УДК 336.7
■_) ¡11
В.Э. КРОЛИВЕЦКАЯ, д-р экон. наук, доцент, заведующая кафедрой финансов и кредита Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, г. Гатчина, Российская Федерация
Статья поступила 6 апреля 2023 г.
БАНКОВСКИМ КРЕДИТНЫМ РЫНОК СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Цель - выявление основных тенденций в развитии кредитного рынка России за последние 10 лет; установление факторов, повлиявших на эти тенденции; рассмотрение перспектив развития кредитного рынка на среднесрочный период.
Материалы и методы. При написании статьи использованы статистические показатели развития банковского сектора Российской Федерации за период 1.01.2012-1.01.2022, на основании которых был сформирован материал в табличной форме о развитию отдельных сегментов банковского кредитного рынка, исходя из представленной в статье авторской интерпретации его институциональной структуры. В работе использованы методы динамических рядом и сравнений.
Результаты. Выявлены негативные тенденции в развитии банковского кредитного рынка России за последние 10 лет и охарактеризованы основные меры по их преодолению с учетом сложившейся экономической ситуации в стране из-за СВО на Украине и необходимости структурной трансформации экономики.
Заключение. Цель исследования достигнута. Представлены основные направления дальнейшего развития банковского кредитного рынка России на среднесрочный период, инициатором отдельных из которых на протяжении ряда лет выступал и сам автор статьи.
Ключевые слова: кредитный рынок, банковский кредитный рынок, корпоративный кредитный портфель, розничное банковское кредитование, рынок межбанковских кредитов и депозитов.
KROLIVETSKAYA V.E., Doctor of Econ. Sc., Associate Professor
Head of the Department of Finance and Credit, State Institute of Economics, Finance,
Law and Technology, Gatchina, Russian Federation
BANK CREDIT MARKET OF MODERN RUSSIA
Objective: identify the main trends in the development of credit market in Russia over the past 10 years; to identify the factors that influenced these trends; to consider the prospects for the development of the credit market in the medium term.
Materials and methods. When writing the article, statistical indicators of the development of the banking sector of the Russian Federation for the period 01.01.2012-01.01.2022 were used, on the basis of which the material was formed in tabular form on the development of individual segments of the banking credit market, based on the author's interpretation of its institutional structure presented in the article. The methods of dynamic series and comparisons are used in the work.
Results: negative trends in the development of the Russian banking credit market over the past 10 years have been identified and the main measures to overcome them have been characterized, taking into
account the current economic situation in the country due to a special military operation in Ukraine and the need for structural transformation of the economy.
Conclusion. The purpose of the study has been achieved. The main directions of further development of the Russian banking credit market for the medium term are presented, some of which were initiated by the author of the article himself for a number of years.
Keywords: credit market, bank credit market, corporate loan portfolio, retail bank lending, interbank loans and deposits market.
Научная новизна статьи
Представлена современная институциональная структура кредитного рынка России, в том числе банковского. Выявлены основные тенденции в развитии банковского кредитного рынка за последние 10 лет с учетом факторов, оказавших на них влияние. Охарактеризованы мероприятия по дальнейшему развитию и совершенствованию банковского кредитного рынка в условиях политической и экономической неопределенности.
What this paper adds
The modern institutional structure of the Russian credit market, including banking, is presented. The main trends in the development of the banking credit market over the past 10 years have been identified; taking into account the factors that influenced them. The measures for further development and improvement of the banking credit market in the conditions of political and economic uncertainty are described.
Введение. Кредитный рынок - это совокупность целого ряда финансовых посредников, осуществляющих привлечение и размещение временно свободных денежных средств от одних субъектов к другим на условиях возвратности, срочности, платности, под влиянием спроса и предложения, путем заключения депозитно-кредитных сделок. Кредитный рынок представляет собой один из сегментов финансового рынка, формирующего источники долгового и долевого финансирования, которые способствуют экономическому росту в стране. Россия исторически относятся к числу стран с европейской (банко-ориентированной) моделью финансового рынка, для которой характерна превалирующая роль в развитии финансового рынка инструментов долгового финансирования и, прежде всего, кредита. Выступая значительной производительной силой, он способен создавать условия для расширения и ускорения процессов производства и обращения, превращая временно неиспользуемые, неработающие ресурсы в капитал, дает товаропроизводителям возможность, не приостанавливая производство, обеспечивать его непрерывность. Благодаря этому финансовому инструменту удовлетворяются не только текущие нужды заемщиков, но и инвестиционные, то есть, реализуются программы по созданию новой стоимости, расширению про-
изводства, его динамичному развитию, повышению конкурентоспособности экономики.
