08.2024).
4. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Практики реализации проектов. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/f3040f6b964f2 2e1a761bbcb2fcf9b0d/metodic_2023.pdf (дата обращения: 19.08.2024).
5. Green bonds mobilising more capital to finance sustainable infrastructure? URL: https:// www.gihub.org/infrastructure-monitor/insights/green-bonds-mobilising-more-capital-to-finance-sustainable-infrastructure (дата обращения: 19.08.2024).
6. Проектное финансирование в банках. URL: https://pppadvisor.ru/proektnoe-finansirovanie (дата обращения: 19.08.2024).
7. Казанский А.В. Банковское проектное финансирование в сфере государственно-частного партнерства // Проблемы современной экономики. 2024. № 1 (89). С. 116-119.
8. Березина А.А., Омаров М.М. Коробочное решение в сфере жилищно-коммунального хозяйства как универсальная форма трехстороннего взаимодействия в государственно-частном партнерстве // Известия Международной академии аграрного образования. 2022. № 63. С. 65-68.
9. Плясова С.В., Сероштан С.М. Финансовые технологии в глобальном мире: основные тренды развития // Экономические системы. 2024. Т. 17, № 1 (64). С. 85-98.
References
1. Tsekhomsky N.V., Tikhomirov D.V. Significant investment projects: common problems of implementation and attraction of private funds. Biznes. Obshchestvo. Vlast' = Business. Society. Power. 2021;(4(42)):158-167. (In Russ.).
2. Investments in infrastructure and PPP 2023: an analytical review. URL: https://rosinfra. ru/library/956-investitsii-v-infrastrukturu-i-g-ch-p-2023-analiticheskii-obzor. (In Russ.).
3. Public-private partnership: results and main trends of 2023 : analytical digest of AIIK. Iss. 1. URL: https://asiic.ru/wp-content/uploads/2024/05/dajdzhest-gchp.pdf. (In Russ.).
4. Recommendations for the implementation of public-private partnership projects. Project implementation practices. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/f3040f6b964f22e 1a761bbcb2fcf9b0d/metodic_2023.pdf. (In Russ.).
5. Green bonds mobilising more capital to finance sustainable infrastructure? URL: https:// www.gihub.org/infrastructure-monitor/insights/green-bonds-mobilising-more-capital-to-finance-sustainable-infrastructure.
6. Project financing in banks. URL: https://pppadvisor.ru/proektnoe-finansirovanie. (In Russ.).
7. Kazansky A.V. Bank project financing in the field of public-private partnership. Problemy sovremennoj ekonomiki = Problems of modern economics. 2024;1(89)):116-119. (In Russ.).
8. Berezina A.A., Omarov M.M. Boxed solution in the field of housing and communal services as a universal form of trilateral interaction in public-private partnership. Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya = Proceedings of the International Academy of Agrarian Education. 2022;(63):65-68. (In Russ.).
9. Plyasova S.V., Seroshtan S.M. Financial technologies in the global world: the main development trends. Ekonomicheskie sistemy = Economic systems. 2024;17(1(64)):85-98. (In Russ.).
Информация об авторе / Information about the author
Т.А. Спицына - кандидат экономических наук, доцент научно-образовательного центра финансов и инвестиций Института финансов и устойчивого развития.
T.A. Spitsyna - Ph.D. in economic sciences, senior lecturer of scientific and educational center of finance and investments, Institute of finance and sustainable development.
Статья поступила в редакцию 21.08.2024; одобрена после рецензирования 04.09.2024; принята к публикации 08.09.2024.
The article was submitted 21.08.2024; approved after reviewing 04.09.2024; accepted for publication 08.09.2024.