Научная статья на тему 'БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ'

БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мановицкий С.И., Яковенко С.Н.

В статье рассматриваются аспекты цифрового развития банковской отрасли России, соединению инновационных цифровых IT и телекоммуникационных технологий с внедренными банковскими продуктами/услугами в рамках новых банковских проектов - цифровых экосистем. В статье рассматривается все более актуальный процесс внутрибанковской конкуренции, который вызван началом новой цифровой реальности для игроков финансового сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN BANKING SECTOR: DEVELOPMENT PROSPECTS AND DIGITAL TECHNOLOGIES

The article discusses aspects of the digital development of the banking industry in Russia, the connection of innovative digital IT and telecommunication technologies with implemented banking products/services within the framework of new banking projects of digital ecosystems. The article examines the increasingly relevant process of intrabank competition, which is caused by the beginning of a new digital reality for financial sector players.

Текст научной работы на тему «БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ЦИФРОВЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

С.И. Мановицкий, магистрант С.Н. Яковенко, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-5-4-149-153

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты цифрового развития банковской отрасли России, соединению инновационных цифровых 1Т и телекоммуникационных технологий с внедренными банковскими продуктами/услугами в рамках новых банковских проектов - цифровых экосистем. В статье рассматривается все более актуальный процесс внутрибанковской конкуренции, который вызван началом новой цифровой реальности для игроков финансового сектора.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация, банковский сектор, банковская система, финансовый рынок, интернет-банкинг.

В период становления цифровой экономики флагманом технического воплощения цифровизации как среды является банковский сектор. Постоянное появление технологий предоставляет клиентам финансового сектора новые возможности для взаимодействия друг с другом, предоставляет новые информационные рычаги коммуникации для бизнес-среды. Растущий поток клиентов использует все больше и больше каналов для получения банковских услуг с использованием новых платежных форм и банковских экосистем. В то же время технологии адаптируются к изменениям в поведении людей, что приводит к появлению все более эффективных и дешевых решений для развития бизнеса.

Термин «цифровизация» означает обмен информацией в цифровой форме. В контексте делового общения «оцифровка» означает операционную модель с коммуникацией на платформе цифрового канала и автоматизацией повседневных/рутинных операций [1].

Обработка и анализ больших объемов данных с использованием цифровых технологий позволяет создавать принципиально новые банковские продукты, в этом российский банковский сектор движется в направлении, аналогичном общемировому. Метаморфозы моделей обслуживания вызваны влиянием цифровых технологий, а

также в результате развития интегрированной сетевой экономики.

Банковский сектор является примером набора услуг, ориентированных на потребителя, где инновационный спрос диктуется исключительно интересами конечного клиента. Запросы клиентов сводятся к сокращению времени проведения банковских операций, возможности их осуществления круглосуточно, интуитивно понятному получению услуг в рамках банковской экосистемы. Этот список потребностей является движущей силой инноваций в промышленности.

Скорость внедрения новых банковских продуктов высока, что связано с огромной конкуренцией на рынке, поддержанием лояльности клиентов. Внедряя финансовые инновации, банки определяют долгосрочную стратегию целенаправленной работы в этой области с четкими целями для видов инноваций. Внедрение инноваций при построении бизнес-модели необходимо учитывать увеличение небанковских источников дохода, одновременно развивая собственные экосистемы и партнерские отношения.

Важную роль также играет центральный банк, который создает благоприятную среду для функционирования банковских структур с инновационной цифровой со-

ставляющей, поддерживает бизнес-инкубаторы и внедряет элементы финтеха.