Для оценки состояния российского кредитного рынка и эффективности его экономической деятельности целесообразно рассматривать его в динамике как с институциональной, так и с функциональной точки зрения. В качестве анализируемого периода нами выбран период с 2012 до 2022 года с учетом его особенностей, к которым относятся следующие:
Во-первых, к 2013 году завершился переход России к новой модели экономического развития, при которой основным фактором роста стало наращивание государственного участия в экономике и в распределении ресурсов, что нашло выражение в активном формировании государственных корпораций, а также в усилении процесса консолидации в банковском секторе в пользу банков с государственным участием и освобождении банковского сектора от нежизнеспособных, несостоятельных кредитных организаций (на 1.01.2023 г. общее количество банков составило 326 против 956 ед. на 1.01.2013 г.).
Во-вторых, в конце 2013 года Банк России стал мегарегулятором финансового рынка, что возложило на него новые задачи и обязанности, расширив регулирующую функцию, добавив к ранее законодательно закреп-
ленным целям деятельности (защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение стабильности развития национальной платежной системы) две новые: развитие финансового рынка и обеспечение стабильности финансового рынка. Придание Банку России статуса мегарегулятора позволило усилить взаимодействие всех секторов финансового рынка для достижения поставленных Правительством РФ задач по обеспечению должного уровня экономического развития. Кроме того, это привело:
• к изменению регуляторного поля Банка России (появлению под надзором ме-гарегулятора новых финансовых посредников кредитного типа, ужесточению выдачи высоко рискованных кредитов и займов, применению стимулирующего финансового регулирования для финансовых посредников, кредитующих социально-значимые проекты: введение регуляторных «песочниц» для тестирования финансовыми посредниками новых инновационных технологий в целях разработки структурированных кредитных продуктов, введение регуляторных послаблений для финансовых посредников в условиях ухудшения микро- и макросреды ведения ими своей деятельности в ходе действия экономических и финансовых санкций;
• к конвергенции продуктов и услуг финансовых посредников кредитного типа, сближению и пересечению их клиентских сегментов в ответ на усиливающиеся на финансовом рынке процессы коммодитизации и дезинтермедиации.
В-третьих, начиная с конца 2014 г., Банк России приступил к осуществлению денежно-кредитной политики в соответствии с новой моделью, базирующейся на стратегии таргетирования инфляции, при которой основным инструментом денежно-кредитного регулирования экономического развития стала ключевая ставка. Изменяя ключевую ставку, Банк России воздействует на динамику процентных ставок всех сегментов финансового рынка, что, в свою очередь, влияет на принятие экономическими агентами решений относительно сбережений, инвестиций и потребления и, в конечном счете, должно повлиять на инфляцию.
В-четвертых, начиная с 2015 г., кроме денежно-кредитного регулирования экономики, Банк России поэтапно стал заниматься в мак-
ропруденциальным регулированием, которое выступает в качестве самостоятельного направления государственной политики, примыкающего к денежно-кредитному регулированию. Целью макропруденциальной политики является поддержание устойчивости финансовой системы (финансового сектора) в целом, а не отдельных ее участников к внешним и внутренним шокам, снижение рисков финансовой среды, предотвращение перегрева финансовой системы [6, 72].
В-пятых, в анализируемом периоде развитие экономики России и ее финансового рынка происходило в условиях протекания финансово-экономических кризисов. В 20142016 гг. кризис был вызван падением мировых цен на нефть и введением по отношению к России финансово-экономических санкций со стороны США и стран ЕС в связи с событиями на Украине. Это существенно ограничило доступ коммерческих банков и крупных компаний реального сектора экономики к долгосрочным ресурсам международного рынка капитала, что существенно снизило возможности финансирования их развития за счет внешних источников и побудило к поиску внутренних источников. В 2020-2021 гг. Россию охватил экономический кризис, связанный к пандемией коронавируса СОУГО-19, который сопровождался принудительным ограничением экономической активности бизнеса и граждан. Это повлияло на темпы экономического роста в стране, привело к большим финансовым потерям, к сокращению количества финансовых посредников на финансовом рынке и проведению неординарных мер для поддержки системообразующих предприятий, организаций малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавших отраслей народного хозяйства и граждан.
В-шестых, осуществление в соответствии с Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» перехода к цифровой экономике, сопровождающегося цифровизацией финансового сектора, в том числе и кредитного рынка (появление и развитие финансовых экосистем, площадок для альтернативного кредитования, цифровой кредитной инфраструктуры и т.д.).
