Научная статья на тему 'Банковский менеджмент в кредитной организации'

Банковский менеджмент в кредитной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банковский менеджмент / кредитные организации / рискменеджмент / управление персоналом / активы / пассивы / информационное обеспечение / banking management / credit organizations / risk management / personnel management / assets / liabilities / information support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И. Б. Скачкова

В статье рассматриваются теоретические основы банковского менеджмента в кредитной организации. Цель статьи заключается в исследовании роли банковского менеджмента, его основополагающих элементов и экономической сущности. В работе использованы методы анализа, статистического и графического исследования. Проанализированы ключевые функции, составляющие, направления банковского менеджмента, задачи, решаемые им в кредитной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANK MANAGEMENT IN A CREDIT INSTITUTION

The article discusses the theoretical foundations of banking management in a credit institution. The purpose of the article is to study the role of banking management, its fundamental elements and economic essence. The paper used methods of analysis, statistical and graphical research. The key functions, components, directions of banking management, tasks solved by him in a credit organization are analyzed.

Текст научной работы на тему «Банковский менеджмент в кредитной организации»

БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И.Б. Скачкова, магистрант

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (Россия, г. Белгород)

DO1: 10.24411/2411-0450-2019-11386

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы банковского менеджмента в кредитной организации. Цель статьи заключается в исследовании роли банковского менеджмента, его основополагающих элементов и экономической сущности. В работе использованы методы анализа, статистического и графического исследования. Проанализированы ключевые функции, составляющие, направления банковского менеджмента, задачи, решаемые им в кредитной организации.

Ключевые слова: банковский менеджмент, кредитные организации, риск-менеджмент, управление персоналом, активы, пассивы, информационное обеспечение.

Цифровая трансформация банковского сектора, масштабирующая и интенсифицирующая финансовые риски кредитных организаций, детерминирует необходимость модернизации системы внутреннего контроля всей банковской деятельности. В настоящий период основополагающей задачей кредитных организаций является совершенствование качества банковского менеджмента и его ключевых элементов: риск-менеджмента, финансового менеджмента, организации и маркетинга [3]. Отечественный ученый Ю.Е. Ледок [4] определяет банковский менеджмент как научную систему управления банковским делом и персоналом, функционирующим в банковской области. Интересным представляется также определение другого российского экономиста М.Г. Ахмадеева: «Банковский менеджмент - это система управленческих воздействий, осуществляемых соответствующими организационными структурами в целях достижения

микро- и макроэкономических преимуществ» [2].

Согласно официальным статистическим данным, опубликованным консалтинговой компанией McKinsey [1], центральным фактором, обусловившим банкротство порядка 40% мировых банков, стал неудовлетворительный банковский менеджмент. Отметим, что в американской рейтинговой системе оценки банков CAMELS качество управления служит важнейшим показателем эффективности кредитной организации. Грамотный банковский менеджмент позволяет кредитной организации существенно минимизировать и нивелировать негативное воздействие макро- и микроэкономических факторов, способствующих банкротству, а также адаптировать их к целям организации. Банковский менеджмент является основополагающим условием конкурентоспособности и финансового процветания кредитной организации. Ключевые функции банковского менеджмента представлены на рисунке.

Рисунок. Ключевые функции банковского менеджмента

Эффективное управление активами и пассивами как важнейший элемент банковского менеджмента кредитной организации, служит гарантом его финансовой устойчивости и максимизации прибыли. При этом необходимо оперативно определять и ликвидировать наличие в банке денежных средств, не способствующих получению дохода, а также изыскивать требуемые кредитные ресурсы в целях исполнения банком соответствующих обязательств перед клиентами. Акцентировать внимание следует также на собственных средствах, требуемых для обеспечения ликвидности и платежеспособности кредитной организации. Достаточность собственных средств демонстрирует надежность, эффективность и финансовое состояние банка. Помимо того, на успешность кредитной организации указывает и показатель рентабельности, предусматривающий контроль за доходами и расходами компании. Также особое внимание должно быть сфокусировано на оценке сомнительных и убыточных операций, влияющих на банковскую прибыль.