На основе исследований, проведенных Фондом «Сколково» и VR_Bank, был составлен рейтинг кредитных организаций, которые являются флагманами внедрения цифровых технологий и направляют ресурсы на инновационные проекты для производства бизнес-моделей. В этот список входят: Тинькофф Банк, Сбербанк России, Альфа-Банк, Райффайзен Банк, Ак Барс, Росбанк, ВТБ, Банк «Русский Стандарт», Банк Санкт-Петербурга. Объем инвестиций с горизонтом 3-5 лет, выделяемых банками на процесс создания цифровых экосистем, составляет около 50 миллиардов долларов. рублей в год. Лидирующие позиции в области цифровизации и развития информационных технологий занимает ПАО «Сбербанк», где за последние 4 года в инновации было инвестировано более 400 млрд рублей. По данным ВЦИОМ за 2020 год, банковские операции считаются самым популярным онлайн-сервисом: 61% респондентов чаще совершают банковские операции по цифровым каналам, при этом значительная доля респондентов, пользующихся этим сервисом, находятся в возрасте от 18 до 24 лет (77%). На долю россиян, активно пользующихся электронными банковскими экосистемами, за период с 2016 по 2020 год приходится более 50% от числа активных клиентов банковских структур. Основным набором цифровых технологий, которые регулярно используют клиенты банка, являются: искусственный интеллект, инструменты анализа больших данных, робототехника процессов, чат-боты и оптическое распознавание QR-кодов.

Использование технологии искусственного интеллекта упрощает процесс сбора и обработки данных, распознает речь, использует нейронные сети и биометрические данные.

Анализ больших данных обрабатывает большие информационные поля из различных информационных и цифровых источников. Основываясь на заказе, накоплении, анализе данных, он позволяет создавать персональные предложения клиентам. Он эффективно распределяет полу-

ченные информационные ресурсы и в дальнейшем формирует финансовую стратегию взаимодействия с клиентом.

В своей деятельности банки используют оптическое распознавание символов или OCR для оцифровки потока клиентских документов. Технология распознавания текста - это обработка больших объемов текста и перевод изображения в редактируемый формат.

Программа чат-бота (имитация диалога с пользователем) активно внедряется в коммуникационный процесс обработки клиентских запросов, что приводит к снижению нагрузки на операторов колл-центра/службу поддержки клиентов банка. Функционал данного нововведения включает обработку и предоставление информации по типичным вопросам, каналы взаимодействия с чат-ботами:

1. телефонные звонки оператора;

2. переписка по электронной почте;

3. мессенджер.

Такие информационные боты используются для информирования клиентов о новых банковских продуктах и проводимых акциях, курсах валют, этот процесс доступен круглосуточно.

В последние годы наблюдается тенденция пользователей к удаленному банковскому обслуживанию с помощью онлайн-банкинга (включая мобильные банковские приложения), что дает клиентам быстрый доступ к наиболее часто используемым финансовым услугам.

Широкому внедрению цифровых банковских услуг в массы клиентов препятствует недостаточная осведомленность/готовность клиентов использовать несколько продуктовых секторов в цифровой экосистеме банков. В результате исследования Аналитического центра Нафи был опубликован список услуг, которые малоизвестны участникам опроса. К ним относятся: подача заявки на регистрацию банковских продуктов на веб-сайте или через приложение (39% респондентов), просмотр финансовых рекомендаций и сообщений в приложениях (30% респондентов), получение кэшбэка (35% респондентов) [7].

Взаимные выгоды как для клиентов, так и для банковских структур представляет цифровая трансформация традиционных финансовых услуг, как показывает исследование МсК^еу, сквозная оцифровка ключевых процессов в традиционном банке, будь то продажа новых продуктов или услуг в филиалах, может снизить их затраты на 40-60% [4].

С учетом трансформации российской банковской отрасли, согласно исследованию, проведенному в 2017-2018 годах МсК^еу, банковская клиентская база в России, которая хочет обслуживаться с помощью мобильного и интернет-банкинга, растет и составляет 65% в 2017 году, что в целом сопоставимо с показателями западноевропейских стран и США [3]. Развитие каналов проникновения Интернета в регионах Российской Федерации неоднородно, что позволяет прогнозировать рост потенциальной клиентской базы с развитием услуг связи в регионах [8].

Все те же исследования МсК^еу показали, что банки из пула топ-50 России с существующими мобильными приложениями совершают в 1,5-2 раза больше транзакций, чем крупнейшие европейские банки, 58% клиентов используют дистанционное /дистанционное банковское обслуживание (из которых 15% используют только интернет-банкинг, 10% - только мобильные банки и 32% на обеих платформах).