Под влиянием вышеперечисленных факторов и обстоятельств в России на начало 2023 г. сложилась следующая организационно-институциональная структура кредитного рынка (см. рис. 1).
По количеству финансовых посредников и объемам кредитования ведущее место на кредитном рынке занимает банковский кредитный рынок, представляющий собой единство и взаимосвязь рынка кредита и рынка депозитов. Исходя из этого, банковский кре-
дитный рынок можно структурировать следующим образом (см. рис. 2).
Основная часть. О развитии банковского кредитного рынка в анализируемом нами периоде можно судить на основании данных таблиц 1, 2, 3.
Кредитный рынок
Коммерческие банки с универсальной лицензией;
Банковский кредитный -► Коммерческие банки с базовой лицензией;
рынок Центральный банк как кредитор последней
инстанции
Рынок кредитных организаций небанковского типа, осуществляющих специфические формы кр едито в ания
Микрофинансовые организации (МФК, МКК); Ломбарды;
Кредитные кооперативы (потребительские, жилшцно-накопительные, потр ебительские)
сельскохозяйственные
Рынок альтернативного -► Лизинговые компании;
кредитования -► Факторинговые компании;
Форфейтинговые компании
Рынок цифровых кредитных -► Финтехкомпании;
продуктов Инвестиционные платформы;
-» Финансовые платформы
Инфраструктура кредитного рынка
Рисунок 1. - Институциональная структура кредитного рынка России (составлено автором)
Рынок банковских депозитов Банковский кредитный рынок Рынок межбанковских кредитов и депозитов
Рынок банковского клиентского кредитования
Рынок корпоративных банковских кредитов
Розничный рынок
банковского кредитования для физических лиц
Рынок банковских
кредитов для государственных финансовых органов
Рисунок 2. - Структура банковского кредитного рынка
Таблица 1. - Основные показатели развития банковского кредитного рынка в период 2014-2021 гг.
Показатель На 1.01. соответствующего года
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Кредиты и прочие раз-
мещенные средства,
1. предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам, млрд. руб. 43985 43985 43716 45994 52912 56654 64804 74949
1.1 в % к ВВП 52,9 52,9 51,1 50,1 50,9 51,9 60,8 57,3
1.2 в % к активам банков 53,0 53,0 59,0 59,0 61,4 63,8 62,4 62,3
2. Привлеченные средства - всего, млрд. руб. 41970 50283 48521 50830 56464 58558 66901 74580
2.1 в % к ВВП 53,0 60,5 39,8 39,8 38,5 38,8 45,8 57,0
2.2 в % к пассивам банков 54,1 60,6 65,5 65,2 65,5 65,9 64,4 62,0,
Таблица 2. - Объем банковского кредитования, в том числе в разрезе основных групп заемщиков
Показатель На 1.01. соответствующего года Темп роста (2022/2012), %
2012 2015 2020 2022
Общий объем банковского кредитного портфеля 24319,5 43205,8 57474,5 77473,6 318,5
В том числе: 1.1. Кредиты корпоративным клиентам 18400,9 30842,4 39003,7 51945,5 283,4
1.2. Кредиты физическим лицам 5550,9 11329,5 17650,7 25067,6 451,6
1.3. Кредиты государственным структурам 367,7 1033,9 820,1 460,5 125,3
Примечание - Источник: отчетные данные Банка России [2].
Таблица 3. - Структура портфеля банковских кредитов на начало года по основным группам заемщиков, %.
Показатель Годы
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Кредитный портфель, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
1. Кредиты корпоративным клиентам, в том числе: 75,7 71,7 68,7 71,4 74,7 73,5 72,1 70.7 67,9 68,2 67,0
1.1 Кредиты нефинансовым организациям 71,0 66,5 63,4 66,8 70,1 66,4 63,4 61,2 57,9 56,6 56,1
1.2 Кредиты финансовым организациям 2,8 3,2 3,4 3,0 3,5 6,2 7,7 8,6 9,1 10,7 10,0
1.3 Кредиты ИП 1,8 2,0 2,0 1,6 1,1 1,0 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9
2. Кредиты государственным структурам 1,5 1,8 2,4 2,4 2,4 2,3 1,9 1,6 1,4 1,2 0,6
3. Кредиты физическим лицам 22,8 26,5 28,9 26,2 22,8 24,1 26,0 27,7 30,7 30,5 32,4
Примечание - Источник: рассчитано автором по данным Банка России [2].