Центральной составляющей банковского менеджмента является риск-менеджмент, направленный на оптимизацию внешних и внутренних факторов развития организации. Банковские риски дифференцируются, главным образом, на кредитные, инвестиционные и валютные. Следствием неэффективного управления рисками являются существенная дестабилизация финансового состояния кредитной

организации, потеря капитала, банкротство. Напротив, успешный риск-менеджмент служит определяющим условием минимизации финансовых издержек, конкурентоспособности, надежности финансовой компании. Как отмечают Н.Ю. Сопилко и О.Ю. Мясникова [6], показатель ежегодной стоимости риска COR (cost of risk), рассчитываемый за несколько прошедших лет, служит главным индикатором расходов на управление рисками в условиях внешней экономической нестабильности и глобальных трансформационных процессов. Одновременно с этим, банки решают огромный спектр нефинансовых задач, таких как разработка и внедрение специальных программ по управлению рисками и ужесточению контроля деятельности, систематический мониторинг независимыми организациями, направленный на получение достоверной информации и т.д.

Важнейшим направлением банковского менеджмента является эффективное управление персоналом кредитной организации. В данном разрезе осуществляется анализ и диагностика организации труда банковских работников, исследуются проблемы применяемой в организации системы мотивации и стимулирования труда, оптимизации механизма оплаты труда, внедрения системы внутреннего контроля, формируются индивидуальные подходы к сотрудникам, карьерные стратегии и пр.

Особая роль в эффективном функционировании кредитной организации принадлежит также информационному обес-

печению банковского менеджмента, кото- Таким образом, в условиях возрастаю-

рый включает требуемую для процесса щей конкуренции, структурных изменений управления информацию и эффективную в экономике, ужесточения требований работу информационной системы на внут- рынка, важнейшим условием стабилиза-рибанковском уровне. Основные цели и ции финансового положения кредитной задачи внутрибанковский информации ус- организации является банковский ме-танавливают требования к формированию неджмент, способствующий эффективно-информации, системы сбора, обработки, му взаимодействию функциональных под-использования, хранения, а также потреб- разделений банка, обмену информацией ности в технических средствах, в про- между ними и координации их усилий. граммном обеспечении и т.д. [5].

Библиографический список

1. Официальный сайт McKinsey & Company. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mckinsey.com/ru (дата обращения 10.11.2019).

2. Ахмадеев М.Г. Экономическая безопасность в банковском секторе / М.Г. Ахмадеев, Д.Т. Шакиров //Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 2. - С. 39-45.

3. Курилова, А.А. Банковский менеджмент, его понятие и элементы / А.А. Курилова, М.А. Городничева // Вестник НГИЭИ. - 2015. - № 1. - С. 78-83.

4. Ледок, Ю.Е. Банковский менеджмент основа эффективного управления // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2007. - № 3. - С. 73-78.

5. Люльков, Р.Н. Современные аспекты управления деятельностью коммерческого банка // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2014. - № 3. - С. 57-61.

6. Сопилко, Н.Ю. Проблемы становления и тенденции развития банковского менеджмента в России / Н.Ю. Сопилко, О.Ю. Мясникова // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2014. - № 2. - С. 101-111.

BANK MANAGEMENT IN A CREDIT INSTITUTION

I.B. Skachkova, Graduate Student

Shukhov Belgorod State Technological University

(Russia, Belgorod)

Abstract. The article discusses the theoretical foundations of banking management in a credit institution. The purpose of the article is to study the role of banking management, its fundamental elements and economic essence. The paper used methods of analysis, statistical and graphical research. The key functions, components, directions of banking management, tasks solved by him in a credit organization are analyzed.

Keywords: banking management, credit organizations, risk management, personnel management, assets, liabilities, information support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.