Исследование демонстрирует вхождение российской банковской системы в топ-5 ведущих банковских систем Европы по уровню развития и проникновения цифрового банкинга.

Процесс внедрения инноваций в цифровых продуктах в банках направлен на привлечение новых клиентов и удержание старых за счет максимальной удовлетворенности клиентов. Значительно сократились сроки стандартных/базовых банковских операций: открытие счета, выдача пластика, банковские переводы, что приводит к повышению лояльности клиентов. Процессу повышения лояльности способствует внедрение банками таких цифровых продуктов, как:

- подача заявок на получение кредита онлайн (что позволяет обойтись без посещения офисов банка);

- открытие инвестиционного счета и проведение торговых операций в формате удаленного доступа;

- дистанционное пользование банковскими услугами с использованием метода биометрической идентификации клиента;

- система искусственного интеллекта в банках анализирует клиентов по профессиональным возрастным категориям, что выражается в формировании более точных персонализированных предложений финансовых продуктов.

На высококонкурентном рынке инновационных банковских продуктов, где постоянно внедряются новые функциональные регламенты, при желании привлечь клиентскую базу конкурирующего банка необходимо постоянно генерировать новые идеи относительно продуктовой линейки (своего рода мозговой штурм). Только преимущества раннего внедрения цифровых продуктов могут обеспечить постоянство и приток клиентской базы. Ключом к успеху также может стать симбиоз банковской структуры и 1Т-компаний, телекоммуникаций, что приводит к включению в банковский сектор цифровых продуктов, которые ранее не были характерны для банковских структур (например, элементы поставки товаров, заказ телевизионного контента у ПАО «Сбербанк»).

На российском финансово-банковском рынке существует значительный разрыв между группой крупных банков (с широкими продуктовыми линейками) и малыми/средними кредитными организациями. Ведущие российские банки превосходят своих более мелких конкурентов, поскольку они вооружаются свободными финансовыми ресурсами, эти средства инвестируются в повышение уровня цифровой компетенции и разработку новых цифровых продуктов банковской экосистемы, что позволяет крупным банковским игрокам проводить масштабные цифровые преобразования и сбалансировать присутствие более мелких банковских игроков в

рынок. Небольшие банки переходят на региональные банковские рынки, сокращая свою продуктовую линейку и занимая более специализированную целевую нишу.

Отсутствие инвестиционных возможностей для средних банковских структур не означает отказа от необходимости оцифровки бизнес-процессов, необходимо учитывать возможность аутсорсинга финансовых и банковских функций со стороны федеральных банков, что не позволит крупным игрокам банковского сектора расширять свои филиальные сети за счет затрат, и средних/региональных представителей

Крупные игроки отрасли с широким спектром ресурсов, инвестирующие в цифровую банковскую экосистему и производящие банковский информационный продукт, первыми получают конкурентное преимущество на рынке благодаря эффекту масштаба. Запущенный Банком «Открытие» сервис денежных переводов, идентификатором которого является фотография, призван создать принципиально новый подход к онлайн-переводам и предложить пользователям дополнительные сценарии ситуационных переводов. Внедрение элементов искусственного интеллекта Банка ВТБ в 1Т-среду позволило ему построить комплексную систему мониторинга критически важных бизнес-процессов и 1Т-инфраструктуры [2].

Предстоящие метаморфозы банковской отрасли Российской Федерации заключаются в создании собственных экосистем внутри банковских структур, тесном взаимодействии со структурами 1Т-компаний, телекоммуникационных компаний, операторов беспроводной связи. Трансформация банковского бизнеса будет сведена к внедрению сквозных технологий, например, блокчейна. Банковская система уже отказывается от распространения физических филиалов (мест присутствия банков) в пользу дистанционного обслуживания клиентов В2В, В2С, что ставит большое внимание потребностям клиентов на первый план в обслуживании клиентов. Варианты взаимодействия Клиент-банк в виде 1 окна широко трансформируются. Механизм анализа, включающий искусственный интеллект и анализ больших данных,

широко внедрен и постоянно совершенствуется, что включает в себя сторонние 1Т-аутсорсинговые структуры, наблюдается рост банковских функций и 1Т-индустрии.