На основании этих данных можно констатировать, что общий объем банковского кредитования к 1.01.2022 г. по сравнению с 1.01.2012 г. вырос в абсолютном выражении на 53154,1 млрд. руб., а в относительном - в 3,2 раза. При этом следует отметить, что расширение банковского кредитования в целом происходило в основном за счет розничного: если с 1.01.2012 г. по 1.01.2022 г. банковский корпоративный кредитный портфель вырос на 183,4%, то розничный - на 351,6%, что нельзя рассматривать как положительную тенденцию с точки зрения обеспечения экономического роста в стране. Снижение за этот же период доли кредитов нефинансовых
организаций в совокупном банковском кредитном портфеле на 15% подтверждает снижение и так недостаточного уровня финансовой глубины российской экономики, который имеет место на протяжении всего анализируемого нами временного периода (см. табл. 4).
Следует отметить, что объемы и темпы роста кредитования корпоративных клиентов могли в анализируемом периоде быть значительно выше, если бы не финансово-экономические кризисы и санкции, а также переход России на новую модель денежно-кредитного регулирования экономики, базирующуюся на стратегии таргетирования инфляции.
Таблица 4. - Динамика роста российской экономики и ее финансовой глубины в период 2013-2021 гг.
Показатель Годы
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
ВВП, млрд. руб. 72985 79030 83087 85616 91843 103861 109608 107315 130795
Темпы роста реального ВВП, в % к предыду- 101,8 100,7 98,0 100,2 101,8 102,8 102,2 97,3 104,7
щему году
Коэффициент обеспе-
ченности экономики кредитными ресурсами, % 32,4 39,0 36,3 38,4 36,8 36,6 35,6 41,7 39,3
Примечание - Источник: составлено и рассчитано автором на основании статистических показателей банковского сектора Российской Федерации по данным «Российского статистического ежегодника» за соответствующие годы.
Как показала практика, политика инфляционного таргетирования в России не способствует усилению роли кредитного канала предложения денег экономике, как предусматривалось при ее введении, а наоборот, за счет изменения ключевой ставки и ставок межбанковского рынка Банк России старается выйти на запланированный уровень инфляции, ограничивая кредитование экономики.
Следует отметить, что объемы и темпы роста кредитования корпоративных клиентов могли в анализируемом периоде быть значительно выше, если бы не финансово-экономические кризисы и санкции, а также переход России на новую модель денежно-кредитного регулирования экономики, базирующуюся на стратегии таргетирования инфляции. Как показала практика, политика инфляционного таргетирования в России не способствует усилению роли кредитного канала предложения денег экономике, как предусматривалось при ее введении, а наоборот, за счет изменения ключевой ставки и ставок межбанковского рынка Банк России старается выйти на запланированный уровень инфляции, ограничивая кредитование экономики. При ограничении с 2014 года доступа российских коммерческих банков к дешевым долгосрочным ресурсам международных рынков капитала Банк России не стремится развивать среднесрочное и долгосрочное рефинансирование кредитов коммерческих банков, выданных ими под инве-
стиционные проекты, считая такое рефинансирование неприемлемым для себя.
В анализируемом периоде рефинансирование коммерческих банков носило в основном краткосрочный характер, то есть, Банк России регулировал в основном текущую ликвидность банковского сектора, что видно из данных таблицы 5.
Причем, объем рефинансирования с 2017 года резко снизился за счет того, что с 2016 года банковская система России работала в условиях профицита ликвидности который появился в банковском секторе как результат финансовой поддержки государством и Банком России во время кризиса 2014-2016 гг. крупных кредитных организаций в рамках программы докапитализации банковской системы в целях поддержания на должном уровне кредитования наиболее приоритетных отраслей экономики [7, с. 36].
Вопреки ожиданиям Правительства РФ, банки полученные ресурсы использовали не по назначению, направляя их на валютный рынок и межбанковский кредитный рынок, ужесточив при этом кредитные требования к заемщикам реального сектора экономики, что привело к сокращению спроса последних на банковские кредиты. Установление в 2018 г. Банком России в качестве традиционного инструмента денежно-кредитной политики депозитной ставки ЯиО№А лишь закрепило структурный профицит рублевой ликвидности в банковской системе, которая абсорбировалась Банком России.
Таблица 5. - Операции Банка России по предоставлению ликвидности в 2016-2021 гг.
Вид инструмента Инструмент Срок Требования Банка России по инструментам предоставления ликвидности (в млрд. руб.)
На 1.01
2017 2018 2019 2020 2021 2022
Операции постоянного действия Кредиты овернайт 1 день 0,0 0,0 8,1 0,0 5,4 0,0
Сделки «валютный своп» 37,8 0,0 0,0 12,6 118,4 0,0
Ломбардные кредиты 1-90 дней 0,6 0,0 4,1 0,0 0,0 0,0
Операции РЕПО 1 день 593,9 3,6 3,6 0,0 0,1 2,6
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами банков От 1 до 549 дней 410,7 5,5 5,1 5,1 5,1 790,1
Операции на открытом рынке Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами 3 месяца 215,6 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Аукционы «валютный своп» От 1 до 2 дней 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Аукционы РЕПО 1 неделя 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
1 год 0,0 0,0 0,0 0,0 36,7 15,6
1 мес. 0,0 0,0 0,0 0,0 810,2 100,8
Итого: 1258,6 9,1 20,9 17,7 975,9 909,1
Примечание - Источник: «Доклад о денежно-кредитной политике», 2019, №4, декабрь. С. 79; Доклад о денежно-кредитной политике», 2021. №1, февраль. С. 50; Доклад о денежно-кредитной политике, 2022. -№4, октябрь. - С.43.
Объем таких операций в 2017-2020 гг. с использованием депозитных аукционов и аукционов по размещению и доразмещению купонных облигаций Банка России был достаточно значительным и по годам он составил: на 1.01.2018 г. - 2727 млрд. руб., на 1.01.2019 - 3292 млрд. руб., на 1.01.2020 -2081 млрд. руб., на 1.01.2021 - 1793 млрд. руб.2 На реальный объем кредитных вложений в экономику оказало влияние и развитие в 2020-2021 гг. (во время коронакризиса) бюджетного канала предложения денег в порядке антикризисных мер, а также не всегда адекватное обстоятельствам повышение процентных ставок по банковским кредитам для реального сектора экономики, снижающее спрос на него и соответственно его объемы.
В банковском корпоративном кредитном портфеле обращает на себя внимание и низкая доля долгосрочных (свыше 3 лет) кредитов нефинансовых организаций, которая на 1.01.22 г. составила 12% (см. табл. 6), что сдерживает процесс модернизации и обнов-
ления основных фондов реального сектора экономики.
Именно в рассматриваемый нами период в целях содействия техническому перевооружению предприятий реального сектора экономики в стране был принят ряд новых и обновлен (доработан и усовершенствован) ряд ранее действовавших нормативных документов по финансовому обеспечению этого процесса (законы о лизинге, о синдицированном кредите, о секьюритизации банковских активов, Постановление Правительства РФ о создании Фабрики проектного финансирования и др.), которые должны были существенно повлиять на долю долгосрочных кредитов в структуре кредитного портфеля, чего не произошло.
Рынок розничного кредитования банковского сектора представлен ипотечными жилищными кредитами, автокредитами и потребительскими кредитами.
2 Доклад о денежно-кредитной политике, 2021 г., февраль. - С. 50.
Таблица 6. - Временная структура кредитов, предоставленных нефинансовым организациям (в %).
Сроки кредита Годы
1.01.2014 1.01.2016 1.01.2018 1.01.2020 1.01.2022
До 1 года 78,2 75,1 65,5 75,8 74,1
От 1 года до 3 лет 9,7 15,4 12,8 14,1 13,8
Свыше 3 лет 12,0 9,3 21,6 10,0 12,0
Примечание - Источник: рассчитано автором по данным Банка России [2].
Таблица 7. - Динамика розничного банковского кредитного портфеля в период с 1.01.2012 по 1.01.2022 в разрезе основных видов кредита, млрд. руб.
Показатель Годы Темп роста
1.01.2012 1.01.2015 1.01.2020 1.01.2022 (2022 г./2012г.), %
1. Розничный кредитный портфель банковского сек- 5551 11330 17651 25068 451,6
тора - всего
В том числе: 1.1. Ипотечные жилищные 1409 3517 7705 12033 854,7
кредиты
1.2. Потребительские кредиты 3050 6900 8926 11659 382,3
1.3. Автокредиты 1052 913 955 1258 119,5
1.4. Прочие кредиты - - 65 118 181,5
Примечание - Источник: данные Банка России [2].
Как видно из представленных данных за период 1.01.2012 г. по 1.01.2022 г. объем ипотечных кредитов увеличился в 8,5 раз, в то время как потребительских кредитов -только в 3,8 раза, а доля этих кредитов в общем розничном кредитном портфеле составила на 1.01.2022 г. соответственно 48% и 46,% против 25,4% и 54,9% на 1.01.12 г.