Так, уже существующим примером диффузии (взаимопроникновения) банковских структур и ит-структур могут служить скоринговые системы (системы финансовой оценки клиентского балла) в Альфа-Банке, Тинькофф Банке, Хоум Кредит и Финанс Банке. Рейтинг клиентов позволяет настраивать финансовые предложения, кросс-продуктовые предложения (депозиты, страхование жизни, ответственность за транспортное средство) на основе анализа профессиональной деятельности клиента, возраста, интересов и т.д.

Банковские организации, не обладающие достаточными финансовыми ресурсами для разработки собственных 1Т-решений, могут предложить собственную инфраструктуру для накопления и хранения, анализа полей данных, что позволит им частично интегрировать свои финансовые услуги в экосистему более крупных игроков банковского сектора и сосредоточиться на кросс-продуктовой линейке (страхование, предоставление дистанционных бухгалтерских услуг и т.д.).

Время показывает, что внедренное ноу-хау, а именно обращение криптовалют, вызывает противодействие и непонимание, опасения. В структурах банковского сообщества стран Западной Европы и Северной Америки использование (расчет, обмен, накопление) криптовалютных агрегатов набирает обороты, не исключено, что использование этих финансовых инструментов со временем будет введено и в России (с принятием нового законодательства), а также в использование блокчейна [10]. эффективен в двух областях: ведение учета и документирование (регистрация новых данных, идентификация пользователей, смарт-контракты) и транзакции (динамическая регистрация - обмен цифровыми и физическими активами на цифровой платформе, платежная инфраструктура, проверяемые данные).

В настоящее время Ассоциация Фин- переводы с использованием идентифика-техов совместно с Центральным банком торов, таких как номер телефона. Эта Российской Федерации и структурой ком- функция была запущена коммерческими мерческих банков Российской Федерации банками в рамках электронных экосистем, внедрила услугу «Система быстрых пла- действующих в этих банках. тежей», которая позволяет осуществлять

Библиографический список

1. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. - 82 с.

2. Андреева М. ВТБ24 переходит на искусственный интеллект. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://www.comnews.ru/ content/106565/2017-04-04/vtb24-perehodit-na-iskusstvennyy-intellekt/

3. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В. и др. Цифровая Россия: новая реальность. Digital McKinsey, 2017. - 133 с.

4. Георгий Макаренко. РБК Тренды. «Как инновации изменят банковскую отрасль России». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5d63fd8f9a7947e067daea90/

5. Ермакова Е.П., Фролова Е.Е. Правовое регулирование цифрового банкинга в России и зарубежных странах (Европейский союз, США, КНР). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.17072/1995-4190-2019-46-606-625/

6. Курс на финтех: перспективы развития рынка в России/Ernst & Young, 2018.

7. Миронова Д.Д., Шершова Е.В. Развитие современных банковских технологий в условиях цифровой трансформации экономики РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1098

8. Оганесян Т.К. и др. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского биз-неса / Отв. ред. Д.С. Медовников. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. 121 с.

9. Рузняев А.М. Диджитализация российских банков как неизбежное требование цифровой экономики // Вектор экономики. - 2018. - №5 (23). - С. 61.

10. Свон М. Блокчейн: Схема новой экономики / Пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2017.

- 234 с.

RUSSIAN BANKING SECTOR: DEVELOPMENT PROSPECTS AND DIGITAL TECHNOLOGIES

S.I. Manovitsky, Graduate Student

S.N. Yakovenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Annotation. The article discusses aspects of the digital development of the banking industry in Russia, the connection of innovative digital IT and telecommunication technologies with implemented banking products/services within the framework of new banking projects of digital ecosystems. The article examines the increasingly relevant process of intrabank competition, which is caused by the beginning of a new digital reality for financial sector players.

Keywords: digital technologies, digitalization, banking sector, banking system, financial market, Internet banking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.