Резкий рост ипотечных жилищных кредитов и увеличение их доли в банковском кредитном портфеле объясняет высокую долю в этом сегменте кредитного рынка долгосрочных (свыше 3 лет) кредитов в противовес корпоративному кредитному рынку. В анализируемом периоде доля долгосрочных кредитов в розничном портфеле банковского сектора колебалась от 67% до 87%, что видно из данных табл. 8.
Следует отметить, что на рынке ипотечного жилищного кредитования в 2021-2022 гг. в ответ на вызовы современности появились новые кредитные продукты, такие как: «зеленая ипотека», «й-ипотека», ипотека с субсидированной за счет застройщика ставкой, и др. В сегменте банковского потребительского кредитования инновационным стал такой продукт, как «деньги до зарплаты». Он появился как ответная реакция на аналогичные кредиты микрокредитных организаций и выступил орудием конкурентной борьбы с ними за рост объемов кредитования.
Немаловажным показателем качества кредитного портфеля банковского сектора является наличие и величина в нем просроченной задолженности, которая по международным стандартам не должна превышать 5% (см. табл. 9).
Показатель Годы
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Долгосрочные розничные кредиты банковского сектора 67,3 70,5 68,6 67,6 77,5 80,3 83,1 86,3 87,4
Примечание - Источник: рассчитано по данным Банка России [2].
Таблица 8. - Долгосрочные розничные кредиты в банковском портфеле, %
Таблица 9. - Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле банковского сектора России, в %
Показатель Годы
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
1. Общий объем просроченной ссудной задолженности банковского сектора (в % ко всей ссудной задолженности) 4,6 4,2 4,0 4,4 6,3 6,1 6,0 5,4 6,1 6,2 4,2
2. Просроченная задолженность юридических лиц (в % ко всей ссудной задолженности) 3,4 3,2 2,7 2,9 4,4 4,2 4,1 4,0 4,8 4,8 2,9
3. Просроченная задолженность по кредитам физических лиц (в % ко всей ссудной задолженности) 1,2 1,1 1,3 1,5 1,8 1,9 1,9 1,4 1,3 1,4 1,3
Примечание - Источник: составлено автором на
В кризисные годы в период 2016 г. по 2021 г. на отчетные даты в России этот стандарт естественно нарушался, в основном за счет корпоративных клиентов. Уровень просроченной ссудной задолженности физических лиц в анализируемом периоде находился в основном в диапазоне 1,1%-1,5 %, за исключением таких отчетных данных, как 1.01.16, 1.01.17 и 1.01.18, когда наблюдались низкие значения реальных располагаемых доходов населения. Обращает на себя внимание и высокая степень закредитованности населения (по причине не только низких доходов, но и легкой доступности потребительских кредитов).
За период с 1.01.2015 г. до 1.01.2022 г. показатель долговой нагрузки населения (ПДН), отражающий отношение всех ежемесячных платежей по кредитам и займам к уровню ежемесячного дохода заемщика, увеличился с 8% до 10,6% [3]. Банк России считает, что дальнейший рост закредитованно-сти граждан в условиях структурной перестройки экономики может создавать дополнительные макроэкономические риски, поскольку проблемы граждан с обслуживанием кредитов и займов могут приводить к сокращению спроса в экономике, а потери банков в результате списания «плохих» кредитов - к снижению их возможности по кредитованию экономики в целом. В связи с этим Банком России было принято решение о вводе ново-
нии данных Банка России [2].
го инструмента финансового регулирования на отечественном кредитном рынке - макро-пруденциальных лимитов3, которые позволят ему ограничивать «сверху» выдачу высоко рискованных необеспеченных потребительских кредитов и займов, сдерживая кредитование заемщиков с высоким уровнем долговой нагрузки и ограничивая искусственное удлинение срока кредитования.
Заключение. Таким образом, по итогам анализа банковского кредитного рынка России можно отметить следующее:
- усиление огосударствления банковского сектора;
- сокращение количества действующих на финансовом рынке банков;
- невысокая доля участия банков в источниках финансирования инвестиций в основной капитал предприятий реального сектора экономики;
3 В частности, доля потребительских кредитов в банках с универсальной лицензией и показателем предельной долговой нагрузки свыше 80% не должен превышать четверть от всех необеспеченных кредитов, а доля необеспеченных потребительских кредитов со сроком свыше пяти лет ограничена на уровне 10%. Аналогичные меры распространяются на МФО для займов с ПДН более 80% в общем объеме выдач - по потребительским займам и займам с лимитом кредитования - не должен превышать 35% по каждому виду.
- опасный рост рынка розничного кредитования, перегрев ипотечного рынка;
- сдержанные темпы развития рынка кредитования корпоративного сегмента экономики;
- неравномерная пространственная концентрация банковских услуг (С преобладанием Цфо, СЗФО, ПФО).
Учитывая эти обстоятельства, а также изменение геополитической ситуации и введение в 2022 году западными недружественных странами в отношении России 9 пакетов экономических и финансовых санкций за ведение СВО на Украине, негативно сказались на развитии российской экономики и ее финансового рынка, в том числе кредитного. Правительством Российской Федерации и Банком России были разработаны «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов». В целях финансирования необходимой в среднесрочном периоде структурной трансформации и модернизации российской экономики в этом программном документе предусматривается:
- активизация роли банковской системы и ее долгосрочных кредитов, а также государственных институтов развития и финансирования долгосрочных проектов, нацеленных на модернизацию национальной экономики и достижение технологического суверенитета в условиях переориентации международных экономических связей, с предоставлением коммерческим банкам капитальной гарантии в случае ухудшения их финансового положения, а также государственных гарантий и поручительств институтов развития;
- повышение значимости и расширение масштабов деятельности институтов развития для роста объемов долгосрочного кредитования;
- введение риск-ориентированных ре-гуляторных стимулов для участия банков в проектах по экономическому развитию, способствующих достижению технологического суверенитета России и модернизации экономики;
- проведение работы по наращиванию кредитного потенциала региональных банков за счет стимулирования развития инструментария долгосрочных сбережений граждан, а также развития синдицированного кредитования;
- развитие и совершенствование инструментов рынка капитала (в первую очередь - инструментов для финансирования проектов и компаний, осуществляющих деятельность в перспективных и приоритетных отраслях;
- введение регуляторных стимулов для участия банков в проектах по экономическому развитию;
- развитие правовых и операционных механизмов, способствующих более равномерному распределению кредитного риска внутри банковского сектора, между банками и иными участниками финансового рынка;
- повышение уровня цифровизации и доступности кредитных продуктов для населения и бизнеса.
На наш взгляд, России следует также перейти от нейтральной денежно-кредитной политики к политике, стимулирующей экономический рост в стране, отказавшись от режима таргетирования инфляции, который с точки зрения влияния на экономику оказался неэффективным. Реализация перечисленных мер должна привести к сохранению финансовой устойчивости российской экономики, восстановлению и росту ее потенциала, структурной трансформации и модернизации.
Список литературы
1. Андрюшин, С. А. Финансовая политика России в условиях макроэкономической неопределенности / С. А. Андрюшин, // Банковское дело. - 2019. - №11. - С. 1220.
2. Официальный сайт Банка России -www.cbr.ru.
3. Кредит и российские банки в условиях сохраняющейся неопределенности: монография / под ред. д.э.н., проф. Парусимо-вой Н И. - Оренбург : ОГУ, 2019.
4. Кредитные отношения в современной экономике : монография / Р. К. Нурмухаме-тов, Ю. И. Меликов, Н. И. Парусимова [и др.] ; под ред. О. И. Лаврушина, Е. В. Травкиной. - Москва : КноРус, 2023.
5. Кроливецкая, В. Э. Перспективы развития кредитного рынка в России / В. Э. Кроли-вецкая, М. П. Башаратьян // Вестник РАЕН. - 2021. - №2. - С. 36-48.
6. Казак, А. Е. Специфика деятельности российских банков в условиях экономическо-
го кризиса / А. Е. Казак // Банковское дело. - 2016. - №7. - С. 34-37.
7. Лаврушин, О. И. Приоритеты развития кредита в современной экономике / О. И. Лаврушин // Банковское дело, 2020. - №1. - С. 55-59.
8. Марков, М.А. Банк России и развитие реального сектора экономики / М. А. Марков // Банковское дело, 2020. - №6. - С. 34-38.
9. Официальный сайт Правительства России. http://government.ru/.
10. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. -Москва: Банк России, 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/content/document/file/14 3773/onfr_2023-2025.pdf.
11. Перспективные направления развития банковского регулирования и надзора -Москва, 2022. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.cbr.ru/content/document/file/14 3838/dbra_20221227.pdf.
12. Парусимова, Н. И. Кредитные отношения российских банков с заемщиками реального сектора экономики / Н. И. Парусимо-ва, Л. П. Кроливецкая, В. Э. Кроливецкая // Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2019. - №6. - С.75-87.
13. Финансовый сектор, экономический рост и макроэкономическая стабильность // Серия докладов об экономических исследованиях. - Москва, Банк России, 2017. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/content/document/file/16 718/wp 21.pdf.
14. Стратегия развития финансового рынка до 2030 года. Москва: Банк России. -Москва, Банк России, 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/41186/do c 20210913.docx.
15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики -https://rosstat.gov.ru/.
References
1. Andryushin S.A. Finansovaya politika Rossii v usloviyakh makroe'konomicheskoj neopredelennosti [Financial policy of Russia in conditions of macroeconomic uncertainty].
Bankovskoe delo [Banking], 2019, no. 11, pp. 12-20. (In Russian)
2. OficziaFnyj sajt Banka Rossii [Official website of the Bank of Russia]. www.cbr.ru. (In Russian)
3. Kredit i rossijskie banki v usloviyakh sokhranyayushhejsya neopredelennosti [Credit and Russian banks in the conditions of continuing uncertainty]. Ed. N.I. Parusimova Orenburg. OSU, 2019. (In Russian)
4. Nurmukhametov R. K., Melikov Yu. I., Parusimova N.I. et al. Kreditny'e otnosheniya v sovremennoj e'konomike [Credit relations in the modern economy]. Ed. O. I. Lavrushin, E. V. Travkina. Moscow. KnoRus, 2023. (In Russian)
5. Krolivetskaya V.E., Basharatyan M.P. Perspektivy' razvitiya kreditnogo ry'nka v Rossii [Prospects for the development of the credit market in Russia]. Vestnik RAEN [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2021, no. 2, pp. 36-48. (In Russian)
6. Kazak A.E. Speczifika deyatel'nosti rossijskikh bankov v usloviyakh e'konomicheskogo krizisa [Specifics of the activity of Russian banks in the conditions of the economic crisis]. Bankovskoe delo [Banking], 2016, no. 7, pp. 34-37. (In Russian)
7. Lavrushin O.I. Prioritety' razvitiya kredita v sovremennoj e'konomike [Priorities of credit development in the modern economy]. Bankovskoe delo [Banking], 2020, no. 1, pp. 55-59. (In Russian)
8. Markov M.A. Bank Rossii i razvitie real'nogo sektora e'konomiki [The Bank of Russia and the development of the real sector of the economy]. Bankovskoe delo [Banking], 2020, no. 6, pp. 34-38. (In Russian)
9. OficziaFnyj sajt Pravitel'stva Rossii [Official website of the Government of Russia]. http://government.ru/. (In Russian)
10. Osnovny'e napravleniya razvitiya finansovogo ry'nka Rossijskoj Federaczii na 2023 god i period 2024 i 2025 godov [The main directions of development of the financial market of the Russian Federation for 2023 and the period 2024 and 2025]. Moscow. Bank of Russia, 2022. (In Russian) Available at: https://www.cbr.ru/content/document/file/14 3773/onfr_2023-2025.pdf.
11. Perspektivny^e napravleniya razvitiya bankovskogo regulirovaniya i nadzora [Promising directions of development of banking regulation and supervision]. Moscow, 2022. (In Russian). Available at: https://www.cbr.ru/content/document/file/14 3838/dbra_20221227.pdf.
12. Parusimova N.I., Krolivetskaya L.P., Krolivetskaya V.E. Kreditny'e otnosheniya rossijskikh bankov s zaemshhikami real'nogo sektora e'konomiki [Credit relations of Russian banks with borrowers of the real sector of the economy]. Intellekt. Innovaczii. Investiczii [Intelligence. Innovation. Investments], 2019, no. 6, pp.75-87. (In Russian)
13. Finansovy'j sektor, e'konomicheskij rost i makroe' konomicheskaya stabil' nost ' [Financial sector, economic growth and
macroeconomic stability]. Seriya dokladov ob e 'konomicheskikh issledovaniyakh [A series of reports on economic research]. Moscow: Bank of Russia. Moscow, Bank of Russia, 2017. (In Russian). Available at: https://www.cbr.ru/content/document/file/16 718/wp_21.pdf.
14. Strategiya razvitiya finansovogo ry'nka do 2030 goda [Financial market development strategy until 2030]. Moscow: Bank of Russia. Moscow, Bank of Russia, 2021. (In Russian). Available at: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/41186/do c_20210913.docx;
15. Oficzial'ny'j sajt Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statistiki [Official website of the Federal State Statistics Service]. https://rosstat.gov.ru/.(In Russian)
Received 6 April 2023